Научная статья на тему 'Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин'

Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПОДРОСТОК / ОБУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / SENSE OF JUSTICE / A TEENAGER / LEARNING AND SOCIAL-HUMANITARIAN SCIENCES / PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катышева Елена Николаевна

В статье предлагается модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированного на формирование правосознания подростков. Дается описание содержания, этапов и процедурных характеристик модели. Автор рассматривает процесс обучения как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of legal awareness of teenagers by means of social science and humanies

The article considers a learning model of social and humanitarian sciences, based on the formation of legal awareness of adolescents. The description of the contents, stages and procedural characteristics of the model are given. The author examines the process of learning as the opportunity to prevent juvenile delinquency

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин»

Е. Н. Катышева

(Сочи)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

В статье предлагается модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированного на формирование правосознания подростков. Дается описание содержания, этапов и процедурных характеристик модели. Автор рассматривает процесс обучения как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних

Первые элементы правовой культуры человек осваивает в самом раннем возрасте, приобретая навыки поведения, представления из сказок, в ролевых играх, формируя хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [5]. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие правосознания. Обоснуем необходимость формирования правосознания именно в подростковом возрасте, проанализировав характеристики данного этапа жизни человека.

Стержневой особенностью личности в подростковом возрасте выступает чувство взрослости - специфическое новообразование самосознания, его структурный центр. Это чувство у подростков выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание их социальной активности, проявляющейся в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки уже способны понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда они сами свободно и ответственно делают этот выбор [4, с. 418]. Особое значение и смысл обретают для подростков обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно - в подростковой субкультуре.

Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростков во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Отроков в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками, общение с ними, а не сама учебная деятельность [4, с. 416].

Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др. склонны даже выделять общение в особую сферу жизни подростков, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений [3, с. 95]. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.

В отличие от младших школьников подростки уже обладают багажом знаний и жизненного опыта, позволяющим осуществлять рефлексию, обобщение и соотнесение его с существующими теориями, а затем применять полученные знания на практике [6, с. 81]. Правовые представления и нравственные понятия подростков, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улиц, неблаговидных поступков взрослых могут быть ошибочными, искаженными.

Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, неверно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда могут намеренно развивать у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживать положительные [3, с. 86-88].

Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам [1]. Психологическая ломка переходного возраста, не-сформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа данного возрастного этапа.

Перечисленные характеристики подросткового периода составляют ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правосознания именно в этом возрасте:

1) готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения;

2) актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов;

3) опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.

Теперь перейдем к описанию того, каким образом необходимо организовывать процесс обучения социально-гуманитарным дисциплинам, чтобы он обеспечивал формирование высокого уровня правосознания подростков.

Изучение основ социально-гуманитарных наук играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей. Содержание таких учебных дисциплин, как обществознание, история, литература, граждановедение и основы правовых знаний, обладает высоким потенциалом для формирования правовой культуры подростков. Однако зачастую оказывается, что знания учащихся неглубоки, обрывочны, «мертвы» - носят формальный характер и не преобразованы в субъективные ценности, не выступают действительными регуляторами поведения, подростки не умеют сопрягать правовые знания с практикой жизненных ситуаций, в их сознании не складывается единой системы понятий, формируются искаженные и ложные представления.

Согласно мнению координатора гражданского образования в Санкт-Петербурге

Н. И. Элиасберг [7, с. 12], предлагаемый для 8-9 классов образовательный стандарт по обществоведению явно недостаточно учитывает социальные потребности выпускников основной школы, перегружен понятийным аппаратом, что может на практике сделать курс обществоведения академичным, излишне теоретизиро-ванным, оторванным от реалий жизни. Разработчики «Концепции образовательной области «Обществознание» - рабочая группа под руководством Л.Н. Боголюбова [2, с. 188] - полагают, что нужно усилить материал, направленный на профилактику опасных для общества и личности явлений, в частности преступности.

Мы предлагаем модель обучения социальногуманитарным дисциплинам, целью которой является формирование высокого уровня правосознания подростков. На пути достижения ге-

неральной цели можно выделить три этапа: ди-агностико-мотивационный, практико-ориенти-рованный и самопроектный.

Подготовительная работа педагога при реализации данной модели заключается в отборе и структурировании содержания обучения социально-гуманитарным дисциплинам. При этом необходимо обеспечивать направленность учебного материала на актуальные для подростков проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых подросткам наиболее свойственны нарушения различных правовых предписаний.

Целью первого - диагностико-мотивацион-ного - этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков и формирование мотивации к овладению правовыми знаниями и умениями.

Задачи первого этапа:

- диагностика правосознания, имеющегося социального опыта и актуальных интересов подростков в правовой сфере;

- демонстрация значимости правовых знаний и умений, раскрытие личностных и социальных целей овладения правовыми знаниями;

- актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт.

Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей.

Анкетирование подростков дает возможность выявить знания учащихся и умения ими пользоваться; систему оценок и мнений по правовым вопросам, т.е. оценочных отношений к праву, практике его исполнения и применения; а также правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций.

Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей. При этом также отчасти решается задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права.

Цель второго - практико-ориентированного

- этапа - формирование правовых знаний и умений применять их на практике.

На данном этапе решаются задачи:

- создание условий для овладения учащимися базовыми правовыми знаниями, для понимания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права, в том числе на примере конкретных

жизненных ситуаций, свойственных данному возрасту;

- формирование умений применять усвоенные правовые знания в различных практических ситуациях; расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в правовых ситуациях, осуществлять выбор вариантов законопослушного поведения в моделируемых ситуациях;

- формирование положительного отношения к законопослушному поведению.

Подросткам очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать в реальных жизненных обстоятельствах. Поэтому на данном этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.

Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, поэтому формированию положительных правовых чувств в процессе усвоения знаний также уделяется внимание. Это предполагает разработку и применение дидактического инструментария, способствующего возникновению и многократному подтверждению положительных переживаний по поводу соблюдения правовых норм, вследствие чего соответствующие правовые чувства закрепляются в психике подростка, становясь частью его личности.

Третий - самопроектный - этап в качестве цели предполагает формирование у подростков готовности осуществлять самопроектирование законопослушного поведения (в моделируемых ситуациях).

В число задач этапа входят:

- формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях;

- формирование умений составлять программы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение сообразно правовым нормам.

На данном этапе используются приемы организации индивидуальной, парной и групповой работы. В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного поведения и упражнению в нем в рамках разыгрываемых правовых ситуаций складываются предметно-рефлекторные отношения. В этом сложном процессе даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение подростков: сам подросток, каков он есть в действительности; подросток, каким он видит самого себя; подросток, каким он видится другим, и те же самые три позиции, но со стороны другого подростка. При этом у учащихся формируется умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развиваются навыки партнерства, формируется готовность к сотрудничеству.

Реализация данных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл этапов повторяется. С каждым новым учебным годом расширяется освоение содержания образования (согласно учебным планам) и усложняются методы работы, применяемые педагогами.

Использование богатого потенциала процесса обучения социально-гуманитарным дисциплинам расширяет возможности общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, традиционно являвшейся прерогативой таких школьных работников, как социальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, а также привлекаемых в школу специалистов подразделений по делам несовершеннолетних и т.д.

Мы полагаем, что результатом такого подхода к организации обучения социально-гуманитарным дисциплинам будет высокий уровень правосознания подростков, выражающийся не в знании правовых норм, не в определенных чувствах по поводу тех или иных правовых явлений, а в слившихся воедино знаниях и чувствах, образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний.

Литература

1. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. -СПб., 2003. - 752 с.

2. Концепция образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя обществознания : справочно-методическое пособие / Сост. Т. И. Тюляева. - М.: Астрель ; АсТ, 2000. - С.183-196.

3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 431 с.

5. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. // Методология и методы социальной психологии. - М., 1981. - С.201-214.

6. Соболева О. Б. Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 220 с.

7. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. - 2004. - №3. - С.10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.