Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. № 19. С. 22-28. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024. No. 19. P. 22-28.
Научная статья УДК 378
doi: 10.24412/2712-827Х-2024-19-22-28
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Иван Георгиевич Гладких
Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Воронеж, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается педагогическая проблема формирования профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов, обосновывается актуальность постановки и исследования данной проблемы как необходимого условия эффективной организации образовательного процесса, нацеленного на профессиональное обучение и воспитание специалистов, проявляющих способность и готовность выполнять свои должностные обязанности на высоком уровне, ориентированных на личностное и профессиональное развитие, творческую самореализацию в условиях профессиональной деятельности. Рассмотрены базовые в контексте исследуемой проблематики понятия и феномены: формирование, развитие, личность, профессиональные качества, личностные качества, профессионально значимые качества, внешние и внутренние условия развития профессионально значимых качеств, и др. Профессионально значимые качества представляют собой качества личности, влияющие на эффективность ее труда. Формирование профессионально значимых качеств как системы свойств, черт, характеристик, способностей и особенностей сотрудника правоохранительных органов является важным этапом его профессионализации. Профессиональное обучение и профессиональная подготовка, ориентированные на формирование профессионально значимых качеств, должны характеризоваться непрерывностью, целенаправленностью, включать в себя систему педагогических воздействий общей, специальной, профессионально-служебной, морально-психологической и военно-педагогической направленности. Тщательное и глубокое изучение педагогической проблемы формирования данных качеств является необходимым условием эффективной организации образовательного процесса, нацеленного на профессиональное обучение и воспитание специалистов, проявляющих способность и готовность выполнять свои должностные обязанности на высоком уровне, ориентированных на личностное и профессиональное развитие, творческую самореализацию в условиях профессиональной деятельности.
Ключевые слова: личность, педагогика, правоохранительная деятельность, профессионализм, профессионально значимые качества, развитие, формирование.
Для цитирования: Гладких И. Г. Формирование профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов как педагогическая проблема // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2024. № 19. С. 22-28. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-22-28
Original article
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Ivan G. Gladkikh
Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers the pedagogical problem of formation of professionally significant qualities of law enforcement officers, substantiates the relevance of the statement and research of this problem as a necessary condition for the effective organization of the educational process aimed at the professional training and education of specialists who demonstrate the ability and willingness to perform their job duties at a high level, focused on personal and professional development, creative self-realization in the conditions of professional activity. The basic concepts and phenomena in the context of the problems under study are considered: formation, development, personality, professional qualities, personal qualities,
© Гладких И. Г., 2024
professionally significant qualities, external and internal conditions for the development of professionally significant qualities, etc. The author considers the following concepts and phenomena. Professionally significant qualities are the qualities of a person that influence the effectiveness of his/her labor. Formation of professionally significant qualities as a system of properties, traits, characteristics, abilities and features of a law enforcement officer is an important stage of his professionalization. Professional education and professional training, focused on the formation of professionally significant qualities, should be characterized by continuity, purposefulness, include a system of pedagogical influences of general, special, professional-service, moral-psychological and military-pedagogical orientation. A thorough and in-depth study of the pedagogical problem of the formation of these qualities is a necessary condition for the effective organization of the educational process aimed at professional training and education of specialists who show the ability and willingness to perform their official duties at a high level, focused on personal and professional development, creative self-realization in the context of professional activity.
Keywords: personality, pedagogy, law enforcement, professionalism, professionally significant qualities, development, formation.
For citation: Gladkikh I. G. Formation of professionally significant qualities of law enforcement officers as a pedagogical problem. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2024;19:22-28. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2024-19-22-28
Введение
В современных условиях глобальных мировых преобразований, социальной напряженности и угроз общественной безопасности деятельность сотрудников правоохранительных органов предъявляет высокие требования к их профессионализму. Выполнение сотрудниками правоохранительных задач зачастую предполагает интенсивную работу в режиме высокого нервно-психического и физического напряжения и самоотдачи, связано с риском для жизни и здоровья, требует повышенной социальной и профессиональной ответственности, что во многом определяется наличием необходимых профессионально значимых качеств. Тщательное и глубокое изучение педагогической проблемы формирования данных качеств является необходимым условием эффективной организации образовательного процесса, нацеленного на профессиональное обучение и воспитание специалистов, проявляющих способность и готовность выполнять свои должностные обязанности на высоком уровне, ориентированных на личностное и профессиональное развитие, творческую самореализацию в условиях профессиональной деятельности.
Основная часть
Системное научное исследование педагогической проблемы формирования профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов базируется на классических и современных философских, психологических и педагогических концепциях. Первоосновой современной системы образования являются идеи античной педагогики, которые получили наибольшее отражение в афинской (авторитетной) и спартанской (авторитарной) системах воспитания. В Спарте воспитание было ориентировано на физическое развитие граждан и военную подготовку, формирование у них таких качеств, как смелость, отвага, стойкость, патриотизм. Афинское образование воплощало гуманистические цели, заключавшиеся в развитии личности, ее природных способностей и задатков [Голованева 2020: 25-27].
На смену античной пришла средневековая педагогика, которая ставила во главу угла каноны католической церкви и делала акцент на воспитании нравственных качеств. Всё это воплощалось в практике заучивания объемных религиозных текстов, следовании церковным традициям и авторитетам, духовном и физическом аскетизме и послушании [Филимонова 2016: 169]. В философии и педагогике эпохи Возрождения, как отмечает М. М. Пешков, научный интерес был сфокусирован на личности обучающегося с учетом его способностей и соответствия принципу природосообразности (М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле и др.), представлениях об идеальном обществе, основанном на принципах любви, добра, всеобщего образования (Т. Кампанелла), изучении природных и социальных законов воспитания человека (Ф. Бэкон), и др. [Пешков 2020: 317-319].
Я. А. Коменский, заложивший основы классно-урочной системы обучения, с одной стороны, рассматривал обучающегося механистически, как некое «устройство», а с другой -также исповедовал принцип природосообразности, опоры на природные, естественные человеческие качества [Коменский 2019: 314].
Педагогика эпохи Просвещения опирается на идеи вольномыслия, развития общественного образования (Ф. Вольтер, К. А. Гельвеций, Д. Дидро), естественного течения воспитательного процесса, предполагающее самостоятельное открытие и познание
человеком окружающего мира (Ж. Ж. Руссо). В философских и педагогических концепциях конца XVIII - начала XIX в. человек рассматривается как творец, созидатель и в то же время продукт исторического и культурного развития общества (Г. Гегель), господствуют идеи исследования материальной стороны мироздания и закономерностей человеческого мышления (И. Кант) [Кант 1994].
В. А. Павлов и Т. В. Растимешина выделяют три основных направления педагогической мысли Европы конца эпохи Просвещения: демократическое, декларирующее необходимость гармоничного развития задатков и способностей в процессе умственного, природного и нравственного воспитания (И. Г. Песталоцци), отталкивающееся от принципов культуросообразности, природосообразности и самодеятельности (А. В. Дистервег); научно-психологическое, изображающее модель образовательной организации как школу идеального педагога - носителя духовности, нравственности и культуры (И. Ф. Гербарт), акцентирующее внимание на естественнонаучной составляющей образования (Г. Спенсер); социально-утопическое, провозгласившее идеи торжества разума и справедливости в условиях новых общественных отношений, изменить которые призвано воспитание (Р. Оуэн, С. Симон, Ш. Фурье) [Павлов 2016: 81-84].
Конец XIX - начало XX века были ознаменованы идеями трудовой направленности образования, вооружающего обучающихся трудовыми умениями и навыками и предполагающего, с одной стороны, преобладание практики над теорией, а с другой -наличие у человека сформированной системы гражданских убеждений (Г. Кершенштейнер). Центральным педагогическим понятием «трудовой педагогики» был опыт, выступающий инструментом поиска взаимосвязи между событиями и явлениями окружающей действительности (Д. Дьюи) [Дьюи 2024].
А. С. Фетисов отмечает значительный вклад отечественных ученых в исследование педагогической проблемы развития личностных и профессиональных качеств: В. М. Бехтерев, занимаясь изучением процесса социализации личности в коллективе, показал, как могут изменяться ее качества под воздействием социальной среды, что нашло свое отражение в дальнейшем в трудах западных философов-экзистенциалистов, а также основателей гуманистической теории личности; П. Ф. Каптерев, указывая на необходимость целостной теории общего образования, включающей в себя как педагогов, так и родителей, определил значимость семейного воспитания и обучения взрослых; Л. С. Выготский ввел фундаментальные для психологии и педагогики понятия кризиса, социальной ситуации развития, зоны ближайшего развития и т. д.; А. Н. Леонтьев, разрабатывая теорию деятельности, раскрыл сущность и описал процессы интериоризации предметных действий и воспроизведения их в деятельности как основу психического развития личности и ее качеств [Фетисов 2019: 38-39].
Значительное влияние на дальнейшее развитие педагогики оказали три крупнейших научных направления, сформировавшихся в русле психологии: психодинамическое, фундаментальную основу которого представляет идея о бессознательном, определяющем развитие человека и его качеств (З. Фрейд, А. Адлер, К. Г. Юнг и др.) [Фрейд 2024]; социодинамическое, где определяющее значение в формировании личности имеет социум, внешняя среда, а качества и способности, которыми человек наделен от природы, не играют решающей роли в его становлении (Б. Скиннер, А. Бандура, Д. Роттер, К. Халл и др.); гуманистическое, признающее человека в качестве созидателя и творца своей жизненной траектории (А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.) [Маслоу 2019: 204].
Современные тенденции в системе мирового и российского образования (переход к его непрерывности, творческой ориентированности, гуманизации, дифференциации и индивидуализации и др.) обусловили ряд новых требований, предъявляемых к нему в настоящее время [Фетисов 2018: 120]. В связи с этим, особого внимания заслуживает теория и технология контекстного образования А. А. Вербицкого. Цель данной теории и технологии состоит в формировании целостной профессиональной деятельности будущих специалистов, что обеспечивается личностным включением обучаемых в единый учебно-воспитательный процесс, моделированием форм, условий и содержания предстоящей профессиональной деятельности, проблемным подходом в обучении и т. д. [Дубовицкая 2021: 314]. Наконец, важное значение для научного осмысления педагогической проблемы формирования профессиональных качеств имеют принципы андрагогики М. Ш. Ноулза: самостоятельность, совместная деятельность, опора на опыт, возможность выбора, реализация полученных знаний на практике и др. Сферой практического приложения всех рассмотренных педагогических идей является личность с присущими ей основными характеристиками: социальностью, системностью, динамичностью становления и развития, интегральной
индивидуальностью, субъектностью и др. Базисом развития личности являются ее социально-психологические и биологические особенности и свойства, проявляющиеся в направленности, характере, способностях. В этой связи особую актуальность приобретает изучение условий формирования личности, развития и динамики творческой индивидуальности, воспитания системы ценностных ориентаций и способности к самореализации в творческой деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Е. А. Александрова, П. К. Анохин, А. А. Деркач, Л. Г. Десфонтейнес, И. И. Осадчева, С. Л. Рубинштейн, Е. Г. Самещенко, А. С. Фетисов) [Фетисов 2019: 48].
Проведенный теоретический анализ литературы позволяет перейти к проблеме формирования профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов, необходимых для успешного выполнения профессиональных служебных задач в условиях профессиональной деятельности. Взаимодействуя со средой, личность развивается, приобщаясь, приспосабливаясь, адаптируясь к ней и в то же время изменяя ее, подстраивая ее под себя, свои нужды и потребности. Исходя из этого, изучение формирования профессионально значимых качеств должно осуществляться с учетом как внешних, средовых, так и внутренних условий, определяющих потенциал личности. Формирование профессионально значимых качеств сочетает в себе как профессиональный, так и личностный аспекты. Формирование личностных качеств предполагает целенаправленное внешне и внутренне детерминированное качественное и количественное изменение внутреннего мира человека. Формирование профессиональных качеств - это непрерывный и целенаправленный процесс их обогащения, направленный на самоосуществление и самосовершенствование и обусловленный спецификой профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что термин «формирование» сегодня используется в неразрывной взаимосвязи с термином «развитие», причем в некоторых случаях эти понятия подменяют друг друга, мы считаем целесообразным использовать термин «формирование», поскольку он акцентирует внимание на возникновении качественно новых личностных образований, подчеркивает субъектное начало личности, в большей мере отражает результат воздействия совокупности внутренних и внешних факторов на процесс ее развития. Исходя из вышесказанного, формирование трактуется нами как совокупность способов, приемов, форм и методов социального взаимодействия, нацеленных на создание системы ценностных ориентаций, убеждений, взглядов, отношений, черт личности, воспитание профессионально значимых качеств.
Формирование профессиональных и личностных качеств происходит неотделимо друг от друга и представляет собой единый процесс, осуществляющийся во взаимодействии различных субъектов, что является и стимулом, и источником, и условием развития и профессионального становления личности. Узловым моментом данного процесса является формирование целостной системы профессионально значимых качеств [Фетисов 2019: 53-56].
Профессионально значимые качества - это качества личности, влияющие на эффективность ее труда. В. Д. Шадриков понимает под ними индивидуальные свойства субъекта деятельности, оказывающие влияние на результативность, эффективность деятельности и успешность ее освоения [Шадриков 1996: 60]. Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов рассматривают профессионально значимые качества как важнейший фактор профессиональной пригодности, отражающий способности личности [Душков 2020: 471]. Одну из первых попыток классификации профессионально значимых качеств мы находим в работах И. М. Шпильрейна и С. Г. Геллерштейна. Они предложили классифицировать их в зависимости от сложности формирования: значимые, но сложно формируемые; значимые и развиваемые в процессе обучения и подготовки; значимые и наиболее склонные к функциональному распаду.
Значительное распространение получило распределение профессионально значимых качеств на общие и специальные. Ряд авторов, занимавшихся изучением профессионально значимых качеств, выделяют универсальные качества, необходимые в любой профессиональной деятельности. К ним относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и т. д. Специальные же профессионально значимые качества определяются отдельно для каждой из профессий и зависят от представления о структуре личности профессионала. Что касается формирования профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительной сферы, то обобщение опыта исследователей в области психологии, педагогики и юриспруденции позволяет выделить несколько подходов к изучению данной проблемы.
М. И. Ануфриев, А. М. Бандурка и А. Н. Ярмыш представляют схему профессионально важных качеств сотрудника правоохранительных органов в виде профессиограммы. Эта схема содержит такие блоки, как мотивация, целеустремленность, коммуникативные и
регуляторные (эмоционально-волевые) качества. Также упомянутая схема включает в себя блок индивидуально-психологических качеств, состоящий из типологических качеств и способностей - общих и профессиональных. Рассматривая данную модель А. Н. Цильмак констатирует, что она имеет как положительные стороны (в ней определены некоторые категории качеств, которые действительно значимы для сотрудника правоохранительных органов), так и определенные недостатки (обобщенное видение правоохранительной деятельности без учета специфики различных ее видов и соответствующих им требований к профессиональным качествам сотрудников) [Цильмак 2013: 4-5].
Модель классификации качеств сотрудников правоохранительной сферы, предложенная А. М. Столяренко, содержит четыре уровня качеств. Первому из них соответствуют целемотивационные качества, второму - морально-психологические (морально-деловые), третьему - профессионально-деловые (в частности, специальные способности - розыскные, следственные, педагогические, воспитательные, коммуникативные), и четвертому - профессионально важные психофизиологические свойства.
В данной модели уже присутствуют такие способности правоохранителя, как педагогические и воспитательные; они поставлены в один уровень с розыскными и следственными. Это свидетельствует о том, что А. М. Столяренко воспринимает педагогические и воспитательные способности как имеющие первоочередное значение для работника правоохраны.
Среди значимых в педагогическом и других планах характеристик личности специалиста, определенных исследователем, следует указать на такие, как добросовестность, ответственность, дисциплинированность, любовь к труду, чувство долга, гуманность, справедливость, тактичность, требовательность к себе, самокритичность, общий интеллект, целеустремленность, уравновешенность, коммуникативность и т. п. Подход к классификации профессионально важных качеств личности работника правоохранительных органов, предложенный А. М. Бандуркой, С. П. Бочаровой и О. В. Землянской на основе психограммы, разработанной В. А. Васильевым, предполагает их дифференциацию по видам правоохранительной деятельности. К таким видам отнесены социальная, реконструктивная, организационная, удостоверяющая, коммуникативная и поисковая деятельности [Бандурка 1998: 64].
Обобщение вышесказанного дает возможность говорить о том, что процесс формирования профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительной сферы в ходе профессионального обучения и профессиональной подготовки должен включать в себя систему взаимодействующих компонентов специальной, профессионально-служебной, морально-психологической и военно-педагогической подготовки.
Заключение
Анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования профессиональных и личностных качеств вообще и профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительной сферы в частности, позволяет констатировать, что методологические подходы к данной проблеме не только сосуществуют, но и взаимодействуют, взаимовлияют, дополняют и обогащают друг друга.
Философские идеи времен Античности, Возрождения, Просвещения, Нового времени и Новейшей истории, положения системного, личностно-деятельностного, синергетического, полисубъектного, акмеологического, контекстного, компетентностного и других подходов подтверждают сложность, многогранность и многоаспектность процесса формирования профессионально значимых качеств правоохранителя.
Основными аспектами педагогической проблемы формирования профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов являются: современные тенденции в образовательной сфере, обусловленные глобальными общественными преобразованиями и реформированием российской системы образования; внешние и внутренние условия формирования и развития личности, определяющие ее личностный и профессиональный потенциал; совокупность способов, приемов, форм и методов социального взаимодействия, нацеленных на создание системы ценностных ориентаций, убеждений, взглядов, отношений, черт личности, воспитание профессионально значимых качеств, определяемая нами термином «формирование»; целостность, единство и постоянство процесса формирования профессиональных и личностных качеств, осуществляющегося во взаимодействии различных субъектов; особенности правоохранительной деятельности и требования, предъявляемые к личности профессионала;
педагогическая система взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов специальной, профессионально-служебной, морально-психологической и военно-педагогической подготовки будущих правоохранителей как неотъемлемая составляющая профессионального образования и профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Бандурка А. М., Бочарова С. П., Землянская Е. В. Психология управления. Харьков : ООО «Фортуна-пресс», 1998. 464 с.
2. Головнева Е. В., Головнева Н. А., Синдикова Г. М. История развития образования, воспитания и педагогической мысли в античную эпоху // История и педагогика естествознания. 2020. № 2. С. 24-29.
3. Дубовицкая Т. Д. Психологические механизмы контекстного образования // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении : Коллективная монография. М. : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство "Экон-Информ"», 2021. С.309-317.
4. Душков Б. А., Смирнов Б. А., Королев А. В. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности : Словарь / Под ред. Б. А. Душкова, прил. Т. А. Гришиной. 3-е изд. М. : Академический Проект, 2020. 848 с.
5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. Н. М. Никольской. М. : Юрайт, 2024. 166 с.
6. Кант Иммануил. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского ; сверен и отред. Ц. Г. Арзаканяном, М. И. Иткиным ; примеч. Ц. Г. Арзаканяна. М. : Мысль, 1994. 591 с.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. СПб. : Питер, 2019. 400 с.
8. Павлов В. А., Растимешина Т. В. Критический утопический социализм К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна: создание социальной науки // ЭСГИ. 2016. № 3 (11). С. 80-91.
9. Пешков М. М. Гуманистические педагогические идеи эпохи Возрождения // Актуальные вопросы современной науки и практики : Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа : ООО «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 317-321.
10. Фетисов А. С. [и др.]. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения : монография / Науч. ред. И. Ф. Бережная. Министерство науки и высшего образования, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». Воронеж : Научная книга, 2018. 283 с.
11. Фетисов А. С. Педагогическая концепция формирования профессиональных качеств педагога в контексте здоровьесберегающей образовательной среды (система повышения квалификации) : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2019. 455 с.
12. Филимонова Е. А. Педагогика в Античности и в средние века: идеал человека // Вестник СИБИТа. 2016. № 4. С. 166-173.
13. Фрейд З. «Я» и «Оно». Избранные работы. Пер. Л. Гллербаха. М. : Юрайт, 2024. 165 с.
14. Цильмак А. Н. Психограмма участкового инспектора милиции через призму функциональных компонентов административной деятельности // Психология и право. 2013. № 2. С. 1-10.
15. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с.
16. Я. Коменский. Избранные педагогические сочинения. М. : Юрайт, 2019. 440 с.
References
1. Bandurka A. M., Bocharova S. P., Zemlyanskaya E. V. Psikhologiya upravleniya [Psychology of Management]. Khar'kov, OOO «Fortuna-press», 1998, 464 p. (In Russ.).
2. Golovneva E. V., Golovneva N. A., Sindikova G. M. Istoriya razvitiya obrazovaniya, vospitaniya i pedagogicheskoy mysli v antichnuyu epokhu [History of the development of education, upbringing and pedagogical thought in the ancient era]. Istoriya i pedagogika estestvoznaniya [History and pedagogy of natural science]. 2020, no. 2, pp. 24-29. (In Russ.).
3. Dubovitskaya T. D. Psikhologicheskie mekhanizmy kontekstnogo obrazovaniya [Psychological mechanisms of contextual education]. Innovatsionnye protsessy v vysshem i professional'nom obrazovanii i professional'nom obuchenii [Innovative processes in higher and vocational education and vocational training]. Moscow, Obshchestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo "Ekon-Inform"», 2021, pp. 309-317. (In Russ.).
4. Dushkov B. A., Smirnov B. A., Korolev A. V. Psikhologiya truda, professional'noy, informatsionnoy i organizatsionnoy deyatel'nosti [Psychology of labor, professional, informational and organizational activities]. 3 th ed., Moscow, Akademicheskiy Proekt, 2020, 848 p. (In Russ.).
5. D'yui D. Psikhologiya i pedagogika myshleniya [Psychology and pedagogy of thinking]. Moscow, Yurayt, 2024, 166 p. (In Russ..).
6. Kant Immanuil. Kritika chistogo razuma [Critique of Pure Reason]. Moscow, Mysl', 1994, 591 p. (In Russ.).
7. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. 3th ed. Saint Petersburg, Piter, 2019, 400 p. (In Russ.).
8. Pavlov V. A., Rastimeshina T. V. Kriticheskiy utopicheskiy sotsializm K. A. Sen-Simona, Sh. Fur'e i R. Ouena: sozdanie sotsial'noy nauki [The Critical Utopian Socialism of C. A. Saint-Simon, C. Fourier and R. Owen: The Creation of Social Science]. ESGI. 2016, no. 3 (11), pp. 80-91. (In Russ.).
9. Peshkov M. M. Gumanisticheskie pedagogicheskie idei epokhi Vozrozhdeniya [Humanistic pedagogical ideas of the Renaissance]. Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki ipraktiki [Current issues of modern science and practice]. Ufa, OOO «Nauchno-izdatel'skiy tsentr «Vestnik nauki», 2020, pp. 317-321. (In Russ.).
10. Fetisov A. S. [i dr.]. Sistema vysshego professional'nogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [The system of higher professional education: current problems and solutions]. Voronezh, Nauchnaya kniga, 2018, 283 p. (In Russ.).
11. Fetisov A. S. Pedagogicheskaya kontseptsiya formirovaniya professional'nykh kachestv pedagoga v kontekste zdorov'esberegayushchey obrazovatel'noy sredy (sistema povysheniya kvalifikatsii) [Pedagogical concept of developing professional qualities of a teacher in the context of a health-preserving educational environment (system of advanced training)]. PhD thesis. Voronezh, 2019, 455 p. (In Russ.).
12. Filimonova E. A. Pedagogika v Antichnosti i v srednie veka: ideal cheloveka [Pedagogy in Antiquity and the Middle Ages: the Ideal of Man]. VestnikSIBITa [SIBIT Bulletin]. 2016, no. 4, pp. 166-173. (In Russ.).
13. Freyd Z. «Ya» i «Ono». Izbrannye raboty ["I" and "It". Selected Works]. Moscow, Yurayt, 2024, 165 p. (In Russ.).
14. Tsil'mak A. N. Psikhogramma uchastkovogo inspektora militsii cherez prizmu funktsional'nykh komponentov administrativnoy deyatel'nosti [Psychogram of a district police inspector through the prism of functional components of administrative activity]. Psikhologiya ipravo [Psychology and Law]. 2013, no. 2, pp. 110. (In Russ.).
15. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka [Psychology of human activity and abilities]. 2th ed. Moscow, Izdatel'skaya korporatsiya «Logos», 1996, 320 p. (In Russ.).
16. Ya. Komenskiy. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Yurayt, 2019, 440 p. (In Russ.).
Информация об авторе И. Г. Гладких — преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Information about the author I. G. Gladkikh — Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russia,
Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 20.02.2024; принята к публикации 20.08.2024.
The article was submitted to the editorial office on 20.01.2024; approved after review on 20.02.2024; accepted for publication on 20.08.2024.