УДК 159.922.736
БОЛЬШЕВИДЦЕВА Ирина Леополидовна,
стажер-исследователь института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор одной научной публикации
ДЕПУТАТ Ирина Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, заведующая научно-исследовательской лабораторией прикладной психофизиологии института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 55 научных публикаций в т. ч. двух монографий
АНАЛИЗ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В статье представлены результаты исследования, целью которого являлось изучение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста (10-12 лет) с легкой степенью умственной отсталости. Выявлены существенные различия в сравнении с детьми, имеющими нормальный уровень интеллекта. Определено, что в младшем школьном возрасте у умственно отсталых детей внешние проявления агрессивного поведения выражены ярче, чем у детей с нормой интеллектуального развития. Показано, что дети с умственной отсталостью отстают в способности регулировать отрицательные эмоции. Осознанная мотивация в отношении агрессивных проявлений значительно снижена. Дети с нарушением интеллекта больше склонны к примитивным проявлениям отрицательных эмоций, чем их нормально развивающиеся сверстники. Таким образом, подтверждается, что у детей с нарушением интеллекта произвольная регуляция эмоций отстает в развитии.
Ключевые слова: умственная отсталость, агрессивные проявления, вербальная агрессия, физическая агрессия, внутренние мотивы, агрессивное поведение, волевая регуляция эмоций.
Известно, что контроль над проявлениями агрессии у детей с легкой степенью умственной отсталости развит слабо, т. к. значительно нарушена произвольная регуляция эмоциональной сферы и дефект интеллекта мешает адекватно оценить окружающую обстановку. Агрессивные проявления у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют следующие особенности: полиморфность причин и механизмов агрессивного поведения ребенка; неосознан-
© Большевидцева И.Л., Депутат И.С., 2014
ность в проявлении отрицательных эмоций; низкий уровень волевой регуляции поведения в общения, особенно в конфликтных ситуациях; несоответствие поведения ни ситуации, в которой находится ребенок, ни раздражителю, который вызвал агрессивную реакцию; склонность к подражанию (на вербальном и физическом уровнях).
Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Л.В. Кузнецова и многие другие педагоги и психологи
отмечают особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью. Внешне они выражаются в хаотичном поведении, неадекватной оценке общения, негативизме [1]. Поведение носит импульсивный характер, переживания неустойчивы. Отсюда и неспособность сдерживать чувства и влечения [2, 3].
Особенно необходимо проводить работу по предотвращению закрепления патологического стереотипа в поведении в младшем школьном возрасте, воздействуя при этом на ребенка с помощью заданий, упражнений, которые он будет выполнять вместе с другими детьми, обучаясь приемам саморегуляции и приобретая умение адекватно оценивать как собственное поведение, так и поведение других людей.
Цель исследования - изучить особенности агрессивных проявлений умственно отсталых учащихся младших классов 10-12 лет.
Материалы и методы. Исследования были проведены в Соломбальской коррекционной школе-интернате № 39, специальной (коррекционной) школе № 31, в муниципальной общеобразовательной школе № 40 города Архангельска. Были отобраны 40 детей с умственной отсталостью и 40 детей с нормальным развитием интеллекта в возрасте 10-12 лет.
Особенности агрессивных проявлений изучались в нескольких аспектах:
1) исследование предрасположенности к агрессии (тест «Несуществующее животное», тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга),
2) исследование внешних поведенческих показателей агрессии (для этого использовалось наблюдение),
3) исследование предпочтений типов поведения в общении (методом проведения опроса «Какой сказочный герой больше нравится и почему?»; положительные и отрицательные герои понимались как прототипы социального и асоциального поведения).
Результаты и обсуждение. Нами выявлено, что у детей с умственной отсталостью осознанная мотивация агрессивных проявлений значительно снижена, при этом дети с нарушением интеллекта больше склонны к примитивным
проявлениям отрицательных эмоций. Умение регулировать отрицательные эмоции отстает в развитии [4]. Об этом свидетельствуют данные теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. Дети с сохранным интеллектом отдавали предпочтение реакциям внешнеобвинительным (56 %) и самообвинительным (30 %). Они направляли свои отрицательные эмоции на сверстника, но при этом делали попытку рационально объяснить ему, что «так делать нельзя». Дети с умственной отсталостью чаще давали ответы безобвинительной (52 %) и внешнеобвинительной реакции (39 %). Больше половины смирялись с ситуацией и даже не пытались ее разрешить. Ответы, соответствующие внешнеобвинительным реакциям, сводились к конкретным действиям («просто заберу», «сгоню», «обзову»), а не рациональному разрешению конфликта.
Внешние проявления агрессивного поведения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста выражены ярче, чем у детей с нормальным интеллектуальным развитием [5, 6]. Это подтверждают результаты наблюдения. Количество детей из общеобразовательной школы, проявляющих агрессию на физическом уровне, составило 27 %, в то время как доля детей из специальной (коррекционной) школы, демонстрирующих агрессию так же, составила 48 %.
В проявлении вербальной агрессии (обращенные агрессивные выкрики) как более высокой ступени в выражении отрицательного эмоционального состояния также прослеживается онтогенетическая закономерность. Так, вербальная агрессия была выявлена у 38 % детей с нормальным интеллектуальным развитием; выражалась она в сравнительно безобидных фразах. Дети же с умственной отсталостью проявляют вербальную агрессию реже (28 %). В их речи в момент проявления агрессии можно было услышать и ненормативную лексику, даже если рядом находился педагог или воспитатель.
Таким образом, внутренние мотивы агрессивного поведения у детей с нормальным развитием интеллекта сформированы более
устойчиво, чем у детей первой группы, т. к. первые уже активно учатся сдерживать свои отрицательные эмоции и усваивают механизмы психологической защиты. В работах 43 % школьников с нормальным интеллектуальным развитием и 38 % детей с умственной отсталостью встречались два показателя агрессии (в частности, наличие в рисунке когтей и клыков). В то же время для 19 % детей с нормальным интеллектом и 25 % детей с умственной отсталостью продемонстрировали рисунки без явных агрессивных проявлений.
В ходе опроса большинство детей с нормальным интеллектом (65 %) отдали предпочтения отрицательным сказочным героям. Свой выбор они объясняли такими фразами: «Он большой и сильный», «Мне нравится, что он может стрелять огнем», «Ее все боятся».
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева в своих исследованиях пишет, что ребенку свойственно ассоциировать себя со сказочными героями, образ и поведение которых его привлекает [4]. Подобный выбор, на наш взгляд, говорит о том, что дети эмоционально напряжены и готовы к проявлению агрессии. Большинство детей с умственной отсталостью (60 %) отдали предпочтение положительным сказочным героям («Он всегда веселый», «Она добрая»). Подобные данные могут свидетельствовать о том, что детей с нормальным интеллектом больше привлекает агрессивное, демонстративное поведение, чем детей с умственной отсталостью. Полученные результаты подтверждают тот факт, что у детей с нарушением интеллекта произвольная регуляция эмоций (в т. ч. и отрицательных) отстает в развитии.
Список литературы
1. Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями в развитии // Обучение и воспитание детей с нарушением в развитии. 2007. № 1. С. 68.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001. 421 с.
3. Вострокнутов Н.В. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков // Рос. психиатр. журн. 2000. № 2. С. 13.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. 310 с.
5. Иванов Е.С., Шипицина Л.М. Этиопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 1. С. 20.
6. Масагутов Р.М. Детская агрессия. Уфа, 2002. 192 с.
References
1. Benilova S.Yu., Davidovich L.R. Korrektsiya emotsional’no-povedencheskikh rasstroystv u detey s narusheniyami v razvitii [Correction of Emotional-Behavioral Disorders in Children with Developmental Disorders]. Obuchenie i vospitanie detey s narusheniem v razvitii, 2007, no. 1, p. 68.
2. Berkovits L. Agressiya: prichiny, posledstviya i kontrol’ [Aggression: Causes, Consequences and Control]. St. Petersburg, 2001. 421 p.
3. Vostroknutov N.V Patologicheskoe agressivnoe povedenie detey i podrostkov [Pathological Aggressive Behaviour in Children and Adolescents]. Rossiyskiypsikhiatricheskiy zhurnal, 2000, no. 2, p. 13.
4. Zinkevich-Evstigneeva T.D. Praktikum po skazkoterapii [Practical Work on Therapy Through Fairy Tales]. St. Petersburg, 2000. 310 p.
5. Ivanov E.S., Shipitsina L.M. Etiopatogenez narusheniy povedeniya u uchenikov vspomogatel’noy shkoly [Etiopathogenesis of Behavioral Disorders in Special School Pupils]. Defektologiya, 1989, no. 1, p. 20.
6. Masagutov R.M. Detskaya agressiya [Child Aggression]. Ufa, 2002. 192 p.
Bolshevidtseva Irina Leopolidovna
Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
Deputat Irina Sergeevna
Institute of Medical and Biological Research, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)
ANALYSIS OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN lO-12-YEAR-OLD CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY
The paper studied aggressive behaviour in primary school children aged 10-12 years with mild intellectual disability. We have revealed significant differences as compared to children with normal intelligence. Primary school children with intellectual disability showed more pronounced symptoms of aggressive behaviour than those with normal intellectual development. Children with intellectual disabilities are lagging behind in their ability to regulate negative emotions. Conscious motivation against aggressive manifestations is significantly reduced. Children with intellectual disabilities are more likely to have primitive manifestations of negative emotions than their normally developing peers. Thus, it was confirmed that volitional control of emotions in children with intellectual disabilities is underdeveloped.
Keywords: intellectual disability, aggressive manifestations, verbal aggression, physical aggression, intrinsic motives, aggressive behaviour, volitional control of emotions.
Контактная информация: Большевидцева Ирина Леополидовна адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;
е-mail: [email protected] Депутат Ирина Сергеевна адрес: 163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3;
e-mail: [email protected]
Рецензент - Джос Ю.С., кандидат медицинских наук, доцент, заместитель директора по научной работе института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова