Научная статья на тему 'Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника: семья и школа'

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника: семья и школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ / КОНФЕРЕНЦИЯ / КОНКУРС / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Е.Б.

Статья ориентирована на педагогов начальной школы, которые работают в условиях сельской школы. Раскрываются приемы работы с младшими школьниками по формированию базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, здоровье, труд, творчество, образование, семья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника: семья и школа»

7. URL: http://www.mykirov43.ru/botanicheskij-sad-v-kirove-opisanie-foto-is-toriya.html

8. Дежникова Н. С., Иванова Л. Ю., Клемяшова Е. М. Воспитание экологической культуры у детей и подростков : учеб. пособие. М. : Педагогическое общество России, 2001. 64 с.

9. Камакин О. Н. Воспитание экологической культуры школьников // Справочник классного руководителя. 2012. № 2. С. 4.

10. Максаковскпй В. П. Географическая культура : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998. 416 с.

11. Экологическое образование и воспитание детей. М. : ООО «Новое образование», 2010. 120 с. (Сер. «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).

Е. Б. Чиркова

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника:

семья и школа

Статья ориентирована на педагогов начальной школы, которые работают в условиях сельской школы. Раскрываются приемы работы с младшими школьниками по формированию базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, здоровье, труд, творчество, образование, семья.

Ключевые слова: педагогический процесс, воспитание личности, семейные праздники, конференция, конкурс, рефлексия.

Обучение учителей нашего поколения в вузе и наше становление как педагогов происходило в годы расцвета педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Возможно, поэтому его педагогические идеи так близки и понятны. И отношение к ученику как к субъекту воспитания, и гражданско-патриотическая направленность самого воспитания, и понимание роли семьи в воспитании детей, и деятельностный подход к процессу воспитания.

Василий Александрович считал, что «главный смысл и цель семейной жизни -воспитание детей». Но ведь и мы, педагоги, считаем воспитание детей главной задачей и смыслом нашей работы.

В своих научных трудах Василий Александрович справедливо замечал, что наибольшая результативность в воспитании ценностных ориентаций достигается при тесном сотрудничестве семьи и школы. В практике работы педагогического коллектива Павлышской средней школы, которую более 20 лет возглавлял В. А. Сухомлинский, слились две микросреды - школьная и семейная; учителя становились частью семейной микросреды как ближайшие советчики родителей в вопросах обучения и воспитания их детей, а родители учеников - частью их школьной микросреды как участники общего педагогического процесса. Эти идеи Сухомлинского мне понятны и близки, их стараюсь воплотить в жизнь в своем классном коллективе.

Влияние семьи и родительского воспитания на личность, отмечал ученый, не имеет временных границ. Оно продолжается в течение всей жизни человека. Вместе с тем есть решающий период, определяющий дальнейшую судьбу человека, когда ответственность семьи за будущее ребенка особенно велика. Это период раннего детства. Поэтому чем прочнее невидимые нити, соединяющие семью младшего школьника и школу, тем успешнее проходит процесс обучения и воспитания.

Особенностью работы на селе является то, что учитель и семьи учеников хорошо знакомы до школы, а классный коллектив маленький, поэтому стараюсь выстроить взаимодействие не только с родителями, но и с бабушками, дедушками, братьями, сестрами

и даже с дядями и тетями моих учеников. И всех их сделать своими союзниками. Большинство учащихся - дети моих выпускников. Стараюсь советоваться с родителями по самым сложным вопросам и возникающим проблемам. Так как класс небольшой, то работает не родительский комитет, а староста и его заместитель. Формы работы нетрадиционные и традиционные: родительские собрания, индивидуальные беседы. Особенно эффективными считаю индивидуальные встречи с детьми, где бывают ученик, классный руководитель и родители. Вот на таких встречах и решаем мы любой возникающий вопрос - учеба, место в коллективе, отношения с одноклассниками.

Считаю, что, работая с младшими школьниками по формированию базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, гражданственность, здоровье, труд, творчество, образование, семья, важно одновременно работать и с детьми, и с родителями.

Так, работая над формированием базовой национальной ценности «семья», на уровне представления дети на уроках и во внеурочное время получают знания о семье как ячейке общества, изучают обязанности членов семьи, семейный бюджет. Родители получают подобную информацию на родительских собраниях.

На уровне формирования отношения дети рассказывают о своих домашних обязанностях, изучают и представляют свою родословную. Пишут сочинения о маме и папе. К 9 Мая Настя с мамой готовят рассказ о дедушке - участнике Великой Отечественной войны.

На уровне деятельности: совместно дети и родители составляют бюджет своей семьи, список продуктов питания, употребляемых в пищу семьей за день, анализируют пользу продуктов и их калорийность, оценивают, насколько правильно питается семья. Совершая экскурсии в магазин ИП Шиляевой, который принадлежит родительнице одной из наших учениц, и СПК «Красное знамя», где работают еще 2 мамы, знакомимся с поставляемыми в них продуктами питания и оцениваем их; определяем состав, калорийность, срок годности самых важных продуктов питания, соотносим цены на эти продукты в разных магазинах, знакомимся с производителями.

Родион с папой готовят рассказ о продуктах питания, производимых СПК «Красное знамя», Руслан с мамой - о продукции Богородского маслозавода, Настя с мамой - о промышленных товарах, производимых в Кировской области, Егор с бабушкой - о товарах, производимых народными умельцами области.

Родители принимали активное участие в классном конкурсе на лучшее блюдо «Кухня разных народов». А еще выращивали цветы для бабушек и мам, писали стихи-поздравления к 8 Марта. Приняли участие в районном конкурсе «Мамы всякие важны», где 3 ученика стали призерами, один - победителем. Стихотворение Родиона напечатано в праздничном номере районной газеты «Заря».

Трудно представить себе сельскую семью без домашних питомцев. Изучая правила ухода за домашними животными, дети обязательно готовят рассказ о своих любимцах: кошках, собаках, кроликах, курах... Рассказывают, как ухаживают за ними. На один из таких уроков мы пригласили домашних кошек. Дети изучали их повадки и на уроках русского языка писали сочинение. А на открытом занятии представляли питомца и рассказывали о нем.

Более 20 лет провожу праздники семьи. Сейчас эти праздники приобрели форму семейных проектов, которые мы проводим ежегодно с разной тематикой: «Приглашаем на блины», «Семья - моя гордость», «Семья - моя радость», любимое блюдо семьи «Пальчики оближешь».

Стал традиционным праздник для пап «День защитника Отечества». Эта форма работы - одна из любимых в нашем классе. По типу семейных проектов проходят все классные праздники: «Праздник первого звонка», «Прощание с азбукой», «До свидания, начальная школа!» В этих праздниках принимают участие все члены семьи учеников и не только в самом празднике, как гости, родители активно работают в процессе

подготовки и проведения мероприятий. Классный руководитель готовит с детьми праздничную программу, дети выступают, оформляют подарки. Семьи в зависимости от тематики праздника предлагают игры, конкурсы, представление семьи, конкурсное блюдо, его представление, костюм и представление любимой буквы, рассказ о семье или об одном из её членов, рассказ о папах, служивших в армии, и др., родители готовят праздничный стол и вместе с детьми - конкурсы для игровой программы.

Дел хватает всем. Зато каждый на этом празднике - хозяин, а не гость. Это совершенно другая позиция и роль в коллективе, и коллектив начинает жить одной семьей, расширяется круг общения учащихся, и увеличивается аудитория зрителей. А завершается праздник рефлексией и тем, что мы благодарим друг друга за совместно проведенное время, встав в общий круг и держась за руки. Сколько добрых положительных эмоций мы передаем в это время друг другу!

Большое место в системе воспитательной работы занимает проектная, исследовательская и творческая деятельность учащихся. В ней родители принимают самое активное участие, и не только материальное.

Ежегодно семьи нашего класса становятся победителями и призерами школьных конкурсов поделок и рисунков ко Дню урожая и к Новому году.

В прошлом учебном году, выполняя проект «Природа родного края», семья Черм-ных отправилась искать следы зверей по первому снегу в район мастерских, Настя с папой - в поле, Руслан с папой изучали растения на опушке леса, Катя с мамой - березу под окном. Сколько счастливых минут пережила каждая семья, каким эмоциональным и запоминающимся стал сам процесс познания!

Во время выполнения детьми творческих проектов родители помогают делать фотографии и подбирать иллюстративный материал для оформления книжек-самоделок. В результате такой работы появляются настоящие детские книжки, которые мы издаем для чтения учениками начальной школы. В реализации практической части семейного социального проекта «Живи, родничок», приняли участие не только папа и мама, но брат и бабушка Юры. И без материальной составляющей, конечно, не обойтись. Это покупка семян, земли, инвентаря для наших классных проектов и др.

За 2 последних года ученики класса побывали в областном краеведческом музее, музее народных промыслов, у Вечного огня. В музее мороженого, в музее космонавтики. Совершили прогулку по Александровскому саду. Родители оплачивают поездки детей на окружные и региональные конференции, в этом учебном году еще и на международную.

В статье невозможно раскрыть все аспекты взаимодействия ученик - семья - учитель - школа. Какова результативность нашей совместной работы? Конечно, самые главные оценки поставит жизнь, но некоторые результаты есть уже сегодня.

1. По проведенным диагностикам: уровень сформированности классного коллектива (по О. В. Лишину) высокий.

2. Уровень воспитанности класса (по Н. П. Капустиной) высокий.

3. В классе нет детей, состоящих на учете.

4. По мнению учащихся и родителей, в классе сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны. Повысилась культура общения. Особенно отмечается дух творчества и возросшая инициативность.

5. Ученики 3-го класса (по прошлогодней нумерации) - участники, призеры и победители многочисленных конкурсов, олимпиад, соревнований разного уровня от школьного до международного. Участие в мероприятиях разного уровня позволяет обучающимся такой небольшой школы, как наша, расширить образовательное и воспитательное пространство и сформировать адекватную самооценку и ученику, и родителю, и педагогу.

Необычное событие в нашей жизни - участие в Международном конкурсе исследовательских и проектных работ школьников в городе Сочи.

Участниками второго очного этапа конкурса «Старт в науке», проводимого Российской академией естествознания, стали 460 учащихся и педагогов из России и других стран. Одновременно со школьным конкурсом проходили две международные научные конференции, научно-практическая конференция, международная выставка-презентация учебно-методических изданий, выставка образовательных технологий и услуг, профессиональный конкурс производителей высокотехнологической отечественной продукции. Мероприятия проводились в федеральном государственном автономном учреждении «ОК «ДАГОМЫС» (Управление делами Президента Российской Федерации), в одном из красивейших мест на побережье Черного моря.

Ехали в Сочи и до самого последнего момента не верили, что это не сон и что мы действительно поселимся в 4-звёздочный комплекс с бассейнами и индивидуальным пляжем. Погода замечательная, но вода в море холодная, искупаться в день заезда не удается, но зато бассейн - просто рай под открытым небом, и солнце греет по-летнему! Вечером - подготовка к выступлению.

На следующий день - поездка в горы: Красная Поляна, Олимпийская деревня, Роза Хутор, поднятие на вершину горы - Роза Пик (2320 м над уровнем моря), Зеленая планета в Лауре, Олимпийский парк с «поющим» фонтанами - впечатлений масса!

День третий - официальное открытие конференции в киноконцертном зале. И на пленарном заседании - выступление Веры Шиляевой, ученицы 4-го класса. Надо сказать, выступает она замечательно: громко, уверенно, со знанием дела. После обеда опытом своей работы на конференции учителей делится Надежда Викторовна Карловская, учитель истории и обществознания.

День четвертый. До обеда - выступление Елены Борисовны Чирковой, учителя начальных классов, на площадке учёных. После обеда - ученика 10-го класса Юрия Чиркова и ученицы 11-го класса Эллы Софоян. Их выступления отличаются четкостью, уверенностью и эмоциональностью.

Все трое учащихся получили дипломы «За лучший устный доклад» победителя заключительного очного этапа V международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», дипломы «Надежда российской науки».

Педагоги получили благодарственные письма Российской академии естествознания за руководство научной работой учащихся, дипломы руководителя - победителя конкурса, дипломы «За успехи в образовании юношества» и медали «За вклад в образование юношества».

В этот день наконец удается искупаться в море и позагорать.

Вот и отъезд. С самого раннего утра спешим на пляж, собираем красивые камешки, прощаемся с морем и бросаем в него монетки, загадав желание вернуться к морю вновь!

На обратном пути наш поезд полчаса стоял на станции Россошь, бывшей во время Великой Отечественной войны хорошо укрепленной фашистами узловой станцией. Именно эту станцию освобождал один из прадедушек Юрия Чиркова, Николай Федорович Кудрявцев. Напротив железнодорожного вокзала - памятник танковой армии, у которого мы побывали. Так поездка на конкурс подарила возможность посетить место боевых действий прадедушки, о котором Юра рассказывал.

Пишу и думаю вот о чём: ученики обычной сельской школы достойно конкурируют с обучающимися самых разных учебных заведений нашей страны и не только. Чтобы понять это, и учащимся, и педагогам надо обязательно участвовать в мероприятиях такого уровня. А чтобы такое участие состоялось, нужно приложить много усилий и ученику, и педагогу, и родителям. И конечно, верить в себя!

Мы гордимся такими учениками как Вера Шиляева - она отличница; победитель школьного этапа олимпиады по русскому языку и математике, призер - по окружающему миру; победитель районной олимпиады по русскому языку; призер - по математике; победитель среди школ Богородского района в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»; призер районного конкурса «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; победитель районного конкурса «Я выбираю жизнь» в двух номинациях; победитель школьного, участник районного и призер областного конкурса чтецов «Воинская слава»; участница областного конкурса, посвященного 30-летию РДФ; отмечена благодарственным письмом областной избирательной комиссии за участие в конкурсе «Письмо будущему Губернатору»; призер окружной конференции «Юный исследователь», победитель региональной конференции «Я познаю природу», удостоена диплома 2-й степени V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ, учащихся «Старт в науке» в номинации «Биология», проводимого Российской академией естествознания, получила приглашение принять участие во 2-м этапе конкурса «Старт в науке» - Международном школьном форуме (октябрь, г. Сочи).

Такие результаты нашей работы стабильны. Высокий уровень воспитанности класса показывали и выпускники предыдущих лет. Они тоже являлись победителями и призерами конференций и конкурсов разного уровня от школьного до международного.

Обобщая содержание статьи, можно сделать вывод о том, что деятельностный подход, выбранные формы и методы использования потенциала семьи дают положительные результаты в духовно-нравственном развитии и воспитании личности младшего школьника.

Список литературы

1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В. А. Сухомлинского. М. : Педагогика, 1991.

107 с.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Полит. лит., 1982. 270 с.

3. Русских Г. А. Изучение родного края в начальной школе // Учебное занятие де-ятельностного подхода в обучении : из опыта работы лицея № 21 города Кирова : метод. сб. / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во МЦИТО, 2017. С. 13-16.

4. Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Ч. I. Образовательные технологии : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 311 с.

Д. Е. Яковлев

Музыкальное воспитание детей: взаимодействие образовательных организаций

В данной статье раскрывается взаимодействие и взаимосвязь музыкального воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной организации и организации дополнительного образования; рассматриваются пути их сотрудничества.

Ключевые слова: взаимодействие, общее образование, дополнительное образование, становление личности, детство.

Период детства - это время открытия окружающего мира и себя, время игры, учебы, поиска смысла жизни, приобретения социального опыта. На протяжении многих веков проблема социального окружения, социального становления ребенка волновала общество.

Школа сегодня утрачивает позиции монополиста в сфере образования: переход к информационному обществу ставит перед системой общего образования задачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.