Образовательные технологии наука и практика
Сведения для цитирования: Башкирова, О. А. Формирование предпринимательской компетентности на учебных занятиях по праву [Текст] / О. А. Башкирова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 19-22.
УДК 372.016:34 ББК 74.266.7
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВУ
О. А. Башкирова
Сложившаяся в нашей стране социально-экономическая и политическая ситуация требует эффективного включения потенциала развития, носителем которого является молодежь. Тема молодежного предпринимательства является одной из приоритетных и широко обсуждается в связи с принятыми в конце прошлого года Основами государственной молодежной политики. В данной статье рассматривается проблема формирования предпринимательской компетентности у студентов I курса среднего профессионального образования. Автор предлагает свой вариант решения данной проблемы путем применения различных форм и методов обучения с учетом особенностей организации и проведения учебных занятий по предпринимательскому праву.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, предпринимательское право, предпринимательская компетентность, интерактивные технологии, образовательное путешествие, метод проектов, имиджевые технологии.
Профессиональное самоопределение — одна из важных проблем современного молодого человека. Но в реальной жизни после окончания колледжа у выпускников возникают большие сложности с трудоустройством и самозанятостью. Все это усугубляется низким или завышенным уровнем самооценки, пассивностью, нежеланием самостоятельно вести поиск работы, отсутствием грамотного поведения на рынке труда.
На протяжении последних лет политика российского государства в сфере образования нацелена не только на повышение качества подготовки студентов среднего профессионального образования, но и на воспитание конкурентоспособной личности, способной построить соб-
ственный бизнес [1]. Государство прикладывает немало сил, чтобы сохранить стабильность в сфере малого и среднего предпринимательства, чтобы временные ограничения — и экономические, и бюджетные — не стали, по словам Президента РФ, «преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей» [2].
В 2016 г. в ФГОС СПО по специальностям 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства», 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело» была введена новая общая компетенция «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере», направленная на формирование у студентов следующих умений:
- выявлять достоинства и недостатки ком -мерческой идеи;
- презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности;
- оформлять бизнес-план;
- рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования [3].
Но формирование данных умений, на наш взгляд, должно основываться на правовых знаниях. В примерной программе по праву для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», акцентировано внимание на изучение на первом курсе обучения основ предпринимательского права, в том числе: предпринимательство; правовые средства государственного регулирования экономики; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Также рекомендовано проведение практического занятия «Организация своего бизнеса: как стать успешным в своей стране?».
На учебных занятиях по праву по вышеуказанной теме предлагаем студентам проанализировать особенности организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, охарактеризовать физическое (юридическое) лицо как субъект права, различать хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие, заключать и расторгать гражданско-правовой договор по образцу, характеризовать отдельные виды обязательств.
На занятиях применяем интерактивные технологии. Именно интерактивная форма способствует взаимодействию студентов друг с другом и с преподавателем — это и есть «обучение в сотрудничестве» [4, с. 4]. Роль преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей учебного занятия.
Как показывает практика, в процессе подобных занятий студенты легче усваивают материал, быстрее разбираются в сути экономико-правовых процессов и явлений, запоминают и учатся правильно использовать научную и юридическую терминологию.
Основными видами интерактивных занятий являются: работа в малых группах, дискуссия, деловая игра, урок открытых мыслей. Определены и методы работы — мозговой штурм, работа с кейсами. Конечно, проведение занятий в интерактивной форме требует от нас, преподавателей,
огромной предварительной подготовки, связанной с нахождением проблемной темы и материала, вокруг которых впоследствии будет строиться теоретическое и практическое занятие.
Отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность студентов в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера-помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для каждого из участников процесса и позволяет развивать у студентов способность самостоятельно решать проблемы. Такая деятельность «характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений...» [5, с. 50].
Метод мозгового штурма используем при объяснении нового материала, повторении и закреплении. В начале занятия задаем проблемные вопросы, например: «Почему компания "Шелковый путь" образована в форме ООО? Чем характеризуется данная форма ведения бизнеса?». А в процессе урока студенты с помощью раздаточного нормативного материала отвечают на вопросы.
Предлагаем на учебных занятиях и прием «аргументы и факты», использование которого позволяет выявить имеющиеся мнения, выслушать сторонников и противников той или иной позиции, провести аргументированное обсуждение вопроса, например: «Что лучше: индивидуальный предприниматель или юридическое лицо?». При этом студенты обязательно анализируют соответствующие статьи гражданского, бюджетного, налогового, уголовного кодексов.
Применяем еще одну форму обучения — образовательное путешествие. Путешествие — это не только средство освоения мира, но и способ найти себя, обрести свое собственное «я». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает обучающимся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям. Образовательное путешествие — это всегда путешествие в отечественную или зарубежную историю, политику, экономику, социум. Оно ориентировано не столько на приобретение фактической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. К примеру, просим студентов дать характеристику предпринимательству ХУП-Х1Х веков, сравнить российских и зарубежных предпринимателей, изучить историю развития бизнеса в разных странах.
Образовательные технологии: наука и практика
Не часто, но проводим занятия в форме урока открытых мыслей. Нестандартная форма занятия позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, учесть индивидуальные особенности группы, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества студента и преподавателя. Например, студенты решают юридические задачи из судебной практики, не зная принятого судебного решения по данным гражданско-правовым искам. Особенность этой формы в том, что студенты учатся объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться и др. Также с помощью своих одногруппников они смогут построить общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить во время учебного занятия и которые, в свою очередь, вызовут вопросы и повысят интерес к предмету.
На практическом занятии по предпринимательскому праву используем метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие, в первую очередь, познавательных и коммуникативных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания. Мы считаем, что данный метод ориентирован на развитие самостоятельной деятельности студентов. На учебном занятии студенты составляют проект своего бизнеса с учетом экономических показателей и организационно-правовой формы. Часть заданий студенты выполняют предварительно в виде домашнего задания. Самые лучшие проекты заслушиваются на научно-практической конференции, посвященной Дню науки.
Особое внимание уделяем применению исследовательских методов. На наш взгляд, исследовательский метод является средством развития творческих способностей студентов и удовлетворения их потребности в активном самостоятельном поиске новых знаний. Приглашаю обучающихся в секцию научного студенческого общества «Правоведение», где у студентов формируются навыки ведения научного исследования по праву. Например, в прошлом учебном году студенты подготовили исследователь-
скую работу по теме «Правонарушения в сфере малого бизнеса и способы их предупреждения», в которой не только проанализировали причины нарушений российского законодательства в торговле, но и с помощью бизнес-навигатора попытались определить организационно-правовую форму своей будущей фирмы, рассчитать затраты и прибыль, понять, насколько тот или иной вид предпринимательской деятельности будет успешным в нашем городе.
В прошлом учебном году были апробированы имиджевые технологии. На учебных занятиях предлагаем студентам составить портреты предпринимателей прошлого и современности, сравнить формы и методы организации бизнеса, разработать шкалу успешности.
В перспективе у нас появилась возможность проведения учебных занятий по предпринимательскому праву совместно с представителями автономной некоммерческой организации г. Магнитогорска «Ассоциация предпринимателей малого и среднего бизнеса».
Ввиду небольшого количества часов, выделенных на учебную дисциплину «Право» учебным планом (22 аудиторных часа по специальности «поварское и кондитерское дело»), организую самостоятельную работу на других учебных занятиях так, чтобы студенты решали правовые задачи, связанные с предпринимательским правом. Это способствует и расширению кругозора студентов в правовой сфере, и закреплению теоретического материала. Студенты овладевают умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний в социально-правовой сфере.
Таким образом, изучение предпринимательского права на первом курсе является своеобразным фундаментом для формирования предпринимательской компетентности. Студенты приобретают навыки самостоятельного поиска правовой информации, могут использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях, в том числе и при планировании и организации своего дела.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 06.07.2007 : одобр. Советом Федерации 11.07.2007]. — Режим доступа: http://www.szrf.ru.
2. Всероссийский предпринимательский форум «Малый бизнес — национальная идея?» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1565]. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
4. Сборник кейсов, проблемных ситуаций и деловых игр по дисциплине «Предпринимательство» [Текст] : метод. указания к проведению практических занятий в активной и интерактивной форме / сост. Е. А. Ефимова. — Самара : Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2014. — 56 с.
5. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. — М. : Народное образование, 1998. — 256 с.
For citation: Bashkirova, O. A. Formation of entrepreneurial competence in educational lessons of law [Text] / O. A. Bashkirova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 4 (20). — P. 19-22.
FORMATION OF ENTREPRENEURIAL COMPETENCE IN EDUCATIONAL LESSONS OF LAW
O. A. Bashkirova
The current socio-economic and political situation in our country requires the effective integration of the development potential of young people.
The subject of youth entrepreneurship is one of the priorities and is widely discussed in connection with the Foundations of the State Youth Policy adopted at the end of last year. This article deals with the problem of formation of entrepreneurial competence among first-year students of secondary vocational education.
The author proposes his own solution to this problem by applying various forms and methods of teaching, taking into account the specifics of organizing and conducting training lessons on business law.
Key words: secondary vocational education, business law, entrepreneurial competence, interactive technologies, educational journey, project method, image technology.
References
1. Rossijskaja Federacija. Zakony. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossi-jskoj Federacii. feder. zakon: [prinat Gos. Dumoi 06.07.2007; odobr. Sovetom Federatsii 11.07.2007], available at: http://www.szrf.ru. (In Russian)
2. Vserossijskij predprinimatel'skij forum «Malyj biznes — nacional'naja ideja?», available at: http://www.kremlin.ru. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 43.02.15 Povarskoe i konditerskoe delo [prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 09.12.2016 № 1565], available at: http://www.pravo.gov.ru. (In Russian)
4. Sbornik kejsov, problemnyh situacij i delovyh igr po discipline «Predprinimatel'stvo», Samara: Izd-vo Samar. gos. ajerokosm. un-ta, 2014, 56 p. (In Russian)
5. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii, Moskva: Izd-vo Narodnoe obrazo-vanie, 1998, 256 p. (In Russian)
Башкирова Ольга Александровна, методист, преподаватель ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
Bashkirova O. A., specialist in methodological support, teacher of the Omelchenko Magnitogorsk technological college, Chelyabinsk region, Magnitogorsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Курлянова, Н. В. Педагогические средства развития творческого мышления как части процесса формирования мировоззрения [Текст] / Н. В. Курлянова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 22-28.