Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / студент-первокурсник / педагог / университет / методическое руководство / research activity / first-year student / teacher / university / methodological guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Башаева Совбика Абуевна, Магомедова Патимат Ибрагимовна

В статье рассматривается проблема корректного понимания студентами-первокурсниками специфики и процедуры проведения научно-исследовательской деятельности. Определяются направления педагогической деятельности для обеспечения студентов-первокурсников умений познавательного характера, способностей к научному поиску, а также выработке собственного инструментария для осуществления различных исследований. Рассматривается целесообразность внедрения в образовательный процесс университетов методического руководства для педагогов, а также методического руководства для студентов, которые в совокупности образуют систему совершенствования информативно-познавательной и рефлексивной компетенций студентов-первокурсников. На примере трех университетов показана возможность создания единой исследовательской платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмадова Тамуса Хамидовна, Башаева Совбика Абуевна, Магомедова Патимат Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of correct understanding by first-year students of the specifics and procedures of conducting research activities. The directions of pedagogical activity are determined to provide first-year students with cognitive skills, abilities for scientific research, as well as the development of their own tools for carrying out various studies. The expediency of introducing methodological guidelines for teachers into the educational process of universities, as well as methodological guidelines for students, which together form a system for improving the informative-cognitive and reflexive competencies of first-year students, is considered. Using the example of three universities, the possibility of creating a single research platform is shown.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ахмадова Тамуса Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии Башаева Совбика Абуевна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); старший преподаватель кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Магомедова Патимат Ибрагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема корректного понимания студентами-первокурсниками специфики и процедуры проведения научно-исследовательской деятельности. Определяются направления педагогической деятельности для обеспечения студентов-первокурсников умений познавательного характера, способностей к научному поиску, а также выработке собственного инструментария для осуществления различных исследований. Рассматривается целесообразность внедрения в образовательный процесс университетов методического руководства для педагогов, а также методического руководства для студентов, которые в совокупности образуют систему совершенствования информативно-познавательной и рефлексивной компетенций студентов-первокурсников. На примере трех университетов показана возможность создания единой исследовательской платформы.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, студент-первокурсник, педагог, университет, методическое руководство.

Annotation. The article deals with the problem of correct understanding by first-year students of the specifics and procedures of conducting research activities. The directions of pedagogical activity are determined to provide first-year students with cognitive skills, abilities for scientific research, as well as the development of their own tools for carrying out various studies. The expediency of introducing methodological guidelines for teachers into the educational process of universities, as well as methodological guidelines for students, which together form a system for improving the informative-cognitive and reflexive competencies of first-year students, is considered. Using the example of three universities, the possibility of creating a single research platform is shown.

Key words: research activity, first-year student, teacher, university, methodological guidance.

Введение. Правильное понимание студентами специфики научно-исследовательской деятельности в настоящее время является определяющей проблемой образовательного процесса всех российских учебных заведений. Представляется недостаточным проведение обобщенной работы со студентами в целях обучения их проведению научно-исследовательской работы. Изначально представляется важным обучить основам рассматриваемой деятельности студентов-первокурсников, для которых путь познания на последующих курсах будет носить углубленный характер.

Под научно-исследовательской деятельностью понимается процесс познания, в результате которого личность расширяет собственное представление об окружающей действительности и способно обнародовать полученные результаты для формирования общественной полезности.

Как форма образовательной деятельности научно-исследовательская работа обозначена в качестве приоритетной во всех федеральных образовательных стандартах [7]. Кроме того, в настоящее время вступил в силу Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (РФ) от 21.02.2023 г. №191, который приближает научно-исследовательскую деятельность по отраслям к государственной политике и обеспечению общественных потребностей результатам исследовательского характера, получаемых студентами университетов [6].

Изложение основного материала статьи. Бели обратить внимание на специфику написания студентами научных работ, то в результатах их научной деятельности, зафиксированной в письменном виде, прослеживается достаточно частое отсутствие элементов научности. Студенты зачастую не обладают знаниями и пониманием о том, как необходимо осуществлять научную деятельность и впоследствии фиксировать результаты проведенной деятельности в письменном виде. Одним из факторов, который приводит к возможности вести полноценную научную деятельность, является готовность студента в психологическом смысле. Студентам свойственно испытывать определенные страхи и фобии по причине неизвестности о том, в чем представляется сущность научной деятельности, какова ее структура, в чем определяется целеполагание научных поисков, как структурировать научную статью и др.

Подобной проблемой занимаются многие педагоги. В частности, педагоги Лаптева О.И. и Корнилова А.Г. считают, что для усиления понимания студентами сущности научной деятельности необходимо повышение их мотивации [5, С. 8]. Педагоги Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Кеммет Б.В. рассматривают привитие аспектов научно-исследовательской деятельности студентам в аспекте формирования научно-исследовательской культуры [1, С. 98].

Салаватулина Л.Р. определяет важность обучения студентов рассматриваемым видам деятельности посредством обязательного тьюторского сопровождения [8, С. 168].

Как показывает практика, студенты предпочитают относится к научной деятельности как стандартному времяпрепровождению без понимания необходимости достижения искомой цели. Соответственно, образуется целесообразность проведения университетом разъяснительной работы, которая подразумевает заполнение информационного пространства отдельными элементами обозначенной разъяснительной работы.

Бще на первом курсе студенты должны получить первичные базовые знания относительно специфики проведения научно-исследовательской деятельности. Изначально студентам необходимо разъяснить, что принцип научности направлен на усвоение студентом конкретизированных знаний теоретической направленности. Согласно определению педагога Скаткина М.Н., образовательный процесс должен ориентироваться на достижения науки. В целях обеспечения освоения качественного комплекса знаний научная деятельность в рамках образовательного процесса должна предполагать методические руководства как для педагогов, так и для студентов - первокурсников [2, С. 185].

Педагогам методические руководства необходимы в целях содействия их педагогической деятельности на предмет обозначения, как обучать студентов-первокурсников исследовательской деятельности. В таких методических руководствах главенствующим критерием является наличие информации о том, как взаимодействовать со студентами-первокурсниками с

учетом их индивидуальных особенностей и различных способностей к ведению научно-исследовательской деятельности.

Методические руководства для педагогов должны содержать отдельные аспекты о том, как адаптировать обучение научной деятельности в рамках различных дисциплин. В действительности не существует обязательного требования о том, что ответственность за обучение научно-исследовательской деятельности лежит исключительно на одном из преподавателей университета. Подобные обязанности педагогического характера в равной степени лежат на всех преподавателях вне зависимости от направления обучения. Соответственно, методическое руководство должно содержать достаточную информацию о том, как преподавателю университета адаптировать навыки и знания ведения научно-исследовательской деятельности в своих учебных программах и учебно-методических комплексах.

Разработка методического руководства доя студентов осуществляется группой преподавателей и согласуется на заседании кафедры или на заседании Ученого совета университета. Содержательная часть руководства для студентов должна включать структуру ведения научно-исследовательской деятельности и написание различных видов научных работ. Кроме того, в руководстве для студентов-первокурсников должна быть содержательная информация о том, как осуществлять научный поиск и превращать рутинный труд в творческий процесс.

Методическое руководство для студентов может также включать примеры способов научно-исследовательской деятельности выдающимися учеными. Данную информацию можно подчерпнуть из биографий и автобиографий многих авторитетных ученых различного профиля. Руководство для студента-первокурсника будет представлять собой более ценный методический труд, если преподаватели разработают для них инструментарий или алгоритм научных поисков. Следует отметить, что такие аспекты, как работа с информацией должны транслироваться педагогом преимущественно в процессе устной коммуникации.

Студент-первокурсник должен научиться выявлять потенциально интересный источник информации на интуитивном уровне. Информативно-познавательная компетенция, проявляемая в процессе анализа, получаемой информации научного характера, в данном случае совершенствуется путем контекстной беседы с педагогом. Зачастую глубина понимания научно-исследовательской деятельности может достигаться студентом-первокурсником в результате содержательного диалога с преподавателем, случайно оброненной им реплики или умения в краткой и сжатой форме обозначить ключевые ориентиры при принятии решения относительно той или иной научной информации в процессе исследовательской деятельности.

Немаловажным аспектом является привитие студентам-первокурсникам понимания методов научного познания. С одной стороны, студент усваивает комплексную систему методов научного познания в процессе осуществления им обучения в университете, так как образовательная система в целом построена на методах познания информации любого характера. С другой стороны, знания о методах научного познания относятся к рефлексивной компетенции студентов-первокурсников.

В методических руководствах для студентов-первокурсников все методы познания должны быть перечислены в обязательном порядке. Таким образом, при обучении на последующих курсах данная информация будет закрепляться в сознании студентов естественно и непринужденно. Педагогу также следует учитывать, что студенту-первокурснику необходимо в наглядной форме показать специфику закономерностей, которые образуются в процессе познания предмета или явления. Целесообразно разъяснить студентам, как меняется степень осведомленности относительно изучаемого предмета или явления, а также как образуется система знаний иного порядка, трансформирующая студента в подготовленную к более фундаментальным исследованиям личность.

Помимо методических руководств, для студентов-первокурсников также важно предусмотреть в рамках лекционных занятий разъяснительную работу относительно этапов научно-исследовательской деятельности, методов работы, существующих форм организации подобной деятельности и др. Таким образом, студент-первокурсник должен понимать, что научно-исследовательская деятельность не означает механическое следование заданным алгоритмам научного поиска. В результате исследования студент-первокурсник должен измениться как личность, обогатить собственный багаж знаний и дополнить жизненный опыт новыми содержательными элементами.

Формирование представления студентов-первокурсников о предполагаемой научно-исследовательской деятельности должно также предусматривать взаимосвязь между целью и задачами предполагаемой исследовательской работы и выраженными потребностями со стороны общества в отношении целесообразности проведения исследования. Тематическое направление исследования должно носить стратегический характер и отвечать необходимым общественно-значимым переменам. В действительности любое исследование должно подразумевать вероятность общественного прогресса. Соответственно, студенты-первокурсники должны ощущать степень общественной значимости предполагаемого исследования или уметь адаптировать незначительное с точки зрения общественной значимости исследование в потенциальный источник общественного интереса.

Студенты-первокурсники также должны относиться к научно-исследовательской деятельности как к этапу исторического общественного развития. Становится очевидным, что от студента не предполагается проявление нестандартных способностей интеллектуального характера, однако результат научно-исследовательской деятельности должен отражать оптимальную версию его интеллектуальных возможностей в соответствии с образовательным процессом. Несмотря на то, что научно-исследовательская деятельность в университете инициируется педагогами в соответствии с учебными программами, рассматриваемый вид научного поиска возможно превратить в способ интеллектуальной реализации потребностей студентов-первокурсников.

Под интеллектуальной реализацией необходимо понимать раскрытие умственных способностей студентов-первокурсников путем осуществления ими соответствующих умственных операций и принятия решений на основе имеющегося типа мышления. Интеллектуальная реализация в процессе осуществления студентом-первокурсником научно-исследовательской деятельности должна формировать тесную связь между научным поиском и его личностью. Обозначенный симбиоз образуется в процессе превращения теоретических познаний и предположений в практическую деятельность и наглядные результаты.

Качество практической деятельности и полнота искомых результатов во многом зависят от эмоционально-волевых компонентов личности каждого студента-первокурсника. Педагогу необходимо применять имеющиеся педагогические приемы в целях актуализации индивидуальных способностей студентов-первокурсников при осуществлении ими такого вида исследовательских работ, которые в наибольшей степени обеспечивают достижение им искомых результатов.

У каждого студента-первокурсника в результате целенаправленной педагогической деятельности должен быть сформирован собственный комплекс инструментов для осуществления научно-исследовательской деятельности. Общность структуры и методов познания позволяют допустить применение студентом-первокурсником индивидуальных подходов к научному поиску и достижению результатов, являющихся более важным критерием по сравнению со способом познания научного характера.

Во многом характер научно-исследовательской деятельности студентами-первокурсниками зависит от степени их интереса, который может актуализироваться или угасать под воздействием различных факторов. Поверхностный или

неустойчивый интерес выступает препятствующим фактором для осуществления научно-исследовательской деятельности. Установлено, что действительный интерес к какому-либо предмету или явлению возникает путем внешней их занимательности, подразумевающей постепенное погружение человека в сущность данного предмета или явления. Педагогу следует иметь в виду, что интерес формируется постепенно до тех пор, пока у студента-первокурсника ни выработается устойчивая рефлексивная компетенция к познавательной деятельности.

В тоже время методы привития подобного интереса к научно-исследовательской деятельности для одних студентов-первокурсников могут оказаться неуместными, а для других, способствующими глубокой интеллектуальной деятельности. Представляется важным, исходя из особенностей студентов-первокурсников, в процессе деятельности комбинировать педагогические приемы, обеспечивающие предпочтительную степень интереса к научной деятельности со стороны студентов-первокурсников.

Вне зависимости от тематического направления исследовательской активности данный процесс должен оставаться компонентом контекстного обучения студентов-первокурсников. Согласно педагогу Вербицкому A.A. научно-исследовательская деятельность должна выступать социальным опытом, который обретается в результате познавательной деятельности студента-первокурсника профессиональной направленности. Наличие социального опыта, основанного на результатах исследовательской деятельности, способствует становлению студента-первокурсника как потенциального компетентного специалиста [3, С. 26]. Кроме того, ключевым аспектом накопления социального опыта для будущей профессиональной деятельности выступает практический характер теоретического компонента образовательного процесса.

В некоторых случаях исследовательская деятельность может выступать в качестве моделей предполагаемой профессиональной деятельности студента-первокурсника. Соответственно, педагогу следует учитывать, что исследовательская деятельность для них означает этап ознакомления с профессиональным направлением и промежуточным переходом к будущей производственной практике в определенной организации.

Важность научно-исследовательской деятельности приводит к необходимости объединения исследовательского потенциала между университетами. К примеру, на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) [10], Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дагестанский государственный университет» (ФГБОУ ВО ДГУ) [4] и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) [9] целесообразно создать единую научную платформу для размещения практических заданий исследовательского характера и исследовательских заказов от партнерских организаций. Выполнение студентами-первокурсниками практических заданий от педагогов позволит им реализовать учебную нагрузку, предусмотренную учебно-методическим комплексом и соответствующими учебными планами. Исполнение на совместной основе и под руководством ведущего преподавателя исследовательских заказов от партнерских организаций может стать источником для формирования портфолио, которое студенту-первокурснику будет полезно при участии в различных студенческих конкурсах и предоставлении потенциальному работодателю.

Выводы. Таким образом, научно-исследовательская деятельность должна быть разъяснена студентам-первокурсникам педагогами при помощи разработанного ими методического руководства, а также путем устной коммуникации. Реализация теоретических знаний на примере трех университетов Чеченской Республики и Республики Дагестан может быть выражена при создании учебными заведениями единой платформы для размещения заданий исследовательского характера. Для того, чтобы подобный механизм функционировал как неотъемлемая часть образовательного процесса необходимо приложение соответствующих усилий педагогами и реализация ими искомых комбинаций педагогических приемов.

Литература:

1. Амбарова, П.А. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / П.А. Амбарова, Н.В. Шаброва, Б.В Кеммет // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - №. 7. - С. 96-116

2. Богуславский, М.В. О педагогической и научной деятельности МН Скаткина первой половины XX века / М.В. Богуславский, С.З. Занаев // Народное образование. - 2020. - №. 6. - С. 185-192

3. Вербицкий, A.A. Контекстное образование в контексте истории педагогической мысли / A.A. Вербицкий // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. - 2019. -С. 26-29

4. Дагестанский государственный университет: сайт. - 2023. - URL: https://dgu.ru/7ysclid4oox6ituz392917135 (дата обращения: 15.11.2023)

5. Лаптева, О.И. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности / О.И Лаптева, А.Г. Корнилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т.8. - №. 6. - С. 7-9

6. Министерство юстиции РФ: сайт. - 2023.

URL: https://minjust.consultant.ru/special/documents/document/471687ysclid4p0d9ibfx3228953363 (дата обращения: 15.11.2023)

7. Реестр профессиональных стандартов: сайт. - 2023. -URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/ (дата обращения: 15.11.2023)

8. Салаватулина, Л.Р. Тьюторское сопровождение научно-исследовательской деятельности студентов / Л.Р. Салаватулина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2019. -№2.-С. 167-178

9. Чеченский государственный педагогический университет: сайт. - 2023. - URL: https://chspu.ru/ (дата обращения: 15.11.2023)

10. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. -2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4ovscbsuvc534675391 (дата обращения: 15.11.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.