Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О СЕМЬЕ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О СЕМЬЕ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жумагалиева Айнагуль Айбулатовна

Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть сферу образования. Сегодня государство нуждается в активном, ответственном и высоконравственном гражданине. Он должен осознавать и транслировать духовные ценности и традиции своего народа. Без формирования у людей представлений о национальных ценностях невозможно говорить о едином и сильном государстве. Именно национальные ценности выступают основой для поведенческих установок каждого человека, которые существуют в рамках культурных, религиозных или семейных традиций. И поскольку в школу как в социальный институт вовлечено большинство граждан Российской Федерации, то ее потенциал в аспекте влияния на изучаемый феномен весьма высок. В рамках данной статьи автор рассматривает формирование представлений младших школьников о семье как базовой национальной ценности. Роль семьи не ограничивается одной сферой. Под ее влиянием у ребенка формируется отношение к окружающему миру, к физическому и психологическому здоровью, к своей стране. Кроме того, закладываются основы нравственности, финансовой грамотности; усваиваются нормы и правила поведения в обществе. В семье происходит множество процессов, каждый из которых влияет на выполнение своих функций. Те правила и традиции, которые ребенок видит в детстве, он будет неосознанно в собственную семью. Благоприятная атмосфера в семье позволяет заложить надежный фундамент дальнейшего воспитания и развития личности. Также автором был проведен анализ УМК «Школа России». В статье подчеркивается, что содержание учебных предметов обладает большим потенциалом, позволяющим учителю эффективно выстроить работу с детьми по формированию у них исследуемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жумагалиева Айнагуль Айбулатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF IDEAS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ABOUT THE FAMILY AS A BASIC NATIONAL VALUE

The social transformations taking place in our country could not but affect the sphere of education. Today the state needs an active, responsible and highly moral citizen. He must be aware of and broadcast the spiritual values and traditions of his people. Without the formation of people's ideas about national values, it is impossible to talk about a single and strong state. It is national values that are the basis for the behavioral attitudes of each person that exist within the framework of cultural, religious or family traditions. And since the majority of citizens of the Russian Federation are involved in school as a social institution, its potential in terms of influencing the phenomenon under study is very high. Within the framework of this article, the author considers the formation of junior schoolchildren's ideas about the family as a basic national value. The role of the family is not limited to one area. Under its influence, the child develops an attitude to the world around him, to physical and psychological health, to his country. In addition, the foundations of morality, financial literacy are being laid; the norms and rules of behavior in society are assimilated. There are many processes going on in the family, each of which affects the performance of its functions. Those rules and traditions that the child sees in childhood, he will unconsciously into his own family. A favorable atmosphere in the family allows you to lay a reliable foundation for further education and personal development. The author also conducted an analysis of the EMC "School of Russia". The article emphasizes that the content of educational subjects has great potential, allowing the teacher to effectively organize work with children to form the studied phenomenon in them.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О СЕМЬЕ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ»

позволит привлечь внимание учащихся и подготовит их к коммуникациям с иностранцами. Кроме того, расширение словаря будет происходить эффективнее, если подросткам интересна данная тема, эмоционально для них окрашена; материалом служат кинофильмы, презентации, интересные тексты и др. [1].

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу о том, что для мотивации учащихся подросткового возраста используются различного рода методы, в основном направленные на включение знаний других учебных дисциплин, креативную деятельность и обсуждение с подключением каждого учащегося. Отдельное место отводится игровым и свободным практикам, направленным н мотивацию и повышению учебного вовлечения учащихся. Также важно отметить наличие смежных с учащимися интересов и создание комфортной эмоциональной и психологической обстановки. Можно прийти к выводу о том, что самым главным критерием во всех методах является создание комфортной для подростка среды.

Литература:

1. Володина, М.А. Влияние введения разговорной лексики на уроках английского языка на уровень мотивации к обучению в старших классах / М.А. Володина, И.В. Плаксина // Вестник науки и образования. - 2020. - С. 60-64

2. Голубков, Г.В. Причины возникновения кризиса в подростковом возрасте / Г.В. Голубков, Я.А. Лычагина // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - С. 327-331

3. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. - М., 1986. -103 с. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/kitaigorodskay/text.pdf (Дата обращения: 11.08.2022).

4. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы / Е.В. Коротаева - М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь». - 2016. - 194 с.

5. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». - Казань, КФУ. -2016. - 189 с.

6. Митина, Г.В. Психология эмоций и мотивации: учеб.-метод. пособие / Г.В. Митина, А.Н. Нугаева, Г.А. Шурухина. - Уфа: Издво БГПУ. - 2020. - 110 с.

7. Митрофанова, Г.А. Мотивация и методы ее стимулирования [Электронный доступ]. -https://urok.1sept.ru/articles/637119 (Дата обращения: 10.08.2022).

8. Насыров, Д.М. Проблемный метод обучения, как активный метод / Д.М. Насыров, М.Р. Очилова, З.Б. Кадырова // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - С. 77-81

9. Холодковская, О.С. Трудный переходный возраст. Легкое решение сложных проблем / О.С. Холодковская, В.А. Пашнина. - Москва. - 2011. - 192 с.

Педагогика

УДК 372.3

магистрант Жумагалиева Айнагуль Айбулатовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О СЕМЬЕ КАК БАЗОВОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ

Аннотация. Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, не могли не затронуть сферу образования. Сегодня государство нуждается в активном, ответственном и высоконравственном гражданине. Он должен осознавать и транслировать духовные ценности и традиции своего народа. Без формирования у людей представлений о национальных ценностях невозможно говорить о едином и сильном государстве. Именно национальные ценности выступают основой для поведенческих установок каждого человека, которые существуют в рамках культурных, религиозных или семейных традиций. И поскольку в школу как в социальный институт вовлечено большинство граждан Российской Федерации, то ее потенциал в аспекте влияния на изучаемый феномен весьма высок. В рамках данной статьи автор рассматривает формирование представлений младших школьников о семье как базовой национальной ценности. Роль семьи не ограничивается одной сферой. Под ее влиянием у ребенка формируется отношение к окружающему миру, к физическому и психологическому здоровью, к своей стране. Кроме того, закладываются основы нравственности, финансовой грамотности; усваиваются нормы и правила поведения в обществе. В семье происходит множество процессов, каждый из которых влияет на выполнение своих функций. Те правила и традиции, которые ребенок видит в детстве, он будет неосознанно в собственную семью. Благоприятная атмосфера в семье позволяет заложить надежный фундамент дальнейшего воспитания и развития личности. Также автором был проведен анализ УМК «Школа России». В статье подчеркивается, что содержание учебных предметов обладает большим потенциалом, позволяющим учителю эффективно выстроить работу с детьми по формированию у них исследуемого феномена.

Ключевые слова: младший школьник, учебная деятельность, базовые национальные ценности, семья, формирование представлений.

Annotation. The social transformations taking place in our country could not but affect the sphere of education. Today the state needs an active, responsible and highly moral citizen. He must be aware of and broadcast the spiritual values and traditions of his people. Without the formation of people's ideas about national values, it is impossible to talk about a single and strong state. It is national values that are the basis for the behavioral attitudes of each person that exist within the framework of cultural, religious or family traditions. And since the majority of citizens of the Russian Federation are involved in school as a social institution, its potential in terms of influencing the phenomenon under study is very high. Within the framework of this article, the author considers the formation of junior schoolchildren's ideas about the family as a basic national value. The role of the family is not limited to one area. Under its influence, the child develops an attitude to the world around him, to physical and psychological health, to his country. In addition, the foundations of morality, financial literacy are being laid; the norms and rules of behavior in society are assimilated. There are many processes going on in the family, each of which affects the performance of its functions. Those rules and traditions that the child sees in childhood, he will unconsciously into his own family. A favorable atmosphere in the family allows you to lay a reliable foundation for further education and personal development. The author also conducted an analysis of the EMC "School of Russia". The article emphasizes that the content of educational subjects has great potential, allowing the teacher to effectively organize work with children to form the studied phenomenon in them.

Key words: junior schoolchild, educational activity, basic national values, family, formation of ideas.

Введение. В настоящее время общество переживает глубокий духовно-нравственный кризис, который не может не оказывать влияние на мировоззрение и общественное сознание людей. Результаты социальных опросов последних лет говорят о том, материальные ценности для подрастающего поколения оказываются более значимыми, чем ценности духовные, а представления о добре, сострадании, бескорыстии и патриотизме сильно искажены. Актуализация проблемы усиливается тем, что и взрослые не просто разделяют данные позиции, но и, скорее, являются выразителями этих идей. Система ценностей, существовавшая многие годы, претерпевает коренные изменения: меняются приоритеты, моральные, нравственные, этические принципы проходят своеобразную «проверку на прочность», что приводит к неизбежному обострению противоречий в обществе.

Изложение основного материала статьи. Сегодня, как никогда, государство нуждается в активном, ответственном и высоконравственном гражданине, который осознает и транслирует духовные ценности и традиции своего народа. Без формирования у людей представлений о национальных ценностях невозможно говорить о едином и сильном государстве, поскольку они выступают основой для поведенческих установок каждого человека, которые существуют в рамках культурных, религиозных или семейных традиций [2].

И поскольку в школу как в социальный институт вовлечено большинство граждан Российской Федерации, то ее потенциал в аспекте влияния на изучаемый феномен весьма высок. Таким образом, вопрос о формировании представлений о национальных ценностях России остро стоит перед современными представителями системы образования - учителями, воспитателями, преподавателями колледжей и вузов.

A.Я. Данилюк рассматривает базовые национальные ценности как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях» [4]. К ним относят: патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, человечество, наука, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа [4].

В рамках данной статьи более подробно рассмотрим семью как базовую национальную ценность. Н.Д. Дубин писал, что «...гармонично развитая личность, с ее миропониманием, складывается под воздействием многих социальных факторов...» [5]. Однако отметим, что семейное воспитание играет наиболее важную роль в развитии ребенка. Это связано с тем, что под влиянием семьи у ребенка формируется отношение к окружающему миру и людям, к физическому и психологическому здоровью, к своей стране; закладываются основы нравственности, финансовой грамотности; усваиваются правила поведения в различных ситуациях и т.д. Следы семейного воспитания заметны в большей или меньшей степени всю жизнь человека.

В педагогической науке феномен «семья» определяется как «малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью» [9].

Л.Д. Столяренко рассматривает семью как социально-педагогическую группу людей, которая имеет в качестве своей основной функции - оптимальное удовлетворение базовых нужд [7].

В социологии и психологии семья рассматривается как: первичная социальная группа, один из основных факторов социализации; социальный институт, регулирующий и контролирующий различные стороны жизни человека на основе общественных установок. Несмотря на различие подходов, все научные исследования подчеркивают важность семейного воспитания для успешного развития всей страны.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России семья раскрывается для человека в таких нравственных представлениях, как любовь, преданность и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.

В работах А.Г. Харчева подробно рассмотрены функции семьи (специфические и неспецифические), отражающие ее особенности как социального феномена [8]. Специфические функции - это неизменные функции семьи, сохраняющиеся вне зависимости от изменения общества. Однако характер связи между семьей и социумом может изменяться в ходе истории. К специфическим функциям автор относит: репродуктивную (рождение детей), экзистенциональную (защита и содержание детей), социальную (воспитание и социализацию детей). Неспецифические функции семьи напрямую зависят от исторической ситуации.

Семья относится к базовым национальным ценностям, так как именно в ней начинается формирование личности ребенка, он усваивает те ценности и установки, которые становятся основой для его поведения и мировоззрения.

С.П. Акутина высоко оценивает семейные традиции, подчеркивая их огромный воспитательный потенциал. Также она считает, что главной ценностью является любовь между членами семьи, которую они проявляют друг к другу в различных видах и формах (забота, внимание, поддержка и т.д.). Автор пишет, что «семейные традиции - важное условие стабилизации семейной системы, усиливающее связь между членами семьи и снижающее тревогу ее членов. Семьи с недостатком традиций и обычаев, как правило, не имеют тесных связей между собой, тем самым члены этих семей страдают от изоляции и тревоги» [1].

Рассматривая семейные ценности, С.П. Акутина выделяетабсолютные, видовые духовно-нравственные, общественно-государственные и культурно-национальные ценности семьи. К абсолютным ценностям автор относит общечеловеческие ценности, понятные в любом обществе, - любовь, добро, честность, уважение и т.д. Видовые духовно-нравственные ценности объединяют природные условия, природные ресурсы, труд людей и т.д. Общественно-государственные ценности включают Родину, родной край, свободу, независимость, равенство, достоинство, мир. К культурно-национальным кровным ценностям семьи автор относит кровное родство, детско-родительские отношения, семейные традиции и обычаи, правила семьи и ее уклад [1].

B.А. Василенко отмечал, что для усвоения семейных ценностей ребенок должен пройти три стадии:

1. Эмоциональное восприятие событий.

2. Идентификация с текущими событиями.

3. Осознание личностной значимости семьи.

Иными словами, чем больше ребенок вовлечен жизнь своей семьи, тем более осознанным становится его отношение к ней, приобретается глубинный личностный смысл.

Однако формирование представлений о семье и ее ценностях не может быть ограничено только семейным воспитанием. Работа в данном направлении ведется в процессе обучения и воспитания ребенка в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности образовательных организаций.

Содержание образования вообще и школьные учебные предметы в частности обладают большим потенциалом для формирования представлений младших школьников о семье как о базовой национальной ценности.

В рамках статьи нами был проведен анализ УМК «Школа России».

Литературное чтение обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Данная дисциплина позволяет учителю более открыто поговорить о семье и ее роли в обществе и жизни каждого человека, а, следовательно, провести большую работу по формированию представлений младших школьников о семье как о базовой национальной ценности.

Во многих изучаемых произведениях раскрываются нюансы семейных отношений - семья может быть представлена как с положительными примерами, так и с отрицательными. Так сказки могут представить взаимоотношения дочери и отца («Дочь-семилетка», «Красавица и Чудовище»), дочери и мачехи («Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка») и т.д.

В изучаемых в начальной школе рассказах Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского, В.А. Осеевой основными героями являются мальчики-друзья, однако образ родителей - заботящихся, переживающих за детей незримо присутствует во многих рассказах («Огурцы», «Тайное становится явным», «Волшебное слово»). Рассказ Артюховой Н.М. «Трусиха» раскрывает взаимоотношения брата и сестры, поднимает тему смелости и заботы старшего о младшем. Отметим также, что в третьем классе целый раздел учебника посвящён теме семьи («Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»).

В рамках изучения «Окружающего мира» также имеются задания, которые стимулируют ребенка на обращение к родителям.

Например:

- Расскажите, какие изменения в вашей семье произошли за последний год (в рамках изучения темы «Разнообразие изменений в природе и жизни людей»).

- Спросите у старших, какие необычные природные явления им приходилось наблюдать (в рамках изучения темы «Атмосферные явления и погода»).

- Какие приметы о погоде вы знаете (в рамках изучения темы «Как предсказывали погоду в старину»).

Подобные задания помогают учащимся организовать общение в семье, обсудить ее счастливые воспоминания и интересные моменты.

В рамках данного предмета младшие школьники изучают такие разделы: «Как живет семья» (Знакомство с целями и задачами раздела. Семья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи), «Наша дружная семья» (Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье).

В качестве заданий школьникам предлагают подготовить проекты «Моя семья» (фоторассказ о своей жизни своей семьи), «Родословная» (родословное древо семьи, интервью родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях).

Учебники по русскому языку интересны тем, что само его содержание активизирует потребность ребенка делиться полученными на уроке знаниями дома. Здесь присутствуют такие задания, как:

- «Мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, сестра, брат». Являются ли перечисленные слова именами существительными собственными? Какие еще общие названия родственников вы знаете?

- Спроси у родителей, знают ли они правила вежливости. Если нет, то напомни им их.

- Спроси дома, что взрослые знают о падежах. Расскажи им то, чего они не знают.

- Расскажите о том, как вы заботитесь о своих младших братьях (сестрах).

Кроме того, нередко в учебники русского языка включены тексты для написания изложений, темы которых так или иначе связаны с семейными отношениями:

- Текст стихотворения А. Плещеева «На малютку сына...», который иллюстрирует поведение матери, укладывающей спать своего ребенка. В данном упражнении, помимо орфоэпического задания, школьникам даны вопросы, позволяющие задуматься о роли материи, ее заботе и нежности.

- Текст по воспоминаниям писательницы С. Могилевской о детстве. Кроме написания изложения по представленному тексту, детям предлагают составить рассказ о своей семье.

- Текст рассказа «Случай с кошельком» Е. Пермяка, героями которого являются брат и сестра. Школьники должны записать текст по памяти, но перед этим им нужно было провести работу с текстом (выделить главную мысль, поговорить о значении семейного воспитания).

Уроки «Изобразительного искусства» также могут включать в себя задания, которые предполагают использование материала о семье: портрет своей семьи или рисунок на заданную тему («Отдых на речке», «С мамой в лесу» и т.д.), которые помогут ребенку восстановить в памяти приятные моменты взаимодействия с семьей. Домашним заданием для младших школьников может быть такое: выполните рисунок с натуры «Мой комнатный цветок». Кроме того, дети могут расспросить родных об этом цветке и подготовить о нем рассказ.

В рамках урока технологии ученики могут получить задание сделать открытку маме / папе / бабушке и т.д. к какому-нибудь празднику. Работая вместе с детьми над игрушкой, учитель может акцентировать внимание та том, какой это будет замечательный подарок членов семьи. Пока школьники выполняют задание, учитель может спросить детей, какие праздники отмечают в их семье и как происходит поздравления.

В разделе «Красота и уют нашего дома» школьники для своего дома изготовят полезные вещи (кухонную прихватку, грелку на чайник и другие). В теме «Простые переплётные работы» дети выполняют изделие записная книжка в мягкой обложке. Учитель может предложить сделать её в подарок маме, чтобы она могла записывать в ней кулинарные рецепты и радовать свою семью вкусными блюдами.

Такой учебный предмет, как «Математика» содержит меньше возможностей для формирования представлений о семье, однако можно заметить, что сюжет текстовых задач нередко включает семейные отношения, разделение обязанностей в семье. В ходе обычного урока учитель редко акцентирует внимание на этом, но в процессе формирования представлений детей о семье, данный материал очень важен.

Чаще всего персонажами текстовых задач выступают члены семьи - мама и папа. А в тексте задачи можно увидеть традиционные обозначения их ролей: так мама занимается покупкой продуктов («Мама купила на рынке 15 яблок, пять из которых были зелеными, четыре желтыми, а остальные красными. Сколько красных яблок купила мама?»), папа организует семейный досуг («Олег с папой ходили в поход. В первый день они прошли 8 км, а во второй на 3 км больше. Сколько км они прошли за два дня»). На примере подобных задач можно рассмотреть обязанности членов семьи, потенциальные семейные традиции.

Задачи, героями которых становятся бабушки и дедушки, встречаются реже, и часто они связаны с вычислением возраста пожилого человека («Маше 10 лет. Дедушка старше внучки в 7 раз. Насколько лет Маша младше дедушки»), что дает учителю возможность поговорить с детьми о том, что бабушкам и дедушкам требуется забота и внимание со стороны внуков, так как они уже не молоды.

Выводы. Младший школьный возраст является наиболее важным для ребенка. В нем закладываются основы мировоззрения, которые будут оказывать значительное влияние на дальнейшее развитие личности. Семья является одной из

величайших ценностей, но младшие школьники, в большинстве случаев, не задумываются о ценности семьи. У детей, как правило, складывается неполное или неправильное представление о семье и семейных ценностях.

Формирование представлений детей о семье как о базовой национальной ценности представляет собой достаточно сложную педагогическую проблему. Содержание учебных предметов обладает большим потенциалом, позволяющим учителю эффективно выстроить работу с детьми по формированию у них исследуемого феномена. На литературном чтении младшие школьники изучают произведения, описывающие семейные взаимоотношения, традиции и обычаи. На русском языке с помощью использования системы вопросов и заданий формируется чувство любви и уважения семьи. На окружающем мире через связь прошлого и настоящего семья рассматривается как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности и т.д.

Литература:

1. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс / С.П. Акутина // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - N 2. - С. 16-21

2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://шs-Ыg-enc-dictslovaronlme.com/60536-СЕМЬЯ

3. Васильева, С.В. Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие / С.В. Васильева. - СПб.: ВВМ, 2015. - 128 с.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.

5. Огоновская, И.С. Семья как базовая национальная ценность в условиях современной России: к проблеме взаимодействия школы и родителей / И.С. Огоновская // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сборник статей VIII Уральского демографического форума. - Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН. - 2017. -С. 213-218

6. РИА Новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20210824/buduschee-1747083891.html

7. Столяренко, Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина. - Ростов н/Д: МарТ, 2001. - 210 с.

8. Харчев, А.Г. Быт, семья, досуг: Социол. и нравственные проблемы / А.Г. Харчев. - М., 1960.

9. Холодкова, О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 167 с.

Педагогика

УДК 372.857

кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Мишина Ольга Степановна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);

кандидат биологических наук, доцент Коротков Олег Владимирович

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ХИМИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящей статье представлены современные способы визуализации на уроках химии в школе. Визуализация играет ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Визуализация является графическим способом представления информации. Ее использование позволяет в доступной форме реализовать выполнение педагогических задач. Доступность для зрительного восприятия обучающимися обуславливает эффективность использования визуальных способов представления учебной информации. В статье описаны два основных способа визуализации учебного материала: инфографика и визуальные конспекты. Инфографика - это способ презентации информации с использованием текста и иллюстраций. Среди различных типов визуальных конспектов в работе выделены наиболее известные: скетчноутинг, скрайбинг, интеллект-карты (ментальные карты). В статье представлены разработанные примеры интеллект-карт по теме «Углерод», прием скрайбинга описан на примере темы «Типы химических реакций», прием скетчноутинга показан на примере темы «Техника безопасности на уроках химии». Таким образом, в статье подробно отражены основные правила применения способов визуализации.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, визуализация, инфографика, визуальные конспекты, химия. Annotation. This article presents modern methods of visualization in chemistry lessons at school. Visualization plays a key role in improving the efficiency of the educational process. Visualization is a graphical way of presenting information. Its use allows in an accessible form to implement the implementation of pedagogical tasks. Accessibility for visual perception by students determines the effectiveness of the use of visual methods of presenting educational information. The article describes two main ways of visualizing educational material: infographics and visual notes. Infographics is a way of presenting information using text and illustrations. Among the various types of visual notes in the work, the most famous ones are highlighted: sketchnoting, scribing, mind maps (mental maps). The article presents developed examples of mind maps on the topic "Carbon", the scribing technique is described using the example of the topic "Types of chemical reactions", the sketchnoting technique is shown using the example of the topic "Safety in chemistry lessons". Thus, the article reflects in detail the basic rules for applying visualization methods. Key words: pedagogical activity, visualization, infographics, visual notes, chemistry.

Введение. Химия является одной из наиболее трудных дисциплин для изучения школьниками. Поэтому возникает необходимость сделать процесс обучения комфортнее и продуктивнее.

Визуальная наглядность играет ключевую роль в повышении эффективности образовательного процесса. Одним из ключевых принципов обучения является принцип наглядности, который базируется на свойстве нервной системы усваивать знания и воспринимать информацию через комплексную оценку органов чувств о действительно существующем объекте или явлении. Правильный выбор способа визуализации и методики применения позволяет в полной мере добиться реализации дидактических задач, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по химии, которые направлены на воспитание всесторонне развитой и химически грамотной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.