ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
А.Н. СЕРГЕЕВА, Е.Ю. ЧЕБОТАРЕВА
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
В статье дается сравнительный анализ индивидуально-психологических характеристик мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста из разведенных и полных семей. Рассматриваются особенности их характера, самооценки, эмоционального состояния, взаимоотношений с членами семьи.
В последние десятилетия на смену детоцентрическому типу семьи пришел супружеский тип. Воспитание ребенка больше не считается единственной важной функцией семьи, потребностям супругов в семье стали придавать большее значение. Но это повлекло за собой и больше разочарований семейной жизнью. В современном мире развод стал вполне обычным явлением. И появилась тенденция обесценивать значимость развода для ребенка. Действительно, правильно проведенный развод может сгладить многие негативные последствия для ребенка. Но вряд ли он пройдет совсем бесследно.
Мы в своем исследовании поставили цель - выявить индивидуально-психологические отличия детей младшего школьного и подросткового возраста из разведенных семей от детей того же возраста из полных семей. При этом факторы разводной и постразводной ситуации не учитывались, также мы не учитывали и возраст ребенка на время развода. Таким образом, данное исследование выявляет некоторые наиболее общие закономерности влияния развода на ребенка.
Исследование проводилось студенткой РУДН А. Сергеевой под руководством Е.Ю.Чеботаревой в течение 2001-2005 гг. на базе московских школ. В нем приняли участи 200 школьников. 120 детей младшего школьного возраста (6-11 лет), из которых 57 человек из семей, в которых родители развелись (мальчиков - 28, девочек - 31), и 63 человека из полных семей (мальчиков - 25, девочек - 36); и 80 подростков (13-17 лет), из которых 31 человек из семей разведенных родителей (мальчиков - 14, девочек - 17) и 49 человек из полных семей (мальчиков - 27, девочек - 22).
Для оценки характера испытуемых использовался детский вариант 16-фак-торного личностного теста Р. Кеттела, самооценка определялась по методике Дембо-Рубинштейн, эмоциональное состояние детей изучалось с помощью геста Люшера, а взаимоотношения в семье - теста «Кинетический рисунок семьи». Для статистического анализа результатов последнего теста была разработана кодифицированная система фиксации результатов.
Мы проводили сравнение полученных результатов в каждой возрастной группе у детей из разведенных семей и детей из полных семей; мальчиков и девочек из разведенных семей; а также сравнивали показатели младших школьников из разведенных семей с подростками из разведенных семей. Чтобы определить, какие из выявленных различий объясняются фактором влияния развода, а какие относятся к общим возрастным или тендерным различиям, мы провели сравнения общих возрастных и половых выборок.
По результатам теста Кеттела младшие школьники из полных семей и из разведенных семей имеют статистически значимые различия по таким чертам характера как «Экстраверсия», «Независимость», «Благоразумие», «Добросовестность», «Смелость», «Практичность» и «Самоконтроль» (рис. 1). Дети из полных семей более открытые, общительные, доброжелательные, внимательные к людям. Они также более независимы, настойчивы, стремятся доминировать над окружающими людьми, ни в чем им не уступать. Эти дети более благоразумные, рассудительные, серьезные и осторожные. Они чаще ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка. Дети из полных семей также более добросовестны, исполнительны, ответственны, целеустремленны и аккуратны, более смелы и решительны. Также они более реалистичны, практичны, склонны полагаться на себя. Но они хуже, чем дети из разведенных семей, способны контролировать свое поведение.
□ Дети из полных семей (п=61)
■ Дети из разведенных семей (п=59)
Рис. 1. Черты характера детей из полных и разведенных семей
В названиях шкал помечены те шкалы, по которым высокие значения означают выраженность противоположного полюса шкалы, а низкие - высокий уровень развития названного качества.
Дети же из разведенных семей, напротив, более замкнуты, недоверчивы, обособлены. Они более обидчивы и недоверчивы. Часто не способны скрывать свои отрицательные эмоции и строить взаимоотношения с окружающими на положительной основе. В их поведении часто наблюдаются эгоцентризм и упрямство. Эти дети способны проявлять склонность к риску и беспечность. Они менее добросовестны и ответственны, чем дети из полных семей. Они чаще пренебрегают своими обязанностями, не заслуживают доверия, часто конфликтуют с родителями и учителями. Как правило, в своих действиях и поступках дети из разведенных семей отличаются робостью и нерешительностью. Они более зависимы, непрактичны, мечтательны. Они более сентиментальны, доверчивы и подвержены влияниям среды, вследствие чего нуждаются в поддержке близких им людей. Но в то же время эти дети лучше умеют контролировать свое поведение.
Возможно, что дети из разведенных семей не имеют достаточно крепких эмоциональных связей с семьей, они не чувствуют со стороны семьи ощутимой поддержки, тяжело переживают ситуацию развода. Именно поэтому почти во всех чертах характера у них агармоничный аспект выражен сильнее, чем у детей из полных семей. Но, так как этим детям пришлось столкнуться с более сильными негативными переживаниями, чем большинству их сверстников из полных семей, у них развилась хорошая способность к самоконтролю. Этому, видимо, также способствовало то, что родители обычно плохо реагируют на открытое выражение ребенком своих негативных чувств по поводу развода, так как это усиливает их ощущение вины, а значит, ребенок вынужден учиться скрывать свои чувства.
Самооценка детей младшего школьного возраста как из полных, так и из разведенных семей является достаточно адекватной и положительной. Уровень самооценки по всем шкалам превышает среднее значение. Но из рис. 2 видно, что общая самооценка у детей из разведенных семей несколько выше самооценки детей из полных семей. Поскольку уход из семьи одного из родителей ставит их самооценку под угрозу, видимо, в качестве компенсации они склонны несколько завышать свою оценку в глазах окружающих.
Кроме того, дети из полных семей склонны оценивать себя как более здоровых, в то время как дети из разведенных семей жалуются на то, что они часто болеют. Вероятно, что таким образом дети из разведенных семей пытаются привлечь к себе больше внимания со стороны родителей и близких им людей. Дети из полных семей оценивают свой ум несколько выше, чем дети из разведенных семей. Они чаще считают, что превосходят по уму своих друзей, и считают, что разница между ними и учителем по уму меньше, чем по оценкам детей из разведенных семей. То есть дети из разведенных семей склонны более позитивно оценивать окружающих. Интересно, что дети из разведенных семей говорят о себе как о более счастливых, чем дети из полных семей (хотя и не на уровне статистической значимости).
гЯ
а л
^
о
ШДети из полных семей (п=61)
■ Дети из разведенных семей (п=59)
Рис. 2. Самооценка детей из полных и разведенных семей
По результатам теста Люшера две группы исследуемых детей младшего школьного возраста обнаружили статистически значимые различия в выборах пяти цветов из восьми: синего, желтого, фиолетового, коричневого и черного цветов.
Так, дети младшего школьного возраста из разведенных семей помещают синий цвет на более раннюю позицию ряда по сравнению с детьми младшего школьного возраста из полных семей, что свидетельствует о большей выраженности у них потребности в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Это также говорит об избирательности контактов этих детей, о вдумчивом подходе к решению проблем, инертности в принятии решений. Эти данные согласуются с более низкой экстраверсированностью детей младшего школьного возраста из разведенных семей.
Помещение желтого цвета детьми из разведенных семей на более раннюю позицию ряда говорит о потребности данных детей в действии, эмоциональной вовлеченности, в переменах и в общении, что может быть признаком повышенной потребности этих детей в теплых эмоциональных отношениях, заботе и поддержке. Данный выбор желтого цвета указывает также на потребность младших школьников из разведенных семей нравиться окружающим, на поиски признания и стремление к сопричастности в межличностном взаимодействии. К тому же, это свидетельствует о тенденции избегания неудач, о том, что в выборе деятельности наибольшее значение придается тому, чтобы сам процесс приносил удовольствие. Любые формальные рамки для них тесны и плохо переносятся. Эти данные согласуются с более низкой добросовестностью этих детей (по результатам теста Кеттела).
Помещение этими детьми фиолетового цвета на более раннюю позицию ряда свидетельствует о своеобразии самореализации, об индивидуальном стиле решения проблем, о нешаблонности подхода к решению проблем. Это также свидетельствует о недостаточной опоре на опыт, о потребности в оп-
ределенной «социальной нише» и в тонком понимании со стороны окружающих, о чувствительности к средовым воздействиям. Что согласуется с более низкой практичностью (по результатам теста Кеттела).
Коричневый цвет дети младшего школьного возраста из разведенных семей также помещают на более раннюю позицию ряда по сравнению с детьми младшего школьного возраста из полных семей. Это свидетельствует о чувстве тревоги и неуверенности, о физическом перенапряжении. А также указывает на обостренную мнительность, на наличие страхов; говорит о потребности в отдыхе и расслаблении.
Помещение черного цвета на более раннюю позицию ряда младшими школьниками из разведенных семей указывает на их протестную реакцию на сложившуюся ситуацию, на субъективную оценку ситуации, на отстаивание собственной точки зрения. Данные дети чувствительны к средовым воздействиям, но они пытаются противодействовать внешнему давлению и средовым воздействиям.
В «Кинетическом рисунке семьи» младшие школьники из разведенных семей изображают себя меньшего размера, чем дети из полных семей. Это свидетельствует о том, что детям из разведенных семей присуще чувство незначительности. Они не ощущают себя полноправными членами семьи, не испытывают полной включенности в семейную ситуацию. Возможно также, что, изображая себя меньше остальных членов семьи, дети требуют внимания и заботы со стороны родителей. Дети этого возраста из полных семей намного чаще рисуют себя в центре рисунка и большего размера, чем дети из разведенных семей. Это говорит о том, что они считают себя довольно значимыми членами семьи. Дети из разведенных семей намного чаще изображают преграды между собой и матерью, между собой и отцом. Это указывает на низкий уровень эмоциональных связей в семье, на наличие конфликтных отношений с родителями, на негативное отношение ребенка к родителям, что, возможно, объясняется чувством обиды на них после распада семьи. У детей из полных семей прослеживается значительно больше связей с отцом и с матерью, и практически отсутствуют преграды между автором и родителями. В зависимости от пола они пытаются идентифицировать себя то с одним, то с другим родителем.
Исследование показало, что характер и самооценка мальчиков и девочек младшего школьного возраста из разведенных семей практически не различаются. На уровне статистической значимости мальчики отличаются от девочек лучшей способностью к самоконтролю, но это же различие проявилось и в группе детей из полных семей.
По результатам теста Люшера обнаружены статистически-значимые различия в выборах желтого, фиолетового и черного цветов. При этом было выявлено, что в младшем школьном возрасте у девочек в целом более выражены негативные эмоции, склонность к протесту, экстремальному поведению, чем у мальчиков. Помещение мальчиками из разведенных семей желтого цвета на более позднюю позицию ряда говорит о том, что они испытывают потребность в общении при выраженной избирательности в межлично-
стных контактах. У девочек же более выражена потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, демонстративность. Размещение мальчиками фиолетового цвета на 4-й позиции говорит об их неустойчивости, трудности социальной адаптации. Мальчики помещают черный цвет на более раннюю позицию ряда, чем девочки, что свидетельствует о вынужденной уступчивости и временном отказе от своих намерений. В то время как девочки пытаются протестовать против сложившейся ситуации, отстаивать собственную точку зрения.
В рисунках семьи число персонажей у девочек из разведенных семей больше, чем у мальчиков. То есть первые воспринимают семью как более эмоционально благополучную. Также девочки проявляют больше признаков связи с сиблингами. А мальчики часто изображают своих сиблингов не детализировано, с отсутствующими частями тела, что свидетельствует об отрицательном отношении к ним, о нежелании принимать их в семью. Также мальчики в своих рисунках чаще ограничивают пространство, что свидетельствует о неприятии существующей ситуации, о замкнутости и обособленности, о желании уйти и спрятаться от сложившихся обстоятельств. Кроме того, мальчики чаще, чем девочки прибегают к штриховке. Это свидетельствует о наличие у мальчиков большего числа конфликтов с определенными членами семьи или об отсутствии аффективных связей с заштрихованными членами семьи. Кроме того, мальчики из разведенных семей выделяют больше признаков их связи с отцом, в то время как девочки почти совсем не отмечают связи с отцом. Вероятно, это связано с тем, что девочки идентифицируют себя с мамой. Они не испытывают такой ярко выраженной потребности в общении с отцом, как мальчики.
У подростков почти не было обнаружено значимых различий между детьми из разведенных и полных семей, лишь в рисунке семьи подростки из разведенных семей проявляют меньше признаков связи с отцом и большее внимание к деталям, что отражает тревогу в отношении семейной ситуации. Это еще раз подтверждает литературные данные о том, что в подростковом возрасте дети уже способны осмыслить развод родителей, более адекватно его пережить и приспособиться к ситуации.
Значимых различий между мальчиками и девочками подросткового возраста из разведенных семей также выявлено не было, хотя в выборке детей из полных семей такие различия имеются. То есть, мальчики подростки из разведенных семей по некоторым своим психологическим качествам меньше отличаются от девочек того же возраста, чем их сверстники из полных семей. В частности, в разведенных семьях мальчики также капризны и требовательны к окружающим, как и девочки. А девочки подростки из полных семей отличаются от мальчиков способностью находить качества, которыми они выгодно отличаются от окружающих (дополнительная шкала в тесте самооценки). У девочек же из разведенных семей эта тенденция выражена в меньшей степени, им труднее выделять свои достоинства.
В данных по тесту Люшера мальчики и девочки из разведенных семей значимо отличаются друг от друга в выборе зеленого и черного цветов. Раз-
личия в зеленом цвете наблюдаются и в общей выборке. Расположение черного цвета на более раннюю позицию ряда мальчиками свидетельствует об их потребности решать свои проблемы самостоятельно и распоряжаться своей судьбой, потребности в ярких переживаниях, общении, стремлении достичь большего.
В рисунке семьи мальчики подростки из разведенных семей чаще не изображают себя, что свидетельствует об отсутствии чувства общности с семьей, о невключенности мальчиков в семейную ситуацию. Также они часто рисуют матерей с недостающими частями тела, в чем проявляется негативное отношение к ним, возможно, чувство обиды за то, что те позволили отцу покинуть семью.
Сравнительный анализ младших школьников и подростков из разведенных семей на фоне сравнения тех же возрастов в полных семьях показал, что по некоторым характеристикам подростки из разведенных семей приближаются к младшим школьникам, отличаясь от большинства своих сверстников. Например, они более робки, застенчивы и нерешительны, а также более зависимы от родителей, чем их сверстники из неразведенных семей. Данных детей легко вывести из состояния душевного равновесия, они отличаются повышенной нервной напряженностью, часто имеют пониженное настроение.
В целом, проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы. Развод родителей оказывает значительное влияние на формирование характера ребенка, его эмоциональную сферу, самооценку, поведение и отношения с окружающими.
Дети младшего школьного возраста из разведенных семей, по сравнению с их сверстниками из полных семей, более замкнуты, недоверчивы, обособлены, обидчивы. В их поведении чаще наблюдаются эгоцентризм и упрямство, сочетающиеся с робостью и нерешительностью. Они чаще пренебрегают своими обязанностями, не заслуживают доверия, часто конфликтуют с родителями и учителями. Они также более зависимы, непрактичны, мечтательны, склонны к риску, беспечны. Но в то же время эти дети лучше умеют контролировать свое поведение.
Поскольку уход из семьи одного из родителей ставит самооценку детей под угрозу, в качестве компенсации они склонны к завышению самооценки, в частности, они менее критично относятся к своему характеру и говорят о себе как о более счастливых, чем дети из полных семей. Также они склонны более позитивно, чем дети из полных семей оценивать окружающих. В эмоциональной сфере младших школьников из разведенных семей преобладают страх потерь, неудовлетворенная потребность в признании, принадлежности и любви.
Во внутрисемейных отношениях дети младшего школьного возраста из разведенных семей не ощущают себя полноправными членами семьи, не испытывают полной включенности в семейную ситуацию. У них более конфликтные отношения с родителями.
Развод родителей по-разному переживается мальчиками и девочками младшего школьного возраста. В общем мальчики переносят его тяжелее,
чем девочки. Они в большей степени становятся замкнутыми, недоверчивыми, неуверенными в себе, зависимыми, робкими. Но они более практичны, реалистичны, добросовестны, лучше умеют контролировать свои чувства, чем девочки из таких же семей. Мальчики становятся более требовательны и критичны к своему характеру, в то время как девочки, обнаруживают склонность к соматизации переживаний. У мальчиков также отмечается более негативное отношение к жизни, опустошенность, усталость. У них проявляется тенденция к пассивности, отходу от социальных контактов. Девочки же, напротив, проявляют ярко выраженную общительность, демонстративность, стремление к доминированию. Мальчики менее довольны семейной жизнью и своим положением в семье, у них хуже отношения с сиблингами, но более выражена связь с отцом.
Различия во внешних проявлениях между детьми из разведенных и полных семей к подростковому возрасту в основном сглаживаются и даже наблюдается некоторая сверхкомпенсация. Подростки из разведенных семей демонстрируют более социально одобряемые черты характера, чем их сверстники из полных семей. Но, тем не менее, в подростковом возрасте дети из разведенных семей, по сравнению со своими сверстниками из полных семей, отличаются большей нервной напряженностью, пессимистичностью, чаще имеют пониженное настроение и, видимо, в качестве компенсации развивают у себя лучшую способность к самоконтролю. Они, в отличие от младших школьников из разведенных семей, становятся несколько более нетерпеливыми и раздражительными, но при этом и более рассудительными и осторожными, более практичными, уверенными в себе, благоразумными, более общительными. Общая самооценка подростков из разведенных семей становится несколько более низкой. Подростки из разведенных семей более пассивны в поисках своей индивидуальности и независимости, чем их сверстники. Их состояние в общем можно охарактеризовать как подавленное, но, несмотря на это, они склонны проявлять упорство в достижении целей. В таком состоянии они очень сильно нуждаются в помощи и поддержке.
К подростковому возрасту различия в характерах мальчиков и девочек из разведенных семей становятся менее выраженными. И мальчики, и девочки из разведенных семей в подростковом возрасте испытывают сильное состояние тревоги, перенапряжения, стремление избавиться от давления, чрезмерной ответственности. Но мальчики занимают более пассивную позицию. Их протест проявляется в ограничении контактов, избирательности в общении. Стресс, переживаемый ими, ослабляет их волю и настойчивость. Реакции девочек более активны, агрессивны, хотя и сопровождаются высокой тревожностью и страхами. В то же время они стремятся завоевать признание окружающих, понравиться им, упрочить свою позицию. Мальчики подросткового возраста в большей степени ощущают свою невключенность в семейную ситуацию, чем девочки, они чаще испытывают негативные чувства к матери.
Таким образом, дети подросткового возраста менее болезненно переносят развод родителей, чем дети младшего школьного возраста. Переживания
развода родителей имеет для них менее выраженные отдаленные последствия, чем для детей младшего школьного возраста. На мальчиков развод в этом возрасте также оказывает более сильное влияние, чем на девочек. Влияние развода на девочек имеет внешне выраженный характер, проявляющийся в их поведении. Мальчики же носят свои переживания в себе, усугубляя тем самым тяжесть случившегося.
В разведенных семьях связь детей с отцом с возрастом ослабевает. Связь с матерью, наоборот, у подростков из полных семей ослабевает, а у подростков разведенных родителей сохраняется, что осложняет сепарацию и делает подростковый кризис более тяжелым.
INFLUENCE OF PARENTS' DIVORCE ON MENTAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AND TEENAGE AGE
A. SERGEEVA, E. CHEBOTAREVA
The Chair of Social and Differential Psychology
Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia
In the article the comparative analysis of individual - psychological characteristics of boys and girls of younger school and teenage age from the dissolved and full families is given. Features of their character, a self-estimation, an emotional condition, mutual relations with members of their family are considered.