Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / АВТОРСКАЯ СКАЗКА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / AUTHOR'S TALE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова С.В.

Статья посвящена актуальной проблеме особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами авторской сказки. Раскрыты педагогические возможности авторских сказок в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ORIGINAL ENVIRONMENTAL PERCEPTIONS IN CHILDREN SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THE AUTHOR'S TALES

Annotaion: The article is devoted to features of ecological education of preschool children through the author's tales. Reveals pedagogical opportunities of author's fairy tales in environmental education of children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ»

УДК: 372.32 : 82.34

Попова С.В. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» Научный руководитель: к. пед.н., доцент Алимова Л.У.

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ

АВТОРСКОЙ СКАЗКИ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме особенностей экологического воспитания детей дошкольного возраста средствами авторской сказки. Раскрыты педагогические возможности авторских сказок в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дети старшего дошкольного возраста, авторская сказка.

Popova S. V., student of the group ZDO-5-5-14 faculty ofpsychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: candidate of pedagogical Sciences.n., associate Professor Alimova L. U.

THE FORMATION OF THE ORIGINAL ENVIRONMENTAL PERCEPTIONS IN CHILDREN SENIOR PRESCHOOL AGE BY MEANS OF THE AUTHOR'S

TALES

Annotaion: The article is devoted to features of ecological education of preschool children through the author's tales. Reveals pedagogical opportunities of author's fairy tales in environmental education of children of senior preschool age.

Keywords: environmental education, children of preschool age, the author's

tale.

Среди многих направлений учебно-воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях из года в год все большую

актуальность приобретает экологическое воспитание детей. Его значение обусловлено той сложной экологической ситуацией, которая сложилась за последние десятилетия во всем мире и, в частности, в России.

Причина экологического кризиса преимущественно находится в практической деятельности человека, которая, в свою очередь, обусловлена антропоцентрическим сознанием человека. Сущность экологического кризиса заключается не только в обособлении человека от природы и в конфликте с нею, но и в непонимании или нежелании понять, что человечество может выжить, лишь осознавая себя неотъемлемой частью природы.

Ликвидация глубокого эколого-экономического кризиса возможна лишь при условии изменения поведения человека, его ценностных ориентиров, формирования у подрастающих поколений экологической сознательности, которая является стержнем индивидуальной экологической культуры и предполагает понимание сущности тех взаимосвязей, которые существуют в единстве: "живая и неживая природа", "растительный и животный мир", "природа и человек", "природа и общество".

Цель статьи: раскрыть педагогические возможности авторских сказок в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Современные ученые - С.Н. Николаева [4; 5], З.П. Плохий [6], А.В. Беленькая [1], М.Д. Маханева [3] - считают, что экологическое воспитание, направленное на формирование у ребенка осознания себя как частицы природы, а также чувства ответственности за то, что происходит вокруг него и в следствие его действий в окружающей среде, выступает сегодня объективной необходимостью. Основы сознания, экологической культуры, отношение к миру природы закладываются в дошкольном детстве, что служит подтверждением весомости использования этого сенситивного периода для экологического воспитания личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует специалистов дошкольного образования на такой выбор задач и содержания работы с детьми, который будет не столько вооружать их определенной системой знаний, сколько открывать перед ними "науку жизни", которая способствовала бы формированию творческих личностей с развитым чувством собственного достоинства и ответственности за свои поступки. В соответствии с требованиями ФГОС ДО у ребенка должны быть сформированы базовые элементы природодосообразного мировоззрения, в основе которого лежит осознание единства всех природных элементов и себя как частицы природы.

Цель экологического образования С.Н. Николаева определяет, как формирование экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде [4], а А.В. Беленькая -формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания [1].

Одним из эффективных средств экологического воспитания, а также влияния на когнитивную и эмоциональную сферу детей дошкольного возраста является авторская сказка.

Познавательные сказки в экологическом воспитании детей использовала З.П. Плохий [6]. Автором доказано, что дети дошкольного возраста любят сказки, ведь именно в них они встречаются с яркими и доступными восприятию образами. Через эмоциональное взаимодействие с сказочными образами дети усваивают определенные знания и представления, вырабатывают конкретные суждения, формулируют личностные умозаключения. Образность сказки способствует формированию первых синкретичных представлений о тех объектах и явлениях, о которых в ней рассказывается. Авторская сказка, в основу которой положены конкретные научные факты, при условии, что форма представления информации остается сказочной, по нашему мнению, способна оптимизировать процесс формирования начальных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [3].

Анализ результатов многочисленных исследований дает возможность сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста способны отличать фантастические элементы сказок от реальности, понимают, что в сказке содержится достоверная информация и наряду с этим есть элементы вымысла (животные, деревья разговаривают, оживают и т.п.). Сказка воздействует одновременно на сознание и эмоциональную сферу личности ребенка.

Отметим, что в сказках, как правило, очень точно обозначены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов. Как отмечает Т. Зинкевич-Евстигнеева, авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории могут рассказать о разных гранях жизни, что является очень важным для миропонимания детьми дошкольного возраста.

На наш взгляд, с целью экологического воспитания стоит подбирать те сказки, которые наиболее точно передают особенности, привычки, способы адаптации животных к среде обитания. Это, в свою очередь, соответствует действительности, раскрывает связи и зависимости в природе, помогает понять и осознать целостность природы, поскольку только с этим осознанием возможно формирование поведения в природе по ее законам.

Мы считаем, что в процессе экологического воспитания старших дошкольников с целью формирования начальных экологических представлений следует использовать авторские сказки, имеющие научную познавательную основу и раскрывающие реальные связи и зависимости в природе. Этой цели максимально соответствуют авторские природоведческие сказки многих классиков детской литературы и современных авторов. Учредителями детской природоведческой литературы были: В.Бианки, Н.Пришвин, Б.Заходер и другие. Они не только писали

интересные сказки о природе, но и передавали точные факты, научные сведения об природную среду.

С целью формирования у детей старшего дошкольного возраста начальных представлений о живых организмах, их взаимосвязи между собой и со средой обитания, о целостности природы и последствиях деятельности людей можно использовать сказки В. Бианки, А. Беленькой, Б. Гринченко, З. Плохий и многих других.

Сказки природоведческого характера интересны дошкольникам, они открывают для них мир природы в другом аспекте: в них научное содержание органически связано с художественным словом, поэтому они, с одной стороны, формируют у детей умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой - обогащают их представление об окружающей среде, учат выделять закономерности природных явлений [7]. Авторские сказки базируются на научных фактах, которые передаются в обработанной, доступной и интересной детям "волшебной" форме, позволяя животным разговаривать и грустить, размышлять и радоваться. В сказке эмоционально, живо описаны особенности жизни знакомых детям животных, насекомых, цветов и растений, а также наиболее яркие явления неживой природы, связи между объектами и явлениями природы [6].

Таким образом, подчеркивая ценность познавательной сказки, отметим, что авторская сказка для детей выступает своеобразным источником первой экологической информации о: взаимосвязях в природе, приспособительных особенностях животных, влиянии явлений неживой природы на живую; ведь именно из сказок дети узнают о внешнем виде, условиях жизни и некоторых привычках многих животных. В сказках отражаются также отдельные аспекты отношения людей к природе, экологические взаимосвязи в окружающем мире. Благодаря авторской сказке сложные экологические представления становятся доступными для детей благодаря сказочной форме.

Использованные источники:

1. Беленька Г. Змалку ближче до природи / Беленька Г. // Дошкшьне виховання. - 2004. - №6. - С.7-9.

2. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.

3. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. -2007. - № 5. - С. 22 - 27.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.

6. Плохш З. П. Природа як тзнавальна щншеть / З.П. Плохш // Дошкiльне виховання. - 2001. - №6. - С. 7-9.

7. Экологическое образование / Авт. - сост. Н. В. Гороховатская и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

УДК 37.035.2

Потапова О.А. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики

факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г.Симферополь Научный руководитель: к. пед.н., доцент Алимова Л.У.

Potapova O.A., student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: candidate of pedagogical Sciences.n., associate Professor

Alimova L.U.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Аннотация: В данной статье освещены особенности воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками. Рассмотрена сущность понятия «ответственность», виды ответственности, а также методы воспитания ответственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, метод, ответственность.

ESPECIALLY EDUCATION OF SENSE OF RESPONSIBILITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF

INTERACTION WITH PEERS Abstract: This article contains material on teaching the basics of fostering a sense of responsibility at the senior preschool children in the course of interaction with peers. Considered are the responsibility category, responsibilities and methods and techniques of accountability in preschool children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.