Научная статья на тему 'ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ'

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВЯЗЯХ И ЗАВИСИМОСТЯХ В ПРИРОДЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амет-Уста Зарема Ремзиевна

В представленной статье осуществлена попытка презентовать экспериментальную работу по формированию природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки. Описаны методы работы со сказкой природоведческого содержания, а также различные варианты их создания. Важным в статье является анализ творческих методов работы с текстами сказок: перенос героев знакомых сказок в новые обстоятельства, изменение ситуаций в знакомых сказках, создание нового окончания знакомой сказки и тому подобное. Согласно методике экспериментальной работы сказки о природе включались в различные виды детской деятельности не только с целью систематизации природоведческих знаний, но и формирования у детей экологических представлений и экологоцелесообразных поведенческих навыков. Через работу со сказкой представления детей, приобретенные во всех видах деятельности, быстрее трансформируются в устойчивое бережное отношение к природе. Эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды является одним из мотивов, поддерживающих интерес ребенка к познанию природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON THE FORMATION OF NATURAL SCIENCE CONCEPTS IN PRESCHOOLERS THROUGH AN ECOLOGICAL FAIRY TALE

In the presented article, an attempt is made to present experimental work on the formation of natural science ideas in preschoolers through an ecological fairy tale. The methods of working with a fairy tale of natural history content, as well as various options for their creation, are described. Important in the article is the analysis of creative methods of working with the texts of fairy tales: the transfer of the characters of familiar fairy tales to new circumstances, changing situations in familiar fairy tales, creating a new ending of a familiar fairy tale, and the like. According to the method of experimental work, fairy tales about nature for children were included in various types of children's activities, not only for the purpose of systematizing the natural science knowledge they had previously acquired, but also for the formation of ecological ideas and environmentally appropriate behavioral skills. Through working with a fairy tale, children's ideas acquired in all types of activities are quickly transformed into a sustainable respect for nature. Emotionally colored perception of the environment is one of the motives that support the child's interest in learning about nature.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ»

Эти противоречия должны быть своевременно преодолены путем более адекватного выявления потребностей школы в образовательном уровне педагогов, развития их специальной и профессиональной подготовки на основе управления реализацией общей программы развития деятельности общеобразовательной школы [6, С. 20].

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2011.

2. Алиев М.А., Умалатова З.М. Инновационное развитие школы: учебное пособие. - Махачкала: RIZO-PRESS, 2018. - 159 с.

3. Алиев М.А., Умалатова З.М. Профессиональная ориентация как основа подготовки востребованных региональных кадров // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 2 (81). - С. 172-175.

4. Арсалиев Э.Ш., Алиев М.А. Образование как фактор повышения эффективности предприятий сферы услуг. -Махачкала, 2015. - 140 с.

5. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений - Владивосток, 2002

6. Дроздов И.Н. Управление реализацией программы [Электронный ресурс]: http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=72&add&rod=24 (Дата обращения 08. 11. 2021)

7. Какие профессии нужны сегодня рынку? // Аргументы и факты. - 2018. - № 26. - С. 20.

8. Управление школой: теоретические основы и методы: учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М.: ЦСиЭИ, 1997. - 336 с.

Педагогика

УДК 373:37.033:371.38

кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ

Аннотация: В представленной статье осуществлена попытка презентовать экспериментальную работу по формированию природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки. Описаны методы работы со сказкой природоведческого содержания, а также различные варианты их создания. Важным в статье является анализ творческих методов работы с текстами сказок: перенос героев знакомых сказок в новые обстоятельства, изменение ситуаций в знакомых сказках, создание нового окончания знакомой сказки и тому подобное. Согласно методике экспериментальной работы сказки о природе включались в различные виды детской деятельности не только с целью систематизации природоведческих знаний, но и формирования у детей экологических представлений и экологоцелесообразных поведенческих навыков. Через работу со сказкой представления детей, приобретенные во всех видах деятельности, быстрее трансформируются в устойчивое бережное отношение к природе. Эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды является одним из мотивов, поддерживающих интерес ребенка к познанию природы.

Ключевые слова: экологическая сказка, представления о связях и зависимостях в природе, дети дошкольного возраста.

Annotation. In the presented article, an attempt is made to present experimental work on the formation of natural science ideas in preschoolers through an ecological fairy tale. The methods of working with a fairy tale of natural history content, as well as various options for their creation, are described. Important in the article is the analysis of creative methods of working with the texts of fairy tales: the transfer of the characters of familiar fairy tales to new circumstances, changing situations in familiar fairy tales, creating a new ending of a familiar fairy tale, and the like. According to the method of experimental work, fairy tales about nature for children were included in various types of children's activities, not only for the purpose of systematizing the natural science knowledge they had previously acquired, but also for the formation of ecological ideas and environmentally appropriate behavioral skills. Through working with a fairy tale, children's ideas acquired in all types of activities are quickly transformed into a sustainable respect for nature. Emotionally colored perception of the environment is one of the motives that support the child's interest in learning about nature.

Keywords: ecological fairy tale, ideas about connections and dependencies in nature, preschool children.

Введение. Чтение детской природоведческой литературы занимает особое место среди словесных методов экологического воспитания. Книга влияет на личность ребенка всесторонне и способна обогащать ребенка как умственно, так и духовно. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

С.Н. Николаева указывала на необходимость широкого использования специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности. Углубленное знакомство детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко изображают события в природе является примером любви к природе, ее глубокого познания и творческого отражения [5, С. 35]. С.Н. Николаева подчеркивала, что, начиная со средней группы, через все технологии эколого-педагогической работы с детьми, должен проходить литературный стержень.

Т.А. Серебрякова отмечала, что методика ознакомления дошкольников с природой должна строиться на широком использовании практических действий, простейших опытов, подкрепляемых художественным словом [9]. В методике формирования познавательной активности старших дошкольников при изучении сезонных явлений природы. П.Г. Саморукова использовала художественную литературу как средство: закрепления опорных знаний детей о явлениях природы; уточнения некоторых экологических представлений; поддержания интереса к процессу познания природы [8]. Е.Ф. Козина отмечает, что произведения детской природоведческой литературы способствуют расширению круга знаний детей о природе, формированию умения образно выражать свои мысли, знакомят с теми явлениями, которые дети иногда не могут наблюдать непосредственно [3].

Значительное внимание использованию художественной литературы в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста уделяет Н.Н. Кондратьева. Ученый отмечает, что развитие эмоционально-чувственной сферы является обязательным условием осознания познавательной информации [4]. По мнению Е.В. Гончаровой, важно, чтобы форма представления детям экологических знаний способствовала углублению у них интереса к познанию природы и была ориентирована на эмоциональную сферу дошкольников [2].

Цель статьи: презентовать экспериментальную работу по формированию природоведческих представлений у дошкольников посредством экологической сказки.

Изложение основного материала статьи. В рамках экспериментальной работы с целью формирования представлений о связях и зависимостях в природе с детьми был проведен блок занятий на тему «Лес - многоэтажный дом», направленных на формирование представлений о лесе, как о месте обитания многих растений и животных. В ходе занятий воспитатель стремился показать связь не только между всеми обитателями леса, но и раскрыть значение и место в нем человека, который является лишь гостем в этом большом «многоэтажном доме».

На занятиях дети узнали, что лес - это «многоэтажный дом», в котором есть несколько этажей растений: высокие деревья, низкорослые деревья, кустарники и травы. Например, в лиственном лесу растения располагаются в несколько ярусов по высоте их надземных частей. Первый ярус включает самые светолюбивые виды деревьев - дуб и липу. Второй ярус - низкорослые и светолюбивые деревья - грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников - калины, лещины и др.; четвертый ярус - травяной. Воспитатель обращал внимание детей на то, что такими же ярусами распределены в почве и корни растений. Ярусность надземных частей растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. Их хватает всем обитателям леса.

В ходе занятий дети узнали, что кроме растений в лесу обитают многочисленные представители других групп организмов. «Подвал» - это толща почвы, где живут те, кто приспособлен к жизни в земле. На «первом этаже» живут те, кто приспособлен жить на поверхности почвы. «Верхние этажи» - для тех животных, кто передвигается по веткам деревьев. Воспитатель уточнял с детьми, кто из животных живет на каждом «этаже», чем питаются, где и как устраивает свое жилье. Дети узнали, что на всех «этажах» леса и в почве живут животные. В лесу много животных, питающихся различными частями растений, листьями, плодами, корой, почками, цветами. Также много мелких и крупных хищников, питающихся другими животными. Все обитатели леса зависят друг от друга. Они приспособлены к жизни в лесу: легко передвигаются (по земле, почве, деревьям), находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (нору, гнездо, берлогу). Растительноядные животные приспособлены к защите от врагов, хищники - к преследованию добычи. Многие животные имеют маскировочную окраску тела. Все животные приспособлены к сезонным изменениям погоды (например, на зиму запасают корм, залегают в спячку и т.п.).

Обязательным условием проведения занятий была реализация цели -формирование навыков культуры поведения детей в природе.

Закреплению представлений о связях и зависимостях в природе, формированию понимания единства и взаимозависимости всех обитателей леса способствовала работа со сказкой. Так, с целью формирования представлений о негативных последствиях деятельности людей в природе детям была прочитана сказка М. Пономаренко «Путешествие по лесу». В ходе беседы по содержанию сказки дети обсудили, какие позитивные поступки, добрые дела могут сделать люди для сохранения природы, пришли к выводу о необходимости занимать позицию гостя в природе и сформулировали «Права дикой природы», которые были коллективно оформлены и помещены в книжный уголок.

Дети с удовольствием обыгрывали известные сказки в играх-драматизациях и театрализованных играх. С помощью воспитателя распределяли роли, затем вместе готовили атрибуты для драматизации. После того, как были изучены роли, проведены репетиции в группе, на спектакль были приглашены дети младших групп, а также родители. С целью закрепления представлений детей о живых организмах, их потребностях, о связях и зависимостях в природе, о ее целостности были проведены дидактические игры «Цепочка», «Из какой сказки зверь?», «Кто, где живет?», основанные на материале сказок о природе. Так, например, целью игры «Из какой сказки зверь?» было: учить детей, используя пантомимику, жесты, показывать героев разных сказок, систематизировать знания об обитателях леса, развивать внимательность, любознательность, память. Именно сказочные образы в данных занятиях помогали аккумулировать имеющиеся знания детей в целостную систему.

В процессе формирования представлений о связях и зависимостях в природе, о целостности природы и деятельности в ней человека, наряду с традиционными методами и формами работы со сказкой, использовались и нетрадиционные. К таким относятся творческие методы работы с текстами сказок: перенос героев знакомых сказок в новые обстоятельства, изменение ситуаций в знакомых сказках, создание нового окончания знакомой сказки и тому подобное. Эти формы работы со сказкой требовали от дошкольников знаний, проявления творчества, воображения, фантазии и гибкости мышления. Также дети участвовали в создании новых сюжетов по уже известным сказкам [1].

Исполняя роль героя той или иной сказки, каждый ребенок одновременно закреплял знания о тайнах животного и растительного мира, о сезонных явлениях природы, временах года. Включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок способствовало развитию у детей способности принимать позицию другого, сочувствовать и сопереживать. Приобретенные ранее знания осознавались, окрашивались личным отношением к персонажу, то есть проживались ребенком.

Большое внимание мы уделили нетрадиционным методам работы со сказками, рекомендуемым Дж. Родари [6] и Н.А. Рыжовой [7]. Мы использовали различные варианты создания сказок природоведческого содержания (сторителлинга):

- «бином фантазии» - детям предлагалось описать необычные сказочные персонажи и рассказать о них;

- «переворачивание» сказки - рассказывание по-новому известной авторской сказки природоведческого содержания;

- «винегрет» из сказок - объединение эпизодов разных сказок. Дети с помощью воспитателя комбинировали сюжеты разных сказок, переносили героев одной сказки в сюжет другой. Полученные интересные сюжеты записывались воспитателем, и через какое-то время детям предлагалось прослушать сочиненные ими сказки и определить, что перепутано, вернуть героев в их сказки;

- продолжение сказки, начатой воспитателем, и придумывание ее нового окончания. Так, детям было предложено придумать новое окончание сказки В.А. Сухомлинского «Камень» [10]. Дети осудили поступок мальчика, который бросил в колодец большой камень, из-за чего он впоследствии высох. В продолжение сказки дети придумали, что подземные жители, объединив усилия, вытолкнули его обратно, что помогло не погибнуть растениям и спасти колодец. А когда мальчик вырос, стал отцом и уже знал, какую совершил в детстве ошибку, он привел на это место своего сына и рассказал ему о возможных последствиях такого, казалось бы, безобидного поступка;

- сказка в заданном направлении - использование сюжета известной сказки с перемещением ее героев в другое время или пространство;

- сказки «наизнанку» - изменение характеров персонажей, их поведения и как следствие этого - сюжета сказки;

- игра-сказка - ребенок, презентуя себя в разных ролях и, исходя из них, определяет значение леса и его обитателей;

- также детям предлагалось вообразить себя каким-либо героем сказки и «поговорить» с другими персонажами сказки, высказать свои просьбы, пожелания, жалобы объектам и явлениям природы (растениям, солнцу, ветру) и людям. Так, например, после наблюдения за муравьями детям было предложено представить себя муравьем из сказки В. Бианки

«Приключения муравья» и обратиться с просьбой к солнцу, дождю, детям, склонившихся над муравейником. Данные методы вызвали у детей огромный интерес и эмоциональный отклик.

Также для решения поставленных задач использовались такие методы дидактического и развивающего направления сказкотерапии, как: создание сказок «по кругу», рассказывание сказок «по кругу», рассказывание от первого лица и др.

Тесная связь с текущей образовательно-воспитательной работой обеспечивала глубину восприятия детьми художественных образов и содержания литературно-художественного материала. Дети, кроме интересных, научных знаний, получили яркие впечатления от глубины, мудрости, эмоциональной насыщенности экологических сказок. Использование их в работе помогало воспитателю обогащать «информационный багаж» детей дополнительными знаниями, учить всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы: «Как возник мир?», «Как появились люди и животные?», «Какие явления происходят весной?», «Что делают разные животные в зимнее время?», «Откуда прилетают птицы?», «Что было бы, если бы не было хищников?» и др.

В ходе работы использовались разнообразные формы организации деятельности и методы работы. На наш взгляд, наиболее интересными и эффективными были творческие методы работы со сказками, сочетание экскурсий и наблюдений с чтением сказок, игры по сюжетам сказок о природе. Сказки о природе для детей включались в различные виды детской деятельности, не только с целью систематизации природоведческих знаний, полученных ими ранее, но и формирования экологических представлений и экологоцелесообразных поведенческих навыков. На наш взгляд, через работу со сказкой представления детей, приобретенные во всех видах деятельности, будут трансформироваться в устойчивое бережное отношение к природе. Соблюдение условий работы со сказкой обеспечивало последовательность, систематичность, эмоциональность и эффективность формирования начальных экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Выводы. Таким образом, эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды является одним из мотивов, поддерживающих интерес ребенка к познанию природы. Ребенок старшего дошкольного возраста способен эмоционально воспринимать литературные произведения, понимать содержание, идею произведения, усваивать основную сюжетную линию сказки или рассказа, формулировать оценочно-этические суждение относительно поступков героев, соотносить оценки литературных персонажей с собственным поведением, реальными событиями.

Литература:

1. Амет-Уста З.Р. Сказка в экологическом воспитании детей / З.Р. Амет-Уста // Человек - Природа - Общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологии и валеологии. - Выпуск 5 (12). - Симферополь, РИО КИПУ, 2019. - С. 92-95.

2. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. унта, 2008. - 326 с.

3. Козина Е.Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте / Е.Ф. Козина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.

4. Мы: Программа экологического образования детей / Сост. Н.Н. Кондратьева и др. - СПб., 2001. - 129 с.

5. Николаева С.Н. Методическое пособие к программе Зеленая тропинка / Николаева С.Н. - М.: Просвещение, 2001. - 229 с.

6. Родари Дж. Сказки / Сост. И.Г. Константинова. - Минск, 1987. - 182 с.

7. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО «Карапуз-Дидактика», 2005. - 192 с.

8. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе. В кн.: Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова - М., Педагогика, 1980. - 271 с.

9. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное. пособие для студентов вузов, обучающих / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев : Радянська школа,1974. - 288 с.

Педагогика

УДК 373.2

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса Федотова Виктория Митрофановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 2 курса Кульбертинова Акулина Владимировна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема эмоционального выгорания педагогических работников. Представлена содержательная характеристика понятия «эмоциональное выгорание», проведена диагностика наличия эмоционального выгорания у педагогов муниципального образовательного бюджетного учреждения Юнюрская СОШ имени В.И. Сергеева и выделены рекомендации по профилактике данного явления у педагогов.

Ключевые слова: деперсонализация, редукция личных достижений, эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, эмоции.

Annotation. The article deals with the problem of emotional burnout of teaching staff. The article presents the content characteristics of the concept of "emotional burnout", diagnoses the presence of emotional burnout in teachers of the municipal educational budgetary institution Yunyurskaya SOSH named after V. I. Sergeev, and identifies recommendations for the prevention of this phenomenon in teachers.

Keywords: depersonalization, reduction of personal achievements, emotional burnout, burnout syndrome, emotional exhaustion, emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.