воспитания толерантности у жителеи страны, представители власти Боснии и Герцеговины посчитали необходимым вообще исключить из содержания школьных программ ряд "болезненных" тем, в толковании которых отсутствует единое мнение. Так, ученики о кровавых событиях недавнего прошлого могут узнать больше из воспоминаний своих родителей, а не из школьных учебников, в которых с 2002 г. военные события представлены вскользь, без их характеристики или не представлены совсем [6, 40]. Такое положение вещей не позволяет достичь основной цели, определяемой сторонами, подписавшими в Дейтоне (США, штат Огайо) в 1995 г. "Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине": окончание вооруженного конфликта и построение единого многонационального государства. Замалчивание судьбоносных исторических событий формируют условия для самостоятельной их интерпретации представителями различных этнических групп, находящихся в перманентной конфронтации. Население условно целостного государства, компактно проживающее в автономных образованиях, не стремится к объединению и не признает необходимости формирования общей национальной идентичности.
Потенциал образования - одного из ведущих факторов формирования общенациональной идентичности - в Боснии и Герцеговине не нашел своей реализации. Здесь образование чаще всего выступает как фактор формирования идентичности отдельных этнических групп, что ведет к разобщению жителей страны. Повлиять на ситуацию может формирование государственной идентичности, направленной на интегрирование всех существующих в государстве этнических групп в единое политическое целое. Очевидно, что устранить различия между боснийцами (боснийскими мусульманами), сербами и хорватами полностью не удастся, но будет возможна их деполитизация, при которой государство
будет вступать в отношения с индивидами, а не с этническими группами.
Литература:
1. Ачкасов В.А. Политика идентичности в совре мен ном мире // Вестник СПбГУ. - Сер. б. - 2013. -Вып.4.-С, 71-77.
2. Герштейн И.З., Казаков М.А. Национально-го-сударственкая идентичность: историческая эволюция моделей и современная типология П Вес-гни К Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2016. - № б. - С. 36-42.
3. Исайкин Д.М. К вопросу о праве народов на национальную идентичность II Социально поли Î и чес кис науки. 2012. - № 3. - С. 60-62.
4. Конституция Боснии и Герцеговины. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.un.otg/ru/ documents /ci ее!., с о n v / convention s/pdf/с on stitution.pdf
5. Кочетков В.В. Национальная и этническая идентичность в современном мире // Вестник московского университета. Сер. 18. Социология и политология, - 2012. - № 2. - С. 144-152.
6. Мартынова М. Ю. Боснийцы, бошняки, мусуль- ' мане: коллизии идентичносгей // Славяне-му-сульмане на Балканах: язык, культура, идентичность/ отв. ред. - Е.СУзенёва. - М. : ИСл РАН, 2014. - С. 9-62.
7. Мартынова М.Ю. Босния и Герцеговина: кол лизия идентичностей // Культурная сложность современных наций / отв. ред. В. А. Тишков, Е. И, Филиппова: Институт этнологии и антропологии им. H. H. Миклухо-Маклая РАН. - М. : Политическая энциклопедия, 2016. - С. 203-223.
8. Милорад Додик: Босния и Герцеговина заки пает от проблем. - [Электронный ресурс]. - Ре жим доступа: https://tass.ru/inteiviews/4063143
9. Пивоваренко А. Политическая статистика Бос нии и Герцеговины // Российский совет по меж дународным делам. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-а nd - com ment s/columns/southeasteurope/ po!i tidies kayastatistika-hosnii-i-gertsegovin у/ Ю.Силаева З.В Формирование государственной идентичности в Боснии и Герцеговине: издержки современных процессов и перспективы // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. -№3.- С. 131-135.
И.Энгельгардт Г.Н. От арбитража до округа: район Брчко в Дейтонской Боснии // Вестник МГИ-МО. - 2011. - №1. - С. 87-97.
О Ш О СИ
-Û
ш
СК
X
U-I
о
со m, го
s
345
MECHANISM FOR IMPROVING NON-FORMAL EDUCA TTONIN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA.) Nagovitsin Victor Petrovich, PhD of pedagogical science, Laboratory of Ecology and Ecosystem Resilience of the North, Institute of Natural Sciences, North-Eastem Federal University named after M.K, Ammosov, Yakutsk
This article deals with the problem of non-formal education and analyzes the results of implementing the concept of a mechanism for improving non formal education in the Republic of Sakha (Yakutia), based on the traditions of the titular people. The author considers the state and prospects of development of the project of the strategic development plan of the Republic, which has three directions: education, training and health improvement.
Keywords; non-formal education; non-formal education; informal education; concept; project; ethnopedagogics; traditions of the people.
DO! 10.24923/2222-243X.2020-36.63
УДК 371
ВАК РФ 13,00,01 & Ноговицын В.П., 2020
LH
S
о
LH
< et
LH
# * *
346
НОГОВИЦЫН Виктор Петрович, кандидат педагогических наук. Заведующий лабора юрией экологии и устойчивости экосистем Севера, Институт естественных наук, Северо Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск
МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
В данной статье речь идет о проблеме неформального образования, проана лизированы результаты реализации концепции механизмом совершенствования неформального образования в Республике Саха (Якутия), на основе традиций титульного народа, Автором рассматриваются состояние и перспективы развития проекта стратегического плана развития республики, имеющего три направления: воспитание, обучение и оздоровление. Ключевые слова; неформальное обучение; неформальное образование; ин-формальное образование; концепция; проект; этнопедагогика; традиции народа.
На современном этапе развития образования все более востребованной оказывается система дополнительного образования, которая в Болонском соглашении определяется как неформальное образование для школьников и информальное образование педагогов. Для российском системы образование понятие "неформальное образование" является относительно новой терминологией, для нее свойственны такие термины, как "внеклассная деятельность" или "внеурочная работа".
Значительный вклад в развитие неформального образования внесли Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Форд-хэм. В 1970 г. Мал кол ьм Ноулз определяет неформальное образование как важный элемент обучения, который в свою очередь, входит в запланированные мероприятия, не имеющие конкретного времени с точки зрения целей, времени и поддержки, но приводящее учащегося к сертификации. Информальное обучение, будучи не организованной и не структурированной с точки зрения цели, времени и поддержки, всё же является ежедневным обучением, связанное с работой, семьей или отдыхом [20].
Проблемы неформального образования в отечественной педагогической науки исследуются такими авторами, как С.Г. Вершловс-кий, |4|, СМ, Климов, [5], H.H. Букина, [2], МД. Махлин (8], Т.В. Мухла-ева [9]. Так, С.М. Климов считает, что неформальное образование является в отличие от информального осознанным и более организованным и управляемым процессом ¡5,18].
Многие исследователи данного вопроса в своих трудах выделяют определения неформального образования Кумбса {Р. Coombs) и М. Ахмеда (М. Ahmed). По их мнению, неформальное образование есть любое организованное и систематически осуществляемое за пределами формальной системы образования деятельность, направленная на решение образовательных задач в среде специальных подгрупп детей, молодежи и взрослых (19],
Примерно такое же определение дала Еврокомиссия, что неформальным образованием можно считать любую организованную деятельность вне форм образования, образовательную деятельность, дополняющую формальное образование, которую описали Т, 8одо-лажская. В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич [10,14]. Ещё в 1997 г. ЮНЕСКО определило, что неформальное образование позволяет сформировать "умение активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию" [11].
Исследование особенностей реализации неформального образования в Республике Саха (Якутия) показало, что система взаимо-
действия различных организаций со школами сформирована на низком уровне, это говорит о малой активность школьников к общественно-полезному труду, доказывает недостаточность управленческих и организационно-эко-номических механизмов реализации данной проблемы в целом. Обобщая результаты осуществленного анализа состояния неформального образования в республике, можно сделать вывод, что оно не отвечает современным требованиям.
Следовательно, механизмом совершенствования неформального образования в Республике Саха (Якутия) становится целенаправленная централизация образовательного процесса и поддержка инициатив творчески работающих педагогов-общественников по формированию и реализации личностного потенциала школьников. 8 преамбуле Указа Президента Российской Федерации от07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" написано, что указ принят в целях "осуществления прорывного научно-техноло-гического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека" [15].
Данный государственный документ послужил огромным толчкомдля многих исследований, в частности исследовательская работа, направленная на реализацию личностного потенциала школьников проектами научно-образовательных центров, соответствующих геополитическим, географическим, геологическим, стратегическим, климатическим, административно-территориальным, рыночным, экономическим, социально-демографическим условиям Республики Саха (Якутия) [13,153), В этом указе нас интересуют три направления политики: образование, наука и культура, где четко сформулированы цели и задачи деятельности исполнительных органов государственной службы.
Наши исследования по реализации гипотезы данной работы предполагают, что механизмом реализации цели и задач концептуальной основы служит территориальная организация воспитательно-образовательного комплекса в сёлах, улусных центрах, городах и по линии Малой академии наук Министерства образования и науки республики Саха(Якутии). Для Малой академии наук нами был разработан
проект ИНТЦ "Орто Дойду" (Срединный Мир), включенный в государственную программу, в проект стратегического плана развития республики, имеющего три направления: воспитание, обучение и оздоровление.
Проект "Орто Дойду" (Срединный Мир) основывается на исследовании многих отечественных ученых, которые в своих работах при-держиваются этнокультурного подхода к образованию. Г.Н. Волков является основателем этнопедагогики как научной области, данные положения широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. По мнению Г.Н. Волкова, его сторонников и учеников, у каждого народа и этноса установились эффективные и исключительные приемы воспитания, обращение к которым в современных условиях дает возможность повысить воспитательный результат [3].
Народ саха является единственным народом, который не только покорил трудные природные условия Севера, но и приумножил свою численность своего народа, несмотря на сложившееся мнение, что жить в условиях Крайнего Севера не под силу человеку. Однако народ саха хорошо приспособил свой организм и организм своих домашних животных, что в результате дало возможность вести оседлый образ жизни. Процесс покорения таких не однозначных и суровых природных условий не может осуществляться без личностного потенциала и творческого подхода к окружающей среде, начиная от сохранения здоровья до установления разумной природосообразной культуры. Это говорит о том, что у такого народа имеются задатки в реализации личностного потенциала: здоровье, трудоспособность и творческие способности, которые необходимо пробудить через воспитание, обучение детей и молодежи в новом быстроменяющемся конкурентном мире. Проект "Орто Дойду" (Срединный Мир) состоит из трех направлений реализации: историко-культурного, инновационно научно-технологического, туристско-рекреационного, которые полностью охватывают процесс воспитания и обучения, основываясь на опыте не только северных народов [14,130].
Рассмотрим более подробно данные направления. Историко-культурный раздел проекта призван раскрыть древние традиции народа, которые основываются на идеологии народного учения "Айыы" (Творение мыслей, идеи) о программировании жизни. Программа жизни строится на разъяснении понятий
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
348
коллективного разума, что один без доброты и ласки обречен, двое могут приумножить свой вид, трое владеют творящей мощью, четверо, благодаря неистощимой энергии, не боятся трудностей, пятеро владеют знаниями и умениями для развития, шестеро несокрушимы правдой, справедливостью, самодостаточная семерка не боится трудностей, не страшится будущего, благословенная восьмерка жизнеспособна, жизнедеятельна, девятка, владеющая неиссякаемой энергией, достигает всего.
Следующий раздел проекта инновационно научно-технологический направлен на централизованное совершенствование технологии работы по направлениям социальной структуры общества, которая будет включать инновации в: предпринимательстве; строительстве; производстве; традициях воспитания; образовании; защите экосистемы; труде и отдыхе. Эти направления могут быть достигнуты интеграцией науки и образования в целях развития производительных сил, созданием территориальных образовательных комплексов.
Республика Саха богата природными ресурсами и их эффективное и правильное использование, не приносящее вред окружающей среде обусловило создание третьего направления нашего проекта туристско-рекреационного, так как будущее поколение обязано развивать производительные силы и производственные отношения своего региона.
На примере, более подробно рассмотрим реализацию историко-культурного раздела проекта, который предусматривает воспитание школьников на основе исконных народных традиций, е условиях неформального образования. Экспериментальные работы по национальной культуре проводились по линии национальной культуры, авторами программы "Удьуор утума" (Наследие предков) Н.П. Корякиным и Е.С. Макаровым.
Занятия со школьниками неформальным образованием состояли из трех этапов:
I этап - приобщения (уЬуйуу), переходящее на обучение. Этот этап разделяется на два под этап:
1} разъяснение физиологии развития человека в утробе матери. 8 программе в полном объеме учителя рассказывают и дают советы по этому вопросу молодым родителям и старшеклассникам;
2) возраст до 5-6, Здесь важно учитывать индивидуальность ребенка. Этот период считается самым важным этапом в становлении человека и назвали этот этап "иитии" (зарядить). Слово зарядитьдаёт смысл своевремен-
ности воздействия на быстро растущий психоэмоциональный фон ребенка. В этот период особое внимание уделяли изучению родного языка, играм. Работа проводится с молодыми родителями, бабушками, дедушками, воспитателями детских садов.
II этап - обучение, изучение, исследование (уерэтии). С 6-7 до 14-15 лет. Во время этого этапа ребенок входит в новую среду, проходит адаптацию в социуме чужих, примерно с 9 лет обзаводится друзьями, начинает развиваться коллективный разум. Должен научиться найти общий язык с другими детьми, привыкать к коллективу, жить идеями коллектива. Этот этап разделяется на три под этап:
1) начальная школа. Основы предметного образования;
2) 5-6 классы. Предварительное определение способностей детей;
3} 7-8 классы. Пред профильная подготовка школьников, обсуждение различных профессий, дискуссии. Осознание своих способностей. Работа по профессиональной ориентации школьников.
(¡5 этап - такайыы (переводится как правка, коррекция), уточнение способностей детей и стремление их углубить, этап профессиональной ориентации. Обучение предназначено для учащихся 10-11 классов. Этот этап совпадаете профильной подготовкой. На этом этапе идет подготовка к взрослой жизни: народные традиции и достижения современных наук о взаимоотношении юноши и девушки, мужчины и женщины, о семье, рождении детей, о воспитании, о возрастной периодизации - программе жизни человека. Ознакомление с общепринятыми народными традиционными понятиями. По этим вопросам опубликовано достаточно много научной литературы, раскрывающих закономерности национального воспитания [1;6, 12; 16; 17; 18].
Все три этапа воспитания (иитии) идут через девять основных связок народной педагогики.
1} Национальное самосознание, мышление
2) Этнопедагогика
3} Родной язык
4) Теруччу (родословное древо)
5}Традиции верования -
6) Национальный уклад жизни
7) Национальная кухня
8) Природа и окружающий мир
9) Одаренность (дар с небес)
Каждый из девяти названных разделов назван связкой, потому что в них есть ещё по девять направлений, выполняющие структурное
строение раздела. Например, у связки "родной язык" имеется 9 тем для обучения в зависимости от звучания, тона, интонации в голосе и т.д.: звучание (дор5оон), происхождение языка (ийэтыл), послание (остыл),завещание (кэ-риэс тыл), благословение (ал гыс тыл), клятвенное слово (андаВар), слово, имеющее большое значение для слушающего (этитиилээх тыл), слухи, сплетни (хоп-сип), слова проклятия (кы-рыыстыла).
Программа, в широком понимании этого вопроса, рассчитана на молодых родителей, воспитателей, учителей, ученых, административных работников системы образования. Чем больше людей участвуют в работе детей, тем лучше, тем интереснее для школьников дойти до истины в разрабатываемом им вопросе. Например, каждый ребенок оформляет альбом из семейного архива "Теруччу" (Родословное), где описывает чья это фотография, где учился, кем и когда работал, какие награды, успехи были по работе, какая была семья, кем стали их дети и т.д. Школьники имели тетрадь под наз ванием "Су РУ ?утуу" (укрепление духа), где записывали или конспектировали разные статьи, рассказы, различные виды питания, упражнения для мозга, тела, т.е. средства и методы о здоровом образе жизни. Каждый школьник имел журнал, где записывал свои наблюдения о природе, прилет птиц,появление зелени, расстаяние снега, изменения погоды и т.д. По всем этим вопросам один раз в год проводили конференцию под названием "Удьуор терут утума" (исконный дух рода). Конференция проводится в 2 этапа: внутри классный; внутри школьный. На конференции школьники не только докладывают о своих наблюдениях о природе, о динамике изменений, традициях, культуре, истории своего рода, села, улуса, народа, о своих умозаключениях или исследованиях, они защищают свои мнения, итоги своих работ.
По итогам каждой четверти для каждого ребенка заполняли табель "Туерэх" (своего рода анкетирование, дает смысл устойчивости в жизни), определяет способность самосовершенствоваться по указанным выше девяти связкам народного воспитания. На основе "Туерэх" в конце учебного года каждому ребенку вручается специальный знак о достижении им определенного уровня. Уровень определяется по трем категориям: 1 уровень - орто (средний), 2 уровень - урдук (высокий); 3 уровень - толору (полный). После окончания школы вместе с аттестатом вручается специальный знак с нагрудным значком о его успехах в воспитании по "Удьуор терут утума".
Итоги педагогического эксперимента показали, что, при обучении к истокам народной культуры у школьников старших классов (6 и выше) возникает, во-первых, чувство восхищения национальной одеждой, пословицами, поговорками, народными песнями и танцами своего народа, целесообразностью распределения хозяйственного уклада в годичном цикле, зависимой от экстремальных условий. Эти чувства перерождаются в достоинство, наблюдаемое в улучшении поведения, добропорядочного отношения к школе, к родителям и учителям. Во-вторых, доходчивое доведение основ национальной культуры народа и самостоятельная творческая работа школьников воспитывает заинтересованность детей к своей исконной культуре, что пробуждает в детях творческое сознание. На практических занятиях дети стремятся импровизировать песни, танцы, творчески обдумывают разли чного рода рисунки, рукодел ия, поделки издерева и т.д. Эти потребности творить останутся и в высшем учебном заведении и в трудовой жизни.
Таким образом, на основе достигнутых результатов по внедрению неформального образования идеи "Айыы"(Творение мыслей и идей) можно повысить возможности воспитания и образования на территории с большими ресурсными возможностями. Для эффективного применения неформального педагогического воздействия школьников необходимо провести масштабную работу по информальному образованию молодых родителей, воспитателей, учителей общеобразовательных школ, преподавателей вузов. По данным некоторых исследователей, "с 2005 года резко возросло количество упоминаний информального обучения в работах, имеющих отношение к профессиональной подготовке и обучению на производстве, а также усиливается практик ориентированная составляющая, в частности, вопросы, связанные с проблемой признания результатов информального предшествующего обучения" (7]. Информальное образование, создавая свободу мышления, способствует полной реализации человеком своего личностного потенциала. Стратегия реализации личностного потенциала на основе творческого сознания и профессиональной компетентности человеческого капитала в развитии производительных сил республики соответствовал бы требованию времени, где создание инновационных технологий становится основой развития современного общества.
LH
s ^
о
LH
< et
LH
# * *
350
Литература:
1. Баишевз М.И. Становление созидающего человека е этнокультурных традициях народа саха: монография/М.И. Ьаишева. - Якутск: СВФУ, 2015, -162 с.
2. Букина H.H. Развитие управления неформальным образованием взрослых в условиях модернизации // Системное управление образованием взрослых в условиях модернизации/под ред.
A.И.ЖилиноЙ.-Т.2- СПб,: ИОВ РАО, 200. -СЛОН 21-
3. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Паникин А.Б. Введение в ^тн о пода го гику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Большая медведица, Элиста; Калм. гос. ун-т, 2006. - 368 с.
4. Вершловский С.Г. Образование взрослых в Рос сии: вопросы теории // Новые знания. - 2004. -№3. - С, 1-7.
5. Климов С. М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. - СПб. ■: Знание, 1998.-С.18.
6. Кондратьев П. П. Сатабыл уеРэ5э Дь оку у екай: ИРОиПК, 2013.-360с.
7. Золотые страницы дополнительного образования детей в Якутии: сборник статей / Респ. ресурсный центр "Юные Я кутя не". Якутск i Цикл, 2018. - 280с.
8. Махлин МД. Особенности неформального образования взрослых как объекта управления // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии,теории и практики. Т. 1, Кн.5. Управление образованием взрослых / под ред.
B.И. Под обе да, А. И. Жилиной - СПб. : ИОВ РАО, 2000. -С. 144-152.
9. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых /Т.К. Мухлаева // Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. №4(25).-2010,-С. 158-162.
Ю.Мацкевич В.В., Мацкевич С.А. Водолажская Г. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения // Аду катар: [жури, неформален, образования]. - 2006. -№9.-С. 13-21.
11.Меморандум непрерывного образования европейского Союза. URL: http://www.znanie.org/
jorna!/n1_01 /nepreriv_obraz.htm! (дата обращения: 11.09.2012).
12.Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н., Шергина Т.А., Марфусалова В.П., Оконешникова Н.В., Борисова Т.М. Специфика подготовки тьютора-педагога для малокомплектной и кочевой школы Северо-Востока России в вузе // В мире научных открытий. -2015. 111 (71).-С. 678-688.
13.Ноговицын В.П. Реализация личностного потенциала структурой школьного самоуправления // Педагогический журнал. - 2019. - 7'. 9. - № 5А. -4.I!.-С. 152-159.
14.Ноговицын В.П., Саввинов А.С., СВФУ им. М.К. Аммосова. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в Якутии, Арктика: перспективы устойчивого развития: сборник докладов у час тников Международной научно-практической конференции (Якутск: ГАУ "Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)" 2015. -576 с
15. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. Ne 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/7183 7200/ 1б.Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педа гогики олонхо. (электр. ресурс). - Киров : МЦНИП, 2013. -118с.
17.Шергина Т.Д., Борисова Т.М. Особенности специфики образовательного процесса кочевых школ в условиях Севера // В мире научных открытий. - 2015.- №11.1(71).- С. 469-479. 18.Этнокультурное образование в дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография / М-во образования Респ. Саха (Якутия), ФГБНУ "Инт нац.шк. Респ. Саха (Якутия)" (сост.: д. соц. н., к.псих.н., проф. У. А.Винокурова, к.п.н. С, С. Семенова; отв. ред. У. А. Винокурова). - Якутск: Медиа-холдинг "Якутия" 2015. -416 с.
19. Coombs Р. and Ahmed М. Attackíng Rural Poverty. How non-formal education can help, Baitimore: John Hopkins Press., 1974,
20. Jeffs, T. Using Informal tducation. An aíternative to ca s e wo rk, tea с hí n g a n d с ontro I / T. Jeff s, M. К. Sm ith (eds).- Milton Keynes: Open University Press. - 1999. - 68 pp.
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN AS A MEANS OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION EDUCATION
Omarov Ornarkhan Nurmagomedovieh, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Zakaryaeva Siyadat Ziaudinovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Suleymanova Raisa Valiabdullaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor
Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Republic of Dagestan
The article deals with the problems associated with the formation of civic qualities and Patriotic feelings of schoolchildren by means of extracurricular activities. As an integral part of the educational process, extracurricular activities are a mechanism that reveals the internal logic and structural components of the process of civil and Patriotic education, in the process of implementing extracurricular activities, a General education organization must create the necessary conditions to develop basic value orientations. Therefore, when planning educational work, it is important to take into account the methodological foundations and principles of civil and Patriotic education. A significant expansion of students 'understanding of the essence of citizenship and patriotism is facilitated by events, the content of which is dominated by materials about the historical events of the country, state symbols, and traditional cultural values. From these positions, the organization and implementation of extracurricular activities