Научная статья на тему 'КАК ДЕРЖАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ РИСОВАНИИ'

КАК ДЕРЖАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ РИСОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАХВАТЫ ИНСТРУМЕНТОВ / TOOL GRIPS / ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOL CHILDREN / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VISUAL ACTIVITY / РИСОВАНИЕ / DRAWING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Немчинов Николай Николаевич, Игнатьев Сергей Евгеньевич

Предлагаемая статья основана на личном многолетнем опыте обучения изобразительной деятельности детей и взрослых, посвящена начальному этапу освоения ребенком изобразительной деятельности и адресована воспитателям и родителям дошкольников 2 - 4-х лет, находящихся на, так называемой, доизобразительной стадии и особенно нуждающихся в целенаправленном грамотном руководстве со стороны взрослых для скорейшего ее преодоления. Попустительство на этом этапе приводит к тому, что у большого количества детей навыки рисования к моменту окончания школы несформированы или сформированы неправильно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO KEEP DRAWING TOOLS

The proposed article is based on personal long-term experience in teaching the visual activity of children and adults, is devoted to the initial stage of the child's mastery of visual activity and is addressed to educators and parents of preschool children 2 to 4 years old, who are in the so-called pre-descriptive stage and who in particular need targeted management The parties of adults for the speedy overcoming it. Condoning at this stage leads to the fact that in a large number of children, drawing skills are not formed or formed correctly by the time of graduation.

Текст научной работы на тему «КАК ДЕРЖАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ РИСОВАНИИ»

12. SHorohov E.V. Osnovy kompozicii. M.: Prosveshchenie, 1979. 303 s.

ЧАЙКА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА - ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г.Ялте

ЧВАЛА МАРИНА СТАНИСЛАВОВНА - ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г.Ялте.

CHAIKA, NADEZHDA М. - Assistant of the Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta (chaika-604@mail.ru)

CHVALA, MARINA S. - Assistant of the Department of Fine Arts, teaching methodology and design of Humanities and Education Academy (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher institution "Crimean Federal University Vernadsky names" in Yalta (chvala@mail.ru)

УДК 75.02

НЕМЧИНОВ Н.Н., ИГНАТЬЕВ С.Е. КАК ДЕРЖАТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ПРИ РИСОВАНИИ

Ключевые слова: захваты инструментов, дошкольники, изобразительная деятельность, рисование.

Предлагаемая статья основана на личном многолетнем опыте обучения изобразительной деятельности детей и взрослых, посвящена начальному этапу освоения ребенком изобразительной деятельности и адресована воспитателям и родителям дошкольников 2 - 4-х лет, находящихся на, так называемой, доизобразительной стадии и особенно нуждающихся в целенаправленном грамотном руководстве со стороны взрослых для скорейшего ее преодоления. Попустительство на этом этапе приводит к тому, что у большого количества детей навыки рисования к моменту окончания школы несформированы или сформированы неправильно.

NEMCHINOV, N.N., IGNATYEV, S.E.

HOW TO KEEP DRAWING TOOLS

Keywords: tool grips, preschool children, visual activity, drawing.

The proposed article is based on personal long-term experience in teaching the visual activity of children and adults, is devoted to the initial stage of the child's mastery of visual activity and is addressed to educators and parents of preschool children 2 to 4 years old, who are in the so-called pre-descriptive stage and who in particular need targeted management The parties of adults for the speedy overcoming it. Condoning at this stage leads to the fact that in a large number of children, drawing skills are not formed or formed correctly by the time of graduation.

Изобразительная деятельность естественна для детей с раннего возраста. Она является эффективным способом освоения ребенком мира, средством развития тонкой моторики и формирования зрительно-моторных координаций.

На втором году жизни малыш проводит свои первые линии-каракули на листе бумаге и других доступных поверхностях, и задача взрослых уже в это время состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для обучения маленького художника. В противном случае у ребенка формируются неправильные навыки, не позволяющие ему полноценно передавать в рисунке свои наблюдения и фантазии. Из-за этого у него пропадает желание рисовать, что в дальнейшем неизбежно потребует значительных усилий со стороны педагогов и самого ребенка для коррекции моторных функций руки, специальных упражнений для «настройки» зрительного анализатора, а процесс исправления всегда труден, зачастую с неопределенным результатом.

Приступая к обучению детей рисованию, преподаватель изобразительного искусства, часто сталкивается с неправильными способами держания (захватами) инструмента малышами. Поскольку удержать карандаш или кисточку неокрепшими пальчиками трудно и неудобно, «изобретаются» самые экзотические захваты (см. рис. 1-3), например, инструмент крепко зажат в кулаке или держится между безымянным пальцем и мизинцем, или зажат первыми фалангами всех пятью пальцев, причем грифель карандаша направлен в сторону

мизинца. Но чаще всего встречается захват карандаша тремя пальцами - большим, указательным, средним.

К этому захвату, как к единственно правильному, детей приучают воспитатели. Именно такой способ держания инструмента предлагается известным дошкольным теоретиком и педагогом Т.С. Комаровой: «Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, - держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу.

Дети осваивают действие с карандашом как с орудием, когда рука управляет движением карандаша. Очень важно, чтобы ребенок ощутил возможность легкого, без излишнего нажима движения карандаша по бумаге и понял, что карандаш и кисть можно не сжимать слишком сильно. Эти навыки отрабатываются длительное время» [3, с. 59].

Неправильные захваты инструмента:

Рис.1

Карандаш зажат вблизи грифеля и направляется большим и средним пальцами. Указательный палец чрезмерно напряжен.

Рис. 2

Карандаш прижат большим и средним пальцами к безымянному. Указательный палец, упираясь в большой, в процессе рисования не участвует.

Рис.3

Захват часто встречается у левшей. Пальцы излишне напряжены. Инструмент направляется безымянным пальцем или мизинцем. Плечевые и локтевые движения при таком захвате ограничены.

Данный захват несколько напоминает зажим грифеля в цанговым карандаше, является жестким, что не способствует свободе движений руки. Он больше подходит не для рисования, а для черчения, технического проведения аккуратных прямых, дугообразных и круговых линий одинаковой толщины по фиксированному маршруту. Кисть руки при таком захвате ограничена в движениях, что не способствует изображению мелких деталей. Пальцы при таком захвате напряжены и их нельзя расслабить: карандаш перестает быть фиксированным, движется, выскальзывает. Плотное сжатие пальцами инструмента вызывает напряжение и усталость, при рисовании бумага продавливается и режется острием карандаша из-за сильного нажима.

Данный захват к 4-м годам обычно хорошо усвоен и для переучивания, освоения новых видов захватов педагогу и ребенку приходится прилагать немалые взаимные усилия, ведь в школе в качестве основного захвата инструмента известным российским психофизиологом, авторитетным специалистом в области обучения письменности М.М. Безруких предлагается следующий: «При письме правой рукой ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, большой поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка согнуты и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца» (рис. 6) [2, 235]. Следует отметить, что данный захват является вариантом основного «пинцетного» захвата при манипулировании с мелкими предметами..

Профессиональные художники в своей практике применяют несколько захватов карандаша, в зависимости от стоящих перед ними задач, от условий рисования, и маленький художник должен иметь осознанную, закрепленную в навыке свободу выбора. К сожалению, педагогами и родителями обучение захватам инструмента не рассматривается в качестве важной задачи при обучении ребенка рисованию. Часто от родителей приходится слышать: «Я сама так держу, и это мне не мешает». А ведь в результате формируются неправильные функции такого важного органа как рука - медиатора в формировании мозговых функций.

Рассмотрим правильные, с нашей точки зрения, способы захвата карандаша, приводимые в качестве таковых Ю.Г. Аксеновым [1, с.11], Г.В. Лойко, В.М. Жабцевым [4, с. 18], Ф.М, Парамоном, Т.П. Кондратенко [5, с. 23].

1. Положение карандаша при рисовании на горизонтальной поверхности аналогично известному захвату ручки при письме (способ М.М. Безруких): карандаш кладется на средний палец в области сочленения первой и второй фаланг и на сухожилие между большим и указательным пальцами. Первые фаланги указательного и большого пальца легко, без усилий зажимают карандаш и без усилий прижимают его к среднему пальцу, указательный палец согнут (рис. 4, а). Данный захват универсален: используется при рисовании и письме карандашом, кистью, ручкой, при работе над деталями и большими формами на столе и за мольбертом (рис 4, г). Он позволяет брать карандаш как в непосредственной близости к грифелю, так и в середине или противоположном грифелю конце, что позволяет регулировать нажим на инструмент, в результате чего меняется характер проводимых линий, их толщина, длина, направление.

При работе над деталями рекомендуется опираться на мизинец, что необходимо для опоры, а также благодаря мизинцу ладонь не водится по бумаге и не смазывает рисунок. Как вариант данного зажима можно рассматривать способ держания карандаша, показанный на рис. 4, д. Указательный палец полностью вытянут по инструменту, слегка придерживает его сверху, основной зажим осуществляет большой палец, прижимающий инструмент к среднему пальцу. Создается ощущение слитности инструмента с рукой. Зажим хорош для размашистой штриховки больших поверхностей и работы плоской кистью.

Правильные захваты инструментов:

Рис. 4

2. При работе за мольбертом карандаш кладется на первые фаланги пальцев указательного, среднего, безымянного и мизинца (грифель ближе к указательному пальцу) и прижимается к ним большим пальцем примерно напротив среднего пальца (рис. 4, б). В процессе рисования большой палец может сдвигаться по карандашу, относительно других пальцев (рис 4 в).

В качестве варианта может быть использован захват тремя пальцами, без участия в захвате мизинца и безымянного пальцев (рис. 4 е). Данный захват позволяет работать всем плечом, например, при штриховке фона и кистью руки при работе над деталями. При работе над деталями эффективен муштабель, специальный инструмент, к сожалению, почти забытый, используемый для создания опоры руке. При правильном положении пальцы расслаблены, карандаш касается бумаги, а не режет острием и не продавливает ее.

3. О захвате тремя пальцами, предлагаемом Т.С. Комаровой, говорилось выше. Он уместен в техническом рисовании, но не на начальном этапе обучения и не при выполнении художественных рисунков.

При работе художника разными инструментами и материалами, как указывалось ранее, встречаются и другие захваты, приводимые, например, С. Смитом [6, с. 30-31], но ребенку достаточно освоить захваты, описанные в пунктах 1 и 2.

Обучая малыша способам держания инструмента, необходимо добиваться свободного захвата, устранять мышечные напряжения и зажимы. Инструмент должен быть прочувствован ребенком как продолжение руки. Правильный захват инструмента дает большую свободу движениям руки, не вызывает напряжения, следовательно ребенок дольше не устанет и не потеряет интерес к работе. На первых порах полезно брать руку ученика в свою и вместе рисовать различные линии, делать штриховку, давая ему все большую свободу. Вначале можно проводить линии по образцам на кальке, потом копировать на обычной бумаге, наконец, переходить к самостоятельным изображениям. И все время необходимо следить за тем, чтобы маленькому художнику было удобно, добиваться легкости владения инструментом.

Подобное возможно только при индивидуальном обучении. На начальном этапе обучения изобразительной деятельности идеальна работа по схеме один педагог - один ученик, поэтому в своей практике обучения детей 2 - 4-х лет мы привлекаем к обучению малышей мам. Группы небольшие, не более шести детей.

Литература и источники

1. Аксенов Ю.Г. Образ и материал. М.: Советская Россия, 1976. 112 с.

2. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама Паблишен, 2009. 608 с.

3. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. М.: Педагогическое общество России, 2005. 176

д

е

с.

4. Лойко Г.В., Жабцев В.М. Школа изобразительного искусства. Минск, 2004. 320 с.

5. Парамон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Легпромбытиздат, 1987. 208 с.

6. Смит С. Рисунок. Полный курс. М.: Астрель, АСТ, 2002. 159 с.

References and Sources

1. Aksenov YU.G. Obraz i material. M.: Sovetskaya Rossiya, 1976. 112 s.

2. Bezrukih M.M. Obuchenie pis'mu. Ekaterinburg: Rama Pablishen, 2009. 608 s.

3. Komarova T.S. Obuchenie doshkol'nikov tekhnike risovaniya. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2005. 176 s.

4. Lojko G.V., ZHabcev V.M. SHkola izobrazitel'nogo iskusstva. Minsk, 2004. 320 s.

5. Paramon F.M., Kondratenko T.P. Risunok i grafika kostyuma. M.: Legprombytizdat, 1987. 208 s.

6. Smit S. Risunok. Polnyj kurs. M.: Astrel', AST, 2002. 159 s.

НЕМЧИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - художник, учитель изобразительного искусства ИГНАТЬЕВ СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета.

CHISTOV, PAVEL D. - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Dean of the faculty of Fine arts and crafts, Moscow State Regional University (p-chistoff@mail.ru) NEMCHINOV, NIKOLAY N. - painter, teacher of fine arts.

IGNATYEV, SERGEY E. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Methods of Teaching Fine Arts, Moscow Pedagogical State University(ignatyev@mail.ru).

УДК 75.056

ШАЧКОВА Э.В., БАРЦИЦ Р.Ч. МЕСТО И РОЛЬ ИНТУИЦИИ В НАУЧНОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИНИАТЮРНОЙ КОМПОЗИЦИИ

Ключевые слова: интуиция, научное познание, художники-педагоги, обучение, миниатюрная композиция, рациональное и иррациональное, золотая пропорция, нанотехнологические свойства.

Статья посвящена проблеме интуиции в научном и художественном творчестве миниатюрной композиции. «Миниатюрная композиция» как один из видов изобразительного искусства и учебная дисциплина -универсальна, так как имеет самостоятельный характер и является необходимой составляющей в начально -поисковой работе обучения и развития будущих художников-педагогов, способствующая глубокому и последовательному изучению специальных дисциплин художественного цикла. Она актуализирует композиционно-образное мышление художника-педагога, оказывает влияние на саморегуляцию и повышению творческого потенциала будущих учителей изобразительного искусства.

SHACHKOVA, E.V., BARCIC, R.Ch. PLACE AND ROLE OF INTUITION IN THE SCIENTIFIC AND ARTISTIC CREATIVITY

OF THE MINIATURE COMPOSITION

Keywords: intuition, scientific knowledge, artists-teachers, training, miniature composition, rational and irrational, golden proportion, nanotechnological properties.

The article is devoted to the problem of intuition in the scientific and artistic creation of a miniature composition. "Miniature composition" as one of the types of fine arts and the academic discipline is universal, since it has an independent character and is a necessary component in the initial search work of teaching and development of future artists and teachers, contributing to a deep and consistent study of special disciplines of the artistic cycle. It actualizes the composition-imaginative thinking of the artist-teacher, influences self-regulation and enhances the creative potential of future teachers of fine arts

В настоящее время, проблема интуитивной составляющей в науке и искусстве рассматривается в различных сферах философии, психологии. Однако в миниатюрной композиции это происходит впервые. С учетом ее творческого характера и нанотехнологических свойств, выделяются и структурируются как позитивные, так и негативные факторы становления и развития научного и художественного творчества в миниатюрной композиции. При этом имеется в виду то, какое место занимает интуиция в важнейших проявлениях научного и художественного творчества в сфере миниатюрной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.