Научная статья на тему 'Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов России и Китая: теоретический анализ проблемы'

Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов России и Китая: теоретический анализ проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / педагогические вузы / профессионально-ценностные ориентации / процесс формирования / студенты / Китай / Россия / higher education / pedagogical universities / professional and value orientations / formation process / students / China / Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бао Луси, Донгаузер Елена Викторовна, Галагузова Юлия Николаевна

Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акцентуализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае, выявленных на основе компаративного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of pedagogical students’ professional value orientations in Russia and China: theoretical analysis of the problem

The article is devoted to the currently significant issue of the formation of professional and value orientations in the process of training modern teaching staff. Large-scale changes in all spheres of world society have made the problem of ori-enting future teachers to humanistic values as a priority a real one. This problem involves setting new guidelines for the edu-cational process in pedagogical universities through the accentuation of its axiological direction. The article presents an over-view of the features of the process of formation of professional and value orientations of students-future teachers in Russia and China, identified on the basis of a comparative analysis of the teacher training systems of the two countries. The results of the study are of both theoretical interest related to the development of the axiological component of higher pedagogical education, and practical significance, since they can be used in the system of training teachers in both countries at different levels of education.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов России и Китая: теоретический анализ проблемы»

13. Slastjonin V.A., Isaev I.F., Shijanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie [Pedagogy]. In V.A. Slastjonina (ed.). Moscow: Akademija, 2002. 576 p.

14. Sokolkov E.A. Professional'noe stanovlenie lichnosti specialista-gumanitarija [Professional formation of the personality of a humanitarian specialist]. Moscow: Universitetskaja kniga, 2020. 480 p.

15. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie [Federal State educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education]. URL: http://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71797860/#ixzz5PUpliJHu (Accessed 12.07.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.А. Байгулова, старший преподаватель кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», е-mail: baygulova1969@mail.ru.

Е.Е. Сартакова, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики и управления образованием, научный руководитель, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет», е-mail: sartakova@tspu.edu.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.A. Baigulova, Senior Lecturer, Department of Defectology, Tomsk State Pedagogical University, е-mail: baygulova 1969@mail .ru.

E.E. Sartakova, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of pedagogy and education management, scientific supervisor, Tomsk State Pedagogical University, e-mail: sartakova@tspu.edu.ru

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_3_129

Бао Луси, г. Харбин, КНР Елена Викторовна Донгаузер, Юлия Николаевна Галагузова г. Екатеринбург

Формирование профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогических вузов России и Китая: теоретический анализ проблемы

Статья посвящена значимому на сегодняшний день вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций в процессе подготовки современных педагогических кадров. Масштабные изменения во всех сферах жизни мирового общества сделали реальной проблему ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как приоритетные. Данная проблема предполагает постановку новых ориентиров образовательного процесса в педагогических вузах через акцентуализацию его аксиологического направления. В статье представлен обзор особенностей процесса формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов-будущих учителей в России и Китае, выявленных на основе компаративного анализа систем подготовки педагогических кадров двух стран. Результаты исследования представляют как теоретический интерес, связанный с развитием аксиологической составляющей высшего педагогического образования, так и практическую значимость, так как могут быть использованы в системе подготовки педагогических кадров обеих стран на разных ступенях обучения.

Ключевые слова: высшее образование, педагогические вузы, профессионально-ценностные ориентации, процесс формирования, студенты, Китай, Россия.

Bao Luxi, Harbin, China Elena Victorovna Dongauzer, Yulia Nikolaevna Galaguzova

Ekaterinburg

Formation of pedagogical students' professional value orientations in Russia and China:

theoretical analysis of the problem

The article is devoted to the currently significant issue of the formation of professional and value orientations in the process of training modern teaching staff. Large-scale changes in all spheres of world society have made the problem of orienting future teachers to humanistic values as a priority a real one. This problem involves setting new guidelines for the educational process in pedagogical universities through the accentuation of its axiological direction. The article presents an overview of the features of the process of formation of professional and value orientations of students-future teachers in Russia and China, identified on the basis of a comparative analysis of the teacher training systems of the two countries. The results of the study are of both theoretical interest related to the development of the axiological component of higher pedagogical education, and practical significance, since they can be used in the system of training teachers in both countries at different levels of education.

Keywords: higher education, pedagogical universities, professional and value orientations, formation process, students, China, Russia.

Введение. В современной ситуации, сложившейся в мировой образовательной практике, вновь встает проблема ориентации будущих учителей на гуманистические ценности как предпочтительную систему ценностей. Это обстоятельство является серьезным вызовом для многих стран, в том числе для Китая и России.

Идея сравнения процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в китайских и российских педагогических вузах обоснована успешным образовательным обменом между Китаем и Россией, а также прошлыми и настоящими двусторонними интересами. Поскольку Китай и Россия являются соседними дружественными странами и взаимно переживают период модернизации образования, в том числе и педагогического, результаты данного исследования могут представлять научный и практический интерес для обеих стран.

К настоящему времени в обеих странах принят ряд нормативных документов, отражающих необходимость изменений и повышения качества подготовки будущих педагогических работников. В развитии системы образования и разработке образовательной политики Российская Федерация ориентируется на современные тенденции и факторы развития образования в мире и внутри страны [1]. Приняты новые вузовские стандарты по направлению подготовки «Педагогическое образование», профессиональный стандарт «Педагог», «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» и другие документы, где обозначены требования к компетенциям учителей. В Китае утверждены «Мнения о реализации программы по подготовке превосходных учителей», «Мнения о всестороннем углублении реформы построения педагогического коллектива в новую эпоху», «Стандарты профессиональной компетентности будущих учителей по направлению «Педагогическое образование» и другие документы, в которых представлены требования к реформе подготовки учителей на основе реалий общего образования. Но развитие компетенций будущих учителей невозможно без формирования их профессионально-ценностных ориентиров.

Новизна данного исследования заключается в том, что выявленные особенности в процессе формирования профессиональных ценностных ориен-таций китайских и российских студентов обогащают педагогическую теорию и способствуют дальнейшему развитию аксиологической составляющей в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов.

Цель исследования: выявить и определить особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в условиях российского и китайского педагогического образования.

Степень разработанности исследуемой проблемы. В Китае и России научные исследования по

отдельным вопросам изучаемой проблемы достаточно обширны и достигли определенного значимого уровня. В России изучением формирования профессионально-ценностных ориентаций занимались следующие авторы: Е.В. Бондаревская, Н.А. Асташова, А.А. Орлов, Н.С. Розов, В.А. Сла-стенин, Г.И. Чижакова, И.Н. Первухина и др. Роль различных видов деятельности в формировании ценностных ориентаций личности, в том числе профессиональных, отражена в трудах Е.С. Волкова, И.Н. Первухиной, Е.Н. Шиянова, Л.Х. Мага-мадовой, Е.В. Лопаткина, Т.В. Беловой, А. М. Булынина и др. В некоторых исследованиях рассматривается ряд аспектов данной проблемы: формирование ценностных ориентаций педагогов в процессе познавательной деятельности (А.А. Орлов, О.А. Сидоренко), формирование ценностных ориентаций педагогов в процессе общения (С.В. Новикова, И.Н. Первухина, А.М. Булынин); процесс профессионально-педагогической подготовки и самоопределение студентов с учетом ценности педагогического образования (В.А. Сласте-нин, О.А. Сидоренко, Г.И. Чижакова, Г.Д. Бабушкин и др.).

Аналогичные вопросы формирования профессиональных ценностей и ориентаций в Китае отражены в трудах Лю Цзе, Пан Маоюань, Цзян Цзянь-хуа, Чжан Чанг, Ян Ван, Цуй Хунхай и др. В работах Лю Нань, Шень Цибяо, Чжу Жийтянь, Ма Цзяхун, Цуй Хунхай, Цзи Цзуньфэн, Цзинь Синь Синь, Тань Чжисун, Чжун Цицюань, Ху Хуэйминь, Чжу Сюйдун, Хонг Мин, Лю Сяоянь рассматриваются вопросы развития и реформирования профессиональной подготовки учителей в китайских педагогических университетах, а также эволюция используемого там учебно-методического обеспечения.

Материалы и методы исследования: материалом исследования является обобщение опыта преподавания в Харбинском и Аньхойском педагогических университетах (Китай) и опыта преподавания в Уральском государственном педагогическом университете (Россия). В качестве методов исследования были использованы анализ и синтез научной и методической литературы, изучение педагогического опыта, сравнение, обобщение, конкретизация.

Исследовательская часть. В современном обществе, где профессионализм является важным фактором успеха, формирование профессиональных ценностей становится ключевым элементом образования. Особенно это актуально для будущих учителей, которые уже на этапе поступления в педагогический вуз имеют определенные ценностные представления о своей будущей профессии. Абитуриенты уже имеют опыт взаимодействия с учителями разных профилей, что позволяет им сформировать определенное отношение к различным аспектам педагогической деятельности. Однако профессиональные ценности могут меняться в процессе обучения и профессиональной деятельности, они могут быть скованы традициями и общественными сте-

реотипами, а также изменяться в зависимости от общественного мнения и требований к профессионалам. Формирование профессиональных ценностей у студентов-будущих педагогов является сложным и многогранным процессом, который может зависеть от множества факторов. Однако, наиболее важными в этом процессе являются опыт взаимодействия с учителями и образовательными системами, а также социальные и общественные условия, в которых студенты живут и обучаются.

В педагогике и психологии «ценностные ориентации» представляются как готовность человека к определенным способам поведения, которая выражается в отношении личности к тем или другим ценностям материальной и духовной культуры. Именно этот компонент наиболее важен в структуре личности, выступая в качестве звена, объединяющего мировоззренческий и функциональный уровни личности в единую динамическую систему. В связи с этим функциональный механизм ценностных ориентаций обладает большим потенциалом в плане решения педагогических задач.

Понятие «профессионально-ценностные ориентации» является частным понятием относительно общего понятия «ценностные ориентации». Оно определяет ключевые характеристики последнего по отношению к характеристикам профессии и профессионально-педагогической деятельности. Кроме того, профессионально-ценностные ориентации представляют собой определенную форму взаимосвязи личности будущего учителя с педагогической профессией, отражающую как понимание социальной значимости педагогической деятельности, так и проекцию своих ценностей и необходимости их реализации в этой профессиональной деятельности.

Проанализировав различные позиции (С.А. Хмара [7], Л.Х. Магамадова [4], Е.Н. Шиянов [10], В.А. Сластенин [6]) в рассмотрении феномена профессиональных ценностных ориентаций, мы считаем, что трактовка В.А. Сластенина является наиболее полной, позволяющей проектировать условия для целенаправленного формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов-будущих учителей. Вслед за В.А. Сласте-ниным, мы рассматриваем профессионально-ценностные ориентации как одно из «ведущих и стержневых образований личности» студента. Эта категория определяет целостность, позитивную социальную позицию и верность гуманистическим идеалам, выступает как важный компонент профессиональной деятельности, избирательного отношения студента к своей учебной деятельности и профессии, к своей личности и к себе как профессионалу [6]. Таким образом, профессионально-ценностные ориентации, являясь одним из важнейших элементов структуры личности студента, придают смысл и направляют его активность, регулируют и определяют его поведение в учебной и про-

фессиональной деятельности, интегрируя личностное и профессиональное «Я», выступают основой его личностного и профессионального развития.

Проблема формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов актуальна для всех педагогических учебных заведений на этапе профессиональной подготовки обучающихся. Однако, система профессиональных ориентаций студентов, особенно начальных курсов, является весьма динамичной, что связано с влиянием внешних и внутренних факторов. В связи с этим одной из основных задач педагогических вузов является определение условий воспитания и обучения, позволяющих студентам осознать и проанализировать собственные ценности, понять и принять ценности педагогической профессии. При этом важно модифицировать ценностные ориентиры одних студентов, а у других - закрепить и развить профессионально значимые ценностные ориентации. Для достижения этой задачи необходимо систематически проводить специальные мероприятия, которые помогут студентам понять ценности, связанные с их будущей профессией, а также оценить свои личностные качества и особенности, которые могут помочь им в профессиональной деятельности.

Кроме того, профессионально-ценностные ориентации формируются не только в процессе обучения в педагогическом вузе, но и в повседневной жизни. Они могут быть сформированы под влиянием семьи, друзей, окружающей среды и многих других факторов. Но не стоит забывать, что профессионально-ценностные ориентации могут изменяться в зависимости от конкретной педагогической ситуации. Именно поэтому важно постоянно работать над их развитием и укреплением, чтобы быть готовым к любым вызовам, которые может предъявить педагогическая работа. В целом, профессионально-ценностные ориентации -это фундамент, на котором строится работа каждого педагога. Они помогают ему не только эффективно обучать учеников, но и формировать их личностную культуру, развивать мировоззренческий потенциал и т.п. [11].

В ряде исследований отечественных ученых по проблеме формирования ценностных ориентаций выделяются содержательные, процессуальные и инструментальные аспекты этого процесса (Н. А. Аста-шова, Г.П. Михеева, Г.П. Савкина). Содержательный аспект реализуется через приобретение знаний о ценностях, переживание отношения к ценностям и готовность действовать в соответствии с ними. Процессуальный аспект характеризует этапы овладения ценностями. Инструментальный аспект связан с техническим обеспечением процесса формирования профессиональных ценностных ориентаций. Эти аспекты отражены в системе педагогического образования как в российских вузах [5], так и в Китае, хотя и в меньшей степени.

Что касается студентов, то в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла содержательный аспект обогащается знаниями о

ценности профессионально-педагогической деятельности. Содержание дисциплин психолого-педагогического цикла в определенной степени включает в себя ценностную проблематику [13; 15]. Рассмотрим этот аспект проблемы более подробно на примере анализа предметного цикла в области педагогики, отраженного в учебных планах направления подготовки «Педагогическое образование» Уральского государственного педагогического университета.

В курсе «Введение в профессию» студенты первого курса получают определенное позиционирование по темам, которые помогают им узнать о специфике ценностей их будущей профессии. В центре внимания курса - ценностный статус профессии учителя, ее социальная значимость и престиж педагогической профессии. Особое внимание уделяется специфике содержания педагогической деятельности и ее ценностям. Изучая требования к личности педагога и его профессиональной компетентности, студенты получают представление о приоритетности ценностей профессиональной подготовки. В этом смысле очень важно рассмотреть такие вопросы, как профессиональная направленность личности учителя, педагогическая профессия и педагогические компетентность, общекультурное и общепрофессиональное развитие специалиста, творчество в профессионально-педагогической деятельности, педагогические идеалы и их роль в профессиональном развитии учителя, профессиональная этика и др.

Дисциплина «Педагогика», предлагаемая для изучения на втором курсе, имеет теоретико-методологическую направленность и обладает значительным аксиологическим потенциалом. В связи с этим научное педагогическое знание представляется как личностная ценность. Дисциплина формирует у студентов понимание гуманистической природы педагогики, уточняет взаимосвязь педагогики с другими антропологическим дисциплинами, рассматривает различные аксиологические основания педагогической теории. В рамках данной учебной дисциплины студенты получают представление об основных категориях педагогики как основе для формирования их личностно развивающего стиля педагогической деятельности и первоначальных педагогических навыков. Изучение таких тем, как «Образование как общественное явление и педагогический процесс», «Ребенок как субъект педагогического процесса» открывает перед студентами широкие возможности в плане формирования ценностных ориентаций на предстоящую профессиональную деятельность. Студенты приходят к осознанию идеи образования как ценности, ребенка как самоценности образовательного процесса. С этой точки зрения интеллектуальное, физическое и духовное развитие ребенка, формирование его нравственного облика рассматриваются как смысл, ценность и цель профессиональной деятельности учителя. Методологические ос-

новы педагогики и изучение методов научно-педагогического исследования способствуют пониманию студентами значимости исследовательской деятельности каждого педагога и ценности творчества как основы успешной самореализации себя в профессии.

Существенный вклад в процесс формирования профессионально-ценностных ориентаций второкурсников вносит также дисциплина «Методика воспитательной работы», содержание которой отражает ориентацию на личность ребенка как фундаментальную ценность и реализацию ее потенциала в различных педагогических системах. В курсе рассматриваются приемы создания проблемных ситуаций и ситуации успеха, стимулирования познавательного интереса, приемы планирования и реализации гуманистически ориентированного взаимодействия учителя и ученика. Курс ориентирован на ценностное восприятие индивидуальности личности педагога и ребенка в образовательном процессе, на ценность овладения каждым студентом индивидуальным стилем деятельности, на самоактуализацию в профессиональной педагогической деятельности.

На третьем курсе студенты изучают дисциплину «Практикум по проектированию образовательных программ». В ходе освоения данной дисциплины осуществляется формирование у студентов представления о важности педагогического проектирования как основы для осуществления образовательной деятельности. Курс отражает гуманистическую направленность образования, т. к. разработка программного обеспечения осуществляется с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей личности, а также направлено на создание комфортных образовательных условий.

Важное место в образовательном процессе педагогического университета уделяется также практической подготовке студентов. На втором курсе студенты выходят на учебную (ознакомительную) практику, ее продолжительность 14 дней. Начиная с летнего семестра второго года обучения и до окончания обучения в вузе, студенты проходят обязательную производственную педагогическую практику с выходом в образовательные организации. Данный вид деятельности оказывает значительное влияние на профессионально-ценностные ориентации студентов. В ходе практики аксиологический компонент включает оценку правильности выбора будущей профессии и реализацию приобретенных предметных знаний. Практика развивает познавательную самостоятельность студента в поиске новых знаний, необходимых для подготовки уроков и воспитательных мероприятий, чувство успеха и самоосуществление в настоящей профессиональной реальности. В ходе практики у студентов также формируется ценностное отношение к школе, ученикам и будущей деятельности, основанное на осмыслении прожитого периода жизнедеятельности. Кроме этого, аксиологический

диапазон педагогической практики не ограничивается только подготовкой студентов к учебно-воспитательной деятельности. Общение с будущими коллегами, освоение коммуникативной и управленческой сфер школьной жизни дополняется проблемой построения взаимодействия с родителями обучающихся [9].

Объективно изучение всех вышеперечисленных дисциплин способствует формированию определенных установок на ценностные ориентации студента и создает предпосылки для готовности действовать в соответствии с принятыми ценностями педагогической деятельности. Следует, однако, отметить, что аксиологический потенциал содержания педагогического поля хотя и внушителен, но, в основном, носит неявный, имплицитный характер, поэтому нуждается в уточнении и акцентировании путем обогащения ценностной проблематикой содержания психолого-педагогических дисциплин.

Кроме изучения дисциплин психолого-педагогической направленности, в педагогических вузах России большое внимание отводится реализации воспитательной деятельности со студентами, а также внеучебной работе. Воспитательная работа в вузе - это многогранный и сложный процесс, существенно влияющий на личность, на ее мастерство, ценности и интересы, осуществляемый как во время учебного процесса, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа в педагогических вузах осуществляется в тесной связи с нормативными документами страны и основными направлениями российской молодежной политики (Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Стандарты организации воспитательной деятельности вузов и другие федеральные и региональные документы).

Воспитательная работа в педагогических вузах включает в себя следующие виды деятельности студентов, которые также влияют на профессионально-ценностные ориентации: участие в деятельности структур и молодежных организаций (студенческий совет, добровольческие отряды, поисковые отряды и др.), участие в конкурсном и олимпиадном движении, реализация научно-исследовательского потенциала студентов через участие в научно-практических конференциях, публикациях научных статей и др.

Отдельным компонентом формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов является их участие в деятельности студенческих клубов. С помощью таких клубов можно создать подходящую организацию досуга, позволяющую

молодым людям реализовать свой творческий потенциал, выявить свои таланты и способности, провести время в общественно полезной деятельности.

Во многих педагогических вузах России существует развитая система студенческих педагогических отрядов. Студенческие педагогические отряды составляют основной кадровый потенциал страны в области организации отдыха и оздоровления детей. По старой доброй традиции члены педагогических отрядов работают вожатыми в загородных лагерях и детских центрах, организуют мероприятия по оказанию помощи социально незащищенным слоям населения, участвуют в масштабных акциях и мероприятиях государственного значения. Студенческий педагогический корпус не только обеспечивает вторичную занятость студентов, но и позволяет им получить дополнительные профессиональные навыки, готовит студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда. Данные факторы также имеют влияние на профессионально-ценностную сферу студентов педагогических вузов.

В Китае профессиональные ценности студентов педагогического вуза рассматриваются как явление, основанное на сложившихся у них профессиональных ценностях в процессе получения образования в области социальной и профессиональной этики, общественных и личностных ценностей, основных социалистических ценностей, идеалов и убеждений в школе и в период обучения в вузе. Университеты несут важную миссию по созданию нравственного воспитания, а воспитание профессиональных ценностей студентов является неотъемлемой частью укрепления идеологического и политического образования в университетах. Университеты должны ориентироваться на свои цели воспитания профессиональных ценностей и обеспечивать необходимое руководство для правильного формирования профессиональных ценностей студентов педагогических вузов [5; 15].

Формирование профессионально-ценностных ориентаций в педагогических вузах Китая начинается со второго курса. На первом курсе образовательная деятельность направлена на то, чтобы помочь студентам научиться справляться с межличностными отношениями, адаптироваться к университетской среде и делать свой собственный выбор [12].

Учебный план педагогических вузов Китая включает в себя блок обязательных дисциплин, блок дисциплин по выбору и практики. Изучение педагогических дисциплин, входящих в указанные блоки, начинается на втором году обучения [8].

В учебный план теоретической подготовки преподавателя в Китае входят следующие дисциплины (табл. 1).

Таблица 1

Учебный план теоретической подготовки учителя

Классификация предметов Название дисциплин Количество зачетных единиц

Обязательные предметы Основные принципы педагогики / Педагогика 3

Развитие психологии и образования 3

Теория предметного обучения 2

Нравственное воспитание и образовательное право 2

Предметы по выбору Учебные планы и учебно-методические материалы 2

Психология в педагогике и обучении 2

Технологии обучения 2

Проблемы психологии учащихся и педагогика 2

Анализ и оценка судебных дел, связанных с обучением школьников начальной и средней школы 2

Краткий курс истории зарубежной педагогики 2

Анализ трудов китайских и зарубежных деятелей образования 2

Основные аспекты проведения урока (подготовка, проведение урока, объяснение-говорение, понимание-восприятие, оценка урока) 2

Основополагающей дисциплиной является «Педагогика». В ходе изучения курса студенты знакомятся с историческими основами развития образования, получают представление о воспитании, развивают твердые воспитательные убеждения и научные взгляды на воспитание, овладевают основными понятиями и принципами педагогики, принципами воспитания и обучения. У студентов формируются навыки воспитания и обучения школьников, навык применения законов в педагогической деятельности, а также решения проблемных ситуаций, возникающих в школе. Студенты изучают общие категории педагогики «воспитание», «обучение», рассматривают методы обучения, построение учебного плана и др. Также данный курс включает в себя блок знаний о профессии учителя. Этому разделу уделяется большое внимание с точки зрения аксиологического значения профессии.

Во время обучения на втором и третьем курсах учебная программа построена таким образом, чтобы усилить изучение учебных курсов и предметов, обеспечить систематическую подготовку профессиональных навыков и всестороннее развитие способностей студентов, а также выстраивать их профессионально-ценностный маршрут. Это осуществляется через курс предметов «Педагогика», «Психология», «Теория предметного обучения».

В педагогических вузах Китая уделяется большое внимание практической подготовке. Содержание учебной практики в основном включает педагогическую практику, практику работы классного руководителя и учебное исследование. В ходе практической подготовки студенты овладевают компетенциями, необходимыми для их будущей работы или научно-исследовательской деятельности. Реализация студентами процесса практической подготовки становится важнейшим условием их успешной профессиональной социализации,

обеспечивая эффективную самореализацию в социальной и профессиональной деятельности [2].

В Китае педагогическая практика - это не просто возможность провести учебные занятия в школе, но и настоящий шанс для будущих педагогов наблюдать за работой опытных учителей. Студенты получают возможность увидеть, какими методами и приемами пользуются преподаватели, как ведут занятия и взаимодействуют с учениками. Но педагогическая практика в Китае не ограничивается только учебными занятиями. Классный руководитель также проводит внеучебную работу, организует тематические классные мероприятия и осуществляет идейно-политическое воспитание. Кроме того, важной задачей классного руководителя является нравственно-правовое воспитание учащихся и индивидуальная работа с учениками в соответствии с их особенностями личностного развития.

Практика учебного исследования - это еще один вид практики, который проводится для студентов китайский университетов только с согласия школы. Здесь студенты изучают образовательную среду школы, ее материально-техническое оснащение, педагогические кадры и учебно-методическое обеспечение. Такой вид практики позволяет студентам получить ценный опыт и всесторонне подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

В программе практической подготовки по педагогике студентов Аньхойского и Харбинского педагогических университетов указана цель: «позволить стажерам всесторонне применять основные теории, профессиональные знания и основные навыки, которые они изучили, в педагогической практике, чтобы развить у студентов способность самостоятельно заниматься образовательной и преподавательской работой, а также углубить свои знания и понимание работы учителя». Учебная

практика является важной частью профессионального идеологического воспитания и учебно-деловой подготовки студентов [15].

Также одним из направлений формирования профессионально-ценностных ориентаций является взаимодействие будущих учителей с руководителями и педагогическими работниками школ Китая, а также студентами-магистрантами для передачи опыта студентам-бакалаврам. Это могут быть встречи, экскурсии и другие формы взаимодействия. Си Цзиньпин утверждает, что формирование профессиональных ценностей невозможно без коллектива: «Будучи важной частью будущего преподавательского состава, профессиональные ценности, которые формируются у студентов, оказывают важное влияние на их мотивацию, восприятие карьеры и карьерные устремления в преподавании в дальнейшем». В связи с чем возрастает значимость развития взаимодействия студентов в группе между собой, а также студентов и представителей педагогического сообщества [14].

В Китае профессионально-ценностные ориентации студентов педагогических вузов тесно связаны с идеологическими представлениями в государстве. Они не могут выбирать карьеру только на основе своих личных предпочтений, но должны учитывать потребности общественного производства и сочетать свои карьерные устремления с развитием общества. Студентам важно помнить, что выбор карьеры также должен соответствовать договоренностям коллектива и общества, так что общественные ценности стоят выше личных. При выборе профессии студенты должны придерживаться своих собственных ценностей и понимания служения своей стране и народу. Они должны стремиться к постоянному повышению своих знаний и компетенций, чтобы реализовать свои карьерные устремления в борьбе за великое дело социализма.

Идеологические представления в Китае настолько важны, что молодые люди не могут игнорировать их при выборе своей профессии. Они должны понимать, что их карьера должна быть полезной для общества и соответствовать его потребностям. Таким образом, социально-ценностная ориентация является неотъемлемой частью профессионального развития студентов педагогических вузов в Китае [15].

Заключение. Анализ научно-методической литературы по вопросу формирования профессиональных ценностных ориентаций российских и китайских студентов в условиях педагогических вузов позволил нам выделить следующие теоретические предпосылки.

Профессиональное развитие студента обусловлено многими факторами, среди которых ценностные ориентации занимают значительное место. Важность профессионально-ценностных ори-ентаций будущих педагогов заключается в том, что они влияют на процесс формирования профессионального мышления, повышают мотивацию к обучению и развитию профессиональных навыков.

Чтобы успешно развиваться в профессиональной сфере, студентам необходимо осознавать свои ценностные ориентации и использовать их в своей профессиональной деятельности. Поэтому важно проводить работу по их формированию уже на этапе обучения в учебном заведении.

В процессе формирования профессионально-ценностных ориентаций российских и китайских студентов в условиях педагогического вуза существуют сходства и различия, которые основаны на социокультурных особенностях двух стран. В качестве объединяющего фактора следует отметить, что одной из важнейших задач высшего педагогического образования в обеих странах является организация образовательного процесса с целью формирования у студентов личностных и профессиональных ценностей, ориентации будущих специалистов на принятие ответственных решений, выбор гуманистических стратегий деятельности, поиск путей профессионального и личностного саморазвития [3, с. 25]. Так, формирование знаний о профессиональных ценностях будущих педагогов обеих стран осуществляется через изучение дисциплин педагогического цикла, имеющих богатейший аксиологический потенциал. Совокупность педагогических дисциплин, которые изучаются в педагогических вузах Китая и России, имеют теоретико-методологическую направленность, что способствует формированию знаниевого компонента ценностных ориентаций. В этой связи научное педагогическое знание предстает как личностная ценность, приводит к пониманию сущности ценностей, а также правильной их трактовке.

Также большое внимание в образовательном процессе педагогических университетов России и Китая уделяется различным видам учебных практик, способствующих ценностному самоопределению студентов через непосредственную профессионально-педагогическую деятельность.

Помимо сходств, выявлены следующие особенности. В России профессионально-ценностные ориентации формируются у студентов в ходе учебной деятельности (во время занятий и практической подготовки) и воспитательной внеучебной деятельности. В Китае - помимо учебной деятельности и практики, существенное внимание уделяется взаимодействию студентов с педагогами и директорами школ и других образовательных учреждений, а также с магистрантами. Профессиональные ценностные ориентации студентов-будущих учителей КНР основываются и неразрывно связаны с идеологией страны.

Изучение некоторых аспектов ценностного пространства личности студентов-будущих профессионалов в области профессионально-педагогической деятельности представляло для нас практический интерес и помогло выявить и оценить определенные проблемы и трудности. Безусловно, данное исследование не охватывает всех вопросов целенаправленного осмысления профессионально-ценностной сферы будущих специалистов на этапе

135

высшего педагогического образования. Но дальнейшая проработка этой проблематики была бы перспективной как с точки зрения анализа и изучения педагогического опыта систем образования двух стран, так и с позиции создания программ по

формированию ценностных ориентаций у современных студентов России и Китая, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бородина, Е.М. Нормативно-правовой аспект развития системы образования в Российской Федерации / Е.М. Бородина, Е.В. Донгаузер. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы социогуманитарного образования : сб. ст. - Екатеринбург, 2022. - С. 196-200.

2. Гаспарович, Е.О. Корпоративная культура и социальная ответственность университета в вопросах профессиональной социализации магистрантов с ограниченными возможностями здоровья / Е.О. Гаспарович, Е.В. Донгаузер, Луси Бао. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3. - С. 195-203.

3. Донгаузер, Е.В., Бао, Л. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза / Е.В. Донгаузер, Луси Бао. - Текст : непосредственный // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2021. - № 3. - С. 24-32.

4. Магамадова,Л.Х. Управление процессом развития профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Л.Х. Магамадова. - Москва, 1993. - 168 с. - Текст : непосредственный.

5. Прохоров, А.В. Современные тенденции развития высшего образования в странах Азии / А.В. Прохоров. - Текст : непосредственный // Гаудеамус. - 2015. - № 2 (26). - С. 52-56.

6. Сластенин, В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / В.А. Сластенин. - Текст : непосредственный // Ценностные ориентации в сфере педагогического образования: история и современность. -Москва, 1995. - С. 3-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Хмара, С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.А. Хмара. - Хабаровск, 1996. - 25 с. - Текст : непосредственный.

8. Чжун, Цицюань. Разработка стандартов учебной программы педагогического образования в нашей стране / Цицюань Чжун, Хуэйминь Ху. - Текст : непосредственный // Перспективы глобального образования. - 2005. - № 1. -С. 36-39.

9. Шайденко, Н.А. Модернизация российского педагогического образования: глобальный и национальный контексты : монография / Н.А. Шайденко, Е.Я. Орехова. - Тула : Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. -243 с. - Текст : непосредственный.

10. Шиянов, E.H. Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя / Е.Н. Шиянов. - Москва : Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1991. - 180 с. - Текст : непосредственный.

11. Штолер, Н.Н. Учебная программа дисциплины: от регламентации к проектированию образовательной деятельности / Н.Н. Штолер. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - С. 78-85.

12. Юй Лисинь. Переплетение множественных трансформаций: особенности учебной программы высшей педагогической школы / Юй Лисинь. - Текст : непосредственный // Исследования в области образования. - 2005. - № 26 (7). -С. 87-89.

13. Юрасова, М.В. Специфика применения научных подходов в исследовании систем управления образованием / М.В. Юрасова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. - 2020. - № 3. - С. 190-204.

14. Ян Ван. Социальная миссия университетов КНР в условиях модернизации / Ян Ван. - Текст : электронный // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-missiya-universitetov-knr-v-usloviyah-modernizatsii (дата обращения: 19.07.2023).

15. Ли Яньхуэй. Гуманистическая направленность модернизации высшего педагогического образования в России и Китае : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ли Яньхуэй. - Иркутск, 2007. - 21 с.

REFERENCES

1. Borodina E.M., Dongauzer E.V. Normativno-pravovoj aspekt razvitiya sistemy obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Regulatory and legal aspect of the development of the education system in the Russian Federation]. Aktual'nye problemy socioguman-itarnogo obrazovaniya: sb. st. [Actualproblems of socio-humanitarian education]. Ekaterinburg, 2022, pp. 196-200.

2. Gasparovich E.O., Dongauzer E.V., Lusi Bao. Korporativnaya kul'tura i social'naya otvetstvennost' universiteta v vo-prosah professional'noj socializacii magistrantov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Corporate culture and social responsibility of the University in matters of professional socialization of undergraduates with disabilities]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii [Pedagogical education in Russia], 2021, no. 3, pp. 195-203.

3. Dongauzer E.V., Lusi Bao. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery lichnosti sovremennogo studenta vuza [Features of the motivational and value sphere of the personality of a modern university student]. Vestnikpsihologii ipedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University], 2021, no. 3, pp. 24-32.

4. MagamadovaL.H. Upravlenie processom razvitiya professional'no-cennostnyh orientacij budushchih uchitelej. Dis. kand. ped. nauk [Management of the process of development of professional and value orientations of future teachers. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 1993. 168 p.

5. Prohorov A.V. Sovremennye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya v stranah Azii [Current trends in the development of higher education in Asian countries]. Gaudeamus [Value orientations and professional self-awareness of the teacher], 2015, no.2 (26), pp. 52 - 56.

6. Slastenin V.A. Cennostnye orientacii i professional'noe samosoznanie uchitelya [Value orientations and professional self-awareness of the teacher]. Cennostnye orientacii v sfere pedagogicheskogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost' [Value orientations in the field ofpedagogical education: history and modernity]. Moscow, 1995, pp. 3-15.

7. Hmara S.A. Osobennosti formirovaniya professional'nyh cennostnyh orientacij molodogo uchitelya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Features of the formation of professional value orientations of a young teacher. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Haba-rovsk, 1996. 25 p.

8. CHzhun Cicyuan', Huejmin' Hu. Razrabotka standartov uchebnoj programmy pedagogicheskogo obrazovaniya v nashej strane [Development of standards for the curriculum of teacher education in our country]. Perspektivy global'nogo obrazovaniya [Prospects for global education], 2005, no. 1, pp. 36-39.

9. SHajdenko N.A., Orekhova E.YA. Modernizaciya rossijskogo pedagogicheskogo obrazovaniya: global'nyj i nacional'nyj konteksty: monografiya [Modernization of Russian pedagogical education: global and national contexts]. Tula: Izd-vo Tul'skogo gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2013. 243 p.

10. SHiyanov E.H. Gumanizaciya obrazovaniya i professional'naya podgotovka uchitelya [Humanization of education and teacher training]. Moscow: Mosk. ped. gos. un-t im. V. I. Lenina, 1991. 180 p.

11. SHtoler N.N. Uchebnaya programma discipliny: ot reglamentacii k proektirovaniyu obrazovatel'noj deyatel'nosti [The curriculum of the discipline: from regulation to the design of educational activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 2, pp. 78-85.

12. YUj Lisin'. Perepletenie mnozhestvennyh transformacij: osobennosti uchebnoj programmy vysshej pedagogicheskoj shkoly [The interweaving of multiple transformations: features of the curriculum of the higher pedagogical school]. Issledo-vaniya v oblasti obrazovaniya [Research in the field of education], 2005, no. 26 (7), pp. 87-89.

13. YUrasova M.V. Specifika primeneniya nauchnyh podhodov v issledovanii sistem upravleniya obrazovaniem [Specifics of the application of scientific approaches in the study of education management systems]. VestnikMoskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University], 2020, no. 3, pp. 190-204.

14. YAn Van. Social'naya missiya universitetov KNR v usloviyah modernizacii [Social mission of Chinese universities in the context of modernization]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development], 2018, no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-missiya-universitetov-knr-v-usloviyah-modernizatsii (Accessed 19.07.2023).

15. Li YAn'huej. Gumanisticheskaya napravlennost' modernizacii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Rossii i Ki-tae. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Humanistic orientation of modernization of higher pedagogical education in Russia and China. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Irkutsk, 2007. 21 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Бао Луси, преподаватель, Хэйлунцзянский Художественный институт, г. Харбин, провинция Хэйлундзян, Китайская народная республика, e-mail: liuxue2020@mail.ru.

Е.В. Донгаузер, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, ФБГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: dong-elena@yandex.ru.

Ю.Н. Галагузова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической компаративистики, ФБГОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: yung.ektb@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Bao Luxi, Lecturer, Heilongjiang Art Institute, Harbin, Heilongjiang Province, China, e-mail: liuxue2020@mail.ru.

E.V. Dongauzer, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: dong-elena@yandex.ru.

Yu.N. Galaguzova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: yung.ektb@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.