Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УДЬУОР УТУМА" (ШКОЛА ПРЕДКОВ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УДЬУОР УТУМА" (ШКОЛА ПРЕДКОВ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / РОДОСЛОВНАЯ СЕМЬИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЫЧАИ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Екатерина Николаевна, Семенова Тамара Дмитриевна, Аристова Александра Андреевна

Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является проблемой всего поколения. И всегда была актуальным, востребованным вопросом для многих ученых, методистов и педагогов. Они подчеркивали, что духовно-нравственное воспитание должно вестись систематично, непрерывно и в единстве с урочной и внеурочной деятельностью. В свою очередь, внеурочная деятельность - это эффективное условие для духовно-нравственного воспитания и формирования нравственных ценностей. Приоритетным направлением духовно-нравственного воспитания детей в Республике Саха (Якутия) является приобщение к национальной культуре и традициям. Понимая важность вопроса авторами затронута весьма интересная тема, разработана рабочая тетрадь внеурочной деятельности начальной школы «Школа по тропе предков». Программа внеурочной деятельности направлена на изучение родословной своей семьи для обучающихся младших классов. Авторы предлагают ознакомиться с содержанием рабочей тетради и представляют результаты реализации исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH THE EXTRACURRICULAR ACTIVITIES PROGRAM "UDYOR UTUMA" (SCHOOL OF ANCESTORS)

The problem of spiritual and moral education of schoolchildren is a problem of the whole generation. And it has always been an urgent, in-demand issue for many scientists, methodologists and teachers. They emphasized that spiritual and moral education should be conducted systematically, continuously and in unity with regular and extracurricular activities. In turn, extracurricular activities are an effective condition for spiritual and moral education and the formation of moral values. The priority direction of spiritual and moral education of children in the Republic of Sakha (Yakutia) is familiarization with national culture and traditions. Realizing the importance of the issue, the authors touched upon a very interesting topic, developed a workbook of extracurricular activities of primary school "School on the path of ancestors". The extracurricular activity program is aimed at studying the pedigree of their family for elementary school students. The authors propose to familiarize themselves with the contents of the workbook and present the results of the study.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УДЬУОР УТУМА" (ШКОЛА ПРЕДКОВ)»

7. Невзорова, А.В. Ресурсы реализации современного национального воспитательного идеала / А.В. Невзорова // Евразийский образовательый диалог: материалы международного форума. - Ярославль: ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования", 2021. - С. 169-173.

8. Проектирование, внедрение и оценка эффективностивоспитательной деятельности в образовательной организации: учебно-методическое пособие / Э.Р. Сафаргалиев, Ю.В. Комарова, А.В. Павлова [и др.]. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 447 с.

9. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.

10. Рустамова, С.У. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников / С.У. Рустамова // Педагогическое искусство. - 2021. - №1. - С. 113-117.

11. Щербина, Е.Н. Возможности детского общественного объединения в оциальном воспитании младших школьников / Е.Н. Щербина // Инновации в науке и практике. Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. - С. 137-145.

12. Щуркова, Н.Е. Система достойного воспитания / Н.Е. Щуркова. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 256 с.

13. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 12.03.22)

Педагогика

УДК 37.018.2

кандидат педагогических наук, доцент Неустроева Екатерина Николаевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель начальных классов Семенова Тамара Дмитриевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Томторская средняя общеобразовательная школа имени братьев Г.А. и А.А. Пономаревых» (с. Томтор); студентка 3 курса Аристова Александра Андреевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДЬУОР УТУМА» (ШКОЛА ПРЕДКОВ)

Аннотация. Проблема духовно-нравственного воспитания школьников является проблемой всего поколения. И всегда была актуальным, востребованным вопросом для многих ученых, методистов и педагогов. Они подчеркивали, что духовно-нравственное воспитание должно вестись систематично, непрерывно и в единстве с урочной и внеурочной деятельностью. В свою очередь, внеурочная деятельность - это эффективное условие для духовно-нравственного воспитания и формирования нравственных ценностей. Приоритетным направлением духовно-нравственного воспитания детей в Республике Саха (Якутия) является приобщение к национальной культуре и традициям. Понимая важность вопроса авторами затронута весьма интересная тема, разработана рабочая тетрадь внеурочной деятельности начальной школы «Школа по тропе предков».

Программа внеурочной деятельности направлена на изучение родословной своей семьи для обучающихся младших классов. Авторы предлагают ознакомиться с содержанием рабочей тетради и представляют результаты реализации исследования.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание, концепция воспитания, родословная семьи, семейные ценности, обычаи, традиции.

Annоtation. The problem of spiritual and moral education of schoolchildren is a problem of the whole generation. And it has always been an urgent, in-demand issue for many scientists, methodologists and teachers. They emphasized that spiritual and moral education should be conducted systematically, continuously and in unity with regular and extracurricular activities. In turn, extracurricular activities are an effective condition for spiritual and moral education and the formation of moral values. The priority direction of spiritual and moral education of children in the Republic of Sakha (Yakutia) is familiarization with national culture and traditions. Realizing the importance of the issue, the authors touched upon a very interesting topic, developed a workbook of extracurricular activities of primary school "School on the path of ancestors".

The extracurricular activity program is aimed at studying the pedigree of their family for elementary school students. The authors propose to familiarize themselves with the contents of the workbook and present the results of the study.

Key words: extracurricular activities, spiritual and moral education, the concept of education, family pedigree, family values, customs, traditions.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УДЬУОР УТУМА» (ШКОЛА ПРЕДКОВ)

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) процесс образования понимается не только как процесс обучения знаниям, умениям и навыкам, но и как процесс воспитания и развития личности, утверждение духовно-нравственных, моральных, семейных и других ценностей. В требованиях ФГОС написано, что программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников должна быть направлена на обеспечение единой системы обучения, развития и воспитания. Этому должны способствовать содержательно организованные и систематически проводимые в единстве урочные и внеурочные занятия, в совместной педагогической работе семьи и других институтов общества.

Исходя из выше сказанного можно считать, что главной задачей школы выступает воспитание личности, обладающего духовно-нравственными ценностями и способного к жизненному самоопределению. Самым подходящим возрастом для формирования нравственных ценностей является младший школьный возраст. В этом возрасте потенциал воспитания разностороннего развития личности высок. Это определяется тем, что младший школьный возраст наиболее сенситивный.

Где, внеурочная деятельность играет важную роль в формировании нравственных ценностей младших школьников. Различные направления внеурочной деятельности позволяют детям развивать свои способности, так как он не ограничивается урочным форматом, нацелена на всестороннее развитие личности обучающегося.

Одним из направлений внеурочной деятельности является - духовно-нравственное направление которое нацелено на

усвоение духовных ценностей, выработку нравственных качеств и духовно-нравственной культуры обучающихся.

И вопрос формирования духовно-нравственных качеств младших школьников во все времена был актуальным и был исследован многими исследователями-этнографами. Исследователи в свою очередь, всегда подчеркивали важность использования этнопедагогических воззрений народа, в частности, народа саха.

Профессор Д.А. Данилов о народных обычаях пишет: «В лучших традициях больших и малых народов имеет место любовь к детям, уважительное отношение к ним. У народов Сибири это просто любование детьми, а оно сочетает в себе уважение, доверие и требовательность к исполнению детьми своих обязанностей. Это передовая традиция и положена в основу одной из идей педагогики сотрудничества - уважения к личности ребенка».

Н.Д. Неустроев также отмечает, что «...здесь в суровых условиях из поколения в поколение культивировались такие нравственные качества, как любовь к родной земле, свободолюбие, взаимовыручка, гостеприимство и т.д. особое отношение формировалось у детей и взрослых к женщине. Она была для них не только хранительницей домашнего очага, но и символом Родины, являла собой воплощением всех нравственных достоинств» [1].

Ученый педагог И.С. Портнягин пишет: «С глубокой древности наши предки передавали из поколения в поколение свои духовные ценности... Любовь к родной земле. Материнская любовь, которая помогает ребенку расти сильным духом, чистым, искренним, способным приумножить добрую славу своего рода достойными делами и трудом. Саха искренне радуются малейшей удаче своих родичей, всем своим поведением показывают, что полностью свободны от зависти и щедры сердцем. Система нравственного воспитания народов Севера отличается своеобразным подходом к личности человека. Воспитание направлено на развитие таких качеств, как гостеприимство, справедливость, преданность, доброжелательность, причем не только по отношению к близким, но и к совершенно незнакомым людям. Северные люди всегда поддерживают людей неимущих, одиноких, пострадавших от различных жизненных невзгод. Хорошо действуют у них родственные связи, взаимная поддержка партнеров по совместной жизни и соседей по месту жительства» [2].

Изложение основного материала статьи. Духовно-нравственное воспитание в Республике Саха (Якутия) берет начало от народной педагогики, семейного воспитания. Именно этнопедагогика диктует духовно-нравственные ценности народа.

По проекту концепции воспитания «Удьуор утумун оскуолата» (Школа по тропе предков) коллективом учителей начальных классов Томторской школы была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Удьуор утума» (Школа предков) с 1-4 класс:

• 1 класс - «Сиэрдээх буолуу ыллыга» - мин бииргэ тeрeeбYттэрим, ийэм, а5ам, эбэм, эhэм - мин чугас дьоннорум. (По тропинке духовно-нравственной культуры. Мать, отец, дедушка, бабушка - самые близкие мне люди);

• 2 класс - «ТeрYчЧY» - мин аймахтарым, аймахта^ш сиэрэ-туома (Родословие. Древо предков, мои родственники, языческие обряды);

• 3 класс - «вбYгэ Yгэhэ» - уруу-аймах дьоннорум дьарыктара (Обычай предков. Занятия предков, родственников);

• 4 класс - «Удьуор утума» - «А§а ууhа», «Ийэ ууhа», хаан уруу аймахтар (Наследство предков. Отцовский род, род по материнский линии, близкие родственники).

Цель внеурочной деятельности - развить интерес к истории своих предков; способствовать укреплению духовных ценностей; повысить культурный уровень учащихся.

Как мы уже знаем, интерес к учебно-воспитательному процессу формируется у младших школьников при использовании различных средств обучения. Нами разработана рабочая тетрадь по внеурочной деятельности, так как посчитали что ее использование будет эффективным и будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и повысит интерес школьников.

Содержание рабочей тетради направлена на изучение обучающимися родословной своей семьи. Тетрадь содержит задания на самостоятельное выполнение по темам внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Задания, содержащиеся в рабочей тетради, помогают осуществлять текущий контроль знаний, активизируют познавательную деятельность, носят творческий характер и повышают эффективность воспитательного процесса.

В содержании рабочей тетради включили следующие темы (табл. 1).

Таблица 1

Темы занятий

_Тема_

Мин кимминий? (Кто Я?)_

Мин ийэм (Моя мама)_

Мин а^ам (Мой отец)_

Мин бииргэ тeрeeбYттэрим (Мои родные братья и сестры)_

Мин ийэм, а^ам дьоно. Эбээ эhээ Yeрэfiэ. (Родители моего отца и матери. Школа бабушки и дедушки)

КeлYeнэ. Бастакы, иккис кeлYeнэ (Поколение. Первое и второе поколение моих родственников)_

YhYс кeлYeнэ (Третье поколение)_

Ийэм аймахтара (Родственники матери)_

А^ам аймахтара (Родственники отца)_

Аймах аата (таай, аба^а, сурдьум, а^ас-балыс, ини-бии) (Название родственных связей)_

Аймахта^ш сиэрэ-туома, аймах Yгэhэ (Обычаи предков. Правила общения родственников)_

Мин аймахтарым - киэн туттар дьонум! (Мои родственники - кем я горжусь!)_

В 1 классе детям даются понятия: «мин, ийэм, а§ам, эбээм, эhээм, бииргэ тeрeeбYттэрим» (моя мама, мой отец, бабушка, дедушка, родные братья и сестры), которые являются ключевыми в составлении родословной, как самое близкое окружение самого ребенка.

По теме «Поколение. Первое и второе поколение». Обучающиеся познакомились с понятием «поколение». В начале занятия была проведена беседа: рассматривали значение слова «род», «родственники», «поколение»; учились распределять родственников по поколениям. Используя полученные знания заполняли рабочую тетрадь.

По теме «Третье поколение», занятие начали с беседы на тему «бабушка и дедушка». Исходя из темы прошлого занятия, дети сами пришли к выводу, что их бабушки и дедушки - это третье поколение. На этом занятии было дано домашнее задание: узнать, сколько детей у их бабушек и дедушек их имена и имена их детей, чем они занимались, где проживали.

В содержании занятия «Родственники по материнской линии» включили такие понятия - «таай» (родной брат матери), «двоюродные». Используя информацию домашнего задания, распределили родственников по поколениям в генеалогическом древе. Дети поняли, что поколение движется, дети детей становятся первым поколением, а они отходят на второй.

Тема «Родственники по линии отца» преследовала цель знакомство с родственниками отца, с его родными братьями, сестрами и их детьми. В ходе беседы обучающиеся познакомились с понятем «аба§а» (родной старший брат отца). Распределили родственников отца по поколениям, внесли в генеалогическое древо. Один респондент сказал: «У меня есть родственники со стороны мамы и папы, значит, я соединяю две семьи». Это показывает, дети поняли, что они являются звеном соединения двух родов.

Тема «Аймах аата: таай, аба§а, сурдьум, а§ас-балыс, ини-бии» (Название родственников). Исходя из генеологического древа респонденты указывали тех или иных родственников. Дети говорили, что они раньше слышали эти названия, но никогда не использовали термины «аба§а» (старший брат отца), «таай» (брат матери) в жизни. А названия «сурдьу» (двоюродный брат), «а§ас-балыс» (родные сестры), «ини-бии» (родные братья) слышат впервые.

На занятии по теме «Семейные традиции» дети писали сочинение о традициях своей семьи. У большинства семей это ежегодные встречи на празднике Ысыах и Новый год, когда вся семья встречается за одним столом. У одного респондента есть традиция - встреча первого и второго поколения на дне рождении бабушки по линии отца. У одной ученицы каждое лето по линии матери родственники бабушки встречаются семьями в старом доме прабабушки. Из внутрисемейных традиций - празднование дня рождения, совместный поход по ягоды, грибы, выездки на заготовку дров.

Изучая тему «Мои родственники - моя гордость!» ученики по заполненным страницам рабочей тетради рассказывают кто кем будет по родственным связям, при этом должны правильно указывать название родственных связей.

На проведенных занятиях дети рассказывали о своей родословной, устанавливали внутрисемейные родственные связи. В результате работы дети закрепили представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. У ребят сформировались представления о мире семьи, как о людях, которых роднят кровное родство. Познакомились с понятиями род, родственники, родословная, название родственников на якутском языке. Помимо этого, развивали творческие и исследовательские навыки, они приобрели навык работы с информацией, исследовать, анализировать и выступать перед публикой. Также укрепили внутрисемейные связи, так как работа над генеалогическим древом представляет совместную работу родителей и детей. В результате эксперимента дети получили готовые исследовательские работы на тему «Родословная».

Ценность рабочей тетради прежде всего заключается в системности, содержательности и порядке. Содержание тетради шаг за шагом открывает для детей завесу родственных связей внутри семьи, начиная от самого ребенка, далее расширяется и углубляется в родословную. Использование рабочей тетради способствует организации самостоятельной работы учащихся, формированию исследовательских умений, умению работать с информацией: добывать, анализировать, систематизировать.

Целенаправленная, системная и последовательная работа будет продолжена в 3 и 4 классах. Где, дети будут углубленно изучать свою родословную. В третьем классе дети изучают места проживания и вид деятельности своих предков. Изучение места жительства своих предков вызывает у детей чувство причастности к истории своих предков, заставляет думать о прошлом, настоящем и будущем через исследование, поиск. Изучая традиции и обычаи своих предков ребенок познает свои корни, формируются такие ценности как патриотзм, духовность, национальное самосознание. Изучение увлечений и занятий предков в будущем может помочь в выборе профессии, поскольку талант может передаваться из поколения в поколение. Понятие родовое наследство, культура, законы играют важную роль в жизни человека. В четвертом классе идет изучение четвертого поколения и подготовка генеалогического древа.

Выводы. Организация практической работы по формированию нравственных ценностей младших школьников в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности включала в себя проведение внеурочных занятий с использованием рабочей тетради по внеурочной деятельности «Удьуор утума» (Школа предков). Разработанная рабочая тетрадь направлена на формирование духовно-нравственных ценностей посредством изучения родословной своей семьи. Ведь, знание предков, родственников, своих корней во все времена для народа саха были важными составляющими. Дети проявляли большой интерес к занятиям, и с удовольствием заполняли по темам рабочие тетради, показывали свое творчество. Были случаи что, показывали фотографии из семейных альбомов.

Исследование показало, что после использования рабочей тетради уровень сформированности духовно-нравственных ценностей выросло. Проведенный эксперимент позволил сделать вывод, что использование рабочей тетради во внеурочной деятельности по изучению родословной способствует повышению уровня сформированности духовно-нравственных ценностей.

Литература:

1. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: Учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. - Якутск: ИПКРО, 1990. - 140 с.

2. Портнягин, И.С. Этнопедагог К.С.Чиряев: педагогические мысли, идеи, взгляды / И.С. Портнягин; Научный отв. ред. А.Г. Новиков. Отв.за вып. Н.И. Шарин; Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова, Ассоц. нар. педагогики Якутии. - Якутск. -2002. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.