Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1920
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПРИРОДЕ / ПИСАТЕЛИ-НАТУРАЛИСТЫ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНГГО ВОЗРАСТА / ECOLOGICAL EDUCATION / WORKS ABOUT NATURE / NATURE WRITERS / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

В статье раскрывается проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений о природе. Через эмоциональное взаимодействие с их образами дети усваивают определенные представления о природных объектах и явлениях, у них развивается интерес к природе, они учатся видеть ее хрупкость и незащищенность. Авторы данных произведений - писатели-природоведы - знакомят детей с природой посредством жанров познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только формируют научные экологические представления, но и способствуют развитию любознательности, наблюдательности, чуткости ко всему живому. Правильно организованное познание детьми природы посредством природоведческих произведений предоставляет большие возможности для объяснения детям сути экологических проблем, причин их появления, а также способствует сознанию необходимости сохранить природные богатства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN THROUGH NATURE WORKS

The article reveals the problem of ecological education of preschool children through works about nature. Through emotional interaction with their images, children learn certain ideas about natural objects and phenomena, they develop an interest in nature, they learn to see its fragility and vulnerability. The authors of these works - nature writers-introduce children to nature through the genres of educational fairy tales and realistic stories. Their works not only form scientific ecological ideas, but also contribute to the development of curiosity, observation, and sensitivity to all living things. Properly organized knowledge of nature by children through natural science works provides great opportunities to explain to children the essence of environmental problems, the reasons for their appearance, and also contributes to the awareness of the need to preserve natural resources.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ»

13. Орлянская Р.Р. Речевая активность как социально-педагогическая проблема. // Проблемы дошкольного детства в исследованиях молодых ученых: сборник научных статей по материалам международного форума молодых ученых. / Р.Р. Орлянская. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009. -С. 156-163.

14. Сафонова О.В. О проблемах активности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия в детском саду / О.В. Сафонова. - 2006. - №4.

15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.

16. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: что мы делаем, когда говорим и думаем / Р.М. Фрумкина. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - 24 с.

17. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие): учебно-методическое пособие / В.Л. Хайкин. - М.:Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2000. - 448 с.

Педагогика

УДК 372.3/4

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ПРИРОДЕ

Аннотация. В статье раскрывается проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений о природе. Через эмоциональное взаимодействие с их образами дети усваивают определенные представления о природных объектах и явлениях, у них развивается интерес к природе, они учатся видеть ее хрупкость и незащищенность. Авторы данных произведений - писатели-природоведы -знакомят детей с природой посредством жанров познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только формируют научные экологические представления, но и способствуют развитию любознательности, наблюдательности, чуткости ко всему живому. Правильно организованное познание детьми природы посредством природоведческих произведений предоставляет большие возможности для объяснения детям сути экологических проблем, причин их появления, а также способствует сознанию необходимости сохранить природные богатства.

Ключевые слова: экологическое воспитание, произведения о природе, писатели-натуралисты, дети дошкольнгго возраста.

Anmtation. The article reveals the problem of ecological education of preschool children through works about nature. Through emotional interaction with their images, children learn certain ideas about natural objects and phenomena, they develop an interest in nature, they learn to see its fragility and vulnerability. The authors of these works - nature writers-introduce children to nature through the genres of educational fairy tales and realistic stories. Their works not only form scientific ecological ideas, but also contribute to the development of curiosity, observation, and sensitivity to all living things. Properly organized knowledge of nature by children through natural science works provides great opportunities to explain to children the essence of environmental problems, the reasons for their appearance, and also contributes to the awareness of the need to preserve natural resources.

Keywords: ecological education, works about nature, nature writers, preschool children.

Введение. Экологическое воспитание детей - актуальное направление дошкольного образования, обоснованное неблагополучной экологической ситуацией, образовавшейся за последние десятилетия во всем мире и, в частности, в Российской Федерации. Развитие научно-технического прогресса, неосмотрительное и непродуманное использование природных ресурсов, игнорирование законов природы, а также низкий уровень экологической культуры граждан привели к необратимым изменениям в окружающей среде.

Проблему экологического образования детей в дошкольном возрасте изучали такие исследователи, как Л.А. Каменева [3], Н.Н. Кондратьева [3], М.Д. Маханева [5], С.Н. Николаева [6], Н.А. Рыжова [10], П.Г. Саморукова [15] и др. По мнению ученых, общение с природой способствует формированию у детей высоких нравственных качеств, обогащает их речь, мышление, эмоциональную сферу, положительно влияет на их духовный мир, пробуждает творческую мысль, а также закладывает фундамент для развития начал экологического сознания. Однако, как указывает анализ практики дошкольного образования, экологическое воспитание в условиях дошкольной образовательной организации преимущественно направлено на интеллектуальное развитие ребенка и недостаточно затрагивает эмоционально-нравственную сферу, тогда как эффективность формирования положительного отношения к природе в большей степени зависит от эмоциональной составляющей.

Одним из инструментов экологического воспитания детей являются произведения о природе - стихи, сказки, рассказы. Через эмоциональное взаимодействие с их образами дети усваивают определенные представления о природных объектах и явлениях, вырабатывают конкретные суждения, формулируют умозаключения. Произведения художественной литературы природоведческого содержания раскрывают перед детьми многообразие человеческих чувств - сопереживание, радость, восхищение, любовь ко всему живому, - способствуя тем самым формированию у них бережного отношения к природе и желание заботиться о ней.

Цель статьи: раскрыть значение произведений о природе как важного средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Произведения о природе - источник научно-достоверных знаний детей о связях и взаимозависимостях, существующих между природными объектами. Авторы данных произведений - писатели-природоведы - знакомят детей с природой посредством жанров познавательной сказки и реалистического рассказа. Их произведения не только формируют научные экологические представления, но и способствуют развитию любознательности, наблюдательности, чуткости.

Учредители детской природоведческой литературы - И.И. Акимушкин, В.В. Бианки, Б.В. Заходер, Н.М. Павлова, К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин, Г.А. Скребицкий, Н.И. Сладков и другие - не только писали интересные сказки и рассказы о природе, но и передавали точные факты и научные сведения о ней. Возможности использования данных произведений в экологическом воспитании дошкольников изучались М.Д. Маханевой [5], С.Н. Николаевой [6], Е.А. Стрехой [12], П.Г. Саморуковой [15] и другими педагогами. Так, П.Г. Саморукова отмечает, что дети дошкольного возраста способны отличать фантастические элементы сказок и рассказов от реальности, понимают, что в них содержится достоверная информация и наряду с этим присутствуют элементы вымысла и волшебства [15, с. 45].

Е.А. Стреха, в свою очередь отмечает, что знания о природе не должны представлять собой сумму разрозненных фактов, а наоборот - взаимосвязанную, последовательную цепочку представлений, раскрывающих наиболее важные закономерности природного мира [12]. Это подтверждается исследованиями о доступности детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды, о зависимости строения живых организмов от условий существования, о связи между живыми организмами и средой обитания, о целостности природы. По мнению М.Д. Махневой, при знакомстве детей с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются представления об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе [5, с. 94].

Однако, как указывают ученые [2; 3; 4; 12; 14], не все сказки и рассказы можно использовать с целью экологического воспитания детей, поскольку во многих из них описывается поведение животных, которое не соответствует реальности, а оценка героев происходит с точки зрения человеческой морали. Кроме того, природа может восприниматься с точки зрения ее жизненной значимости для человека (реки с кисельными берегами, помощь животных человеку: «не ешь меня, я тебе пригожусь»), что способствует выработке потребительского характера взаимодействия с природой и формирует установку «человек - хозяин природы». Как показали исследования Л.А. Каменевой и других ученых, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые, они наделяются отрицательными чертами [3, с. 87].

Поэтому с целью экологического воспитания детей дошкольного возраста лучше использовать произведения классиков детской литературы (А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Майкова, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М. Пришвина, И.С. Соколова-Микитова, а также С.А. Есенина, А.К. Толстого, К.Г. Паустовского), имеющих научную основу - реальную познавательную информацию о живых организмах, их потребностях, связях между собой и со средой обитания, о целостности природы и влиянии деятельности человека на нее. В таком случае произведения будут учить детей проявлять интерес к природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, развивать умение беречь и охранять живое. Также отметим, что художественное описание растений, животных и явлений природы в произведениях писателей натуралистов - В.В. Бианки [1], М.М. Пришвина [8; 9], Н.И. Сладкова [11], Е.И. Чарушина [13] и других -делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению и созерцанию.

Произведения о природе открывают перед детьми мир явлений, недоступных непосредственному восприятию, помогают им ориентироваться в окружающей жизни и познавать действительность, выводят за пределы наблюдаемого и тем самым расширяют экологические представления. С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о природных явлениях.

Как указывает А.А. Лопатина, список произведений, с которыми в течение года знакомятся дети, может включать произведения разные по размеру и характеру подачи материала: короткие зарисовки, сказки, рассказы, а также произведения, которые читаются в течение всего года [4]. Интересным в познавательном плане, является возможность включения в список произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях, например: В.В. Бианки «Опять лето?», «Прощальная песенка», «Готовятся к зиме»; И.И. Акимушкин «Жил-был медведь»; Г.А. Ладонщиков «Медведь проснулся»; С.В. Воронин «Моя береза»; Е.И. Чарушин «Что за зверь?»; М.М. Пришвин «Золотой луг»; С.В. Михалков «Елочка» [7].

Важно отметить, что методика экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством природоведческой литературы включает в себя, как непосредственно-образовательную деятельность, так и образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с родителями.

Детская природоведческая книга - важный инструмент в руках воспитателя, который полезно использовать во всех возрастных группах. Общим для них будет сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе. Однако, в каждой группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Так, детям младшей возрастной группы произведение лучше не читать, а эмоционально рассказывать наизусть, сопровождая показом иллюстративного материала. Иллюстрации способствуют формированию у детей дополнительных переживаний, которые расширяют возможности воздействия произведений на их эмоциональную сферу. Однако, существует ряд требований к иллюстрациям как средству экологического воспитания детей. Они должны быть хорошо узнаваемыми, понятными, передавать существенные характеристики природных объектов и явлений, быть красочными и статичными. В таком случае иллюстрации будут способствовать пониманию смысла произведения и вызывать у детей яркие впечатления.

Согласно мнению Н.А. Рыжовой, не менее важным является стимулирование детей младшей группы к выполнению имитационных действий, иллюстрирующих повадки животных (лисы, медведя, зайца, петуха, курицы-наседки, воробья и др.). Важность использования приема имитации обусловлена наглядно-образным мышлением детей этого возраста [10, с. 51].

Воспитателю также важно уметь определять, что понял ребенок, на какие моменты следует обратить его внимание; как сделать так, чтобы он понял смысл произведения, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

В средней и старших возрастных группах экологические произведения используются для уточнения, углубления и систематизации представлений детей о природе. Важно вызвать у детей эмоциональный отклик, который в дальнейшем при правильно построенной педагогической работе, послужит мотивом природоохранного поведения. Как отмечает Т.А. Шорыгина, чтение художественного произведения может предшествовать наблюдению [14]. Часто в тексте рассказа уже содержится план предстоящего наблюдения или те существенные стороны явления, на которые необходимо обратить внимание детей. Таких

произведений много у Н.М. Павловой, В.В. Бианки, Н.И. Сладкова. Ранней весной, когда появляется мать-и-мачеха, воспитатель может прочитать детям краткое описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой «Ранняя весна». Данное произведение будет способствовать формированию интереса к этому растению, а внимание детей будет направлено на то, что и как наблюдать.

Как указывает П.Г. Саморукова, произведения о природе можно читать детям и после наблюдения. Это даст возможность подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных объектов и явлений [15, с. 101]. С целью обобщения и систематизации знаний о прочитанном после чтения природоведческого произведения важно организовать беседу. Это поможет детям глубже осознать явления природы, понять связи, существующие между его объектами и необходимость бережного отношения к ее ресурсам.

Выводы. Таким образом, анализ научных источников позволяет прийти к выводу о том, что произведения о природе, сочетая в себе научную основу и образную форму изложения, являются важным средством формирования у детей основ экологического сознания и культуры, а также осознанно правильного отношения к природе. Именно произведения о природе дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Они ставят перед детьми новые вопросы, побуждают их присматриваться к окружающей природе, выводят за пределы наблюдаемого и тем самым расширяют представления детей, помогают уточнить и конкретизировать имеющиеся представления, учат устанавливать связи и взаимоотношения, которые существуют в природе. Правильно организованное познание детьми природы посредством природоведческих произведений предоставляет большие возможности для объяснения детям сути экологических проблем, причин их появления, а также способствует сознанию необходимости сохранить природные богатства.

Литература:

1. Бианки В.В. Лесная газета: сказки и рассказы / В.В. Бианки. - Москва: «АСТ», 2015. - 320 с.

2. Ердахов Л.Т. Экологическая сказка для первоклассников / Л.Т. Ердахов // Начальная школа. - 2012. - №11. - С. 19-22.

3. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.

4. Лопатина А.А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания А.А. Лопатина. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 234 с.

5. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187 с.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.

7. Полная хрестоматия для дошкольников. / Сост. С.Д. Томилова. - М.: АСТ. - 2011. - 305 с.

8. Пришвин М.М. Беличья память: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Стрекоза», 2018. - 80 с.

9. Пришвин. М. Золотой луг: рассказы / М.М. Пришвин. - Москва: «Детская литература», 2013. - 16 с.

10. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - Москва: Карапуз, 2001. - 432 с.

11. Сладков Н.И. Лесной календарь: рассказы и сказки / Н.И. Сладков. - Москва: «Стрекоза», 2005. - 192 с.

12. Стреха Е.А. Малыши в мире природы: Учебно-наглядное пособие / Е.А. Стреха. - Минск, «Зорны верасень, 2009. - 30 с.

13. Чарушин Е.И. Про Никитку: рассказы о животных / Е.И. Чарушин. - Москва: «Искатель», 2012. - 128 с.

14. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 с.

15. Экологическое образование детей / Авт. - сост. П.Г. Саморукова и др. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 321 с.

Педагогика

УДК 364.65

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); специалист управления учебно-методической деятельности и работе со студентами Холмогорова Татьяна Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный институт культуры и искусства» (г. Якутск)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОДИНОКИМ ЛЮДЯМ

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема одиночества как социально-психологического феномена, к изучению которого необходим комплексный подход. Феномен одиночества пожилых людей в зависимости от его степени проявления - либо хроническое (как следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми), либо ситуативное (как следствие крушения сложившейся модели социальных связей человека), либо преходящее (испытываемое время от времени). Решение проблемы одиночества пожилых людей необходимо через создание сети частных пансионатов наряду с государственными домами для инвалидов и престарелых граждан. В подобных заведениях предоставляется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.