Научная статья на тему 'Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности'

Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ / ПРИЁМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ И ТВОРЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ / ПСИХОГИМНАСТИКА / ТВОРЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Наталия Алексеевна

В статье рассматриваются условия и первичные приёмы формирования коммуникативных умений младших школьников. Анализируется сущность понятий: коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, коммуникативные знания и умения. Приведены примеры использования возможностей различных учебных предметов и занятий по внеурочной деятельности. Сделана попытка разработки психогимнастических упражнений для первоклассников, способствующих развитию у детей элементов коммуникативных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности»

УДК 37.026.9 ББК Ч 420.241

Н. А. Субботина

Приёмы развития творческих способностей первоклассников как средство начального формирования их коммуникативной компетентности

В статье рассматриваются условия и первичные приёмы формирования коммуникативных умений младших школьников. Анализируется сущность понятий: коммуникативная компетентность, коммуникативные способности, коммуникативные знания и умения. Приведены примеры использования возможностей различных учебных предметов и занятий по внеурочной деятельности. Сделана попытка разработки психогимнастических упражнений для первоклассников, способствующих развитию у детей элементов коммуникативных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: коммуникативные УУД; коммуникативная компетентность; система творческих заданий; приёмы театрализации и творческого рисования; психогимнастика; творческое рисование.

Компетентность и грамотность в общении в современном мире - это один из факторов успеха в любой сфере деятельности.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже обладает некоторыми коммуникативными и речевыми компетенциями. Коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе и дальнейшему развитию младших школьников традиционно уделяется большое внимание. В концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и до сложных видов организации и осуществления совместной деятельности. Поскольку коммуникативная компетентность имеет многогранный характер, необходимо выделение основных видов коммуникативных и речевых действий, т. е. тех действий, которые важны для достижения целей образования, соответствующих новым стандартам.

Коммуникативные действия можно условно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами комму-

никативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.

Первая группа - коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). В 6-7-летнем возрасте дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Это происходит в общении со сверстниками под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей.

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на сотрудничество. Именно совместная деятельность обеспечивает усвоение обобщенных способов решения любых учебных задач. Главными показателями успешного формирования такой деятельности следует считать умение договариваться, высказывать и аргументировать своё мнение, убеждать, уступать,

сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время спора, проявлять инициативу в трудной ситуации, а также регулировать и контролировать ситуацию поиска решения.

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Л. С. Выготский писал: «Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания». Исходная коммуникативная функция речи - функция сообщения. Поэтому в начальных классах, когда идёт процесс бурного развития речи учащихся, необходима организация такой совместной деятельности, которая поможет каждому ученику отображать в речевой форме все совершаемые действия, свои чувства, мысли, а также совершать планирование, контроль и оценку своей деятельности. Именно такие речевые действия создают возможность для процесса интериоризации, т.е. усвоения соответствующих действий как предметного, так и метапредметного содержания, а также развития необходимых навыков рефлексии. Это одни из важнейших показателей развития данного коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.

Коммуникативная компетентность в современной науке определяется как интегра-тивный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны в разных ситуациях.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.

В данной статье будут рассмотрены лишь некоторые аспекты решения задачи формирования коммуникативной компетентности младших школьников, а именно начальных коммуникативных умений. Речь пойдёт о приёмах, позволяющих развивать творческое восприятие мира учащимися начальных классов и, как следствие, - совершенствовать их речевые высказывания.

Ключевое слово для меня, как учителя, воспитателя, наставника, - творчество. Система творческих заданий, творческое раскрепощение, творческое самовыражение, творческое восприятие - вот «куст» терминов, которыми я пользуюсь в своей работе. Сначала я попыталась объяснить себе суть творчества:

Привычный шаг, привычная работа.

В пещерах мыслей - лабиринт дорог.

С тропинки, что тебе оставил кто-то,

Сверни! Почувствуй, что ты тоже смог

Проникнуть через каменные стены

И угадать значенье древних книг.

Во все века природа неизменна

И вечна. А тебе даётся миг!

Мне бы очень хотелось, чтобы каждый ребёнок хоть раз испытал вот такой настоящий миг творчества.

Наверное, у каждого человека существует сокровенная тайна рождения твор-

речь пока пойдёт лишь о первом и втором этапах.

Итак, истины, известные многим. Особое место среди используемых мной средств занимает приём театрализации, который может быть уместен на любом уроке. В следующей таблице отражены возможности использования средств театрализации на уроках в начальной школе:

Таблица

Урок литературного чтения 1. Инсценирование 2. Чтение по ролям 3. Изменение сюжетной линии 4. Придумывание продолжения произведения 5. Образное фантазирование по описанию 6. Создание устных диафильмов 7. Словесное рисование 8. Изготовление костюмов и реквизита

Урок русского языка 1. Работа над артикуляцией 2. Создание образа буквы и звука (вербальное и невербальное) 3. Инсценирование правил теории русского языка 4. Лингвистические загадки, ребусы 5. Работа над расширением словарного запаса (создание театрального образа нового слова)

Урок математики 1. Путешествие с вымышленными героями (Точка в Стране Геометрии, фигуры и символы) 2. Создание театрального образа математических понятий (периметр, уравнение, отрезок) 3. Ролевые игры («Магазин», «Школа») 4. Инсценированные математические головоломки

Урок окружающего мира 1. Коллективные ролевые игры 2. Загадки-описания «Узнай, кто я» 3. Игры на классификацию 4. Групповые представления на заданные темы

Занятие литературным творчеством (внеурочный компонент) 1. Театральные зарисовки 2. Игра «Чудесные превращения» 3. Творческое рисование 4. Непосредственное сочинение литературных произведений 5. Иллюстрирование своих и авторских произведений

Отдельным приложением я оформила мышления, воображения, эмоционального психогимнастические упражнения, направ- восприятия информации и предполагающие ленные на развитие у детей внимания, памяти, использование элементов театрализации.

ческого ума, которую суждено открыть или ему самому, или людям, его окружающим. К. Э. Циолковский вывел такую формулу творчества: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные». Именно в этой логике я и прослежу свою поисковую деятельность. Замечу, что

Эти игры-зарисовки были составлены путём изучения и объединения некоторых приёмов, взятых из книг М. И. Чистяковой «Психогимнастика» и Йосиро Цуцуми «Здоровье на кончиках пальцев». Упражнения удобно использовать в качестве физкультурных пауз, особенно в 1-м классе.

Обратимся теперь к истинам, «известным некоторым». Я опишу несколько игр, сконструированных в ходе моей исследовательской деятельности.

Самая любимая наша игра - «Театральные зарисовки». Суть игры - в изображении с помощью пантомимы различных вещей и понятий в определённой последовательности:

- конкретные одушевлённые понятия (заяц, кузнечик);

- конкретные неодушевлённые понятия (веник, аквариум);

- абстрактные понятия (лень, гордость, счастье);

- тематические театральные зарисовки (например, объяснение грамматической

ситуации написания ЧК и ЧН или процесса ассимиляции согласных).

Другая игра - «Чудесные превращения». Игра была наша, но недавно я встретила её описание в книге О. А. Казанского «Игры в самих себя». Суть: все и всё превращается в нечто другое с помощью игровых действий, жестов, мимики, звуков.

Класс, например, превращается в магазин, тогда дети - покупатели, продавцы, а все вокруг - вещи (товар), прилавки, деньги, и т.д.

Всем известна игра «Телеграф», когда детям раздаются буквы, и надо построиться в таком порядке, чтобы получилось заданное слово. Мы добавляем такой приём театрализации: надо изобразить свою букву как живое существо (безударная гласная, заглавная буква, беглая гласная).

Особое место в системе заданий имеет приём творческого рисования. Здесь приведены работы детей на темы:

Отдельно можно выделить игру с условным названием «3х3» и «4х4».

Дети чертят квадрат с 9 или 16 клетками. Учитель диктует 9 или 16 слов в быстром темпе. Дети выполняют зарисовки «образа»

каждого слова - любые знаки, рисунки, схемы, нельзя только записывать само слово. После окончания работы дети восстанавливают продиктованные слова, записывая их по порядку.

Также мы используем игры, развивающие театральное мастерство:

А) не сходя со стула, посидите так, как сидит бабочка на цветке, замёрзший щенок, программист за компьютером, ребёнок на карусели и т.д.

Б) произнесите одно и то же слово громко, злобно, тихо, нежно, задумчиво, удивлённо и т.д.

В заключение хочу привести некоторые примеры литературных произведений, сочинённых первоклассниками. Считаю, что это интегративный показатель развития творческого потенциала детей, образного восприятия ими окружающего мира и самих себя в этом мире, а также владения коммуникативными умениями в процессе начального формирования коммуникативной компетентности.

Дерево знаний, Расти! Расти! Чтению нас Ты научи! Колычева Саша Розы, розы, розы, Доченьки Мороза! Вы так красивы и милы, На окна льдом вас нанесли! Курганова Лена На окошке нашем сказка! Дед Мороз её писал. Он раскрасил её белой краской, С Новым годом поздравлял! Абрамов Пётр

Ра-ра-ра! Появилась радуга! Ра-ра-ра! Рада детвора! Рады мамы, рады папы, Потому что солнышко Снова светит в небе! Авдалян Катрин Кто бы в чарах мне не помогал, Пусть откроет В волшебную страну портал! Янева София Крокодил Отдыхал с Жирафом За горами, Где Сидел Филин. Алексеев Егор

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., исправ. - М.: Лабиринт, 1999.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2010.

3. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4.

4. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М.: Росагентство, 1995.

5. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.

6. Одарённый ребёнок: особенности обучения / под ред. Н.Б. Шумаковой. - М.: Просвещение, 2006.

7. Первый рубеж: становление образовательного комплекса «Детский сад - школа - художественная галерея» : сб. ст. / ПГПУ. - Кн. 1. - Пермь, 1997.

8. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО.

Приложение 1

Психогимнастические упражнения для первоклассников

1. «Собираем грибы»

Основная цель: стимулирование развития памяти.

Урок: математика

Содержание:

Два больших, три маленьких, Дети «срывают» грибы двумя пальцами: большой-

Маленьких, удаленьких, указательный, большой-средний, большой-безымянный,

большой-мизинец.

Складывают в «корзинку» каждый грибок.

Целая семья опят... «Срывают» грибы поочерёдно пальцами, не складывая.

То же в быстром темпе. На слове «пять» раскрыть руки

- Сколько их под кочкой? ладонями наружу, руки выставить вперёд

- Пять!

2. «Солнышко и туча»

Основная цель: развитие мышц туловища, обучение дыханию, способам смены напряжения и релаксации.

Урок: любой

Содержание: ведущий («солнышко») поворачивается лицом к классу - всем тепло, даже жарко, все мышцы тела расслаблены (выдох). «Солнышко постепенно уходит за тучу (отворачивается от класса), становится прохладно, дети сжимаются в комочек, чтобы согреться, мышцы тела напряжены (вдох, задержка дыхания). «Солнышко» выходит из-за тучи, и всем снова тепло.

3. «Игра с песком»

Основная цель: развитие мышц рук, обучение дыханию.

Урок: обучение грамоте, письмо, русский язык.

Содержание: набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать «песок» в руках (задержка дыхания). Постепенно раскрывая пальцы, «высыпать песок» (выдох). «Отряхнуть песок» с пальцев (поглаживание пальцев, затем встряхивание кистями и полное расслабление рук).

4. «Ежата»

Основная цель: развитие мышц рук, гимнастика для глаз.

Урок: математика

Содержание:

Шесть ежат в лесу гуляли, Землянику собирали.

А один улёгся спать. Ведущий: - Сколько их гуляет? Дети: - Пять!

Вытянуть руки вперёд, на одной руке все пальцы раскрыты, на другой вытянут вверх только большой палец (это шесть «ежат»). Медленно отводя эту руку в сторону, глазами следить за большим пальцем, не поворачивая головы. На слове «спать» расслабить руку, «уронить» её вниз. На вопрос ведущего вторую руку тоже опустить. Отвечая «пять», с силой вытянуть руку вперёд, резко растопырив пальцы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. «Спящее царство»

Основная цель: обучение релаксации.

Урок: любой.

Содержание:

...На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит. Тот, как вкопанный, стоит. Тот, не двигаясь, идёт. Тот сидит, раскрывши рот.

После этих слов дети принимают какую-нибудь позу, а ведущий подходит к фигурам детей, пытается их «разбудить», беря за руки. Руки безвольно опускаются, тело расслаблено, голова склонилась.

6. «Шалтай-Болтай»

Основная цель: обучение релаксации.

Урок: любой.

Содержание:

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне!

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки

свободно болтаются, как у тряпичной куклы.

Резко наклоняют корпус тела вниз, «падают» на сиденья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.