Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции педагога в условиях межкультурного образовательного пространства'

Профессиональные компетенции педагога в условиях межкультурного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE STUDENTS / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERNATIONAL AFFAIRS OF THE UNIVERSITY / INTERCULTURAL PROJECT / INTERCULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елизова Елена Ивановна

В статье рассматривается проблема развития профессиональных компетенций будущих педагогов и совершенствования профессиональной компетентности преподавателей педагогического университета. Особое внимание автор уделяет влиянию международной деятельности университета на развитие профессиональной компетентности педагога. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического университета происходит в ходе профессиональной подготовки и результат эффективности данного процесса находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности преподавателя. Развитие международной деятельности вуза и реализация межкультурных проектов обусловливает совершенствование профессиональной компетентности преподавателей и существенно повышает уровень сформированности ключевых профессиональных компетенций обучающихся педагогического университета. Данная стратегия реализуется в рамках компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и способствует созданию активного информационно-деятельностного поля для всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елизова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competencies of a teacher in an intercultural educational space

The article considers the problem of developing professional competencies of students and improving the professional competence of teachers in a pedagogical university. The author pays special attention to the influence of the international activities in the university on the development of professional competence of a teacher. The formation of professional competencies of students in a pedagogical university occurs during training and the result of the effectiveness of this process is directly dependent on the level of professional competence of the teacher. The development of international activities in the university and the realization of intercultural projects determine the improvement of the professional competence of teachers and significantly increase the level of formation of key professional competencies of students in the pedagogical university. This strategy is implemented as part of a competency-based and personality-oriented approach to learning and contributes to the creation of an active information and activity field for all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции педагога в условиях межкультурного образовательного пространства»

REFERENCES

1. Gojnash, A.V. Kak ispol'zovat' naglyadnoe posobie «Alfavitnyj spisok osnovnyh nepravil'nyh glagolov»? [Elektronnyj resurs] [How to use the visual aid "Alphabetical List of Basic Irregular Verbs"?]. Nemeckijyazyk: ot A do Ya [German: A to Z]. URL: https://www.all-de.com/service/fragen_antworten/1208-kak-ispolzovat-naglyadnoe-posobie-spisok-osnovnyh-nepravilnyh-glagolov.html (Accessed 20.11.2019).

2. Gojnash A.V. Naglyadnoe posobie «Alfavitnyj spisok osnovnyh nepravil'nyh glagolov» [Elektronnyj resurs] [Visual Aid "Alphabetical List of Basic Irregular Verbs"]. Nemeckij yazyk: ot A do Ya [German: A to Z]. URL: https://www.all-de.com/print-shop/1192-naglyadnoe-posobie-spisok-osnovnyh-nepravilnyh-glagolov.html (Accessed 20.11.2019).

3. Gojnash A.V. Naglyadnoe posobie «Spisok osnovnyh nepravil'nyh glagolov po cheredovaniyu glasnyh v korne» [Elektronnyj resurs] [Visual aid "List of basic irregular verbs for alternating vowels in the root"]. Nemeckij yazyk: ot A do Ya [German: A to Z]. URL: https://www.all-de.com/print-shop/1259-nagljadnoe-posobie-spisok-osnovnyh-nepravilnyh-glagolov-po-cheredovaniju-glasnyh-v-korne.html (Accessed 20.11.2019).

4. NIRUP «Institut prikladnyh programmnyh sistem» [Elektronnyj resurs] [NIRUP "Institute of Applied Software Systems"]. URL: http://www.ipps.by/ (Accessed 20.11.2019).

5. Gojnash A.V. Onlajn treningi «185 nepravil'nyh glagolov +» [Elektronnyj resurs] [Online training "185 irregular verbs +"]. Nemeckij yazyk: ot A do Ya [German: A to Z]. URL: https://www.all-de.com/projekte/training/442-onlayn-treningi-185-nepravilnyh-glagolov.html (Accessed 20.11.2019).

6. Canoonet: Ablaut in den drei Stammformen unregelmäßiger Verben [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.canoonet.eu/services/OnlineGrammar/InflectionRules/FRegeln-V/Texte/Ablaut.html (Accessed 24.11.2019).

7. QR-kod [Elektronnyj resurs] [QR-код]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-%D0%BA%D0%BE%D0%B4 (Accessed 20.11.2019).

8. Roche J., Webbr M. Mini-Grammatik Deutsch als Fremdsprache. Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1996. 48 S. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

А.В. Гойнаш, старший преподаватель кафедры немецкой филологии и лингводидактики факультета иностранных языков, УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», Брест, Беларусь, e-mail: brest.de@tut.by, ORCID: 0000-0001-6572-5836.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

A.V. Hoinash, Senior Lecturer of the Department старший преподаватель German Philology and Linguodidactics, School of Foreign Languages, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Belarus, e-mail: brest.de@tut.by, ORCID: 0000-0001-6572-5836.

УДК 378

Елена Ивановна Елизова

г. Шадринск

Профессиональные компетенции педагога в условиях межкультурного образовательного пространства

В статье рассматривается проблема развития профессиональных компетенций будущих педагогов и совершенствования профессиональной компетентности преподавателей педагогического университета. Особое внимание автор уделяет влиянию международной деятельности университета на развитие профессиональной компетентности педагога. Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического университета происходит в ходе профессиональной подготовки и результат эффективности данного процесса находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности преподавателя. Развитие международной деятельности вуза и реализация межкультурных проектов обусловливает совершенствование профессиональной компетентности преподавателей и существенно повышает уровень сформированности ключевых профессиональных компетенций обучающихся педагогического университета. Данная стратегия реализуется в рамках компетентностного и личностно-ориентированного подходов к обучению и способствует созданию активного информационно-деятельностного поля для всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, международная деятельность университета, межкультурный проект, межкультурное образовательное пространство.

Elena Ivanovna Elizova

Shadrinsk

Professional competencies of a teacher in an intercultural educational space

The article considers the problem of developing professional competencies of students and improving the professional competence of teachers in a pedagogical university. The author pays special attention to the influence of the international activities in the university on the development of professional competence of a teacher. The formation of professional competencies of students in a pedagogical university occurs during training and the result of the effectiveness of this process is directly dependent on the level of professional competence of the teacher. The development of international activities in the

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 56_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

university and the realization of intercultural projects determine the improvement of the professional competence of teachers and significantly increase the level of formation of key professional competencies of students in the pedagogical university. This strategy is implemented as part of a competency-based and personality-oriented approach to learning and contributes to the creation of an active information and activity field for all participants in the educational process.

Keywords: professional competence of the students, teacher's professional competence, international affairs of the university, intercultural project, intercultural educational space.

Перед современным российским обществом поставлены важные задачи установления и развития международных контактов во многих сферах деятельности. В целях эффективного функционирования организации должны быстро адаптироваться к происходящим в мире изменениям, добывать новые знания и применять их в практической деятельности. Педагогические университеты не являются исключением и активно включаются в решение проблемы повышения уровня профессиональных компетенций преподавателей и обучающихся.

Министерство науки и высшего образования РФ, выступая проводником государственной политики в сфере образования, указывает на основные ориентиры высшего образования в России, к которым также относится получение международного признания российского высшего образования посредством развития в отечественных вузах научных исследований и образовательных программ на международном уровне, вхождения российских университетов в международные рейтинги.

В ходе реформирования системы образования требования к результату высшего профессионального образования все чаще формулируются исключительно в категориях «компетенция» и «компетентность». В этой связи становится крайне актуальной проблема управления компетенциями и компетентностью, поскольку потребность в компетентных специалистах осознается как одна из важнейших задач в педагогическом образовании и в расширении межкультурных и международных связей педагогических вузов. При этом качество сформирован-ности профессиональных компетенций будущего педагога определяется уровнем профессиональной компетентности его преподавателей.

Цель настоящей статьи заключается в изучении и представлении ключевых профессиональных компетенций будущих педагогов и компонентов профессиональной компетентности преподавателей ШГПУ в условиях межкультурного образовательного пространства и расширения международных контактов.

В настоящее время можно выделить большое количество научных исследований, посвященных проблеме компетентности. Так, фундаментальными работами являются труды зарубежных исследователей Дж. Равена, Д.О. Клемпа, Р. Ликерта, Л. Спенсера и др. Среди отечественных работ всеобщее признание нашли исследования В.А. Бодрова, И.А. Зимней, В.Г. Игнатовой, Е.А. Климова, В.А. Сластенина, А.И. Турчанинова и др.

При всем, на первый взгляд, сходстве понятий «компетенция» и «компетентность» они обнаруживают принципиальные различия. Так, обучаю-

щийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетенции на определенные ситуации реальной жизни.

С позиции системно-деятельностного подхода компетентность рассматривается как некая система, предполагающая взаимодействие компонентов, обеспечивающих ее существование и реализацию цели. В этом случае компетентность как система задается решаемыми целями и задачами, сформулированными во ФГОС [4].

Компетенция традиционно рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой деятельности, в то время как компетентность понимается как владение человеком соответствующими компетенциями, формирующимися в процессе профессиональной подготовки [3, С.31]. Следовательно, компетентность представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, уже освоенных личностью и позволяющих успешно решать функциональные задачи.

Известно, что компетентность формируется в процессе обучения и деятельности, требует систематического контроля и корректировки, и только в этом случае специалист, при наличии определенных компетенций, может достичь успехов в профессиональной деятельности.

В результате наблюдений и опроса участников образовательного процесса в ШГПУ обозначились некоторые моменты, затрудняющие переход на новый уровень профессиональной компетентности педагога нашего университета:

- сложившийся стиль педагогической и научно-исследовательской деятельности;

- упрощенное понимание технологий реализации личностно-ориентированного подхода к образовательной деятельности;

- новизна вопросов достижения и оценки планируемых результатов.

Данные затруднения приводят к мысли о существующих противоречиях между новыми требованиями к уровню профессиональных компетенций педагога, указанных во ФГОС, и недостаточной готовностью педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Таким образом, возникает необходимость создания информационно-деятельностного поля для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационных преобразований и межкультурного образовательного пространства.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

57

В качестве информационно-деятельностного поля для повышения профессиональной компетентности преподавателя ШГПУ может служить, на наш взгляд, реализация педагогами и сотрудниками университета межкультурных проектов в рамках развития международной деятельности вуза.

Не подлежит сомнению, что несмотря на стремительные преобразования в современном мире, профессия педагога остаётся неизменной, хотя её содержание и условия труда постоянно меняются. В настоящее время вопрос о степени владения педагогом своей профессией вызывает ассоциации с такими терминами как профессиональная компетентность, профессиональная компетенция, профессионализм, педагогическое мастерство, квалификационная характеристика, что зачастую приводит к смешению данных понятий. При этом подчеркивается, что современный педагог должен владеть необходимыми профессиональными компетенциями, успешно реализуемыми в ходе педагогической деятельности, чтобы обеспечить собственное профессиональное продвижение и формирование профессиональных компетенций обучаемых.

В условиях модернизации российского образования особый интерес представляют профессиональная компетенция и профессиональная компетентность, выступающие в качестве ориентиров профессионального потенциала личности.

Профессиональная компетенция педагога, по нашему мнению, отражает нормативную модель компетенции педагога, включающую определенные профессиональные знания, навыки и умения.

Если рассматривать профессиональную педагогическую деятельность как решение определенных задач, то развитие профессиональных компетенций будущих педагогов в аспекте развития межкультурных и международных связей предполагает развитие следующих ключевых профессиональных компетенций:

- коммуникативная компетенция (умение работать в группе);

- информационно-аналитическая компетенция (выявление практических проблем; осмысление и формулировка этих проблем);

- инновационно-технологическая компетенция (трансформация проблемы в решаемую задачу; программирование возможностей решения конкретной задачи;

- рефлексивно-творческая (выполнение задачи с учетом имеющейся системы знаний, необходимой для выработки «знаний в действии» [2]; анализ и оценка результатов решения поставленной задачи).

Обозначенные выше профессиональные компетенции развиваются, на наш взгляд, посредством организации и участия в реализации коллективных культурно-просветительских и научно -

исследовательских проектов в рамках расширения международных связей педагогического вуза.

Профессиональная компетентность выступает при этом как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающих уровень сформированности профессиональных компетенций и связанных с успешным выполнением профессиональных задач. Иными словами, уровень профессиональной компетентности педагога обусловлен качеством сформированное™ профессиональных компетенций.

В рамках данной статьи мы предлагаем рассмотреть профессиональную компетентность как культурологическую составляющую профессионального мастерства педагога, как целостное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных ситуациях, ценностные ориентации педагога, инте-гративные показатели его культуры (стиль общения, речь, отношение к своей деятельности и т.д.).

Профессиональная компетентность состоит в этом случае из следующих компонентов:

- мотивационно-ценностный (готовность к проявлению компетентности и результат ее проявления);

- когнитивный (владением содержанием компетентности);

- технологический (опыт проявления компетентности в различных стандартных и нестандартных ситуациях);

- культурологический (опыт взаимодействия с представителями иных культур).

Следует подчеркнуть, что профессиональная компетентность всегда проявляется через призму конкретного человека, его личностной характеристики и его опыта в заданной сфере деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что для повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя педагогического университета в рамках развития межкультурных контактов, реализации международных проектов необходимо в первую очередь использовать культурологический потенциал личности преподавателя, его готовность к творческому поиску и управлению своей компетентностью.

Не секрет, что педагогическая профессия является как преобразующей, так и управляющей. В этой связи в составе коллектива по реализации международных и межкультурных проектов обязательно должны быть педагоги, обладающие теоретической и практической готовностью к выходу из «зоны комфорта» и к участию в динамическом трехфазном культурно-педагогическом процессе «Мыслить - Действовать -Мыслить».

Карьера современного выпускника педагогического вуза напрямую зависит от компетенций, сформированных в процессе профессиональной подготовки, что в очередной раз подчеркивает значимость компетентностного подхода в отечественной системе образования. По справедливому утверждению А.В. Хуторского «этот подход ак-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_ 2542-0291

центирует внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» [5, С.17].

Оценить качество образования и подготовленность педагога к практической деятельности можно по уровню его компетентности, сущность которой заключается в формировании на базе образовательных учреждений педагогических вузов таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют специалисту полно реализовать свои профессиональный и личностный потенциал.

При этом нельзя забывать, что профессиональная компетентность педагога подвержена развитию, в основе которого лежат не только способности и профессионально значимые мотивы, но и практическая деятельность [1].

На основании вышеизложенного становится очевидным, что процесс совершенствования профессиональной компетентности педагогов ШГПУ

становится более эффективным, если в него включается сама образовательная организация, используя имеющиеся у неё ресурсы: материальные, информационные, человеческие, интеллектуальные.

Таким образом, несмотря на некоторый существующий в образовательных кругах скепсис в отношении процесса интернационализации высшего образования, международная деятельность педагогических университетов становится неотъемлемой частью их успешного функционирования. И самое важное здесь, что такие процессы реально способствуют развитию университета, повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке образовательных услуг и научных исследований. Осознание этого факта, по нашему мнению, произойдет достаточно быстро на уровне университетского менеджмента, и международная деятельность в ближайшее время из модного течения превратится в действенный инструмент развития учебных заведений, в том числе и педагогических университетов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13.

2. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя [Текст] / Т.Е. Исаева // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 55-61.

3. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gym1529c.mskobr.ru/files/fgos_dlya_roditelej.pdf/.

5. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] : науч.-метод. пособие / А.В. Хуторской. - М. : Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2013. - 73 с.

REFERENCES

1. Bajdenko V.I. Kompetencii v professional'nom obrazovanii (k osvoeniyu kompetentnostnogo podhoda) [Competencies in vocational education (to develop a competency-based approach)]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2004, no. 11, pp. 3-13.

2. Isaeva T.E. Klassifikaciya professional'no-lichnostnyh kompetencij vuzovskogo prepodavatelya [Classification of professional and personal competencies of a university teacher]. Pedagogika [Pedagogy], 2006, no. 9, pp. 55-61.

3. Slastenin V.A., Isaev I.F., Siyanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogy]. In V.A. Slastenina (ed.). Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.

4. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs] [Federal State Educational Standards]. URL: https://gym1529c.mskobr.ru/files/fgos_dlya_roditelej.pdf/.

5. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii: nauch.-metod. posobie [Competency-based learning approach]. Moscow: Ejdos; Izd-vo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013. 73 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.И. Елизова кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологии и социогуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elisowa@yandexr.ru, ORCID: 0000-0002-1060-3513.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.I. Elizova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Philology and Social Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elisowa@yandexr.ru, ORCID: 0000-0002-1060-3513.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.