Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

373
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич

Цель статьи - раскрыть и описать структуру и содержание профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов. Актуальность данной темы определяется важностью глубокого научного исследования значимых с точки зрения указанной профессиональной сферы качеств для оптимизации образовательной среды ведомственных вузов. В статье проанализированы современные наиболее часто встречаемые в научной литературе трактовки профессионально значимых качеств, в соответствии с которыми они рассматриваются как: индивидуальные характеристики личности, оказывающие прямое влияние на результативность, эффективность и успешность освоения деятельности; отдельные динамические свойства, психические и психомоторные особенности личности, физические характеристики, необходимые в конкретной профессиональной сфере; психологический потенциал, нацеленный на формирование знаний, умений, навыков, являющихся условием и ресурсом, необходимым для формирования профессиональной компетентности субъекта. Структура профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов и их содержание представлены в единстве и взаимодействии таких компонентов, как: профессионально-нравственные качества (моральная устойчивость, патриотизм, гражданственность); коммуникативные качества (индивидуальные личностные свойства, психологические умения, индивидуальный стиль общения); высокая психофизиологическая выносливость (темперамент, организационный стресс, реактивная и личностная тревожность, самооценка, стратегии преодоления стресса и их использование, склонность к аддиктивному поведению); интеллектуальные качества (образование, социальный интеллект, познавательная направленность); профессиональная наблюдательность (профессиональная внимательность, профессиональная сензитивность и профессиональная восприимчивость); творческие качества (мотивационная, когнитивная, операциональная, оценочная, инициативно-эвристическая и эмоциональная составляющие). Акцент сделан на творческих качествах сотрудника правоохранительных органов, представленных как сложный многоуровневый комплекс взаимосвязанных элементов, нацеленный на создание нового, уникального, оригинального результата профессиональной служебной деятельности, проявляющийся в самостоятельности, активности и стремлении сотрудника к самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гладких Иван Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

The aim of the article is to reveal and describe the structure and content of professionally significant qualities of law enforcement officers. The relevance of this topic is determined by the importance of in-depth scientific research of professionally significant qualities for optimization of educational environment of departmental universities. The article analyzes the modern interpretations of professionally significant qualities that are most commonly found in the scientific literature, according to which they are considered as: individual characteristics of a personality, which have a direct impact on the effectiveness, efficiency and success of mastering the activity; individual dynamic properties, mental and psychomotor features of personality, physical characteristics necessary in a particular professional sphere; psychological potential, aimed at forming knowledge, skills The structure of professionally significant qualities of a law enforcement officer and their content is presented in the unity and interaction of such components as: professional and moral qualities (moral stability, patriotism, citizenship); communicative qualities (individual personal qualities, psychological skills, individual communication style); high psychophysiological endurance (temperament, level of organizational stress, personal and reactive anxiety, self-esteem, strategies for overcoming stress and The emphasis is placed on the creative qualities of a law enforcement officer, presented as a complex multilevel complex of interrelated elements, aimed at creating a new, unique, original result of professional service activity, manifested in independence, activity and desire for self-actualization of the employee.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 80-88. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 12. P. 80-88.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-12-80-88

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Иван Георгиевич Гладких

Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Воронеж, Россия, aspirantt@inbox.ru

Аннотация. Цель статьи - раскрыть и описать структуру и содержание профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов. Актуальность данной темы определяется важностью глубокого научного исследования значимых с точки зрения указанной профессиональной сферы качеств для оптимизации образовательной среды ведомственных вузов. В статье проанализированы современные наиболее часто встречаемые в научной литературе трактовки профессионально значимых качеств, в соответствии с которыми они рассматриваются как: индивидуальные характеристики личности, оказывающие прямое влияние на результативность, эффективность и успешность освоения деятельности; отдельные динамические свойства, психические и психомоторные особенности личности, физические характеристики, необходимые в конкретной профессиональной сфере; психологический потенциал, нацеленный на формирование знаний, умений, навыков, являющихся условием и ресурсом, необходимым для формирования профессиональной компетентности субъекта. Структура профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов и их содержание представлены в единстве и взаимодействии таких компонентов, как: профессионально-нравственные качества (моральная устойчивость, патриотизм, гражданственность); коммуникативные качества (индивидуальные личностные свойства, психологические умения, индивидуальный стиль общения); высокая психофизиологическая выносливость (темперамент, организационный стресс, реактивная и личностная тревожность, самооценка, стратегии преодоления стресса и их использование, склонность к аддиктивному поведению); интеллектуальные качества (образование, социальный интеллект, познавательная направленность); профессиональная наблюдательность (профессиональная внимательность, профессиональная сензитивность и профессиональная восприимчивость); творческие качества (мотивационная, когнитивная, операциональная, оценочная, инициативно-эвристическая и эмоциональная составляющие). Акцент сделан на творческих качествах сотрудника правоохранительных органов, представленных как сложный многоуровневый комплекс взаимосвязанных элементов, нацеленный на создание нового, уникального, оригинального результата профессиональной служебной деятельности, проявляющийся в самостоятельности, активности и стремлении сотрудника к самореализации.

Ключевые слова: сотрудники правоохранительных органов, профессионально важные качества, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, творчество.

Для цитирования: Гладких И.Г. Структура и содержание профессионально значимых качеств сотрудников правоохранительных органов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 80-88. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-80-88

Original article

STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Ivan G. Gladkikh

Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh, Russia, aspirantt@inbox.ru

© Гладких И.Г., 2022

Abstract. The aim of the article is to reveal and describe the structure and content of professionally significant qualities of law enforcement officers. The relevance of this topic is determined by the importance of in-depth scientific research of professionally significant qualities for optimization of educational environment of departmental universities. The article analyzes the modern interpretations of professionally significant qualities that are most commonly found in the scientific literature, according to which they are considered as: individual characteristics of a personality, which have a direct impact on the effectiveness, efficiency and success of mastering the activity; individual dynamic properties, mental and psychomotor features of personality, physical characteristics necessary in a particular professional sphere; psychological potential, aimed at forming knowledge, skills The structure of professionally significant qualities of a law enforcement officer and their content is presented in the unity and interaction of such components as: professional and moral qualities (moral stability, patriotism, citizenship); communicative qualities (individual personal qualities, psychological skills, individual communication style); high psychophysiological endurance (temperament, level of organizational stress, personal and reactive anxiety, self-esteem, strategies for overcoming stress and The emphasis is placed on the creative qualities of a law enforcement officer, presented as a complex multilevel complex of interrelated elements, aimed at creating a new, unique, original result of professional service activity, manifested in independence, activity and desire for self-actualization of the employee.

Keywords: law enforcement officers, professionally important qualities, professional activity, professional training, creativity.

For citation: Gladkikh I.G. Structure and content of professionally significant qualities of law enforcement officers. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;12:80-88. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-80-88

Введение

Профессиональная служебная деятельность в системе правоохранительных органов предъявляет высокие требования к профессиональной подготовленности, профессиональной компетентности, профессиональному мастерству сотрудника. Характерные особенности служебной деятельности правоохранителя - жесткая нормативно-правовая регламентация, наличие и осуществление властных полномочий, реализация в условиях перманентного противодействия и противоборства заинтересованных лиц, широта диапазона и разнообразие партнёров по взаимодействию и общению, дефицит временных ресурсов и познавательный характер деятельности - определяют её сложность и многогранность, предполагают наличие комплекса развитых профессионально значимых качеств. Требования к профессионально значимым качествам сотрудника сформулированы в таких нормативных правовых актах, как Закон «О полиции», Федеральный Закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской Федерации» и т.д. От данных качеств во многом зависит результат профессиональной деятельности сотрудника, а значит, в конечном итоге - обеспечение общественной безопасности и правопорядка, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина.

Определение основных направлений деятельности по оптимизации образовательной среды ведомственных вузов, созданию педагогических условий эффективного усвоения курсантами и слушателями необходимых для их профессионального становления профессионально-служебных знаний, умений и навыков, формированию и развитию профессионально важных качеств, не представляется возможным без тщательного и глубокого научного исследования структуры и содержания значимых с точки зрения указанной профессиональной сферы качеств.

Основная часть

Проблема формирования и развития профессионально значимых (важных) качеств существует достаточно давно и берет свои истоки в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых [Мироновская 2018].

На сегодняшний день имеется несколько наиболее часто встречаемых в научной литературе трактовок профессионально значимых качеств, в соответствии с которыми они представляют собой:

- индивидуальные характеристики личности (характеристики психических процессов, некоторые свойства нервной системы, индивидуальные личностные черты и особенности, установки, знания, умения, навыки, убеждения и т.д.), оказывающие прямое влияние на результативность, эффективность и успешность освоения деятельности [Батаршев 2007];

- отдельные динамические свойства, психические и психомоторные особенности личности, физические характеристики (гражданские качества, отношение к профессиональной деятельности, широта взглядов, гибкость и глубина мышления, специальные способности и практический опыт), необходимые в конкретной профессиональной сфере [Ефремов 2010].

- психологический потенциал, нацеленный на формирование знаний, умений, навыков, являющихся условием и ресурсом, необходимыми для формирования профессиональной компетентности субъекта [Ермолаева 2008].

Что касается профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов, то каждое из направлений правоохраны (дознание и расследование преступлений, охрана общественного порядка, профилактическая и оперативно-разыскная деятельность), предъявляет к ее субъекту свои специфические требования. Однако, проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить ряд универсальных, принципиальных профессионально значимых качеств сотрудников. Эффективное профессионально-личностное становление сотрудников невозможно без изменений их социально-психологических черт и характеристик. Соответственно, процесс формирования и развития данных качеств в рамках профессиональной подготовки специалистов должен включать в себя систему взаимодействующих компонентов специальной, профессионально-служебной, морально-психологической и военно-педагогической подготовки.

Проблематика формирования профессионально значимых качеств в процессе профессиональной подготовки сотрудника правоохранительных органов находит свое отражение в совокупности множества социальных, экономических, культурных, политических и других факторов, непосредственно влияющих на данный процесс. К ним можно отнести: тип общества и характер осуществления власти; социально-экологические проблемы; социальную политику и характер социально-экономических проблем; социальную стратификацию, сложную специфику категорий граждан, с которыми приходится взаимодействовать сотрудникам (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки); наличие системного доступа к нужной информации, коммуникационное обеспечение жизнедеятельности; уровень социокультурного развития общества и т.д. Данные факторы указывают на предметно-содержательный аспект профессиональной деятельности сотрудника, а также предопределяют характер его профессионально значимых качеств. Их наличие должно обеспечивать умение сотрудника организовывать собственную деятельность, обучать самоорганизации деятельности своих коллег, желание и умение взаимодействовать с обвиняемыми, потерпевшими и очевидцами преступлений и правонарушений, их родственниками, коллегами, и т.д. Сотрудник должен уметь анализировать собственный опыт, полученный в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, применять навыки целеполагания, планирования, мобилизации и устойчивой активности деятельности, рефлексивно оценивать результаты деятельности.

Т.Н. Воронина и А.С. Лукьянов в качестве общих профессионально значимых качеств выделяют, в первую очередь, блок профессионально-нравственных качеств личности, нацеленных на регулирование профессиональных отношений и соотнесение профессиональных требований с общенравственными нормами. Е.В. Семенова отмечает, что данные качества профессионала являются интегративными и проявляются в моральной устойчивости как способности последовательно соблюдать правовые нормы, разделять нравственные принципы и убеждения, быть невосприимчивым к негативным воздействиям окружающей социальной среды [Воронина, Лукьянов 2016].

Важное место в системе профессионально-нравственных качеств занимают патриотизм и гражданственность как фундаментальные морально-этические ценности, детерминирующие уважительное отношение человека к закону, традициям и культурно-историческому наследию государства, чувство верности и любви к Родине и народу, готовность к выполнению воинского, служебного и гражданского долга, без которых невозможна полноценная деятельность сотрудника правоохранительных органов [Журавлев 2019].

Следующий блок профессионально значимых качеств сотрудника - коммуникативные качества. С.М. Струганов и С.А. Гальцев отмечают, что профессиональное общение - это важнейший компонент в структуре профессионального мастерства работников силовых министерств и ведомств, требующий умения слушать и слышать других людей, преодолевать психологические барьеры, устанавливать психологический контакт и располагать к себе собеседника, оказывать на него правомерное психологическое воздействие в ходе выполнения поставленных служебных задач и т.д. К основным компонентам коммуникативности сотрудника можно отнести, во-первых, комплекс индивидуальных личностных свойств (положительная установка на общение, настойчивость, тактичность, дипломатичность, выдержка, толерантность и т.д.), во-вторых, необходимые психологические умения (завоёвывать доверие, эффективно организовывать свою речь, использовать невербальные компоненты общения как средство воздействия на граждан, разрешать конфликты и т.д.) и, в-третьих, индивидуальный стиль общения (набор устойчивых экспрессивных и содержательных характеристик субъекта общения) [Струганов, Гальцев 2011; Фетисов 2019].

Высокая психофизиологическая выносливость (устойчивость к воздействиям стресс-факторов) является третьим блоком профессионально значимых качеств сотрудника. Стрессоустойчивость можно представить как комплекс индивидуальных личностных качеств, которые позволяют переносить существенные профессионально обусловленные нагрузки интеллектуального, эмоционального и волевого характера без значительных отрицательных последствий для специалиста, его деятельности, окружающих людей. Именно стрессоустойчивость обуславливает способность сотрудника сохранять интегрированное поведение и работоспособность в экстремальных или приближенных к ним ситуациях [Баринова 2020].

Н.Н. Смирнова и А.Г. Соловьев, отмечая отсутствие однозначного принятого в научной среде понимания структурных составляющих стрессоустойчивости, а также критериев и шкал ее психодиагностического измерения, предлагают рассматривать стрессоустойчивость как многокомпонентную систему, в которую входят следующие составляющие:

- сила возбуждения центральной нервной системы (темпераментальные характеристики личности);

- уровень организационного стресса (по Маклину - умение общаться, понимать и принимать ценности других, производить анализ и оценку различных ситуаций без отрицательных последствий для работоспособности и здоровья, гибкость поведенческих реакций и т.д.);

- личностная и реактивная тревожность (по Спилбергу - в первом случае - свойство личности, определяющее предрасположенность к тревоге; во втором - состояние, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями);

- самооценка состояния своего здоровья, своих умственных и других способностей, внешности, умений, характера, собственного авторитета у коллег (по Дембо-Рубинштейн);

- стратегии преодоления стресса и их использование (по С. Хобфоллу - наличие копинг-стратегий как поведенческих прямых или манипулятивных проблемно-ориентированных усилий, определяющих конструктивность поведения в стрессовых обстоятельствах);

- склонность к алкогольной зависимости [Смирнова 2013].

При этом, нам представляется целесообразным расширить последнюю из предложенных составляющих до наличия «склонности к аддиктивному поведению» вообще, поскольку в настоящее время сотрудники правоохранительных органов в качестве способа снятия стресса выбирают не только алкоголь. Так, по результатам исследования, проведенного Е.В. Чернышевой и В.Р. Сусловой, для сотрудников правоохранительных органов характерны зависимость от других людей и отношений, интернет-зависимость и компьютерная зависимость, а также трудоголия и адреналиномания, обусловленные спецификой осуществления профессиональной деятельности [Чернышева, Суслова 2019].

Четвертый блок включает в себя интеллектуальные качества. В соответствии с законодательством, в число требований к должностям в правоохранительных органах входят, помимо прочего, требования к уровню образования, профессиональным знаниям и навыкам.

В рамках блока интеллектуальных качеств Н.А. Бабкина выделяет социальный интеллект как комплекс свойств и способностей личности, определяющих эффективность и успешность ее взаимодействия с социумом. Так, она отмечает, что способности к распознанию структуры ситуаций межличностного взаимодействия в динамике, анализу ситуаций сложного взаимодействия и логики их развития во времени и пространстве, сензитивности к изменениям данных ситуаций, адекватному отражению намерений, целей, установок и потребностей участников взаимодействия, предвосхищению последствий совместной деятельности, умению ориентироваться в вербальных и невербальных реакциях партнеров по общению и взаимодействию, являются необходимыми для выполнения правоохранительной деятельности, а результаты эмпирических измерений социального интеллекта среди курсантов ведомственного вуза системы МВД коррелируют с данными профессионально-психологического отбора (низкие показатели по результатам диагностики социального интеллекта выявлены у условно рекомендованных курсантов) [Бабкина 2005].

Вслед за В.С. Остапенко, относящим к профессионально важным качествам обучающихся ведомственных вузов научное мировоззрение, мы относим к интеллектуальным качествам сотрудников правоохранительных органов их познавательную направленность. Познавательная направленность включает в себя потребность сотрудника правоохранительных органов в постоянном обучении, пополнении своих знаний, совершенствовании своих интеллектуальных способностей, заинтересованность и активность в реализации познавательной деятельности, установку на постоянную интенсивную интеллектуальную работу при выполнении служебных задач.

К пятому блоку профессионально значимых качеств мы относим профессиональную наблюдательность сотрудников. Как отмечает А.Р. Ратинов, профессиональная наблюдательность характеризуется целенаправленностью, имеет воссоздающий характер, реконструирует обстоятельства того или иного события на основе подмеченных признаков.

По мнению В.А. Васильева, профессиональная наблюдательность является свойством личности сотрудника, проявляющимся в умении замечать в процессе восприятия объектов, явлений и процессов действительности малозаметные, но существенные нюансы и детали, в способности к высокой концентрации и устойчивости внимания, в установке на значимую, «критическую» с точки зрения выполняемой служебной задачи информацию.

Ю.В. Терещенко, занимающийся разработкой педагогического содержания профессиональной наблюдательности сотрудника, представляет ее структуру как совокупность базовых (необходимых для развития сензитивности, внимательности и восприимчивости знаний и умений) и объективно обусловленных (знаний и умений, необходимых для наблюдения за людьми и местностью, анализа служебной и иной документации) педагогических компонентов, а также знаний и умений, необходимые при наблюдении за комплексом объектов [Терещенко 1998].

А.А. Перковым структура профессиональной наблюдательности рассматривается как совокупность способностей к распознаванию провокационного поведения граждан, приводящего к экстремальным ситуациям, определению по невербальным сигналам состояний и свойств личности граждан, умений определять тип личности, демонстрирующей поведение провокационного характера, и т.д. [Перков 2022].

На основе научных работ А.М. Столяренко, структура профессиональной наблюдательности сотрудников правоохранительных органов представлена нами во взаимодействии таких ее компонентов, как профессиональная внимательность, профессиональная сензитивность и профессиональная восприимчивость, которые позволяют осуществлять выявление и сбор информации, касающейся выполняемой оперативно-служебной задачи, на высоком уровне.

Шестой блок профессионально значимых качеств - творческие качества - представляет для нас особый интерес. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность правоохранителей, не предусматривает прямых требований к творческим качествам сотрудника; с другой - анализ научных работ, посвященных описанию деятельности сотрудников правоохранительной сферы, указывает на важность и значимость с точки зрения эффективности выполнения профессиональных задач таких личностных черт, как открытость инновациям, профессиональный артистизм, способность к ролевому перевоплощению, речевая находчивость, оригинальность и гибкость мышления и т.д. (В.Л. Васильева, А.М. Столяренко, А.С. Душкина и др.). Следуя примеру Л.Н. Костиной и Е.Ю. Костиной, указывающих на необходимость рассмотрения творческих черт и способностей как профессионально значимых качеств личности сотрудника правоохранительных органов, мы считаем целесообразным выделить творческие способности как отдельную составляющую в структуре профессионально значимых качеств [Костина Л.Н., Костина Е.Ю. 2018].

Научное осмысление феномена творчества начинается еще с трудов Аристотеля в Античности, но наиболее широкое распространение приобретает в XX веке в философском (Г.С. Батищев, В.М. Вильчек, И. Шумпетер и др.) и психологическом аспектах (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, Б.А. Лезин, А. Адлер, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.).

Определяя понятие творчества, А. Маслоу делает акцент на том, что оно представляет собой универсальную функцию личности, ведущую к различным формам самовыражения. Творчество есть духовная деятельность, результатом которой выступают вновь созданные оригинальные ценности, неизвестные ранее и впервые установленные факты, свойства и закономерности. Основным критерием творческой деятельности является рассогласование ее результата с поставленной целью, то есть возникновение побочного результата.

Исходя из вышесказанного, представляется целесообразным рассмотрение творчества как практической или теоретической деятельности, приводящей к новым (субъективно новым) результатам, а творческих качеств сотрудника правоохранительных органов - как сложного многоуровневого комплекса взаимосвязанных составляющих, нацеленного на создание нового, уникального, оригинального результата профессиональной служебной деятельности, проявляющегося в самостоятельности, активности и стремлении сотрудника к самореализации.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению творчества с точки зрения различных аспектов и направлений, позволил выделить структурные элементы блока творческих качеств сотрудника. Так, исследования в области мотивации творческих проявлений определяют наличие мотивационной составляющей, представленной системой мотивов, побуждающих сотрудника подходить к решению служебных задач творчески.

Когнитивная составляющая, отражающая владение сотрудником знаниями и представлениями о творчестве в профессиональной служебной деятельности, выявлена на основе изучения работ, посвященных интеллекту как центральному звену творческого акта.

Операциональная составляющая, характеризующая практическую готовность правоохранителя к выполнению служебных задач с применением нестандартных методов и инноваций, а также оценочная составляющая, отражающая способность к анализу, самоанализу и объективной оценке собственной творческой продуктивности, определены с учетом положений динамического подхода к рассмотрению творчества.

Инициативно-эвристическая составляющая, которая проявляется в отказе от стереотипов, чувствительности к проблемам и противоречиям, подтверждена трудами ученых, исследующих сензитивность к побочным продуктам деятельности, отклонения от стандартных, традиционных схем мышления и деятельности. Эмоциональная составляющая как особенный комплекс психологических состояний и переживаний, побуждающих к творчеству, раскрыта в работах по исследованию эмоций, эмпатии, эмоционального интеллекта [Ильин 2009].

Заключение

Формирование и развитие профессионально значимых качеств как оригинальной структуры свойств сотрудника правоохранительных органов является важнейшим этапом его профессионального становления. Данная структура формируется как в процессе профессионального обучения и подготовки, так и в ходе реализации правоохранительной деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что профессия предъявляет требования не только к постоянному поддержанию этой структуры на должном уровне, но и к ее постоянному совершенствованию.

Что же касается самой структуры профессионально значимых качеств сотрудника правоохранительных органов, то анализ научной психолого-педагогической литературы позволяет представить ее в единстве и взаимодействии таких компонентов, как:

- профессионально-нравственные качества (моральная устойчивость, патриотизм, гражданственность);

- коммуникативные качества (индивидуальные личностные свойства, психологические умения, индивидуальный стиль общения);

- высокая психофизиологическая выносливость (темперамент, организационный стресс, реактивная и личностная тревожность, самооценка, стратегии преодоления стресса и их использование, склонность к аддиктивному поведению);

- интеллектуальные качества (образование, социальный интеллект, познавательная направленность);

- профессиональная наблюдательность (профессиональная внимательность, профессиональная сензитивность и профессиональная восприимчивость);

- творческие качества (мотивационная, когнитивная, операциональная, оценочная, инициативно-эвристическая и эмоциональная составляющие).

Список литературы

1. Бабкина Н.А. Интеллект показатель профессиональной пригодности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2005. № 1 (23). С. 18-20.

2. Баринова М.Г., Зуева Е.Г., Ершова С.К. Стрессоустойчивость как основа профессионального и психического здоровья сотрудников правоохранительных органов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 330-334.

3. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

4. Воронина Т.Н., Лукьянов А.С. Педагогические условия формирования профессионально важных качеств у курсантов вузов МВД России // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 319.

5. Журавлев С.С. Изучение истории как один из факторов формирования патриотизма у будущих сотрудников ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2019. № 5-3. С. 225-227.

6. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. Российская акад. наук, Ин-т психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008. 345 с.

7. Ефремов Е.Г., Новиков Ю.Т. Основы психологии труда и профессиональной психологии: учебное пособие. Омск: Изд-во «Омский государственный университет», 2010. 351 с.

8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

9. Костина Л.Н., Костина Е.Ю. Творческие способности как одно из профессионально важных качеств сотрудников оперативных подразделений системы МВД России (теоретический анализ) // Психология и педагогика служебной деятельности. 2018. № 3. С. 40-43.

10. Мироновская И.К. Обзор проблемы изучения профессионально важных качеств в отечественной и зарубежной литературе [Электронный ресурс] // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XVII Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. Иркутск: Изд-во «Иркутский государственный университет», 2018. С. 368-373. 1 CD-ROM.

11. Перков А.А. Проявления профессиональной наблюдательности сотрудника органов внутренних дел // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2022. № 1 (61). С. 348-353.

12. Система высшего профессионального образования: актуальные проблемы и пути их решения: монография / А.С. Фетисов [и др.]. Воронеж: Научная книга, 2018. 283 с.

13. Смирнова Н.Н., Соловьев А.Г. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. 2013. № 3. С. 75-81.

14. Струганов С.М., Гальцев С.А. Значение повышения коммуникативных качеств сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы второй Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 мая 2011 года. Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2011. С. 106-108.

15. Терещенко Ю.В. Содержание профессиональной наблюдательности сотрудника ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 1. С. 57-60.

16. Фетисов А.С. Системообразующая доминанта формирования профессиональных качеств педагога в системе повышения квалификации. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. 241 с.

17. Чернышева Е.В., Суслова В.Р. Виды и формы аддиктивного поведения сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 15-38.

References

1. Babkina N.A. Intellekt pokazatel' professional'noi prigodnosti sotrudnikov OVD [Intelligence indicator of professional suitability of police officers]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2005, no. 1 (23), pp. 18-20. (In Russ.).

2. Barinova M.G., Zueva E.G., Ershova S.K. Stressoustoichivost' kak osnova professional'nogo i psikhicheskogo zdorov'ya sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Stress resistance as the basis of professional and mental health of law enforcement officers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020, no. 12 (190), pp. 330-334. (In Russ.).

3. Batarshev A.V., Alekseeva I.Yu., Maiorova E.V. Diagnostika professional'no vazhnykh kachestv [Diagnostics of professionally important qualities]. St. Petersburg, Piter, 2007, 192 p. (In Russ.).

4. Voronina T.N., Luk'yanov A.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv u kursantov vuzov MVD Rossii [Pedagogical conditions for the formation of professionally important qualities among cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016, no. 6, pp. 319. (In Russ.).

5. Zhuravlev S.S. Izuchenie istorii kak odin iz faktorov formirovaniya patriotizma u budushchikh sotrudnikov OVD [The study of history as one of the factors in the formation of patriotism among future police officers]. Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' ipravoporyadok v III tysyacheletii. 2019, no. 53, pp. 225-227. (In Russ.).

6. Ermolaeva E.P. Psikhologiya sotsial'noi realizatsii professionala [Psychology of social realization of a professional]. Moscow, In-t psikhologii RAN, 2008, 345 p. (In Russ.).

7. Efremov E.G., Novikov Yu.T. Osnovy psikhologii truda i professional'noi psikhologii [Fundamentals of labor psychology and professional psychology]. Omsk, Izd-vo «Omskii gosudarstvennyi universitet», 2010, 351 p. (In Russ.).

8. Il'in E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. St. Petersburg, Piter, 2009, 434 p. (In Russ.).

9. Kostina L.N., Kostina E.Yu. Tvorcheskie sposobnosti kak odno iz professional'no vazhnykh kachestv sotrudnikov operativnykh podrazdelenii sistemy MVD Rossii (teoreticheskii analiz) [Creativity as one of the professionally important qualities of employees of the operational units of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia (theoretical analysis)]. Psikhologiya i pedagogika sluzhebnoi deyatel'nosti. 2018, no. 3, pp. 40-43. (In Russ.).

10. Mironovskaya I.K. Obzor problemy izucheniya professional'no vazhnykh kachestv v otechestvennoi i zarubezhnoi literature [Review of the problem of studying professionally important qualities in domestic and foreign literature]. Problemy teorii i praktiki sovremennoi psikhologii. Irkutsk, Izd-vo «Irkutskii gosudarstvennyi universitet», 2018, pp. 368-373. 1 CD-ROM. (In Russ.).

11. Perkov A.A. Proyavleniya professional'noi nablyudatel'nosti sotrudnika organov vnutrennikh del [Manifestations of professional observation of an employee of the internal affairs bodies]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022, no. 1 (61), pp. 348-353. (In Russ.).

12. Sistema vysshego professional'nogo obrazovaniya: aktual'nye problemy i puti ikh resheniya [The system of higher professional education: current problems and ways to solve them]. A.S. Fetisov. Voronezh, Nauchnaya kniga, 2018, 283 p. (In Russ.).

13. Smirnova N.N., Solov'ev A.G. Struktura stressoustoichivosti sotrudnikov politsii [The structure of the stress resistance of police officers]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Mediko-biologicheskie nauki. 2013, no. 3, pp. 75-81. (In Russ.).

14. Struganov S.M., Gal'tsev S.A. Znachenie povysheniya kommunikativnykh kachestv sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [The importance of improving the communication skills of law enforcement officers]. Aktual'nye problemy sotsial'noi kommunikatsii: materialy vtoroi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Nizhnii Novgorod, Nizhegorodskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. R E. Alekseeva, 2011, pp. 106-108. (In Russ.).

15. Tereshchenko Yu.V. Soderzhanie professional'noi nablyudatel'nosti sotrudnika OVD [The content of the professional observation of an internal affairs officer]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 1998, no. 1, pp. 57-60. (In Russ.).

16. Fetisov A.S. Sistemoobrazuyushchaya dominanta formirovaniya professional'nykh kachestv pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii [The system-forming dominant of the formation of the professional qualities of a teacher in the system of advanced training]. Voronezh, Izdatel'sko-poligraficheskii tsentr «Nauchnaya kniga», 2019, 241 p. (In Russ.).

17. Chernysheva E.V., Suslova V.R. Vidy i formy addiktivnogo povedeniya sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov [Types and forms of addictive behavior of law enforcement officers]. Psikhologiya ipravo. 2019, vol. 9, no. 2, pp. 15-38. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе И.Г. Гладких - преподаватель, кафедра психологии и педагогики, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Information about the author I. G. Gladkikh - Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 16.09.2022; принята к публикации 15.11.2022.

The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 16.09.2022; accepted for publication 15.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.