УДК 372.32 : 371.382
Бутвина О.Ю., к.б.н., доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Шейхалиева А.С. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация. Статья посвящена раскрытию роли и значения закрепления знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий. В дошкольном возрасте сложность обучения заключается в отборе адекватных возрасту детей методов, приемов и средств обучения. Учитывая уровень развития внимания, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективными при предоставлении первоначальных знаний о природе являются наглядные, практические и игровые методы обучения.
Ключевые слова: игровые технологии, знания о природе, дети старшего дошкольного возраста.
Butvina O. U., candidate of biological.N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Sheyhalieva A.S., a learning group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"
THE ROLE AND IMPORTANCE OF SECURE KNOWLEDGE ABOUT THE NATURE OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE MEANS
GAME TECHNOLOGY
Annotation. The article is devoted to the role and importance of secure knowledge about nature in children of preschool age gaming technology. At younger preschool age the complexity of learning is the selection of age-appropriate children methods, techniques and learning tools. Given the level of development of attention, memory, thinking of children of preschool age is the most effective at providing initial knowledge about the nature are clear, practical and game methods of training.
Keywords: game technology, knowledge about nature, children of primary school age.
Научно-техническая революция сопровождает и стимулирует развитие всего человечества. Однако, это развитие носит противоречивый характер: с одной стороны, совершенствование производства способствует более полному удовлетворению потребностей людей; с другой стороны - нещадно эксплуатируются природные ресурсы, загрязняется природная среда и сам человек отдаляется от природы.
Ученые констатировали, что, если неуважительное, «потребительское» отношение к природной среде будет продолжаться в течение последующих сорока лет, то природа окончательно деградирует и жизнь на планете станет невозможной. Углубление и расширение масштабов деятельности человека могут привести к глобальным противоречиям в развитии всей цивилизации.
В предупреждении такой ситуации важная роль отводится экологическому воспитанию подрастающего поколения. Будущее состояние природной среды в значительной степени зависит сегодня от успешного осуществления экологического воспитания, а именно: формирования нового, ответственного, доброжелательного отношения к природе, развития экологической этики, понимания ценности всего живого.
Цель статьи: раскрыть роль и значение закрепления знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.
В основе формирования положительного отношения человека к природе лежат знания. Об этом свидетельствуют исследования ученых, в частности М.Д. Махневой [2], Л.А. Камневой [1], С.Н. Николаевой [3]. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что тема экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста является актуальной, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы экологического мировосприятия. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понимал, что природа и человек взаимосвязаны, поэтому забота о природе является заботой и о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.
С.Н. Николаева рассматривала экологическое воспитание дошкольников на материале ознакомления их с животным миром. Она
подчеркивала необходимость предоставления детям начальных знаний и закрепление их с обязательным использованием непосредственных практических методов обучения. К ним в первую очередь относится игра, труд в природе и несложное экспериментирование [3].
М.Д. Махнева трактует приобретение знаний о природе как фактор стимулирования положительного отношения к ней [2]. А.А. Половина указывает, что общение с природой для детей дошкольного возраста обязательно должно быть окрашено положительными эмоциями. Исследователи единодушно отмечают, что в практике современного дошкольного образования экологическое воспитание, в основном, направлено на интеллектуальное развитие ребенка и в меньшей степени затрагивает его эмоционально-нравственную сферу, тогда как эффективность формирования положительного отношения к природе больше зависит от эмоциональной составляющей [4, 67]. Кроме того, недостатком организации экологического воспитания является утилитарный подход к роли природы в жизни человека, недооценка ее эстетического значения, нечеткое формирование у детей представлений о взаимосвязях ее отдельных компонентов, а также положительное и отрицательное влияние человека на природу.
Чтобы предотвратить это явление необходимо начинать работу по формированию основ экологической культуры и ответственности личности за свои поступки как можно раньше. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения и стать основой ценностных жизненных ориентиров личности. Однако, в дошкольном возрасте сложность обучения заключается в отборе адекватных возрасту детей методов, приемов и средств обучения. Учитывая уровень развития внимания, памяти, мышления детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективными при предоставлении первоначальных знаний о природе являются непосредственные наглядные и практические методы обучения [4, с. 12].
Мир входит в жизнь ребенка постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Важную роль в этом возрасте играют повседневные впечатления от общения с людьми. Мировосприятие ребенка также определяется и той информацией, которую он получает по радио и телевидению. Удовлетворить детскую любознательность, заинтересовать ребенка в активном освоении окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания, связи между предметами и явлениями наиболее эффективно позволяет игра, прежде всего, обучающая - управляемая взрослым и подчиненная определенной цели.
По определению психологов - О. Запорожца, Д.Эльконина, Л. Выготского, Г.Мухиной, Г.Люблинской - ведущей деятельностью ребенка старшего дошкольного возраста является игра. Она интересует детей,
активизирует все психологические процессы, способствует развитию потенциальных сил и возможностей. Именно поэтому в процессе игры легче усваиваются знания. Все в игре происходит произвольно, без приложения волевых и интеллектуальных усилий. Интерес детей и положительные эмоции, сопровождающие интересную игру, обеспечивают прочность усвоения любой информации [1, с. 9-10]. Поэтому играм уделяется большое значение в процессе ознакомления детей с природой. Дидактическая игра -«волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребенка всему, а главное - умению мыслить.
Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста - сложный психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, взаимосвязи между ними, необходимых убеждений, основ природоохранной деятельности. Знания об объектах и явлениях природы являются первой ступенью в системе экологического воспитания. Полученные ребенком в процессе непосредственного общения с природой знания развивают его интеллектуальную сферу, психические процессы - внимание, воображение, память, мышление, речь.
Использованные источники:
1. Каменева Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева - СПБ.: Детство - Пресс, 2007. - 320 с.
2. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод.пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2011. - 187с.
3. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. -2007. - № 5. - С. 22 - 27.
4. Экологическое образование / Авт. - сост. Н. В. Гороховатская и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.