Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФОМОТОРНЫЕ НАВЫКИ / НАРУШЕНИЕ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Елисеева Дарья Сергеевна, Рахимова Татьяна Игоревна

В статье актуализируется проблема формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты эмпирического исследования, по результатам которого сделан вывод о том, что коррекционно-развивающие занятия с использованием специальных игр и упражнений, направленных на развитие зрительного анализа и синтеза, тонких моторных движений, рисования и графической символизации, способствуют формированию графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Предложены рекомендации по организации занятий для формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Елисеева Дарья Сергеевна, Рахимова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF GRAPHOMOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article focuses on the problem of the formation of graphomotor skills in primary school children with intellectual disabilities. The results of an empirical study are presented, based on the results of which it is concluded that correctional and developmental classes using special games and exercises aimed at the development of visual analysis and synthesis, fine motor movements, drawing and graphic symbolization, contribute to the formation of graphomotor skills in children of primary school age. with mild mental retardation. Recommendations on the organization of classes for the formation of graphomotor skills in children of primary school age with intellectual disabilities are offered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ»

УДК 376

Гонина Ольга Олеговна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики

e-mail: olg1015@yandex.ru Елисеева Дарья Сергеевна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», студент 4 курса по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

e-mail: dseliseeva@edu.tversu.ru Рахимова Татьяна Игоревна,

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: vlasik25@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

В статье актуализируется проблема формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Приводятся результаты эмпирического исследования, по результатам которого сделан вывод о том, что коррекционно -развивающие занятия с использованием специальных игр и упражнений, направленных на развитие зрительного анализа и синтеза, тонких моторных движений, рисования и графической символизации, способствуют формированию графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Предложены рекомендации по организации занятий для формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии.

Ключевые слова: графомоторные навыки, нарушение в интеллектуальном развитии, младший школьный возраст, моторика.

Gonina Olga Olegovna,

"Tver State University", Head the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice e-mail: olg1015@yandex.ru Eliseeva Daria Sergeevna,

"Tver State University", 4-year student in the direction of preparation 44.03.03 Special (defectological) education e-mail: dseliseeva@edu.tversu.ru

Rakhimova Tatiana Igorevna,

"Tver State University" e-mail: vlasik25@mail.ru

FEATURES OF THE FORMATION OF GRAPHOMOTOR SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The article focuses on the problem of the formation of graphomotor skills in primary school children with intellectual disabilities. The results of an empirical study are presented, based on the results of which it is concluded that correctional and developmental classes using special games and exercises aimed at the development of visual analysis and synthesis, fine motor movements, drawing and graphic symbolization, contribute to the formation of graphomotor skills in children of primary school age. with mild mental retardation. Recommendations on the organization of classes for the formation of graphomotor skills in children of primary school age with intellectual disabilities are offered.

Key words: graphomotor skills, impaired intellectual development, primary school age, motor skills.

Актуальность проблемы формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии объясняется тем, что в настоящее время с развитием компьютерных технологий и ростом обучающихся с данным видом дизонтогенеза все меньше внимания уделяется формированию у школьников с умственной отсталостью тонкой моторики пальцев и кистей рук. В свою очередь, это отрицательно сказывается на овладении ими письменной речью, точными мелкими движениями, а также на их интеллектуально-личностном развитии в целом.

Графомоторные навыки представляют собой завершенные сложнокоординированные действия, доведенные до автоматизма, включающие выполнение простых двигательных актов в определенной последовательности. Они представлены четырьмя основными составляющими: мелкой мускулатурой пальцев, зрительным анализом и синтезом, рисованием, графической символикой. Становление графомоторных навыков младших школьников в онтогенезе зависит во многом от уровня сформированности общемоторных и

мелкомоторных функций, а так же зрелости психофизических функций. В норме прослеживается последовательность развития двигательного акта от хватательных рефлексов и подражательных действий, до четкого и аккуратного выполнения графических движений. Если обнаруживается сбой на каком-либо этапе онтогенеза, то следует говорить о дизонтогенетическом развитии графомоторных навыков, что свойственно детям с нарушением интеллектуального развития. Оно проявляет себя в несовершенстве межанализаторной интеграции, в двигательной недостаточности, неавтоматизированности движений и в нарушении пальцевого праксиса в целом у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Данные отклонения приводят к специфическим графическим ошибкам [1; 2; 3].

Эмпирическое исследование сформированности графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии было проведено на базе ГКОУ «Тверская школа-интернат № 1» города Твери. В исследовании приняли участие 6 детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии. Для диагностики графомоторных навыков младших школьников с нарушением в интеллектуальном развитии были использованы следующие диагностические методики:: Определение ведущей руки (методика М. Озьяс и методика Семеновича А.В.); Определение дифференциации двигательной системы и уровня развития мелкой моторики рук (методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич); Определение уровня развития пространственных представлений (по методике Т.А. Павловой и Н.И. Озерецкого); Выявление трудностей зрительного восприятия (переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig); Определение развития графического навыка (по критериям Н.В.Нижегородцевой); Сформированность графического навыка письма (по методике Калининой И.Л.). По итогам первичной диагностики у обследуемой группы мы выявили специфические особенности графомоторных навыков. Обучающиеся с трудом понимают

словесную инструкцию в большинстве проводимых заданий. При выполнении заданий любого характера допускается множество ошибок. Отмечается слабость ориентировки в пространстве. Испытуемые способны ориентироваться на себя, однако с трудом ориентируется на внешних объектах. Испытуемые с трудом выделяют различные стороны предметов. Допускают множество ошибок при определении пространственного размещения предметов относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются. Выраженная задержка развития зрительного восприятия. При написании графических элементов отмечаются трудности в формировании правильной траектории движений. Это обусловлено слабостью мышечных усилий ведущей руки, сниженной двигательной памятью, неуверенностью и отсутствием точности при выполнении заданий. Движения руки неловкие, суетливые, что отчетливо проявляется в трудностях удерживания начертательного предмета, в искажении формы и размеров линий, не соблюдении расположения элементов по линии строки, в слабой степени нажима карандаша/ручки на бумагу, а также наблюдается характерная ломанность линии.

Согласно полученным результатам первичной диагностики, нами был разработан и апробирован комплекс индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Он представлен 15 занятиями, рассчитанными на 20 минут времени. Целью комплекса занятий на формирующем этапе исследования явилось формирование графомоторных навыков детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Комплекс занятий был разработан с необходимостью решения следующих задач: развитие мелкой мускулатуры пальцев и кистей рук; развитие зрительного анализа и синтеза; совершенствование навыка рисования (штриховки, обводки, дорисовывания); формирование и совершенствование навыков графической символизации. Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы и приемы работы:

^ пальчиковая гимнастика, психогимнастика, самомассаж в стихотворной форме;

^ различение определенных предметов в наложенных изображениях, нахождение одинаковых изображений среди группы похожих, нахождение отличий между двумя картинками, образование пары предметов с их силуэтами, составление целой картинки из разрезанной (по усложнению: из 3х равных фрагментов, а далее - из 3х фрагментов разной формы), составление целого изображения из его частей, упражнение на пространственное расположение, пазл (нахождение на большой картинке предложенных маленьких ее фрагментов), соединение точек соответственно образцу;

^ проведение дорожки узоров по образцу (фигурные узоры, узоры по клеточкам), обводка элементов письменных букв и контура слов, списывание слов, предложений с опорой на образец, самостоятельное записывание слов под диктовку дефектолога; ^ проведение линий (прямой, ломаной, волнистой - в различных направлениях по инструкции); выполнение штриховки по образцу разными линиями в указанном направлении, лабиринты, дорисовывание картинки-половинки, обводка картинки по пунктирной линии следуя направлению стрелки, рисование картинки по цифрам, графический диктант.

Заключительным этапом работы было проведение контрольного исследования сформированности графомоторных навыков. Полученные данные в результате повторной диагностики показывают:

^ По методике Н.О. Озерецкого средние показатели по пробе на синкинезии изменились с 2 до 1 балла (поднялись на средний уровень). По методике Н.И. Гуревич по пробе на последовательное выполнение средние показатели изменились с 2 до 1 балла (поднялись на средний уровень); по пробе на динамический праксис с 3 до 2 баллов (изменились на низкий уровень).

• По методике Т.А. Павловой и Н.И. Озерецкого значение средних показателей не изменилось и находится в пределах среднего уровня сформированности.

• По переработанной М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig средние показатели возросли с 22 баллов до 31 балла, что свидетельствует о поднятии до среднего уровня.

• По методике Н.В. Нижегородцевой по пробе «Штриховка» средние показатели изменились с 2 до 1 балла (поднялись на средний уровень), по пробе «Рисование по контуру» - с 6 до 10 баллов (поднялись на средний уровень), по пробе «Графический диктант» - с 0 до 1 балла и все также находятся в пределах очень низкого уровня.

• По методике И.Л. Калининой по пробе на работу с графическими элементами средние показатели изменились с 3 до 4 баллов и по-прежнему находятся на среднем уровне.

• По методике Т.П. Ворониной средние показатели не изменились по пробе «Рисование фигуры по точкам» и находятся на среднем уровне; средние показатели возросли по пробе «Списывание текста» с 16 до 20 баллов до среднего уровня.

Обучающиеся 2 класса стали лучше ориентироваться в положение объектов в пространстве, в анализе различных составных частей фигур. Испытуемые способны провести прямую вертикальную и горизонтальную линию, а также ломаные и волнистые линии. При выполнении заданий с графическими элементами письменных букв (петли, палочки, галочки и др.), списывании слов/предложений, рисовании по контуру и выполнении штриховок просматривается соблюдение траектории движений, границ. Линии, проводимые начертательным предметом, характеризуются дрожанием от легкого до среднего, сила нажатия адекватная. Отмечается незначительное улучшение почерка, буквы при написании относительно соблюдены в размере и форме, просматривается «собранность» написанного. Движения руки стали плавнее, увереннее. Отмечается положительная динамика в развитии произвольного

внимания, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и тонкой моторики пальцев и кистей рук.

Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением в интеллектуальном развитии мы предлагаем следующие практические рекомендации:

1. На этапе проведения диагностической работы и в последующем на коррекционно-развивающих занятиях рекомендуется индивидуальная работа с каждым ребенком. Это можно объяснить особенностями их психической сферы, индивидуальными особенностями темпа работы. Длительность занятия не должна превышать 20 минут.

2. Рекомендуется использовать упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. Приветствуется использование различных видов деятельности (самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов, например, массажный шарик; работа с сыпучими материалами; мозаика; лепка; пальчиковая гимнастика в стихотворной форме согласно теме занятия; психогимнастика).

3. Использование заданий с условиями по выбору нужных направлений, на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

4. Использование заданий по штриховке, обводке по контуру, соединение по точкам (цифрам), дорисовывание незаконченного рисунка, задания на развитие умений рисовать узоры. Данные задания тренируют зрительно-моторную координацию.

5. Рисование линий, в пределах строки, Прописывание письменных элементов и списывание текста. Важно научить ребенка «чувствовать и видеть» строку.

6. Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников целесообразно проводить в форме игры и сказки. Важно поддерживать ребенка, помочь поверить в собственные силы.

7. Все упражнения следует применять по принципу последовательности, а именно с постепенным усложнением. Если ребенок не справляется - не

заставляйте его. Важно построить доверительные отношения с обучающимся и делать упор на положительный эмоциональный фон.

8. С учетом индивидуальных особенностей обучающихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта следует придерживаться структуры занятия и не забывать использовать здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика и физкультминутка).

Список литературы

1. Баранов С.Н. Особенности графомоторных навыков у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / С.Н. Баранов, С.А. Мусихина // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 119-120.

2. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации / сост. Л.М. Лапшина, В.А. Левченко [Текст]. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 50 с.

3. Шорохова О.А. Формирование графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / О.А. Шорохова, А.В. Демина // Материалы VI Международной научно-практической конференции / под ред. А.И. Ахулковой. - Орел: Орловский государственный университет, 2019. - С. 369-370.

References

1. Baranov S.N. Osobennosti grafornotomyh navykov u mladshih shkolnikov s legkoj stepenyu umstvennoj otstalosti. S.N. Baranov, S.A. Musihina. Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya : materialy V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (CHeboksary, 12 iyunya 2015 g.) / redkol.: O.N. SHirokov [i dr.] - CHeboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015. - P. 119-120.

2. Formirovanie grafomotornogo navyka u detej s umerennoj umstvennoj otstalostyu: metodich. rekomendacii / sost. L.M. Lapshina, V.A. Levchenko [Tekst]. -CHelyabinsk: Izd-vo CHelyab. gos. ped. un-ta, 2014. - 50 p.

3. SHorohova O.A. Formirovanie grafomotornyh navykov u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta / O.A. SHorohova, A.V. Demina // Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. A.I. Ahulkovoj. - Orel: Orlovskij gosudarstvennyj universitet, 2019. - P. 369-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.