Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭМОЦИЯХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Харламова Виктория Александровна

В статье актуализируется проблема формирования представлений об эмоциях у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования. Делается вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие невербального выражения эмоций, понимания эмоциональных состояний других людей и социальных эмоций, способствуют формированию представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предложен ряд рекомендаций по формированию представлений об эмоциях у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Харламова Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS ABOUT EMOTIONS CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH IMPAIRMENT IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The article actualizes the problem of forming ideas about emotions in mentally retarded children of primary school age. The results of an empirical study are given. It is concluded that correctional and developmental classes aimed at developing non-verbal expression of emotions, understanding the emotional states of other people and social emotions contribute to the formation of ideas about emotions in children of primary school age with mental retardation. A number of recommendations are proposed for the formation of ideas about emotions in mentally retarded children of primary school age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 376

Гонина Ольга Олеговна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики

e-mail: olg1015@yandex.ru Харламова Виктория Александровна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», студент 4 курса по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

e-mail: vakharlamova@edu.tversu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

В статье актуализируется проблема формирования представлений об эмоциях у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Приводятся результаты эмпирического исследования. Делается вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие невербального выражения эмоций, понимания эмоциональных состояний других людей и социальных эмоций, способствуют формированию представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предложен ряд рекомендаций по формированию представлений об эмоциях у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: нарушение в интеллектуальном развитии, младший школьный возраст, эмоции, эмоциональная сфера, представления об эмоциях.

Gonina Olga Olegovna,

"Tver State University", Head the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice e-mail: olg1015@yandex.ru Kharlamova Victoria Alexandrovna,

"Tver State University", 4-year student in the direction of preparation 44.03.03 Special

(defectological) education

e-mail: vakharlamova@edu.tversu.ru

FORMATION OF IDEAS ABOUT EMOTIONS CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE WITH IMPAIRMENT IN INTELLECTUAL DEVELOPMENT

The article actualizes the problem of forming ideas about emotions in mentally retarded children of primary school age. The results of an empirical study are given. It is concluded that correctional and developmental classes aimed at developing nonverbal expression of emotions, understanding the emotional states of other people and social emotions contribute to the formation of ideas about emotions in children of primary school age with mental retardation. A number of recommendations are proposed for the formation of ideas about emotions in mentally retarded children of primary school age.

Keywords: violation in intellectual development, primary school age, emotions, emotional sphere, ideas about emotions.

Формирование эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоциональная сфера является «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы школьников является актуальной, поскольку, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у младших школьников. Эти нарушения мешают становлению гармонически развитой личности. Кроме того, от нормально развитой эмоциональной сферы во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Данный период характеризуется особой эмоциональной впечатлительностью, восприимчивостью, отзывчивостью. Эмоциональная сфера является важной составляющей в жизни детей младшего школьного возраста. Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Специфичность восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека, формирование его образа, возможность понимания

социально-психологических ситуаций по установкам связана не столько с нарушением восприятия умственно отсталых школьников, сколько с неполноценностью их ощущений, недостаточностью организации и интерпретации чувственного материала, а также с особенностями перестройки фиксированной установки и нарушением регуляторных функций ЦНС.

Процесс взаимодействия умственно отсталых школьников с окружающей действительностью в значительной степени зависит от состояния их эмоциональной сферы. Школьники данной категории достаточно глубоко осознают своё отношение к понятиям «добро» и «зло». Однако необходимость раскрыть своё отношение на вербальном уровне вызывала у испытуемых существенные затруднения.

Помимо неадекватного проявления эмоций у школьников с умственной отсталостью отмечаются болезненные расстройства настроения в виде дисфории, эйфории, апатии. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, переходят в свойства характера умственно отсталого школьника, закрепляются как патологические черты личности.

Наше эмпирическое исследование с целью изучения особенностей формирования представлений об эмоциях у умственно отсталых детей проводилось на базе МОУ «Раменская СОШ № 9». В исследовании приняли участие 8 детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, возрастом 7-8 лет.

Нами были подобраны диагностические методики для выявления особенностей представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: «Узнавание эмоций человека» [56], «Пиктограмма эмоций» [45], диагностика понимания эмоционального содержания ситуации «Стихотворение» [56], наблюдение за поведением детей с умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками [32].

В результате диагностики выявлено, что большинству детей младшего школьного возраста (75%) соответсвут низкий уровень развития адекватного

проявления эмоций в соответствии с ситуацией. Большинство младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии демонстрировали равнодушие к общению со сверстниками или негативная направленность на. других детей. Дети не могли и не стремились эмоционально откликнуться на. ситуацию взаимодействия со сверстниками. Также младшие школьники не могли заразиться общим эмоциональным состоянием, не могли проявлять адекватных эмоций, осуществлять вступление в контакт и построение взаимодействия, отсутствовало проявление инициативы, учет интересов, пожеланий, мнений сверстников, сопереживание и содействие им. Общение отличалось эгоистическими интересами, из-за которых иногда возникали ссоры и конфликты, внешние эмоции проявлялись в очень незначительной степени. Двое детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии (25%) продемонстрировали средний уровень развития адекватного проявления эмоций в соответствии с ситуацией. Дети демонстрировали стремление взаимодействовать со сверстниками. Участие в совместной деятельности, характеризовалось поддержкой детьми эмоционального контакта, однако его эмоции не всегда отличаются яркой выраженностью и адекватностью ситуации. Выражена сосредоточенность на собственных действиях. Понимая, что сверстник испытывает затруднение или неудачу, дети не всегда Были в состоянии адекватно эмоционально откликнуться. Отсутствовало стремление оказать сверстникам помощь. В поведении была выражена эмоциональная автономность. Эмоциональные проявления выражались посредством мимики и слов. Высокий уровень развития адекватного проявления эмоций в соответствии с ситуацией выявлен не был. На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развития характеризуются низким уровнем представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Наибольшие трудности у детей данной категории вызывает умение распознавать

эмоциональные состояния сверстника и способность самому отобразить свои эмоции, 75% детей не справились с раскрытием эмоций по картинкам, также в совместной деятельности не проявляли положенного интереса к работе и положительного отношения к сверстникам. Анализ результатов показывает, что существует необходимость проведения коррекционной работы по формированию представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Цель программы формирующего этапа исследования: формирование представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Данная коррекционная программа содержит пятнадцать занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводились в течение двух с половиной месяцев один раз в неделю. Коррекционно-развивающие занятия были направлены на развитие невербального выражения эмоций, понимания эмоциональных состояний других людей и социальных эмоций, способствуют формированию представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. На занятиях проводились игры, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы детей, способности к эмпатии, на развитие способности понимания эмоционального состояния других людей, а также на выражение собственных эмоций, в том числе при помощи элементам техники выражения мимики и пантомимики, а так же развивались представления о различных эмоциональных состояниях, таких как радость, грусть, страх, злость, спокойствие и формировался опыт проживания этих эмоциональных состояний. При анализе данных, полученных в ходе контрольного этапа эмпирического исследования, замечены некоторые изменения показателей в сторону положительной динамики. На основе проведенного исследования сформулировн ряд рекомендаций:

1. Формирование представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии следует осуществлять,

учитывая возрастные и психофизические особенности детей с нарушениями интеллекта.

2. Формирование представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии необходимо проводить с учетом поэтапного формирования основных эмоциональных категорий;

3. Формирование представлений об эмоциях у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии необходимо проводить с учетом комплексности методов психологического воздействия, с использованием всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

4. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Во время реализации развивающей программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

5. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Развивающее занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Список литературы

1. Контрольно-диагностические материалы к программам для детей с

выраженным нарушением интеллекта/науч ред. Е.А. Екжанова.

СПБ:КАРО,2015. 240 с.

2. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека //

Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 13-16.

3. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.:

Педагогическое общество России, 2002. 96 с.

References

1. Kontrolno-diagnosticheskie materiali k programmam dlya detei s virazhennim narusheniem intellekta/nauch red. E.A. Ekzhanova. SPB:KARO,2015. 240 p.

2. Minaeva V. Znakomim detei s emocionalnim mirom cheloveka. Doshkolnoe vospitanie. 2003. № 2. P. 13-16.

3. Cvetkova L.S. Metodika neiropsihologicheskoi diagnostiki detei. M.: Pedagogicheskoe obsh'estvo Rossii, 2002. 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.