Научная статья на тему 'Эволюция местных органов власти в советском государстве в период от союзной Конституции 1977 г. До распада СССР (правовой аспект)'

Эволюция местных органов власти в советском государстве в период от союзной Конституции 1977 г. До распада СССР (правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1781
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОН / ГРАЖДАНЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Упоров И. В., Голубихина Н. В.

В статье раскрываются тенденции законодательного развития в советском государстве института местных Советов народных депутатов в последние тринадцать лет его существования. Анализируются соответствующие нормы Конституции СССР 1977 г., Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и других правовых актов. Отмечается, что в результате эволюции местные Советы так и не трансформировались в местное самоуправление, хотя некоторые шаги в этом направлении сделаны были.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция местных органов власти в советском государстве в период от союзной Конституции 1977 г. До распада СССР (правовой аспект)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х

целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» //[Электронный ресурс], URL: http://www.regionz.ru/mdex.php?ds=498640 (дата обращения 14.02.2017г.)

4. Кудрявцева Л.В. К вопросу об объектах права муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий. /В сборнике: Актуальные проблемы современной науки. IV Международная научно-практическая конференция. Выпуск 4. Том III. 2015. С. 79 - 80.

5. Кудрявцева Л.В. Правовое регулирование в сфере оказания санаторно-курортных услуг //Здоровье населения - основа процветания России: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23-24 апреля 2015г.); филиал РГСУ в г.Анапе. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2015. - С.142.

6. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Особенности муниципального регулирования туристической деятельности. //Общество и право. 2014. №4 (50). С.31.

7. Кудрявцева Л.В., Афисов В.В. Проблемы решения вопросов местного значения в сфере туризма на примере Краснодара. //Пробелы в российском законодательстве. 2015. №1. С.105.

8. Кудрявцева Л.В.Социально-правовые проблемы оказания санаторно-курортных услуг. /В сборнике: Актуальные направления научных исследований начала ХХ!века сборник научных трудов. Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество»; под общей редакцией О.П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2015. С.123.

9.Рябченко Е.А. Жилищное право / Е.А. Рябченко. -М.: Литера,2015. - с.432.

© Трапезарова В.С., Кудрявцев Е.А., 2017

УДК 342

И.В. Упоров

д.и.н., к.ю.н., профессор, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия E-mail: [email protected] Н.В. Голубихина

к.ю.н., доцент, Краснодарский университет МВД России,

г. Краснодар, Россия E-mail: [email protected]

ЭВОЛЮЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В ПЕРИОД ОТ СОЮЗНОЙ КОНСТИТУЦИИ 1977 Г. ДО РАСПАДА СССР (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Аннотация

В статье раскрываются тенденции законодательного развития в советском государстве института местных Советов народных депутатов в последние тринадцать лет его существования. Анализируются соответствующие нормы Конституции СССР 1977 г., Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г. и других правовых актов. Отмечается, что в результате эволюции местные Советы так и не трансформировались в местное самоуправление, хотя некоторые шаги в этом направлении сделаны были.

Ключевые слова

Местные Советы, советское государство, конституция, закон, граждане, государственная власть, местное

самоуправление

Принятая в 1977 г. Конституция СССР [1] действовала вплоть до распада СССР в 1991 г., при этом в период «перестройки», точнее, в последние ее годы (1988-1990 гг.) в Основной закон страны было внесено

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

немало изменений. Однако в части регулирования местных органов власти длительное время конституционные положения оставались стабильными. В «брежневской» Конституции СССР в целом акцент был сделан на развитии демократических основ в данной сфере общественных отношений (конечно, по отношению к «сталинской» Конституции СССР 1936 г.). Как отмечал С.А. Авакьян еще в 1980 г., «новый Основной Закон следует принципу преемственности и главное внимание уделяет основополагающим началам статуса местных Советов. В частности, усилена характеристика государственно-властной природы Советов, она отражает их ответственность за всестороннее развитие подведомственной территории, в ней значительно расширены их возможности по отношению к предприятиям, учреждениям и организациям вышестоящего подчинения, тем самым повышен авторитет местных органов власти. В этом плане Конституция СССР отразила общую тенденцию в правовом регулировании деятельности местных Советов, характерную для новейшего законодательства об этих органах власти» [2, с. 89]. В соответствии с Конституцией 1977 г. и в развитие соответствующих общесоюзных актов 3 августа 1979 г. были утверждены в новой редакции Законы РСФСР «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» и «О районном Совете народных депутатов РСФСР». Эти акты стали правовой основой для деятельности местных Советов применительно к условиям советского общества конца 1970-х - начала 1980-х годов [3, с. 389].

В ст. 146 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что «местные Советы народных депутатов решают все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, проводят в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководят деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского и общесоюзного значения, вносят по ним свои предложения. Местные Советы народных депутатов руководят на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждают планы экономического и социального развития и местный бюджет; осуществляют руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивают соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; содействуют укреплению обороноспособности страны» [1]. Согласно ст. 148 «местные Советы народных депутатов принимают решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, союзной и автономной республики. Решения местных Советов обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами»[1]. Кроме того, в конституции закреплено положение о том, что исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов являлись избираемые ими из числа депутатов исполнительные комитеты. Исполнительные комитеты не реже одного раза в год должны были отчитываться перед избравшими их Советами, а также на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства граждан. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов были непосредственно подотчетны как Совету, их избравшему, так и вышестоящему исполнительному и распорядительному органу (ст. 149, 150).

В отличие от прежних общесоюзных конституций, регулирование вопросов деятельности местного управления стало более лаконично. Однако в Конституции РСФСР 1977 г. [4] объем регулирования данных вопросов заметно больше. Так, согласно ст. 137 к местным Советам относились Советы на уровнях от сельского населенного пункта до субъекта РСФСР. Все они именовались органами государственной власти. В соответствии со ст. 143 «местные Советы народных депутатов, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов, имеют право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству» [4]. Как видно, по прежнему реализуется «государственная» теория местного самоуправления с непременной для советского государства вертикалью власти снизу доверху. Вместе с тем имеется и новелла, которая заключалась в том, что отмена решений нижестоящих Советов может быть только «в случае несоответствия этих актов законодательству» - ранее такой оговорки не было. Мы полагаем, что тем самым институт советского местного самоуправления пусть не быстро, но все же эволюционировал в сторону «общественной» теории местного самоуправления.

На рубеже 1980 г. усиленное внимание уделялось вопросам общественного территориального

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

самоуправления. Его правовую основу составляли нормативные акты, принятые Президиумом Верховного Совета РСФСР и местными исполнительными органами. Так, 3 сентября 1985 г. Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил специальное Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР [5]. Тогда стали говорить и писать о системе социалистического самоуправления народа. Отмечалось, в частности, что самоуправление трудящихся в Советах и общественных организациях, в республиках и на местах, а также в трудовых коллективах являются составными частями единой системы социалистического самоуправления народа [6, с.130]. Однако потенциал этой системы явно ограничивался рамками командно административной системы.

Тем не менее с провозглашением перестройки в 1985 г. речь шла о восстановлении и обогащении «применительно к современным условиям» ленинской концепции самоуправления. Инициативу в этом процессе взяла на себя КПСС. Иного варианта в тот момент и быть не могло, так как КПСС лишь одна являлась организованной политической силой. Июльский (1988 г.) пленум ЦК КПСС предложил подготовить в 1989 г. проект закона о местном самоуправлении и местном хозяйстве. Эта идея была воспринята юридической общественностью неоднозначно, благо тогда уже пошел процесс расширения гласности и плюрализма. Высказывались, в частности, опасения, можно ли в едином акте одинаково полно закрепить функционирование структур в различных сферах общественной жизни. Однако основное пока не подвергалось сомнению. Предлагалось, в частности, подчеркнуть главную мысль о двойственной природе Советов как местных органов государственной власти и как организационно-политических центров местного самоуправления [7, с. 81]. Здесь нельзя не отметить того, что в литературе конца 1980-х гг. была обозначена проблема социально-правовой природы местного самоуправления, которая и до настоящего времени вызывает научные дискуссии.

В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР высказался за повышение роли Советов как фундамента самоуправления народа. Под лозунгом «Вся власть Советам!» 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» [8]. Согласно ему система местного самоуправления включала в себя местные Советы, органы территориального общественного самоуправления населения, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Однако этим Законом местные Советы еще не были выведены из системы органов государственной власти. В нем, скорее всего, отражалась распространенная в советском обществе теория, согласно которой Советы воплощали два начала: органов государственной власти и местного (народного) самоуправления.

В этом законе в ст. 1 впервые дается понятие местного самоуправления: «Местное (территориальное) самоуправление в СССР - это самоорганизация граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы» [8]. Система местного самоуправления включала местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления могли быть сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Подчеркивалось, что органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными организациями и движениями, создают условия для реализации каждым гражданином СССР конституционного права на участие в управлении государственными и общественными делами.

Согласно ст. 3 Закона «основным звеном в системе местного самоуправления являются местные Советы народных депутатов как представительные органы власти. На своей территории Советы координируют деятельность всей системы местного самоуправления». В ст. 4 устанавливались основные принципы местного самоуправления: волеизъявления народа через Советы народных депутатов, местные референдумы и иные формы непосредственной демократии; законности; самостоятельности и независимости Советов народных депутатов, их ответственности за решение вопросов местного значения;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

защиты прав и законных интересов граждан; выборности Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности населению; гласности и учета общественного мнения; сочетания местных и государственных интересов.

Указывалось далее, что граждане, проживающие на соответствующей территории, непосредственно решают важнейшие вопросы местного значения, избирают органы местного самоуправления, принимают решения об их роспуске в соответствии с законами союзных и автономных республик (ст. 5). Согласно ст. 6 «органы местного самоуправления первичного территориального уровня наделяются настоящим Законом, законами союзных и автономных республик собственной компетенцией. Компетенция устанавливается с учетом возможности ее самостоятельной реализации на данном уровне и не может быть изменена иначе как законом» [8]. При этом местные Советы народных депутатов различных уровней были вправе по взаимному соглашению перераспределять между собой отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства с учетом местных демографических, территориальных, экономических условий и национальных особенностей; передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления. К компетенции краевых, областных Советов народных депутатов могли быть отнесены полномочия по организации на договорных началах хозяйственного и социально-культурного обслуживания районов и городов, проведению межтерриториальных мероприятий, финансовому содействию сбалансированности местных бюджетов в установленных законом случаях, оказанию методической помощи и обеспечению законности в осуществлении местного самоуправления.

Закон определял далее, что местные Советы народных депутатов образуют свои органы, определяют их полномочия в соответствии с законами Союза ССР, союзных и автономных республик, самостоятельно устанавливают структуру и штаты. Решения местных Советов народных депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, принятые в пределах своей компетенции, являлись обязательными для исполнения соответственно нижестоящими Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами.

Впервые в законе достаточно четко регулировались гарантии местного самоуправления. Так, согласно ст. 25 решения местного референдума по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления законами союзных и автономных республик, были обязательными для соответствующих Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления, всех организаций и граждан на данной территории. Решения местных Советов народных депутатов, принимаемые в пределах полномочий, установленных настоящим Законом, другими законами Союза ССР, союзных и автономных республик, являлись обязательными для исполнения всеми расположенными на подведомственной территории предприятиями (объединениями), организациями, учреждениями, кооперативами, общественными организациями и их органами, должностными лицами и гражданами. Разногласия, возникающие между местными Советами народных депутатов различных уровней по вопросам изменения их компетенции, рассматривались в порядке, устанавливаемом законами союзных и автономных республик.

В целом в литературе Закон СССР 1990 г. справедливо расценивается как нормативно-правовой акт нового поколения, хотя и сохранивший такой атрибут социалистического строя, как государственная собственность на средства производства. Тем не менее впервые в советский период местное управление получило значительную самостоятельность по сравнению с предшествующим периодом. Однако указанному Закону СССР суждена была недолгая жизнь в условиях «парада суверенитетов» и обострения внутриполитической ситуации - фактически он так и не вступил в действие ввиду распада самого СССР, а вопросы местной власти в РСФСР к тому времени уже стали регулироваться Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г., в котором институт местного самоуправления уже достаточно приближен к действующему в России ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Список использованной литературы:

1. Конституции СССР 1977 г. М.: Политиздат, 1977.

2. Авакьян С. А. Правовое регулирование деятельности Советов. М.,1980. С. 89.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Сырых В. М. История государства и права. Советский и современный периоды. М., 1999. С. 389.

4. Конституции РСФСР 1978 г. М.: Политиздат, 1978.

5. Положение об общих собраниях, сходах граждан по месту жительства в РСФСР от 3 сентября 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 36. Ст. 1269.

6. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи. М., 1987. Т. 2. С. 130.

7. Краснов М. А. Местное самоуправление: государственное или общественное? // Советское государство и право. 1990. № 10. С. 81.

8. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Свод законов СССР. 1990. Т. 1. Ст. 267.

© Упоров И.В., Голубихина Н.В., 2017

УДК 628.4.02

Шамбер Ольга Юрьевна

студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ.

E-mail: [email protected] Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович старший преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуализация законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Анализируется внедрение новой модели обращения с твердыми коммунальными отходами.

Ключевые слова

федеральное законодательство, твёрдые коммунальные отходы, системы обращения с ТКО

«Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии» - именно так говорится в статье 42 Конституции Российской Федерации [1]. Исходя из этого, в целях реализации конституционных прав граждан в сфере экологии, а именно, в законодательстве, связанном с отходами, необходимо, чтобы был прописан чёткий механизм с конкретными действиями, который даст наглядный положительный пример для дальнейшей работы. Можно отметить, что изменение законов активно помогает процессу создания наиболее цивилизованной системы по обращению с отходами производства и потребления.

Само по себе понятие твердых коммунальных отходов введено сравнительно недавно, и, в соответствии с нормами федерального закона, к ним относятся: «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд...» [2]. Данное определение также несет ряд вопросов, одним из которых является отнесение тех или иных категорий отходов к ТКО. Например, отходы, образующиеся во дворах жилых домов (смет от уборки территорий, обрезка деревьев в летний период и т.д.), в соответствии с данной формулировкой, относится к ТКО не будут, при этом управляющим компаниям придется дополнительно организовывать уборку территорий от вышеназванных отходов и, скорее всего, это будет реализовано в виде дополнительных платежей и сборов.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ «О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.