Научная статья на тему 'Музыкальное воспитание детей: взаимодействие образовательных организаций'

Музыкальное воспитание детей: взаимодействие образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Д.Е.

В данной статье раскрывается взаимодействие и взаимосвязь музыкального воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной организации и организации дополнительного образования; рассматриваются пути их сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальное воспитание детей: взаимодействие образовательных организаций»

Мы гордимся такими учениками как Вера Шиляева - она отличница; победитель школьного этапа олимпиады по русскому языку и математике, призер - по окружающему миру; победитель районной олимпиады по русскому языку; призер - по математике; победитель среди школ Богородского района в международной игре-конкурсе «Русский медвежонок»; призер районного конкурса «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; победитель районного конкурса «Я выбираю жизнь» в двух номинациях; победитель школьного, участник районного и призер областного конкурса чтецов «Воинская слава»; участница областного конкурса, посвященного 30-летию РДФ; отмечена благодарственным письмом областной избирательной комиссии за участие в конкурсе «Письмо будущему Губернатору»; призер окружной конференции «Юный исследователь», победитель региональной конференции «Я познаю природу», удостоена диплома 2-й степени V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ, учащихся «Старт в науке» в номинации «Биология», проводимого Российской академией естествознания, получила приглашение принять участие во 2-м этапе конкурса «Старт в науке» - Международном школьном форуме (октябрь, г. Сочи).

Такие результаты нашей работы стабильны. Высокий уровень воспитанности класса показывали и выпускники предыдущих лет. Они тоже являлись победителями и призерами конференций и конкурсов разного уровня от школьного до международного.

Обобщая содержание статьи, можно сделать вывод о том, что деятельностный подход, выбранные формы и методы использования потенциала семьи дают положительные результаты в духовно-нравственном развитии и воспитании личности младшего школьника.

Список литературы

1. Родчанин Е. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В. А. Сухомлинского. М. : Педагогика, 1991.

107 с.

2. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. : Полит. лит., 1982. 270 с.

3. Русских Г. А. Изучение родного края в начальной школе // Учебное занятие де-ятельностного подхода в обучении : из опыта работы лицея № 21 города Кирова : метод. сб. / авт.-сост. Г. А. Русских. Киров : Изд-во МЦИТО, 2017. С. 13-16.

4. Чернявская А. П., Байбородова Л. В., Харисова И. Г. Технологии педагогической деятельности. Ч. I. Образовательные технологии : учеб. пособие / под общ. ред. А. П. Чернявской, Л. В. Байбородовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 311 с.

Д. Е. Яковлев

Музыкальное воспитание детей: взаимодействие образовательных организаций

В данной статье раскрывается взаимодействие и взаимосвязь музыкального воспитания подрастающего поколения в общеобразовательной организации и организации дополнительного образования; рассматриваются пути их сотрудничества.

Ключевые слова: взаимодействие, общее образование, дополнительное образование, становление личности, детство.

Период детства - это время открытия окружающего мира и себя, время игры, учебы, поиска смысла жизни, приобретения социального опыта. На протяжении многих веков проблема социального окружения, социального становления ребенка волновала общество.

Школа сегодня утрачивает позиции монополиста в сфере образования: переход к информационному обществу ставит перед системой общего образования задачу

расширения масштабов межкультурного взаимодействия. В этой ситуации возрастает значимость использования различных источников информации при решении образовательных и других познавательных задач, а также формирования такого качества личности, как толерантность [3].

В то же время имеет место искажение толкования терминов «дополнительное» и «внешкольное» как вторичное, несамостоятельное, дополнительное к школе и т. д. - помощь в освоении предметов школьной программы. Отсюда ориентация не на развитие ребенка, а на количественные показатели охвата детей внеучебной деятельностью, проведение мероприятий и т. п. Такое положение дел связывается с отсутствием механизмов взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, несмотря на то что они являются элементами одной системы - системы образования детей [2].

В связи с этим актуальным становится вопрос взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования. Необходимо определить точки соприкосновения их деятельности по музыкальному воспитанию подрастающего поколения.

К функции школы относится образование подрастающего поколения на основе государственных образовательных стандартов, за реализацию которых она отвечает. Учреждение дополнительного образования организует разнообразную творческую деятельность детей и подростков, исходя из их интересов и потребностей [10]. Таким образом, взаимосвязь и взаимодополнение этих двух составляющих (госстандарта и интереса личности) налицо.

Все эти образовательные организации в настоящее время в своей педагогической деятельности преследуют цель социального и профессионального самоопределения школьника. Если школа достигает этого посредством выполнения государственного образовательного стандарта и учебных программ, то УДО - через создание условий для самообразования, самопознания, самосовершенствования и самореализацию в интересной для личности деятельности, то есть здесь знания, получаемые детьми в творческих объединениях, являются не целью, а средством при решении значимых для ребенка проблем. И если исходить из того, что знания - средство решения проблем, то образование в таком учреждении следует рассматривать как специально организованный процесс, позволяющий человеку решать социальные и личностные проблемы на основе использования как достижений, науки, техники, культуры в целом, так и музыкальной культуры в частности.

Позиция педагога учреждения дополнительного образования отличается от позиции школьного учителя своей спецификой. Организуемая работа осуществляется в непринужденной нерегламентированной обстановке, при обоюдно заинтересованном участии в ней как воспитателя, так и воспитанника. В УДО представлены разнообразные виды деятельности, создается особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности [1; 11].

В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере, наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстетические вкусы, личностные потребности. Таким образом, данное образование восходит к сократовскому принципу: «Я знаю хорошо лишь то, что умею делать».

Ребенок приходит в УДО по ряду причин. В педагогической литературе выделяются среди них следующие:

1) творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремление детей к самореализации в избранном виде деятельности;

2) познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

3) коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

4) компенсаторные потребности детей, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;

5) профориентационные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

6) досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени [5].

Педагогическая ценность УДО состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменения в потребностях и запросах подрастающего поколения. Благодаря разнообразию содержания, форм деятельности и общения интерес его приобретает новые стимулы для развития. Это особенно важно, поскольку без развития детских интересов не могут быть эффективно решены задачи формирования творческой личности.

Творческая деятельность УДО включает различные группы субъектов (дети, родители, педагоги и т. д.) с их многообразными интересами и потребностями, социальными связями и отношениями, где значительное влияние оказывают компоненты социально-культурной и природной среды, а также взаимосвязанные социальные и педагогические процессы, развивающееся межличностное взаимодействие детей, молодежи, взрослых [13].

Организуя деятельность педагогических коллективов, необходимо исходить из того, что проблема свободного времени детей может быть решена путем формирования общественно ценных интересов, создания условий для удовлетворения и дальнейшего развития, воспитания потребности и умения рационального использования своего времени на пользу себе и обществу.

В настоящее время в Московской области музыкальное образование реализуется как во всевозможных творческих музыкальных объединения в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей (Дворцах, Домах, Центрах детского творчества), так и в специализированных (школах искусств, музыкальных).

Музыкальная деятельность в силу ее эмоциональности привлекательна для ребенка. Именно музыка может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у человека эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление, эстетическое сознание. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка. Восприятие музыкальной формы предполагает активность таких умственных операций, как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного [5].

Как известно, уровень музыкального мышления у каждого воспитанника может быть разным. При этом взаимодействуют интеллектуальные, волевые и эмоциональные способности. Традиционные психические функции музыкального мышления по составляющим их компонентам имеют определенную классификацию.

1. Сенсорный компонент - ощущение и различие высоты, интенсивности и длительности звуков.

2. Ретентивный - память на высоту, интенсивность и длительность звуков.

3. Синтетический - восприятие целостных образований: мотивов, тем, ритма,

фигур.

4. Моторный - перенесение звукового образа на голос.

5. Идеативный - мысленное воображение, нахождение идейного, ассоциативного содержания музыки [6].

Анализ мотивов участия подростков территорий Московской области в деятельности различных творческих объединений показал картину, характерную и для других территорий России. В качестве преобладающих называются: интерес к конкретной деятельности (68-74%), взаимоотношения с товарищами, занятыми общим для всех интересным делом (60%), общение с педагогами внешкольного учреждения (57%), творческая работа, дающая возможность проявить себя с лучшей стороны (51%), занятия в аспекте будущей профессии (51%). Увеличилось количество детей, желающих заниматься вместе со своими семьями [9].

В настоящий момент педагоги учреждений дополнительного образования ориентированы на передачу ребенку навыков, умений в выбранной им деятельности и в его жизненном самоопределении; на рекреацию в свободное время (обеспечение ребенку психологической и эмоциональной разрядки от учебной школьной деятельности) [8].

К сожалению, лишь небольшая часть работников УДО строит свою деятельность на основе педагогических задач. Вопрос об оценке уровня развития ребенка для многих педагогов оказывается совершенно не под силу, большинство респондентов смогли дать качественные характеристики только одной трети своих воспитанников.

Большинство из опрошенных педагогов видят недостатки своей работы в том, что УДО не в полной мере отвечает запросам детей. Многие считают, что необходимо менять содержание и организационные подходы в работе с детьми и семьей, осваивать психологические методы, вводить новые, более свободные, формы деятельности, укреплять профессиональные связи между педагогами, что создает предпосылки для взаимодействия педагогических работников различных образовательных учреждений [7].

Можно обозначить следующие пути взаимодействия образовательных учреждений:

а) в области кадрового обеспечения; УДО имеют специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений (хореограф, режиссер и т. д.);

б) в области расширения содержания образовательных программ; УДО создают дополнительные образовательные программы, дополняющие государственный образовательный стандарт и расширяющие кругозор детей;

в) в области допрофессиональной подготовки; УДО организуют творческие объединения по профильным областям знаний (кружки, секции, студии и др.) и проводят досуговые мероприятия в свободное время ребенка (праздники, фестивали и т. д.);

г) в области оказания методической помощи школе; УДО консультируют школы по вопросам разработки и апробации различных воспитательных программ, реализуемых во внеурочной деятельности детей, и т. д.

Формы взаимодействия школы и УДО должны выражаться в следующем:

- проведении совместных педагогических семинаров по совершенствованию деятельности педагогических, управленческих кадров и т. д.;

- реализации совместных тематических программ, проектов, направленных на организацию эффективного взаимодействия различных детских объединений музыкального профиля;

- демонстрации успехов воспитанников на соревнованиях, смотрах, конкурсах, фестивалях и т. д. [12]

Проведенный анализ позволил сформулировать ряд концептуальных положений. Работа будет более эффективной, если ребенок (главный «заказчик» и субъект образовательного процесса) и педагогические работники (носители культурных ценностей) сориентированы к совместной работе с учетом меняющихся с возрастом интересов и потребностей воспитанников, где последние используют адекватные современным условиям формы и методы работы, содействуют гражданскому становлению личности и накоплению социального опыта межличностного общения детей в групповой деятельности.

Кроме того, эффективность данной работы будет определяться современным управлением руководителем учреждения, совершенствованием программно-методической оснащенности деятельности педагогов и обеспечением их профессиональной подготовки и повышением квалификации. Установление должного взаимодействия образовательных учреждений в границах единого территориального культурно-образовательного пространства значительно повышает качество и результаты педагогической деятельности.

Список литературы

1. Вахтеров В. П. Внешкольное образование народа. М., 1896.

2. Горский В. А., Горячев А. А., Смирнов Д. В. Проектирование комплексной программы развития взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования : учеб. пособие / В. А. Горский, Д. В. Смирнов, А. А. Горячев ; под ред. В. А. Горского ; ФГНУ Ин-т содержания и методов обучения РАО. М. ; Киров : Изд-во ВятГГУ, 2012. 162 с.

3. Демидов А. А., Смирнов Д. В. Новый вектор социального партнерства в развитии краеведения, туризма и экологического просвещения в условиях информационного общества // Вестник детско-юношеского туризма и краеведения : науч.-метод. журнал. 2013. № 3(108). С. 43-51.

4. Дополнительное образование детей : словарь-справочник / авт.-сост. Д. Е. Яковлев. М., 2002.

5. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. О. Е. Лебедева. М., 2000.

6. Интеграция основного и дополнительного образования в свете стандарта нового поколения : материалы науч.-практ. конф. / под ред. Д. Е. Яковлева, И. В. Штанько и др. М. : УЦ «Перспектива», 2011.

7. Кузнецова Н. А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. М., 2003.

8. Смирнов Д. В. Комплексное сопровождение инновационной деятельности педагога-исследователя в условиях экспериментальной площадки // Духовно-нравственное развитие школьников средствами военно-патриотического воспитания личности : сб. материалов из опыта работы педагогов в режиме экспериментальной площадки / под науч. ред.: В. А. Горский, А. Г. Волков, Д. В. Смирнов ; Учреждение РАО «Ин-т содержания и методов обучения» ; Кировский ИПК и ПРО. М. : УРАО ИСМО : Киров : Кировский ИПК и ПРО, 2011. С. 18-30.

9. Современное дополнительное образование детей: вызовы и перспективы : сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием) / под ред. Д. Е. Яковлева, Н. К. Беспятовой, И. В. Штанько. М. : УЦ «Перспектива», 2018.

11. Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель : в 2 ч. М., 1996.

12. Чарнолусский В. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб., 1909.

13. Яковлев Д. Е. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования. М., 2004.

14. Яковлев Д. Е. Становление, состояние и развитие учреждений дополнительного образования детей : монография. М. : ГОУ Педагогическая академия, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.