Научная статья на тему 'Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования'

Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART-INDUSTRIAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОТИВИРУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL AND MOTIVATING TRAINING / КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / CONCEPT OF EDUCATION / ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / AIMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович

Рассматриваются нормативно-правовая база и педагогическая система российского художественно-промышленного образования. Освещаются основные идеи концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, развивающие характерные признаки гуманистической педагогики сотрудничества.Analyses the regulatory framework and pedagogical system of the Russian industrial arts education. Covers the basic ideas of the concept of professionally-motivating industrial arts education, educational characteristic features of humanistic pedagogics of cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илькевич Борис Владимирович, Илькевич Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цели профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования»

УДК 378.14

Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич,

Гжельский государственный художественно-промышленный институт

Цели профессионально-мотивирующего

художественно-промышленного

образования

Гжельский государственный художественно-промышленный институт

Система художественно-промышленного образования представляет собой комплекс государственных и негосударственных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев, решающих задачи художественно-промышленной профессиональной подготовки с учетом государственных, общественных и личных потребностей.

В настоящее время более тридцати высших и около сорока средних образовательных учреж-

дений готовят студентов по художественно-промышленным специальностям и направлениям [1, 3]. В ситуации стабильного развития формирование нормативно-правовой базы российского художественно-промышленного образования должно подчиняться следующей логике: Национальная доктрина образования - Федеральная программа развития образования - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - серия конкретизирующих закон законодательных актов, касающихся собственно ху-

дожественно-промышленного образования. Однако во время экономического, социального кризиса, упадка российской культуры эта логика оказалась искаженной, а направление законодательства стало противоположным логике.

В 1992 году была принята первая редакция Закона Российской Федерации «Об образовании», а в 1994 году Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную программу развития образования, которая не выполнялась, поэтому она в начале 1998 года была отозвана из Государ-

© Илькевич Б.В., Илькевич К.Б., 2014

БОРИС

ВЛАДИМИРОВИЧ ИЛЬКЕВИЧ

доктор педагогических наук, профессор, ректор Гжельского государственного худо-жественно-промыш-ленного института, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Сфера научных интересов: модернизация высшего образования, традиции и развитие художественно-промышленного образования. Автор более 200 публикаций

ственной Думы. Новая редакция программы развития образования на период 2000-2005 годы была одобрена Правительством Российской Федерации в июне 1999 года и утверждена Государственной Думой в апреле 2000 года. Только после этого в октябре 2000 года Правительство Российской Федерации одобрило Национальную доктрину образования в Российской Федерации. Существовавшая правовая база не могла служить основой для концептуальных подходов Министерства образования и науки Российской Федерации к реформированию художественно-промышленного образования в России.

В дальнейшем были утверждены Федеральные целевые программы развития образования на 2006-2010 годы (декабрь 2005 года) и 2011-2015 годы (февраль 2011 года). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года была утверждена программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». В декабре 2012 года был принят

КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ ИЛЬКЕВИЧ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Гжельского государственного художественно-промышленного института. Сфера научных интересов: содержание и методы высшего образования, профессионально-мотивирующее обучение. Автор 50 публикаций

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2013 года.

Вопрос о профессиональном образовании, к которому относится художественно-промышленное образование, занимает в действующих и ранее существовавших федеральных законах и программах недостаточное, хотя и особое место. Профессиональному образованию отводится задача подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня, а профессиональное образование и обучение направлены на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, а также на формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций. Образовательный процесс должен удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. При этом в названных документах говорится о формировании мотивации к профессиональному образо-

ванию, но речь идет только о развитии общего интереса к получению новых знаний, стремлении к непрерывному образованию. В частности, одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы являлось: «гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации о необходимости образования и самообразования в течение всей жизни». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «обучение - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности, навыков применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации к получению образования в течение всей жизни, развитию способностей».

Таким образом, характерной чертой существующих законодательных документов является занижение социальной области человеческой жизнедеятельности, в которых формулировки целей и задач профессионального образования не содержат общественно полезного смысла профессиональной компетентности. Не учитывается, что специалист может быть высокообразованным, высококвалифицированным, способным к труду и непрерывному образованию, но при этом может не любить полученную в вузе профессию и не работать по специальности. Между тем многие педагоги указывают на отсутствие взаимосвязи личностного и профессионального компонентов сознания студентов и выпускников вузов и колледжей, в том числе художественно-промышленных, обучающихся по направлению подготовки (специальности) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Следует отметить, что само понятие «профессионализм» в

Рассматриваются нормативно-правовая база и педагогическая система российского художественно-промышленного образования. Освещаются основные идеи концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования, развивающие характерные признаки гуманистической педагогики сотрудничества.

Ключевые слова: художественное образование, художественно-промышленное образование, профессионально-мотивирующее обучение, концепции образования, цели образования.

Analyses the regulatory framework and pedagogical system of the Russian industrial arts education. Covers the basic ideas of the concept of professionally-motivating industrial arts education, educational characteristic features of humanistic pedagogics of cooperation. Key words: art education, art-industrial education, professional and motivating training, concept of education, the aims of education.

России и на Западе трактуется по-разному. Мы понимаем профессионализм как высшую степень совершенства в определенном виде деятельности, а американцы, например, под этим понятием подразумевают призвание, которое проявляется через комплекс специальных знаний, социальную ответственность и корпоративность. Духовной основой художественно-промышленного корпоративизма является ценностно-ориентационное единство художников, а также их самоидентификация как сообщества профессионалов - патриотов народного творчества.

В недостаточной степени государственный, социальный и профессиональный подходы к определению целей художественно-промышленного образования прослеживаются и в документах, касающихся народных художественных промыслов, их состояния и развития. В частности, в Федеральном законе от 6 января 1999 года № 7 «О народных художественных промыслах» о худо-

жественно-промышленном образовании, подготовке кадров для народных художественных промыслов не сказано ни слова.

В Законе Московской области от 17 ноября 2000 года № 77/2000-03 «О народных художественных промыслах в Московской области» (с изменениями и дополнениями) в статье 12 отмечается следующее: «организации народных художественных промыслов обеспечивают условия для подготовки работников художественных профессий, обучения их основам мастерства и приобретения ими профессиональных навыков, постоянного повышения их квалификации, уровня мастерства; стимулирования творческой активности. Подготовка кадров для народных художественных промыслов осуществляется в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях, реализующих различные программы дополнительного образования». Эти общие фразы, не

отражающие целей и содержания художественно-промышленного образования, но они убедительно показывают, насколько государство и общество далеки от вопросов целеполагания при подготовке художников декоративно-прикладного искусства и народного творчества.

В Концепции государственной поддержки организаций народных художественных промыслов на период до 2015 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 сентября 2009 года № 854, сформулирована единственная задача, касающаяся образования: «мониторинг (инвентаризация) учебных заведений, готовящих кадры для народных художественных промыслов, и их текущего состояния». Она должна была быть выполнена на первом (организационно-подготовительном) этапе реализации мер (2009-2010 годы). На втором (определяющем) и третьем (основном) этапе речь об образовании и образовательных учреждениях уже не идет.

Остается неясным, как без развития художественно-промышленного образования будут достигнуты прогнозируемые результаты реализации мер государственной поддержки, указанные в концепции, в том числе касающиеся сохранения традиций, культуры и самобытности народных художественных промыслов России, обеспечения устойчивого состояния организаций народных художественных промыслов, сохранения и расширения числа рабочих мест, привлечения талантливой молодежи, обеспечения экономической стабильности организаций народных художественных промыслов, развития регионов и др. Ни одна из этих проблем не может быть решена без высококвалифицированных, а главное, профессионально-мотивированных мастеров-художников, специалистов народного творчества.

В настоящее время ведется разработка стратегии развития народных художественных промыслов Российской Федерации на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации. В требованиях к техническим характеристикам научно-исследовательской работы «Разработка стратегии развития народных художественных промыслов на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации» (шифр «С-НХП») указывается, что одной из целей стратегии является включение комплексного продукта народных художественных промыслов в индустрию туризма, сферу образования, а также в систему формирования имиджа России и ее инвестиционной привлекательности. Отмечается, что для реализации этой цели необходимо «включение информации о народных художественных промыслах в образовательные программы, использование изделий народных художественных промыслов в качестве наглядных пособий в системе дошкольного и школьного образования». Кроме того, в комплекс мер по сохранению и развитию народных художественных промыслов включен следующий пункт: «подготовка и сохранение профессиональных кадров для народных художественных промыслов (включая меры по повышению социального статуса (общественного признания) художников и мастеров народных художественных промыслов, их моральному и материальному поощрению)».

В целом же анализ требований к техническим характеристикам приведенной научно-исследовательской работы показывает, что вопросам художественно-промышленного образования в будущей стратегии развития народных художественных промыслов будет уделено явно недостаточное внимание. Особое недоумение вызывает ограничение использования изделий народных художественных промыслов системой

дошкольного и школьного образования. Создается впечатление, что продукция народных художественных промыслов «не доросла» до высшего образования.

Все перечисленные документы, касающиеся развития образования и народных художественных промыслов, включают большое количество мероприятий организационного, материально-технического и финансового характера. Существующие концептуальные подходы Министерства образования и науки Российской Федерации к реформированию системы профессионального образования сводятся в основном к оптимизации структуры сети, емкости образовательных учреждений и формированию государственного заказа (контрольных цифр приема студентов) на подготовку кадров. Однако нет акцента на воспитание молодых специалистов, развитие у них внутренней профессиональной мотивации, любви к своей профессии. По всей видимости, авторы программ развития считают, что экономические меры обеспечат желание хорошо учиться и работать по специальности. При этом не учитывается, что внешняя профессиональная мотивация является нестойкой и зависит от многих обстоятельств.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» поставлены цели и задачи, намечены пути их реализации. Однако предлагаемые меры также носят в основном организационный характер, реализуются за счет «развития эффективных финансово-экономических механизмов управления», стимулируют мотивы достижения материального благополучия как в стенах учебного заведения, так и в ходе дальнейшей работы. Реформа высшего образования не затрагивает глубинных основ профессиональной деятельности, внутренних мотивов специалиста. Задачи программы развития образования в

полной мере не отражают ценности и идеалы (государственные, общественные и личные) высшего образования, в том числе художественно-промышленного, поэтому они оказываются ему несвойственными. Ни одна из задач развития образования не является задачей воспитания подрастающего поколения и не соответствует Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751), в которой определены основные цели и задачи образования на период до 2025 года.

Из текста этой доктрины следует, что современное российское образование должно быть направлено прежде всего на воспитание культурного человека, мотивированного на трудовую деятельность, патриота своей Родины, хранителя ее национальных ценностей. Задача подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства при желании решается достаточно просто, в то время как воспитание активной жизненной и профессиональной позиции личности - это задача более сложная, она включает также формирование знаний, умений, навыков, необходимых для высококвалифицированного профессионала.

В большой степени директивное и формальное целеполагание обусловило появление в педагогике профессионального образования феномена нигилизма цели: педагоги вузов и колледжей не считают цель необходимым и значимым компонентом учебно-воспитательного процесса и не видят ни практического, ни личностного смысла в ее определении.

Рассуждая о целях и задачах, стоящих перед художественно-промышленным образованием, необходимо различать эти два понятия, что не делается, например, в доктрине образования. Задача - это то, что требует испол-

нения, разрешения, а цель - это то, к чему нужно стремиться, т.е. в какой-то степени «сверхзадача». При этом цель в педагогической системе, а значит, и в системе художественно-промышленного образования должна быть поставлена диагностично, т.е. настолько точно и определенно, чтобы можно было сделать заключение о степени ее реализации. Лишь в этом случае при соответствующем учебно-воспитательном процессе гарантируется успех педагогической деятельности. Цель художественно-промышленного образования будет поставлена правильно, когда удастся точно определить качества, которые необходимо сформировать (развить) у народных художников и оценить их. Только при таком подходе можно обеспечить повышение эффективности функционирования системы художественно-промышленного образования, что необходимо для развития народных художественных промыслов,

традиционного декоративно-прикладного искусства.

В сложившихся социально-политических условиях на первый план выдвигается личная ценность художественно-промышленного образования и сформированные на ее основе цели. Национальная доктрина образования и действующие законодательные акты подчеркивают приоритеты индивидуальной ценности образования, гуманистический характер образования и право свободного развития личности. Поэтому формирование образовательно-ценностных ориентиров подчиняется сегодня индуктивной логике, при которой личные ценности и цели образования определяют государственные и общественные. Государственная и общественная ценности художественно-промышленного образования являются продуктом интеграции индивидуальных ценностей. В связи с этим существует опасность уничтожения художе-

ственно-промышленного образования как государственной ценности при проецировании индивидуалистических, меркантильных ориентаций, свойственных рыночному капитализму, на несформи-рованные государственные и общественные стратегические интересы и цели. При определении ценности художественно-промышленного образования превалирующей должна оставаться дедуктивная логика: художник-мастер, сознавая интересы государства (общества), формирует на их основе аксиологическую и целевую составляющие своего образования. Особенно это касается вопросов подготовки студентов к работе на промыслах. Знания, умения и навыки, необходимые для работы в сфере традиционных народных ремесел, прежде всего являются государственной ценностью и целью, и художнику необходимо понимать их важность. Конечно, говоря о художественно-промышленном образовании, нужно помнить о единстве государственной, общественной и личной составляющих категории «художественно-промышленное образование как ценность», ее системности и интегра-тивности. Однако нельзя забывать и о специфичности содержания художественно-промышленного образования, сущность которого определяется словосочетаниями «народное искусство» и «народное творчество». А народные промыслы, традиционное народное искусство относятся к национальному достоянию России [2].

Следует отметить, что у молодого человека, поступающего в художественно-промышленный вуз, представление о личной ценности художественно-промышленного образования может быть сформировано неверно. Абитуриент не всегда точно представляет себе объект учения - традиционное декоративно-прикладное искусство, идеализирует его, в результате чего возникают неправильные

убеждения о потенциальной способности стать художником народных художественных промыслов и о художественно-промышленном образовании как высокой личной ценности. К сожалению, обучение в вузе держится во многом на предметно-деятельност-ном уровне, при этом внутренний мотивационно-ценностный компонент художественно-промышленного образования остается невостребованным. В условиях отсутствия единых идеологических установок молодой человек вынужден формировать собственную философию образования, которая помогает ему понять назначение народного художника, придает образовательной деятельности личностный смысл и обусловливает образовательные цели. Если этого не происходит, то, утратив в процессе учебы внутреннюю мотивацию, студент часто оказывается неспособным продолжать обучение, поскольку внешние мотивы являются нестойкими и быстро утрачиваются при соответствующих обстоятельствах.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», цели высшего и среднего профессионального образования утверждают отношение к его содержанию и методам как к средствам, обеспечивающим достижение гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. При этом социальная активность и творчество образованного человека, включенного в общественно полезную деятельность, невозможны без внутренней профессиональной мотивации. Содержание занятия, которое не представляет интерес для студента, и метод проведения занятия, который не стимулирует мотивацию учения, не могут обеспечить полноценного развития личности, ее познавательной и социальной активности. С другой стороны, сформирован-

ная мотивация учения определяет хорошие результаты учебной деятельности, которые служат мощным профессионально-мотивирующим фактором.

К сожалению, в настоящее время содержание художественно-промышленного образования формируется как материальное. Энциклопедизм превалирует в содержании общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В подобных условиях преподаватель стремится «объять необъятное» и не обращает внимания на развитие познавательных интересов и мотивационной сферы студента. К причинам, приведшим к такому положению, можно отнести следующие факторы:

- низкую педагогическую квалификацию преподавательского состава: часто преподаватели являются хорошими художниками, специалистами в определенной области декоративно-прикладного искусства, но слабо подготовленными педагогами, воспитателями;

- недостаточную педагогическую подготовку руководящего состава системы художественно-промышленного образования, формальный подход к оценке дидактического уровня содержания учебно-воспитательного процесса в вузах и колледжах;

- отсутствие во время изучения дисциплин требований к формированию внутренней профессиональной мотивации, развитию умственных способностей, эмоциональной сферы, психологических качеств.

Эти причины носят в основном субъективный характер и могут быть в значительной степени устранены с помощью организационных мероприятий. Основой же концепции формирования целей, задач, а значит, и содержания, выбора методов обучения в художественно-промышленном вузе должно быть следующее утверждение: художественно-про-

мышленное образование призвано не только обогащать человека знаниями, но и прививать ему стремление пользоваться ими в сфере традиционного искусства, совершенствовать профессиональное мастерство. Такой подход обеспечит гармоничное сочетание предметной, функциональной, творческой и мотивационной составляющих содержания и методов обучения.

Таким образом, идеологический плюрализм на государственном уровне, невысокий уровень развития государства и общества, их неспособность (или нежелание) осознать сложившиеся ценности (государственные, общественные и личные) художественно-промышленного образования, понять причины ослабления деятельности народных художественных промыслов России, выходящие за рамки плохого материального обеспечения, обусловливают негосударственные, внесоциальные, внепрофес-сиональные и непедагогические цели и задачи, которые не отражают аксиологическую сущность художественно-промышленного образования, его государственную (социальную) направленность, не содержат требования к формированию и развитию у обучаемых интереса к выбранной специальности художника традиционного декоративно-прикладного искусства, стремления применить полученные профессиональные знания. Содержание и методы обучения носят достаточно сухой, материальный характер, не обеспечивают развитие познавательных интересов и мо-тивационной сферы, что не согласуется с существующей отрицательной динамикой профессиональной мотивации в ходе образовательного процесса и необходимостью принятия активных мер по формированию мотивов художественно-промышленной деятельности до последнего дня нахождения студента в вузе.

В результате система художественно-промышленного образования готовит много высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной деятельности, но не желающих работать в непрестижной сфере -области традиционного декоративно-прикладного искусства, на предприятиях народных художественных промыслов, в соответствующих образовательных учреждениях. Общественные деньги выбрасываются на ветер, выпускники художественных вузов, получив бесплатное образование по специальности «Декоративно-прикладное искусство» и направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», самоопределяются в различных областях культуры и искусства, не связанных с народным творчеством.

Долг государства - понимать это и законодательно фиксировать социальную направленность профессионального образования, в том числе художественно-промышленного образования, в виде учебно-воспитательных целей, включающих формирование и развитие у обучаемых интереса к выбранной специальности, применению полученных профессиональных знаний на практике.

В новых условиях жизни в нашей стране, строящей гуманистическое демократическое общество с рыночной экономикой, обучение в художественно-промышленном вузе должно стать качественно иным, соответствующим основным запросам потребителей художественно-промышленного образования - государства, общества и личности. Современное художественно-промышленное образование может и должно быть профессионально-мотивирующим.

Следует выделить следующие основные идеи концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования.

1. Обучение студентов должно прежде всего осуществляться в интересах государства и общества, а потом - личности. Когда речь идет о согласовании государственных (социальных) и личных художественно-промышленных ценностей, то акцент необходимо делать на государственные (социальные) идеалы. Только такое соотношение аксиологических элементов художественно-промышленного образования создает необходимые условия для обучения и воспитания народного художника с развитой профессиональной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами, готового трудиться в регионах традиционного нахождения народных художественных промыслов, хранить и преумножать традиции национального декоративно-прикладного искусства.

2. Высокую художественно-промышленную мотивацию следует рассматривать как приоритетную цель и главный результат художественно-промышленного образования, обусловленный его аксиологической сущностью. Одним из основных направлений совершенствования подготовки студентов должна стать активизация деятельности по формированию внутренней художественно-промышленной мотивации, что позволит, с одной стороны, обеспечить устойчивое комплектование народных промыслов специалистами, а с другой - приблизиться к продуктивной гуманистической парадигме художественно-промышленного образования, обеспечить субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентом - будущим художником.

3. Познавательные мотивы, интерес к профессии художника не могут быть только средствами, обусловливающими эффективное усвоение знаний, умений и навыков, развитие личности студента. Необходимо обеспечить взаим-

ную трансформацию общеобразовательных и профессиональных мотивов художественного творчества, без которой невозможны осознание личной ценности художественно-промышленного образования и высокий уровень профессиональной мотивации выпускника художественно-промышленного вуза.

Сформулированные положения концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования студентов развивают характерные признаки вновь нарождающейся гуманистической педагогики сотрудничества, которые с учетом мотивационной направленности сводятся к следующему:

- одни из основных целей обучения - развитие внутренней художественно-промышленной мотивации, творческих, интеллектуальных и духовных способностей, интересов и выработка у студентов патриотического мировоззрения;

- движущие силы учения - профессиональные и общеобразовательные художественно-промышленные мотивы, радость творчества, ощущение профессионального роста, совершенствования, приращения художественных знаний, уверенности в себе;

- методы обучения - совместная художественно-промышленная деятельность, творческий поиск, эвристическая беседа, основанные на общности целей профессионального развития;

- содержание обучения - освоение способов познания области декоративно-прикладного искусства, государственных, общественных и лично значимых преобразований в сфере народного творчества, окружающей действительности и в себе. Знания, умения и навыки, способы деятельности, необходимые для успешной художественно-промышленной деятельности;

- организация учебного процесса - выработка совместными усилиями участников профессио-

нально-мотивирующей образовательной деятельности целей занятия, решение художественно-промышленных проблемных задач, увеличение групповой и индивидуальной работы с включением всех участников образовательной деятельности на одном из этапов в непродолжительную фронтальную работу для приближения коллективно найденной процессуальной цели формирования художественно-промышленной мотивации;

- требования к преподавателю. Он должен быть помощником в овладении профессиональным мастерством, демонстрировать высокую художественно-промышленную мотивацию, организовывать и увлекать студентов в активный процесс решения познавательных и профессиональных задач, обеспечивать трансформацию общеобразовательных мотивов художественного творчества в профессиональные мотивы художественно-промышленной деятельности;

- требования к студенту. Он должен активно сотрудничать со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, совершенствовать мотивационную и интеллектуальную сферу, стремиться к развитию способностей и потребностей, осознавать приоритет государственных (общественных) художественно-промышленных ценностей и целей, долг народного художника, ответственность за судьбу национальной культуры, традиционного декоративно-прикладного искусства;

- основные результаты обучения - это высокая художественно-промышленная мотивация, стремление к профессиональному мастерству, самообразованию, способность переносить приобретенные знания в новые ситуации профессиональной деятельности на промысле, понимать и совершенствовать себя как личность.

Из изложенного следует, что концепция профессионально-

мотивирующего художественно-промышленного образования обеспечивает реализацию гуманистической парадигмы художественно-промышленного образования в условиях социально-экономического и социально-культурного кризиса в России, ставшей на путь построения демократического общества. Смещение акцента учебно-воспитательной деятельности в сторону формирования психологических качеств личности, государственных и общественно значимых мо-тивационно-ценностных устремлений позволяет изменить тип социализации будущего художника: достигается необходимая мера его свободы в пределах существующих политических, социально-экономических и социально-культурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации образовательной практики, становления нового типа отношений (субъект-субъектных) между участниками учебного процесса в художественно-промышленном вузе.

Потребителями художественно-промышленного образования являются личность, общество и государство. Для них образование - ценность. Интересы каждого из потребителей не тождественны и не паритетны, когда речь идет о «народной, промысловой» составляющей художественно-промышленного образования. Здесь на первый план выходят государственные интересы, затем общественные и, наконец, личные. Что касается художественной составляющей художественно-промышленного образования, то интересы потребителей должны быть одинаково важными и в идеальном случае образовывать триединство. В контексте основных идей концепции профессионально-мотивирующего художественно-промышленного образования следует формулировать три общие цели обучения в художественно-

промышленном вузе, которые по существу идентичны целям высшего художественно-промышленного образования, имеющего профессионально-мотивирующую направленность.

Первая (государственная) цель - удовлетворение потребности народных художественных промыслов в специалистах, соответствующих требованиям гуманитарного, социально-культурного, научно-технического и художественно-промышленного прогресса, обладающих развитым чувством патриотизма, готовых трудиться в регионах традиционного нахождения народных художественных промыслов, сфере традиционного декоративно-прикладного искусства.

Для государства как потребителя художественно-промышленного образования важно получить профессионала, в наибольшей степени отвечающего требованиям предприятий народных художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Однако с позиций гуманизации общества сам художник-мастер предъявляет все больше требований к труду на промысле, в том

числе к его творческому, интеллектуальному содержанию. Эти требования будут постоянно возрастать по мере повышения уровня художественно-промышленной культуры и образования. В условиях стремления людей к образованности и профессиональной культуре художественно-промышленное образование должно соответствовать развитию всех сфер жизнедеятельности человечества. В противном случае совершенствование кадрового потенциала народных художественных промыслов будет невозможно из-за деградации уровня художественно-промышленного образования и прежде всего его творческой составляющей.

Невыполнение учреждениями художественно-промышленного образования государственного кадрового заказа влечет за собой снижение уровня национальной культуры, что в конечном итоге может привести к потере национальной самоидентичности, а в дальнейшем - государственности, суверенитета и территориальной целостности. Поэтому удовлетворение текущих и перспективных потребностей народных художественных промыслов в специалистах, художниках должно быть гарантированным, устойчивым и планируемым. Но следует подчеркнуть, что выполнение кадрового заказа государства невозможно без формирования профессиональной мотивации выпускников художественно-промышленных вузов, которые, как уже отмечалось, после получения образования при отсутствии соответствующих побуждений отказываются работать в области народных художественных промыслов.

Патриотизм как государственная ценность включает в себя и многие другие ценности: культурную самобытность, национальные ценности страны, коллективизм, соборность и др. Ни в коем случае нельзя отождествлять патриотизм с национализмом, проповедую-

щим национальную исключительность и разжигание национальной вражды. Патриот гордится своей страной, городом, селом, промыслом, но это не мешает ему критиковать свои недостатки и учиться у других народов. Чувство патриотизма как любви к своему народу и своему Отечеству присуще каждому культурному человеку. В достаточно большой степени патриотизм характерен для народных художников, специалистов, работающих в сфере народного художественного творчества. Служить народу, народному искусству, творчеству, а значит, государству и обществу и не быть преданным им может только беспринципный человек. История мира, культуры и искусства говорит о том, что народ, не развивающий собственную культуру, слепо преклоняющийся перед культурами других народов, обречен на ассимиляцию. И наоборот - развитие национальной культуры и образования обусловливает социально-культурный и экономический подъем общества и государства.

Понятие «патриотизм» имеет и переносное толкование. Оно понимается и как преданность к какому-либо делу. Народный художник должен быть патриотом в прямом и переносном смысле: горячо любить свою Родину, профессию, свое ремесло, предприятие. В этом смысле патриотизм -это качество личности, которое можно и нужно воспитывать в условиях коллективного труда и обучения.

Патриотизм, стремление выполнить долг перед своим народом, народной культурой являются главным качеством народного художника и основной целью обучения и воспитания в художественно-промышленном вузе. Эта цель в наибольшей степени государственная, в ней отражается смысл деятельности профессионала в области традиционного декоративно-прикладного искус-

ства, народного творчества и выявляется отличие ее от деятельности в других областях культуры и искусства.

Выполнение профессионального долга в повседневной жизни художниками, мастерами народных художественных промыслов практически невозможно без высокой внутренней профессиональной мотивации. Весьма значительные трудности при работе на таких промыслах, обусловленные прежде всего их плачевным состоянием, заставляют человека, не любящего и не понимающего народное искусство, сменить сферу деятельности. В противном случае такой специалист постоянно находится в состоянии стресса, обусловленного конфликтом между низкой мотивацией к профессиональной деятельности и необходимостью ее осуществления в силу внешних обстоятельств.

Вторая (социальная) цель -воспитание социально активной, адаптивной и мобильной личности с развитой художественно-промышленной мотивацией, высокими морально-психологическими качествами.

Социальная активность заставляет художника действовать в интересах общества, отдавать свою энергию его развитию и совершенствованию. Воспитание социальной активности гарантирует приоритетность общественных интересов в конфликтах между государством и обществом, которые могут возникнуть на определенном историческом этапе. Социально-адаптивная функция художественно-промышленного образования необходима для того, чтобы молодой человек мог успешно адаптироваться к специфическим условиям жизни на народных художественных промыслах, предприятии (микроуровень). Кроме того, социальная адаптивность позволит художнику народных художественных промыслов соответствовать динамично обновляющемуся социуму,

а при необходимости влиться в трудовой коллектив и утвердиться в нем (мезоуровень). Макроуровень социальной адаптации - это успешное взаимодействие художника с человечеством в процессе интеграции России с мировым социально-экономическим пространством. Социально-мобильная (стратификационная) функция художественно-промышленного образования нужна для изменения формы взаимодействия художника с окружающими людьми, обретения нового статуса. Чаще всего выделяют четыре основных показателя уровня стратификации: доход, власть, образование, престиж. Особое значение для молодого человека, выросшего в условиях рыночной экономики, являющегося частью «общества потребления», имеет доход. Подавляющее большинство специалистов народных художественных промыслов имеют достаточно низкую страту по этому показателю, как и по показателям «власть» и «престиж». Неподготовленность к такому испытанию способствует неадекватному и конфликтному социальному взаимодействию как на уровне трудового коллектива, так и на уровне социума.

Все эти социальные качества позволяют художнику находиться в единстве с обществом, быть «частью целого». Однако заинтересованность общества в художнике народных художественных промыслов как в представителе и созидателе национальной культуры, в которой живет душа народа, определяет необходимость формирования (воспитания, развития) его профессиональной художественно-промышленной мотивации. Только любовь к выбранной профессии, мотивированная и продуктивная работа на таком промысле обеспечивают реализацию общественной функции.

Если отсутствует художественно-промышленная мотивация, то при низкой оплате труда, общей неблагоприятной атмосфере на

промысле (задержки зарплаты, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение, тяжелые условия труда и др.), возникновении бытовых и других проблем личные интересы перестают совпадать с общественными. В этом случае даже высокий уровень полученного художественно-промышленного образования не заставит художника продолжать работу на промысле. Напротив, высокая мотивированность к профессии народного художника позволяет преодолевать трудности будней. Здесь большое значение имеет отношение общества к народным художественным промыслам, а также моральная поддержка художников, мастеров при решении временных проблем, в том числе материальных, возникших не по их вине.

Таким образом, формирование профессиональной мотивации является одной из основных целей обучения и воспитания в художественно-промышленном вузе. На развитие мотивации следует направить прежде всего прогностический аспект художественно-промышленного образования: содержательное раскрытие сущности профессии художника деко-

ративно-прикладного искусства, развитие стремления к ее получению, обоснование творческих перспектив работы на промысле, совершенствование художественного мастерства. Образование в стенах вуза должно помочь молодому человеку найти смысл жизни в служении обществу, народному искусству. Задача трудная, но выполнимая, если с первого дня включить студента в интегра-тивную образовательно-трудовую деятельность, предоставляющую огромные возможности для воспитания любви и преданности к избранной профессии.

Морально-психологические качества художника-промысловика - это сложный социально-психологический феномен. Несмотря на достаточно глубокую теоретическую проработку их сущности и структурных компонентов, до сих пор нет общепринятой модели этого явления, отсутствуют единые подходы к его изучению, оценке и прогнозированию. И все же можно согласиться, что морально-психологические качества художника-промысловика -это относительно устойчивое состояние готовности и настроенности морали и психики художников,

психологии руководителей предприятий народных художественных промыслов к решению задач развития традиционного декоративно-прикладного искусства. Основой морально-психологических качеств художника являются ценности, доминирующие в обществе и воспринятые им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Безусловно, морально-психологическая характеристика художника включает и уровень сформированности художественно-промышленной мотивации. Выделение ее как отдельной составляющей социальной цели художественно-промышленного образования вызвано первостепенной важностью осознанных мотивов в поведении человека. Именно внутренние профессиональные мотивы обусловливают целенаправленную деятельность художника-мастера, которая определяет его общественную значимость. Можно утверждать, что художественно-промышленная мотивация, любовь и интерес к народному искусству являются основой для формирования и развития всех основных качеств профессионального художника, работающего на народном художественном промысле.

Третья (личная) цель - создание условий для углубления и расширения образования, овладения профессиональной деятельностью и получения квалификации, позволяющей человеку трудиться в течение всей жизни в соответствии с его интересами, способностями и потребностями.

Слова «создание условий для углубления и расширения образования» подразумевают включение в цели высшего художественно-промышленного образования приоритетов и принципов государственной политики в сфере образования. К ним относятся: гуманистический характер образования; обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с интересами личности;

свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека; недопустимость дискриминации в сфере образования и др. Получение художественно-промышленного образования и работа по специальности «в соответствии с инте-ресами,потребностями и способностями» подчеркивают необходимость совпадения врожденных способностей, интересов личности и условий работы на народном художественном промысле, что определяет стремление к художественно-промышленным знаниям, самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Данная составляющая цели художественно-промышленного образования может быть достигнута проведением мероприятий по профессиональной ориентации и тщательному профессиональному отбору при поступлении в художественно-промышленный вуз. В соответствии с этой целью осуществляются развитие способностей молодого художника, его самовыражение и самоутверждение, приобщение к активному образу жизни, так как полностью человек раскрывается только во внутренне мотивированной деятельности. С другой стороны, художественно-промышленное образование позволяет заниматься общественно полезным трудом вне народного художественного промысла, что служит средством социальной защищенности в условиях возможных кризисов экономики. Третья цель художественно-промышленного образования не противоречит официальным законодательным документам, но ее особенностями являются дуалистический характер получаемого образования (художественная и промысловая составляющие) и акцентирование внимания на соответствие получаемой квалификации интересам и способностям индивидуума.

Сформулированные цели ху-дожественно-промышленно-

го образования определяют качества художников, которые необходимо формировать (развивать) в ходе учебно-воспитательного процесса. Одним из основных качеств, обеспечивающих положительный результат художественно-промышленного образования и позволяющих считать его государственной и общественной ценностью, является художественно-промышленная мотивация, которая может быть оценена современными психолого-педагогическими методами. Диа-гностируемость мотивов профессиональной деятельности обусловливает возможность выбора оптимальных средств достижения целей образования, а также позволяет проверить эффективность педагогических технологий, исключая элементы случайности и непредсказуемости в субъективной деятельности преподавателя. Конечно, процесс воспитания и обучения является творческим, и ограничения могут свести его к стандартизированным операциям, категорически противопоказанным любому творчеству. Учитывая это, художественно-промышленное образование, основываясь на сложившихся ценностях и поставленных целях, должно гармонично сочетать логику нормативной обязательности и логику активного творческого поиска.

Литература

1. Илькевич Б.В. Проблемы и перспективы развития художественно-промышленного образования // Педагогика. 2012. № 6. С. 80-88.

2. Илькевич Б.В. Ценностная характеристика художественно-промышленного образования // Философия образования. 2011. № 3. С. 142-147.

3. Илькевич Б.В., Суходолова Е.П. Художественно-промышленное образование в Гжели // Высшее образование сегодня. 2011. № 3. С. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.