Научная статья на тему 'Формирование профильно-специализированных компетенций студентов-психологов в исследовательской деятельности'

Формирование профильно-специализированных компетенций студентов-психологов в исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / профессиональная компетентность выпускника вуза / психолого-педагогическое образование / профильно-специализированные компетенции / практико-ориентированный подход / научно-исследовательская деятельность студентов / выпускная квалификационная работа / мотивационная активность / психолого-педагогическая деятельность / competence–based approach / professional competence of a university graduate / psychological and pedagog-ical education / specialized competencies / practice–oriented approach / research activities of students / final qualification work / motivational activity / psychological and pedagogical activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байгулова Наталья Алексеевна, Сартакова Елена Евгеньевна

Рассмотрена профессиональная компетентность выпускника вуза как разностороннее представление и одновременно с этим измеряющиеся понятие в системе образования. Выявлены обязательные составляющие: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты, входящие в профессиональную компетентность педагога-психолога. Установлено, что профильно-специализированные компетенции – комплекс профильных знаний, умений и владений, необходимых в профессионально-педагогической деятельности. Отмечено, что обучающиеся испытывают трудности в научно-исследовательской деятельности. Выявлено, что продуктивность научно-исследовательской работы обучающихся в вузе зависит от мотивации студентов, интереса к научно-исследовательской деятельности, организаторской работы преподавателей, направленной на расширение ис-следовательских умений студентов. Проведен анализ условий формирования и отмечены направления мотивационной активности в научно-исследовательской деятельности студентов. Определены положения для развития научно-исследовательской работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байгулова Наталья Алексеевна, Сартакова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of specialized competencies of psychology students in research activities

The professional competence of a university graduate is considered as a versatile representation and at the same time a measurable concept in the education system. The mandatory components are identified: emotional-motivational, cognitive, activity components included in the professional competence of a teacher – psychologist. It is established that specialized competencies are a complex of specialized knowledge, skills and possessions necessary in professional and pedagogical activity. It is noted that students have difficulties in research activities. It is revealed that the productivity of students’ research work at the university depends on the motivation of students, interest in research activities, organizational work of teachers aimed at expanding the research skills of students. The factors influencing the research activity of students at the university are analyzed. The ways of motivation for the activation of students’ research activities are revealed. The provisions for the devel-opment of students' research work are defined.

Текст научной работы на тему «Формирование профильно-специализированных компетенций студентов-психологов в исследовательской деятельности»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.А. Аксенов, аспирант, ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Aksenov-hammer@mail.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.A. Aksenov, graduate student, Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg, Russia, e-mail: Aksenov-hammer@mail.ru

УДК 378.213.062 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_123

Наталья Алексеевна Байгулова, Елена Евгеньевна Сартакова г. Томск

Формирование профильно-специализированных компетенций студентов-психологов в исследовательской деятельности

Рассмотрена профессиональная компетентность выпускника вуза как разностороннее представление и одновременно с этим измеряющиеся понятие в системе образования. Выявлены обязательные составляющие: эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты, входящие в профессиональную компетентность педагога-психолога. Установлено, что профильно-специализированные компетенции - комплекс профильных знаний, умений и владений, необходимых в профессионально-педагогической деятельности.

Отмечено, что обучающиеся испытывают трудности в научно-исследовательской деятельности. Выявлено, что продуктивность научно-исследовательской работы обучающихся в вузе зависит от мотивации студентов, интереса к научно-исследовательской деятельности, организаторской работы преподавателей, направленной на расширение исследовательских умений студентов. Проведен анализ условий формирования и отмечены направления мотивационной активности в научно-исследовательской деятельности студентов. Определены положения для развития научно-исследовательской работы студентов.

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная компетентность выпускника вуза, психолого-педагогическое образование, профильно-специализированные компетенции, практико-ориентированный подход, научно-исследовательская деятельность студентов, выпускная квалификационная работа, мотивационная активность, психолого-педагогическая деятельность.

Natalya Alekseevna Baigulova, Elena Evgenievna Sartakova

Tomsk

Formation of specialized competencies of psychology students in research activities

The professional competence of a university graduate is considered as a versatile representation and at the same time a measurable concept in the education system. The mandatory components are identified: emotional-motivational, cognitive, activity components included in the professional competence of a teacher - psychologist. It is established that specialized competencies are a complex of specialized knowledge, skills and possessions necessary in professional and pedagogical activity.

It is noted that students have difficulties in research activities. It is revealed that the productivity of students' research work at the university depends on the motivation of students, interest in research activities, organizational work of teachers aimed at expanding the research skills of students. The factors influencing the research activity of students at the university are analyzed. The ways of motivation for the activation of students' research activities are revealed. The provisions for the development of students' research work are defined.

Keywords: competence-based approach, professional competence of a university graduate, psychological and pedagogical education, specialized competencies, practice-oriented approach, research activities of students, final qualification work, motivational activity, psychological and pedagogical activity.

Обеспечение качества профессионального образования, способствующего достижению соответствия рынка образовательных услуг требованиям современного рынка труда, предполагает организацию образовательного процесса на основе, содействующего формированию целостного опыта выявления и разрешения профессиональных, социокультурных и других противоречий в профессиональных и жизненных проблемных ситуациях. Соответственно, необходимо разработать модель профессионального образования, применение которой обеспечивает и повышение качества образования и будет способствовать достижению его соответствия требованиям современного рынка труда [2, с. 62]._

Результат профессиональной подготовки студентов рядом авторов описывается с помощью понятия «профессиональная компетентность». [4, 13].

Под профессиональной компетентностью педагога понимают интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях в профессиональной деятельности, использование знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. В процессе профессиональной деятельности интегрируются компоненты подструктур профессионально обусловленной

структуры личности с образованием сложных констелляций. Их целостность представляет профессиональные компетентности в сопутствующем ей процессе напряжения психических, мыслительных и поведенческих сил человека.

Проблема профессионального становления личности специалиста непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, развития и реализации своего потенциала [14].

При формулировании определения «профессиональная компетентность» педагога-психолога следует включать такие составляющие: эмоцио-нально-мотивационный, когнитивный, деятель-ностный компоненты, именно они способствуют направлению формирования профессиональной компетентности педагога-психолога.

Навыки, умения и способности выпускников, отражающие результаты усвоения профессиональной части образовательной программы:

1. Способность демонстрировать глубокие знания основ Конституции Российской Федерации, законов РФ, постановлений и решений Правительств РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования, декларации прав и свобод человека, конвенции о правах ребенка.

2. Умение применять полученные знания по психологическим дисциплинам: общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики и др.

3. Способность принимать участие в аналитических, экспериментальных исследованиях по своей специализации с использованием новейших достижений психологической и педагогической науки, передового отечественного и зарубежного опыта в области знаний, соответствующей выполняемой работе, уметь критически оценивать полученные теоретические и экспериментальные данные и делать выводы.

4. Способность применять методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, своевременные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

5. Способность всесторонне оценить используемые методы, области их применения, демонстрируя понимание вопросов здравоохранения, юридических аспектов, ответственности за педагогическую деятельность, влияние психолого-педагогических решений на социальный контекст и будущее обучающихся.

6. Способность интегрировать знания различных и смежных научных направлений для получения наиболее эффективных результатов профессиональной деятельности [6, с. 37].

124

Процесс овладения профессиональной деятельностью является многокомпонентным, системным. Отсюда следует, что профессиональная компетентность развивается в результате сложной динамической деятельности студентов, постепенно, проходя определенные этапы в формировании профессиональных знаний и умений.

Важнейшей силой формирования профессиональной деятельности является взаимосвязь между производственной и учебной деятельностью студентов. Практика для студентов представляет собой ответственный этап в становлении профессиональной деятельности. Учебная деятельность взаимодействует с педагогической. Во время прохождения практики студент педагогического вуза должен не только ознакомиться с состоянием учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, но и приобщиться к новым психолого-педагогическим технологиям, обеспечивающим становление его как профессионала [10, с. 166; 12].

Таким образом, профильно-специализированные компетенции - комплекс профильных знаний, умений и владений, необходимых в профессионально -педагогической деятельности.

Компетентностный подход в образовании характеризует такой тип результатов образовательного процесса, который нацелен на деятельность студента. Целесообразна практическая форма обучения, то есть практико-ориентированный подход, который готовит обучающегося к определенной профессиональной деятельности, введение в образовательную программу приемом, методов, способов и форм обучения, направленных на формирование у обучающихся практических умений и навыков профессиональной деятельности. Среди таких способов организации процесса обучения, которые содействуют формированию профильно-специализированных компетенций, кроме решение ситуационных задач (кей- заданий), семинаров-коллоквиумов, социально-психологических тренингов, деловых игр и др., выступают формы обучения, применяемые в исследовательской деятельности студентов.

Профессиональная компетентность основывается по принципу целостности теоретической и практической готовности выпускников, что имеет значение в исследовательской деятельности студентов-психологов: в написании курсовой и выпускной квалификационной работы. Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) в системе образования сегодня является неотъемлемой составляющей будущего специалиста. Такие условия, когда используются методы теоретического уровня, эмпирические методы, неизбежно реализуется процесс формирования исследовательской компетенции студента-психолога, как интегрированного явления, разрешающего сочетать прочность профессиональных знаний с научным методом в мышлении и практико-ориентирован-ным подходом в образовании.

Вопросами изучения исследовательской деятельности студентов занимались многие отечественные ученые: А.Ю. Горчакова, П. А. Амба-рова, Н.В. Шаброва, Е.В. Кеммет, А.Н. Михайлова, О.В. Еремкина, Ю.Л. Еремкин, Е.В. Караваева, О.В. Воробьева, В.П. Пышкевич и др. [1,5,7,9], в работах широко раскрыты темы закономерностей учебного процесса, способствующего формированию исследовательских компетенций, рассмотрена научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность студентов как ин-тегративный феномен, требующий выстраивание логических умозаключений, решений и вместе с тем личным отношением каждого студента к исследуемой проблеме. Рассмотрены аналитико-коррек-тирующие функции, связанные с самоанализом, рефлексией, самоорганизаций и мотивационной готовностью студентов к научной деятельности, способностью к творческому мышлению. Авторы исследований по итогам всероссийского социологического опроса у большинства студентов отечественных вузов выявили мотивированный интерес к науке и научно-исследовательской деятельности, вместе с тем обозначили проблемные области исследовательских компетенций студентов, такие как методологическую и праксеологическую. Анализ опубликованных работ показывает, что тема развития студенческой науки в современном обществе является значимой и вместе с тем, требует поправок в организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе.

Для результативного планирования и оценивания процесса, готовности к профессиональной деятельности студентов, многие авторы обозначают одну из современных технологий - технологию портфолио. Обучающиеся фиксируют свои достижения, направления научной деятельности, творческую активность, отчеты деятельности, анализ результатов, в том числе характеристику и критику преподавателей и др. Следовательно, технология способствует активизации надобности постоянно повышать уровень знаний, продумывать, составлять план деятельности, тем самым, способствовать самоорганизации, самоуправлению и формированию профессиональных компетенций. По мнению Зеер Э. Ф., Степановой Л.Н., технология портфолио отвечает принципам практико-ориенти-рованного обучения, является точным инструментом аутентичного оценивания образовательных достижений по результатам, полученным в ходе учебной, творческой, социальной, научной и др. видов деятельности студентов [8, с. 149].

Процесс разработки портфолио содействует развитию у студентов умений сопоставлять результаты собственной деятельности с профессиональными стандартами и тем самым совершенствовать свои знания и навыки [8, с. 152].

В соответствии со сведениями о реализуемых образовательных программах, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата),

профиль: «Психология образования» завершают обучение выполнением и защитой выпускной квалификационной работой.

Осуществляемая деятельность студентов над выпускной квалификационной работой ориентирована на самостоятельную работу, включает в себя формулирование методологического аппарата исследования, а именно работа над актуальностью темы исследования, объектом, предметом, целями, задачами и гипотезой, практической значимостью. Применение и закрепление форм эмпирической учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности через самостоятельное исследование констатирующего или опытно-экспериментального характера, направленное на выявление состояния, актуального уровня изучаемого феномена; анализ, интерпретацию, обобщение и представление результатов диагностического обследования, формулирование суждений и выводов, последовательное и доказательное их изложение [11].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) педагогу-психологу необходимо владеть методами интерпретации и представления результатов психолого-педагогического исследования [15]. Углубляя изучение теории, происходит пополнение раннее приобретенных знаний, вырабатывается системное мышление, происходит освоение приемами проведения экспериментальной работы, овладение навыками психолого-педагогической диагностики и интерпретации полученных данных эксперимента. Для этого выпускнику требуется определенный тип мыслительной деятельности, который методом сравнения, т.е. сопоставления явлений, свойств и проводит к классификации, необходимости сравнения с предыдущими результатами, чтобы провести анализ оценки исследования.

Таким образом, исследовательская деятельность студентов позволяет реализовать инструментальные компоненты педагогической деятельности обучающихся, стимулирует их творческие способности, способствует формированию профессиональной компетентности будущего специалиста педагога-психолога.

Однако зачастую уровень формирования исследовательских умений студентов является недостаточным для продуктивной и качественной исследовательской деятельности. Студенты-психологи сталкивается со значительными трудностями, это вызвано недостаточным уровнем научно-теоретических знаний, методологической и методической подготовки обучающихся. В итоге будущие специалисты не могут решать самостоятельно исследовательские задачи; возникшие трудности возникают уже на начальном этапе работы: планирования, структурирования исследования, сложности с методологической частью исследования, а именно с постановкой гипотезы, формулированием целей, задач своего исследования и практической значимостью работы. Также сложности и в логическом выстраивании тек-

ста, не могут выделить, сравнить и обобщить научные факты; текст выстраивается в хаотичном порядке; технические недостатки, связанные с некорректным оформлением работы. Затруднения возникает и на этапе эксперимента. Конечно, помогают консультации научных руководителей, которые индивидуализирует процесс, дают подробные методические рекомендации, сопровождают студента на всех стадиях написания научно-исследовательской работы, но в целом это не решает проблему.

Во время изучения курса дисциплин был проведен эксперимент, студентам групп 4 курса (32 человека) было предложено задание: написать статью по вопросам, изучаемым в процессе занятий. В результате большинство студентов не справилось с заданием: 55% располагали незначительными знаниями о этапах и элементах такого рода работы, 35 % практически не имели представления, как выполнить задание и лишь 10% студентов выполнили работу, самостоятельно определились с методологическим и эмпирическим этапами работы, т. е. оказались готовыми к научно-исследовательской деятельности. Следовательно, у большинства студентов-психологов не сформированы исследовательские компетенции.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общепринятыми формами научной деятельности студентов в педагогическом вузе являются: творческая работа над рефератами, выполнение лабораторных практических работ, участие в олимпиадах, осуществление проектной деятельности (подготовка докладов, выступлений с представлением презентаций), исследовательские задания во время учебных и производственных практик и во время освоения учебных дисциплин, написание курсовых и дипломных работ, участие в научных семинарах, работа с кейсами, участия в научных конкурсах, публикации научных статей и др.

Для исследования мотивационной активности и отношения к научно-исследовательской деятельности было проведено анкетирование студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) 4 курса в Томском государственном педагогическом университете. Было опрошено 49 обучающихся, студентам было необходимы выбрать виды научной деятельности, которые они осуществляют в ходе обучения. Большинство опрошенных респондентов назвали в качестве выполнения научно-исследовательской деятельности курсовую и выпускную квалификационную работы (96%), защиту проектов, рефератов в рамках подготовки к изучаемым дисциплинам курса (85%), участие в студенческих конференциях (30%), написание научных статей для публикации (11%), участие в семинарах, круглых столах (10%), задания исследовательского характера во время прохождения практик (7%), личные научные исследования (1%).

Основанием для выявленной низкой активности в научно-исследовательской деятельности респонденты назвали: насыщенность учебной деятельностью и дефицит времени (70%), незаинтересованность (40%), боязнь не справиться (15%), отсутствием поощрений (10%), и 9% респондентов отметили, что в дальнейшей профессиональной деятельности научно-исследовательская деятельность не понадобиться.

Таким образом, наблюдаемая низкая мотива-ционная активность студентов-психологов является одной из причин недостаточной производительности в научно-исследовательской работе.

На вопрос анкеты: «Как вы думаете, зачем необходимо заниматься научно-исследовательской работой?», большинство респондентов отметили основания: личностный рост (60%), возможность заинтересовать работодателя (40%), освобождения от форм контроля: зачетов и экзаменов (30%), материальные поощрения (20%), применение в профессиональной деятельности (15%).

На вопрос анкеты, связанный с рекомендациями и предложениями вузу для развития научного направления в студенческой деятельности, были получены следующие ответы: увеличить количество студенческих конференций (38%), организовать материальные поощрения (24%), ввести дополнительные курсы дисциплин методологии научных исследований (17%), организовать научные кружки для студентов (15%), затруднялись ответить (6%).

Таким образом, у анкетированных студентов-психологов имеется намерение в увеличении сферы научного общения, ведь каждому начинающему ученому обязательно обдумывание, прогова-ривание и анализ мыслей, идей в обсуждении с коллегами, чтобы избежать ошибок и заблуждений в научных исследованиях.

Решение проблемы низкой мотивации и заинтересованности студентов к научно-исследовательской деятельности возможны при непосредственном взаимодействии преподавателей вуза и руководителя выпускной квалификационной работы в процессе всего обучения. При общении формируется навык исследовательской самоорганизации, которая воплощается в осуществлении специальных целей исследовательской деятельности. Научное руководство это такая разновидность педагогической работы, которая должна приобщать и мотивировать студентов на основании стандартных требований к инициативным, творческим решениям в научно-исследовательской деятельности.

На начальном этапе работы научному руководителю необходимо проводить собеседования для обозначения наиболее интересующих сфер в профессиональной деятельности педагога-психолога, предложить несколько вариантов тем исследования. Работа со студентами должна строиться длительно, иметь пролонгированный характер, при этом преподаватель активно стимулирует учебную и научно-исследовательскую деятельность студентов.

Преподавателям принадлежит ведущая роль в формировании активности научно-исследовательской деятельности студентов, начиная от его компетенции и заканчивая заинтересованностью в проведении научных исследований. Собственный творческий пример является одним из значимых факторов повышения активности научно-исследовательской работы студентов. В интересной и доступной форме преподаватель может объяснить цели и задачи своих исследований, обосновать выбор метода решения, изложить результаты и возможности их использования в научно-практической деятельности. Это является основой роста будущего специалиста и служит основным фактором мотивации молодого человека в профессиональной деятельности [3].

Для максимального вовлечения в научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уровне вуза необходимо:

1. Организовать научное общение на кафедрах факультета через семинары, круглые столы, лекции ученых.

2. Создавать студенческие научные сообщества, кружки, обеспечивающие эффект массового охвата студентов с преподаванием риторики для углубленного изучения ораторского мастерства, коммуникативных и др. навыков.

3. Организовать издательскую деятельность в вузе с регулярным выпуском студенческого научного журнала.

4. Организовывать регулярное проведение конкурсов, олимпиад научных исследований студентов, участие в конференциях, в том числе и в других вузах.

5. Способствовать созданию ситуации успеха при внедрении в практику результатов научного исследования.

6. Стимулировать интерес выпускников через агитирование, убеждение продолжать заниматься научно-исследовательской деятельностью и достигать научных достижений в дальнейшем, поступив в магистратуру и аспирантуру.

Таким образом, формирование профильно-специализированных компетенций - это постоянный, многообразный и циклический процесс приобретения нового опыта, связанного со специальной системой подготовки будущего специалиста. Овладение навыками исследовательской деятельности - важная составляющая в формировании профессиональной компетенции студентов-психологов. Продуктивность студенческой научно-исследовательской работы зависит от различных факторов, среди которых мотивация обучающихся, интерес к научно-исследовательской деятельности, организаторская работа преподавателей, направленная на расширение исследовательских умений обучающихся. Важно заниматься исследовательской работой со студентами начиная с первых курсов обучения, ориентируясь на длительную научно-исследовательскую деятельность.

Совокупность профильно-специализированных компетенций представляет собой диапазон психолого-педагогической, общепедагогической, информационно-коммуникативной, рефлексивной, предметной, креативной и др. видов профессиональных компетенций. Компетентность выпускника вуза - это объединенная характеристика различных компетенций, имеющая личностно-ориен-тированный характер, требующая от студента постоянной готовности к прогрессу через новые знания, умения и опыт деятельности; продвижения и усовершенствования профессионального развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Амбарова, П. А. Научно-исследовательская культура студентов в российских университетах / П. А. Амбарова, Н.В. Ша-брова, Е.В. Михайлова. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32, № 7. - С. 96- 116.

2. Байгулова, Н.А. К вопросу об учебно-методических аспектах реализации заочной формы высшего образования / Н.А. Байгулова. - Текст : непосредственный // Научно-педагогическое обозрение : науч. журн. - 2023. - Вып. 1 (47). - С. 62-69.

3. Баширов, А.В. Факторы повышения активности научно-исследовательской работы студентов / А.В. Баширов, Т.А. Ханов. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27892 (дата обращения: 12.07.2023).

4. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В.Н. Введенский. - Текст : электронный // Порталус : Всерос. науч. б-ка. - URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193142520&archive=1196815145&start_from =&ucat=& (дата обращения: 12.07.2023).

5. Горчакова, А.Ю. К вопросу о значении научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе в подготовке будущих учителей / А.Ю. Горчакова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27775 (дата обращения: 02.08.2023).

6. Диденко, Н.А. Проблема формирования и оценки предметно - специализированных компетенций педагогов -психологов / Н.А. Диденко. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9 (87). - С. 35-40.

7. Еремкина, О.В. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов / О.В. Еремкина, Ю.Л. Ерем-кин. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический поиск. - 2020. - № 1 (53). - С. 24-34.

8. Зеер, Э.Ф. Портфолио как инструментальное средство самооценивания учебно-профессиональных достижений студентов / Э.Ф. Зеер, Л. Н. Степанова. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 6. -С. 139-157.

9. Караваева, Е.В. О разработке модели формирования исследовательских компетенций выпускников программ высшего образования / Е.В. Караваева, О.В. Воробьева, В.П. Пышкевич. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27, № 4. - С. 33-47.

10. Ледовская, Т.В. Совершенствование организации студентов психолого-педагогического направления на основе требований ФГОС / Т.В. Ледовская. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59 (2). - С. 166-170.

11. Кухтерина, Г.В. Организация работы студента над выпускной квалификационной работой / Г.В. Кухтерина,

0.М. Чикова. - Текст : электронный // ForPsy : сайт. - URL: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/organizatsiya-rabotyi-studenta-nad-vyipusknoykvalifikatsionnoy-rabotoy/?ysclid=lkjdg15je2812521843 (дата обращения: 12.07.23).

12. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) : приказ от 14 дек. 2015 г. № 1457 : зарегистр. 18 янв. 2016 г. № 40623. - URL: https://base.garant.ru/71309970/. - Текст : электронный.

13. Сластёнин, В.А. Педагогика : учеб. пособие / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластё-нина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с. - Текст : непосредственный.

14. Соколков, Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария / Е.А. Соколков. - Москва : Университетская книга, 2020. - 480 с. - Текст : непосредственный.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797860/#ixzz5PUpliJHu (дата обращения: 12.07.2023). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Ambarova P.A., Shabrova N.V., Mihajlova E.V. Nauchno-issledovatel'skaja kul'tura studentov v rossijskih universitetah [Research culture of students in Russian universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2023, vol. 32, no. 7, pp. 96-116.

2. Bajgulova N.A. K voprosu ob uchebno-metodicheskih aspektah realizacii zaochnoj formy vysshego obrazovanija [On the issue of educational and methodological aspects of the implementation of the correspondence form of higher education]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie: nauch. zhurn. [Scientific and pedagogical review], 2023, issue 1 (47), pp. 62-69.

3. Bashirov A.V., Hanov T.A. Faktory povyshenija aktivnosti nauchno-issledovatel'skoj raboty studentov [Factors of increasing the activity of students' research work]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, no. 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27892 (Accessed 12.07.2023).

4. Vvedenskij V.N. Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga [Modeling of professional competence of a teacher]. Portalus: Vseros. nauch. b-ka [Portalus]. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subac-tion=showfull&id=1193142520&archive=1196815145&start_from=&ucat=& (Accessed 12.07.2023).

5. Gorchakova A.Ju. K voprosu o znachenii nauchno-issledovatel'skoj dejatel'nosti v pedagogicheskom vuze v podgotovke budushhih uchitelej [On the issue of the importance of research activities in a pedagogical university in the training of future teachers]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2018, no. 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27775 (Accessed 02.08.2023).

6. Didenko N.A. Problema formirovanija i ocenki predmetno - specializirovannyh kompetencij pedagogov - psihologov [The problem of formation and evaluation of subject-specific competencies of teachers - psychologists]. Vestnik Tomskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2009, no. 9 (87), pp. 35-40.

7. Eremkina O.V., Eremkin Ju.L. Razvitie nauchno-issledovatel'skoj kul'tury budushhih pedagogov [Development of the research culture of future teachers]. Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search], 2020, no. 1 (53), pp. 24-34.

8. Zeer Je.F., Stepanova L.N. Portfolio kak instrumental'noe sredstvo samoocenivanija uchebno-professional'nyh dosti-zhenij studentov [Portfolio as an instrumental means of self-assessment of educational and professional achievements of students]. Obrazovanie i nauka [Education and Science], 2018, vol. 20, no. 6, pp. 139-157.

9. Karavaeva E.V., Vorob'eva O.V., Pyshkevich V.P. O razrabotke modeli formirovanija issledovatel'skih kompetencij vypuskni-kov programm vysshego obrazovanija [On the development of a model for the formation of research competencies of graduates of higher education programs]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher education in Russia], 2018, vol. 27, no. 4, pp. 33-47.

10. Ledovskaja T.V. Sovershenstvovanie organizacii studentov psihologo-pedagogicheskogo napravlenija na osnove trebo-vanij FGOS [Improving the organization of students of the psychological and pedagogical direction based on the requirements of the Federal State Educational Standard]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern pedagogical education], 2018, no. 59 (2), pp. 166-170.

11. Kuhterina G.V., Chikova O.M. Organizacija raboty studenta nad vypusknoj kvalifikacionnoj rabotoj [Organization of the student's work on the graduate qualifying work]. ForPsy: sajt. URL: https://forpsy.ru/works/metodicheskie/organizatsiya-rabotyi-studenta-nad-vyipusknoykvalifikatsionnoy-rabotoy/?ysclid=lkjdg15je2812521843 (Accessed 12.07.23).

12. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 44.03.02. Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata): prikaz ot 14 dek. 2015 g. № 1457 : zaregistr. 18 janv. 2016 g. № 40623 [Russian Federation. Ministry of Education and Science. About the approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.02. Psychological and pedagogical education (bachelor's degree level)]. URL: https://base.garant.ru/71309970/.

13. Slastjonin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy]. In V.A. Slastjonina (ed.). Moscow: Akademija, 2002. 576 p.

14. Sokolkov E.A. Professional'noe stanovlenie lichnosti specialista-gumanitarija [Professional formation of the personality of a humanitarian specialist]. Moscow: Universitetskaja kniga, 2020. 480 p.

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie [Federal State educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education]. URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71797860/#ixzz5PUpliJHu (Accessed 12.07.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.А. Байгулова, старший преподаватель кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», е-mail: baygulova1969@mail.ru.

Е.Е. Сартакова, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и управления образованием, научный руководитель, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», е-mail: sartakova@tspu.edu.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.A. Baigulova, Senior Lecturer, Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, е-mail: baygulova 1969@mail .ru.

E.E. Sartakova, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and education management, scientific supervisor, Tomsk State Pedagogical University, e-mail: sartakova@tspu.edu.ru

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_129

Бао Луси, г. Харбин, КНР Елена Викторовна Донгаузер, Юлия Николаевна Галагузова г. Екатеринбург

Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов России и Китая: теоретический анализ проблемы

Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акцентуализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае, выявленных на основе компаративного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.

Ключевые слова: высшее образование, педагогические вузы, профессионально-ценностные ориентации, процесс формирования, студенты, Китай, Россия.

Bao Luxi, Harbin, China Elena Victorovna Dongauzer, Yulia Nikolaevna Galaguzova

Ekaterinburg

Formation of pedagogical students' professional value orientations in Russia and China:

theoretical analysis of the problem

The article is devoted to the currently significant issue of the formation of professional and value orientations in the process of training modern teaching staff. Large-scale changes in all spheres of world society have made the problem of orienting future teachers to humanistic values as a priority a real one. This problem involves setting new guidelines for the educational process in pedagogical universities through the accentuation of its axiological direction. The article presents an overview of the features of the process of formation of professional and value orientations of students-future teachers in Russia and China, identified on the basis of a comparative analysis of the teacher training systems of the two countries. The results of the study are of both theoretical interest related to the development of the axiological component of higher pedagogical education, and practical significance, since they can be used in the system of training teachers in both countries at different levels of education.

Keywords: higher education, pedagogical universities, professional and value orientations, formation process, students, China, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.