Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОД / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / CHILDREN PRESCHOOL AGE / METHOD / RESPONSIBILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапова О.А.

В данной статье освещены особенности воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками. Рассмотрена сущность понятия «ответственность», виды ответственности, а также методы воспитания ответственности у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY EDUCATION OF SENSE OF RESPONSIBILITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF INTERACTION WITH PEERS

This article contains material on teaching the basics of fostering a sense of responsibility at the senior preschool children in the course of interaction with peers. Considered are the responsibility category, responsibilities and methods and techniques of accountability in preschool children.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ»

6. Плохш З. П. Природа як тзнавальна щншеть / З.П. Плохш // Дошкiльне виховання. - 2001. - №6. - С. 7-9.

7. Экологическое образование / Авт. - сост. Н. В. Гороховатская и др. -СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 321 с.

УДК 37.035.2

Потапова О.А. обучающаяся группы ЗДО-3-5-14 кафедра дошкольного образования и педагогики

факультета психологии и педагогического образования ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» РФ, Республика Крым, г.Симферополь Научный руководитель: к. пед.н., доцент Алимова Л.У.

Potapova O.A., student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol Scientific supervisor: candidate of pedagogical Sciences.n., associate Professor

Alimova L.U.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ Аннотация: В данной статье освещены особенности воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками. Рассмотрена сущность понятия «ответственность», виды ответственности, а также методы воспитания ответственности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, метод, ответственность.

ESPECIALLY EDUCATION OF SENSE OF RESPONSIBILITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF

INTERACTION WITH PEERS Abstract: This article contains material on teaching the basics of fostering a sense of responsibility at the senior preschool children in the course of interaction with peers. Considered are the responsibility category, responsibilities and methods and techniques of accountability in preschool children.

Keywords: Children preschool age, method, responsibilities.

Для детей старшего дошкольного возраста характерно то, что ответственность как качество личности находится у них в начальной стадии формирования. Это качество, как один из важнейших социальных навыков, необходимых для дальнейшей жизни ребенка, безусловно можно развить, воспитать. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества, что существенно расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Цель статьи: раскрыть особенности воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками.

Ответственность - это чувство, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Понятие ответственность рассматривается, как чувство, при котором лицо, выполняю щее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств.

Ответственность - личное качество, отражающее состояние готовности к рефлексии своего поведения с позиции нравственных правил и к ответу за результат своей деятельности перед другими и самим собой [5, с. 60].

Процесс формирования ответственности предполагает прохождение нескольких этапов: начального, исследовательского и практического [2, с.56-60]. Прохождение любого последующего этапа предполагает успешное прохождение предыдущего.

Таким образом, суть категории ответственности состоит в том, что:

- ответственность дает уважение: со стороны окружающих, а так же к самому себе.

- ответственность дает уверенность: в себе и своих силах.

- ответственность дает возможности: для самоконтроля и контроля над ситуациями. Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть [6, с.123].

Рассмотрим ниже виды ответственности:

- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

-индивидуальная (персональная), групповая, коллективная [4, с. 78].

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести

себя в соответствии с интересами других людей. По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность

постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность). Таким образом, только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Рассмотрим ниже понятие о методах воспитания чувства ответственности.

Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, воспитатель создает внешние условия и организует деятельность [5, с. 108].

В связи с вышеперечисленным, можно выделить методы и методики развития ответственности у детей дошкольного возраста.

В процессе воспитания у ребенка такого чувства, как ответственность, можно руководствоваться следующими методами:

1. Методы убеждений.

2. Методы упражнений (приучений).

3. Методы стимулирования деятельности.

4. Методы самовоспитания.

Убеждение - сознательное восприятие ребенком некоторых нравственных ценностей, что влияет на выработку отношений и формирует личные взгляды, убеждения, идеалы. Убеждения реализуются через различные методы и приемы (разъяснение, совет, наставление, увещевание), воздействует на сознание, чувства и волю детей.

Рассказ - изложение фактов и событий, имеющих яркое эмоциональное воздействие на сознание и чувства детей. Здесь необходимо вызвать положительную ответную реакцию, но избегать нравоучений.

Беседа - это диалог между учителем и детьми, опирается на чувственный опыт детей, на их знания. Активизация восприятия может усиливаться при помощи наглядности, вопросов, занимательности и т.д.

Пример - в своем стремлении стать взрослым ребенок берет в качестве образца для подражания пример старших. Подражание носит избирательный характер и зависит от эмоций, симпатий, привязанностей, от склонностей ребенка к какому-либо человеку. Изолировать ребенка от отрицательных влияний окружающей среды невозможно, поэтому необходима просветительская деятельность со стороны воспитателя и родителей.

Внушение - некритичное принятие ребенком желаний, идей, установок, которые предлагают взрослые. Эффект внушений зависит от авторитета воспитателя, его духовных ценностей и установок. В ситуации неопределенности и напряжения внушение является очень эффективным средством. Особенно его ценность возрастает, когда оцениваются и сравниваются поступки и действия детей [1, с 98].

Требования - способ непосредственного побуждения ребенка к поступку или действию. Требование включает в себя осознание

противоречия между имеющимся и необходимым уровнем развития ребенка. Это вызывает потребность в работе над собой, желание достигнуть цель. Средства этого метода: просьба, указание, распоряжение. В зависимости от психологических особенностей детей форма подачи требований меняется: одному необходимо предъявлять их в категоричной форме, другому -достаточно сделать намек. От манеры предъявления требований у детей возникает разная ответная реакция.

Общественное мнение является отражением коллективного требования. Воспитатель должен стремиться, чтобы его требование переросло в требование детского коллектива к самому себе.

Методы упражнений (приучений).

Воспитание представляет собой упражнение в правильном поступке [4,

с. 65].

Упражнение - многократное повторение поступков с осознанием цели и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки, развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи. Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины. Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.

Приучение - организация регулярного выполнения детьми действий, которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Воспитатель может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.

Доверие - основано на том, что поведение человека часто зависит от ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.

Создание воспитывающих ситуаций - ученик ставится в условия свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации. Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций, которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.

Контроль - наблюдение за деятельностью ребенка с целью побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.

Переключение - с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые переживания и установки [7, с 134].

Методы стимулирования деятельности.

Постановка перспективы - это создание настроения радости и ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для коллектива используется перспектива "завтрашней радости" [4, с. 128], поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению сил в движении к достижению перспективы.

Поощрение - выражение положительной оценки за поступок ребенка, что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.

Соревнование - повышает активность ребенка, предполагает гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании учитель вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в достижении своих целей.

Метод "взрыва" - смена подхода к оценке деятельности, смена обстоятельств деятельности, отношений и т.п. Метод "взрыва" часто связан с конфликтной ситуацией. В детском коллективе этот конфликт можно довести до последнего предела, чтобы ребенок почувствовал, что коллектив недоволен им, и тогда ребенок уже будет вынужден принять требования коллектива [6, с. 156].

Таким образом, подводя итоги можно отметить, что методические основы играют важную роль в воспитания чувства ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия со сверстниками. Наиболее эффективными методами будут выступать следующие: метод убеждения; метод упражнений (приучений); метод стимулирования деятельности; метод самовоспитания.

Использованные источники:

1. Акимова Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. - СПб.: Речь, 2002. - 60 с.

2. Василькина Ю.В. Воспитание ответственности / Ю.В. Василькина // Мама и малыш. - 2007, № 11. - 123 с.

3. Лисина М.И. // Общение, личность и психика ребенка. / М.И Лисина. - М.: Наука, 1997. - 78 с.

4. Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе / Макаренко А. С. - Соч., т. IV. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. - 267 с.

5. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. / Н.И. Непомнящая. - М.: Наука, 1992. - 60 с.

6. Шестакович А.В., Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье / Шестакович А.В. - Москва: Книжный мир, 2001. - 108 с.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Наука, 1995. - 156 с.

УДК 796.01

Приходов Д.С., к.п.н доцент кафедры физической культуры ФГБОУВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого

Россия, Красноярск Козяева Г.А. студент

ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф.Войно-Ясенецкого

Россия, Красноярск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ CROSSFIT НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗ - ПРЕИМУЩЕСТВА И

НЕДОСТАТКИ

Аннотация: В работе представлен результат анализа возможности использования системы физической подготовки CrossFit на занятиях физической культурой в ВУЗ. Проведен обзор целей и задач как самой дисциплины, так и предлагаемой к применению методики. Описаны отличительные черты системы CrossFit.

Ключевые слова: физическая культура, кроссфит, CrossFit,

подготовленность, студенты.

Prihodov D.S., PhD Associate Professor of the Department of Physical Culture Krasnoyarsk State Medical University (KrasSMU)

Russia, Krasnoyarsk Kozyaeva G.A. Student

Krasnoyarsk State Medical University (KrasSMU)

Russia, Krasnoyarsk

USING CROSSFIT TECHNIQUE ON PHYSICAL CULTURE STUDIES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS - ADVANTAGES AND

LIMITATIONS

Annotation: The paper presents the result of an analysis of the possibility of using the CrossFit physical training system in physical education classes at an institution of higher education. A review of the goals and objectives of both the discipline itself and the proposed method of application has been carried out. Describes the features and benefits of the CrossFit system. Key words: physical education, crossfit, efficiency, students.

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.