УДК: 372.32
Бутвина О.Ю., к.б.н. доцент кафедры дошкольного образования и педагогики факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь
Халилова З.Б. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерн о-педагогический университет» ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Аннотация: В статье раскрываются формы организации работы по экологическому воспитанию, способствующие целенаправленному формированию основ экологического сознания и культуры детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: формы работы, экологическое воспитание и культура.
Butvina O. U., candidate of biological.N., associate Professor of preschool education and pedagogy faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Halilova Z.B., a learning group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" FORMS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION Annotation: The article reveals the forms of organization of work on ecological education that contribute to the purposeful formation of the foundations of the ecological consciousness and culture ofpreschool children.
Key words: forms of work, environmental education and culture.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы и необходимость их решения породили новое направление в дошкольном образовании -экологическое воспитание, направленное на формирование у детей основ экологического сознания и культуры, воспитание бережного отношения к природе. С целью сохранения состояния природы следует изменить мышление, образ жизни людей и их взаимоотношения с окружающей природой. Это определяет важность экологического воспитания детей уже с ранних лет.
Проблему экологического воспитания детей дошкольного возраста исследовали такие ученые: Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, Н.А. Рыжова, Т.А. Серебрякова. Ученые отмечают, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для ознакомления детей с природой и формирования у них основ экологического сознания и культуры.
Цель статьи: раскрыть формы экологического воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Основное содержание статьи. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - приоритетное направление дошкольного образования, направленное на формирование основ экологического сознания и культуры. С.Н. Николаева отмечает, что в условиях дошкольного образовательного учреждения ребенок должен получить знания о жизни растений и животных, учиться видеть и выделять характерные особенности сезонов года, а также определять простые взаимосвязи между предметами и явлениями.
Задачами экологического воспитания детей дошкольного возраста являются:
1. Формирование знаний об окружающей природе, ее разнообразии, целостности живых организмов, их потребностях, особенностях и их образе жизни.
2. Формирование понимания ценности природы.
3. Развитие чувств: любви и бережного отношения к природе.
4. Формирование стремления заботиться о природе и животных, оберегать богатства окружающей среды.
5. Обогащение и активизация словарного запаса, развитие речи.
Для повышения эффективности решения задач экологического воспитания детей дошкольного возраста используются разнообразные формы работы. Формами воспитания называются способы организации процесса воспитания, в которых объединяются цель, задачи, методы, приемы, а также принципы и закономерности воспитания. К формам экологического воспитания относятся: занятия, наблюдения за объектами
природы, экологические тропы, дидактические игры, праздники и развлечения, экскурсии и т.д.
Саморукова П.Г. утверждает, что ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой являются занятия, позволяющие педагогу формировать у них природоведческие представления, являющиеся основой экологических знаний о природе и бережном к ней отношении, с учетом возрастных особенностей и природного окружения. Занятия проводятся со всей группой детей в строго отведенное время. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных природоведческих представлений, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей, что является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время игр, наблюдений и труда в повседневной жизни [1].
Рассмотрим такую следующую форму экологического воспитания, как экскурсии. Рыжова Н.А. отмечает, что благодаря экскурсиям дети знакомятся с разнообразием окружающего мира и наблюдают за различными явлениями природы. Детей обучают видеть необычное в обычном, обращать их внимание на природные явления, животный и растительный мир, которые окружают нас ежедневно. Экскурсии очень значимы для ознакомления с особенностями природы: дети учатся находить взаимосвязи в природном мире, наблюдать приметы, предсказывать результаты благоприятной и негативной деятельности человека по отношению к природе [4].
Известно, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому в формировании основ экологического воспитания ребенка значимую роль играют дидактические игры. Специфика проведения дидактических игр природоведческого содержания рассмотрена в работах С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, В.И. Ашиковой и других ученых. В процессе подобных игр дети обучаются умениям выделять признаки явлений и объектов природы, сравнивать и классифицировать их, то есть происходит процесс непосредственного обучения. Рассмотрим такие виды дидактических игр природоведческого содержания.
1. Предметные игры. Это игры с использованием природного материала, с помощью которых уточняются и конкретизируются знания детей о свойствах объектов природы. Такие игры всегда вызывают у детей живой интерес и желание играть. В качестве природного материала можно использовать разнообразные листья, камушки, цветы, ветки, шишки, а так же овощи и фрукты. Предметные игры используются во всех возрастных группах при условии усложняя содержания игры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Например, предметные игры «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки» и т.д.
2. Настольно-печатные игры. Это игры типа «домино», «лото», «парные картинки», которые способствуют систематизации знаний детей о живой и неживой природе. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшими подгруппами детей.
3. Словесные игры. Эти игры не требуют использования дидактического материала, они построены на словах и действиях играющих. Такие игры способствуют решению мыслительных процессов детей: они описывают предметы природы, выделяют их характерные признаки и свойства, находят их сходства и различия. Словесные игры эффективно развивают память, мышление и речь ребенка.
Одной из современных форм работы по экологическому воспитанию является создание экологической тропы, на которой происходит знакомство детей с разнообразием растений и животных, а также взаимосвязями, существующими между ними. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком опыта экологически правильного взаимодействия с природой, а также выполняет развивающую, познавательную, оздоровительную и эстетическую функции. Н.А. Рыжова определила следующие этапы создания экологической тропы:
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление схемы экологической тропы с нанесением маршрута и всех объектов в виде условных обозначений.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки - любого сказочного персонажа, который будет давать детям задания и приглашать в гости.
4. Фотографирование объектов экологической тропы и описание всех точек по картосхеме.
5. Оформление тропы и создание оборудования для проведения занятий, игр, опытов и наблюдений.
Итак, создание экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, в котором отмечается местонахождение данной экологической тропы, основные задачи и краткое описание маршрута [3].
Следующей эффективной формой экологического воспитания, которую мы рассмотрим, являются праздники и развлечения, так как они оказывают большое воздействие на эмоциональную сферу детей и совмещают в себе множество видов детской деятельности. Сформировать у детей любовь к природе, родному дому является главной целью праздников и развлечений. Организуя такую форму экологического воспитания необходимо использовать разнообразные средства эмоционального воздействия - стихи, музыку, песни, танцы и игры. Для того чтобы дети понимали результаты своей деятельности и желали улучшать свои достижения необходимо подкреплять знания детей наглядностью и практической деятельностью.
Таким образом, существуют самые разнообразные формы организации работы по экологическому воспитанию, способствующие
целенаправленному формированию основ экологического сознания и культуры детей дошкольного возраста. Выбор той или иной формы образовательной работы зависит от воспитательно-образовательных задач, программного содержания и возрастных особенностей детей. Формирование основ экологического сознания с раннего детства дает прочную основу для дальнейшего познания природы, воспитания любви и бережного отношения к ней.
Использованные источники:
1. Методика ознакомления с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. - М: Просвещение,1992. - 93 с.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 111 с.
3. Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду» / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 131 с.
4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова - М.: Академия, 2000. - 198 с.