Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Александр Александрович

Цель исследования - раскрыть специфику формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательной среды вуза. В статье осуществляется анализ дефиниции "профессиональная компетентность" в трудах исследователей. Обоснован вывод о том, что профессиональная компетентность выступает базисной характеристикой специалиста, определяющей его способность решать профессиональные цели и задачи различного уровня сложности. Существующие образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов. Научная новизна заключается в разработке критериев оценивания сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов и апробировании методики на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В результате выявлены основные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием будущего педагога с учащимися, их родителями, другими учителями; трудности при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса; несформированность навыков организационной работы; сложности в использовании информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий в рамках педагогической практики и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумейко Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

The purpose of the study is to reveal the specifics of the formation of professional competencies of future teachers in the conditions of the educational environment of the university. The article analyzes the definition of "professional competence" in the works of researchers. The conclusion is justified that professional competence is the basic characteristic of a specialist, which determines his ability to solve professional goals and tasks of various levels of complexity. The existing educational standards of higher professional education place high demands on the quality of professional training of future teachers. The scientific novelty lies in the development of criteria for assessing the formation of professional competence of future teachers and testing the methodology on the basis of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University. As a result, the main problems associated with the interpersonal interaction of the future teacher with students, their parents, and other teachers are identified; difficulties in creating software and methodological support for the educational process; lack of organizational skills; difficulties in using information and communication technologies when conducting classes within the framework of pedagogical practice, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

го взаимодеиствия; практического опыта работы в команде, умения сотрудничать и способность разрешать конфликты; опыта сравнительного анализа различных взглядов, а также выработки умения отстаивать свое мнение; формирование и развитие критического мышления, толерантности, эмпании и рефлексии; творческой активности в решении профессиональных задач; достижение целостности, интеграции знаний путем их использования в процессе учебного проектирования.

Литература:

1. Бирюкова H.A., Кондратенко И.Б. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 9. [Электронный ресурс]. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2014/9/pedagogika/biryukova-kondratenko.pdf (дата обращения 25.12.2020).

2. Бурханова Ф. Б., Родионова С.Е. Внедрение инновационных активных и интерактивных методов обучения и образовательных технологий в российских вузах: современное состояние и проблемы // Вестник Башкирскирского университета. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. URL: https:/ /cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-innovatsionnyh-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-obucheniya-i-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-rossiyskih-vuzah-sovremennoe (дата обращения 11.012021).

3. Крылова M.H. Интерактивные методы в системе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Перспективы науки и образования. - 201 б. - № 4 (22). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-v-sisteme-prepodavaniya-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения 13.102020).

4. Лазарева Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине "Культура речи и деловое общение" // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 4 (32). [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kommunikativnoy-kompetentsii-u-studentov-vuzov-posredstvom-primeneniya-

innovatsionnyh-tehnologiy-na (дата обращения 02.11.2020).

5. Лисецкая И.А. Формирование речевой культуры будущих учителей филологических специальностей: актуальность темы исследования // Проблемы современного педагогического образования. -2014,- №45-2. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_25342107_ 66897866.pdf (дата обращения 08.09.2020).

6. Самойленко Н.Б. Формирование речевой культуры будущих учителей филологических специальностей: психолого-педагогические аспекты // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-2. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26001112 (дата обращения: 21.10.2020).

7. Семыкина Р.С. Культура речи как фактор профессиональной подготовки студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - 5 (72). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kultura-rechi-ka k-faktor-professionalnoy-podgotovki-studentov(flaTa обращения 02.11.2020).

8. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. -176 с.

9. Соболева Е. В. Особенности проектирования цифрового образовательного пространства на основе применения игровой технологии // Вестник НГПУ. - 2019. - N5 4. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proektirovaniya-tsifrovogo-obrazovatelnogo-prostranstva-na-osnove-primeneniya-igrovoy-tehnologii (дата обращения 02.11.2020).

10.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. NQ 947. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450301_Filologia. pdf (дата обращения 01.06.2020).

11. Шевченко М.С. Модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.eom/PDF/129PDMN620. pdf (дата обращения 18.02.2021).

12.Jakobsen K.V., Daniel D.B. Evidence-Inspired Choices for Teachers: Team-Based Learning and Interactive Lecture/Teaching of Psychology. - 2019. - № 46 (4). [Электронный ресурс]. URL: https:// doi.org/10.1177/0098628319872411 (дата обращения 18.02.2021).

СИ О CXJ

-О X

2

OD

СО

CXJ

457

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN THE PROCESS OF STUDYING AT THE UNIVERSITY

Shumeyko Alexander Alexandrovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Amur Humanitarian and Pedagogical State University, Komsomolsk-on-Amur

The purpose of the study is to reveal the specifics of the formation of professional competencies of future teachers in the conditions of the educational en vironment of the university. The article analyzes the definition of "professional competence" in the works of researchers. The conclusion is justified that professional competence is the basic characteristic of a specialist, which determines his ability to solve professional goals and tasks of various levels of complexity. The existing educational standards of higher professional education place high demands on the quality of professional training of future teachers. The scientific novelty lies in the development of criteria for

assessing the formation of professional competence of future teachers and testing the methodology on the basis of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University. As a result, the main problems associated with the interpersonal interaction of the future teacher with students, their parents, and other teachers are identified; difficulties in creating software and methodological support for the educational process; lack of organizational skills; difficulties in using information and communication technologies when conducting classes within the framework of pedagogical practice, etc.

Keywords: professional competence; professional competencies; future teacher; pedagogical practice; higher professional education; Federal State Educational Standard.

DO I 10.24923/2222-243X.2021 -39.81

УДК 378.14 ВАК РФ 13.00.08

©Шумейко A.A., 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Цель исследования - раскрыть специфику формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательной среды вуза. В статье осуществляется анализ дефиниции "профессиональная компетентность" в трудах исследователей. Обоснован вывод о том, что профессиональная компетентность выступает базисной характеристикой специалиста, определяющей его способность решать профессиональные цели и задачи различного уровня сложности. Существующие образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов. Научная новизна заключается в разработке критериев оценивания сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов и апробировании методики на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В результате выявлены основные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием будущего педагога с учащимися, их родителями, другими учителями; трудности при создании программно-методического обеспечения образова тельного процесса; несформированность навыков организационной работы; сложности в использовании информационно-комму-никационных технологий при проведении занятий в рамках педагогической практики и др.

Клю чевые слова: профессиональная компе тентность; профессиональные ком-пе тенции; будущий педагог; педагогическая практика; высшее профессиональное образование; ФГОС.

ШУМЕЙКО Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Амурский гуманитарно-педагогичес-кий государственный университет, Комсомольск-на-Амуре

Введен ие

В условиях проводимых реформ и модернизации системы высшего профессионального образования (далее - ВПО) к студентам вуза предъявляются более высокие требования в отношении теоретических и практических детерминант обучения, где качество знаний определяется степенью сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов. Современный этап развития высшего профессионального образования характеризуется внедрением государственных стандартов нового поколения, реализацией новых компетентностно-ориентированных образовательных программ. Ситуация стремительно развивается и требует от выпускников вузов высокого уровня профессионально-методической компетентности, которая выражается в готовности и умении оценивать предлагаемые изменения стандартов и программ с точки зрения их целесообразности для достижения поставленных целей, а также воплощать их в реальность, преподавание предмета, получение результатов, заявленных в нормативных документах. В этой связи актуальность данного исследования заключается в том, современная система образования сегодня нуждается в активном, компетентном педагоге, способном принимать самостоятельные решения, формирование такого педагога является целью профессионального образования в высшем учебном заведении. С целью удовлетво-

рения потребностей в высококвалифицированных кадрах современная высшая школа России ведет целенаправленную подготовку бакалавров профессионального обучения (по отраслям) со сформированными профессиональными компетенциями. Существующая проблема обуславливается противоречием между доктриной ориентированного на результат подхода, оговаривающей содержание и организацию психолого-педагогической подготовки как одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки, и отсутствием методико-методической базы для организации указанной практики, а также реализации ориентированного на результат подхода в данном процессе.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) провести анализ понятия "профессиональная компетентность", 2) выявить профессиональные компетенции, формируемые в ходе педагогической практики на всех курсах обучения будущего педагога в рамках бакалавриата, 3) предложить критерии оценивания сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов.

В этой связи был осуществлен анализ научно-педагогической литературы, проведено эмпирическое исследование на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.

Для осмысления проблем формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе обучения на бакалавриате в статье применяются следующие методы исследования анализ, синтез, обобщение, эмпирический метод, сбор и обработка статистических данных.

Теоретическая база исследования. Вопросы, связанные с формированием профессиональной компетентности будущего педагога в образовательной практике вуза, были рассмотрены в трудах P.M. Асадуллина, И.В. Гладкой, O.E. Курлыгиной, О.Г. Лысак, В.В. Реутовой и др.

Основная часть

В общем понимании И.В. Гладкой и др. отечественных исследователей, "профессиональная компетенция" обосновывается как соответствие профессиональной подготовленности обучающегося современным "вызовам времени" [4]. Несмотря на понятность категории "профессиональная компетентность", дискуссионные вопросы относительно представленной дефиниции остаются открытыми.

Компетенции как социально значимый результат образования, по утверждению И.А. Дзюбенко, являются основой, внутренним

резервом компетентности, где основу компетенций составляют знания, умения, навыки, а также опыт соответствующей деятельности [5].

На этом основании компетентность можно рассматривать как способность демонстрировать владение определенной компетенцией в реальной практической деятельности. Таким образом, компетентность в понимании автора представляет собой систему взаимосвязей приобретенных знаний, умений, навыков и умение эффективно их использовать для решения типовых и проблемных ситуаций, возникающих в жизни человека.

В понимании доктора педагогических наук В.А. Адольфа, профессиональная педагогическая компетентность отождествляет собой личностное образование обобщенного вида, включающее в себя высокую степень теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки [1].

Доктор психологических наук Э.Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [б].

В свою очередь, исследователь В.А. Болотов определяет профессиональную компетентность как образованность, способ существования знаний, умений, способствующий личной самореализации [3].

С точки зрения содержательной составляющей, профессиональная компетентность специалиста - это сложное индивидуально-психоло-гическое образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений, навыков, значимых личностных качеств, обусловливающих его готовность к выполнению профессиональной деятельности [12].

В понимании В.В. Реутовой, профессиональная компетентность педагога представляет собой сложный комплекс, включающий про-фессиональные знания, умения, навыки, готовность к деятельности, а также целый ряд профессионально важных личностных качеств таких как: креативность, мобильность, коммуникабельность, толерантность, уравновешенность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, саморефлексии и др [11].

Профессиональные компетенции бакалавров в ходе обучения в вузе, согласно позиции О.Г. Лысак, как интегральные качества личности, характеризующие уровень знаний, умений, навыков и опыта, необходимых им для выпол-

iaC >

<

X Ui

s: x. о

ш T

s

< et

Ш

С

460

нения педагогических задач; самостоятельного применения современных IT-технологий, способствующих будущей педагогической деятельности в системе профессионального образования [8].

В исследовании H.A. Пахтусовой в качестве основополагающего аспекта для формирования профессиональной компетенции будущих педагогов в условиях образовательной среды вуза является выбор совокупности научных подходов, влияющих на выбор способов и средства обучения, построение целостного процесса профессиональной подготовки, включающий в себя следующие подходы: системный, синергетический, компетентностный [9]. По мнению автора, именно совокупность подходов позволит полноценно сформировать единую концепцию, создающая предпосылку к тому, чтобы будущий педагог профессионального обучения постоянно находился в условиях личностного и профессионального становления.

Кроме того, С. Скворцова акцентирует внимание на методической компетентности как одной из главных составляющих в системе профессиональной компетенций педагога, представленную в виде совокупности взаимосвязанных и взаимосвязанных компонентов: задач, учебно-познавательного ресурса (содержания обучения и организационных форм обучения), технологий и средств обучения [15]. По ее мнению, с учетом национальной системы квалификаций результатом обучения на каждом образовательном уровне выступает именно компетентность.

Таким образом, на основе таких нормативных документов, как национальная система квалификаций, государственный стандарт высшего профессионального образования определим компетентность как способность человека выполнять определенный вид деятельности, который выражается через знания, понимание, умения, ценности и другие личностные качества, приобретенные и продемонстрированные во время и после окончания вуза.

Взяв за основу данное определение, будем трактовать профессиональную компетентность педагога как свойство личности организовывать образовательный процесс на уровне современных требований; как единство теоретической и практической готовности педагога (предметно-теоретической, психоло-го-педагогической и дидактически-методичес-кой) к выполнению своей деятельности; как способность продуктивно действовать; эффективно решают стандартные и проблемные си-

туации, возникающие в процессе обучения обучающихся.

В связи с тем, что компетентность представляет собой сложное личностное образование, большинство ученых в этом педагогическом явлении выделяют отдельные группы, основанные либо на содержательных, либо на деятельности ых, либо на личностных компонентах.Так, например структура профессиональной компетентности педагога представляется А.Н. Шевелевым, Е.Г. Ямщиковой как композиция таких компонентов, как профессионально-деятельно-стный (социальный, контекстный, предметный, информативный компоненты), личностный (личностный, интегративный, рефлексивный, креативный и адаптивный компоненты) и коммуникативный (коммуникативный, социокультурный компоненты) [14].

Наряду с этим, в исследовании Ю.В. Чепур-ной профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специфических компетенций. Ключевые компетенции являются основой всех компонентов профессиональной компетентности педагога, компетенция, обеспечивающая конкурентное преимущество; базовые компетенции - группа компетенций, которая основывается на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах педагога; а специальные - те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности [13].

В соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО 3++ по направлениям бакалавриата, важность практической подготовки; четко определенные профессиональные виды деятельности и компетенции, необходимые для выполнения специализированной работы будущих выпускников определяют качество сформированных профессиональных педагогических компетенций [10]. Так, современная образовательная доктрина предполагает принципиально новый подход к организации практических занятий. По мнению автора, педагогическая практика имеет решающее значение для формирования профессиональной компетентности будущих педагогов, поскольку она провоцирует овладение учащимися как теорией, так и практикой педагогических процессов в любом возрасте: раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, подростковом и раннем взрослом.

Выпускник педагогических специальностей должен иметь полностью сформированную профессиональную компетентность, под которой понимается готовность к решению про-

фессиональных задач, реализуемая посредством профессиональной деятельности [7]. Таким образом, для повышения уровня профессиональной компетентности студентов вуза с первого года обучения необходимо знакомить с деятельностью, способствующей их профессиональному росту и совершенствованию.

Согласно ФГОС ВО 3++, обучение осуществляется на основе подхода, ориентированного на результат [10]. Практическая подготовка является важнейшим компонентом основной образовательной программы высшего образования, обязательной частью учебных занятий и процесса обучения в целом. Она реализуется с целью расширения и закрепления теоретических знаний, а также приобретения практических навыков.

По итогу, педагогическая практика, реализуемая на первом и втором году обучения, при положительном исходе должна привести к формированию следующих профессиональных компетенций:

- возможность реализации программ приобретения и развития, связанных с универсальными воспитательные действия, направленные на достижение метадисциплинарных образовательных результатов у учащихся;

- умение профессионально использовать и применять базовые теоретические и научные знания вместе с практическими навыками;

- способность реконструировать содержание образования в соответствии с предметными спецификациями ФГОС

основного и среднего образования, а также уровнем научного прогресса и возрастными требованиями учащихся;

- умение организовывать совместную и индивидуальную учебно-воспитательную деятельность учащихся, в том числе с особыми образовательными требованиями, с учетом требований ФГОС.

Содержание подготовки студентов включает в себя задания, направленные на: осуществление педагогического образования и эволюции методик для учеников, в том числе с особыми образовательными потребностями; приобретение конкретных практических навыков и компетенций в области планирования, проектной и научно-исследовательской работы в любое учебное заведение; формирование личного, эмоционального, ценностного отношения учащихся к проектной и исследовательской деятельности; освоение и практическое применение ряда технологий (личностно-технологий в процессе обучения;

интерактивные технологии учебного проектирования, проблемно-ориентированное обучение, геймификация, работа в команде, саэе-технология, технология ИКТ, овладение основами исследовательской и проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса через образовательную инфор-мационно-просветительская деятельность, социально-культурная работа и досуг; разработку и применение на практике эффективных пси хол о го-педагогических, инклюзивных средств, способствующих повышению индивидуальных образовательных, личностных и воспитательных потребностей учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями [16].

Опыт прохождения студентами педагогической практики в течение трех и четырех лет обучения предполагает овладение следующими компетенциями:

- способность студентов организовывать совместную и индивидуальную учебно-воспитательную деятельность для своих воспитанников, в том числе с особыми образовательными требованиями, с учетом требований ФГОС;

- умение применять на практике психолого-педагогические методики,тем самым повышая индивидуальность обучения, саморазвитие и воспитательные потребности учащихся, в том числе с особыми образовательными требованиями;

- умение взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений в процессе реализации образовательных программ;

- возможность реализации программ приобретения и развития, связанные с универсальными учебными действиями (УУД), направленными на достижение метадисциплинарных образовательных результатов среди учащихся;

- умение профессионально использовать и применять базовые теоретические и научные знания наряду с практическими навыками;

- способность реконструировать содержание образования в соответствии с предметными спецификациями ФГОС основного и среднего образования, а также уровнями научного прогресса и возрастными требованиями учащихся.

Содержание обучения студентов старших курсов включает в себя задания, направленные на: приобретение студентами навыков и умений самостоятельной воспитательной работы со своими учениками с учетом их индивидуальных различий и сохранения здоровья; приобретение определенных практических

iaC >

<

X Ui

s: x. о

ш T

s

< ct

Ш

с

462

навыков и компетенции; совершенствование навыков планирования и анализа учебного процесса; совершенствование навыков планирования урока и выполнение обязанностей педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наряду с уровнем сформированности профессиональных компетенций, качество профессионального образования оценивается через систему показателей, характеризующих конечный результат деятельности, таких как качество подготовки выпускников, а также систему обеспечения образовательного процесса [2]. Следовательно, качество профессионального образования представляется через качество образованности выпускника университета, понимаемое как соответствие его динамическим требованиям социально-экономической и культурно-профессиональной сфер жизни (нормам, стандартам).

Таким образом, автор предлагает оценивать сформированность профессиональной компетентности будущих педагогов по следующим параметрам:

- степень мотивации к выполнению функциональных обязанностей;

-уровеньмежличностного взаимодействия (с учащимися, их родителями, другими педагогами);

- анализ производительности труда как учеников, так и педагогов;

- планирование педагогической деятельности; отбор материалов, методов и средств обучения;

- уровень сформированности организационных навыков (работа в команде, работа в группах, индивидуальная работа);

-использованиесовременных педагогических технологий, в том числе ИКТ;

- само- и рефлексивный анализ педагогической деятельности.

Исследование исходного уровня профессиональных компетенций студентов педагогических специальностей Амурского гуманитарно-педа-гогического государственного университета в количестве 88 испытуемых при прохождении педагогической практики на 3-4 году обучения показало основные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием будущего педагога с учащимися, их родителями, другими учителями - 34%; некоторые проблемы с организационными вопросами - 23%; производительность труда учеников, педагогов -43%; трудности в планировании материалов, методов и форм работы с учащимися - 37%; организационные навыки (работа в команде, работа в группах, индивидуальная работа) -

33%; использование современных педагогических методик, в том числе ИКТ реализуется студентами в ходе практики всего на 23%; саморефлексивный анализ педагогической деятельности осуществляют всего 31% студента педагогических направлений.

Заключение

В соответствие целям и задачам сделаны выводы проведённой работы:

1. Каждая составляющая профессиональной компетентности педагога проявляется на ключевом, базовом и специальном уровне, где ключевые компетенции выступают своеобразным "фундаментом", на котором покоятся базовые компетенции, а затем следуют специальные компетенции.

2. Предложены и апробированы критерии сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов по ряду параметров, отражающих степень мотивации к выполнению функциональных обязанностей; уровень межличностного взаимодействия; анализ производительности труда; планирование педагогической деятельности; уровень сформированности организационных навыков; использование современных педагогических технологий; само- и рефлексивный анализ педагогической деятельности.

3. Полученные результаты оценки уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов в ходе педагогической практики могут быть применены в отношении учебно-методического сопровождения всех видов профессиональной подготовки выпускников в различных учебных заведениях, с целью повышения компетентности действующих педагогических работников посредством методических объединений, различных курсов повышения квалификации и т.д.

Литература:

1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис.... докт. пед. наук: 13.00.01. - М., 1998. -357 с.

2. Асадуллин P.M. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. - 2005. - №1. -С. 15-23.

3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С.8-14.

4. Гладкая И.В. Становление понятия "Профессиональная компетентность" в теории профессионального образования // Человек и образование. -2011,-№2.-С. 130-134.

5. Дзюбенко И.А. Сущность понятий "Компетентность" и "Компетенция" // АНИ: педагогика и психология. - 2013. - N«1. - С.18-20.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие.-М„ 2003.-336 с.

7. Курлыгина O.E. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№5.-С.1-4.

8. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.08. - Орел, 2019. - 24с.

9. Пахтусова H.A. Методологические основы формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения в условиях вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 1 -7.

10. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 25.032021).

11. Реутова В.В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры профессиональной

компетентности педагога // Мир науки. Педагогика и психология. - 2017. - №1. - С.1-6. 12.Трофименко М.П. Профессиональная компетентность и ее место в подготовке будущих педагогов//Среднее профессиональное образование. -2010,-№8.-С. 11-14.

13.Чепурная Ю.В. Основные научные подходы к понятию "Профессиональная компетентность" // Вестник Московского университета МВД России. -2015.-№10.-С. 344-347. 14.Шевелев А.Н., Ямщикова Е.Г. Профессиональная компетентность современного педагога: теоретические подходы // Общество. Коммуникация. Образование. - 2011. - №4(136). - С. 98-104. 15.Skvortsova S. The formation of future teachers' professional competency. Science and Education a New Dimension: Pedagogy and Psychology. 2017. Vol. 51. P.60-65.

16.Turayev B.Z. Formation of professional competence of future professionals in computer science and information technology// European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2016. Vol. 4 No. 2. P.29-35.

CORPORA TE COMMUNICA TIONS: OPPORTUNITIES FOR DEVELOPMENT IN THE CORPORA TE EDUCA TION SYSTEM Yarnykh Veronica Igorevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Television, Radio and Internet Technologies, Russian State University for the Humanities, Moscow

The purpose of the study is to reveal the development of corporate communications through the corporate education system. In this context, new approaches and opportunities within the corporate training system are proposed for the formation and development of corporate communications adequate to the situation. The scientific novelty of the research lies in the formation of a new approach to the development of corporate communications through the training of employees, the de velopment of responsible beha vior in the media sphere. As a result of the study, the possibilities of the corporate training system in increasing the efficiency of corporate communications were revealed, the use of media educational technologies also form advantages for the employees of the organization in increasing the safety and responsibility of behavior in the media environment.

Keywords: corporate communications; media image of organization; communication strategies; media technologies; e-mentoring.

001 10.24923/2222-243Х.2021 -39.82

КОРПОРА ТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ КОРПОРА ТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель исследования заключается в возможности раскрыть развитие корпоративных коммуникаций через систему корпоративного образования. В данном контексте предлагаются новые подходы и возможности внутри системы корпоративного обучения для формирования и развития адекватных ситуации корпоративных коммуникаций. Научная новизна исследования состоит в формировании нового подхода к развитию корпоративных коммуникаций через обучение сотрудников, развитию ответственного поведения в медиас-фере. В результате исследования выявлены возможности корпоративной системы обучения в повышении эффективности корпоративных коммуникаций, использование медиаобразовательных технологий также формируют преимущества для сотрудников организации в повышении безопасности и ответственности поведения в медиасреде.

Ключевые слова: корпоративные коммуникации; медийный имидж организации; коммуникационные стратегии; медиатехнологии; е-теШоппд.

Введение

Пандемия СОУЮ-19 сформировала новые вызовы и предоставила новые возможности для развития корпоративных коммуника-

УДК 378.046 ВАК РФ 13.00.01

©ЯрныхВ.И:, 2021

ЯРНЫХ Вероника Игоревна, кандидат экономических, доцент, кафедра Теле-, радио-и Интернет-технологий, Российский государственный гуманитарный университет, Москва

01 О си

-О X

2

оэ

со

OJ

463

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.