Тицкий Игорь Александрович
аспирант кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России
(тел.: 89034582166)
Формирован
деятельности
196
Аннотация
В статье рассматривается правовая основа деятельности местных Советов во второй половине 1960 -начале 1970-х гг. Описываются некоторые новшества в полномочиях местных Советов.
Annotation
In article is considered legal base to activity of the local councils in the second half 1960 - begin 1970-h gg. are described some innovation in authority of the local councils.
Ключевые слова: местные Советы, право, деятельность местных Советов, полномочия местных Советов, нормативные акты.
Key words: local councils, right, activity of the local councils, authorities of the local councils, normative acts.
аконодательные и иные нормативные акты являются основой деятельности государственных органов власти. Право в деятельности Советов и их органов играет важную роль, как и в любой другой сфере государственной жизни. Право призвано закрепить сложившиеся отношения, определить положение Советов и их органов как участников отношений. Право способствует развитию демократизма, упорядочиванию связи во взаимоотношениях центральных и местных государственных органов. Нормативные акты закрепляют положение местных Советов в системе государственных органов, наделяют Советы необходимыми полномочиями и определяют порядок, пути и способы их осуществления. Правовое регулирование деятельности местного Совета начинается с установления нормы определяющей и закрепляющей положение Совета в системе государственных органов.
Лепешкин А.И. отмечал, что место местных органов государственной власти в механизме советского государства определяется тем, что они являются органами народного представительства на местах и осуществляют всю полноту государственной власти в пределах своей территории в полном соответствии с полномочиями,
устанавливаемыми законами и другими актами высших государственных органов [5, а517].
Местные Советы представляли собой Нижнее звено единого государственного аппарата. Общие принципы организации деятельности были закреплены в союзной Конституции 1936 г. и перечислены в 8 главе. В Конституции РСФСР 1937 г. эти принципы были уточнены и дополнены. Так, в соответствии со ст. 77, Советы относились к государственной структуре власти: "Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, национальных округах, административных округах, районах, городах, поселках, селах (станицах, деревнях, хуторах, аулах) являются Советы депутатов трудящихся" [10]. В ст. 79 были закреплены основные функции местного Совета - руководство культурнополитическим и хозяйственным строительством на своей территории, установление местного бюджета, обеспечение охраны государственного порядка, соблюдение законов и охрана прав граждан. Ст. 83 обозначала сферу деятельности исполкомов Советов, осуществляющих руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством основе решений соответствующих Советов депутатов трудящихся и вышестоящих государственных органов. Конституция РСФСР 1937 г., определяла Советы депутатов трудящихся не только как политическую
37
основу РСФСР [3, ст.1], но и говорила о принадлежности всей власти именно Советам депутатов трудящихся [3, ст.2]. С.А. Авакьян на основе анализа законодательных норм подчеркивает, что функции местных Советов разнообразны и не формулируются в какой-либо одной специальной норме конституции, законов о Советах или других правовых актах [1, с.14].
С этим мнением соглашался и К.Ф. Шеремет, говоривший, что особенности Конституции как основного закона государства определяют особый характер конституционных норм, эти нормы основополагающие, они не могут исчерпывающим образом регламентировать правомочия местных Советов [14, с.17].
В интересах правильного и нормального функционирования государственного аппарата каждый орган государства действует в своей сфере, т.е. специализированно и дифференцированно. Сфера деятельности органа государства определяется теми функциями, которые на него возлагаются. Характер Советов как органов государственной власти и их положение в системе органов государства отражаются в функциях, ими осуществляемых [1, с.15].
Деятельность местных Советов регламентировалась большим количеством нормативных актов, которые периодически вносили уточнения в порядок их функционирования. Так, серьезное обновление законодательства произошло в 1965 - 1975 гг., когда был принят ряд важнейших документов, регулирующих различные стороны правового положения местных органов власти. В условиях хозяйственной реформы, при организации управления промышленностью и другими сферами экономики по отраслевому принципу, первостепенной задачей стало укрепление полновластия Советов как органов территориального управления.
А.А. Аимбетов, так описывал этот процесс: "В современных условиях возникли новые перспективы всемерного развития, совершенствования местных Советов и как органов государственной власти как органов общественного самоуправления. Творчески обобщая путь, пройденный Советами, партия определила закономерность их дальнейшего развития и совершенствования" [2, с. 9].
М.И. Калинин подчеркивал: "Организация власти на местах - один из кардинальнейших вопросов советского строительства" [6, с. 238]. Особое внимание к деятельности местных Советов отмечал К.Ф. Шеремет, в своей работе посвященной проблемам компетенции местных
Советов он писал: "Повышение роли местных советов в хозяйственном и социально-культурном строительстве представляет собой последовательное проведение принципа демократического централизма в нашей государственной системе" [14, с.6].
Огромное значение в деле совершенствования законодательства о местных органах власти имела коммунистическая партия. Программа КПСС принятая XXII съездом партии, определяла основные направления развития местных Советов. В Программе КПСС указано, что в ходе коммунистического строительства возрастает роль Советов, расширяются права местных Советов, которые будут окончательно решать все вопросы местного значения. Повысится роль и ответственность местных органов в управлении хозяйством, будет осуществлена дальнейшая передача ряда функций хозяйственного управления республиканскими органами -областным, областными - районным [8, с. 398,386].
Так, в постановлении ЦК КПСС от 16 ноября 1965 г. "О работе местных Советов депутатов трудящихся Полтавской области", указанно, что Советы должны осуществлять руководство путем повседневного контроля за соблюдением государственного порядка в использовании природных и трудовых ресурсов, законодательства, Устава колхоза, за правильным использованием земель и угодий, сохранностью техники, за своевременным выполнением колхозами и совхозами производственных планов и своих обязательств перед государством. Участие Советов в развитии местной промышленности, определялось оказанием влияния на работу неподведомственных предприятий. Советы обязаны осуществлять действенный контроль за соблюдением социалистической законности и правопорядка, обеспечивать охрану общественной и личной собственности, защиту прав граждан, проводить борьбу с преступностью, уделять больше внимание благоустройству и застройке населенных пунктов, организации жилищного, культурно-бытового, дорожного строительства, развитию бытового обслуживания, улучшению работы больниц, детских учреждений, предприятий культурно-бытового обслуживания населения [12, с. 395].
В соответствия с решениями XXIII съезда партии ЦК КПСС 8 марта 1967 г. принял постановление "Об улучшении работы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" [13, с.347-350]. В нем определялись конкретные меры по активизации всей деятельности сельских и поселковых Советов в хозяйственном и
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)
социально-культурном строительстве, решении вопросов местного значения, по усилению их влияния на развитие экономики колхозов, предприятий местной промышленности и службы быта.
В материалах XXIII съезда КПСС, по этому поводу сказано следующее: "Советские законы, воплощая в себя проверенные жизнью нормы социалистического правопорядка, являются выражением воли всех трудящихся. Они проникнуты заботой о народе и надежно оберегают наш строй, интересы и права советских граждан" [7, с. 77].
Для определения содержания законов о районных и городских Советах особое значение имело постановление ЦК КПСС от 5 марта 1971 г. "О мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" [11, с. 345-353]. В нем подчеркивалось, что районные и городские Советы призваны усилить внимание к вопросам комплексного развития хозяйства районов и городов, правильной специализации и размещения промышленных и
сельскохозяйственных предприятий, максимального использования местных ресурсов для расширения производства и повышения его эффективности. Намечались пути усиления роли местных Советов и выполнения широкой программы по ускоренному развитию сельского хозяйства. В частности, в постановлении указывалось, что районные Советы и их исполкомы должны активно участвовать в разработке планов развития
сельскохозяйственного производства, обеспечивать контроль за деятельностью колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, вести решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительством в использовании земли, государственных и колхозных средств, с проявлениями местничества и иждивенческих настроений.
Конкретные полномочия каждого звена системы местных Советов более подробно определены Указами Президиума Верховного Совета СССР, специальными законами, принятыми союзными и автономными республиками. Обратимся к нормативным актам, это и Указы Президиума Верховного Совета СССР: "Об основных правах и об основных обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" (1968 г.), "Об основных правах и обязанностях городских и районных в городах Советов депутатов трудящихся" (1971 г.), "Об основных правах и обязанностях районных
советов депутатов трудящихся" (1971 г.), а также изданные на их основе законы союзных и автономных республик.
И в соответствии с прямым указанием XXIV съезда КПСС, - подчеркивает С.А. Авакьян, -Верховный Совет СССР 20 сентября 1972 г. принял Закон СССР "О статусе депутатов Советов депутатов трудящихся в СССР", многие нормы которого регламентируют правовое положение, формы деятельности депутатов местных советов и ее гарантии" [1, с. 3-6].
РФ. Васильев, указывал, что в решениях партийных органов дан глубокий анализ деятельности Советов, определенны меры по совершенствованию работы Советов. Партия указывает конкретные пути дальнейшего развития органов народной власти [9, с. 4].
Права Советов, в том числе в таких важных сферах, как координация работы предприятий, учреждений и организаций вышестоящего подчинения и контроль над ней, были значительно расширены. Советы Министров союзных республик приняли постановления о дополнительной передаче многих вопросов в компетенцию исполкомов областных, краевых, районных и городских Советов. Кроме этого, укрепилась материально-финансовая база местных органов власти и управления, в их непосредственное ведение перешло большое число предприятий и учреждений, обслуживавших местное население, но находившихся ранее в подчинении вышестоящих органов.
В результате проведенных мероприятий деятельность местных Советов значительно активизировалась. Более широким и разнообразным стал круг вопросов государственного, хозяйственного и социальнокультурного строительства, решаемых на сессиях Советов и заседаниях их исполнительных комитетов. Усилилось влияние местных органов государственной власти и управления почти на все стороны общественной жизни в пределах соответствующих административнотерриториальных единиц [4, с. 38].
Характерной особенностью новейшего законодательства о Советах является то, что оно не ограничивается установлением их властных полномочий в области "хозяйственных" отношений с неподчиненными предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на подведомственной Советам территории, - взаимоотношений по использованию материальных и трудовых ресурсов, развитию производства и т. п. Особенностью деятельности местных Советов является, как уже говорилось
39
выше, ее многоотраслевой характер. Эти органы полномочны почти во всех сферах хозяйственной и социально-культурной жизни [1, стр. 220].
Как видно процесс совершенствования законодательства о местных Советах развивался очень активно и был ознаменован принятием комплекса важных законов и подзаконных актов. Связанно это с тем фактом, что деятельность местных Советов богата по содержанию и многообразна в своем проявлении, и соответственно требует детального законодательного отражения своих полномочий. Необходимо отметить, что в дальнейшем, полномочия местных Советов продолжали уточняться и дополняться.
1. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности местных Советов. М., "Юрид. Лит.", 1974.
2. Аимбетов А. А. и др. Проблемы совершенствования организации и деятельности местных Советов, Алма-Ата, 1976.
3. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики от 21 января 1937 г.
4. Лазарев Б. М. Аппарат управления общенародного государства. М., 1978.
5. Лепешкин А. И., Ким А. И. и др. Курс советского государственного права т. 2, М., 1962.
6. Калинин М. И. Вопросы советского строительства. М., Госполитиздат, 1958.
7. Материалы XXIII съезда КПСС, Политиздат, 1966.
8. Материалы ХХИ съезда КПСС. М., Политиздат, 1961.
9. Васильев P.Ф. Правовые акты местных советов, М., 1975.
10. Собрание Узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, 01.03.1937 г. N 2.
11. Справочник партийного работника. Вып.
11, М., Политиздат,1971.
12. Справочник партийного работника. Вып. 6. М., Политиздат, 1966.
13. Справочник партийного работника. Вып. 7, М., Политиздат, 1967.
14. Шеремет К. Ф. Компетенция местных Советов, изд-во МГУ, 1968.
___________________________________________40
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)