Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / ROLE-PLAYING GAMES / MEASURING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Алиева З.Ш.

В данной статье раскрыты педагогические возможности сюжетно-ролевой игры как средства формирования представлений об измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическая и игровая деятельность детей и хозяйственная деятельность взрослых - основа для ознакомления с простейшими способами различных измерений. В сюжетно-ролевой игре с математическим содержанием знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому сюжетная игра характеризуется как форма практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амет-Уста З.Р., Алиева З.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF FORMING THE IDEA OF MEASURING ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

This article reveals the pedagogical possibilities of role-playing game as a means of forming ideas about the measuring activity of children of preschool age. Practical and game activity of children and economic activity of adults - a basis for acquaintance with the simplest ways of various measurements. In the story-role-playing game with mathematical content, children's knowledge is not only refined and expanded, but also because of their repeated, practical and effective reproduction is transformed, qualitatively changed, become conscious and generalized. Therefore, the story game is characterized as a form of practical knowledge of reality, as a way of transition from ignorance to knowledge. Reflecting in the games the activities of adults, in which the child is practically not yet able to participate, he really reproduces the most interesting, imprinted labor processes of adults.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121597/63df0c03a72c20f83f bac36216d643e24c7dc5cd/ (дата обращения 14.04.2018). 5. The Russian State's Size and its Footprint: Have They Increased? [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://www.imf.org/~/media/Files/Publications/WP/2019/WPIEA2019053.ashx (дата обращения 14.04.2018).

УДК 372.34

Амет-Уста З.Р., к.пед.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультет психологии и педагогического образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Алиева З.Ш. обучающаяся группы ЗДО-5-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В данной статье раскрыты педагогические возможности сюжетно-ролевой игры как средства формирования представлений об измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Практическая и игровая деятельность детей и хозяйственная деятельность взрослых - основа для ознакомления с простейшими способами различных измерений.

В сюжетно-ролевой игре с математическим содержанием знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения

преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому сюжетная игра характеризуется как форма практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые игры, измерительная деятельность.

Amet-Usta Z.R. candidate of pedagogical .N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Alieva Z.Sh. student of the group ZDO-5-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF FORMING THE IDEA OF MEASURING ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract: this article reveals the pedagogical possibilities of role-playing game as a means of forming ideas about the measuring activity of children of preschool age. Practical and game activity of children and economic activity of adults - a basis for acquaintance with the simplest ways of various measurements.

In the story-role-playing game with mathematical content, children's knowledge is not only refined and expanded, but also because of their repeated, practical and effective reproduction is transformed, qualitatively changed, become conscious and generalized. Therefore, the story game is characterized as a form of practical knowledge of reality, as a way of transition from ignorance to knowledge. Reflecting in the games the activities of adults, in which the child is practically not yet able to participate, he really reproduces the most interesting, imprinted labor processes of adults.

Keywords: children of preschool age, role-playing games, measuring activity.

Важным средством формирования представлений об измерительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игра - это деятельность символическая, так как реальные предметы в ней замещаются символами - предметами или действиями, замещающими реальные. Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Для ребёнка игра -это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

Цель статьи: раскрыть педагогические возможности сюжетно-ролевой игры как средства формирования представлений об измерительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра - это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового

социального опыта. Игра увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Ролевые игры являются долгосрочными (проводятся от нескольких часов до целой смены) [4].

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы; тема; сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Ролевые игры детей старшего дошкольного возраста не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную

информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его [3].

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети среднего возраста в сюжетно-ролевых играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера. Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот, чем конкретнее игровые действия, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

Другой компонент игры - правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка - радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться [1].

Отличительным признаком сюжетно-ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет - предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

В сюжетно-ролевой игре с математическим содержанием знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного,

практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому сюжетная игра характеризуется как форма практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых [6].

В сюжетно-ролевой игре с математическим количественная сторона действительности становится ее содержанием. Дети в сюжете и содержании игр, а также в игровых действиях отражают знакомую им область действительности: быт семьи, детского сада, события общественной жизни, различные виды труда взрослых. В таких играх иногда создаются ситуации, в которых, выполняя взятую на себя роль, ребенок может производить разнообразные счетные и измерительные действия. Например, в игре «Магазин» он пересчитывает предметы, записывает свои подсчеты, измеряет ткань, ленты, веревочки и др.; в игре «Транспорт» устанавливает маршруты и рейсы поездов, самолетов, автобусов и т. д. Таким образом, играя в профессии, дети постигают смысл труда и воспроизводят трудовую деятельность взрослых, а также одновременно учатся точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке.

Леушина А.М. отмечает, что наблюдая практическую и хозяйственную деятельность взрослых, дети часто сталкиваются с различными измерениями. Им в общих чертах известна работа продавца в промтоварном магазине, его действия при продаже тканей, лент, тесьмы и т. д. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают сами или вместе с родителями разнообразные продукты в магазине. Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей. Отражая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др., дети воспроизводят и действия измерения. Измерительная деятельность обогащает содержание детских игр

[3].

При проектировании и проведении сюжетно-дидактических игр воспитатель должен руководствоваться принципами (по А.А. Смоленцевой), которые взаимосвязаны и взаимообусловлены:

1. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников. Для реализации этого положения необходимо:

- определить возможность применения знаний о числе, счете и измерении в детских играх;

- обеспечить преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью;

- включать в игры специфические действия, направленные на формирование первоначальных математических представлений и понятий.

2. Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счета и измерения [2]. Для построения игр надо ориентироваться на такую деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

- она должна быть общественно значимой и доступной для понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения социально значимых результатов;

- профессиональная деятельность взрослых должна быть наглядной как по процессу счета и измерения, так и по получаемому продукту;

- содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

- сообщаемым знаниям следует придавать эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о взаимосвязях людей в трудовом процессе, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, чтобы у воспитанников возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры;

- необходимо использовать разнообразные методы и приемы, позволяющие знакомить детей с разными видами труда.

3. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр. Для реализации этого принципа необходимо соблюдать следующие условия: дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда, решая игровую задачу, они будут целенаправленно и достоверно воспроизводить в игре счетноизмерительные действия; при отображении труда следует включать в игру действия счета и измерения не как одноразовое поручение, а как действия, закрепленные за данной ролью. В этом случае они будут выступать как средства достижения цели деятельности, как практическая необходимость в применении математических знаний; последовательность выполняемых ребенком действий с реальными предметами, а затем их изображениями должна приводить к результату, который будет являться проверкой правильности выполнения действий счета или измерения. Тем самым будет раскрываться смысл и значение реальных действий.

Педагогу, организующему сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, следует хорошо знать и свободно ориентироваться в методах и приемах руководства этими играми. В организации и проведении таких игр выделяют три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по-разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей математических представлений, уровнем их игровых навыков и умений [4].

На первом этапе ведущая роль принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и выполнением счетных и измерительных действий каждым ребенком, развивает умение применять эти знания в игре. Становясь непосредственным участником игры, педагог через роль включает в нее математическое содержание, контролирует правильность решения задач, оказывает своевременную помощь, индивидуализирует задания с учетом возможностей, знаний и опыта каждого ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, поддерживает ситуацию успеха. Часто бывает так, что некоторые дети, выполняя роли, действуют привычным способом, т.е. не применяя математические знания. В таком случае воспитателю необходимо создать проблемную ситуацию (например, кому-то не хватает еды, платье не по размеру и т.п.), которую совместно с детьми решают. Это приводит к пониманию необходимости и важности использования математических знаний (счета, измерения и т.д.).

На втором этапе в большинстве случаев игра организуется детьми, успешно овладевшими теми или иными математическими представлениями, которые будут применимы для данной игры. Взяв на себя роль организатора игры, дети стремятся выполнить ее ответственно и добросовестно. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях. Для поддержания интереса к играм и выполняемым в них математическим операциям, педагогу необходимо создавать новые игровые ситуации, усложнять задания, которые требуют от ребенка осмысленного использования математических знаний.

Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных игр по инициативе детей. Все роли, в то числе, включающие математические представления, разыгрывают воспитанники. Воспитатель - активный наблюдатель, может участвовать в качестве нейтрального лица (советчика), подсказывающего новые игровые ситуации, новые счетные задачи. Лишь в отдельных случаях (дети испытывают затруднение, обогащение сюжета и т.д.) он включается в игру, беря на себя какую-либо роль. На этом этапе дошкольники проявляют много творчества, инициативы, самостоятельности. Они с интересом выполняют все роли, особенно те, в которых должны пересчитать, сравнить, измерить. Самостоятельное творческое применение математических знаний свидетельствует о прочном усвоении детьми программного материала [4].

Таким образом, практическая и игровая деятельность детей и хозяйственная деятельность взрослых - основа для ознакомления с простейшими способами различных измерений. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

- организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций,

- творческое создание обстановки для игры;

- организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

- создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Использованные источники:

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. -М.: Академия, 1997. - 240 с.

2. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.

3. Леушина А.М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М. Леушина.- М.: Просвещение,1997.-336 с.

4. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста: краткий конспект лекций // Каз. федер. ун-т. / В.Ф. Петрова. -Казань, 2013. - 203 с.

5. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления / Г.А. Репина. - М: Сфера, 2008. - 360с.

6. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка / Д.Б. Эльконин. -СПб.: ПИТЕР, 2006, — 85c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.