Научная статья на тему 'Формирование правовой культуры подростков средствами гуманитарных дисциплин'

Формирование правовой культуры подростков средствами гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ / ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катышева Елена Николаевна

В статье дается описание целей, содержания, этапов и процедурных характеристик предлагаемой автором модели обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированной на формирование правовой культуры подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой культуры подростков средствами гуманитарных дисциплин»

132 "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

данского долга, к добросовестным отношениям с государством. Помощником в этом могут стать методики, активизирующие наиболее рациональные формы развития духовных и интеллектуальных способностей [5].

Забота о высоком уровне культуры уплаты налогов сыграет немалую роль в формировании образа правопослушного налогоплательщика и укреплении правового государства, что послужит фактором снижения налоговой преступности, обеспечения полных налоговых сборов в бюджеты различных уровней.

Литература

1. Радугин А. А. Философия: курс лекций. М., 1997. С. 238.

2. Культурология / под ред. Г. В. Драча. Ростов н/Д, 2001. С. 7-16.

3. Толкушкин А. В. История налогов России. М., 2001. С. 192.

4. Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б. Основы философии науки. Ростов н/Д, 2005. С. 61.

5. Войтов А. Г. История и философия науки. М., 2005. С. 166.

L. N. MIROSHNICHENKO. TAX LIABILITIES AS ONE OF FUNCTIONS OF SOCIAL CULTURE

Analyzing the questions of social culture the author suggests the methods of formation of tax culture for members of society from childhood.

Key words: income tax of a physical person, social culture, tax culture.

E. H. КАТЫШЕВА

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

в статье дается описание целей, содержания, этапов и процедурных характеристик предлагаемой автором модели обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированной на формирование правовой культуры подростков.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание подростков, обучение социально-гуманитарным дисциплинам.

Подростковый возраст недаром называют трудным: большинство преступлений, совершенных подростками, имеет возрастную моти-вационную специфику на почве озорства, ложно понятой романтики и проч. Нередко правонарушения бывают вызваны стремлением к самоутверждению, подражанием мнимым авторитетам. Психологическая ломка переходного возраста, не-сформированность устойчивой нравственной позиции, неверная трактовка явлений действительности, подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подобных противоправных деяний [1]. Лишь при определенном уровне развития правовой культуры личности можно выстроить поведение молодежи в законопослушном русле. Этим объясняется необходимость формирования правовой культуры именно в подростковом возрасте.

Активное усвоение правовых ценностей и норм, стандартов правового поведения вводит данный срез общественной культуры в сферу интересов личности и снижает опасность деформаций правосознания. Изучение социально-гуманитарных дисциплин играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей [2]. Содержание таких учебных предметов, как обществознание, история, литература, граждановедение и основы пра-

вовых знаний, обладает высоким потенциалом для формирования правовой культуры подростков. Однако если подготовка учащихся недостаточна и неглубока, носящее формальный характер знание не преобразуется в истинно ценное и не выступает действительным регулятором поведения. В сознании субъектов, не умеющих сопрягать полученные знания с практикой жизненных ситуаций, не складывается единой системы понятий, формируются искаженные, ложные представления [3].

Мы предлагаем модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам, обеспечивающую повышение уровня правовой культуры подростков. Согласно этой модели, путь к достижению цели делится на три этапа: диагностико-мотива-ционный, практико-ориентированный и самопроектный.

Целью диагностико-мотивационного этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков. Его задачи:

- диагностика имеющегося социального опыта и сферы актуальных интересов подростков в правовой сфере;

- демонстрация значимости правовых знаний, раскрытие личностных и социальных целей овладения ими;

- актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт;

№ 5 (34), 2009

жизнь Юга России"

-133

- закрепление установки на положительное отношение к законопослушному поведению.

Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей (выясняются мнения по правовым вопросам, отношение к праву и практике его применения, правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций).

Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей, при которой отчасти решается и задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права.

Цель практико-ориентированного этапа -ознакомление с правовыми знаниями и умение применять их - предполагает:

- создание условий для овладения базовыми правовыми знаниями, понимания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права (в том числе на примере конкретных жизненных ситуаций, в которые бывают вовлечены люди);

- формирование умения применять усвоенные правовые знания в различных обстоятельствах;

- расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в моделируемых правовых ситуациях, осуществлять выбор вариантов на пути правозаконных действий;

- усиление положительной мотивации к законопослушному поведению.

Для подростков очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать в реальных жизненных обстоятельствах [4]. По этой причине на втором этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего оптимально сочетать теоретический и практический аспекты обучения [5]. Подготовительная работа педагога заключается в отборе и структурировании содержания образования. При этом необходимо обеспечивать направленность материала на актуальные для школьников проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых наиболее характерны нарушения различных правовых предписаний.

Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, чему также уделяется внимание в процессе передачи

знаний. Это предполагает разработку и применение соответствующего дидактического инструментария.

Самопроектный этап состоит в освоении умений:

- осуществлять самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях;

- проектировать свое поведение сообразно правовым нормам.

На этом этапе важна организация индивидуальной, парной и групповой работы. В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного поведения закрепляются предметно-рефлекторные связи и отношения. Можно выделить несколько позиций характеристики подростка как участника таких тренингов:

- каким он видит самого себя;

- каким он видится другим;

- каков он есть в действительности.

Упражнения в рамках разыгрываемой ситуации формируют умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развивают навыки партнерства, упрочивают готовность к сотрудничеству.

Прохождение перечисленных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл повторяется: расширяется освоение содержания образовательной программы (согласно учебным планам), усложняются методы работы, используемые педагогами.

Мы полагаем, что результатом такого подхода к организации обучения будет высокий уровень правовой культуры подростков: знание правовых норм, принятие человеческих ценностей, закрепленных этими нормами, и готовность действовать в соответствии с требованиями закона.

Литература

1. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. СПб., 2003. С. 464.

2. Концепция образовательной области «Обще-ствознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя общество-знания / сост. Т. И. Тюляева. М., 2003. С. 183-196.

3. Катышева Е. Н. Мониторинг формирования правосознания подростков в общеобразовательной школе // Дни науки социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Сочи, 2009. С. 74.

4. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. СПб., 2005. С. 298.

5. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М., 2006. С. 237.

YE. N. KATYSHEVA. FORMATION OF TEENAGERS' LEGAL CULTURE BY MEANS OF LIBERAL ARTS

The article deals with the description of aims, content, stage and procedural issues of the author's model of training of social-liberal arts, oriented on the formation of teenagers' legal culture.

Key words: legal culture; teenagers' law consciousness; training of social-liberal arts.

^ "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (34), 2009

А. Л. СИДОРЕНКО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПАМЯТЬ» И «МНЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» В ОБЩЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

в статье рассматривается корреляция понятий «память» и «мнемическая способность» в общей и музыкальной педагогике.

Ключевые слова: мнемические способности, операционные и функциональные механизмы памяти.

Строгого разделения понятий «память» и «мнемические способности» долгие годы не существовало по целому ряду причин. Память чаще всего рассматривали как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации, не характеризуя сущность его психических механизмов. Кроме того, само понятие способностей соотносили с деятельностью субъекта, а не с функциями познания. Специалисты указывают, что исследования собственно мнеми-ческих способностей начались во второй половине ХХ века, после работ А. А. Смирнова [1].

Эти способности рассматривали как основу мнемической активности и мнемической деятельности, без участия которой невозможен мнеми-ческий результат.

Развертывание мнемической деятельности проявляется как тенденция от непосредственного запоминания к опосредованному, от запечатле-ния к запоминанию, от кратковременной памяти к долговременной. Ее становление происходит в опоре на функциональные и операционные механизмы как их взаимодействие [2]. Основное условие для полноценного запоминания музыки - углубленное понимание произведения, особенностей его структуры, формообразования. Другими словами, это базис синтеза информации, ее «присвоения», превращения в «свою».

Можно выделить следующие характеристики продуктивности мнемических способностей: производительность, количество запомненного и воспроизведенного материала, т. е. объем памяти; скорость запоминания и воспроизведения; качество, точность запоминания и воспроизведения; надежность, прочность, вероятность быстрого и точного запоминания и воспроизведения.

Развитие познавательных способностей в онтогенезе связано с появлением в их структуре операционных механизмов - способов преобразования информации для того, чтобы понять ее, запомнить и сохранить. В музыке это осуществляется как поиск сходных и близких мелодий, тональностей, построений, из которых требуется выбрать единственно верный способ запоминания.

Появление операционных механизмов в структуре мнемических способностей имеет принципиальное значение и, по Л. С. Выготскому, может быть названо социогенезом высших форм поведения [3].

Некоторые пути освоения запоминаемого материала не требуют значительной его обработки на перцептивном уровне (выделение опорного пункта, группировка, ассоциация, установление последовательностей). Более сложные (аналогия, систематизация, структурирование) могут совершаться при доминирующей мыслительной обработке. Баланс между требованиями соответствующих видов деятельности и наличным уровнем способностей личности достигается как разрешение внутриструктурных противоречий. Он обусловлен наличием связи между структурой мнемических и других познавательных способностей, увеличением объема памяти через образование дополнительных ассоциаций. Иными словами, работа по запоминанию есть развитие памяти.

Российский психолог и педагог А. Л. Готсдинер выделил четыре этапа развития музыкального восприятия, каждый из которых соответствует определенным возрастным стадиям (возрастным группам).

К низшим он отнес стадии сенсомоторного научения и перцептивных действий. На сенсомо-торной стадии, формирующейся на первом этапе жизни, музыка воспринимается нерасчлененно, аморфно. Стадия перцептивных действий характеризуется возникновением активных встречных движений, направленных на обследование предмета, а также появлением голосовых реакций. Это зачатки слуховой дифференциации, эмоциональный отклик на ладовые, ритмические, динамические особенности мелодии.

Две вышеназванные стадии люди проходят в период дошкольного детства. Две другие стадии - образование эстетических моделей и эвристическую - А. Л. Готсдинер причисляет к высшим. На соответствующем этапе в памяти человека запечатлеваются алгоритмы музыкальных произведений, жанровые дефиниции, средства музыкальной выразительности. Он запоминает и научается обобщать отрывки из музыкальных сочинений, у него появляется индивидуальное оценочное отношение к воспринимаемой музыке. Завершение стадии эстетических моделей обычно приходится на конец младшего школьного возраста. Наступление эвристической стадии характеризуется появлением способности предвосхищать, предугадывать дальнейшее развертывание музы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.