Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / DIDACTIC GAME / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутвина О. Ю., Бариева Л. М.

В статье раскрывается важность использования дидактических игр в воспитательном процессе как средства экологического образования детей. Дидактические игры - разновидность игр с правилами, направленные на обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the importance of the use of didactic games in the educational process as a means of environmental education of children. Didactic games-a kind of games with rules aimed at teaching and educating children. The didactic game is an accessible means of forming preschool children's interest in ecology.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК:373.2

Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Бариева Л.М. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрывается важность использования дидактических игр в воспитательном процессе как средства экологического образования детей. Дидактические игры - разновидность игр с правилами, направленные на обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к экологии.

Ключевые слова: дидактическая игра, экологическое образование, дети дошкольного возраста.

Butvina O. U., candidate of biological.N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Barieva L.M., a learning group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION

OF PRESCHOOL CHILDREN Abstract: the article reveals the importance of the use of didactic games in the educational process as a means of environmental education of children. Didactic games-a kind of games with rules aimed at teaching and educating children. The didactic game is an accessible means of forming preschool children's interest in ecology.

Key words: didactic game, ecological education, preschool children. Проблема экологического воспитания в наше время весьма актуальна. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о

природе. Природное окружение представляет собой большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Многие педагоги, как прошлого времени, так и современники интересовались вопросом экологического воспитания детей дошкольного возраста и посвящали данному вопросу свои многочисленные труды. Ян Амос Коменский считал, что природа - источник знаний, средство развития чувств, ума и воли. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что необходимо "вести детей в природу", тем самым сообщая им все доступные и полезные знания для их всестороннего развития.

Цель статьи: раскрыть важность использования дидактических игр в воспитательном процессе как средства экологического образования детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - приоритетное направление дошкольного образования. Так как в наше время экологическая ситуация нестабильна, а мир буквально находится на грани экологической катастрофы, то особо остро стоит вопрос о формировании экологической культуры детей дошкольного возраста.

Главной задачей для педагога является научить детей любить и беречь природу, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру, а так же воспитать защитников природы. Дошкольное экологическое образование предполагает эмоционально-действенный характер и активное усвоение детьми знаний и представлений об окружающем мире, участие в сохранении и приумножении природных богатств [2].

Экология - наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Экологическая культура - полностью устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, которые отражаются в мыслях и действиях каждого человека.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения и воспитания, который направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры.

Задачами экологического образования детей в дошкольных учреждениях являются:

- обучение знаниям о взаимосвязи природы, общества и человека;

- формирование у дошкольников практических умений по разрешению экологических проблем;

- ценностная ориентация, мотивы, потребности и установка на активную деятельность дошкольников по охране окружающей среды;

- развитие способности анализировать экологические ситуации;

- развитие способности оценивать эстетическое состояние природы.

Дидактические игры - разновидность игр с правилами, направленные на обучения и воспитания детей.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьевым и другими. Детские игры рассматривались ими как необходимое явление в жизни ребенка. Игра -проявление его естественной потребности в деятельности, в которой он познает окружающую действительность. Для ребенка игра является свободной и самопроизвольной творческой деятельностью, полной реальных и жизненно важных переживаний.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению автора, в игре ребенок "живет" и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка -это серьезное занятие. Именно поэтому дидактическая игра стала одним из методов обучения детей.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Игра в дошкольном возрасте - ведущий вид деятельности детей. Игра пронизывает всю жизнь ребенка, а так же является одним из главных источников обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для всестороннего развития ребёнка [3].

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат (подведение итогов).

Дидактическая игра необходима ребенку:

- для создания и поддержания интереса к какому-либо предмету;

- для стимулирования деятельности ребенка (мотивация);

- для развития всех познавательных процессов (мышления, воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности)

[4].

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в дидактических играх. Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к экологии. Именно поэтому воспитатель на занятиях по экологии часто использует именно дидактические игры, которые в свою

очередь воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Дидактические игры используем на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы детского досуга. В целях экологического образования на территории детского сада созданы различные экологические зоны, такие как экологическая тропа, где с детьми проводятся комплексные занятия, игры, а так же организуется практическая и исследовательская деятельность детей.

Экологическое образование детей дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста и включённых в процесс экологического образования детей. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические игры, игры -драматизации, конструктивные игры, игровые обучающие ситуации. Особое значение для развития детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры [5].

Дидактическая игра экологического характера способствует:

- развитию познавательных способностей ребенка, получению новых знаний, их обобщению и закреплению, в процессе игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, а так же игры способствуют развитию памяти, внимания и наблюдательности;

- обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.

- развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, развивается фонематический слух;

- социально-нравственному развитию дошкольника (происходит познание взаимоотношений между людьми и природой);

- художественно-эстетическому воспитанию - происходит развитие творческой фантазии.

Усвоение дошкольником необходимых знаний о природе при помощи игры, никак не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания непременно войдут в их самостоятельную деятельность и игру [6].

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости использования дидактических игр как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста, так как они способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, формированию умений и желаний активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Использованные источники:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: Наука, 1992. - 152 с.

2. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» / А.К. Бондаренко. - М.: Наука, 1991. - 250 с.

3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: «Просвещение», 1993. -193 с.

4. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2006. - 167 с.

5. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николавева. - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: Наука, 1982. - 95 с.

УДК 372.32 : 82.34

Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Баскова Н.А. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА Аннотация: в статье раскрывается педагогический потенциал использования авторской сказки природоведческого содержания как средства формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста. Природоведческая сказка дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.

Ключевые слова: представления о природе, авторская сказка природоведческого характера, дети старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.