и разрыв нового общественного уклада с прежними общинно-родовыми порядками, нашли отчетливое выражение в волшебных сказках» [1, с. 134]. Историко-ли-тературоведческий принцип построения учебного материала по дагестанской литературе позволяет связать время зарождения волшебной сказки со сменой общественно-экономической формации человеческого общества. «Ученые считают, что волшебная сказка зародилась при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовому обществу. Предполагают, что именно тогда появились сказки о гонимом младшем брате, бедной падчерице, несчастной сиротке. Конфликт в таких сказках изображается как семейный: ссорятся между собой братья или мачеха и падчерица. Однако по существу в них отражаются широкие общественные и классовые отношения - старший брат в сказках обычно богат, а младший - беден, трудолюбивая и добрая падчерица терпеливо сносит издевательства мачехи и ее дочери.
Таким образом, сказочная семья - это схематично обобщенное изображение общества, в котором уже прочно укоренилось социальное неравенство, а сказочный конфликт был первоначально отражением столкновений и коллизий, которые возникли при разложении родового строя. В прежнем своем виде род пе-
Библиографический список
рестал существовать, появились малые семьи, появились угнетенные и угнетатели. И все распри, которые разыгрывались среди членов рода в драматический момент его упадка, получили отображение в виде коллизии в малой сказочной семье. А героем волшебной сказки становится тот, кто больше всего пострадал от того, что родовые отношения взаимопомощи сменились отчуждением, весь род распался на отдельные семьи. Это были младшие члены рода. Они лишились общественной поддержки и помощи, которая была им крайне необходима. Отсюда и берет свое начало демократическая идеализация обездоленного человека в волшебных сказках. Сказочник именно ему отдает все свои симпатии, именно он становится воплощением в сказочном фольклоре угнетенного, притесняемого в классовом обществе человека, и, конечно, он становится обладателем самых лучших моральных качеств, нравственной и физической красоты» [3, с. 17].
После чтения, анализа, перечитывания отдельных отрывков, составления плана, подробного и творческого пересказа сказок можно предложить учащимся выполнение проектной деятельности - «Отражение исторической правды в дагестанской народной сказке». Это станет прекрасным началом их исследовательской деятельности в области фольклора, этнографии и истории родного края.
1. Аникин В.П. Русская народная сказка. Москва, 1977.
2. Далгат У.Б. Предисловие. Поэзия народа Дагестана. Москва, 1960; Т. 1.
3. Никулин Н.Н. Предисловие. Библиотека мировой литературы для детей. Москва, 1985; Т. 42.
4. Сказочные самоцветы Дагестана. Составитель А.Ф. Назаревич. Махачкала, 1975.
5. Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, 1973.
References
1. Anikin V.P. Russkaya narodnaya skazka. Moskva, 1977.
2. Dalgat U.B. Predislovie. Po'eziya naroda Dagestana. Moskva, 1960; T. 1.
3. Nikulin N.N. Predislovie. Biblioteka mirovojliteratury dlya detej. Moskva, 1985; T. 42.
4. Skazochnyesamocvety Dagestana. Sostavitel' A.F. Nazarevich. Mahachkala, 1975.
5. Suhomlinskij V.A. O vospitanii. Moskva, 1973.
Статья поступила в редакцию 07.09.20
УДК 37.06
Nogovitsin V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Laboratory of Ecology and Ecosystem Resilience of the North, Institute of Natural Sciences
of M.K. Ammosov, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN MANAGING THE ORGANIZATION "NON-FORMAL EDUCATION" OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The article deals with the problem of non-formal education, analyzes results of the implementation of the concept of mechanisms for improving non-formal education in the Republic of Sakha (Yakutia) based on traditions of the first nations. The author considers the state and prospects of development of the draft strategic development plan of the Republic, which has three directions: education, training and health improvement. The author concludes that information education, creating freedom of thinking, contributes to the full realization of a person's personal potential. The strategy of realizing personal potential on the basis of creative consciousness and professional competence of human capital in the development of productive forces of the republic would meet the requirements of the time, where the creation of innovative technologies becomes the basis of the development of modern society.
Key words: non-formal education, non-formal education, informal education, concept, project, ethnopedagogy, traditions of the people.
В.П. Ноговицын, канд. пед. наук, зав. лаб. экологии и устойчивости экосистем Севера Института естественных наук Северо-восточного
федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В данной статье речь идет о проблеме неформального образования, проанализированы результаты реализации концепции механизма совершенствования неформального образования в Республике Саха (Якутия) на основе традиций титульного народа. Автором рассматриваются состояние и перспективы развития проекта стратегического плана развития республики, имеющего три направления: воспитание, обучение и оздоровление. Делается вывод о том, что информальное образование, создавая свободу мышления, способствует полной реализации человеком личностного потенциала. Стратегия реализации личностного потенциала на основе творческого сознания и профессиональной компетентности человеческого капитала в развитии производительных сил республики соответствовал бы требованию времени, где создание инновационных технологий становится основой развития современного общества.
Ключевые слова: неформальное обучение, неформальное образование, информальное образование, концепция, проект, этнопедагогика, традиции народа.
На современном этапе развития образования все более востребованной оказывается система дополнительного образования, которая в Болонском соглашении определяется как неформальное образование для школьников и инфор-мальное образование педагогов. Для российской системы образование понятие «неформальное образование» является относительно новой терминологией, для нее свойственны такие термины, как «внеклассная деятельность» или «внеурочная работа».
Значительный вклад в развитие неформального образования внесли Дж. Дьюи, М. Ноулз, Ф. Кумбс, М. Ахмед, А. Роджерс, П. Фордхэм. В 1970 г. Мал-кольм Ноулз определяет неформальное образование как важный элемент обучения, который, в свою очередь, входит в запланированные мероприятия, не имеющие конкретного времени с точки зрения целей, времени и поддержки, но приводящие учащегося к сертификации. Информальное обучение, будучи неор-
ганизованной и неструктурированной с точки зрения цели, времени и поддержки, всё же является ежедневным обучением, связанным с работой, семьей или отдыхом [1].
Проблемы неформального образования в отечественной педагогической науке исследуются такими авторами, как С.П Вершловский [2], С.М. Климов [3], Н.Н. Букина [4], М.Д. Махлин [5], Т.В. Мухлаева [6]. Так, Климов С.М. считает, что неформальное образование является, в отличие от информального, осознанным, более организованным и управляемым процессом [2, с. 18].
Многие исследователи данного вопроса в своих трудах представляют определения неформального образования, среди которых следует назвать Кумбса (P. Coombs) и М. Ахмеда (M. Ahmed). По их мнению, неформальное образование есть любое организованное и систематически осуществляемое за пределами формальной системы образования деятельность, направленная на решение об-
разовательных задач в среде специальных подгрупп детей, молодежи и взрослых [7].
Примерно такое же определение дала Еврокомиссия: неформальным образованием можно считать любую организованную деятельность вне форм образования, образовательную деятельность, дополняющую формальное образование, которую описали Т. Водолажская, В.В. Мацкевич, С.А. Мацкевич [8, с. 14]. Ещё в 1997 г ЮНЕСКО определило, что неформальное образование позволяет сформировать «умение активно участвовать в общественных процессах и адаптироваться к культурному, этническому и языковому разнообразию».
Исследование особенностей реализации неформального образования в Республике Саха (Якутия) показало, что система взаимодействия различных организаций со школами сформирована на низком уровне, что говорит о малой активности школьников в области общественно полезного труда, доказывает недостаточность управленческих и организационно-экономических механизмов реализации данной проблемы в целом. Обобщая результаты осуществленного анализа состояния неформального образования в республике, можно сделать вывод, что оно не отвечает современным требованиям.
Следовательно, механизмом совершенствования неформального образования в Республике Саха (Якутия) становится целенаправленная централизация образовательного процесса и поддержка инициатив творчески работающих педагогов-общественников по формированию и реализации личностного потенциала школьников. В преамбуле Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано, что указ принят в целях «осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека».
Данный государственный документ послужил огромным толчком для многих научных изысканий, в частности исследовательской работы, направленной на реализацию личностного потенциала школьников посредством проектов научно-образовательных центров, соответствующих геополитическим, географическим, геологическим, стратегическим, климатическим, административно-территориальным, рыночным, экономическим, социально-демографическим условиям Республики Саха (Якутия) [9, с. 153]. В этом указе нас интересуют три направления политики: образование, наука и культура, где четко сформулированы цели и задачи деятельности исполнительных органов государственной службы.
Наши исследования по реализации гипотезы данной работы предполагают, что механизмом исполнения цели и задач концептуальной основы служит территориальная организация воспитательно-образовательного комплекса в сёлах, улусных центрах, городах и по линии Малой академии наук Министерства образования и науки республики Саха (Якутии). Для Малой академии наук нами был разработан проект ИНТЦ «Орто Дойду» («Срединный Мир»), включенный в государственную программу, в проект стратегического плана развития республики, имеющий три направления: воспитание, обучение и оздоровление.
Проект «Орто Дойду» («Срединный Мир») основывается на исследованиях многих отечественных ученных, которые в своих работах придерживаются этнокультурного подхода к образованию. Волков ПН. является основателем этнопе-дагогики как научной области, данные положения широко используются при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. По мнению Волкова ПН., его сторонников и учеников, у каждого народа и этноса установились эффективные и исключительные приемы воспитания, обращение к которым в современных условиях дает возможность повысить воспитательный результат [10].
Народ саха является единственным народом, который не только покорил трудные природные условия Севера, но и приумножил численность своего народа, несмотря на сложившееся мнение, что жить в условиях Крайнего Севера не под силу человеку. Однако народ саха хорошо приспособил свой организм и организм своих домашних животных, что в результате дало возможность вести оседлый образ жизни. Процесс покорения таких неоднозначных и суровых природных условий не может осуществляться без личностного потенциала и творческого подхода к окружающей среде, начиная от сохранения здоровья до установления разумной природосообразной культуры. Это говорит о том, что у такого народа имеются задатки в реализации личностного потенциала: здоровье, трудоспособность и творческие способности, которые необходимо пробудить через воспитание, обучение детей и молодежи в новом, быстроменяющемся конкурентном мире. Проект «Орто Дойду» («Срединный Мир») состоит из трех направлений реализации: историко-культурного, инновационного научно-технологического, туристско-рекреационного, которые полностью охватывают процесс воспитания и обучения, основываясь на опыте не только северных народов [11, с. 130].
Рассмотрим более подробно данные направления. Историко-культурный раздел проекта призван раскрыть древние традиции народа, которые основываются на идеологии народного учения «Айыы» («Творение мыслей, идей») о программировании жизни. Программа жизни строится на разъяснении понятий коллективного разума, что один без доброты и ласки обречен, двое могут приумножить свой вид, трое владеют творящей мощью, четверо, благодаря неистощи-
мой энергии, не боятся трудностей, пятеро владеют знаниями и умениями для развития, шестеро владеют несокрушимой правдой, справедливостью, самодостаточная семерка не боится трудностей, не страшится будущего, благословенная восьмерка жизнеспособна, жизнедеятельна, девятка, владеющая неиссякаемой энергией, достигает всего.
Следующий раздел инновационного научно-технологического проекта направлен на централизованное совершенствование технологии работы по направлениям социальной структуры общества, которая будет включать инновации в предпринимательстве; строительстве; производстве; традициях воспитания; образовании; защите экосистемы; труде и отдыхе. Эти направления могут быть достигнуты интеграцией науки и образования в целях развития производительных сил, созданием территориальных образовательных комплексов.
Республика Саха богата природными ресурсами, и их эффективное и правильное использование, не приносящее вред окружающей среде, обусловило создание третьего направления нашего проекта - туристско-рекреационного, так как будущее поколение обязано развивать производительные силы и производственные отношения своего региона.
На примере более подробно рассмотрим реализацию историко-культурного раздела проекта, который предусматривает воспитание школьников на основе исконных народных традиций в условиях неформального образования. Экспериментальные работы по национальной культуре проводились по линии национальной культуры авторами программы «Удьуор утума» («Наследие предков») Н.П. Корякиным и Б.С. Макаровым. Занятия со школьниками неформальным образованием состояли из трех этапов:
I этап - приобщение ^уйуу), переходящее в обучение. Этот этап разделяется на два подэтапа:
1) разъяснение физиологии развития человека в утробе матери. В программе в полном объеме учителя раскрывают этот вопрос и дают советы молодым родителям и старшеклассникам;
2) возраст до 5 - 6 лет Здесь важно учитывать индивидуальности ребенка. Этот период считается самым важным этапом в становлении человека, и назвали его «иитии» («зарядить»). Слово зарядить означает своевременное воздействие на быстрорастущий психоэмоциональный фон ребенка. В этот период особое внимание уделяли изучению родного языка, играм. Работа проводится с молодыми родителями, бабушками, дедушками, воспитателями детских садов.
II этап - обучение, изучение, исследование (уерэтии). С 6 - 7 до 14 - 15 лет Во время этого этапа ребенок входит в новую среду, проходит адаптацию в социуме чужих, примерно с 9 лет обзаводится друзьями, начинает развиваться коллективный разум. Должен научиться найти общий язык с другими детьми, привыкать к коллективу, жить его идеями. Этот этап разделяется на три подэтапа:
1) начальная школа. Основы предметного образования;
2) 5 - 6 классы. Предварительное определение способностей детей;
3) 7 - 8 классы. Предпрофильная подготовка школьников, обсуждение различных профессий, дискуссии. Осознание своих способностей. Работа по профессиональной ориентации школьников.
III этап - такайыы (переводится как правка, коррекция). Уточнение способностей детей и стремление их углубить, этап профессиональной ориентации. Обучение предназначено для учащихся 10 - 11 классов. Этот этап совпадает с профильной подготовкой. На этом этапе идет подготовка к взрослой жизни: народные традиции и достижения современных наук о взаимоотношении юноши и девушки, мужчины и женщины, о семье, рождении детей, воспитании, возрастной периодизации - программе жизни человека. Ознакомление с общепринятыми народными традиционными понятиями. По этим вопросам опубликовано достаточно много научной литературы, раскрывающей закономерности национального воспитания [12 - 17].
Все три этапа воспитания (иитии) идут через девять основных связок народной педагогики:
1) национальное самосознание, мышление;
2) этнопедагогика;
3) родной язык;
4) теруччу (родословное древо);
5) традиции верования;
6) национальный уклад жизни;
7) национальная кухня;
8) природа и окружающий мир;
9) одаренность (дар с небес).
Каждый из девяти названных разделов назван связкой потому, что в них есть ещё по девять направлений, образующих структурное строение раздела. Например, у связки «родной язык» имеется 9 тем для обучения в зависимости от звучания, тона, интонации в голосе и т.д.: звучание (дороон), происхождение языка (ийэ тыл), послание (кэс тыл), завещание (кэриэс тыл), благословение (алгыс тыл), клятвенное слово (андаар), слово, имеющее большое значение для слушающего (этитиилээх тыл), слухи, сплетни (хоп-сип), слова проклятия (кырыыс тыла).
Программа в широком понимании этого вопроса рассчитана на молодых родителей, воспитателей, учителей, ученых, административных работников системы образования. Чем больше людей участвуют в работе детей, тем лучше, интереснее для школьников дойти до истины в разрабатываемом им вопросе.
Например, каждый ребенок оформляет альбом из семейного архива «Теруччу» («Родословное»), где описывает, чья это фотография, где учился, кем и когда работал, какие награды, успехи были по работе, какая была семья, кем стали их дети и т.д. Школьники имели тетрадь под названием «Суру тутуу» («Укрепление духа»), где записывали или конспектировали разные статьи, рассказы, различные виды питания, упражнения для мозга, тела, т.е. средства и методы о здоровом образе жизни. Каждый школьник имел журнал, где записывал свои наблюдения о природе, прилет птиц, появление зелени, таяние снега, изменения погоды и т.д. По всем этим вопросам один раз в год проводили конференцию под названием «Удьуор терут утума» («Исконный дух рода»). Конференция проводится в 2 этапа: внутриклассный; внутришкольный. На конференции школьники не только докладывают о своих наблюдениях о природе, динамике изменений, традициях, культуре, истории своего рода, села, улуса, народа, своих умозаключениях или исследованиях, они защищают свои мнения, итоги своих работ.
По итогам каждой четверти для каждого ребенка заполняли табель «Туерэх» (своего рода анкетирование, даёт смысл устойчивости в жизни), который определяет способность самосовершенствоваться по указанным выше девяти связкам народного воспитания. На основе «Туерэх» в конце учебного года каждому ребенку вручается специальный знак о достижении им определенного уровня. Уровень определяется по трем категориям: 1 уровень - орто (средний), 2 уровень - урдук (высокий); 3 уровень - толору (полный). После окончания школы вместе с аттестатом вручается специальный знак с нагрудным значком о его успехах в воспитании по «Удьуор терут утума».
Итоги педагогического эксперимента показали, что при обращении к истокам народной культуры у школьников старших классов (6-го и выше) возникает, во-первых, чувство восхищения национальной одеждой, пословицами, поговорками, народными песнями и танцами своего народа, целесообразностью распре-
Библиографический список
деления хозяйственного уклада в годичном цикле, зависимого от экстремальных условий. Эти чувства перерождаются в достоинство, наблюдаемое в улучшении поведения, добропорядочного отношения к школе, родителям и учителям. Во-вторых, доходчивое доведение основ национальной культуры народа и самостоятельная творческая работа школьников воспитывают заинтересованность детей к своей исконной культуре, что пробуждает в них творческое сознание. На практических занятиях дети стремятся импровизировать песни, танцы, творчески обдумывают различного рода рисунки, рукоделия, поделки из дерева и т.д. Эти потребности творить остаются в высшем учебном заведении и в трудовой жизни.
Таким образом, на основе достигнутых результатов по внедрению неформального образования идеи «Айыы» («Творение мыслей и идей») можно повысить возможности воспитания и образования на территории с большими ресурсными возможностями. Для эффективного применения неформального педагогического воздействия школьников необходимо провести масштабную работу по информальному образованию молодых родителей, воспитателей, учителей общеобразовательных школ, преподавателей вузов. По данным некоторых исследователей, «с 2005 года резко возросло количество упоминаний информаль-ного обучения в работах, имеющих отношение к профессиональной подготовке и обучению на производстве, а также усиливается практикоориентированная составляющая, в частности вопросы, связанные с проблемой признания результатов информального предшествующего обучения» [18]. Информальное образование, создавая свободу мышления, способствует полной реализации человеком своего личностного потенциала. Стратегия реализации личностного потенциала на основе творческого сознания и профессиональной компетентности человеческого капитала в развитии производительных сил республики соответствовала бы требованию времени, где создание инновационных технологий становится основой развития современного общества.
1. Jeffs T., Smith M.K. Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control. Milton Keynes: Open University Press, 1999.
2. Вершловский С.Г Образование взрослых в России: вопросы теории. Новые знания. 2004; № 3: 1 - 7.
3. Климов С.М. Неформальное образование: проблемы экономики и управления. Санкт-Петербург: Знание, 1998.
4. Букина Н.Н. Развитие управления неформальным образованием взрослых в условиях модернизации. Системное управление образованием взрослых в условиях модернизации. Под редакцией А.И. Жилиной. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2000; Т. 2: 101 - 121.
5. Махлин М.Д. Особенности неформального образования взрослых как объекта управления. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Управление образованием взрослых. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2000; Т. 1, Книга 5: 144 - 152.
6. Мухлаева Т. В. Международный опыт неформального образования взрослых. Человек и образование: Академический вестник Института образования взрослых РАО. 2010; № 4 (25): 158 - 162.
7. Coombs P., Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help. Baltimore: John Hopkins Press, 1974.
8. Мацкевич В.В., Мацкевич С.А. Водолажская Т. Стандарты и стандартизация в неформальном образовании: подходы и определения. Адукатар: журнал неформального образования. 2006; № 9: 13 - 21.
9. Ноговицын В.П. Реализация личностного потенциала структурой школьного самоуправления. Педагогический журнал. 2019; Т. 9, № 5А, Ч. II: 152 - 159.
10. Волков Г.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б. Введение в этнопедагогику: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Большая медведица. Элиста: Калмыкский государственный университет, 2006.
11. Ноговицын В.П., Саввинов А.С. Проблемы подготовки высококвалифицированных кадров в Якутии. Арктика: перспективы устойчивого развития: сборник докладов участников Международной научно-практической конференции. Якутск: ГАУ «Центр стратегических исследований Республики Саха (Якутия)», 2015: 129 - 137.
12. Баишева М.И. Становление созидающего человека в этнокультурных традициях народа саха: монография. Якутск: Издательский дом СВФУ 2015.
13. Кондратьев П.П. Сатабыл Yeрээ. Дьокуускай: ИРОиПК, 2013.
14. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н., Шергина Т. А., Марфусалова В.П., Оконешникова Н.В., Борисова Т.М. Специфика подготовки тьютора-педагога для малокомплектной и кочевой школы Северо-Востока России в вузе. В мире научных открытий. 2015; № 11.1 (71): 678 - 688.
15. Чехордуна Е.П. Этнокультурные основы педагогики олонхо: монография. Киров: МЦНИП, 2013.
16. Шергина Т.А., Борисова Т.М. Особенности специфики образовательного процесса кочевых школ в условиях Севера. В мире научных открытий. 2015; № 11.1 (71): 469 - 479.
17. Этнокультурное образование в дальневосточном федеральном округе Российской Федерации: коллективная монография. Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015.
18. Золотые страницы дополнительного образования детей в Якутии: сборник статей. Якутск, 2018.
References
1. Jeffs T., Smith M.K. Using Informal Education. An alternative to casework, teaching and control. Milton Keynes: Open University Press, 1999.
2. Vershlovskij S.G. Obrazovanie vzroslyh v Rossii: voprosy teorii. Novye znaniya. 2004; № 3: 1 - 7.
3. Klimov S.M. Neformal'noe obrazovanie: problemy 'ekonomiki i upravleniya. Sankt-Peterburg: Znanie, 1998.
4. Bukina N.N. Razvitie upravleniya neformal'nym obrazovaniem vzroslyh v usloviyah modernizacii. Sistemnoe upravlenie obrazovaniem vzroslyh v usloviyah modernizacii. Pod redakciej A.I. Zhilinoj. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2000; T. 2: 101 - 121.
5. Mahlin M.D. Osobennosti neformal'nogo obrazovaniya vzroslyh kak ob'ekta upravleniya. Obrazovanie vzroslyh na rubezhe vekov: voprosy metodologii, teorii i praktiki. Upravlenie obrazovaniem vzroslyh. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2000; T. 1, Kniga 5: 144 - 152.
6. Muhlaeva T.V. Mezhdunarodnyj opyt neformal'nogo obrazovaniya vzroslyh. Chelovek i obrazovanie: Akademicheskij vestnik Instituta obrazovaniya vzroslyh RAO. 2010; № 4 (25): 158 - 162.
7. Coombs P., Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How non-formal education can help. Baltimore: John Hopkins Press, 1974.
8. Mackevich V.V., Mackevich S.A. Vodolazhskaya T. Standarty i standartizaciya v neformal'nom obrazovanii: podhody i opredeleniya. Adukatar: zhurnalneformal'nogo obrazovaniya. 2006; № 9: 13 - 21.
9. Nogovicyn V.P. Realizaciya lichnostnogo potenciala strukturoj shkol'nogo samoupravleniya. Pedagogicheskijzhurnal. 2019; T. 9, № 5A, Ch. II: 152 - 159.
10. Volkov G.N., Petrova T.N., Pan'kin A.B. Vvedenie v 'etnopedagogiku: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Bol'shaya medvedica. 'Elista: Kalmykskij gosudarstvennyj universitet, 2006.
11. Nogovicyn V.P., Savvinov A.S. Problemy podgotovki vysokokvalificirovannyh kadrov v Yakutii. Arktika: perspektivy ustojchivogo razvitiya: sbornik dokladov uchastnikov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk: GAU «Centr strategicheskih issledovanij Respubliki Saha (Yakutiya)», 2015: 129 - 137.
12. Baisheva M.I. Stanovlenie sozidayuschego cheloveka v 'etnokul'turnyh tradiciyah naroda saha: monografiya. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2015.
13. Kondrat'ev P.P. Satabyl Yer'e'e. D'okuuskaj: IROiPK, 2013.
14. Neustroev N.D., Neustroeva A.N., Shergina T.A., Marfusalova V.P., Okoneshnikova N.V., Borisova T.M. Specifika podgotovki t'yutora-pedagoga dlya malokomplektnoj i kochevoj shkoly Severo-Vostoka Rossii v vuze. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; № 11.1 (71): 678 - 688.
15. Chehorduna E.P. 'Etnokul'turnye osnovy pedagogikiolonho: monografiya. Kirov: MCNIP, 2013.
16. Shergina T.A., Borisova T.M. Osobennosti specifiki obrazovatel'nogo processa kochevyh shkol v usloviyah Severa. V mire nauchnyh otkrytij. 2015; № 11.1 (71): 469 - 479.
17. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v dal'nevostochnom federal'nom okruge Rossijskoj Federacii: kollektivnaya monografiya. Yakutsk: Media-holding «Yakutiya», 2015.
18. Zolotye stranicy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Yakutii: sbornik statej. Yakutsk, 2018.
Статья поступила в редакцию 09.09.20