Научная статья на тему 'Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности'

Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
789
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEAM BUILDING / PROFESSIONAL STANDARD / CORPORATE TRAINING / HUMAN ASSET / NATIONAL SYSTEM OF TEACHER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Ольга Геннадьевна, Санникова Наталья Ивановна

Актуальность исследования обусловлена поисками новых форм повышения профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования в условиях современных требований к квалификации. Цель статьи состоит в изучении сущности исследуемого явления, описании характерных признаков корпоративного обучения как эффективного ресурса для развития как профессионально-личностных качеств отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований в статье приводятся результаты изучения корпоративного обучения учителя как педагогического явления, дается анализ применения данной формы в процессе повышения профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования. Ведущими подходами к исследованию проблемы являются компетентностный и командный подходы, обосновывающие необходимость формирования у педагогов общих методических подходов к педагогическому обеспечению достижения обучающимися результатов образования. В статье представлены результаты теоретического исследования развития профессиональных компетенций в условиях внутришкольной системы корпоративного обучения. Описывается модель повышения профессиональной компетентности педагога в условиях корпоративного обучения, включающая концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивный компоненты, в рамках которых корпоративное обучение представляется системным основанием для профессионального совершенствования педагога в контексте эффективно организованной методической работы в условиях конкретной образовательной организации, в соответствии с ее особенностями и стратегическими направлениями развития. Обосновывается вывод о том, что возможности корпоративного обучения представляются многограннее традиционной методической работы для решения задачи развития профессиональной компетентности педагогов в условиях командного подхода и с учетом корпоративной культуры конкретной образовательной организации. В заключении делается вывод о возможности ресурса корпоративного обучения как для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, так и для реализации стратегии развития образовательной организации в направлении повышения качества образования в целом. Теоретическая значимость статьи заключается в актуализации возможности корпоративного обучения для повышения профессиональной компетенции педагогов. Практическая значимость статьи состоит в использовании результатов исследования для осуществления корпоративного обучения педагогов в конкретной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Ольга Геннадьевна, Санникова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE TRAINING OF TEACHERS AS A RESOURCE TO IMPROVE PROFESSIONAL COMPETENCE

The relevance of the study is due to the search for new forms of improving the professional competence of teachers in the continuing education system in the context of modern qualification requirements. The purpose of the article is to study the essence of the phenomenon under study, to describe the characteristic features of corporate training as an effective resource for the development of both professional and personal qualities of an individual teacher, and for the development of the teaching staff as a whole. Based on the analysis of domestic and foreign studies, the article presents the results of studying the teacher’s corporate training as a pedagogical phenomenon, gives an analysis of the use of this form in the process of improving the professional competence of a teacher in continuing education. The leading approaches to the study of the problem are competence-based and team-based approaches that justify the need for educators to develop common methodological approaches to pedagogical support for students to achieve educational results. The article presents the results of a theoretical study of professional competences development in an intra-school system of corporate training. A model is described for enhancing the professional competence of a teacher in corporate training, including conceptual, substantive, technological and reflective components, within which corporate training becomes a systemic basis for professional improvement of a teacher in the context of effectively organized methodological work in a specific educational organization, in accordance with its specific features and strategic directions of development. The conclusion is substantiated that the opportunities of corporate training are more promising than traditional methodological work to solve the task of developing the professional competence of teachers within a team approach and taking into account the corporate culture of a particular educational organization. To sum up, it is concluded that the corporate training resource is useful both for improving the professional competence of teaching staff and for implementing the development strategy of the educational organization in the direction of improving the general quality of education. The theoretical significance of the article lies in actualizing the opportunities of corporate training for improving the professional competence of teachers. The practical significance of the article lies in the use of research results for the implementation of corporate training of teachers in a specific educational organization.

Текст научной работы на тему «Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 201061 2020, № 09 (сентябрь) УДК 378.046.4

Корпоративное обучение педагогов

как ресурс повышения

профессиональной компетентности

Селиванова Ольга Геннадьевна1

Вятский государственный университет, Киров, Россия

selivanog@mail.ru

Санникова Наталья Ивановна2

Вятский государственный университет, Киров, Россия nisanni@mail.ru

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена поисками новых форм повышения профессиональной компетентности педагогов в системе непрерывного образования в условиях современных требований к квалификации. Цель статьи состоит в изучении сущности исследуемого явления, описании характерных признаков корпоративного обучения как эффективного ресурса для развития как профессионально-личностных качеств отдельного педагога, так и педагогического коллектива в целом. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований в статье приводятся результаты изучения корпоративного обучения учителя как педагогического явления, дается анализ применения данной формы в процессе повышения профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования. Ведущими подходами к исследованию проблемы являются компетентность^ и командный подходы, обосновывающие необходимость формирования у педагогов общих методических подходов к педагогическому обеспечению достижения обучающимися результатов образования. В статье представлены результаты теоретического исследования развития профессиональных компетенций в условиях внутришкольной системы корпоративного обучения. Описывается модель повышения профессиональной компетентности педагога в условиях корпоративного обучения, включающая концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивный компоненты, в рамках которых корпоративное обучение представляется системным основанием для профессионального совершенствования педагога в контексте эффективно организованной методической работы в условиях конкретной образовательной организации, в соответствии с ее особенностями и стратегическими направлениями развития. Обосновывается вывод о том, что возможности корпоративного обучения представляются многограннее традиционной методической работы для решения задачи развития профессиональной компетентности педагогов в условиях командного подхода и с учетом корпоративной культуры конкретной образовательной организации. В заключении делается вывод о возможности ресурса корпоративного обучения как для повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, так и для реализации стратегии развития образовательной организации в направлении повышения качества образования в целом. Теоретическая значимость статьи заключается в актуализации возможности корпоративного обучения для повышения профессиональной компетенции педагогов. Практическая значимость статьи состоит в использовании результатов исследования для осуществления корпоративного обучения педагогов в конкретной образовательной организации.

Поступила в редакцию Received 24.06.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.07.20

Принята к публикации Accepted for publication 27.07.20 Опубликована Published 30.09.20

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Селиванова Ольга Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

2 Санникова Наталья Ивановна, аспирант кафедры педагогики факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

Ключевые слова: корпоративное обучение, непрерывное образование, человеческий капитал, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт, национальная система учительского роста, командообразование.

Введение

Стремительное развитие разных отраслей науки, появление новых технологий, изменения в стратегических подходах к развитию экономики страны оказывают существенное влияние на формирование потребности общества в высококвалифицированном специалисте, отвечающем всем современным требованиям. Человек нового времени - профессионал, обладающий высоким уровнем разнообразных компетенций, способный быстро реагировать на внешние изменения, постоянно совершенствоваться, осваивать новые направления деятельности, иными словами, непрерывно самообразовываться, адаптироваться, развиваться.

Одной из актуальных и эффективных форм непрерывного образования, направленных на развитие человеческого потенциала в условиях существующих запросов к сфере образования, является корпоративное обучение, позволяющее в результате сближать существующие требования современных образовательных стандартов и стандартов профессиональных.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Понятие корпоративного обучения появилось в середине прошлого столетия в трудах Д. Мак-Грегора (концепция моделей отношения человека к трудовой деятельности), а затем находит развитие в работах А. Маслоу [1]. Исследования в области корпоративного обучения в большей степени до недавнего времени были ориентированы на такие области, как экономика, социология, психология, технология управления, поскольку одним из результатов и эффектов корпоративного обучения ожидалось не столько развитие членов компаний, сколько повышение эффективности работы самой организации, рост ее конкурентоспособности, что вело бы к увеличению финансовой прибыли. В этой связи, по мнению Е. П. Кагал, корпоративное обучение сотрудников будет являться эффективной формой профессиональной подготовки и переподготовки персонала, что приведет к улучшению методов работы по решению актуальных проблем компании, что влечет за собой рост финансового благополучия организации в целом [2]. Д. Ю. Коваленко, рассматривая в своем исследовании особенности формирования корпоративной культуры как одного из важнейших факторов успешной организации деятельности компании, также выделяет новые формы повышения профессионализма его работников в качестве одного из необходимых способов адаптации к внешним изменениям, что определяет в итоге высокую устойчивость всей компании к разнообразным кризисам [3].

Подходы к организации корпоративного обучения в исследованиях разных ученых также сформулированы неоднозначно. В работах А. И. Родина, посвященных изучению данного вопроса, корпоративное обучение понимается как «динамический процесс распространения знаний и информации по решению производственных проблем» [4]. В результате у сотрудников организации вырабатываются модели профессиональной деятельности, что повышает их адаптацию к изменениям, происходящим во внешней среде. Такой подход, по мнению исследователя, создает конкурентное преимущество организации перед остальными. О. Л. Чуланова, напротив, понимает корпоративное обучение персонала лишь как особую форму повышения профессионализма специалиста организации [5].

Сегодня особое развитие получает педагогический аспект понятия «корпоративное обучение», рассматривающий данное направление как «организованный в интересах корпорации и ее сотрудников процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, осуществляемый как внутри организации, так и вне ее, направленный на решение учебных задач и обеспечивающий профессиональное развитие сотрудников» [6]. Появляются научные разработки, разделяющие понятия «корпоративное обучение» и «корпоративное образование». Например, М. В. Кларин подчеркивает принципиальную разницу этих понятий наличием в корпоративном образовании управленческого подхода как части процесса управления организацией [7]. Корпоративному обучению, по его мнению, присущ лишь учебный подход по передаче и усвоению определенных знаний и профессиональных навыков. С. А. Мыльникова и В. А. Погосян также в своих работах выявляют специфику понятия «корпоративное обучение» - это обучение, направленное на освоение профессиональных компетенций. Содержание корпоративного образования видится ими в контексте общих, ключевых компетенций (исследовательских, организационно-управленческих, мотивационных и пр.) [8].

Анализ зарубежных исследований и опыта корпоративного (внутрифирменного) обучения педагогов показал, что оно давно используется в образовательных организациях стран Европы и Америки. Участниками международной конференции Rethinking Teaching and Learning in the 21st Century в 2015 году активно обсуждались проблемы новых подходов к организации обучения в условиях глобализации мирового пространства, становления цифрового общества. В частности, в выступлении С. Именды был сделан вывод о необходимости существенных изменений в обучении педагогов для достижения нового уровня образования, адекватного вызовам постиндустриальной эпохи [9].

Повышению профессиональной квалификации педагогов способствует политика национальных правительств, действия агентств и профессиональных сообществ. Основная идея, описанная в трудах Д. Муйса и Д. Рейнольдса, состоит в том, что педагог, обучаясь в команде, осваивает не только психолого-педагогические знания и умения, но и саму технологию командного обучения [10]. Эта идея прослеживается и развивается в работах К. Кириаку [11]. В частности, в своем исследовании Р. Гиллис пришла к выводу о том, что совместное обучение призвано широко использоваться в качестве педагогической практики, которая способствует социализации обучающихся разного возраста [12]. Д. Джонсон, Р. Джонсон, К. Розет и T. Шин установили взаимосвязь между готовностью педагога работать в команде и эффективностью организованного им совместного обучения школьников, развитием их мышления и коммуникативных навыков [13]. Исследования Э. Кирни показали важность изменения педагогического мышления педагога в условиях информационного общества, когда он перестает быть основным источником учебной информации для обучающихся и актуализируется его новая функция - организовать совместный поиск и освоение школьниками научных знаний в совместном обучении [14].

Анализ интернет-источников показал также, что корпоративное обучение в разных странах основано на разных моделях формального и неформального обучения, сетевой организации повышения квалификации, в дистанционной форме.

Авторы сходятся во мнении, что корпоративное обучение педагогов позволяет интегрировать профессиональные интересы на уровне отдельного сотрудника, рабочей группы и образовательной организации в целом.

Методологическая база исследования

Методологическим основанием исследования корпоративного обучения педагогов выступает командный подход. Первоначально понятие "team approach", или «командный подход», использовалось в теории у. Брэддика [15] и практике менеджмента Д. Р. Катценбаха, С. Дугласа [16]. Первые исследования командного подхода в образовании на Западе были опубликованы в конце прошлого века [17, 18]. В данных работах подробно раскрываются понятия «команда» и «умение работать в команде». Среди отечественных авторов, которые занимаются изучением команд, следует назвать Г. Маркова, представившего характерные черты команды как группы единомышленников, реализующих общие цели организации, а также условия, определяющие эффективность деятельности команды [19]. В работах Э. Литвиненко особое внимание уделено управленческому контексту организации командной работы [20]. В отечественной педагогике командный подход исследуется нечасто. Одной из интересных работ является пособие Н. Плотниковой [21]. Командный подход как методологическое основание нашей работы позволил сформулировать проблему исследования: как эффективно организовать деятельность команд педагогов в условиях корпоративного обучения для повышения их профессиональной компетентности?

Наша исследовательская позиция заключается в следующем. Команда - это небольшая группа педагогов школы, совместно работающая над достижением методической цели, обладающая навыками взаимозаменяемости и несущая ответственность друг перед другом за ее выполнение. Признаками команды являются постановка общей цели; регулярное взаимодействие; координация своих действий; деловое взаимодействие и межличностное общение; взаимная ответственность и взаимозаменяемость.

Деятельность педагога современной образовательной организации регулируют целый ряд нормативных документов. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) формулируют требования к условиям, содержанию и, самое главное, новым образовательным результатам. Профессиональный стандарт педагога, принятый в октябре 2013 года, содержит системное описание трудовых функций и трудовых действий учителя. Кроме открытых единых требований к уровню квалификации, стандарт определяет профессиональные компетенции педагога, необходимые для осуществления деятельности, являясь, таким образом, эффективным инструментом для профессиональной реализации, создавая дополнительные возможности для непрерывного образования и развития педагога [22].

Методическая работа в школе представляет собой целый комплекс практических мероприятий, основывающихся на достижении передового педагогического опыта и направленных на повышение компетентности каждого учителя. Однако в свете всех изменений актуальным оказался вопрос профессионального роста и развития не столько отдельных педагогов, сколько педагогического коллектива в рамках стратегии развития организации в целом. Иными словами, четкая проработанность целевых установок развития образовательной организации на реализацию ФГОС и профессиональных стандартов, потребность в уровне сформированности определенных профессиональных компетенций, наличие внутренней мотивации самих сотрудников к обучению, признание работников стратегическим ресурсом развития самой образовательной организации приводят к реализации нового направления в системе непрерывного образования взрослых - корпоративному обучению. Организованная

на основе команд педагогов корпоративная подготовка позволяет сформировать у педагогов общие методические подходы к педагогическому обеспечению достижения школьниками результатов образования.

Эффективность коллективных или групповых форм обучения взрослых для развития индивидуальности подтверждается многочисленными исследованиями в области андрагогики [23]. По мнению специалистов, наиболее значительные изменения в психике человека происходят именно в условиях групповой работы. Следовательно, для наиболее эффективного формирования и развития профессионально-личностных качеств и компетенций необходимо использовать формы организации деятельности, которые направлены на командообразование коллектива в целом.

Результаты исследования

Теоретический анализ проблемы позволил построить модель повышения профессиональной компетентности педагога в условиях корпоративного обучения, включающую концептуальный, содержательный, технологический и рефлексивный компоненты.

Концептуальный компонент включает в себя следующие теоретические идеи:

1. Организация корпоративного обучения выступает как системное основание для повышения профессиональной компетентности педагога в условиях непрерывного образования.

Часто административно-управленческие решения по организации определенных мероприятий, направленных на решение проблем соответствия существующим тенденциям изменений в сфере образования, не носят системный характер по осмыслению существующих проблем и формированию стратегических решений, а представляют собой организацию процесса адаптации педагогического коллектива к современным вызовам. В то же время корпоративное обучение является эффективным способом формирования профессионально-личностной позиции педагога, позволяет преодолеть педагогам «точки торможения». В этом случае профессиональное развитие будет не столько решать вопросы повышения квалификации педагога в рамках собственно предметной области, сколько, по мнению И. Е. Девятовой, формировать компетенции, необходимые для решения реальных проблем в условиях реализации профессиональной деятельности и проектирования жизненной перспективы в целом [24]. Сформированность ценностного отношения к сотрудникам, наличие системы внутриорганизационного обучения, в основе которой лежит идея непрерывности повышения профессиональной и социально-психологической компетентности персонала, обеспечивающего решение актуальных и перспективных задач организации, являются стратегическими вопросами образования, считает М. М. Амренова [25].

2. Корпоративное обучение не заменяет, а дополняет методическую работу в школе.

По мнению Ю. К. Бабанского, методическая работа в образовательной организации ориентирована на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога и в целом на развитие творческого потенциала педагогического коллектива образовательной организации [26]. М. М. Поташник рассматривает ее в качестве эффективного элемента в системе непрерывного образования педагогических кадров, направленного прежде всего на профессиональный рост самого учителя в рамках системы повышения квалификации [27]. Однако и в том и в другом случае методическая работа представляется как система мер, конкретных форм, мероприятий, направленных на методическую поддержку учителей, способствующих в итоге решению вопросов повышения квалификации в рамках занимаемой должности. В

условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога такая предметно-содержательная и организационная структура методической работы не отвечает требованиям к системе непрерывного образования педагогов. Корпоративный же подход к обучению позволяет, по мнению В. В. Кузнецова [28], увидеть проблемы, связанные с несоответствием представлений об обязанностях (трудовых функциях) педагогов содержанию профессиональных компетенций, что в итоге и влияет на систематические методические ошибки в работе и, как результат, ведет к снижению ее эффективности и качества в целом. Как считают Д. Ф. Ильясов и Н. Е. Скрипова [29], методическая работа влияет на уровень профессиональной субъектности педагога.

3. Организация корпоративного обучения на основе командного подхода позволяет педагогу строить как горизонтальную, так и вертикальную карьеру.

В соответствии с профессиональным стандартом в национальной системе учительского роста описываются две модели карьеры педагога:

1) модель горизонтальной карьеры педагога - от выпускника педагогической программы (начальный уровень квалификации) до педагога-наставника (высший уровень квалификации);

2) модель вертикальной карьеры педагога, связанная с освоением необходимых уровней квалификации для выполнения дополнительных обобщенных трудовых функций и предполагающая возможность получения учителем новых должностей -от должности «учитель» до старшего учителя и ведущего учителя [30].

Объединяясь в команды, педагоги получают возможность поэтапного освоения компетенций, необходимых для осуществления деятельности в течение всего периода профессионального развития. Работая в команде, педагоги школы, становясь единомышленниками в решении общих задач, не только определяют собственные приоритеты, но и руководствуются прежде всего целями самой образовательной организации. Формирование представлений о миссии школы и о ценностях учителя, о нормах и способах поведения, организации работы способствует, по мнению М. М. Поташника, созданию особой системы отношений, действия, стиля поведения, определяемой корпоративной культурой коллектива школы [31].

Содержательный компонент во многом определяется следующими целями и задачами корпоративного обучения педагогов:

- анализ профессиональных потребностей и познавательных интересов педагогов;

- наличие команд педагогов с различными целевыми установками, содержанием методической деятельности и ожидаемыми результатами;

- формирование у педагогов компетенций, обеспечивающих достижение планируемых результатов профессионально-личностного развития;

- развитие корпоративной культуры педагогов;

- повышение эффективности и результативности деятельности самой образовательной организации.

Содержание корпоративного обучения обусловлено стратегическими задачами, решаемыми каждой конкретной образовательной организацией в целях повышения качества образования. В современных условиях содержательными направлениями корпоративной подготовки педагогов могут быть:

- основные тренды образования в мире, и в частности в Российской Федерации;

- направления развития образования, указанные в национальном проекте «Образование»;

- особенности интеллектуального и нравственного развития школьников поколения 2;

- основы цифровой дидактики. Интерактивные, субъектно ориентированные, мобильные, цифровые образовательные технологии;

- национальная (ВПР, ГИА, ЕГЭ) и международная (функциональная грамотность) оценка качества образования школьников.

Представленная в стратегических государственных документах система уровне-вого развития профессиональных компетенций на основе командного подхода может включать следующие уровни профессионального развития педагога:

1-й уровень - педагог-мастер: проектирует образовательный процесс на основе педагогических технологий, обеспечивая качество образования школьников, адекватное их личностному потенциалу.

2-й уровень - педагог-инноватор: создает инновационный педагогический опыт, выступает разработчиком новых методик.

3-й уровень - педагог-методист: способен не только эффективно проектировать образовательный процесс, но и обучать своих коллег профессиональному мастерству.

Технологический компонент предполагает организацию деятельности команд педагогов в соответствии со следующим алгоритмом:

1-й - диагностика потребности в обучении по предложенным уровням формирования и развития профессиональных компетенций на основе выявленных профессиональных затруднений и запросов;

2-й - формирование групп участников в рамках корпоративного обучения;

3-й - определение корпоративного заказа со стороны администрации образовательной организации;

4-й - проектирование образовательных программ (маршрутов) в соответствии с общими стратегическими целями образовательной организации и на основе специфики деятельности групп с уровневой дифференциацией в развитии профессиональных компетенций;

5-й - организация процесса корпоративного обучения;

6-й - представление и анализ результатов корпоративного обучения;

7-й - внесение изменений в содержательную, организационно-управленческую, мотивационную деятельность образовательной организации, корректировка направлений развития.

Содержание деятельности и формы представления результатов работы команд педагогов в процессе корпоративного обучения

Название команды Содержание деятельности Формы представления результатов

Команда «Педагог-мастер» - Работа над методической темой по предмету. - Разработка и реализация адаптивных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ. - Развитие ИКТ-компетентности. - Организация индивидуальной работы с учащимися. - Моделирование учебных занятий в соответствии с требованиями ФГОС - Размещение методических материалов на сайте школы. - Выступление на заседании методического объединения. - Проведение индивидуальной или групповой консультации по актуальной методической проблеме

Команда «Педа-гог-инноватор» - Организация педагогической диагностики. - Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. - Подготовка и проведение открытого урока с инновационной идеей. - Подготовка видеоматериалов. - Презентация инновационного опыта на основе результатов диагностики.

- Установление межпредметных и интегративных связей для достижения метапредметных результатов - Выступление на научно-методических семинарах и конференциях. - Участие в конкурсах профессионального мастерства

Команда «Педагог-методист» Разработка актуальной педагогической проблемы надпредметного уровня - Проведение открытого урока на незнакомом классе. - Методическая поддержка коллеги по моделированию урока по актуальной проблеме. - Проведение мастер-класса надпредметного уровня

Рефлексивный компонент означает, что объединение педагогов школы в процессе корпоративного обучения создает условия для их профессионального самоопределения. В соответствии с общими направлениями могут быть спроектированы следующие образовательные программы (маршруты) для каждой уровневой команды педагогов.

Таким образом, выстраивая деятельность по повышению профессиональных компетенций коллектива образовательной организации, необходимо не только опираться на существующие внешние требования к современным образовательным результатам как показателям качества образования, но и определять стратегические векторы развития организации с учетом ее специфических особенностей. В этом случае методическое направление будет рассматриваться намного шире: и как система определенных мер и мероприятий, и как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в условиях командного подхода и с учетом корпоративной культуры конкретной образовательной организации для решения актуальных проблем в реальных условиях образовательной практики.

Заключение

Анализ изучения исследуемого вопроса показал, что корпоративное обучение сегодня может рассматриваться как эффективный ресурс повышения уровня компетентности в случае:

- если уровень профессионального развития сотрудника не позволяет ему в полной мере проявить свои компетенции;

- сами компетенции становятся неактуальными в случае быстрой смены социально-экономических запросов к уровню профессионализма специалиста;

- изменяются стратегические ориентиры развития организации, а соответственно, и векторы профессионального развития специалиста.

Таким образом, грамотно организованный процесс корпоративного обучения педагогов в образовательной организации может рассматриваться в качестве эффективного ресурса внутришкольной методической работы, способствующей не только повышению профессиональной компетенции педагогических кадров, их мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию, но и в целом определению стратегии развития образовательной организации в направлении повышения качества образования.

Ссылки на источники

1. Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социс. - 1995. - № 1. - С. 34-43.

2. Кагал Е. П. Новые формы и методы обучения персонала как необходимое условие развития организации // Молодой ученый. - 2019. - № 41 (279). - С. 155-157.

3. Коваленко Д. Ю. Основные подходы к определению корпоративной культуры // NovaInfo.Ru (Электронный журнал). - 2017. - № 64. - У^: http://novainfo.ru/article/12792.

4. Родин А. И. Система корпоративного обучения как серьезный фактор профессионального развития кадров образовательной организации // Про ДОД. Информационно-методический журнал. - 2016. - № 11. - C. 58-65.

5. Чуланова О. Л. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 6.

6. Петряков П. А., Певзнер М. Н. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации // Человек и образование. - 2009. - № 3(20). - С. 16-20.

7. Кларин М. В. Корпоративное образование: цели и особенности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2016. - № 1. - С. 6-16.

8. Мыльникова С. А., Погосян В. А. Корпоративное обучение // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 3-4. - С. 215-220.

9. Imenda S. In search of a theory of teaching and learning for the 21st century. Rethinking Teaching and Learning in the 21st Century // Book of Abstracts. African Academic Research Forum. 2015. - P. 1.

10. Mujis D., Reynolds D. Effective Teaching: Evidence and Practice. - SAGE Publications Ltd, 2017. - P. 360.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kyriacou C. Effective Teaching in Schools Theory and Practice. - Oxford University Press, 2015. - P. 184.

12. Gillies R. M. Cooperative Learning: Review of Research and Practice // Australian Journal of Teacher Education. -2016. - V. 41. - Is. 3. - P. 38-54.

13. Johnson D., Johnson R., Roseth C., Shin T. The relationship between motivation and achievement in interdependent situations // Journal of Applied Social Psychology. - 2014. - URL: http://dx.doi.org/10.1111/jasp.12280.

14. Kearney E. On Becoming a Teacher. - Sense Publishers, 2016. - Р. 117.

15. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 343 с.

16. Катценбах Д.Р., Дуглас С. Мудрость команд. - Тверь, 1997. - 232 с.

17. Laberge R.-P. Teamwork in Crossdisciplinarity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 106. - P. 2566-2574.

18. Laal M., Naser A., Khattami-Kermanshahi Zh. What do we achieve from learning in collaboration? // Procedia -Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 93. - P. 1427-1432.

19. Марков Г. Команда. - СПб., 1996. - 50 с.

20. Литвиненко Э. Управленческая команда: как ее создать? // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 115.

21. Плотникова Н. Ф. Командный подход в обучении: учеб.-метод. пособие. - Казань: Изд-во Казан. -та, 2016. - 96 с.

22. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года): приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2016 года n 422н. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710.

23. Неудачина Н. В., Уланова А. М., Хухорева А. В. Многомерная модель оценки эффективности корпоративного обучения. - URL: http://arborcg.org/downloads/publication/

24. Девятова И. Е. Развитие педагогического потенциала учителя в системе корпоративного обучения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - № 3 (28). - С. 138-146.

25. Амренова М. М. Время новых решений: подходы к формированию современной системы методической работы в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13521.

26. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

27. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2010. - 448 с.

28. Кузнецов В. В. Корпоративное образование: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. - 227 с.

29. Ильясов Д. В., Скрипова Н. Е., Девятова И. Е. Формирование профессиональной субъектности педагога в системе корпоративного обучения образовательной организации // Сибирский педагогический журнал. -2018. - № 4. - С. 50-57.

30. Приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста» // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/10651.

31. Поташник М. М. О формировании в школе педагогической команды // Школьные технологии. - 2012. - № 5. - С. 12-18.

Olga G. Seiivanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Pedagogy Chair, Vyatka State University, Kirov

selivanog@mail.ru

Natalya I. Sannikova,

Postgraduate Student, Pedagogy Chair, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University, Kirov nisanni@mail.ru

Corporate training of teachers as a resource to improve professional competence

Abstract. The relevance of the study is due to the search for new forms of improving the professional competence of teachers in the continuing education system in the context of modern qualification requirements. The purpose of the article is to study the essence of the phenomenon under study, to describe the characteristic features of corporate training as an effective resource for the development of both professional and personal qualities of an individual teacher, and for the development of the teaching staff as a whole. Based on the analysis of domestic and foreign studies, the article presents the results of studying the teacher's corporate training as a pedagogical phenomenon, gives an analysis of the use of this form in the process of improving the professional competence of a teacher in continuing education. The leading approaches to the study of the problem are competence-based and team-based approaches that justify the need for educators to develop common methodological approaches to pedagogical support for students to achieve educational results. The article presents the results of a theoretical study of professional competences development in an intra-school system of corporate training. A model is described for enhancing the professional competence of a teacher in corporate training, including conceptual, substantive, technological and reflective components, within which corporate training becomes a systemic basis for professional improvement of a teacher in the context of effectively organized methodological work in a specific educational organization, in accordance with its specific features and strategic directions of development. The conclusion is substantiated that the opportunities of corporate training are more promising than traditional methodological work to solve the task of developing the professional competence of teachers within a team approach and taking into account the corporate culture of a particular educational organization. To sum up, it is concluded that the corporate training resource is useful both for improving the professional competence of teaching staff and for implementing the development strategy of the educational organization in the direction of improving the general quality of education. The theoretical significance of the article lies in actualizing the opportunities of corporate training for improving the professional competence of teachers. The practical significance of the article lies in the use of research results for the implementation of corporate training of teachers in a specific educational organization.

Key words: corporate training, continuing education, human asset, professional competence, professional standard,

national system of teacher development, team building.

References

1. Makgregor, D. (1995). "Chelovecheskij faktor i proizvodstvo", Socis, № 1, pp. 34 - 43 (in Russian).

2. Kagal, E. P. (2019). "Novye formy i metody obucheniya personala kak neobhodimoe uslovie razvitiya organizacii", Molodoj uchenyj , № 41 (279) , pp. 155-157 (in Russian).

3. Kovalenko, D. Yu. (2017). "Osnovnye podhody k opredeleniyu korporativnoj kul'tury", NovaInfo.Ru (Elektronnyj zhurnal), № 64. Available at: http://novainfo.ru/article/12792 (in Russian).

4. Rodin, A. I. (2016). "Sistema korporativnogo obucheniya kak ser'eznyj faktor professional'nogo razvitiya kadrov obrazovatel'noj organizacii", Pro DOD. Informacionno-metodicheskij zhurnal, № 11, pp. 58-65 (in Russian).

5. Chulanova, O. L. (2016). "Korporativnoe obuchenie personala i metody ego ocenki: podhody, instrumentarij, prob-lemy i puti ih preodoleniya", Internet-zhurnal "Naukovedenie", t. 8, № 1, p. 6 (in Russian).

6. Petryakov, P. A. & Pevzner, M. N. (2009). "Korporativnoe obuchenie personala kak strategiya razvitiya organizacii", Chelovek i obrazovanie, № 3(20), pp. 16-20 (in Russian).

7. Klarin, M. V. (2016). "Korporativnoe obrazovanie: celi i osobennosti", Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo, № 1, pp. 6-16 (in Russian).

8. Myl'nikova, S. A. & Pogosyan, V. A. (2014). "Korporativnoe obuchenie", Universum: Vestnik Gercenovskogo univer-siteta, № 3-4, pp. 215-220 (in Russian).

9. Imenda, S. (2015). "In search of a theory of teaching and learning for the 21st century. Rethinking Teaching and Learning in the 21st Century", Book of Abstracts. African Academic Research Forum, p. 1 (in English).

10. Mujis, D. & Reynolds, D. (2017). Effective Teaching: Evidence and Practice, SAGE Publications Ltd, p. 360 (in English).

11. Kyriacou, C. (2015). Effective Teaching in Schools Theory and Practice, Oxford University Press, p. 184 (in English).

12. Gillies, R. M. (2016). "Cooperative Learning: Review of Research and Practice", Australian Journal of Teacher Education, v. 41, is. 3, pp. 38-54 (in English).

13. Johnson, D., Johnson, R., Roseth, C. & Shin, T. (2014). "The relationship between motivation and achievement in interdependent situations", Journal of Applied Social Psychology. Available at: http://dx.doi.org/10.1111/jasp.12280 (in English).

14. Kearney, E. (2016). On Becoming a Teacher, Sense Publishers, p. 117 (in English).

15. Breddik, U. (1997). Menedzhment v organizacii, INFRA-M, Moscow, 343 p. (in Russian).

16. Katcenbah, D.R. & Duglas, S. (1997). Mudrost' komand, Tver', 232 p. (in Russian).

17. Laberge, R.-P. (2013). "Teamwork in Crossdisciplinarity", Procedia - Social and Behavioral Sciences, 106, pp. 25662574 (in English).

18. Laal, M., Naser, A. & Khattami-Kermanshahi, Zh. (2013). "What do we achieve from learning in collaboration?", Procedia - Social and Behavioral Sciences, 93, pp. 1427-1432 (in English).

19. Markov, G. (1996). Komanda, St. Petersburg, 50 p. (in Russian).

20. Litvinenko, E. (2004). "Upravlencheskaya komanda: kak ee sozdat'?", Narodnoe obrazovanie, № 4, p. 115 (in Russian).

21. Plotnikova, N. F. (2016). Komandnyjpodhod vobuchenii: ucheb.-metod. posobie, Izd-vo Kazan. -ta, Kazan', 96 p. (in Russian).

22. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' vsfere doshkol'nogo, na-chal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel1, uchitel)" (s iz-meneniyami na 5 avgusta 2016 goda): prikaz ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 5 avgusta 2016 goda n 422n. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (in Russian).

23. Neudachina, N. V., Ulanova, A. M. & Huhoreva, A. V. Mnogomernaya model' ocenki effektivnosti korporativnogo obucheniya. Available at: http://arborcg.org/downloads/publication/ (in Russian).

24. Devyatova, I. E. (2016). "Razvitie pedagogicheskogo potenciala uchitelya v sisteme korporativnogo obucheniya", Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, № 3 (28), pp. 138-146 (in Russian).

25. Amrenova, M. M. (2014). "Vremya novyh reshenij: podhody k formirovaniyu sovremennoj sistemy metodicheskoj raboty v professional'noj obrazovatel'noj organizacii", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 3. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13521 (in Russian).

26. Babanskij, Yu. K. (1988). Pedagogika, Prosveshchenie, Moscow, 479 p. (in Russian).

27. Potashnik, M. M. (2010). Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoj shkole: metod. posobie, Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, Moscow, 448 p. (in Russian).

28. Kuznecov, V. V. (2010). Korporativnoe obrazovanie: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, Ekaterinburg, 227 p. (in Russian).

29. Il'yasov, D. V., Skripova, N. E. & Devyatova, I. E. (2018). "Formirovanie professional'noj sub"ektnosti pedagoga v sisteme korporativnogo obucheniya obrazovatel'noj organizacii", Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 4, pp. 5057 (in Russian).

30. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 26 iyulya 2017 goda № 703 "Ob utverzhdenii plana meropriyatij ("dorozhnoj karty") Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vvedeniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta", Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Available at: http://minobr-nauki.rf/dokumenty/10651 (in Russian).

31. Potashnik, M. M. (2012). "O formirovanii v shkole pedagogicheskoj komandy", Shkol'nye tekhnologii, № 5, pp. 1218 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Селиванова О. Г., Санникова Н. И. Корпоративное обучение педагогов как ресурс повышения профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 09 (сентябрь). - С. 14-24. - URL: http://e-kon cept. ru/2020/201061.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2020-11061

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Селиванова О. Г., Санникова Н. И., 2020

977230412020309

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.