Научная статья на тему 'Система работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии'

Система работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / КОМПЕНСАТОРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / МАСТЕР-КЛАССЫ / CHILDREN WITH DISABILITIES / MUSIC THERAPY / ISOTHERAPY / COMPENSATORY RESTRUCTURING / MASTER CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

Искусство предполагает основы информационно-познавательного, коммуникативного, воспитательного характера, что, безусловно, отражается на развитие личности. В ходе специально организованного коррекционного процесса, реализуемого в рамках мастер-классов, активизируются различные компенсаторные процессы, которые способствуют нормализации деятельности центральной нервной системы детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования таких сенсорных функций, как слух, осязание, кинестетика и др., а также за счет использования высших форм познавательной деятельности. Применение арттерапевтических методов позволяет успешно раскрывать скрытые способности детей с ограниченными возможностями здоровья и активизировать их компенсаторные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF WORK OF TEACHER WITH CHILDREN WITH DISABILITIES BY MEANS OF ART THERAPY

Art involves the basics of information and cognitive, communicative, educational nature, which, of course, affects the development of the individual. In the course of a specially organized correctional process, implemented within the framework of master classes, various compensatory processes are activated, which contribute to the normalization of the Central nervous system of children with disabilities. Compensatory restructuring occurs both through the use of sensory functions such as hearing, touch, kinesthetics, etc., as well as through the use of higher forms of cognitive activity. The use of art therapy methods can successfully reveal the hidden abilities of children with disabilities and activate their compensatory processes.

Текст научной работы на тему «Система работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья средствами арт-терапии»

Все эти вопросы требуют глубокого анализа и поиска путей решения для реализации проекта в каждом отдельном регионе. Развитие цифрового образования топовых университетов мирового уровня является серьезным вызовом региональным вузам. Однако если грамотно совмещать форматы образования онлайн и оффлайн в реализации, то региональные вузы могут предлагать и реализовывать качественные, а то и уникальные образовательные программы [13].

Выводы. Традиционное аудиторное образование следует признать ограничивающим возможности потребителей в современных условиях жизнедеятельности общества. Цифровое образование позволяет трансформировать процесс обучения - изменить содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи. Теперь образовательный процесс необходимо ориентировать на формирование нового среднего класса, способного к работе в условиях цифровой экономики, что предполагает использование технологий искусственного интеллекта. Образовательные учреждения становятся все более требовательными к современной технике, позволяющей обеспечивать работу в сети Интернет, информационным системам, которые обеспечивают доступ к образовательным ресурсам и сервисам, размещенным на различных платформах. Возврата к прошлому не будет, важно понимать неизбежность изменений и учиться организовывать и создавать образовательное взаимодействие в этой новой цифровой образовательной среде.

Литература:

1. Ахаян А.А. Обучение в сотрудничестве в современной сетевой парадигме: европейский взгляд // Образование и педагог в условиях информационного социума: взгляд из будущего [Электронный ресурс]: Материалы всероссийской научно-практической конференции 22 ноября 2016 г. / Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики [Отв. редакторы С.П. Машовец, Н.Б. Москвина]. -Электрон.дан. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017 г. - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/.....- Загл. с экрана. С. 9-13.

2. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. -2014. -№ 10. - С. 136.

3. Батаев А.В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. - 2015. -№20. - С. 205-208. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22587/ (дата обращения: 20.03.2019).

4. Гриншкун В.В. Информатизация как значимый компонент совершенствования системы подготовки педагогов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». -2014. -№ 1 (27). - С. 15-21.

5. Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. - 2007. - № 8. - С. 86-89.

6. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Новые индустриальные и информационные революции и их влияние на систему образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». -2017. - № 1 (39). - С. 45-52.

7. Двенадцать решений нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. Москва, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/04/1164616802/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0 %BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B00/oD0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf (дата обращения: 20.03.2019).

8. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. - 2018. - №31. -С. 3-7. URL: https: //moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 15.03.2019).

9. О приоритетном проекте «Цифровая школа»: Цифровая школа. Технология [сайт] / 2017-2018 © ООО «Портал Хабаровск». URL: https://цифроваяшкола.рф/blog/o-prioritetnom-proekte-cifrovay-shkola-1 (дата обращения: 25.03.2019).

10. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» Российской Федерации (протокол № 9 от 25.10.2016 г.). URL: http://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaja-tsifrovaja-obrazovatelnaja-sreda-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 25.03.2019).

11. Тенденции и прогноз рынка электронного обучения 2017-2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.docebo.com/resource/eleaming-market-trends-and-forecast-2017-2021/ (дата обращения: 25.03.2019).

12. Sam S. Adkins. The 2016-2021 Worldwide Self-paced eLearning Market: The Global eLearning. Marketisin Steep Decline. 2016.

13. Pevnaya M. V., Shuklina E. A. Prospects for the development of the interaction of enterprises of higher educational institutions in the macro-region: expert evaluation // Management Issues. Social management. 2018. № 3 (52).

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. Искусство предполагает основы информационно-познавательного, коммуникативного, воспитательного характера, что, безусловно, отражается на развитие личности.

В ходе специально организованного коррекционного процесса, реализуемого в рамках мастер-классов, активизируются различные компенсаторные процессы, которые способствуют нормализации деятельности центральной нервной системы детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования таких сенсорных функций, как слух, осязание, кинестетика и др., а также за счет использования высших форм познавательной деятельности. Применение арттерапевтических методов позволяет успешно раскрывать скрытые способности детей с ограниченными возможностями здоровья и активизировать их компенсаторные процессы.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, музыкальная терапия, изотерапия, компенсаторная перестройка, мастер-классы.

Annotation. Art involves the basics of information and cognitive, communicative, educational nature, which, of course, affects the development of the individual. In the course of a specially organized correctional process, implemented within the framework of master classes, various compensatory processes are activated, which contribute to the normalization of the Central nervous system of children with disabilities. Compensatory restructuring occurs both through the use of sensory functions such as hearing, touch, kinesthetics, etc., as well as through the use of higher forms of cognitive activity. The use of art therapy methods can successfully reveal the hidden abilities of children with disabilities and activate their compensatory processes.

Keywords: children with disabilities, music therapy, isotherapy, compensatory restructuring, master classes.

Введение. Современная специальная педагогика и психология широко использует средства искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что доказывает ее эффективность и перспективность как метода обучения и развития. Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевом развитии приводят к нарушению социальных контактов. Искусство предполагает основы информационно-познавательного, коммуникативного, воспитательного характера, что, безусловно, отражается на развитие личности. В процессе обучения образуется, своего рода, художественное общение, благодаря которому возможно обмениваться мыслями без речи, коммуницировать без слов.

Изложение основного материала статьи. Методологической основой включения арт-терапии в коррекционно-развивающий процесс являются фундаментальные положения общей, возрастной и специальной педагогики и психологии:

- учения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов;

- труды Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, В.П. Кащенко о законах нормального и аномального развития;

- работы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, М.В. Киселева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева о влиянии арт-терапии на обучение и воспитание детей с нормой развития и нарушениями.

Ряд ученых (Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Е.Н. Башкирова, Н.Ф. Бережная, Э.Э. Большебратская, Т.М. Грабенко) отмечают изо-терапию как эффективный метод коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразное использование разных видов искусства (изобразительного и музыкального) дает возможность решать сложные задачи наведения детей на эстетическое постижение и переживание содержания музыки с опорой на художественный опыт. П.П. Блонский отмечал «Уроки поэзии, музыки, рисования, как изолированные эстетические занятия, владеют крайне малой педагогической ценностью. В лучшем случае, это уроки оторванного от жизни искусства» [1].

Система работы по адаптации детей с ОВЗ в социум, а также развитие их способностей возможно при включении разнообразных видов деятельности: движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, рассказ, инсценирование. Музыкальные образы порождают художественные, воплощаются в движениях.

В рамках социального проекта «Открытые сердца», осуществленного на базе ГБОУВО РК «КИПУ» с 03 сентября 2018 по 28 декабря 2018 нами были организованы мастер-классы, включающие одновременно использование средств музыкальной и изотерапии. Данный подход позволил дополнить классический жанр арт-терапии и синтезировать одновременно и музыку и рисование. Учитывая возрастной контингент обучающихся и структуру дефекта, мы пришли к заключению о благоприятном воздействии терапевтических средств музыки и рисования на детей, деятельность которых одновременно включала использование нескольких анализаторов: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный. Таким образом, на занятиях возможно совмещение таких видов деятельности, как рисование под музыку (музыкорисование). Музыкорисование является спонтанным выражением чувств и эмоций ребенка в данный конкретный момент. Само по себе рисование (изобразительная деятельность) позволяет затронуть глубокие слои психики. Идея об объединении рисования с музыкой возникла при обучении ритмичному черчению, которое преподавал в Гамбурге учитель черчения Карл Петерс.

Непосредственно перед практической работой с целью гимнастики и подготовки кистей рук детям предлагались следующие упражнения:

1. Разгладить лист бумаги ладонями правой и левой рук, делать это по очереди, придерживая лист бумаги не доминирующей рукой.

2. Положить правую (левую) руку на ребро, затем согнуть пальцы в кулак, резко выпрямить и положить руку ладонью на лист бумаги.

3. Руки согнуты в локтях и лежат на столе, плечи опущены (педагогу следует проследить за отсутствием напряжения в плечевом суставе каждого ребенка) и поочередно потрусить кистями рук. Сделать это качественно можно только при условии расслабленности плеч и хорошей опоры на локти.

4. «Фортепиано». Суть упражнения заключается в попеременном опускании подушечек пальцев на стол (как будто играем по вымышленной клавиатуре) в следующем порядке: чередуем одновременное нажатие большого и среднего пальцев, указательного и безымянного, среднего и мизинца. Производить движения можно в прямой и обратной последовательности.

5. Руки перед собой с опорой на предплечья и по очереди сгибаем-разгибаем руки, контролируя удары по столу кистей рук.

6. «Красим забор». Данное упражнение можно выполнять как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности:

1) одна рука опущена, другую держим над поверхностью стола. Далее выполняем касательные движения ладонью и тыльной стороной ладони поочередно по поверхности стола («красим» стол);

2) одна рука опущена, другую держим напротив стены (упражнение выполняется стоя). Далее выполняем касательные движения ладонью и тыльной стороной ладони поочередно по поверхности стены («красим» забор).

Следующий блок упражнений направлен на развитие движений пальцев рук:

1. Соединить конечности фаланг выпрямленных пальцев рук.

2. Соединить основания ладоней между собой и по очереди состыковать все фаланги пальцев обеих рук.

Педагогу следует обращать внимание на возможности детей при сгибании и разгибании пальцев рук без подключения самой кисти, предплечья. Этот момент очень важен и указывает на пластичность самих пальцев. Основными упражнениями в этом направлении могут быть:

1. Сжать пальцы в кулак и резко выпрямить, делая то медленно, то достаточно быстро.

2. Согнуть пальцы одновременно или по одному, как самостоятельно, так и с помощью другой руки.

3. Касаться по очереди всеми пальцами большого, соединять большой палец со всеми остальными.

4. Сгибать и разгибать пальцы, легко касаясь подушечкой большого пальца остальных.

5. Ладонь полностью лежит на столе (как будто бы приклеенная), поочередно, не отрывая основание ладони от стола, поднимаем каждый палец руки.

Мастер-классы по арт-терапии предполагали активную работу с бумагой.

Так детей необходимо целенаправленно обучать таким операциям, как складывание и разворачивание листа бумаги, переворачивание, сминание, разминание, разглаживание, разрывание листа бумаги. Часто во время занятий наблюдалось вялость пальцев или наоборот чрезмерное напряжение.

Поэтому еще одним пропедевтическим блоком упражнений были следующие виды:

1. Крепко удерживать карандаш в горизонтальном положении большим и указательным пальцами левой руки. Одновременно указательным и средним пальцами правой руки подтягивать его к себе.

2. Оборачивать карандаш между большим и указательным, большим и средним, большим, указательным и средним пальцами правой руки. Для леворуких детей использовать их доминирующую руку.

3. Между указательным и средним пальцами руки натягивается тонкая круглая резинка. Ребенок пальцами второй руки перебирает ею как струнами гитары, используя указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец.

Для рисования под музыку следует выбирать мелодию с четко очерченной ритмической структурой, с понятными и яркими акцентами (чередованием сильной и слабых долей), а также интересной запоминающейся мелодией. Желательно провести общую ритмическую подготовку к музыкорисованию с целью выявления реакций на музыку у детей. А выбор соответственной музыки усилит эффект. Поэтому использование классических вальсов И. Штрауса, К.М. Вебера, П.И. Чайковского будут полностью отвечать поставленным требованиям. Изобразительная деятельность детей может быть представлена широким спектром средств: от работы с гуашью и акварелью до использования мелков и фломастеров. Однако наибольшего эмоционального отклика можно получить от работы с красками (гуашь или акварель). Плавные линии, мягкость материала дают более полное эмоциональное выражение, нежели работа с грифелем, цветными карандашами. При музыкорисовании отправным пунктом является, безусловно, музыка. Дети не получают ни одной тематической установки на выполнение изображения.

В данной статье мы кратко приводим содержание отдельных интегрированных мастер-классов.

Мастер-класс 1

Цель: развитие творческого потенциала, навыков коммуникации.

Оборудование: альбомы, акварельные краски, кисти.

Структура мастер-класса:

№ Виды работ Время проведения

1 Дыхательное упражнение «Взмах крыла». 1,5-2 минуты

2 Пантомима «Ласточка» 5 минут

3 Восприятие музыки К. Дебюсси Море. Лунный свет 7-10 минут

4 Рисование под музыку. 40 минут

1. Дыхательное упражнение «Взмах крыла».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Стабилизация дыхания. Настрой на занятие.

Упражнение проводится без музыкального сопровождения с целью концентрации внимания на собственном дыхании.

Дети садятся, плотно прислонившись к спинке стула. Исходное положение: спина прямая, лопатки прижаты к спинке стула, голова опущена, плечи расслаблены, руки свободно свисают.

На вдохе - поднимается правая рука вверх (взмах крыла птицы) и удерживается в данном положении одновременно с задержкой дыхания (1-2 с.). На выдохе - опускается правая рука, задерживается дыхание, рука фиксируется, левая при этом в спокойном положении. При следующем вдохе-выдохе работает левая рука. Данное упражнение следует повторить четыре раза по два раза каждой рукой.

2. Пантомима «Ласточка».

Цель: развивать пантомимические навыки, равновесие.

1. Дети становятся в исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль тела и слегка отведены назад.

2. Следующий этап: дети медленно поднимаются на носочки и одновременно руки еще больше отводят назад, сохраняя баланс тела.

3. Медленно опускаемся в исходное положение.

4. Руки в стороны, правая нога на месте, другая отводится назад, в течение 3-5 секунд сохраняем баланс тела.

5. Медленно опускаемся в исходное положение.

6. Руки в стороны, левая нога на месте, другая отводится назад, в течение 3-5 секунд сохраняем баланс

тела.

3. Восприятие музыки.

Цель: обогащение слухового опыта.

К. Дебюсси Море. Лунный свет

1. Вступительное слово / рассказ учителя.

Человека всегда манило море. Море - это символ свободы, простора, красоты. Море - это богатство. Есть моря с красивыми названиями - Белое, Желтое, Красное, Коралловое, Мраморное.

2. Первичное слушание музыкального произведения Детям предлагается закрыть глаза и представить море. (Первые секунды звучит шум прибоя).

3. Беседа по услышанному музыкальному произведению. После прослушивания фрагмента композиции целесообразно задать следующий ряд вопросов, преимущественно предполагающий однозначный ответ:

- Море спокойное или шумное?

- Какого цвета вы видите волны?

- Волны высокие или низкие?

- Хочется вам в таком море поплавать?

- Светит ли солнце или это уже ночь?

4. Повторное слушание. Предлагается прослушать музыкальное произведение еще раз с целью запоминания «красок музыки».

- послушайте еще музыку и представьте, какими красками вы бы смогли нарисовать такое море. 4. Рисование под музыку.

Цель: развитие эмоционального восприятия музыки. Использовать акварельные краски и плавные линии.

Возможные темы: «Полет птицы», «Спокойное море», «Радуга после дождя».

Музыкальный репертуар:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. Дебюсси Море. Лунный свет.

В.А. Моцарт Дивертисмент № 7, часть 2.

В промежутках между данными произведениями можно использовать легкую инструментальную музыку.

Перед непосредственно рисованием провести гимнастику для кистей и пальцев рук.

Мастер-класс 2

Цель: ослабление имеющихся у детей и подростков поведенческих и эмоциональных нарушений Оборудование: альбомы, гуашевые краски, кисти.

Структура мастер-класса:

№ Виды работ Время проведения

1 Дыхательное упражнение «Повороты» 1,5-2 минуты

2 Пантомима «Веселый клоун» 5 минут

3 Игра на детских музыкальных инструментах 7-10 минут

4 Рисование под музыку. 40 минут

1. Дыхательное упражнение «Повороты»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Стабилизация дыхания. Настрой на занятие.

Упражнение проводится без музыкального сопровождения с целью концентрации внимания на собственном дыхании.

Упражнение выполняется стоя. Исходное положение: стоя, руки и голова опущены. На вдохе поднимаем вверх руки и поворачиваем корпус тела вправо. На выдохе выполняем наклон вправо и медленно опускаем руки. Важно: вдох выполняем через нос, выдох - через рот. Далее становимся в исходное положение и повторяем все то же самое только в левую сторону. В количественном соотношении повторяем данное упражнение в зависимости от самочувствия учащихся и их подготовки.

2. Пантомима «Веселый клоун».

Цель: развивать пантомимические навыки, координацию движений.

1. Дети становятся в исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямая.

2. «Наклоны-перекаты» влево и вправо не отрывая ног.

3. Наклон влево с отрывом правой ноги от пола.

4. Наклон вправо с отрывом левой ноги от пола.

5. Прыжок а две ноги в стороны с одновременны поднятием рук вверх в стороны. Зафиксировать данную позу и вновь повторить весь комплекс сначала.

3. Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: стимулировать исполнительскую деятельность детей, развивать музыкальные способности чувство ритма.

Оборудование: ударные музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, барабан.

Музыкальный репертуар: Иоганн Штраус Марш Радецкого.

Данное произведение имеет контрастный темп. Ощущение различных скоростей движения долей в собственном исполнении активизирует у детей музыкально-ритмическое чувство, помогает им уяснить изобразительность, выразитель ритма в музыке. При выполнении данного упражнения детям предлагается выбрать инструменты для сопровождения музыкального произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.

Возможно предложить следующий вариант «оркестровки»:

- первая сильная доля (половинная длительность) - барабан;

- четвертные длительности - бубен;

- восьмые длительности - маракасы.

Возможно одновременное звучание всех шумовых инструментов при условии достаточного усвоения детьми ритмического рисунка.

4. Рисование под музыку.

Цель: активизировать эмоциональное восприятие.

Использовать гуашевые краски и резкие линии.

Возможные темы: «Лесная поляна», «Веселая компания», «футбольный матч».

Музыкальный репертуар: И. Штраус Радецкий марш, П.И. Чайковский Полька и др.

Музыкальный репертуар данного упражнения должен иметь хорошо очерченный ритмический рисунок.

Мастер-класс 3

Цель: развитие коммуникативных функций и способностей, навыков межличностного общения

Оборудование: альбомы, гуашь / акварель, кисти.

Структура мастер-класса:

№ Виды работ Время проведения

1 Дыхательное упражнение «Поклон» 1,5-2 минуты

2 Пантомима «Лягушонок» 5 минут

3 Восприятие музыки 7-10 минут

4 Рисование под музыку. 40 минут

1. Дыхательное упражнение «Поклон»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Стабилизация дыхания. Настрой на занятие. Исходное положение: дети стоят с опущенными руками и головой, ноги вместе. На вдохе медленно поднимаем расслабленные руки и голову вверх, как бы «растягивая» все тело. Постепенно становимся на носочки, отрывая пятки от пола. Необходимо зафиксировать данное положение на 2-3 секунды.

На выдохе - тело постепенно опускается, сгибается в пояснице, опускаются руки и голова. Если позволяет самочувствие детей, возможна задержка дыхания на 2-3 секунды.

2. Пантомима «Лягушонок»

Цель: развивать координацию движений.

1. Исходное положение: Ноги вместе, руки на поясе, голова прямая.

2. Прыжок вперед, не снимая руки с пояса.

3. Глубокий присев, руки уперлись в пол.

4. Опираясь на руки, сделали отскок обоими ногами и зафиксировались в данном положении.

5. И обратно вернули ноги в положение глубокого присева и медленно встали. 3. Восприятие музыки.

Цель: Обогащение слухового опыта. П.И. Чайковский «Песня жаворонка»

1. Вступительное слово / рассказ учителя.

Летней порой случаются всякие чудеса. Стоит лес в зелёном наряде, под ногами - зелёная травушка-муравушка, сплошь усыпанная росой. Но что это? Ещё вчера на этой полянке ничего не было, а сегодня она сплошь усеяна маленькими, красными, словно драгоценными, камешками. Лето любят дети и взрослые. За длинные, солнечные дни и короткие тёплые ночи. За богатый урожай летнего сада. За щедрые поля, полные ржи, пшеницы. Всё живое летом поёт и торжествует.

2. Первичное слушание музыкального произведения Детям предлагается закрыть глаза и представить лесную лужайку.

3. Беседа по услышанному музыкальному произведению. После прослушивания фрагмента композиции целесообразно задать следующий ряд вопросов, преимущественно предполагающий однозначный ответ:

- Что растет на вашей лесной полянке?

- Какие цветы?

- Какого цвета?

- Солнечно или пасмурно на поляне?

- Можно ли увидеть на поляне лесного зверя?

4. Повторное слушание. Предлагается прослушать музыкальное произведение еще раз с целью запоминания «красок музыки».

- послушайте еще музыку и представьте, какими красками вы бы смогли нарисовать такую поляну. 4. Рисование под музыку.

Цель: активизировать эмоциональный аспект восприятия музыки. Использовать гуашевые краски и резкие и плавные линии. Возможные темы: «Лужайка», «Лесная поляна», «На опушке». Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский Детский альбом.

Музыкальный репертуар данного упражнения должен иметь разноплановый характер.

Мастер-класс 4

Цель: развитие эстетических потребностей. Оборудование: альбом, гуашь / акварель, кисти.

Структура мастер-класса:

№ Виды работ Время проведения

1 Дыхательное упражнение «» 1,5-2 минуты

2 Пантомима «» 5 минут

3 Игра на музыкальных инструментах 7-10 минут

4 Рисование под музыку. 40 минут

1. Дыхательное упражнение «Поклон»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Стабилизация дыхания. Настрой на занятие.

Дети стоят, спина прямая, прямые руки вытянуты вперед, одна ладонь смотрит вниз, а другая вверх. На вдохе ладони переворачиваются одна вверх, а другая вниз; на выдохе - опять переворачиваются и т.д. на задержке дыхания - удержание позы. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох - 10 хлопков, задержка - 5 хлопков [7].

1. Пантомима «Золотая рыбка».

Цель: развивать пластичность движений.

1. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища.

2. Ноги в фиксированном положении, верхняя часть тела плавно раскачивается влево-вправо.

3. Ноги в фиксированном положении, верхняя часть тела плавно раскачивается влево-вправо, руки в стороны, плавно изгибаются.

4. Руки вверх вместе, постепенно приседаем-«вкручиваемся», вверх-вниз, в этом положении фиксируемся.

5. Выпрямляемся и в исходное положение.

2. Игра на детских музыкальных инструментах.

Цель: стимулировать исполнительскую деятельность детей, развивать музыкальные способности чувство ритма.

Оборудование: ударные музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, барабан.

Музыкальный репертуар: Г. Свиридов. «Военный марш».

Данное произведение имеет постоянный темп. При выполнении данного упражнения детям предлагается выбрать инструменты для сопровождения музыкального произведения, чтобы ярче передать художественный образ с помощью определенного тембра.

Возможно, предложить следующий вариант «оркестровки»:

- первая сильная доля (половинная длительность) - барабан;

- четвертные длительности - бубен;

- восьмые длительности - маракасы / треугольник

Возможно одновременное звучание всех шумовых инструментов при условии достаточного усвоения детьми ритмического рисунка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рисование под музыку.

Цель: развитие эмоционального отклика на музыку.

Использовать гуашевые краски и резкие и плавные линии.

Возможные темы: «В гостях у сказки», «Сказочные персонажи», «Моя любимая сказка».

Музыкальный репертуар: П.И. Чайковский Детский альбом.

Музыкальный репертуар данного упражнения должен иметь разноплановый характер.

Выводы. В ходе специально организованного коррекционного процесса, реализуемого в рамках мастер-классов, активизируются различные компенсаторные процессы, которые способствуют нормализации деятельности центральной нервной системы детей с ограниченными возможностями здоровья. Компенсаторная перестройка происходит как за счет использования таких сенсорных функций, как слух, осязание, кинестетика и др., а также за счет использования высших форм познавательной деятельности. Применение арттерапевтических методов позволяет успешно раскрывать скрытые способности детей с ограниченными возможностями здоровья и активизировать их компенсаторные процессы.

Литература:

1. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. - 2-е изд. стер. - М.: Юрайт, 2016. - 164 с.

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Коротеева Олеся Дмитриевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); обучающийся Чумакова Лада Андреевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ - ПЕДАГОГОВ

ЧЕРЕЗ ДИАЛОГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативной культуры будущих бакалавров - педагогов как необходимой составляющей профессиональной деятельности. Выявлены основные педагогические средства и методы, способствующие формированию коммуникативных навыков и умений. Рассмотрен педагогический механизм формирования коммуникативной культуры, в основе которого заложен диалог в качестве основного способа взаимодействия.

Ключевые слова: коммуникативная культура, диалог, методы активного обучения, интегрированный курс.

Annotation. The article is devoted to the problem of the communicative culture of future bachelor - teachers as a necessary component of professional activity. The main pedagogical tools and methods that contribute to the formation of communication skills are revealed. The pedagogical mechanism of the formation of a communicative culture, based on a dialogue as the main way of interaction is considered.

Keywords: communicative culture, dialogue, methods of active learning, integrated course.

Введение. Все разнообразие творчества, духовности человека интегрируется в сознание единым способом: самоорганизацией резонансного взаимодействия с миром и с собой; едиными нормами взаимодействия: любовью, гармонией, свободой.

Коммуникативная культура или культура общения занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности. Эмпирические исследования в вузе выявили, что большинство обучающихся не владеют четкими представлениями о сущности и структуре коммуникативной культуры. Уровень коммуникативных навыков и умений недостаточно высок, и уровень культуры речи также недостаточен. В век глобальной компьютеризации общества проблема коммуникации людей встает необыкновенно остро. Отдавая большую часть личного времени общению с гаджетами, люди катастрофически быстро теряют навыки обычного человеческого общения, что, несомненно, не способствует развитию личности в нравственно-духовном плане. Так же необходимо принять во внимание, что дети 21 века уже с раннего возраста оказываются в компьютерном пространстве, и процесс приобретения коммуникативных навыков у них происходит уже иначе. Поэтому формирование коммуникативных навыков с раннего возраста, а затем развитие и совершенствование их в течение всей жизни является, несомненно, одной из важнейших задач в теории развития человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.