Использованные источники:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Наука, 1992. - 152 с.
2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» / А.К. Бондаренко. - М.: Наука, 1991. - 250 с.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: «Просвещение», 1993. -193 с.
4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2006. - 167 с.
5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николавева. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.
6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Наука, 1982. - 95 с.
УДК 372.32 : 82.34
Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Баскова Н.А. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Аннотация: в статье раскрывается педагогический потенциал использования авторской сказки природоведческого содержания как средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста. Природоведческая сказка дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.
Ключевые слова: представления о природе, авторская сказка природоведческого характера, дети старшего дошкольного возраста.
Butvina O. U., candidate of biological.N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Baskova N.A., a learning group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" FORMATION OF IDEAS ABOUT NATURE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THE AUTHOR'S TALES OF
NATURAL CHARACTER Abstract: the article reveals the pedagogical potential of using the author's fairy tale of natural science content as a means of forming ecological ideas in preschool children. Natural history fairy tale gives a rich material for the education of children's cognitive interest, observation and curiosity. It raises new questions for children, makes them look at the surrounding nature.
Key words: ideas about nature, author's fairy tale of natural science character, children of preschool age.
Сегодня экологическое воспитание подрастающего поколения -приоритетное направление дошкольного образования. Его актуальность обоснована тяжелой экологической ситуацией, образовавшейся за последние десятилетия во всем мире и, в частности, в Российской Федерации. В XXI веке экологические проблемы вошли в ранг чрезвычайных: состояние природной среды резко ухудшилось, а жизнь человека подвержена многим опасностям экологического характера. Бурное развитие научно-технического прогресса, неосмотрительное и непродуманное использование природных ресурсов, игнорирование ее законов, а также низкий уровень экологической культуры граждан привели к необратимым изменениям в окружающей среде.
Различные аспекты организации работы по экологического образованию детей дошкольного возраста в условиях общественного воспитания изучали такие исследователи, как П.Г. Саморукова [5], З.П. Плохий [4], С.Н. Николаева [3]. Ученые единогласны в мнении о том, что стержнем данной работы является формирование экологических представлений, в частности, представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между природными объектами. Такие представления помогают ребенку понять, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от природной среды. С приобретением экологических представлений у детей будет формироваться понимание самоценности природы и ощущение себя ее частью.
Наиболее полно данная работа реализуется с помощью авторских сказок природоведческого содержания. Дети дошкольного возраста любят экологические сказки, ведь в них встречаются с яркими и доступными восприятию образами. Через эмоциональное взаимодействие с образами они усваивают определенные представления, вырабатывают конкретные суждения, формулируют личностные умозаключения. Образность сказки способствует формированию первых синкретичных представлений о тех объектах и явлениях, о которых в ней рассказывается. Авторская же сказка, в основу которой положены конкретные научные факты, а форма подачи информации остается сказочной, по нашему мнению, способна оптимизировать процесс формирования начальных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель статьи: раскрыть педагогический потенциал использования авторской сказки природоведческого содержания как средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Авторская сказка природоведческого характера - это познавательная сказка, сочетающая в себе научную основу и образную форму изложения, которая способствует формированию основ экологического сознания и культуры, а также осознанно правильного отношения к природе. Благодаря сказочной форме сложные экологические представления становятся доступными пониманию детей дошкольного возраста.
Учредителями детской природоведческой литературы были: В. Бианки, М. Пришвин, Б. Заходер, Г. Скребицкий, Н. Павлова и другие. Они не только писали интересные сказки о природе, но и передавали точные факты, научные сведения о природной среде. Возможности использования данных сказок в экологическом воспитании дошкольников изучались П.Г. Саморуковой [5], З.П. Плохий [4], Маханевой М. Д. [2] и другими педагогами.
Во всех авторских сказках природоведческого характера есть научная основа - это те реальные факты и сведения, которые в образной форме необходимо донести до детей. Научной основой сказок могут быть: живые объекты, информация о неживой природе как среде существования и удовлетворения потребностей живых организмов, описание приспособленности животных и растений к среде обитания, демонстрация связей живых организмов со средой обитания, живых организмов между собой, информация о целостности природы и возможные последствия ее нарушения.
Сказки природоведческого характера интересны дошкольникам, они открывают для них мир природы в другом аспекте: в них научное содержание органически связано с художественным словом, поэтому они, с одной стороны, формируют у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой - обогащают их представления о живых организмах, их взаимосвязи между собой и со
средой обитания, о целостности природы и последствиях деятельности людей в ней.
С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о живых организмах, их взаимосвязи между собой и со средой обитания, о целостности природы и последствиях деятельности людей в ней можно использовать сказки В. Бианки, А.В. Беленькой, А.А. Лопатиной, З.П. Плохий, Н.А. Рыжовой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.
Исследователи отмечают, что знания о природе, предлагаемые дошкольникам, должны представлять собой не сумму разрозненных фактов, а взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира. Это подтверждается исследованиями о доступности детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды, о зависимости строения живых организмов от условий существования, о связи между живыми организмами и средой обитания, о целостности природы.
Общение с природой для детей дошкольного возраста обязательно должно быть окрашено положительными эмоциями. Следует отметить, что в практике современного общественного дошкольного образования экологическое воспитание, преимущественно направлено на интеллектуальное развитие ребенка и в меньшей степени затрагивает эмоционально-нравственную сферу, тогда как эффективность формирования положительного отношения к природе более зависит от эмоциональной составляющей. Кроме того, недостатком организации экологического воспитания является утилитарный подход к роли природы в жизни человека, недооценка ее эстетического значения, нечеткое формирование у детей представлений о взаимосвязях ее отдельных компонентов, а также положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Осознанное бережное и заботливое отношение к природе формируется у дошкольников при наличии у них эмоциональных переживаний относительно объектов природы, первых экологических представлений о целостности природы, дальнейшее углубление которых осуществляется в процессе обучения детей умению устанавливать последовательность зависимостей между различными объектами природы в процессе практической деятельности. Эффективность бережного отношения к природе достигается путем сочетания знаний о природе и практической деятельности, направленной на проявление заботы о ее объектах путем развития положительных чувств, а также создания атмосферы соответствующего поведения в природе не только в условиях детского сада, но и дома. Полученные ребенком в процессе непосредственного общения с природой знания развивают его интеллектуальную сферу, психические процессы - внимание, воображение, память, мышление, речь.
Опираясь на классификацию экологических представлений детей дошкольного возраста, разработанную З.П. Плохий, можно условно выделить три группы сказок согласно научной основы, пронизывающей их содержание [4]: о живом организме, его потребностях и связи со средой; о связях живых организмов между собой; о целостности природных систем и последствиях деятельности людей в природе.
Стоит подчеркнуть, что такое деление сказок на группы очень условно, поскольку в каждой познавательной авторской сказке о природе есть информация о живом организме, его внешнем виде, потребностях, приспособлении к среде обитания, даже если рассматривается его связь с другими живыми организмами или акцент делается на целостности природы. Выделение научной основы сказок позволяет сориентироваться в разнообразном мире детской литературы и акцентировать внимание на тех экологических представлениях, которые можно сформировать у детей посредством каждой конкретной сказки.
Отметим, что дети старшего дошкольного возраста уже способны отличать фантастические элементы сказок от реальности, понимают, что в сказке содержится достоверная информация и наряду с этим присутствуют элементы вымысла (например, животные, деревья разговаривают). Сказка существенно воздействует одновременно на сознание и эмоциональную сферу личности ребенка.
Авторские сказки природоведческого характера сочетают в себе элементы научности и образные поэтические описания природы. Возможность и целесообразность их использования в процессе экологического воспитания детей и формирования у них начальных экологических представлений обусловлены: возможностью научного подхода к отбору информации, необходимой ребенку дошкольного возраста; наличием ярких образов, которые соответствует характеру детского мышления; возможностью использовать непроизвольный характер запоминания; эмоциональной насыщенностью, которая соответствует характеру детского восприятия мира.
Сказки могут как дополнить один из наглядных методов работы с детьми (наблюдение, рассматривание картины, иллюстрации), так и стать основным источником экологической информации: представлений о внешнем виде и повадках животных, условиях, необходимых для роста растений, приспособлении живых существ к окружающим условиям, взаимоотношениях людей с растительным и животным миром и тому подобное.
Однако, как указывают ученые (З.П. Плохий [4], П.Г. Саморукова [5] и др.), не все сказки можно использовать с целью экологического воспитания детей, поскольку во многих из них описывается поведение животных, которое не соответствует реальности, а оценка героев происходит с точки зрения человеческой морали. Кроме того, природа может восприниматься с точки зрения ее жизненной значимости для человека (реки с кисельными
берегами, помощь животных человеку: "не ешь меня, я тебе пригожусь"), что способствует выработке утилитарного, прагматического характера взаимодействия с природой и формирует установку "человек - хозяин природы". Как показали исследования Каменевой Л.А. и других ученых, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, они наделяются отрицательными чертами [1].
Поэтому для формирования начальных экологических представлений у детей дошкольного возраста лучше использовать авторские сказки природоведческого характера классиков детской литературы и современных авторов, имеющих научную основу - реальную познавательную информацию о живых организмах, их потребности, связи между собой и со средой обитания, о целостности природы и влиянии деятельности человека на нее. В таком случае сказка будет учить ребенка приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, развивать умение беречь и охранять живое.
Природоведческая сказка дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе, выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления детей, помогает уточнить и конкретизировать имеющиеся представления, учит устанавливать связи и взаимоотношения, которые существуют в природе. Художественное описание уже знакомых растений, животных или явлений природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению. Кроме того, авторская сказка открывает перед ребенком мир явлений, недоступных непосредственному опыту, помогает ему ориентироваться в окружающей жизни и познавать действительность.
Таким образом, анализ научных источников позволяет прийти к выводу о том, что авторская сказка природоведческого содержания является средством формирования у детей ярких, эмоционально окрашенных, действенных экологических представлений. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть ее красоту, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой - обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.
Использованные источники:
1. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.
2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.
4. Плохш З. П. Природа як тзнавальна цшшсть / З.П. Плохш // Дошкiльне виховання. - 2001. - №6. - С. 7-9.
5. Экологическое образование детей / Авт. - сост. П.Г. Саморукова и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.
УДК 378.1
Батталова Э. Р. студент
3 курс, факультет «экономический» Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Стерлитамак Липина Ю. А. студент
3 курс, факультет «экономический» Башкирский Государственный Университет
Россия, г. Стерлитамак Научный руководитель: Иваненко И. А. Доцент: доктор педагогических наук
Battalova, E. R. student
3 course, faculty "economic " Bashkir State University Russia, Sterlitamak Lipina Yu. A. student
3 course, faculty "economic" Bashkir State University Russia, Sterlitamak Scientific adviser:
Associate Professor: Ivanenko I. A. Doctor of Pedagogical Sciences ВИДЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РОССИИ И ИХ
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ TYPES OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA AND THEIR SCIENTIFIC POTENTIAL Аннотация: В данной статье рассматриваются виды высших учебных заведений, действующих на территории Российской Федерации, и их научный потенциал. Сравниваются в процентном соотношении научно-преподавательские составы ВУЗа. Именно преподаватели обеспечивают эффективное использование всех ресурсов, которые находятся в распоряжении ВУЗа, и от профессионализма научно-преподавательского состава зависит экономические показатели и конкурентоспособность научной деятельности ВУЗа.