Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
731
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ / РОДИТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / IDEAS ABOUT THE FAMILY / PARENTHOOD / EDUCATION SYSTEM / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы представлений о семье в младшем школьном возрасте. В работе актуализируется необходимость воспитания в системе образования традиционным российским семейным ценностям, а также важности анализа динамики этих ценностей у подрастающего поколения. В статье представлены результаты экспериментального исследования и анализ представлений о семье детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FAMILY REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

This study is devoted to the study of the problem of representations of the family in primary school age. The paper actualizes the need for education in the education system of traditional Russian family values, as well as the importance of analyzing the dynamics of these values in the younger generation. The article presents the results of an experimental study and analysis of ideas about the family of children of primary school age in an educational organization.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

способностях, тем чаще в поведении стараются проявлять заботу обо всем, что их окружает, ценят терпимость и понимание, ценят собственную активность, которая позволяет им испытывать новые ощущения и глубокие переживания.

Литература:

1. Борозина Л.В. Самооценка в первой половине старости [Текст] / Л.В. Борозина, О.Н. Молчанова // Вестник Московского университета. - 1990. - №1. - С. 24-38.

2. Волостных М.И. К проблеме ценностных ориентаций лиц пожилого возраста [Текст] / М.И. Волостных // Проблемы теории и практики современной психологии: материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. - 2016. - С. 98-100.

3. Ганин Д.Г. Специфика взаимосвязи межличностных отношений и самоотношения лиц пожилого возраста [Текст] / Д.Г. Ганин // Вестник Костромского университета. - 2019. -№25(2). - С. 57-61.

4. Ермолаева М.В. Практическая психология старости: монография [Текст] / М.В. Ермолаева. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 94 с.

5. Козлова Т.З. Самореализация и самооценка пенсионера / Т.З. Козлова // Психология зрелости и старения. - 2006. - №2. - С. 35-42.

6. Максимова С.Г. Социально-ценностные аспекты восприятия старости [Текст] / С.Г. Максимова // Известия Алтайского государственного университета. - 2001. -№2(20). - С. 28-32.

7. Фирсова Н.Г. Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки [Текст] / Н.Г. Фирсова // Пожилой человек как субъект возрастных изменений: особенности самооценки: материалы III Международной научно-практической конференции. - Ставрополь. - 2012. - С. 47-52.

8. Субъективное благополучие лиц пожилого возраста [Текст] / О.М. Макушкина, Г.В. Митина, О.Ф. Азнабаев, Э.Ш. Шаяхметова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. - 2019. - №62-4. - С. 273-276.

Психология

УДК:159.9

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального

государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы представлений о семье в младшем школьном возрасте. В работе актуализируется необходимость воспитания в системе образования традиционным российским семейным ценностям, а также важности анализа динамики этих ценностей у подрастающего поколения. В статье представлены результаты экспериментального исследования и анализ представлений о семье детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: представления о семье, родительство, система образования, младший школьный возраст.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problem of representations of the family in primary school age. The paper actualizes the need for education in the education system of traditional Russian family values, as well as the importance of analyzing the dynamics of these values in the younger generation. The article presents the results of an experimental study and analysis of ideas about the family of children of primary school age in an educational organization.

Keywords: ideas about the family, parenthood, education system, primary school age.

Введение. В последние годы наметилась тенденция разрыва межпоколенческих связей, наблюдается тенденция увеличения числа нуклеарных семей, набирает обороты демографический кризис. В связи со сложившейся социальной ситуацией все более актуальным становится вопрос о поддержании института семьи как неотъемлемого условия сохранения традиций и культурной преемственности в истории народа. Также приобретает особую значимость и актуальность вопрос формирования мировоззренческих установок о семье и внутрисемейных отношениях у подрастающего поколения.

Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», одним из важнейших приоритетов государственной политики в области воспитания является «обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям» [5].

Теоретический обзор литературы показал, что научная область обладает исследованиями представлений о семье и родительстве преимущественно среди студентов и взрослых. Вопрос изучения образа семьи среди младших школьников требует комплексного и практического изучения, что подтверждает актуальность данного исследования.

Изложение основного материала статьи. Психологи, педагоги и социальные работники сводятся во мнении о том, что семья выступает важнейшим институтом развития и становления ребенка. Ученые считают, что для полноценного развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире очень важны именно представления о семье.

Для детей младшего школьного возраста основным выступает социальное окружение, формирующее их привычки, основы социальных отношений, систему значимостей. У детей в возрасте 6-7 лет определяется система их отношений к себе, близким и другим людям, различным видам действий.

А.Ф. Шарапова указывает в своей работе, что именно семья закладывает первые социальные роли и семейные ценности, здесь ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, осваивает нормы и правила поведения [6].

Изучение процесса формирования представлений школьников о семье отражено в ряде работ Э.К. Васильевой, Н.И. Демидовой, С.И. Голод, А.Г. Харчева. В работах этих ученых выявлено, что этим

представлениям свойственны неопределенность и неполнота, непостоянство и сомнительность, дети этого возраста могут фантазировать и часто имеют искаженные представления о семейных отношениях.

В младшем школьном возрасте семья выступает референтной группой. Родители и учитель выступают для младшего школьника высшим авторитетом. Ребенок в этом возрасте прислушивается к мнению родителей в вопросе выстраивания отношений со сверстниками и другими взрослыми. Отношения между детьми и родителями строятся на привязанности ребенка и ответных чувствах взрослых.

Семья способна формировать и трансформировать социальные представления ребёнка, а также заложить мощный фундамент для развития социальных представлений в дальнейшем.

Младший школьный возраст наиболее благоприятная аудитория для эффективного становления образа семьи. Это тот возрастной период, когда дети наиболее эмоционально воспринимают все происходящее вокруг, в том числе и родительские отношения, их поведение. Младшие школьники обращены к позитивным ценностям, готовы открыто любить, ждут взаимности от родителей.

Сегодня все чаще у детей отсутствуют четкие представления о понятии «семья» и все, что с этим связано. Подрастающее поколение обрывочно воспроизводит историю своей семьи или не знает ее вовсе. Зачастую таким последствиям предшествуют не сформированные представления о положительных и отрицательных поступках членов семьи, о семейных ценностях, традициях. Одним из определяющих факторов данной несформированности может выступать рассогласованность в стилях воспитания внутри семьи. Семья перестает быть главной ячейкой общества. Подрастающее поколение все чаще недооценивает семейные ценности, а интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или вовсе отсутствует.

В рамках классификации традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, исследователь С.П. Акутина выделяет следующие: ценность материнства и отцовства, ребенок в семье, кровное родство и семейный лад, домашний очаг, труд, традиции, обряды и обычаи, вера, соборность, родина, трудолюбие, мир [1].

По мнению В.А. Мищенко, все вышеперечисленное находит отражение в представлениях детей о семье, которые чаще всего «носят расплывчатый характер, а многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи в жизни человека» [3]. Главными условиями формирования представлений о семье, по мнению автора, выступают эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание ребенка.

Положительный эмоциональный климат в семье способствует не только складыванию правильного представления о семье, но и для поддержания психического здоровья ребенка. Дети посредством эмоциональных средств воспринимают реакцию взрослых на происходящее вокруг. Тем самым родители формируют представления ребенка, которые в свою очередь отвечают смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой [4].

Также важно формировать у ребенка понимание то, что каждая семья индивидуально и нет похожих семей, что нужно любить свою семью такой, какая она есть. При этом ребенок должен понимать свою роль в семье, чем он может помочь своим родителям и другим членам семьи. Следует учить ребенка участию в судьбе каждого члена семьи, отзывчивости на просьбы и состояние близких людей [2].

Для расширения представлений детей о семье важны семейные традиции, совместный досуг, положительный пример распределения ролей в семье, функциональные обязанности главных членов семьи -матери и отца. Совместно организованная деятельность по созданию семейного быта может способствовать расширению представлений о семье у младших школьников путем исследования истории семьи, анализа деятельности членов семьи в повседневной жизни, актуализации семейных традиций и праздников.

Подводя итог теоретическому анализу представлений о семье современных младших школьников, делаем вывод, о том, что по-прежнему остается актуальным вопрос о формировании у детей представлений о семье с момента рождения ребенка. Для детей младшего школьного возраста отношения между родителями выступают идеалом, поэтому так часто мы можем наблюдать перенос семейных отношений, которые складывались в родительской семье на собственную будущую семью.

С целью изучения представлений о семье у детей младшего школьного возраста нами было организовано экспериментальное исследование, в котором принимало участие 20 детей в возрасте от 7 до 8 лет. Данное исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы города.

Экспериментальное исследование предусматривало использование следующего диагностического инструментария: проективный тест «Рисунок семьи» (Р. Бернс и А. Кауфман); методика «Незаконченные предложения» Д.М. Сакса и С. Леви.

Анализ результатов экспериментального исследования позволяет нам сделать следующие выводы.

При анализе рисунков детей по методике «Рисунок семьи» были выявлены дети с высоким, средним и низким уровнем развития детско-родительских отношений.

Так, благоприятная семейная ситуация выявлена у 30% респондентов (6 детей). Можно говорить о благоприятной ситуации в семье этих детей. В отношениях между родителями и детьми присутствует взаимопомощь и взаимопонимание. Следует отметить, что только третья часть детей всей выборки живут и воспитываются в семьях, обеспечивающих их эмоционально-психологические потребности.

Тревожность в семейных отношениях выявлена у 25% опрошенных (5 школьников). На конфликтные отношения в семье указывают рисунки 20% респондентов (4 школьника).

У 15% обучающихся (3 школьника) отмечены нарушения эмоциональных контактов в семье. Враждебность и агрессия в семейных отношениях продемонстрирована 10 % опрошенных (2 школьника).

Таким образом, анализ данных по методике «Рисунок семьи» позволяет сделать вывод о том, что большинство детей младшего школьного возраста нашей выборки исследования живут и воспитываются в семьях, испытывающих различные трудности в межличностных и внутриличностных отношениях между её членами. Дети в таких семьях часто испытывают тревожность, в общении со своими детьми родители зависимы от собственного настроения, что зачастую приводит к постоянным конфликтным ситуациям в семье. В таких семьях дети очень часто чувствуют себя ненужными и представляют враждебные отношения как норму.

Рассмотрим результаты методики «Незаконченные предложения».

По шкале «отношение к отцу» положительные результаты продемонстрировали 9 школьников, что составляет 45 % от общего количества обучающихся. О своих отцах дети отзываются хорошо, показывают свою привязанность и значимость к родителю.

8 младших школьников относятся отрицательно к отцу, что составляет 40% испытуемых, - в основном это те дети, родители которых находятся в разводе или их воспитывает одна мама. Эти дети выражают сомнение в значимости себя для него.

Также выявлены дети, которые индифферентно относятся к отцу. Это 3 младших школьника (15%), которые считают, что отец редко думает о них и не проявляет интерес к семье в целом.

По шкале «отношение к матери» положительно относятся к матери 12 школьников, что составляет 60% отпрошенных. Данные школьники считают маму другом, заботливым и добрым человеком. Дети отмечают, что мама значимый член семьи, она всегда поддержит и даст совет в трудных ситуациях. Характеризуют отношения с мамой как эмоционально благополучные.

Отрицательно относятся к матери всего 3 ребенка (15%). Эти дети очень тянуться к матери, нуждаются в их заботе, но вместе с тем отмечают ее занятость и невыдержанность в общении, как с ребенком, так и с супругом.

Безразлично относятся к своей матери 5 школьников (25% испытуемых). Самым распространенным ответом этих детей был «Мои родители заняты только собой». Дети не находят поддержки от мамы, часто видят ее в плохом настроении, отмечают эмоциональную неустойчивость в общении с членами семьи.

По шкале «отношение к семье» мы выявили, что положительно относятся к своей семье 10 учащихся, что составляет 50% из всей группы. Дети, сравнивая свою семью с другими, описывают ее как самую лучшую, дружную и сплоченную.

Отрицательно относятся к семье 3 ребенка, что составляет 15% группы. Ребята отмечают изменения в худшую сторону, произошедшие в семье, подчеркивают ненужность к своей персоне со стороны родителей, указывают на отношение родителей к себе как к ребенку, который не имеет прав и должен делать все так, как сказали родители.

Достаточно большой процент респондентов демонстрирует безразличие к своей семье, данная тенденция выявлена у 7 школьников (35 % детей). Эти дети не интересуются чувствами своих родителей, они считают, что сами вольны принимать решения, и помощь старшего поколения им не нужна.

Анализируя результаты двух методик, приходим к выводу о том, что все дети имеют как общие, так и индивидуальные представления о семье и внутрисемейных отношениях. Следует отметить, что большинство детей привязаны к своим родителям, нуждаются в их участии и совете, а также подчеркивают их значимость в семье.

Вместе с тем, есть дети, которые не чувствует себя благополучно в семье, не ощущают защиту от родителей, испытывают тревожность, проявляют агрессию в общении с ними. Также выявлены дети с безразличным отношением, как к матери, так и к отцу.

Выводы. Таким образом, в результате изучения представлений о семье современных детей младшего школьного возраста большинство детей значимую позицию внутри семьи отдают маме. Дети хотят видеть родителей и других членов семьи счастливыми и веселыми. При этом важным условием для этого выступают общая деятельность всех ее членов и благополучие в семейных отношениях. В литературе выявлены и гендерные различия в представлениях о главном члене семьи. Так мальчики часто указывали, что главным в семье должен быть отец, а девочки считали, что мать.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить тенденцию к росту благополучных внутрисемейных отношений. Большинство детей чувствуют себя защищенными в семье, подчеркивают значимость родителей в собственной жизни.

Некоторые дети не видят отца и мать как членов семьи и безразлично относятся к их роли, отмечая при этом и безразличие с их стороны к собственной персоне. У этих детей обнаруживается тревожное поведение и агрессивность в общении с родителями. Представления о семье у таких детей отрицательные, они не чувствуют себя защищенными и нужными в ней.

Изучение особенностей представлений о семье у детей младшего школьного возраста позволило нам прийти к заключению, что для детей именно семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности, она основа чувства защищенности. Младший школьник воспринимает семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. Ребенок, живя в семье, накапливает большой опыт межличностных отношений. Он воспринимает, правильно или искаженно то, как родители относятся к нему - избегают его, недовольны им, признают его автономность или ущемляют его, доброжелательно относятся к нему или нет. Со временем он осмысляет, любят его родители или нет, нужен ли он им, значим ли для них. Ребенок также формирует и свое отношение: любит ли он родителей такими, какие они есть, чувствует ли их эмоциональную отдаленность и стремится ее уменьшить, избегает ли он травмирующих отношений с родителями. Содержание его осмысления взаимоотношений с родителями проявляется в его высказываниях, поступках, настроениях.

Следует отметить тот факт, что эмоционально все дети испытывают потребность в благополучии семейных отношений. В связи с этим необходимо помнить, что младший школьный возраст это тот период, в который семья все еще выступает значимой группой и в большей степени способствует взращиванию благополучных семейных отношений в следующем поколении.

Литература:

1. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовнонравственных ценностей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.

2. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М.: ИЦ Академия. - 2009. - 256 с.

3. Мищенко В.А. Семейные ценности: механизмы формирования и продвижения // Теории и проблемы политических исследований. - 2012. - № 3. - С. 133-143.

4. Пинигина Ю.А. Особенности представлений о семье у детей младшего школьного возраста // Теория и практика современной науки. - 2017. - № 3 (21). - С. 1-4.

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года / Утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/70957260/#review.

6. Шарапова А.Ф. Теоретико-методические аспекты организации социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности в социуме // Формирование представления о семье у детей и подростков. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016026223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.