Научная статья на тему 'Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях'

Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1219
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / дети из неполных семей / идентичность / стереотипы мужского и женского поведения / нарушение процессов социализации. / socialization / children from one-parent family / identity / stereotype of man’s an woman’s behavior / disorder of adaptation process

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О. В. Клопова, В. А. Прокофьева

В статье рассмотрена проблема социализации мальчиков-подростков в неполных семьях. Дается подробная характеристика таких понятий, как социализация, личностные характеристики, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения. Приводятся результаты собственных исследований авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sex-role playing socialization of boys in one-parent family

Problem of boys’ socialization in one-parent families is presented in the article. Detailed characteristic such terms as socialization, personality characteristics, identity, stereotype of man’s an woman’s behavior are given in the article. The results of authors’ empiric research are given.

Текст научной работы на тему «Полоролевая социализация мальчиков-подростков в неполных семьях»

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.772

О. В. Клопова, В. А. Прокофьева

Полоролевая социализация мальчиков-подростков

в неполных семьях

В статье рассмотрена проблема социализации мальчиков-подростков в неполных семьях. Дается подробная характеристика таких понятий, как социализация, личностные характеристики, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения. Приводятся результаты собственных исследований авторов.

Problem of boys' socialization in one-parent families is presented in the article. Detailed characteristic such terms as socialization, personality characteristics, identity, stereotype of man's an woman's behavior are given in the article. The results of authors' empiric research are given.

Ключевые слова: социализация, дети из неполных семей, идентичность, стереотипы мужского и женского поведения, нарушение процессов социализации.

Key words: socialization, children from one-parent family, identity, stereotype of man's an woman's behavior, disorder of adaptation process.

ХХ век кардинально изменил жизнь общества и сферу семьи. Один из наиболее прочных институтов прошлого рухнул. Авторитет церкви, а с ним и брака не устоял под натиском повальной либерализации жизни. Чувства ответственности и привязанности смени -лись недолгими и «зыбкими» отношениями. Интенсивная внешняя жизнь и ежедневные заботы поглотили способность человека жить «сообща». Такие понятия, как «забота», «любовь», «долг» устарели и потускнели под глянцем других: «желание», «секс», «драйв».

В последние десятилетие социологи и педагоги всего мира забили тревогу по поводу «кризиса отцовства». Обсуждалась эта проблема и раньше. Но в последнее время беспрецедентный рост числа разводов и неполных семей, тотальная занятость мужчин на работе, их отстранение от воспитания детей приводят к исчезнове -нию отцовской фигуры из процесса развития ребенка. Встает вопрос о негативных последствиях этого факта в воспитании детей, их психическом развитии, сексуальной идентичности, эмоциональном благополучии. Все вышеуказанные факторы сделали эту проблему еще более актуальной.

Цель данного исследования - анализ проблемы нарушения развития личности подростка, вызванного деформацией семейных отношений в ситуации неполной семьи.

Каждый человек обладает множеством психологических черт характера. Одни черты являются бесполыми, универсальными, а другие традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типично мужские и женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основа -ния, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты) коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов -андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и феминности, хотя, по существу, приобретение типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обоих групп факторов: биологических и социальных.

В широком смысле пол - это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной) [9, с. 224]. Чрезмерная широта этих понятий приводит к появлению множества уточняющих понятий:

- генетический (хромосомный) пол, определяемый по хромосомному набору XX или ХУ;

- гормональный пол как связанная с деятельностью желёз внутренней секреции характеристика;

- генитальный пол, определяемый строением внутренних и наружных половых органов;

- акушерский (паспортный, анатомический, гражданский, дескриптивный - описательный) пол, устанавливаемый при рождении по строению наружных гениталий;

- психологический пол, описывает связанные с полом особенности переживаний и поведения в категориях маскулинности и фе -минности, оценивающих, прежде всего, систему половых ролей/идентичностей [9, с. 224].

С целью разграничения биологического и социального толкования ролевых отношений мужчин и женщин в социуме в научную литературу было введено понятие «гендер». Гендер (от англ. род, пол) подразумевает видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин (мальчиков) и женщин (девочек), которые не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия, в которое включены мужчины и женщины, обладающие субъективным знанием о своих половых признаках [15, с. 52]. Следовательно, гендер связан, прежде всего, с психологическими характеристиками мужчин и жен -щин, возникающими в процессе социализации.

В структуре психологического пола различают:

• гендерные особенности, связанные с признаками половой принадлежности;

• гендерные роли - существующая в каждой культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать;

• гендерные схемы - набор ожидаемых образцов (норм) поведения для мужчин и женщин [13, с. 450].

Ранние научные исследования психологического пола опирались на представления об их альтернативности (либо маскулинность, либо феминность) и сменились представлениями об их дополнительности (сочетание при убедительном доминировании у мужчин маскулинности, а у женщин феминности). Согласно модели С. Бем маскулинность и феминность являются ортодоксальными (независимыми) характеристиками, сочетания которых представляют собой виды психологического пола внутри каждого паспортного пола [9, с. 224-225].

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и другое. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании было показано, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое Я [14, с. 248].

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы феминности меньше касаются волевых сто -рон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам [14, с.248].

Согласно данным Т.А. Репиной, было установлено, что представителям женского пола свойственен более высокий уровень развития акцентуаций характера; при обладании акцентуированным характером им была присуща более высокая личностная тревожность; у них была более высокая, чем у мужчин, эмоцентричность (эмоции доминировали в содержании мотивации поведения, и любое событие переживалось необычайно глубоко и длительно) [16, с. 17].

В соответствии с существующими представлениями индивид не

обязательно является носителем чётко выраженной психологической маскулинности или феминности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и феминного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и дополняют друг друга. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и феминных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе, самопринятия. Андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности [9, с. 225].

В целом большинство исследователей признают, что восприятие у мужчин носит более синтетический и аналитический характер, более рациональный, чем у женщин. У женщин преобладает эмоциональное начало, но им свойственна большая ответственность, дисциплинированность и социальная активность. При этом умственные способности у представителей обоего пола одинаковы, но способности женщин не поддерживаются обществом. Отсюда возникает известный феномен: девочки, успешные в школьном обучении, редко добиваются успехов в карьере.

Гендерные роли усваиваются человеком в процессе социализации, первоначально в семье. Полоролевая социализация проходит в несколько этапов. Эти этапы были выделены и подробно описаны З. Фрейдом.

Таким образом, первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии сферы психики и личности, в которой самым тесным образом вплетена психосексуальная дифференциация.

Позиция ребёнка, связанная с его ориентацией на роли своего пола, определяет его мотивы и поведение. Образы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребёнка через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Малыш ориентируется на ценности своего пола, и тем самым у него в сознании начинают закладываться гендерные схемы, существующие в обществе.

В ситуации неполной семьи у мальчика отсутствует пример отца перед глазами, следовательно, формируется искажённое представление о мужчине. В психологии существуют два противоположных мнения. Согласно первому, материнская семья

одинаково негативно сказывается и на мальчиках, и на девочках. Отсутствие мужчины приводит к тому, что у детей обоего пола искажаются гендерные схемы и идентификация. В будущем они не могут построить нормальных взаимоотношений с другими людьми, в частности с представителями противоположного пола [20, с. 141]. Согласно второй точки зрения, ситуация неполной семьи и одностороннего женского воспитания более губительна именно для мальчиков. Это объясняется целым рядом психологических феноменов [4, с. 15-26].

Во-первых, психика девочек более пластична, они более стрессоустойчивы.

Во-вторых, требования к маскулинности в целом жестче, чем к феминности девочек, мальчики в процессе социализации испытывают большее давление среды.

В-третьих, одностороннее женское воспитание приводит к фор -мированию женских черт в характере, а усиление женских черт губительно именно для мальчика.

Возможно, что неполные материнские семьи и отсутствие мужского воспитания отрицательно скажутся на ребёнке любого пола. Но для мальчика отец - это ещё и пример для подражания, от которого он заимствует те или иные черты и качества «настоящего» мужчины. Отсутствие отца в этом случае скажется не только на взаимоотношениях с противоположным полом, но и на негативных качествах самой личности.

Подростковый возраст - промежуток времени между детством и юностью с 10-11 до 15-16 лет, когда происходят биологические и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку [3, с. 212].

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания (пубертатный период). М.В. Ермолаева отмечает, что переходный возраст - это время самого глубокого кризиса в жизни человека [3, с. 214]. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложнённой деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений. В целом этот период завершения детства, начало «вырастания» из него [2, с. 217].

Подростковый возраст от 11 до 15-16 лет - переходный прежде всего в биологическом смысле. У вырастающего человека происходит ряд изменений в организме, которые связаны с половым созреванием и с гормональными сдвигами. Для этого времени характерны так называемые «скачки роста» (ускоренное прибавле-

ние в росте и весе) [13, с. 13].

В подростковом возрасте чаще всего возникает страх или бред физического недостатка - дисморфофобия [13, с. 18]. У мальчиков тревогу вызывает их рост, у девочек их общее телосложение, которое должно соответствовать принятым стандартам.

Социальная позиция подростка пока ещё мало чем отличается от детской, хотя сам подросток активно стремится это изменить. Он пытается занять новый социальный статус, которого фактически ещё не достиг. Это приводит к частым конфликтам с родителями. В этом возрасте у ребёнка могут появиться такие черты характера, которых раньше не было. Взрослые перестают узнавать собственных детей и настойчиво пытаются очертить те рамки, за которые подростки всё-таки не должны выходить [10, с. 14].

По мнению Н. Подлесновой, некоторое время родители и их почти взрослые дети существуют в «разных мирах» [10, с. 14]. Это позволяет ребёнку взрослеть, ослабляет психологическую зависимость от родителей. Но именно поэтому подросток часто оказывается одинок на пути взросления.

В связи с перестройкой эмоциональной сферы человек в этом возрасте становится очень чувствительным. В.Н. Соколова, Г.Я. Юзевич пишут: «Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видит ребёнок, но уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся» [17, с. 118].

Подросток невольно разделяет ту атмосферу, которая господствует в окружающей его обстановке [13, с. 45]. Именно этим можно объяснить агрессивность, жестокость, склонность к дезадаптации подростка и вместе с тем его тревожность и мнительность.

Для этого возраста характерны специфические реакции, обусловленные как внутренними потребностями, так и воздействием социальной среды, окружающей ребёнка. К таким реакциям А.Е. Личко относит реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации проявляется в стремлении освободиться от опеки и контроля всех старших. Эта реакция может распространяться на все установленные порядки, правила, законы, нормы поведения и духовные ценности, что является способом самоутверждения в обществе и мире. Проявления этой реакции могут быть весьма разнообразными, наблюдаются периодически или постоянно в виде поступков и высказываний, отдаления от родителей, вплоть до побегов из дома из желания «пожить свободной жизнью», даже в тех случаях, когда дома вполне благополучная

обстановка [13, с. 225-227]. В идеале такая реакция приводит к взрослению.

Реакция группирования со сверстниками имеет давнюю историю, наблюдается практически во всех странах, но закономерности образования до сих пор не выяснены и недостаточно изучены. Существуют два типа подростковых групп: одни отличаются однополостью, наличием постоянного лидера и фиксированным ролевым распределением, в них царят подчиняемость и помыкание одного другим. Такие группы могут иметь свою территорию, тщательно охраняемую от других групп; в них царят свой язык, условные знаки, клички, обряды. Это «мужские» группы.

Другие группы - разнополы, их состав и лидер не постоянны, группа подвижна, жизнь в ней минимально регламентирована, без каких-либо чётких требований. В целом реакция группирования вполне естественна, но опасность здесь в том, что в таких группах могут возникнуть алкоголизм, наркомания, противоправное поведение. И если родители не имеют власти над ребёнком и не могут ни -чего противопоставить интересам группы, судьба их сына - в руках чужих, непредсказуемых людей [21, с. 265].

Хобби-реакция, или реакция увлечения, составляет важнейшую черту подростка. Хобби связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности. Это могут быть хоккей, футбол, коллекционирование, картёжные игры, пари на деньги, игральные автоматы, компьютеры и т. д. Каждый подросток выбирает хобби, соответствующее его внутренним потребностям [21, с. 266].

Для этого возраста характерны также детские поведенческие реакции, которые выражаются в поведении, соответствующем более младшим возрастным периодам [1, с. 217].

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, - наименее изученная область жизни подростков. Сюда относятся ранние половые связи, транзиторный гомосексуализм и некоторые иные проявления. В этом возрасте формируются эмоциональные реакции на сексуальное возбуждение и формы социального поведения в зависимости от акцентуации характера [21, с. 267].

В подростковом возрасте выделяются две фазы: негативная и позитивная. Негативная фаза длится от 11 до 13 лет, характеризуется повышенной чувствительностью, беспокойным и легковозбудимым состоянием, неудовлетворённостью собой и окружающими. Позитивный период - приблизительно 14-16 лет начинается с повышенной активности, энергичности, открытием новых источников радости, к которым до этого времени подросток не был восприим -чив. Хотя, конечно, негативные проявления кризиса переходного возраста отмечаются и во второй период [8, с. 346].

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ними нет никакой разницы. Возникает центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе не как о ребёнке. Виды взрослости, которые возникают в этот период, очень многообразны и формируются они постепенно:

• подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, особый лексикон, стремление к взрослой моде. Это самые лёгкие способы достижения взрослости и самые опасные. При них познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка, что главное в жизни - весело провести время;

• равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т. п. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом;

• социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого в разных видах деятельности. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого;

• интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы.

Следовательно, именно в возрасте 11-13 лет у мальчиков заканчивает формироваться представление о себе как о представителе определённого пола. Очень важно наличие положительного образа отца. Характерной тенденцией также является отделение от родителей, объединение со сверстниками. Нормальное течение этих процессов затрудняется в условиях неполной материнской семьи. В случае деформации семейных отношений происходит усиление негативных особенностей материнского воспитания. Характерны две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, мать может отгораживаться от ребенка, если видит в нем черты отца, приписывая ему вину за случившееся; с другой - может усилиться гиперопека со стороны матери, которая будет стремиться компенсировать ребенку отсутствие отцовского участия в его судьбе. В подростковом возрасте это может помешать процессу автоно -мизации.

Семья, в которой ребёнка воспитывает одна мама, сейчас стала обычным явлением. По данным Госкомстата РФ, каждая шестая российская семья неполная. При существующем уровне внебрачной рождаемости, разводимости, овдовении и повторной брачности около половины детей какую-то часть своего детства и отрочества (до 18 лет) проводят в условиях неполной семьи [19, с. 349].

Психологи ещё долго будут обсуждать вопрос о том, что хуже скажется на развитии мальчика: последствия развода и неполная семья или конфликты и ссоры в семье. Оказалось, что поведение мальчиков из распавшихся семей менее агрессивно, чем из конфликтных. Но так или иначе негативное влияние женского воспитания на личность мальчиков нельзя отрицать.

К основным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на развитие ребёнка в неполной семье, исследователи относят:

• отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности;

• отсутствие влияния сферы взаимоотношений между супругами, неустойчивое эмоциональное и психическое состояние матери, её ошибочное поведение;

• ранний возраст ребёнка при потере отца (чем младше был мальчик, когда ушёл отец, тем более негативные последствия будут);

• негативное отношение значимого социального окружения [9, с. 219].

Для мальчика, который воспитывается одной матерью, она часто становится образцом мужского поведения. А у неё, несущей в одиночку ответственность за воспитание ребёнка, действительно развиваются мужские черты: решительность, собранность, властность, обостренное чувство долга; поэтому она и доминирует в семье, подчиняет себе сына. К этому можно прибавить достаточно распространенную в неполных семьях чрезмерную опеку матери над ребенком, проявляющуюся в лавине забот, в каскаде перестраховочных мер. В итоге ребенок лишается инициативы, самостоятельности, боится без мамы сделать шаг. Л. Ковар выделяет следующие типы отношений «мать-сын», которые негативно влияют на мальчика в неполной семье.

Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может и бросить его ради нового мужчины; сын окажется заброшен и забыт. Ребенок бунтует против родительского непостоянства, отсюда побеги, подлоги, кражи и т. д. С ранних лет он попадает в компании сверстников, стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там, где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто нарушает школьную дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при обще -нии с педагогами.

«Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему. Это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Его тянет к общению с маленькими деть-

94

ми; в школе к нему быстро прилипает кличка «маменькин сынок». Часто он бунтует против матери, но мать всегда знает, как подавить этот бунт. Характерен уход в мир фантазий, аддиктивное поведение, наркотики [18, с. 23].

Многие авторы отмечают, что при деформации семейных отношений, прежде всего, нарушается позиция ребенка. Мать, воспитывая сына одна, начинает либо чрезмерно опекать и баловать его, либо обвинять во всех грехах. По мнению А.А. Реана, возможны следующие роли, которые выполняет ребенок в такой семье [13, с. 240].

1. «Любимчик» («расширение сферы родительских чувств») -чрезмерная концентрация на ребенке; возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения по какой-либо причине не удовлетво -ряют женщину (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и т. д.) или отсутствуют (развод, смерть супруга). Нередко при этом мать, сама того не осознавая, хочет, чтобы ребенок удовлетворил хотя бы отчасти потребность во взаимной исключительной привязанности, которые в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Появляется стремление отдавать ребенку (как правило, противоположного пола, т. е. именно мальчику) «все чувства», «всю любовь». Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у нее возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их. Обычно, женщина при этом не осознает побудительных мотивов своего поведения.

2. «Бэби», «маленький ребенок» («предпочтение в ребенке детских качеств») - даже повзрослевший сын является для своей матери только ребенком, от которого ничего не зависит. Она старается игнорировать взросление детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость, при этом, снижая уровень требований к ребенку и стимулируя развитие психологического инфантилизма (форма задержки при прохождении стадий онтогенетического развития, при которой оказываются недо -развитыми как физические, так и психические функции, но при этом сохраняется возможность полной компенсации психического развития в дальнейшем). Нередко мать открыто признает, что маленькие дети ей нравятся больше, с большими уже не так интересно. Такое отношение может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию семейных отношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях, страхом перед возможным отдалением ребенка.

3. «Вундеркинд», «надежда семьи» - в основе лежит стремление матери замещающим образом удовлетворить собственные не-

удовлетворенные потребности (например, недостаточную реализацию карьеры, неудачный брак, ощущение своей неполноценности и т. д.) и желание через идентификации с ребенком это компенсировать. Здесь отношения с ребенком уже строятся не на противоположности, а на сходстве. Нередко такая мать тратит все силы и средства на то, чтобы ребенок был разносторонне развитым (спортивные секции, кружки, репетиторство и т. д.), зачастую не замечая, что нагрузка ее сына превышает оптимальную. В основе такого поведения женщины лежит, с одной стороны, вера в исключительные способности своего ребенка, с другой - страх перед вероятностью девиантного поведения и банальная «нехватка» времени, чтобы быть с сыном.

4. «Козел отпущения» - ребенок служит громоотводом для разрядки эмоций своей матери, испытывающей конфликтные, фруст-рирующие переживания в семье или вне семьи. Очень часто в высказываниях такой матери сын сравнивается с его отцом, причем акцент делается на отрицательные качества. В основе этой роли лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым часто и является ребенок. Нередко такое ролевое нарушение вызвано «сдвигом в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» - такое отношение матери к сыну обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые мать приписывает его полу, т. е. мужчинам вообще.

Однако специфическая ролевая позиция не единственная характеристика мальчика, которого воспитывала мама. Известно, что лишенные в детстве достаточного общения с отцом мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. Сколько бы ни говорила сыну мать о том, каким должен быть «настоящий мужчина», если мальчик не видит перед собой образца, реального примера для подражания, он не сможет ему следовать. Выращенные без отцов мальчики оказываются менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. А в зрелом возрасте им гораздо труднее выполнять свои отцовские обязанности [22, с. 41-43].

В проведенных исследованиях было доказано, что мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких

семьях, нередко менее самостоятельны и больше проявляют тре -вожность и агрессивность, чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, выросших в таких семьях, мало чем отличается от поведения девочек, воспитанных в полных семьях [6, с. 406].

Это то, что касается особенностей поведения двухлетних детей, воспитывающихся в неполных семьях и семьях, где отец по каким-то причинам устраняется от воспитания. Взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое «мужское бытие» и ищет отца, отождествление с которым способствует отделению от матери и деидентификации с ней. Когда ребенок редко общается с отцом, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается [7, с. 66].

По мнению психологов, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем.

1. Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных.

2. Менее четко происходит процесс половой идентификации.

3. Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола.

4. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от неё, выводя его в более широкий мир [20, с. 131].

В подростковом возрасте результатом женского воспитания может стать акцентуированный характер мальчика.

Было высказано предположение, что в ситуации неполной семьи произойдёт заострение черт характера, но какие именно акцен -туации будут проявляться, не выяснено. Более того, у матери, практически в одиночку воспитывающей сына, может появиться потребность опекать его до пенсии (его собственной, разумеется). Дальнейшую жизнь такого «вечно маленького ребенка» представить себе не сложно. Один из таких вариантов был описан М. Полевой, она условно назвала таких мужчин «масики» [11, с. 122]. Она заметила, что все чаще и чаще появляются мужчины, которым уже больше сорока лет, но которые так и не собрались создать свой собственный семейный очаг. Только не надо путать со старым холостяком - там вопрос «жениться или не жениться?» стоит исключительно принципиально. А вот у «масиков» особого отвращения к брачной жизни нет, и они подчас даже с удовольствием на эту тему рассуждают с друзьями или очередной избранницей, но до законного оформления отношений дело так и не доходит. Обычно такие мальчики воспитываются в неполных семьях без отца, а если вдруг - крайне редко - появляется отчим, то «поле боя» остается все-таки

за «масиком». Такова возможная картина дальнейшей жизни «маменькиного сынка».

Таким образом, неполная семья - это особая атмосфера, и её влияние на личность ребёнка двойственно и противоречиво. С одной стороны, мать может искренне хотеть счастья для своего ребёнка. С другой стороны, мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать - воспитательница - учительница - женщина-начальник), и какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы он не слышал от женщины, каким должен расти мужчина, сын воспитывается, прежде всего, как «удобный в обращении» для матери.

Таким образом, в заключение хотелось бы отметить, что переходный период - один из самых сложных этапов в жизни каждого человека, это, прежде всего, взросление, становление его личности. Это тот возраст, когда становятся очевидными все ошибки, допущенные родителями. И вместе с тем это ещё и время огромного количества новообразований. Следовательно, именно теперь станет очевидным влияние всех факторов.

Неполная семья давно уже перестала быть редким, исключительным явлением современной действительности. Всё более очевидным становится и тот факт, что наибольшее распространение получают среди неполных семей именно материнские семьи. Всё чаще ребёнка любого пола воспитывает женщина, мать. А значит, и о том, что значит быть мужчиной, мальчик узнаёт только со слов мамы.

Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению насчёт влияния одностороннего женского воспитания на личность ребёнка. Многие считают, что феминизированное воспитание имеет одинаковые последствия и для мальчиков, и для девочек. Отсутствие в семье мужчины приводит к снижению коммуникативных навыков, невозможности строить взаимоотношения с противоположным полом. Существует и противоположная точка зрения о том, что недостаток мужского воспитания сильнее скажется на мальчиках и приведёт к искажению личностного развития, появлению негативных черт характера, а не только к нарушению коммуникативных способностей. Это объясняется двумя факторами. Во-первых, жесткими требованиями, предъявляемыми к мужественности мальчиков со стороны общества (а мужество у сына воспитывает именно отец!). Во-вторых, тем, что психика мальчиков более ранима, и любые изменения социальной ситуации особенно в раннем детстве оказываются для них губительными.

В ситуации отсутствия мужского воспитания негативные черты появляются не только в отношении матери к ребёнку, но и в характере её сына. Мать может либо чрезмерно опекать мальчика, что приведёт к развитию инфантильности, либо уделять ему мало вни -

мания, что тоже скажется не лучшим образом, есть вероятность возникновения склонности к девиантному поведению.

К сожалению, проведённые практические исследования по данной проблеме не совсем полно отражают последствия феминизированного воспитания для мальчиков. Наиболее подробно описан лишь период их раннего детства, об устойчивых изменениях личности остаётся только предполагать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Баярд Р., Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. - М.: Просвещение, 2000. - 317 с.

2. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Владос, 2000. - 405 с.

3. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии. - М.: Ось-89, 2003. -416 с.

4. Калинина О. Г. Влияние образа отца на полоролевую идентификацию подростков // Вопр. психологии. - 2007. - № 2. - С. 15-26.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

6. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2003. - 608 с.

7. Николаева Я. Г. Воспитание ребёнка в неполной семье. - М.: Владос, 2006. - 159 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 442 с.

9. Овчарова Р. В. Психология родительства: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

10. Подлеснова Н. Время тревог. Тревоги времени // Семья и школа. -1999. - № 5-6. - С. 14-17.

11. Полевая М. Папа, мама, я - а где же семья // Смена. - 2000. - № 1 -С. 118-123.

12. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 376 с.

13. Психология подростка: учеб. / под ред. А. А. Реана. - СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 480 с.

14. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. -М.: АСТ; СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2007. - 407 с.

15. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 480 с.

16. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 288 с.

17. Соколова В.Н., Юзенич Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. - М.: Просвещение, 2001. - 223 с.

18. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1978. - 48 с.

19. Холт Дж. Залог детских успехов. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

20. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: Психология семьи. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

21. Шилов И.Ю. Фамилистика. - СПб.: Петрополис, 2000. - 416 с.

22. Шишова Т. О воспитании мужского характера //Воспитание школьников. - 2002. - № 5. - С. 41-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.