Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВОСПИТАНИЕ / DISCIPLINE / PRESCHOOL CHILDREN / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Нина Леонидовна

В статье раскрываются педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности, и проявляется в ответственности, выдержанности, внутренней организованности, умении подчинять свои личные цели общественным. Дисциплинированность является и критерием культурного уровня личности, помогает человеку определить правильность своих действий, осознать полезность поступков своих и окружающих, сделать оптимальный выбор в сложных нравственных ситуациях и сохранить при этом личностные позиции и убеждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Нина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EDUCATION OF DISCIPLINE IN CHILDREN OF ELDER PRESCHOOL AGE

The article reveals the pedagogical conditions of discipline education in children of senior preschool age. Discipline as a quality of personality characterizes its behavior in various spheres of life and activity, and is manifested in responsibility, self-restraint, internal organization, the ability to subordinate their personal goals to public ones. Discipline is also a criterion of the cultural level of the individual, it helps a person to determine the correctness of their actions, realize the usefulness of their actions and those around them, make the best choice in difficult moral situations and maintain personal positions and beliefs.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

выделенные в данном исследовании гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и дидактические способности обусловливают успешность педагогической деятельности педагога и могут правомерно считаться профессионально важными педагогическими его способностями.

Большинство педагогов подчеркивали отсутствие какой-либо системы выработки нравственных представлений, а тем более понятий, у учащихся. Эпизодические занятия, дискуссии на нравственные темы дают лишь отрывочные нравственные знания. Вероятно поэтому учащиеся крайне редко обращаются за разъяснением непонятного в моральных вопросах,обмениваются мнениями (как показали итоги анкетирования) на занятиях или на улице. Из 600 опрошенных 73% учащихся ответили,что чаще всего они советуются с товарищами или дома [8].

Формирование личности учащихся включает задачи:

1) формирование основ мировоззрения путем углубленного изучения социальных функций в современном обществе;

2) формирование убежденных патриотов-интернационалистов, проявляющих данные качества в повседневной жизни;

3) формирование готовности всегда аргументированно доказать преимущества правильного образа жизни перед сверстниками;

4) формирование ценностного отношения между людьми.

В экспериментальных внешкольных учреждениях решение перечисленных задач с учащимися осуществляется с помощью коротких бесед во время учебно-воспитательных и творческих занятий. В подростковом возрасте формирования личности осуществляется в ходе бесед и лекций по специально утвержденной тематике.

Учитывая эти факты, в опытно-экспериментальной работе мы пытались создать целенаправленную систему влияний на развитие нравственного сознания учащихся, на их нравственные убеждения и идеалы. Мы полагаем, что система педагогических воздействий,к которым относятся: разъяснение нравственных норм, групповые и индивидуальные беседы в процессе учебно-воспимтательных и творческих занятий и личного общения, рассказы о героических подвигах людей в годы Великой Отечественной войны и о лучших героев наших современниках, личный пример педагога, коллективные походы в кино, участие в туристских походах, приобщение к чтению литературы, подготовка и проведение политинформаций, КВН и др., позволяет определенным образом запрограммировать педагогичесное воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников, наблюдать и фиксировать это влияние, изменять нравственные суждения подростков. Однако на развитие и формирования личности учащихся оказывают влияние и другие факторы: средства массовой пропаганды (телевидение, радио, печать), художественная литература, а также семья и товарищи. Перед нами встала задача сделать эти средства союзниками в воспитательной работе, а так же в формировании личности учащимхся.

Выводы. Учитывая, что процесс формирования личности учащихся носит пока в какой-то степени стихийный характер, мы ставили своей задачей в процессе опытно-педагогической работы создать рациональную систему влияний, имеющую целенаправленный, систематический характер и позволяющую дать практические рекомендации учителям, педагогам. На наш взгляд, систему влияний на процесс формирования личности учащихся можно считать рациональной, если она будет подвижной, экономной и надежной, то есть позволяющей варьировать средства воспитательного воздействия.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания. - Москва, 1996. - 384 с.

2. Мудрик A.B. Социализация и воспитание подрастающего поколения. - Москва: Знание, 1991. - 30 с.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва, 2007. - 634 с.

4. Попова Н.В. Включение инновационных технологий обучения в процессе здоровьесберегающего пространства Алтайского государственного педагогического университета // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - № 2-5 (46). - С. 155-158.

5. Попова Н.В. Практический опыт реализации организационно-педагогических условий в образовательной среде учреждений дополнительного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019.- № 5-4 (49). - С. 171-174.

6. Попова Н.В., Ельников А.В. Образовательное пространство как условие совершенствования образовательной среды // В сборнике: Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования Сборник научных статей международной конференции. Ответственный редактор Е.Д. Родионов. - 2017. - С. 1708-1712.

7. Психология и педагогика развития личности: монография / под. ред. Е.Н. Шиянова, С.Б. Бобрышова, О.И. Лепилкиной, В.Я. Яшуткина. - Москва: Илекса, 2002. - 568 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. - Москва: Магистр, 1997. - 224 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Нина Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности, и проявляется в ответственности, выдержанности, внутренней организованности, умении подчинять свои личные цели общественным. Дисциплинированность является и критерием культурного уровня личности, помогает человеку определить правильность своих действий,

осознать полезность поступков своих и окружающих, сделать оптимальный выбор в сложных нравственных ситуациях и сохранить при этом личностные позиции и убеждения.

Ключевые слова: дисциплинированность, дети дошкольного возраста, педагогические условия, воспитание.

Annotation. The article reveals the pedagogical conditions of discipline éducation in children of senior preschool age. Discipline as a quality of personality characterizes its behavior in various spheres of life and activity, and is manifested in responsibility, self-restraint, internal organization, the ability to subordinate their personal goals to public ones. Discipline is also a criterion of the cultural level of the individual, it helps a person to determine the correctness of their actions, realize the usefulness of their actions and those around them, make the best choice in difficult moral situations and maintain personal positions and beliefs.

Keywords: discipline, preschool children, pedagogical conditions, education.

Введение. Дисциплина - одна из важнейших социальных проблем общества и актуальной проблемой современной системы образования. Сегодня все сильнее обостряется противоречие между растущей потребностью государства, общества в дисциплинированных работниках, сознательных, ответственных, добросовестно выполняющих свои обязанности, и ухудшающейся дисциплиной - общественной, учебной, трудовой, семейной, что связано с утратой традиционных нравственных ценностей, меняющимся укладом жизни и деятельности человека, всего общества, отношением к дисциплине в семейном воспитании.

Дошкольный возраст - важный этап формирования нравственно-волевых качеств личности, к которым относится дисциплинированность. Психологи и педагоги отмечают, что сегодня ребенок-дошкольник стал качественно другим, для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация - они умны, эрудированны, у них выражена повышенная потребность в потреблении информации. Но, у современных детей отмечается повышенная импульсивность, конфликтность, социальная незрелость. Количество запретов в жизни детей в наши дни заметно уменьшилось, поэтому они чувствуют себя более свободными, раскрепощенными. Педагоги отмечают негативное отношение детей к выполнению дисциплинарных правил, норм общественного поведения. Сегодня дошкольники чувствительнее предыдущего поколения, они не выдерживают давления, упреков, активно протестуют, если взрослые заставляют их что-то делать, и оказывают мощное сопротивление дисциплинарным воздействиям. Это вызывает тревогу у взрослых, так как недисциплинированность отрицательно отражается на обучении ребенка в школе, в дальнейшем - на трудовой деятельности, всей жизни человека [3].

Принимая во внимание сказанное, следует предположить, что в этой ситуации возрастает роль детского сада, т.к. только при правильном воспитании дисциплинированность становится устойчивой чертой характера. Сегодня педагоги отмечают - к моменту поступления в детский сад все чаще у детей отсутствуют даже незначительные признаки дисциплины, они беспомощны в соблюдении элементарных норм и правил поведения в коллективе, общественном месте.

Данное утверждение послужило основанием определения цели исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и практическом определении оптимальных педагогических условий, способствующих воспитанию дисциплинированности, закреплению и применению в повседневной жизни старших дошкольников норм, правил, требований дисциплины.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач: 1. Выявление роли дисциплины и дисциплинированности в формировании личности ребенка дошкольного возраста. 2. Определение психолого-педагогических особенностей и условий воспитания дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Организация работы по воспитанию дисциплинированности старших дошкольников в условиях детского сада.

Изложение основного материала статьи. В.И. Логинова дает следующее определение дисциплинированности: «Это личностное качество, которое включает в себя умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам, принятым в обществе, доброжелательно реагировать на предъявляемые обществом требования». С.А. Козлова считает, что знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат ребенку определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях [2, c. 174].

Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Р.Г. Римбург подчеркивали, что к дисциплине ребенка-дошкольника начинают приучать, когда он не понимает еще ее значения, постепенно, при определенных условиях, происходит осознание требований взрослых, и простое послушание сменяется сознательностью и добровольностью дисциплины.

На наш взгляд, современные исследования показывают, что до сих пор и в детских садах, и в семьях дисциплина может носить авторитарный характер: от ребенка требуется бездумное выполнение требований, полное подчинение воле взрослого, за невыполнение требования - наказание. При таком подходе формируется элементарная дисциплина, но не может быть сформирована сознательная дисциплина. Ребенок может пассивно выполнять требования взрослых, но он не может самостоятельно подчинять свои желания, не всегда разумные и полезные, требованиям дисциплины, ответственно относиться к выполняемому поручению.

Мы согласны с точкой зрением Е.О. Смирновой [4, c. 52], что мотивом такого поведения, которое обычно называют послушанием, служит большое желание ребенка получить одобрение взрослых, близких и любимых людей.

Мы предположили, что воспитания дисциплинированности у ребенка будет происходить успешнее в том случае, если предметно-пространственная среда активизирует интерес детей к различным видам деятельности, развивает у детей стремление к поддержанию порядка в группе; комплекс игр, игровых приемов и упражнений способствует осознанию детьми нравственного значения норм и правил поведения, мотивирует на сознательное выполнение дисциплинарных требований; сотрудничество с родителями предполагает единство подходов к воспитанию дисциплинированности дошкольников в условиях ДОО и семьи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Подсолнушек», расположенного в г. Чистополь, Республика Татарстан. В эксперименте принимали участие дети подготовительной группы. Для проведения опытно-экспериментальной работы экспериментальные и контрольные группы были подобраны

по принципу идентичности исходных данных (примерно одинаковый уровень развития и воспитания детей, один и тот же возраст, количество детей в группе, равные условия).

В результате анализа предметно-развивающей среды, годовых и календарных планов установлено, что в целом в ДОО созданы хорошие условия для воспитания дисциплинированности: 1) создана разнообразная предметно-развивающая среда, есть хорошие условия для осуществления оздоровительной деятельности в процессе занятий, режимных моментов; 2) четкий режим дня, учитывающий специфику состояния здоровья детей; 3) организовано руководство воспитательно-образовательным процессом в соответствие ООП ДОО. Следует отметить, что задача воспитания дисциплинированности педагогами отдельно не планируется, но воспитание дисциплинированности осуществляется косвенно в режимных процессах ДОО, на занятиях, в играх, в свободной детской деятельности. В планах не отражена работа с родителями по воспитанию дисциплинированности у дошкольников.

Проведенное анкетирование показало, что большинство воспитателей связывают понятие дисциплинированности с понятием послушания, хорошего поведения. При этом педагоги понимают важность дисциплинированности, называя это качество «необходимым». Практически все педагоги ДОО применяют авторитарные методы поддержания дисциплины (наказания, принуждения). Воспитатели не имеют четких представлений о необходимых условиях воспитания дисциплинированности, лишь некоторые называют важным условием режим, и совместную деятельность с семьей, но не выделяют правила поведения, стиль взаимодействия взрослого и ребенка. Таким образом, установлено, что педагоги недооценивают недостаток психолого-педагогических знаний о воспитании дисциплинированности у дошкольников, что может являться причиной, препятствующей полноценному развитию личности ребенка, воспитанию дисциплинированности, организованности, выдержки.

При исследовании уровня дисциплинированности старших дошкольников нами использовалась методика Р.М. Геворкян «Особенности проявления волевых качеств дошкольников», адаптированная к теме исследования, позволяющую выявить уровень дисциплинированности у детей подготовительной группы.

На констатирующем этапе экспериментальной работы у детей экспериментальной группы - средний (53,8%) и низкий (38,5%) уровни дисциплинированности, только у 7,7% детей подгруппы - высокий уровень дисциплинированности; в контрольной группе также преобладают дети со средним (61,5%) и низким (23,1%) уровнем, высокий уровень - у 15,4% детей.

Работа с детьми на формирующем этапе эксперимента тщательно фиксировалась. Началом работы стало создание предметно-пространственной среды, активизирующей детей на участие в различных видах деятельности: игровой, конструктивной, продуктивной, трудовой. В книжном уголке постоянно обновляли подборку книг и альбомов, содержащих примеры проявления дисциплинированности, и наоборот, недисциплинированности. Там же разместили иллюстрации, изображающие поступки детей, героев мультфильмов, персонажей книг и сказок, которые демонстрировали хорошее поведение, или не очень хорошие поступки (Незнайка, Волк и Заяц, поросенок Фунтик, попугай Кеша, старуха Шапокляк, Колобок и т.д.). Созданная предметно-пространственная среда побуждает каждого ребенка выбрать занятие по интересам, вызывает интерес к творчеству, самостоятельной деятельности, что положительно сказывается на эмоциональном настрое детей, мотивирует их на конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Для постоянного контакта с родителями создали наглядно-информационный центр «Родительский форум», в котором постоянно размещали советы медицинских работников, инструктора по физкультуре, педагога-психолога по вопросам воспитания волевых качеств личности; представили родителям подборку литературы по воспитанию дисциплинированности в дошкольном возрасте, установили почтовый ящик «Вопрос психологу», посредством которого родители могли задать вопрос педагогу-психологу о проблемах дисциплины в семье (метод обратной связи).

Для воспитания дисциплинированности был разработан комплекс игр: 1) игры на развитие регуляции и произвольности поведения, включающие: игры на освоение правил («Голосование»; «Большие пальцы вверх», «Молчу-шепчу-кричу», «Эстафета хороших известий»); игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать («Комплименты», «Связующая нить», «Прогноз погоды», «Лабиринт»); игры на развитие эмоциональной сферы («Это я, узнай меня», «Передай по кругу», «Я дарю тебе подарок»); 2) подвижные игры («Быстро возьми, быстро положи», «Беги и собирай», «Наоборот», «Найди и промолчи», «Один в круге», «Секретное слово», «Игра до победы»); 3) настольные игры «Гора спичек», «Пять спичек»; 4) речевые игры «Хочукалки», «Якалки», «Да и нет не говорите» [1, 5, 6]. Игры применялись на занятиях, прогулках, в свободной образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности детей, в режимных процессах.

Для развития произвольности поведения, внимания, памяти использовали также игры: «Домино», «Шашки», игры-«ходилки» с кубиками и фишками, в которых закреплялось умение выполнять игровые правила («Где спрятан клад», «Приключения Лунтика» и др.).

Важной составляющей частью ежедневной работы по воспитанию дисциплинированности стало знакомство детей с культурой поведения, закрепление привычек по соблюдению правил поведения в общественных местах, на занятиях. Были проведены проблемно-игровые занятия: «Все начинается со слова «Здравствуй»» и «Как сказать, чтобы не обидеть?». Проблеме соблюдения порядка и бережного отношения к игрушкам были посвящены беседы «Почему важно, чтобы в группе был порядок» «Каждой вещи - свое место», «Где положишь, там и возьмешь». На этих занятиях у детей воспитывалось понимание значения полезных привычек, вырабатывался полезный стереотип соблюдения правил культуры поведения, который затем дети применяли в повседневной жизни.

Повторное обследование показало, что после проведенной работы у детей экспериментальной группы, в основном, высокий (46,2%) и средний (46,2%) уровни, только у 7,6% детей - низкий уровень дисциплинированности; в контрольной группе снизилось количество детей с низким уровнем (15,4%), и заметно увеличилось количество детей с высоким уровнем (23,1%) дисциплинированности.

Выводы. Таким образом, результаты проведенной работы указывают на значимость рассмотренной проблемы. Созданные педагогические условия располагали детей к активной деятельности, способствовали благоприятному психологическому климату в детском коллективе. Особое внимание уделяли нравственному аспекту игровых средств и методов. В игре дети учились уважительному отношению к другим людям, выражаемому через соблюдение норм и правил поведения: приветствовать, благодарить, просить о помощи,

предлагать помощь, делать замечания, не обижая и т.д. Коллективные игры сплотили детский коллектив, помогли ребятам понять, что дисциплина делает дружбу крепче, учит помогать друг другу, показывает, что очень важно уметь выполнять правила, следовать указаниям взрослого, не для себя лично, а для того, чтобы не подвести товарищей, взрослых. Дружелюбные отношения способствовали проявлению взаимопомощи, поддержки в детских взаимоотношениях, конфликты стали реже, снизился уровень агрессии. Уменьшилось и количество запретов, замечаний со стороны воспитателей. Преобладающими методами управления дисциплинарными отношениями были советы, убеждения, поощрения, пример правильного поступка.

Проведенное исследование показало, что умение выполнять дисциплинарные требования прямо связано с развитием у ребенка волевых процессов. У одного ребенка выдержка, организованность проявлялись во всех играх, а у другого было очевидно, что он обладает противоположными качествами - тороплив, неорганизован, не умеет следовать правилам игры. Было отмечено, что недисциплинированное поведение (невыдержанность, ребенок постоянно отвлекается, шумит, выкрикивает, старается привлечь к себе внимание взрослого и других детей) может быть связано с типом темперамента ребенка, его индивидуальностью. В этом случае требуется применение индивидуального подхода в подборе упражнений, игр, заданий, проведение индивидуальных занятий, психологических игр, этюдов на внимание, расслабление, упражнения на формирование выдержки, исполнительности, уверенности в себе. Постоянно консультировали родителей, разрабатывая рекомендации, для каждого ребенка по воспитанию дисциплинированности.

Таким образом, систематическая работа по воспитанию дисциплинированности в специально созданных педагогических условиях, осуществляемая в различных видах детской деятельности, в режимных процессах, на занятиях, способствовала успешному воспитанию у старших дошкольников выдержки, организованности, исполнительности, привычки к опрятности и аккуратности, знанию и применению правил и норм поведения.

Литература:

1. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей 3-7 лет / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 467 с.

3. Меренков, А.В., Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В. Формирование нравственных качеств как важнейших аспект подготовки к школе / А.В. Меренков, Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Дошкольое воспитание. - 2001. -№ 8. - С. 27-34.

4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - МГППУ, 2012. - 128 с.

5. Ульева, Е.А. Уроки вежливости и хорошего поведения, или Как сделать вашего ребенка воспитанным / Е.А. Ульева. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 157 с.

6. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебн. пособие для средних педагогических учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2015. - 370 с.

Педагогика

УДК 37.02

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Князева Елена Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье обосновано значение формирования экологической ответственности у педагогов дошкольной образовательной организации в решении задач экологического дошкольного образования. Дано определение понятия «экологическая ответственность», выделены структурные компоненты, уровни сформированности экологической ответственности у педагогов. Обозначены задачи и прогнозируемые результаты ее формирования. Важным условием формирования и повышения экологической ответственности у педагогов авторы рассматривают целенаправленное проектирование и реализацию методического сопровождения на основе правовых аспектов дошкольного образования, индивидуальных возможностей профессионально-экологического развития педагогов.

Ключевые слова: ответственность, экологическая ответственность, компоненты экологической ответственности, педагог дошкольного образования.

Annotation. The article substantiates the importance of the formation of environmental responsibility among teachers of a preschool educational organization in solving the problems of environmental preschool education. The concept of "environmental responsibility" has been defined, structural components and levels of formation of environmental responsibility among teachers have been identified. Tasks and predicted results of its formation are indicated. An important condition for the formation and increase of environmental responsibility among teachers, the authors consider the targeted design and implementation of methodological support based on the legal aspects of preschool education, individual opportunities for the vocational and environmental development of teachers.

Keywords: responsibility, environmental responsibility, components of environmental responsibility, teacher of preschool education.

Введение. Умение ставить реально достижимые цели, определять способы и средства экологически направленной воспитательно-образовательной деятельности с детьми, учитывая особенности возраста и потенциальные возможности каждого ребенка, является важным направлением профессиональной деятельности педагога дошкольного образования в условиях вариативности рекомендуемых комплексных и вариативных образовательных программ экологического содержания. В данном контексте усиливается значение экологической ответственности педагога, как необходимой профессионально значимой личностно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.