1 2 ©
Истратова О.Н. , Кожина (Вапельник) Л.А.
1Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности
жизнедеятельности, Южный федеральный университет; психолог, менеджер по персоналу
ООО «Пудофф-менеджемент»
особенности эмоциональной сферы и отношения к родителям младших школьников из неполных семей
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта № 13-36-01006а «Личностные деформации детей и подростков, находящихся в ситуации семейного неблагополучия»
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы эмоционального отношения детей младшего школьного возраста к родителям, находящимся в разводе. Выявлено, что дети из неполных семей неоднозначно относятся к отцу, выбирая эмоционально одного из родителей. Дети из полных семей воспринимают родителей парой, эмоционально положительно относясь к обоим. Обнаружены трудности эмоционального развития у детей обеих групп, что обусловливает актуальность психологической поддержки эмоционального развития современных детей.
Ключевые слова: младший школьный возраст, эмоциональные переживания, развод, мать, отец.
Keywords: primary school age, emotional distress, divorce, mother, father.
Современная семья переживает сложный этап. Нестабильность семейного образа жизни, нарастание кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социальноэкономическими трудностями, переживаемыми нашей страной, выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. В России за последние десять лет число разводов приблизилось 80% к числу зарегистрированных браков [4], т.е. распад семьи переживают сотни тысяч детей.
Проблемы неполных семей, возникших вследствие разводов, заслуживают особого внимания, т.к. больше всего от развода семьи страдают дети. Конфликтные, напряженные отношения между супругами влияют на эмоциональное состояние ребенка, его отношение к родителям.
«Семья представляет собой сложную систему отношений, она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им детей» [1, 75]. На наш взгляд более точное и полное определение семьи следующее: «Семья - это ячейка общества, основанная на единой общесемейной
деятельности людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержание существования членов семьи, а также играющая в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль» [1, 20; 7, 23; 8].
Говоря о роли семьи в процессе социализации детей (в умственном, физическом и социальном развитии, формировании психологического пола, овладении ребенком социальными нормами, его ценностном ориентировании в сферах семейных и межэтнических отношений и т.д.), отметим особую функцию семьи, которую выделяет Г. Навайтис, это комплектность. Каждая потребность, удовлетворяемая семьей, может быть удовлетворена и без нее, но только семья позволяет удовлетворить их в комплексе [1, 77].
© Истратова О.Н., Кожина (Вапельник) Л.А., 2015 г.
Дети, воспитывающиеся без участия семьи, лишенные возможности комплексного удовлетворения потребностей, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов. Подтверждением может служить явления госпитализма и социального сиротства (в том числе и скрытых их форм) [3; 5; 9,7].
Семья постоянно находится в процессе развития, дезорганизация супружеской жизни и хронические конфликты между супругами, которые нередко приводят к разводу, актуальны для современной семьи. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Естественно, что любая деформация семьи, в том числе - и вследствие развода родителей, приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка [6,29; 11,29]. При нарушении контактов с родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, сложившихся отношений с родителями. Этот вывод подтверждается зарубежными исследованиями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным образом связано с существованием постоянно действующего общения ребенка с обоими родителями [6, 50].
Эмоциональные переживания младшего школьника, связанные с разводом родителей, обусловливаются их возрастной спецификой. За годы дошкольного детства ребенок не только приобрел некоторый эмоциональный опыт, но у него сформировались определенные особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика на воздействия сверстников и взрослых. Со временем он постепенно начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции, особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. При этом характерной особенностью ребенка младшего школьного возраста является его эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. У младшего школьника активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. На наш взгляд важной особенностью развития эмоциональной сферы младшего школьника, которая непосредственно может повлиять на переживание ребенком последствий развода родителей, является то, что у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Возможно, в силу этого обстоятельства, истинная картина внутренних переживаний ребенка быть скрыта от окружающих людей, что может повлечь за собой неоказание своевременной психологической помощи ребенку, в которой он на самом деле нуждается.
В младшем школьном возрасте дети понимают, что не виноваты в разводе. Однако страх по поводу своего будущего, стыд за то, что они не достойны любви, раз их оставили, негативно складывается на развитии самосознания. Кризисный период (два года после развода) хуже переживают мальчики, что, видимо, объясняется разной реакцией мальчиков и девочек на стрессовые воздействия. Для мальчиков более характерны экстернальные расстройства, такие как агрессия, непослушание, ложь. Девочкам в большей степени свойственны интернальные расстройства, включающие депрессию, тревогу, уход в себя, заниженную самооценку [10, 109].
Таким образом, с целью изучения эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста из неполных семей мы обследовали 69 детей и их родителей. Были применены следующие методики: проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля, рисунок семьи, проективный тест «Домики» О.А. Ореховой, опросник эмоциональных отношений в семье (ОДРЭВ) Е.И. Захароваой, анкета для разведенных родителей.
Нами были получены следующие результаты. Все дети экспериментальной группы после развода родителей живут с матерью; в 43% случаях с момента развода прошло не более двух лет, то есть дети переживают кризисный послеразводный период; 71% детей не общаются со своими ушедшими отцами по той причине, что последние сами не проявляют инициативу в общении со своим ребенком; по мнению 57% разведенных матерей, их дети относятся равнодушно к ушедшему отцу, 14 % матерей отмечают, что их ребенок вспоминает отца, скучает по нему; 29% ушедших отцов общаются со своим ребенком
регулярно; 93% матерей охарактеризовали свои отношения с ребенком как теплые и доверительные, лишь 7% матерей свои отношения с ребенком охарактеризовали как конфликтные и напряженные.
Для формирования контрольной выборки нами был использован опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой. В исследовании участие приняли 43 полные семьи, имеющих детей младшего школьного возраста. Результаты показали, что из 43 полных семей 36 являются относительно благополучными. Характеристики взаимодействия в диаде родитель-ребенок таковы: высокий уровень способности
воспринимать состояние ребенка, эмпатии, стремления к телесному контакту, оказания эмоциональной поддержки, ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, что свидетельствует о благополучии эмоциональной стороны дестко-родительских взаимоотношений. Соответственно 7 семей не являются благополучными, так эти характеристики взаимоотношений выражены на низком уровне.
Результаты сравнения эмоционального отношения детей к родителям из неполных и полных относительно гармоничных семей показали следующее.
Для детей из неполных и полных семей эмоционально привлекательным человеком является мама. Такое отношение к матери естественно для младших школьников. При этом у детей из разведенных семей есть затруднения во взаимоотношениях с матерью, общение с ней характеризуется наличием дистанции и слабыми эмоциональными связями. Поэтому для этих детей актуальна потребность быть вовлеченными в процесс эмоционально насыщенного межличностного взаимодействия с матерью. Эти затруднения могут объясняться тем, что, как правило, после развода родителей ребенок остается с матерью, которая в свою очередь из-за отсутствия мужа сознательно или бессознательно стремиться компенсировать его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). Как правило, разведенным женщинам приходится больше работать, тем самым ненамеренно лишая внимания и понимания собственного ребенка, т. е. именно тех черт материнского отношения, которые в детстве являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающему миру и общего положительного самоощущения.
Следует отметить, что детям из неполных семей свойственно негативное эмоциональное отношение к отцу (42%). Отец для этих детей является отвергаемым родителем, к которому дети испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, протест. На такое отношение ребенка к отцу мог повлиять сам процесс развода, а именно дисгармоничные отношения, предшествующие разводу. Также позиция отца и матери, их поведение и умение сотрудничать после развода, могут оказать влияние на отношение ребенка к ушедшему отцу. Можно предположить, что матери, воспитывая своих детей, пытаются обесценить отца, изгладить из памяти ребенка положительные воспоминания об отце, убеждая их в том, что именно бывший супруг виноват в распаде семьи. Во второй группе выявлена противоположная картина: для 71% детей из полных благополучных семей отец является эмоционально привлекательным членом семьи.
Для 30 % детей из неполных семей ушедший отец является эмоционально привлекательным человеком и по-прежнему воспринимается как член семьи. Для них актуальна потребность в глубокой привязанности к отцу, в эмоциональном контакте с ушедшим отцом, что, возможно, может послужить для этих детей инструментом достижения внешней защиты, эмоционального комфорта, покоя. Эмоциональная привлекательность отца для них объясняется тем, что с момента развода родителей прошло мало времени, а также отсутствием регулярного общения с отцом. Следует отметить, что только 4 (14%) матери отметили, что их ребенок скучает по отцу, вспоминает и интересуется им. Остальные 6 детей, по мнению матерей, относятся равнодушно к отсутствию встреч с отцом. Это свидетельствует о ложном представлении родителя, с которым остался ребенок, ситуации переживания последним ухода отца. Возможно, что эти 6 матерей не способны или не хотят воспринимать и истолковывать эмоциональное состояние своего ребенка.
Таким образом, детям из неполных семей свойственна разница в восприятии отцовской фигуры: часть этих детей (42 %) негативно воспринимает ушедшего отца, отвергает его, соответственно другая часть (30 %) положительно относится к отцу.
Детям из полных семей не свойственно раздельное восприятие отцовской и материнской фигур, для них оба родителя в равной степени являются эмоционально привлекательными людьми. В то время как дети из неполных семей делают свой выбор в пользу одного из родителей, так как в ситуации развода ребенок должен сделать выбор и, как правило, он делает его в пользу матери, так как боится потерять ее вслед за отцом.
Отмечено, что в первой группе есть такие дети, которые отвергают обоих родителей, при этом для детей данной группы эмоционально привлекательными являются другие люди: бабушка/дедушка, брат/сестра, друг, учительница. Можно предположить, что отсутствие тесного эмоционального контакта с родителями компенсируется близостью с другими и таким образом ребенок удовлетворяет свою потребность в эмоциональной привязанности.
Для детей обеих групп свойственно позитивное отношение к родителям, как к супружеской чете. Эмоциональная привлекательность родителей в качестве четы для детей из полных семей подтверждает факт благополучия семейной ситуации. А эмоциональная привлекательность родителей как супружеской четы для детей из неполных семей свидетельствует о том, что в идеале они хотят видеть родителей вместе, а свою семью полноценной.
В качестве дополнительной информации следует обозначить выявленные особенности эмоциональной сферы детей:
- в относительно благоприятной атмосфере живут и воспитываются только 9% детей из неполных семей, остальные испытывают эмоциональный дискомфорт, тревожность и трудности в семейной ситуации;
- в рисунках 22 детей (66%) из первой группы отмечены показатели высокого уровня тревожности;
- у 8 детей (24%) первой группы и у 9 детей (25%) второй группы отмечены признаки подавленных агрессивных желаний, враждебности по отношению к окружающим. Это может объясняться тем, что подавление нежелательных негативных эмоций свойственно детям младшего школьного возраста. Возможно, дети из неполных семей стремятся избегать конфликтов, отодвигать свои запросы, вытесняя при этом свою агрессию, чтобы не оказаться покинутым. Результаты анкетирования родителей детей из полных семей отражают благополучную семейную ситуацию, следовательно, родителям и их детям свойственно разное восприятие семейной ситуации.
Таким образом, результаты проведенного исследования предоставляют возможность выявить особенности восприятия факта распада семьи глазами ребенка и эмоционального отношения к родителям, на основе чего можно выработать рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений.
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 244 с.
2. Волков А.Г. Семья - объект демографии. - М.: Изд-во «Мысль», 1986. - 271 с.
3. Истратова О.Н. Развитие младшего школьника в условиях эмоционального отвержения его родителями // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 10 (135). - С. 186-193.
4. Истратова О.Н., Карнаух Л.А. К вопросу изучения готовности к родительству современной молодежи//Безопасность и развитие личности в образовании / Материалы II-й Всероссийской научно-практической конференции, г. Таганрог, 14-16 мая 2015 г. / Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. - С.196-199.
5. Истратова О.Н. Новые тенденции в развитии детей и подростков в условиях кризиса современной семьи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2015. С. 75-80.
6. Минакова Л.К., Жукова М.Н. Изучение особенностей эмоционального отношения детей к родителям, находящимся в разводе // Семейная психология и семейная терапия 2005, №1. - С. 48-61.
7. Педагогическое просвещение родителей младших школьников. / Науч. ред. Л.И. Млочешек -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. инс-та, 2002. - 152 с.
8. Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ - М», - 2002. - 752 с.
9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. выс. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
10. Тищенко Ю.Б., Иванкова М.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду, 2005 - №2. С.99-113.
11. Толстых Т.И. Семья как институт социализации ребенка // Семейная психология и семейная терапия, 2004. - № 4. - C. 29-33.