Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная технология / университет / электронное обучение / бакалавриат / студент / педагог / innovative technology / university / e-learning / bachelor’s degree / student / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Э. Эльмурзаева, А.С. Улубаева, Р.С. Зарипова

В статье рассматривается приоритетная политика Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в целях цифровизации системы образования. Акцентируется внимание на поиски решений ведомством технологий для обеспечения электронного обучения, в том числе для студентов-бакалавров. Раскрывается сущность тенденции увеличения спроса на электронное обучение по программам бакалавриата и необходимость внедрения инновационных технологий в связи с цифровизацией образования. Рассматриваются инновационные технологии в рамках электронного обучения, которые необходимы для освоения исключительно педагогами и студентами-бакалаврами. Раскрывается потенциальная возможность объединения студентов-бакалавров посредством инновационных технологий в рамках электронного обучения. На примере трех ведущих вузов двух субъектов Российской Федерации демонстрируется возможность расширения исследовательского потенциала студентов-бакалавров за счет адаптации методического руководства, разработанного педагогами одного из рассматриваемых вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Э. Эльмурзаева, А.С. Улубаева, Р.С. Зарипова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN E-LEARNING FOR BACHELOR’S DEGREE

The article discusses the priority policy of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in order to digitalize the education system. Attention is focused on the search for solutions by the Department of technologies to provide e-learning, including for bachelor students. The essence of the trend of increasing demand for e-learning undergraduate programs and the need to introduce innovative technologies in connection with the digitalization of education is revealed. Innovative technologies in the framework of e-learning are considered, which are necessary for the development exclusively by teachers and undergraduate students. The potential possibility of uniting bachelor students through innovative technologies in the framework of e-learning is revealed. Using the example of three leading universities of two subjects of the Russian Federation, the possibility of expanding the research potential of undergraduate students through the adaptation of methodological guidelines developed by teachers of one of the universities under consideration is demonstrated.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА»

УДК 378

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Info-communication Technologies, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: madina7777@list.ru

Ulubayeva A.S., teacher, Grozny State Petroleum Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: ulubaeva.amina@mail.ru

Zaripova R.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Digital Systems and Models Department, Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia), E-mail: zarim@rambler.ru

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN E-LEARNING FOR BACHELOR'S DEGREE. The article discusses the priority policy of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in order to digitalize the education system. Attention is focused on the search for solutions by the Department of technologies to provide e-learning, including for bachelor students. The essence of the trend of increasing demand for e-learning undergraduate programs and the need to introduce innovative technologies in connection with the digitalization of education is revealed. Innovative technologies in the framework of e-learning are considered, which are necessary for the development exclusively by teachers and undergraduate students. The potential possibility of uniting bachelor students through innovative technologies in the framework of e-learning is revealed. Using the example of three leading universities of two subjects of the Russian Federation, the possibility of expanding the research potential of undergraduate students through the adaptation of methodological guidelines developed by teachers of one of the universities under consideration is demonstrated.

Key words: innovative technology, university, e-learning, bachelor's degree, student, teacher

М.Э. Эльмурзаева, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: madina7777@list.ru

А.С. Улубаееа, преп., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова»,

г. Грозный, E-mail: ulubaeva.amina@mail.ru

Р.С. Зарипоеа, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», г. Казань, E-mail: zarim@rambler.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ОБУЧЕНИИ ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА

В статье рассматривается приоритетная политика Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в целях цифровизации системы образования. Акцентируется внимание на поиски решений ведомством технологий для обеспечения электронного обучения, в том числе для студентов-бакалавров. Раскрывается сущность тенденции увеличения спроса на электронное обучение по программам бакалавриата и необходимость внедрения инновационных технологий в связи с цифровизацией образования. Рассматриваются инновационные технологии в рамках электронного обучения, которые необходимы для освоения исключительно педагогами и студентами-бакалаврами. Раскрывается потенциальная возможность объединения студентов-бакалавров посредством инновационных технологий в рамках электронного обучения. На примере трех ведущих вузов двух субъектов Российской Федерации демонстрируется возможность расширения исследовательского потенциала студентов-бакалавров за счет адаптации методического руководства, разработанного педагогами одного из рассматриваемых вузов.

Ключевые слова: инновационная технология, университет, электронное обучение, бакалавриат, студент, педагог

Актуальность настоящего исследования вызвана повышенным вниманием Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрна-уки РФ) к цифровизации образовательного и научного сектора государства. В настоящее время ведомство обеспокоено наличием необходимых технологий для осуществления образовательного процесса, в том числе в электронной форме. Приоритет в сторону электронного обучения прослеживается в соответствующих стратегиях и протоколах Совета по цифровому развитию и информационным технологиям данного ведомства. Учитывая растущий спрос на электронное обучение, Министерство рассматривает концепции образовательной программы для каждого профиля обучения всех уровней образования [1-2].

Данный вопрос также беспокоит педагогическое сообщество, которое предлагает собственные авторские подходы в целях адаптации инновационных технологий в электронном обучении. Для бакалавриата педагоги Михелькевич В.Н. и Пузанкова А.Б. предлагают применить технологии, затрагивающие дифференцированное обучение [6, с. 142]. В рамках такого обучения студент получает право освоить образовательную программу при помощи заданного алгоритма на основе его выбора. Педагог Исабекова О.А. считает, что инновационные технологии должны соответствовать целевому обучению, в том числе студентов бакалавриата [3, с. 695]. Педагоги Минева О.К. и Полянская Э.В. считают, что инновационные технологии, как и электронная форма обучения, для всех уровней образования выступает обязательным компонентом для вуза, стремящимся к устойчивой позиции в общем образовательном рейтинге [5, с. 68].

Целью настоящего исследования является выявление возможности адаптации идентичных инновационных технологий в электронном обучении среди вузов, осуществляющих образовательную деятельность в смежных направлениях. Соответственно, в качестве задач выступают следующие:

- раскрыть характерные особенности электронного обучения для бакалавриата;

- изучить специфику внедрения инновационных технологий в электронном обучении;

- определить возможность адаптации электронных новаций для обучения студентов по программе бакалавриата;

- выявить факторы и предпосылки для адаптации инновационных технологий, используемых одними вузами, в электронном обучении других вузов по смежным направлениям подготовки.

Методами для достижения обозначенной цели и сформированных задач были выбраны изучение теоретических материалов исследовательского характера, а также осуществление анализа опыта внедрения инновационных технологий в электронное обучение российских учебных заведений.

Научная новизна настоящей статьи состоит в том, что анализ существующих инновационных решений для обучения студентов по программе бакалавриата может стать предпосылкой к расширенным исследованиям статистической значимости среди учебных заведений с аналогичной образовательной задачей и практикой.

Теоретическая значимость состоит в изучении характерных особенностей электронного обучения для бакалавриата, а также в исследовании специфики внедрения инновационных технологий в данном образовательном процессе.

Практическая значимость заключается в том, что в настоящем исследовании изучается возможность адаптации инновационных технологий в электронном обучении, реализуемых одним университетом, но потенциально пригодном в электронном образовательном процессе других учебных заведений.

Приоритетная политика Минобрнауки РФ основана на обязательной циф-ровизации системы образования с учетом степени востребованности в информационных технологиях соответствующими профилями обучения и уровня образования. В настоящее время в системе образования функционируют специальные приказы Минобрнауки РФ, которые затрагивают создание цифровой платформы, объединяющей все образовательные и научные организации, создание цифровой системы в целях результативного управления разработанными ИТ-организациями сервисами для обеспечения научной и образовательной инфраструктуры. Кроме того, Минобрнауки РФ в настоящее время ведет активный мониторинг и анализ внедряемых и закупаемых в других странах образовательных технологий в целях обеспечения комплексной цифровизации образовательной системы.

Уникальной особенностью государственной политики в сфере цифровиза-ции образования выступает всесторонняя поддержка электронного обучения в образовательных организациях. Ведомство преследует цель обеспечения доступа к образовательным ресурсам университета для всех граждан РФ, так как электронное обучение позволяет уравновесить потребности региональных рынков труда в специалистах и повысить интеллектуальный потенциал образовательного и научного сектора различных субъектов РФ [9].

До цифровизации образования и внедрения электронного обучения обозначенным преимуществом пользовались лишь крупные университеты, которые исторически обладали значительными ресурсами и могли обеспечить государство более конкурентоспособными специалистами для разных отраслей. В настоящее время электронное обучение существенно расширяет возможности университетов, что ощутимо еще на этапе реализации программ бакалавриата. Стоит отметить, что программа бакалавриата на фоне отраслевого законодательства предполагает контингент студентов не только в возрасте от 17 лет до 21 года, но и лиц, которые по объективным причинам приняли решение получить

принципиально иное высшее образование. Кроме того, существенной предпосылкой к электронному обучению выступают такие законодательные инициативы, как возможность получения образования, в том числе по программам бакалавриата по творческим направлениям и лицами с инвалидностью.

Статистика показывает, что электронное обучение находит спрос среди людей, которые более осознанно относятся к содержанию образовательных программ и учебных планов, нежели к ресурсам местных учебных заведений лишь по причине соответствующего места жительства [7, с. 118]. Таким образом, электронное обучение по программам бакалавриата в настоящее время относится к наиболее востребованным уровням образования и наиболее многочисленным, исходя из количества студентов в различных университетах.

Обозначенные особенности в отношении востребованности электронного обучения по программе бакалавриата относятся лишь к части характеристик, определяющих активное распространение электронного обучения для бакалавров. В то же время следует учитывать, что бакалавриат ограничен четырьмя годами обучения, при этом профессиональная подготовка относится к базовым, то есть выпускник вне зависимости от профиля подготовки обладает компетенциями, пригодными для осуществления основного функционала в соответствии со специальностью.

Указанный фактор предусматривает инновационные технологии, которые изначально не предполагают углубленных фундаментальных знаний и навыков по итогам освоения их студентом, однако в то же время должны обеспечить данного студента качественным набором компетенций в целях выполнения им предполагаемой профессиональной деятельности. Это не значит, что инновационные технологии могут носить обобщенный характер. К ним, как и к другим аспектам образовательного процесса, должны быть применимы конкретизированные критерии качества. Необходимость в данных критериях обозначено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), а также в документе Ми-нобрнауки РФ, определяющим трансформацию науки в цифровом направлении.

Инновационные технологии должны отвечать следующим критериям, а именно - формированию возможности накопления студентами знаний и фактов образовательного и научного характера, формированию доступа к исследовательской и экспериментальной деятельности, теоретическому осмысливанию получаемой информации о профессиональных фактах, созданию возможности для анализа и внедрения результатов различных исследований. Исходя из предусмотренных критериев, инновационные технологии затрагивают различные сервисы и электронные библиотеки, а также различные ИТ-ресурсы для накопления искомых знаний и информации.

Теоретическое осмысление в рамках электронного обучения предполагает инновационные технологии, связанные с наглядным отображением иллюстративных и графических элементов, а также сопутствующие данному отображению программные продукты, в частности в целях аналитики больших данных. Исследовательская и экспериментальная работа предполагает внедрение в электронный образовательный процесс для бакалавриата программных продуктов, связанных со статистической обработкой данных, что коррелируется с учебным планом для студентов бакалавриата, обучающихся на первом курсе университета.

Если рассматривать анализ и внедрение результатов, получаемых студентами по программе бакалавриата в ходе исследования, то в данном случае в электронном обучении целесообразно предусмотреть технологии, связанные с наглядной визуализацией. Выполнение практических заданий и курсовых проектов бакалаврами в рамках электронного обучения так же, как и при классическом образовательном процессе, предполагает иногда коллективный подход. Это значит, что выполнение подобных заданий и проектов неизбежно предусматривает внедрение инновационных технологий, так как студенты могут физически находиться в разных субъектах РФ и выполнять свою часть практического задания асинхронно из-за разницы часовых поясов. Таким образом, коллективная работа студентами-бакалаврами может выполняться при помощи программного обеспечения для удаленной совместной работы [10, с. 172].

Некоторые российские ИТ-организации уже разработали инновационные решения для выполнения коллективного проекта, однако они пригодны для образовательного направления лишь частично. Основная причина частичной пригодности данных решений состоит в том, что они изначально разрабатывались для бизнес-целей. Университетам необходимо предусмотреть разработку единого программного продукта, в рамках которого студенты-бакалавры могут выполнять коллективные практические задания и курсовые проекты за счет специального технического функционала.

Электронное обучение для бакалавров по своей структуре также предполагает внедрение инновационных технологий, в частности создание специальных учебных пособий с элементами частичной или полноценной дополненной реальности. В настоящее время данные инновационные технологии пока преимущественно имеют зарубежное происхождение [1, с. 428]. Однако Минобрнауки РФ активно внедряет цифровую систему, в рамках которой осуществляется поиск инновационных ИТ-решений для разработки российского аналога.

Идентичный подход Минобрнауки РФ реализует для обеспечения системы образования виртуальными 3D-лабораториями, которые необходимы для исследовательских целей в процессе электронного обучения. Стоит отметить, что подготовка бакалавров в процессе электронного обучения осуществляется

не только в профессиональном аспекте, но и с учетом совершенствования ими компетенций для личностного роста. Некоторые университеты реализуют образовательные проекты, предусматривающие виртуальное волонтерство, усилиями студентами-бакалаврами.

Одним из направлений волонтерской деятельности в образовательном процессе является студенческое наставничество старших курсов по отношению к последующим курсам. Преимуществом электронного обучения является возможность моделирования любой профессиональной обстановки в целях комплексного и всестороннего ее изучения студентами-бакалаврами. Данный подход особенно актуален для технических и технологических направлений подготовки.

Существуют профили подготовки по программе бакалавриата, которые затрагивают инфраструктурное обеспечение повседневной жизни людей и производственных процессов. Учитывая жизненную необходимость привития студентам искомых знаний, педагогу следует предусматривать в электронном обучении возможности демонстрации виртуальной модели, которая представляется реализуемой исключительно при помощи соответствующих специализированных программных продуктов. Данные программные продукты нацелены на демонстрацию элементов профессиональной деятельности, являются обязательными для освоения педагогами. Это значит, что педагоги должны обладать некоторыми видами профессиональных компетенций, называемыми цифровыми, которые позволяют им создавать учебные материалы для демонстрации макета объекта, процесса или прогнозируемого будущего.

Указанные компетенции совершенствуются на курсах повышения квалификации, инициируемыми университетами на основании приказов Минобрнауки РФ. Студентами-бакалаврами должны быть освоены лишь такие инновационные технологии, которые отвечают образовательным целям в рамках программы обучения. Соответственно, должно существовать разделение инновационных технологий, которые должны быть освоены исключительно педагогом и отдельно студентами. Данный аспект в предписаниях Минобрнауки РФ в настоящее время не предусмотрен. Однако понимание целесообразности подобного разделения не требует разработки специальных приказов и положений ведомством. Реализация рассматриваемого разделения инновационных технологий должна осуществляться в целях упрощения и упорядочивания электронного обучения для бакалавриата.

Необходимо также отметить успешно реализуемую инновационную политику в одних университетах, которые в рамках электронного обучения могут быть целесообразны для адаптации другими университетами, осуществляющими подготовку бакалавров по смежным специальностям. В частности, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова») [8] внедряются инновационные технологии, затрагивающие исследования с патентными базами Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС). Используемые университетом уникальные технологии позволяют студентам-бакалаврам проводить исследования, не имеющие аналогов в мире в сфере промышленности. Данные исследования осуществляются под руководством педагогов университета, которые разработали собственное методическое руководство в помощь студентам-бакалаврам для работы с патентными базами ФИПС.

Аналогичный педагогический опыт представляется возможным осуществить на базе электронного обучения по программе бакалавриата, реализуемой Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова») [2] и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский государственный энергетический университет» (ФГБОУ ВО «КГЭУ») [4]. Методические разработки ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» возможно адаптировать в соответствии с потребностями электронного обучения ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ» на основании актуальности данных патентных баз, которые, в том числе, затрагивают профили двух указанных университетов и способны адаптировать существующие исследования студентов-бакалавров под искомый универсальный формат.

Обозначенная методическая разработка потенциально облегчает педагогическую задачу содержащейся в ней информации о механизме совершенствования компетенции студентами, инструктаже применения профильных инновационных технологий российского происхождения и структуре проведения исследовательских работ с достаточным погружением в исследовательскую задачу и обеспечением научной подвижности студентов. Методическое руководство ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» может быть дополнено педагогическими приемами и рекомендациями ФГБОУ ВО «КГЭУ» и ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова».

Объединенный педагогический труд способствует внедрению единой исследовательской платформы и процедуры, направленной на качественную подготовку студентов-бакалавров Чеченской Республики и Республики Татарстан. Успешная реализация инновационной научной политики в сфере электронного обучения посредством методического руководства потенциально создаст условия для совместного участия студентами-бакалаврами в цифровой системе

Минобрнауки РФ, предусмотренной для реализации государственных задач с привлечением научного и образовательного потенциала государства.

Таким образом, инновационные технологии, реализуемые совместно тремя университетами в процессе электронного обучения, служат вариативным подходом для усиления ресурсных возможностей студентов-бакалавров. Следует учесть, что рассматриваемые университеты относятся к стратегически важным для промышленности государства направлениям. Соответственно, педагогическая составляющая должна отвечать интеллектуальным и инновационным ожиданиям не только Минобрнауки РФ, но и других ведомств, курирующих стратегические направления развития государства.

Совместный подход ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ» будет представлять потенциальный интерес со стороны других идентичных университетов, которые могут объединиться с партнерскими учебными заведениями в целях повышения повсеместного интеллектуального исследовательского и промышленного потенциала РФ. Соответственно, перед педагогами формируется задача адаптации инновационных технологий в электронном обучении для дальнейшего формирования интеллектуального кластера, в котором изначально участвуют студенты-бакалавры.

Формирование образовательной системы, в рамках которой студенты-бакалавры на основе инновационных технологий существенно повышают свой профессиональный уровень, призвано принести ожидаемые результаты в виде существенных изменений в различных отраслях функционирования государства.

В данном случае педагоги могут повлиять в рамках электронного обучения на интеллектуальную и исследовательскую составляющие, которые одно-

Библиографический список

временно призваны повышать устойчивость государства и исследовательский потенциал студентов-бакалавров, планирующих продолжить обучение в магистратуре.

При этом крайне важно в учреждениях профессионального образования иметь тьюторов, которые помогают обучаемым и преподавателям лучше ориентироваться в цифровой образовательной среде и максимально эффективно использовать ее возможности [11; 12].

Инновационные технологии в рамках электронного обучения по программе бакалавриата должны отвечать конечным целям образовательных программ. Их применение нацелено на обеспечение профессиональной подготовки студентов как специалистов и подготовку исследовательского потенциала для дальнейшего обучения в магистратуре. Инновационные технологии должны отвечать заданным критериям и расширять возможности студентов-бакалавров с учетом искомых компетенций.

Рассматриваемое направление формирует необходимость преимущественного выбора ИТ-решений российского происхождения, что подразумевает определенные совместные усилия университетов на основе соответствующих приоритетов Минобрнауки РФ. Пример ведущих университетов (а именно -ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова», ФГБОУ ВО «ГГНТУ имени М.Д. Миллионщикова» и ФГБОУ ВО «КГЭУ») показывает возможность объединения инновационных технологий в электронном обучении на базе методического руководства, разработанного педагогами ФГБОУ ВО «ЧГУ имени А.А. Кадырова» и с высокой вероятностью дополняемого педагогическими приемами педагогов двух других крупных университетов в целях повышения исследовательского потенциала студентов-бакалавров.

1. Везиров Т.Г, Умаргаджиева Н.М., Савина В.И. Электронные образовательные ресурсы нового поколения при подготовке бакалавров и магистров. Педагогический журнал. 2020; Т. 10, № 1-1: 428-435.

2. Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpeqg3thka136190279

3. Исабекова О.А. Государственная политика в сфере высшего образования: проблемы и решения. Московский экономический журнал. 2022; № 3: 694-701.

4. Казанский государственный энергетический университет. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Минева О.К., Полянская Э.В. Модель «Университет 4.0.» Версия 2 пролога цифровой эпохи. Вестник ТГПУ. 2022; № 5 (223): 67-75.

6. Михелькевич В.Н., Пузанкова А.Б. Технология обучения инженерной компьютерной графике студентов бакалавриата. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022; № 3 (47): 140-145.

7. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов РР Феномен инноваций в образовании. Глобальная экономика и образование. 2022; Т. 2, № 2: 116-119.

8. Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

9. Цифровизация образования. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/collegescou ncils/kollegialnye-organy/digitalcouncil/

10. Янбухтина М.А. Ресурсы мобильного обучения в оптимизации учебной деятельности студентов бакалавриата. Педагогика и психология образования. 2019; № 1: 171-179.

11. Сорокопуд Ю.В., Стрелковских А.А., Базаева Ф.У Реализация тьюторской деятельности преподавателя в условиях СПО. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 334-336.

12. Алборова С.З., Смыслова Г.А., Сорокопуд Ю.В. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 120-123.

References

1. Vezirov T.G., Umargadzhieva N.M., Savina V.I. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya pri podgotovke bakalavrov i magistrov. Pedagogicheskijzhurnal. 2020; T. 10, № 1-1: 428-435.

2. Groznenskij gosudarstvennyj neftyanoj tehnicheskij universitet im. akademika M.D. Millionschikova. Available at: https://gstou.ru/?ysclid=lpeqg3thka136190279

3. Isabekova O.A. Gosudarstvennaya politika v sfere vysshego obrazovaniya: problemy i resheniya. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2022; № 3: 694-701.

4. Kazanskij gosudarstvennyj 'energeticheskij universitet. Available at: https://kgeu.ru/?ysclid=lpehaa5guw524437298

5. Mineva O.K., Polyanskaya 'E.V. Model' «Universitet 4.0.» Versiya 2 prologa cifrovoj 'epohi. VestnikTGPU. 2022; № 5 (223): 67-75.

6. Mihel'kevich V.N., Puzankova A.B. Tehnologiya obucheniya inzhenernoj komp'yuternoj grafike studentov bakalavriata. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2022; № 3 (47): 140-145.

7. Muhametzyanova F.G., Hajrutdinov R.R. Fenomen innovacij v obrazovanii. Global'naya 'ekonomika i obrazovanie. 2022; T. 2, № 2: 116-119.

8. Chechenskij gosudarstvennyj universitet im. A.A. Kadyrova. Available at: https://www.chesu.ru/?ysclid=lpeh7lxgab224297908/

9. Cifrovizaciya obrazovaniya. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/collegescou ncils/kollegialnye-organy/digitalcouncil/

10. Yanbuhtina M.A. Resursy mobil'nogo obucheniya v optimizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov bakalavriata. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2019; № 1: 171-179.

11. Sorokopud Yu.V., Strelkovskih A.A., Bazaeva F.U. Realizaciya t'yutorskoj deyatel'nosti prepodavatelya v usloviyah SPO. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 334-336.

12. Alborova S.Z., Smyslova G.A., Sorokopud Yu.V. Opyt realizacii distancionnyh tehnologij v obrazovatel'noj praktike sovremennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 120-123.

Статья поступила в редакцию 01.12.23

УДК 378

Elmurzaeva M.E., senior teacher, Department of Programming and Info-communication Technologies, A.A. Kadyrov Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: madina7777@list.ru

Yusupova R.V., senior teacher, Department of Informatics and Computer Science, Grozny State Petroleum Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: yu.raikhann@mail.ru

Potapov A.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Industrial Electronics Department, Kazan State Power Engineering University (Kazan, Russia), E-mail: aapot@ya.ru

THE POSSIBILITIES OF USING ONLINE COURSES AND WEBINARS FOR TEACHING UNDERGRADUATE STUDENTS. The article discusses the specifics of creating an online course and webinar against the background of the lack of educational regulations for such forms of online learning and the training tools used. The relationship between the possibilities of extracting the benefits of online learning and the specifics of the classroom hours provided for in the curricula of undergraduate programs is highlighted. The characteristics of online courses and webinars are considered from the point of view of the relevance of the information received by students. The importance of matching online courses and webinars with the duration of bachelor's degree programs is determined. The advantages of online education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.