Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНГУШСКАЯ / СОВРЕМЕННАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатырева Людмила Руслановна

В условиях глобализации и информатизации современного общества рушатся социальные устои, меняется социально-экономическая ситуация в стране, все больше времени и сил родители затрачивают на экономическое обеспечение семьи, все меньше остается на воспитание детей. В данных условиях нестабильности, наибольшее значение, на наш взгляд, обретают семейные ценности и традиции семейного воспитания, правильность и позитивность которых в отношении воспитания ребенка, определяют будущее общества в целом и нашей страны в частности. Цель исследования: описать в теории и изучить на практике традиции воспитания детей в современной ингушской семье. В статье проведен анализ особенностей воспитания в ингушской семье и на основе анализа литературы описаны особенности воспитания в современной ингушской семье, а также проведен опрос родителей и детей на базе ГБОУ «СОШ №2 г. Магас», которое показало, что сегодня ингушская семья, хотя и потеряла в многочисленности членов семьи, но не растеряла своего традиционализма. В ней по-прежнему чтут традиции и воспитание детей опирается на многовековой опыт народа, в то же время сейчас ингушской семье присущи и новые традиции, создаваемые в каждой семье и связанные с совместным бытом и проведением свободного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Людмила Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON THE TRADITIONS OF PARENTING IN A MODERN INGUSH FAMILY

In the context of globalization and informatization of modern society, social foundations are collapsing, the socio-economic situation in the country is changing, more and more parents spend time and effort on the economic provision of the family, and less is left for raising children. In these conditions of instability, in our opinion, family values and traditions of family education acquire the greatest importance, the correctness and positivity of which in relation to the upbringing of a child determine the future of society in general and our country in particular. The purpose of the article: to describe in theory and study in practice the traditions of raising children in a modern Ingush family. The article analyzes the features of upbringing in the Ingush family and, based on the analysis of the literature, describes the features of upbringing in the modern Ingush family, as well as a survey of parents and children on the basis of GBOU "Secondary school No. 2 of Magas" which showed that today The Ingush family, although it has lost many members of the family, has not lost its traditionalism. It still honors traditions and the upbringing of children is based on the centuries-old experience of the people, at the same time, now the Ingush family also has new traditions created in each family and associated with living together and spending free time.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ»

Таблица 1

Основные и дополнительные показатели качества образовательных услуг

Основные показатели качества образовательных услуг Дополнительные показатели качества образовательных услуг

1) качество управления образовательной услугой в целом, т.е. на уровне образовательной организации (наличие собственной системы качества образования, включающей сбалансированную систему мониторинга качества образовательной услуги и соответствующей требованиям образовательных стандартов); 1) условия, связанные с организацией питания, охраной здоровья обучающихся;

2) качество ресурсного обеспечения образовательной услуги (материально-техническая и экспериментальная база, в т.ч. учебно-методическое и информационное обеспечение; доступ к различным базам данных, наличие и доступность для обучающихся и сотрудников собственной информационной системы); 2) возможности развития творческих способностей и интересов;

3) качество образовательных программ и технологий; 3) оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

4) качество (компетентность) научно-педагогических кадров; 4) коммуникабельность, доброжелательность, вежливость, компетентность работников образовательной организации, способность найти индивидуальный подход.

5) уровень подготовки обучающихся;

6) качество преподавания (применение современных педагогических технологий; академическая мобильность обучающихся; разработка соответствующих учебных программ по различным формам обучения);

7) качество условий проведения занятий и образовательного пространства организации;

8) качество проводимых исследований (научно-исследовательской деятельности обучающихся и научно-педагогического состава).

Выводы. В условиях рыночной экономики каждый из системы субъектов-потребителей образовательных услуг имеет право на получение качественных образовательных услуг, позволяющих сформировать личностный человеческий капитал и быть конкурентоспособным на рынке труда. Обеспечение качества образовательных услуг требует реализации своевременной и систематической его оценки. Так, создание и развитие оптимальной системы сбора и обработки информации о состоянии качества образования является на сегодняшний день одним из самых актуальных задач образовательной сферы.

При реализации оценки качества образовательных услуг основными задачами являются разработка специальных технологий и методов проведения оценки с помощью качественного объективного стандартизированного инструментария, формирование четкой единой системы критериев и показателей качества образования, учет результатов оценки при разработке дальнейших путей совершенствования качества образовательных услуг.

Литература:

1. Гейдарова, Ф.Ф. Критерии и оценка качества образования / Ф.Ф. Гейдарова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2017. - № 1(10). - С. 93-98.

2. Дорошенко, А.А. Критерии и мониторинг качества образовательных услуг / А.А. Дорошенко, С.М. Вавилова, Т.Н. Ильинова, Е.И. Рябинина, Н.И. Пономарева // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2019. - Вып. 8. -С. 283-289.

3. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Казакова, И.А. Показатели качества образовательных услуг вуза / И.А. Казакова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - T.11. - С. 2906-2910.

5. Строкова, Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки / Т.А. Строкова // Образование и наука. - 2009. - № 4(61). - С. 36-47.

Педагогика

УДК 37.013

преподаватель Богатырева Людмила Руслановна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШСКОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В условиях глобализации и информатизации современного общества рушатся социальные устои, меняется социально-экономическая ситуация в стране, все больше времени и сил родители затрачивают на экономическое обеспечение семьи, все меньше остается на воспитание детей. В данных условиях нестабильности, наибольшее значение, на наш взгляд, обретают семейные ценности и традиции семейного воспитания, правильность и позитивность которых в отношении воспитания ребенка, определяют будущее общества в целом и нашей страны в частности. Цель исследования: описать в теории и изучить на практике традиции воспитания детей в современной ингушской семье. В статье проведен анализ особенностей воспитания в ингушской семье и на основе анализа литературы описаны особенности воспитания в современной ингушской семье, а также проведен опрос родителей и детей на базе ГБОУ «СОШ №2 г. Магас», которое показало, что сегодня ингушская семья, хотя и потеряла в многочисленности членов семьи, но не растеряла своего традиционализма. В ней по-прежнему чтут традиции и воспитание детей опирается на многовековой опыт народа, в то же время сейчас ингушской семье присущи и новые традиции, создаваемые в каждой семье и связанные с совместным бытом и проведением свободного времени.

Ключевые слова: семья, традиции, семейное воспитание, ингушская, современная.

Annotation. In the context of globalization and informatization of modern society, social foundations are collapsing, the socioeconomic situation in the country is changing, more and more parents spend time and effort on the economic provision of the family, and less is left for raising children. In these conditions of instability, in our opinion, family values and traditions of family education acquire the greatest importance, the correctness and positivity of which in relation to the upbringing of a child determine the future of society in general and our country in particular. The purpose of the article: to describe in theory and study in practice the traditions of raising children in a modern Ingush family. The article analyzes the features of upbringing in the Ingush family and, based on the analysis of the literature, describes the features of upbringing in the modern Ingush family, as well as a survey of parents and children on the basis of GBOU "Secondary school No. 2 of Magas" which showed that today The Ingush family, although it has lost many members of the family, has not lost its traditionalism. It still honors traditions and the upbringing of children is based on the centuries-old experience of the people, at the same time, now the Ingush family also has new traditions created in each family and associated with living together and spending free time.

Key words: family, traditions, family education, Ingush, modern.

Введение. Вопрос воспитания детей на основе семейных традиций и ценностей народной Ингушской педагогики является одной из ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Семья, основа общества, хранитель традиций, самое первое окружение, в котором человек познает мир, рождаясь и воспитываясь. Традиции семьи передаются из поколения в поколение, нанизываясь на канву жизни и управляя последующим стилем жизни человека. Именно в семье закладываются традиции и ценности брака, образ жизни стиль общения между мужем и женой, детьми и старшими членами семьи, уважения к стершим и ушедшим предкам. Именно в семье приобретается жизненный опыт, формируются и совершенствуются навыки жизненного уклада, перенимаются традиции семьи, рода, национальности, веры. Именно семья, являясь фундаментом социума, сберегает традиции, являясь основой общества.

Изложение основного материала статьи. О.А. Щекина указывает: «семья XXI века обеспокоена прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным доходом. Стремление многих родителей самоотстраниться от воспитания собственных детей возросло неоднократно. В современном обществе семья и семейное воспитание столкнулись со значительными трудностями по нескольким причинам:

- утрата традиционного понимания воспитания и детства;

- депривация семейных традиций;

- разрушение нравственных представлений о браке и семье;

- деформация сферы семейного воспитания» [10, С. 77].

Рушатся социальные устои меняется социально-экономическая ситуация в стране, все больше родители затрачивают времени и сил на экономическое обеспечение семьи, все меньше остается на воспитание детей.

В данных условиях нестабильности, наибольшее значение, на наш взгляд, обретают семейные ценности и традиции семейного воспитания, правильность и позитивность которых в отношении воспитания ребенка, определяют будущее общества в целом и нашей страны в частности.

Таким образом, проблема традиционного семейного воспитания, сохранения и преумножения семейных традиций воспитания, на данном этапе является актуальной, как никогда.

Р.Н. Сергеева определяет семью как «небольшую социальную группу, важнейшую форму организации личной жизни, основанную на браке и родственных отношениях между людьми, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [7, С. 21].

О.С. Павлова, исследуя традиционную ингушскую семью указывает: «современное ингушское общество характеризуется следующими социально-психологическими характеристиками:

1) традициями и обычаями;

2) образом жизни в соответствии с исламом и нормами мусульманской этики;

3) ценностными ориентациями ингушей;

4) социально-экономической структурой этнической принадлежности» [6, C. 112].

«В основном, обычаи и традиции ингушского народа соответствуют нормам религии. Для ингушей религия является первостепенной в определении духовной сферы их жизни» [6, C. 112].

«Кроме всего перечисленного, ингуши строго придерживаются этнических традиций и законов (адаты), которые приобрели устойчивые, законченные свойства на протяжении многих столетий существования этноса» [6, C. 114].

Ингушский народ уважает традиции предков, бережно относится к своей истории и придерживается законов своего народа. К ним относятся, например, уважение к старшим, гостеприимство, свадебные обычаи и т.д. [6, C. 158].

Традиции воспитания детей в ингушской семье состоят в том, что воспитанием детей занимается в основном мать, а отец обеспечивает семью. Кроме того, воспитание мальчиков и девочек в корне отличается. В традициях ингушского народа, у детей воспитывается почитание к старшим, соблюдений традиций и соблюдение религиозных требований мусульманской веры [1, C. 100].

Иногда, чаще в сельской местности, с родителями и детьми живут другие родственники - бабушки и дедушки. Воспитание в семье осуществляется всем укладом жизни семьи, во взаимодействии со взрослыми членами семьи, путем стиля взаимодействия с ребенком и членов семьи между собой, семейных традиций, организации быта [4, C. 163].

З.М. Долакова указывает: «статус женщины в семье также определяется религиозными законами и традиционными устоями. Несмотря на то что в последнее время женщины в данной культуре все чаще начинают работать, все же круг ее интересов ограничен: воспитание детей, забота о муже и его родственниках, уход за домом» [3, C. 4].

Н.А Мазунина определяет, что в основе семьи лежит родство не только по крови, но и более удаленное. Таким образом, семья - это более широкое понятие, которое включает в себя не только любовные отношения, но и отношения, основанные на взаимопомощи. Призвание семьи - передача опыта из поколения в поколение, совместное ведение сельского хозяйства и воспитание детей, обеспечение средств к существованию [5].

Традиционные подходы к воспитанию детей, приёмы и методы, проверенные временем и многими поколениями, несут в себе огромный ресурс для построения гармоничного и продуктивного воспитательного процесса в семье. Ориентация на естественность и природосообразность, нацеленность на формирование высоконравственного творческого и здорового поколения ведут педагогическое и родительское сообщество к созданию информационно-предметной среды развития детей, основанной на традиционных подходах. Сохранение естественности детей, сохранение непосредственности и самобытности их творческой направленности - задача, которая легко решается с помощью погружения детей в атмосферу народных традиций, фольклора, народных игр и т.п.

Основными характеристиками ингушской семьи являются: ее численный и персональный состав, наборы правил,

определяющих особенности семейного взаимодействия, подсистемы (субсистемы) и границы семьи [9].

Семейное воспитание - это воспитание в пространстве семьи и посредством ее членов. Это воспитание ребенка дошкольного возраста в среде семьи, посредством взаимодействия, личного примера членов семьи, коммуникации. Семейные традиции, носящие позитивный характер и рассматриваемые и перенимаемые ребенком как постулаты семейной жизни, помогают ему в создании своей семьи и сохранении ее крепости.

Педагоги и психологи ведут активную научную работу в направлении формирования семейных традиций и ценностей у школьников. Так С.П. Акутина в статье «К проблеме классификации семейных нравственно-духовных ценностей» формулирует ряд принципиально важных для данного исследования положений [2].

С учетом традиций отечественной педагогики, можно отметить, что кризис семьи, по мнению С.П. Акутиной, может быть преодолён только с опорой на этнокультурные традиции, обычаи, порядки и правила.

Носителем же этих этнокультурных традиций С.П. Акутина считает семью.

Семья должна обеспечить приобщение к ингушским традициям через язык, а также сформировать особую атмосферу, в которой у ребёнка, с одной стороны, закрепилось стремление к святому и доброму, а с другой - умение отстаивать свои интересы и потребности.

Экспериментальное исследование проводилось в феврале 2022 года, на базе ГБОУ «СОШ № 2 г. Магас», средний возраст детей 9-10 лет. В эксперименте участвовало 22 ребёнка, из них 12 девочек и 10 мальчиков, а также 10 родителей детей, воспитывающихся в ингушской семье, все мамы.

Цель исследования: изучить семейные традиции в современной ингушской семье.

Методы: анкетирование.

Был проведен опрос родителей и детей с целью изучения соблюдения семейных традиций и ценностей в современной ингушской семье.

По результатам анкетирования можно отметить, что у родителей достаточно представлений о семейных ценностях (по большей части это принципы, традиции, устои), но некоторые затруднились ответить на этот вопрос.

Далее было проведено анкетирование детей.

Анализ анкетирования детей предполагал получение ответов на вопросы:

1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами.

2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?

3. Какой труд объединяет вашу семью?

4. Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями.

Ответ на первый вопрос показал, что 18 % учащихся проживают только с обоими родителями, без бабушек и дедушек, и не имеют братьев, сестер (рис. 1).

31 % проживают с обоими родителями, с бабушками и\или с дедушками и имеют братьев и\или сестер.

18% проживают с обоими родителями, имея брата и\или сестру.

18% проживают с обоими родителями, с бабушками и\или с дедушками и не имеют братьев и\или сестер.

5% проживают только с одним родителем; 5% проживают с одним родителем, бабушкой или\и дедушкой, 5% проживают с одним родителем, братом или\и сестрой.

■ мама, папа

■ мама папа, бабушка' дедушка

■ мама, папа, брат сестра Ыаыа

■ 1\(яма. де дуттгкя'бабутшя

Мама, брат сестра

Мама. пшш. бабушка-дедушка, брат сестра

Рисунок 1. Результаты анкетирования: «Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами»

Ответ на второй вопрос содержит информацию о семейных традициях, обычаях, укладе жизни (рис. 2). Государственные и\или религиозные праздники являются традицией для 22 человека, дни рождения как традицию выделяют 7 человек, совместно путешествуют 3 человека, совместно убираются 2 человека, 5 человек указали такие традиции как посещение музеев, прогулки, посещение кладбищ, постройка снежных замков.

Рисунок 2. Результаты анкетирования: «Какие семейные традиции вы соблюдаете?»

Ответ на третий вопрос говорит о том, как дети проводят время с родителями: 12 семей занимается спортом, 7 семей играет в разнообразные игры, 6 семей ходят в музеи, вместе смотрят фильмы 6 человек (рис. 3).

Рисунок 3. Результаты анкетирования: «Какой труд объединяет вашу семью?»

Ответ на четвертый вопрос показал о распределении трудовых, бытовых обязанностей (рис. 4):

9% ответили, что общего труда у них нет, у каждого своего дела;

36% ответили, что объединяют их труд, уборка квартиры;

32% выбрали уход за домашними животными;

23% написали свои варианты.

Рисунок 4. Результаты анкетирования: «Отметьте, какими увлечениями вы занимаетесь вместе с родителями»

Дети отвечали «да», «иногда» или «нет». Результаты опроса детей представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Результаты тестового опроса детей по изучению семейных традиций

Наиболее проблемным вопросом стало совместное обсуждение фильмов и книг в семье: только 5-6 человек обсуждают фильмы и книги с родителями. В целом по классу наблюдается благоприятная семейная атмосфера. Дети класса проводят достаточно времени со своими семьями, при этом проводят это время интересно и полезно, занимаясь различными видами деятельности.

Из диаграммы следует, что традиция отмечать праздники осознаётся практически всеми (18 человек), на втором месте традиция вместе проводить отпуск вне дома.

Яркие события, такие как подготовка и проведение праздника или совместная поездка, очень сплачивают семью, порождают богатый опыт совместных переживаний, а потом и общих воспоминаний.

Приятно заметить, что большинство детей осознаёт это и ценит, с радостью отмечая семейные праздники и семейные поездки как важную традицию.

Следующая цифра говорит о том, что несколько детей не понимают вопроса. Только несколько человек назвали такие важные традиции, связанные с осознанием себя частью рода, как посещение предков на кладбище, или посещение старших членов семьи, а также наведение порядка и чистоты. Особого внимания заслуживает столбец «нет ответа или вопрос понят некорректно». Ребята, попавшие в эту графу, дали такие ответы: «жить дружно», «быть часто со своей семьёй».

Наличие таких ответов указывает на непонимание недостаточную сформированность различений «традиция» -«правило», «общее» - «частное», «конкретное» - «абстрактное».

К сожалению, такие традиции как существование родовых имён, передачи по наследству семейных реликвий и талисманов, существование семейных рецептов, семейных профессий или умений, передаваемых от отца к сыну известны немногим. Однако, как показывают результаты исследования, незнание традиций не означает несформированности семейных ценностей. Традиционный, ритуальный уклад жизни характерен для деревни, город же, наоборот, всегда старался отказаться от традиций в пользу чего-то нового и прогрессивного.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 человек в классе осознают, что в их семье соблюдается традиция отмечать семейные и государственные праздники, 6 человек вместе ездят за границу, 6 человек не смогли справиться с ответом на вопрос.

Почему только 12 человек ответили, что отмечают праздники? Вероятно, для многих ребят «знать традиции» и «соблюдать традиции» - это практически одно и то же. Не все знают какие-то традиции помимо тех, которые соблюдают сами. Поэтому для некоторых первый и второй вопрос выглядел идентично.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало, что современная ингушская семья, хотя и потеряла в многочисленности членов семьи, но не растеряла своего традиционализма. В ней по-прежнему чтут традиции и воспитание детей опирается на многовековой опыт народа, в то же время современной семье присущи и новые традиции, создаваемые в каждой семье и связанные с совместным бытом и проведением свободного времени.

Литература:

1. Агиева, Л.Т. Институт уважения старших в ингушском обществе / Л.Т. Агиева // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. - 2020. - № 2. - С. 100-121.

2. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей / С.П. Акутина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №94. - URL: https://cyberieninka.rn/artide/n/k-probleme-klassifikatsii-semeynyh-duhovno-nravstvennyh-tsennostey (дата обращения: 22.02.2022).

3. Долакова, З.М. Влияние межэтнического конфликта на ролевую структуру традиционной семьи: автореф. д ис. ... канд. психол. наук / З.М. Долакова. - М. - 2006. - 28 с.

4. Кодзоева, М.М. Педагогика ненасилия как основа психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни / М.М. Кодзоева, А.Т. Цицкиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 163-167.

5. Мазунина, Н.А. Семейное портфолио в повышении эффективности социального партнёрства детского сада и семьи / Н.А. Мазунина // В сборнике: Наука и образование в обеспечении инновационного развития региона: материалы IV Российской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 66-69.

6. Павлова, О.С. Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета / О.С. Павлова. - М.: Форум. - 2012. - 384 с.

7. Сергеева, Р.Н. Пути формирования образа семьи у старших дошкольников / Р.Н. Сергеева, В.Э. Головенко, Л.В. Гильманова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/202/8610/ (дата обращения: 11.11.2022).

8. Целоева, Д.М. Духовно-нравственное воспитание детей 6-10 лет посредством приобщения к национальной культуре (на примере чеченского, ингушского, осетинского и дагестанского народов северного Кавказа) / Д.М. Целоева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6. - С. 54.

9. Целоева, Д.М. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях этнокультуры ингушского народа / Д.М. Целоева // Педагогика и психология как основа развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 15 августа 2019 г.). - 2019. - С. 204-210.

10. Щекина, О.А. Семья и ДОО: проблемы и пути взаимодействия: научно-методическое пособие / науч ред. Л.С. Нагавкина. - СПб.: СПбАППО, 2018. - 172 с.

Педагогика

УДК 37(091)

старший преподаватель Боденова Ольга Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ

АСПЕКТ

Аннотация. В статье описывается современное состояние и перспективы развития социально-педагогической теории и практики, обосновывается необходимость исследования региональных особенностей развития социальной педагогики. В работе представлены основные актуальные достижения развития социальной педагогики как науки и практики, обозначены противоречия, современное проблемное поле и возможные направления ее дальнейшего развития. Наряду с методологическими, теоретическими, прикладными направлениями научных исследований все более востребованными становятся проблемы развития социальной педагогики, ее истории. Современное состояние теории и практики социальной педагогики диктует необходимость более глубокого всестороннего изучения развития социальной педагогики в регионах России, регионального социально-педагогического опыта, вклада отдельных персоналий в науку и др. Целью работы явилось обоснование необходимости изучения региональных особенностей развития социальной педагогики, в том числе -в рамках педагогической провинциальной историографии. Методология педагогической провинциальной историографии позволяет осуществить теоретическую реконструкцию и концептуализацию развития социально-педагогических идей, описать содержание процесса становления и развития социальной педагогики, ее истории развития на конкретно историческим этапе с учетом регионального компонента на основе анализа специфических источников информации конкретного региона (архивы, исторические очерки, заметки, исторические документы). Исследования в этом направлении позволяют определить значимость этого содержания для развития современной социальной педагогики. В заключении определяются прикладные задачи исследования региональных особенностей развития теории и практики социальной педагогики.

Ключевые слова: социальная педагогика, история, педагогическая историография, рефлексия научного знания, региональный компонент.

Annоtation. There are the current state and prospects for the development of socio-pedagogical theory and practice, substantiates the need to study the regional features of the development of social pedagogy in the article. The paper presents the main current achievements in the development of social pedagogy as a science and practice, identifies contradictions, the current problem field and possible directions for its further development. At present the problems of the development of social pedagogy, the history of social pedagogy are becoming more in demand, in contrast to methodological, theoretical, practical issues. The current state of the theory and practice of social pedagogy dictates the need for a deeper comprehensive study of the development of social pedagogy in the regions of Russia, regional experience, the contribution of individual personalities to science and so on. The purpose of the work is to substantiate the possibility and necessity of studying the regional features of the development of social pedagogy, including within the framework of pedagogical provincial historiography. The methodology of pedagogical provincial historiography makes it possible to carry out a theoretical reconstruction and conceptualization of the development of socio-pedagogical ideas, to describe the content of the process of formation and development of social pedagogy, its development history at a particular historical stage, taking into account the regional component based on the analysis of specific sources of information in a particular region (archives, historical essays, notes, historical documents). Research in this direction, determine the significance of this content for the development of modern social pedagogy. In conclusion, the applied tasks of studying regional features of the development of the theory and practice of social pedagogy are determined.

Key words: social pedagogy, history, pedagogical historiography, reflection of scientific knowledge, regional component.

Введение. Наибольший интерес к проблемам социальной педагогики в России наблюдался в конце XX начале XXI в. Движущими силами, определяющими ее развитие, стали явно осознаваемые педагогической общественностью противоречия между необходимостью создания новой отрасли педагогики и отсутствием достаточного количества научных знаний, позволяющих приобрести социальной педагогике статус самостоятельной науки. Наиболее ярко противоречия проявили себе на следующих уровнях (И.А. Липский):

• гносеологический: поиск взаимосвязей, сфер взаимодействия между социальной педагогикой и другими науками -философией, социологией, педагогикой, медициной, психологией;

• логико-гносеологический: определение объекта и предмета социальной педагогики, формирование ее понятийного аппарата;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.