Научная статья на тему 'Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения'

Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARTISTICALLY-INDUSTRIAL EDUCATION / PROFESSIONALLY-MOTIVATING EDUCATION / METHODS OF PROJECTS / ТЕХНОЛОГИЯ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TECHNOLOGY OF COMPETITIVE ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL PREPAREDNESS / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович, Воскресенский Александр Витальевич

Рассматривается методика обучения в контексте реализации концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, которая предусматривает интеграцию метода проектов с технологией конкурсной деятельности для формирования готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства.The article the methods of teaching foreseeing the integration of project methods with the technology of competitive activity for the forming of traditional decorative and applied art artist preparedness are considered in the context of the realization of professionallymotivating artistically-industrial education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович, Воскресенский Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения»

УДК 378.14

Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич, А.В. Воскресенский,

Гжельский государственный художественно-промышленный институт

Формирование профессиональной готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства в ходе профессионально-мотивирующего обучения

Лауреат Всероссийского конкурса молодых дизайнеров «Золотая линия» Людмила Епифанова представляет свой проект «Декоративные светильники "Совы"»

Современное российское общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были готовы самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Анализ мотивационной сферы студенческой молодежи дает основания утверждать, что ей

присущи, с одной стороны, недостаточная внутренняя профессиональная мотивация, с другой - сильная эмоциональная отзывчивость, желание проявить себя, самоутвердиться в выбранной профессии. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические методы и технологии формирования готовно-

сти студентов к профессиональной творческой деятельности.

Различие между творческой и нетворческой личностью определяется разной степенью развития ее мотивации, профессиональной активности. Творческий человек стремится к интересной работе, самостоятельно мыслит, любознателен, оригинален, находчив,

© Илькевич Б.В., Илькевич К.Б., Воскресенский А.В., 2014

БОРИС

ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬКЕВИЧ

доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного художественно-промышленного института, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов: модернизация высшего образования, традиции и развитие художественно-промышленного образования. Автор более 200 публикаций

£

КОНСТАНТИН

БОРИСОВИЧ

ИЛЬКЕВИЧ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Гжельского государственного художественно-промышленного института. Сфера научных интересов: содержание и методы высшего образования, профессионально-мотивирующее обучение. Автор 50 публикаций

АЛЕКСАНДР ВИТАЛЬЕВИЧ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

аспирант, преподаватель художественных дисциплин колледжа -структурного подразделения Гжельского государственного художественно-промышленного института. Сфера научных интересов:

I актуальные проблемы педагогики художественного образования, профессионально-мотивирующего обучения. Автор 3 публикаций

Рассматривается методика обучения в контексте реализации концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, которая предусматривает интеграцию метода проектов с технологией конкурсной деятельности для формирования готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: художественно-промышленное образование, профессионально-мотивирующее образование, метод проектов, технология конкурсной деятельности, профессиональная готовность.

The article the methods of teaching foreseeing the integration of project methods with the technology of competitive activity for the forming of traditional decorative and applied art artist preparedness are considered in the context of the realization of professionally-motivating artistically-industrial education.

Key words: artistically-industrial education, professionally-motivating education, methods of projects, technology of competitive activity, professional preparedness.

гибок, активен, настойчив, всегда ищет что-то новое, полезное для дела. Следовательно, задача преподавателей - не пресекать активность, инициативность студентов, а стимулировать ее всеми доступными средствами, развивая оригинальность умственной деятельности.

Вопросы формирования готовности студентов-художников к профессиональной деятельности, к которым относится задача формирования готовности специалистов в области традиционного декоративно-прикладного искусства, не получили широкого рассмотрения. Вместе с тем в педагогической науке изучению проблемы формирования готовности

будущих специалистов к профессиональной деятельности в целом уделяется большое внимание. Большинство авторов понимают профессиональную готовность как сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере. Профессиональная готовность формируется в ходе развивающего обучения, направленного на раз-

витие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшул-лер, И.П. Иванов) [7, с. 96-104]. Формирование основ готовности к деятельности включает подготовленность к овладению информацией, а эффективность реализации готовности определяется теми общими условиями, которые обеспечивают формирование будущего специалиста как целостной личности. Эти условия раскрыты в исследованиях Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.Л. Сластенина [1, 6, 8]. Такими общими условиями являются полученные знания, умения и навыки. Именно степень сформи-рованности профессиональных знаний и умений обусловливает уровень мастерства. При этом особо отмечается, что для формирования целостной личности необходимо развитие творческого начала, которое проявляется в продуктивных способах и приемах работы, готовности к новому.

Современные образовательные модели требуют внедрения в учебный процесс вуза личност-но развивающих педагогических технологий, формирующих готовность студентов к профессиональной деятельности. Для достижения целей обучения должны соблюдаться следующие условия:

- сформулирована диагностически заданная цель обучения, т.е. мерное представление об ожидаемых результатах;

- представлен изучаемый учебный материал в виде системы познавательных и практических задач, ситуаций, проектов, упражнений и др.;

- соблюдена достаточно устойчивая последовательность и логика этапов выполнения учебных задач;

- указаны способы взаимодействия участников образовательного процесса;

- представлено мотивацион-ное обеспечение субъектов педагогической деятельности, реализованы их личностные задачи в

учебно-воспитательном процессе [3, с. 299; 9, с. 105].

На последнее условие - необходимость формирования профессиональной мотивации будущего художника - следует обратить особое внимание. Дело в том, что у молодого человека, поступающего в художественно-промышленный вуз, представление о личной ценности художественно-промышленного образования, образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства может быть сформировано неверно. Абитуриент не всегда точно представляет себе объект учения - декоративно-прикладное искусство, в том числе традиционное декоративно-прикладное искусство. Он идеализирует его, в результате чего возникают неправильные представления о потенциальной способности стать художником народных художественных промыслов и о художественно-промышленном образовании как высокой личной ценности.

Проведенные исследования показали, что для большинства абитуриентов выбор учебного заведения художественно-промышленного образования определяется в первую очередь его расположением, возможностью обучаться на бюджетной основе и желанием стать художником изобразительного искусства в общем смысле этого слова, а не художником декоративно-прикладного искусства.

Для выявления интереса к преподаваемым дисциплинам студентов Гжельского государственного художественно-промышленного института, обучающихся по направлению подготовки высшего профессионального образования и специального среднего профессионального образования «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», было проведено анонимное анкетирование, в ходе которого был задан вопрос: «Какой из предметов

вам нравится больше всего?». Результаты показали, что 72% студентов, принявших участие в анкетировании (более 200 человек), мотивированы к изучению дисциплин «Академический рисунок» и «Живопись». В то же время к таким специальным дисциплинам, как «Моделирование» и «Композиция», выраженный интерес имели только 23% респондентов. Между тем именно эти дисциплины являются наиболее значимыми в профессиональной подготовке художника декоративно-прикладного искусства.

В ходе опросов также было выявлено, что студенты осознают востребованность на рынке труда специалистов в инновационных видах деятельности. При этом будущие художники традиционного искусства чувствуют себя неконкурентоспособными и не знают, как связать полученные знания с новыми тенденциями и применить их на практике. Все это создает страх перед выбранной профессией, который растет в процессе обучения.

К сожалению, художественно-промышленное образование остается во многом на пред-метно-деятельностном уровне, и внутренний мотивационно-цен-ностный компонент художественно-промышленного образования является невостребованным. В условиях отсутствия единых идеологических установок молодой человек вынужден формировать собственную философию образования, которая помогает ему понять назначение народного художника, придает образовательной деятельности личностный смысл и обусловливает образовательные цели. Если этого не происходит, то, утратив в процессе учебы внутреннюю мотивацию, студент часто оказывается неспособным продолжать обучение, поскольку внешние мотивы являются нестойкими и быстро утрачиваются при соответствующих обстоятельствах[4].

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» цели высшего и среднего профессионального образования утверждают отношение к его содержанию и методам как к средствам, обеспечивающим достижение гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Однако социальная активность и творчество образованного человека, включенного в общественно полезную деятельность, невозможны без внутренней профессиональной мотивации. Содержание занятия, не представляющее интереса для студента, и метод проведения занятия, не стимулирующий мотивацию учения, не могут обеспечить полноценного развития личности, ее познавательной и социальной активности. С другой стороны, сформированная мотивация учения определяет хорошие результаты учебной деятельности, которые служат мощным профессионально-мотивирующим фактором.

В настоящее время содержание образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства формируется как материальное. Энциклопедизм превалирует в содержании общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В подобных условиях преподаватель стремится объять необъятное и не обращает внимания на развитие познавательных интересов и мотивационной сферы студента. К причинам создавшегося положения можно отнести следующие факторы:

- низкую педагогическую квалификацию преподавательского состава. Будучи хорошими художниками, специалистами в определенной области декоративно-прикладного искусства, преподаватели нередко являются слабо подготовленными педагогами, воспитателями;

- недостаточную педагогическую подготовку руководящего состава системы художественно-промышленного образования, формальный подход к оценке дидактического уровня содержания учебно-воспитательного процесса в вузах и колледжах;

- отсутствие требований к формированию внутренней профессиональной мотивации, развитию умственных способностей, эмоциональной сферы, психологических качеств в целях изучения дисциплин подготовки.

Перечисленные причины носят в основном субъективный характер и могут быть в значительной степени устранены с помощью организационных мероприятий. Основой же концепции формирования целей, задач, а значит, и содержания, выбора методов обучения в художественно-промышленном вузе должно быть следующее утверждение: художественно-промышленное образование призвано не только обогащать человека знаниями, но и прививать ему стремление пользоваться ими в сфере традиционного искусства, совершенствовать профессиональное мастерство. Подобный подход обеспечит гармоничное сочетание предметной, функциональной, творческой и мотивационной составляющих содержания и методов обучения.

Идеологический плюрализм на государственном уровне, невысокий уровень развития государства и общества, их неспособность (или нежелание) осознать сложившиеся ценности (государственные, общественные и личные) художественно-промышленного образования и понять причины ослабления деятельности народных художественных промыслов России, выходящие за рамки плохого материального обеспечения, обусловливают негосударственные, внесоциальные, внепрофес-сиональные и непедагогические цели и задачи. Они не отражают аксиологическую сущность худо-

Лауреат Всероссийского конкурса молодых дизайнеров «Золотая линия» Наталья Качур представляет свой проект «Подарочный набор "Праздничная трапеза"»

жественно-промышленного образования, его государственную (социальную) направленность и не содержат требований к формированию и развитию у обучаемых интереса к выбранной специальности художника традиционного декоративно-прикладного искусства, стремлению применить полученные профессиональные знания. Содержание и методы обучения носят достаточно сухой, материальный характер и не обеспечивают развитие познавательных интересов и мотивационной сферы, что не согласуется с существующей отрицательной динамикой профессиональной мотивации в ходе образовательного процесса и необходимостью принятия активных мер по формированию мотивов художественно-промышленной деятельности до последнего дня нахождения студента в вузе. В результате система художественно-промышленного образования готовит много высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной деятельности, но не желающих работать в непрестижной сфере - области тради-

ционного декоративно-прикладного искусства, на предприятиях народных художественных промыслов, в соответствующих образовательных учреждениях. Это значит, что общественные деньги выбрасываются на ветер, выпускники художественных вузов, получив бесплатное образование по специальности «Декоративно-прикладное искусство» и направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», самоопределяются в различных областях культуры и искусства, не связанных с народным творчеством.

Долг руководителей и педагогов, работающих в сфере художественно-промышленного образования, - понимать это и законодательно фиксировать социальную направленность художественно-промышленного образования в виде учебно-воспитательных целей, включающих формирование и развитие у обучаемых интереса к выбранной специальности, стремление применить полученные профессиональные знания.

В новых социально-экономических условиях России, строящей

гуманистическое, демократическое общество с рыночной экономикой, обучение в художественно-промышленном вузе должно стать качественно иным, соответствующим основным запросам потребителей художественно-промышленного образования -государства, общества и личности. Современное художественно-промышленное образование может и должно быть профессионально-мотивирующим [5].

Выделим следующие основные идеи концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

1. Обучение студентов должно быть прежде всего государственным и социальным, а потом личностным. Когда речь идет о согласовании государственных и социальных, а также личных художественно-промышленных ценностей, то акцент необходимо делать на государственных и социальных идеалах. Только такое соотношение между собой аксиологических элементов художественно-промышленного образования создает необходимые условия для обучения и воспитания народного художника с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться в регионах традиционного бытования народных художественных промыслов, хранить и преумножать традиции национального декоративно-прикладного искусства.

2. Высокую художественно-промышленную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат художественно-промышленного образования, обусловленные его аксиологической сущностью. Одно из основных направлений совершенствования подготовки студентов - активизация деятельности по формированию внутренней художественно-промышленной мотивации, что позволит, с одной стороны, обеспечить

устойчивое комплектование народных промыслов специалистами, а с другой - приблизиться к продуктивной, гуманистической парадигме художественно-промышленного образования и обеспечить субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом - будущим художником.

3. Познавательные мотивы и интерес к профессии художника не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности студента. Необходимо обеспечить взаимную трансформацию общеобразовательных и профессиональных мотивов художественного творчества, без которой невозможны осознание личной ценности художественно-промышленного образования и высокий уровень профессиональной мотивации выпускника художественно-промышленного вуза.

Сформулированные положения концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования студентов развивают характерные признаки вновь нарождающейся личностно ориентированной, гуманистической педагогики сотрудничества, которые с учетом мотивационной направленности сводятся к следующему:

- одна из основных целей обучения - развитие внутренней художественно-промышленной мотивации, творческих, интеллектуальных и духовных способностей, интересов, выработка у студентов патриотического мировоззрения;

- движущие силы учения - профессиональные и общеобразовательные художественно-промышленные мотивы, радость творчества, ощущение профессионального роста, совершенствования, приращения художественных знаний, уверенности в себе;

- методы обучения - совместная художественно-промышленная деятельность, творческий по-

иск, эвристическая беседа, основанные на общности целей профессионального развития. Методы обучения должны быть направлены на вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

- содержание обучения - способы познания области декоративно-прикладного искусства, государственно, общественно и лично значимых преобразований в сфере народного творчества, окружающей действительности и в себе; знания, умения и навыки, способы деятельности, необходимые для успешной работы в области декоративно-прикладного искусства. Освоение содержания образования требует свободного доступа к необходимой информации в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;

- организация учебного процесса - выработка целей занятия совместными усилиями участников профессионально-мотивирующей образовательной деятельности, решение художественно-промышленных проблемных задач, преобладание групповой и индивидуальной работы с включением всех в один из этапов непродолжительной фронтальной работы для приближения коллективно найденной процессуальной цели формирования художественно-промышленной мотивации;

- требования к преподавателю - быть помощником в овладении профессиональным мастерством, демонстрировать высокую художественно-промышленную мотивацию, организовывать и увлекать студентов в активный процесс решения познавательных и профессиональных задач, обе-

спечивать трансформацию общеобразовательных мотивов художественного творчества в профессиональные мотивы художественно-промышленной деятельности;

- требования к студенту - активно сотрудничать со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, совершенствовать мотивационную и интеллектуальную сферу, стремиться к развитию способностей и потребностей, осознавать приоритет государственных (общественных) художественно-промышленных ценностей и целей, долг народного художника, ответственность за судьбу национальной культуры, традиционного декоративно-прикладного искусства;

- один из основных результатов обучения - высокая художественно-промышленная мотивация, стремление к профессиональному мастерству, самообразованию, способность переносить приобретенные знания в новые ситуации профессиональной деятельности на промысле, понимать и совершенствовать себя как личность.

Концепция профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования обеспечивает мотивационную готовность художников традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности, реализует гуманистическую парадигму художественно-промышленного образования в России, идущей по пути построения демократического общества. Смещение акцента учебно-воспитательной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государственно и общественно значимых мотивационно-ценностных устремлений позволяет изменить тип социализации будущего художника. При этом достигается необходимая мера его свободы в пределах существующих политических, социально-экономиче-

ских и социально-культурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации образовательной практики, становления нового типа отношений (субъект-субъектных) между участниками учебного процесса в художественно-промышленном вузе.

В ходе исследования было установлено, что среди различных педагогических технологий наиболее адекватными целям профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования являются следующие: целеполагания, проектные, конкурсной деятельности, проблемного обучения, исследовательские, игровые и тренинго-вые, экскурсионно-выставочные, информационные и коммуникативные, учебных фирм, студенческого самоуправления. Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, а значит, способствуют формированию навыков анализа, рефлексии, самообразования. Эти современные педагогические технологии профессионального образования реализуют так называемый гуманистический подход в педагогической психологии и образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, а также ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

В основе проектных технологий (метода проекта) лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Главное в методе проектов - идея, раскрывающая суть понятия «проект». Это нацеленность на результат, полученный при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектное обучение как нельзя лучше укладывается в парадигму личностно развивающей педагогики и профессионально-мотивирующего художественно-промышленного обучения, поскольку при работе над проектом будущий художник может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям [2, с. 14-15].

Для эффективного использования метода проектов в ходе профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования необходимо соблюдение следующих дидактических условий:

- наличие значимой творческой проблемы, требующей интегрированных художественно-промышленных знаний и умений;

- умение обучающихся осуществлять самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) творческую деятельность на занятии или внеаудиторно;

- структурирование содержательной части проекта в области декоративно-прикладного искусства с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов (определение творческой проблемы, ее обсуждение, оформление конечных результатов художественной деятельности в виде произведений традиционного искусства, анализ полученных результатов, подведение итогов всей проектной деятельности, формулировка выводов и др.).

Реализация целей художественного проекта выходит за рамки учебных занятий, требует достаточно много времени, но эти затраты и прилагаемые усилия обоснованы, потому что при этом решается ряд важных задач:

- занятия не только не ограничиваются приобретением студентами определенных знаний и умений, но и выходят на практическую плоскость, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему

усиливается мотивация художественно-промышленной деятельности;

- реализуется возможность организации творческой работы в рамках заданной темы, самостоятельного поиска необходимой информации, новых художественных решений;

- используются различные формы и виды учебной деятельности, допускается взаимодействие, студенты и преподаватели учатся друг у друга (преподаватель становится консультантом);

- учебный процесс ориентирован на студента как будущего художника народных художественных промыслов, учитываются его творческие интересы, опыт художественной деятельности и индивидуальные способности;

- воспитывается индивидуальная и коллективная ответственность за конкретную работу, потому что, участвуя в проекте, каждый учится, работает индивидуально и в группе, представляет результаты своей художественной деятельности, которые имеют значение для достижения поставленной цели - создания коллективного произведения декоративно-прикладного искусства;

- формируется умение доводить дело до конца, так как обучающийся должен представлять конкретные результаты своего художественного творчества.

Особое место должно отводиться форме и месту публичного представления результата выполнения проекта. Очень важно, чтобы созданное произведение традиционного народного искусства экспонировалось на различных выставках, смотрах, форумах и др. При этом обучающийся (автор художественного проекта) должен участвовать в различных конкурсах.

Иными словами, метод проектов должен внедряться в практику художественно-промышленных вузов в синтезе с технологией конкурсной деятельности. Как уже отмечалось, это прежде всего проведение конкурсов художественных проектов, а также конкурсов профессионального мастерства на различных уровнях - от внутрифакультетского до международного. Конкурсы повышают мотивационную сторону деятельности, ответственность, дают импульс творческой активности. Даже если студент не займет призового места, он все рав-

Проект «Набор пасхальный». Автор - Дарья Шайахметова, лауреат международных конкурсов «Молодые дарования», «Российская неделя искусств» в Праге, международных фестивалей «Художественная керамика», «Синяя птица Гжели», Всероссийского фестиваля гончарного искусства «Город мастеров»

но получит диплом участника, повысит планку личных возможностей и увидит перспективу совершенствования не только художественно-промышленного мастерства, но и личных качеств.

Профессиональный конкурс является инструментом управления профессионально важными качествами личности будущего «народного» художника. Конкурс в управлении учебно-воспитательным процессом в художественно-промышленном вузе может решать следующие задачи:

- отражать уровень отношения к конкурсной деятельности, формирующей профессионально важные качества художника-мастера;

- служить визитной карточкой учреждения художественно-промышленного образования при позиционировании последнего на рынке образовательных услуг;

- демонстрировать студентам заботу о формировании профессиональной карьеры выпускника на предприятиях народных художественных промыслов;

- формировать конкурсную культуру учреждения художественно-промышленного образования;

- повышать уровень профессионально важных качеств личности студента и др.

Основная цель конкурса - на основе анализа успехов и недостатков творческих работ провести ранжирование продуктов творчества (ранжирование - присвоение ранга, статуса). При подготовке и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального обучения и воспитания студентов вуза. Качественная организация учебно-воспитательного процесса позволяет решить проблемы в развитии профессионально важных качеств личности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеграция проектной и конкурсной деятельности учащихся способствует самореализации личности, позволяет утвердиться в правильном выборе про-

фессиональной карьеры и является наиболее актуальной при подготовке специалистов творческих профессий (специальностей). Однако в художественно-промышленных вузах она должна осуществляться только в контексте профессионально-мотивирующего обучения. В противном случае мотивы художественного творчества, общеобразовательные мотивы и мотивы достижений не будут трансформироваться в профессиональные мотивы художника народных промыслов. Готовность художника традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности включает стремление служить своему народу, работать по специальности, сохранять и развивать традиции народного искусства. А эти качества в современных условиях могут быть достигнуты только в ходе профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

В ходе реализации концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте была разработана методика обучения, которая предусматривает интеграцию метода проектов с технологией конкурсной деятельности для формирования готовности художников традиционного декоративно-прикладного искусства к профессиональной деятельности. Эта методика соответствует принципу профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования и дидактическим условиям его реализации.

Реализация этой методики предусматривала обязательное участие студентов в проектной и

конкурсной деятельности. Все без исключения дипломные проекты и более 60% курсовых работ экспонировались на выставках и участвовали в конкурсах различного уровня. В 2012-2014 годах только на международных конкурсах художественного творчества 28% обучающихся заняли призовые места. Все дипломные работы студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в 2014 году получили отличные оценки.

В целом профессионально-мотивирующее обучение позволило сформировать у выпускников института готовность к профессиональной деятельности, достигнуть высокого уровня знаний и умений, художественно-промышленной мотивации, сформировать стремление к профессиональному мастерству, самообразованию, развить способность переносить приобретенные знания в новые ситуации профессиональной деятельности на промысле, понимать и совершенствовать себя как личность.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. I. 230 с. Т. II. 287 с.

2. Гузеев В.В., Романовская М.Б. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение // Приложение к журналу «Профессиональное образование». М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2006. Ч. 1. № 6. 48 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М.: Изд-во Мос. психол.-социал. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. 480 с.

4. Илькевич Б.В. Проблемы и перспективы развития художественно-

Дарья Красникова, лауреат международных фестивалей «Художественнная керамика», «Дни славянского искусства» в Берлине и Мадриде, Международного конкурса «Российская неделя искусств», Всероссийского фестиваля студенческого творчества «Фестос», представляет проект «Кофейный сервиз "Мистерии Санкт-Петербурга"»

промышленного образования // Педагогика. 2012. № 6. С. 80-88.

5. Илькевич Б.В., Илькевич К.Б. Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования // Высшее образование сегодня. 2014. № 1. С. 8-18.

6. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики / Кузьмина Н.В. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. - 218 с.

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

9. Смирнов 1.П. Теорiя професмно! освiти. М.: Росмська академiя осв™; Н11РПО, 2006. 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.