Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / PERSONALITY / ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / METHODS OF TEACHING / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / TEACHER / ARTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайка Надежда Михайловна, Чвала Марина Станиславовна

В статье описаны результаты исследования формирования профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнен термин «профессиональная индивидуальность», разработана модель системы формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психолого-педагогических условий формирования индивидуальности, инновационные методики, подходы к преподаванию художественных дисциплин. Апробация модели системы формирования профессиональной индивидуальности проходила на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», опубликованы в материалах конференций и научных статьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS-ARTISTS

The results of the study of the formation of professional individuality of the future teachers of fine arts: refined component of the term "professional identity", the model of system formation taking into account the necessary conditions covering all structural components of the personality of the future teacher, an artist, developed methodological support. To implement the goals and objectives of the study proposed the following theoretical-methodological framework: definition of psycho-pedagogical conditions of formation of individuality, innovative techniques, approaches to the teaching of artistic disciplines. Testing of the system model of formation of professional personality passed on the basis of Humanitarian-pedagogical Academy (branch) of Federal state Autonomous educational institution of higher institution "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in Moscow Yalta, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Orel state University named after I. S. Turgenev", published in conference proceedings and scientific articles.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ»

обучения. Упражнение скетч улучшает средний балл группы, что является положительном моментом в обучении.

Литература и источники

1. Olofsson Erik, Sjolen Klara Design Sketching [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-resource-jaime-treadwell.com/basic_sketching-for%20the%20industrial%20designer.pdf (Дата обращения: 16.11.2017).

2. Koos Eissen, Roselien Steur, Sketching - The Basics, publisher: BIS Publishers B.V, 2011.

3. Klara, Sjolen, Erik, Olofsson, Design Sketching. publisher: Keeos Design, 2005.

4. Дирксен Джули, Искусство обучать: как сделать любое оучение нескучным и эфективным / пер. с англ. Ольги Долговой. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2017.

5. Кузин В.С. Рисунок: наброски и зарисовки: учеб.пособие для вузов 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2013.

6. Ломов С.П. Живопись. М.: Агар, 2008.

7. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 2010.

8. Тютюнова Ю. М. Пленер: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015.

References and Sources

1. Olofsson Erik, Sjolen Klara Design Sketching [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.student-resource-jaime-treadwell.com/basic_sketching-for%20the%20industrial%20designer.pdf (Data obrashcheniya: 16.11.2017).

2. Koos Eissen, Roselien Steur, Sketching - The Basics, publisher: BIS Publishers B.V, 2011.

3. Klara, Sjolen, Erik, Olofsson, Design Sketching. publisher: Keeos Design, 2005.

4. Dirksen Dzhuli, Iskusstvo obuchat': kak sdelat' lyuboe ouchenie neskuchnym i ehfektivnym / per. s angl. Ol'gi Dolgovoj. M.: Mann, Ivanov i Feber, 2017.

5. Kuzin V.S. Risunok: nabroski i zarisovki: ucheb.posobie dlya vuzov 2-e izd., stereotip. M.: Akademiya, 2013.

6. Lomov S.P. ZHivopis'. M.: Agar, 2008.

7. Rostovcev N.N. Metodika prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. M.: Agar, 2010.

8. Tyutyunova YU. M. Plener: nabroski, zarisovki, ehtyudy: Uchebnoe posobie dlya vuzov. M.: Akademicheskij proekt, 2015.

АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - ассистент кафедры живописи, аспирант, Московский Государственный Областной Университет.

БАРЦИЦ РАУФ ЧИНЧОРОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна Московского государственного областного педагогического университета.

AFANASYEVA, TATYANA S. - assistant, Department of painting, Ph.D. student, Moscow State Regional University (TatianaAfa1992@yandex.ru)

BARZIZ, RAUF Ch. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of design, Moscow State Regional Pedagogical University (r.barziz@mail.ru).

УДК 371.134:7

ЧАЙКА Н.М., ЧВАЛА М.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ХУДОЖНИКОВ

Ключевые слова: индивидуальность, педагог-художник, психолого-педагогические условия, методика преподавания, профессионализм, формирование.

В статье описаны результаты исследования формирования профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства: уточнен термин «профессиональная индивидуальность», разработана модель системы формирования с учетом необходимых условий, охватывающая все структурные составляющие становления личности будущего педагога-художника, разработано методическое обеспечение. Для реализации цели и задач исследования предложены следующие теоретико-методологические основы: определение психолого-педагогических условий формирования индивидуальности, инновационные методики, подходы к преподаванию художественных дисциплин. Апробация модели системы формирования профессиональной индивидуальности проходила на базе Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», опубликованы в материалах конференций и научных статьях.

CHAIKA, ^М., CHVALA, M.S. THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE TEACHERS-ARTISTS

Keywords: personality, teacher, artist, psycho-pedagogical conditions, methods of teaching, professionalism, formation.

The results of the study of the formation of professional individuality of the future teachers of fine arts: refined component of the term "professional identity", the model of system formation taking into account the necessary conditions covering all structural components of the personality of the future teacher, an artist, developed methodological support. To implement the goals and objectives of the study proposed the following theoretical-methodological framework: definition of psycho-pedagogical conditions of formation of individuality, innovative techniques, approaches to the teaching of artistic disciplines. Testing of the system model of formation of professional personality passed on the basis of Humanitarian-pedagogical Academy (branch) of Federal state Autonomous educational institution of higher institution "Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky" in Moscow Yalta, Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Orel state University named after I. S. Turgenev", published in conference proceedings and scientific articles.

Актуальность исследования «Формирование профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин» исходит из потребностей современного образования. Индивидуальные характеристики педагога-художника, наряду с профессионально-творческими качествами, определяют художественное развитие личности учащихся. Поскольку преподавание изобразительного искусства в современном социокультурном пространстве ориентировано на компоненты материальной и духовной культуры, учитель своей деятельностью влияет на эстетическую, духовную и художественную сферы жизнедеятельности человека.

Необходимость определения психолого-педагогических условий формирования профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в процессе изучения специальных дисциплин подчеркивали многие видные педагоги (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин). [1; 2; 9]

В данной связи проводилось углубленное изучение условий формирования профессиональной индивидуальности (С.А. Аманжолов, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Н.К Шабанов), общей теории профессионального образования (Б.А. Карев, Ю.Ф. Катханова, Е.И. Корзинова, Н.Б. Литвинова), современных подходов к преподаванию специальных дисциплин и решению проблемы профессиональной подготовки студентов (И.В. Привалова, Д.А. Хворостов, С.М. Черникова). На этой основе осуществлялись исследования проблем педагогики в изобразительном искусстве (А.А. Мелик-Пашаев, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов и др.) [3; 4; 6; 7; 11; 12]. При рассмотрении научных исследований в области методики преподавания рисунка, живописи и композиции большое значение имели исследования Г.В. Беды, В.С. Кузина, Н.Н. Ростовцева [5; 8].

В.А. Сухомлинский отмечал: «Первоочередная задача учителя состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [10]. Полагаем, что эта установка для отмеченных выше исследователей являлась базовой.

В то же время, нельзя не отметить, что если ранее изучалась главным образом методика подготовки специалистов в области изобразительного искусства, как практическая составляющая учебного процесса, то, согласно последним исследованиям С.П. Ломова, особо выделяется инструментарий психологического воздействия на обучающихся. В центре внимания оказываются проблемы мотивации у обучающихся потребностей в профессиональном становлении. «Организующему процесс обучения важно знать современные концепции психического развития личности. Актуальные отечественные исследования в области психологии предполагают, что психологические свойства личности являются следствием влияния окружающего мира, обучения, воспитания и внедряются в сознание извне...» [6].

На наш взгляд, термин «профессиональная индивидуальность учителя», компонентами которого можно назвать конструктивный, коммуникативный и организационный, выступают профессиональная направленность, сформированные

профессиональные качества личности. При этом особое значение имеют также воспитание (передача накопленного опыта), социальное окружение (характерная деятельность и мировоззрение людей), психолого-педагогические условия, саморазвитие, самосовершенствование, мотивация, профессиональное мышление, задатки. Наряду с профессионально-творческой деятельностью, важное значение приобретают способности к организации, планированию и реализации учебного процесса, к освоению и применению современных материалов и технологий в педагогической и творческой деятельности; интерес к специальности.

«Профессионализм» - характеристика личности педагога как сочетание профессионально важных психологических качеств, степень овладения профессиональными навыками, мастерство в профессии, а также расширение видов деятельности, интегральная высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, систематическое повышение квалификации, творческой активности, способность продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры. Так происходит совмещение в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций.

Наши исследования проходили на базах Республиканского высшего учебного заведения «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) (затем Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Ялте), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева».

На базе вышеназванных высших учебных заведений проведены следующие мероприятия: художественное наблюдение и эксперимент, тестирование студентов на выявление показателей уровня сформированности профессиональной индивидуальности; теоретические и практические занятия, на которых рассмотрены проблемы развития будущих педагогов-художников и их профессиональная подготовка и разработаны психолого-педагогические условия.

Кроме этого, отмеченные теоретические положения и выводы нашли отражение в рабочих программах учебных дисциплин «Живопись», «Основы композиции», «Техника росписи», «Декоративная композиция в художественной росписи», «Учебные практики», «Педагогическая практика».

В последнем случае нами была разработана методика изучения дисциплин, подготовлены новые темы для реализации программ, применены современные подходы к преподаванию специальных дисциплин.

Таблица 1.

Условия формирования профессиональной индивидуальности

Общин Специфические Частные

Эффе ктивность целостности образовани гт художественно-педагогическое образование с учетом особенностей организации учебно-педагогического япроцесса личностное развитие, сочетание профессионально важных психологических качеств

Системность ко гнитивн ый опыт (архетип ические генетиче у х с с ь с г ху дожестве нно- освоение и расширение различных видов профессиональной деятельности, овладения профессиональными навыками

самопознание (по Ю.Орлову) -познание и изучение себя как личности, разработка проекта самовоспитания (профессиональных, личностных, индивидуальных качеств, укрепление здоровья), реализация проекта

свобода в творческой педагогической деятельности

интеграция с профессионал ьными знаниями формирование ответственности, самовнушения, самоконтроля, самоотчета уровни призания и познания, проект ее дальнейшего развития

всесторонняя поддержка, обоснованное формирование уверенности в себе характеристики индивидуальности - профессиональный интерес к профессии, желание, занятие новой деятельностью, высокий интеллект, умение строить ассоциативные связи, воображение, воля, саморегуляция, самосовершенствование

применение общих знаний для решения профессионал ьных задач мотивация к самостоятельной творческой деятельности, совместная с преподавателям исследовательская деятельность, систематическое повышение квалификации

формировани е целостной картины мира совмещение в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций, формирование способностей продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры интегральная высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, творческой активности развитие наблюдательности, воображения, направленность на накопление профессионального опыта

Проанализировав работы обучающихся по композиции, пленэрной практике, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе задания студентами выполнены по программе, но не все качественно, без творческого подхода.

Для формирования же профессионализма у будущих учителей изобразительного искусства необходимо повысить мотивацию к творческому выполнению текущих заданий для дальнейшего совершенствования навыков и умений работы по специальным дисциплинам.

Со студентами был проведен ряд мероприятий (мастер-класс с творческим использованием инновационных методов, презентация мастер-класса с пленэра, лекции по методики преподавания живописи для студентов 2-4 курсов), направленные на формирование профессиональной индивидуальности обучающихся. Организована работа факультативного кружка «Профессионализм педагога изобразительного искусства». Его целью стало создание дополнительных условий для формирования профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства.

Выявлена следующая проблематика при выполнении заданий: низкая мотивация, неподготовленность студентов к некоторым видам деятельности, отсутствие некоторых теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Потребовалась разработка методических заданий по дисциплинам: «Основы композиции», «Живопись», пленэрная практика, педагогическая практика: «Пробные уроки в школе».

В рамках педагогической практики ежегодно в течение 1 месяца по графику проводились занятия студентами в Ялтинской школе №4. Практикантами готовились паны-конспекты занятий по изобразительному искусству, художественному труду. В них конкретно расписана структура урока, соответствующего уровню подготовки ученика, разработан и подготовлен наглядный материал, если нужно - раздаточный. Некоторыми студентами были созданы наработки в виде презентаций, конкурсов, викторин, развивающих игр. Итогом урока была мини-выставка и оценивание работ учащихся. Конечно же, не у всех и не всегда получалось провести занятие на «отлично». Некоторые справлялись с первого занятия, у других результативным становилось третье, четвертое. Учителя школы тепло встречали и приветствовали практикантов, давали советы по воспитанию учеников.

К 2014 году Крымский государственный университет перешел в Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего заведения «Крымский федеральный университет имени им.В.И. Вернадского» как филиал с названием «Гуманитарно-педагогическая академия» в г.Ялта. В связи с переходом на новое образовательное пространство на кафедре изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна изменилось направление подготовки с «Изобразительного искусства» на «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Были разработаны новые учебные планы, изменились дисциплины. Постепенно работы студентов стали более качественными, педагоги и обучающиеся начали понимать сущность направления подготовки.

Полученные в исследовании «Формирование профессиональной индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства в вузе» результаты имеют теоретическую и практическую ценность, преподаватели высшей школы используют их при написании рабочих программ и организации работы с обучающимися. Целесообразно использование в учебно-воспитательном процессе других учебных заведений и дальнейшей его научной разработки.

Литература и источники

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. т.1. 230с., т.2. 287с.

2. Гальперин П.Я., Пиаже Ж., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н. Педагогическая психология. М.: Гардарики, 2003. 314 с.

3. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей. М.: Академический Проект Фонд Мир, 2007. 208 с.

4. Катханова Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно-графического факультета в графической деятельности. М.: Высшая школа, 1994. 256 с.

5. Кузин В.С. Методика его преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1983. 191 с.

6. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М., 2010. 103 с.

7. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 271 с.

8. Ростовцев H.H. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1995. 239 с.

9. Сластенин В.А. Стратегические направления развития теории педагогического образования. Белгород: БГУ, 1999. С.7-10.

10. Сухомлинский В. А. Избр. произв.: В 5 т. Киев, 1980. Т.5. С.102.

11. Хворостов Д.А. Условия формирования профессиональных компетенций студентов в процессе освоения проектных технологий // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Орел, 2013. Вып. 2. С. 337-341.

12. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 303 с.

References and Sources

1. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1980. t.1. 230s., t.2. 287s.

2. Gal'perin P.YA., Piazhe ZH., Vygotskij L.S., Leont'ev A.N. Pedagogicheskaya psihologiya. M.: Gardariki, 2003. 314 s.

3. Ignat'ev S.E. Zakonomernosti izobrazitel'noj deyatel'nosti detej. M.: Akademicheskij Proekt Fond Mir, 2007. 208 s.

4. Kathanova YU.F. Razvitie tvorcheskih sposobnostej shkol'nikov i studentov hudozhestvenno-graficheskogo fakul'teta v graficheskoj deyatel'nosti. M.: Vysshaya shkola, 1994. 256 s.

5. Kuzin V.S. Metodika ego prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva v shkole. M.: Prosveshchenie, 1983. 191 s.

6. Lomov S.P. Didaktika hudozhestvennogo obrazovaniya. M., 2010. 103 s.

7. Melik-Pashaev, A.A. Mir hudozhnika. M.: Progress-Tradiciya, 2000. 271 s.

8. Rostovcev H.H. Akademicheskij risunok. M.: Prosveshchenie, 1995. 239 s.

9. Slastenin V.A. Strategicheskie napravleniya razvitiya teorii pedagogicheskogo obrazovaniya. Belgorod: BGU, 1999. S.7-10.

10. Suhomlinskij V. A. Izbr. proizv.: V 5 t. Kiev, 1980. T.5. S.102.

11. Hvorostov D.A. Usloviya formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov v processe osvoeniya proektnyh tekhnologij // Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. Orel, 2013. Vyp. 2. S. 337-341.

12. SHorohov E.V. Osnovy kompozicii. M.: Prosveshchenie, 1979. 303 s.

ЧАЙКА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА - ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г.Ялте

ЧВАЛА МАРИНА СТАНИСЛАВОВНА - ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г.Ялте.

CHAIKA, NADEZHDA М. - Assistant of the Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta (chaika-604@mail.ru)

CHVALA, MARINA S. - Assistant of the Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta (chvala@mail.ru)

УДК 75.02

НЕМЧИНОВ Н.Н., ИГНАТЬЕВ С.Е. КАК ДЕРЖАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ РИСОВАНИИ

Ключевые слова: захваты инструментов, дошкольники, изобразительная деятельность, рисование.

Предлагаемая статья основана на личном многолетнем опыте обучения изобразительной деятельности детей и взрослых, посвящена начальному этапу освоения ребенком изобразительной деятельности и адресована воспитателям и родителям дошкольников 2 - 4-х лет, находящихся на, так называемой, доизобразительной стадии и особенно нуждающихся в целенаправленном грамотном руководстве со стороны взрослых для скорейшего ее преодоления. Попустительство на этом этапе приводит к тому, что у большого количества детей навыки рисования к моменту окончания школы несформированы или сформированы неправильно.

NEMCHINOV, N.N., IGNATYEV, S.E.

HOW TO KEEP DRAWING TOOLS

Keywords: tool grips, preschool children, visual activity, drawing.

The proposed article is based on personal long-term experience in teaching the visual activity of children and adults, is devoted to the initial stage of the child's mastery of visual activity and is addressed to educators and parents of preschool children 2 to 4 years old, who are in the so-called pre-descriptive stage and who in particular need targeted management The parties of adults for the speedy overcoming it. Condoning at this stage leads to the fact that in a large number of children, drawing skills are not formed or formed correctly by the time of graduation.

Изобразительная деятельность естественна для детей с раннего возраста. Она является эффективным способом освоения ребенком мира, средством развития тонкой моторики и формирования зрительно-моторных координаций.

На втором году жизни малыш проводит свои первые линии-каракули на листе бумаге и других доступных поверхностях, и задача взрослых уже в это время состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для обучения маленького художника. В противном случае у ребенка формируются неправильные навыки, не позволяющие ему полноценно передавать в рисунке свои наблюдения и фантазии. Из-за этого у него пропадает желание рисовать, что в дальнейшем неизбежно потребует значительных усилий со стороны педагогов и самого ребенка для коррекции моторных функций руки, специальных упражнений для «настройки» зрительного анализатора, а процесс исправления всегда труден, зачастую с неопределенным результатом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приступая к обучению детей рисованию, преподаватель изобразительного искусства, часто сталкивается с неправильными способами держания (захватами) инструмента малышами. Поскольку удержать карандаш или кисточку неокрепшими пальчиками трудно и неудобно, «изобретаются» самые экзотические захваты (см. рис. 1-3), например, инструмент крепко зажат в кулаке или держится между безымянным пальцем и мизинцем, или зажат первыми фалангами всех пятью пальцев, причем грифель карандаша направлен в сторону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.