Е. Н. Катышева
(Сочи)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
В статье предлагается модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам, ориентированного на формирование правосознания подростков. Дается описание содержания, этапов и процедурных характеристик модели. Автор рассматривает процесс обучения как возможность профилактики правонарушений несовершеннолетних
Первые элементы правовой культуры человек осваивает в самом раннем возрасте, приобретая навыки поведения, представления из сказок, в ролевых играх, формируя хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [5]. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходит интенсивное обогащение и развитие правосознания. Обоснуем необходимость формирования правосознания именно в подростковом возрасте, проанализировав характеристики данного этапа жизни человека.
Стержневой особенностью личности в подростковом возрасте выступает чувство взрослости - специфическое новообразование самосознания, его структурный центр. Это чувство у подростков выражает их новую жизненную позицию по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание их социальной активности, проявляющейся в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Работа с подростками показывает их высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки уже способны понять и принять значение выбора как элемента современной культуры, когда они сами свободно и ответственно делают этот выбор [4, с. 418]. Особое значение и смысл обретают для подростков обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно - в подростковой субкультуре.
Потребность быть и считаться взрослым тесно связана с потребностью в самоутверждении, что побуждает подростков во всех поступках ориентироваться на мнение товарищей. Отроков в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками, общение с ними, а не сама учебная деятельность [4, с. 416].
Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова и др. склонны даже выделять общение в особую сферу жизни подростков, считая, что общение существует как специфическая деятельность, в которой происходит реализация чувства взрослости, усвоение социально-моральных норм отношений [3, с. 95]. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника.
В отличие от младших школьников подростки уже обладают багажом знаний и жизненного опыта, позволяющим осуществлять рефлексию, обобщение и соотнесение его с существующими теориями, а затем применять полученные знания на практике [6, с. 81]. Правовые представления и нравственные понятия подростков, формирующиеся под влиянием случайных обстоятельств, дурного влияния улиц, неблаговидных поступков взрослых могут быть ошибочными, искаженными.
Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, неверно понимая и оценивая отдельные качества личности, стремясь к независимости и самостоятельности, неумело пытаясь проявить свою волю, некоторые подростки иногда могут намеренно развивать у себя те качества, которые объективно являются отрицательными, и изживать положительные [3, с. 86-88].
Подростковый возраст недаром называют «трудным». Большинство преступлений и правонарушений, совершенных подростками, имеет возрастную мотивационную специфику: эти деяния совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам [1]. Психологическая ломка переходного возраста, не-сформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа данного возрастного этапа.
Перечисленные характеристики подросткового периода составляют ряд причин, обуславливающих необходимость формирования правосознания именно в этом возрасте:
1) готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения;
2) актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов;
3) опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.
Теперь перейдем к описанию того, каким образом необходимо организовывать процесс обучения социально-гуманитарным дисциплинам, чтобы он обеспечивал формирование высокого уровня правосознания подростков.
Изучение основ социально-гуманитарных наук играет особую роль в процессе усвоения подростками образцов поведения, социальных норм и ценностей. Содержание таких учебных дисциплин, как обществознание, история, литература, граждановедение и основы правовых знаний, обладает высоким потенциалом для формирования правовой культуры подростков. Однако зачастую оказывается, что знания учащихся неглубоки, обрывочны, «мертвы» - носят формальный характер и не преобразованы в субъективные ценности, не выступают действительными регуляторами поведения, подростки не умеют сопрягать правовые знания с практикой жизненных ситуаций, в их сознании не складывается единой системы понятий, формируются искаженные и ложные представления.
Согласно мнению координатора гражданского образования в Санкт-Петербурге
Н. И. Элиасберг [7, с. 12], предлагаемый для 8-9 классов образовательный стандарт по обществоведению явно недостаточно учитывает социальные потребности выпускников основной школы, перегружен понятийным аппаратом, что может на практике сделать курс обществоведения академичным, излишне теоретизиро-ванным, оторванным от реалий жизни. Разработчики «Концепции образовательной области «Обществознание» - рабочая группа под руководством Л.Н. Боголюбова [2, с. 188] - полагают, что нужно усилить материал, направленный на профилактику опасных для общества и личности явлений, в частности преступности.
Мы предлагаем модель обучения социальногуманитарным дисциплинам, целью которой является формирование высокого уровня правосознания подростков. На пути достижения ге-
неральной цели можно выделить три этапа: ди-агностико-мотивационный, практико-ориенти-рованный и самопроектный.
Подготовительная работа педагога при реализации данной модели заключается в отборе и структурировании содержания обучения социально-гуманитарным дисциплинам. При этом необходимо обеспечивать направленность учебного материала на актуальные для подростков проблемы и явления, на разрешение жизненных ситуаций, в которых подросткам наиболее свойственны нарушения различных правовых предписаний.
Целью первого - диагностико-мотивацион-ного - этапа является определение уровня сформированности правосознания подростков и формирование мотивации к овладению правовыми знаниями и умениями.
Задачи первого этапа:
- диагностика правосознания, имеющегося социального опыта и актуальных интересов подростков в правовой сфере;
- демонстрация значимости правовых знаний и умений, раскрытие личностных и социальных целей овладения правовыми знаниями;
- актуализация и систематизация имеющихся правовых знаний с опорой на жизненный опыт.
Диагностика правосознания осуществляется при помощи анкетирования подростков и учителей.
Анкетирование подростков дает возможность выявить знания учащихся и умения ими пользоваться; систему оценок и мнений по правовым вопросам, т.е. оценочных отношений к праву, практике его исполнения и применения; а также правовые установки, организуемые в систему ценностных ориентаций.
Обсуждение итогов диагностики правосознания учащихся заканчивается постановкой целей. При этом также отчасти решается задача мотивации: некоторые вопросы анкеты дают подросткам возможность задуматься о себе, своих качествах, своем поведении, о том, как оценивают их окружающие; формируется познавательный интерес учащихся к вопросам права.
Цель второго - практико-ориентированного
- этапа - формирование правовых знаний и умений применять их на практике.
На данном этапе решаются задачи:
- создание условий для овладения учащимися базовыми правовыми знаниями, для понимания подростками сущности правовых явлений, типичных противоречий и коллизий в сфере права, в том числе на примере конкретных
жизненных ситуаций, свойственных данному возрасту;
- формирование умений применять усвоенные правовые знания в различных практических ситуациях; расширение спектра социальных ролей, связанных с умением ориентироваться в правовых ситуациях, осуществлять выбор вариантов законопослушного поведения в моделируемых ситуациях;
- формирование положительного отношения к законопослушному поведению.
Подросткам очень важно «проигрывать», «проживать» те поведенческие модели, которые они уже освоили на когнитивном и эмоциональном уровне, но не могут еще использовать в реальных жизненных обстоятельствах. Поэтому на данном этапе целесообразно применение метода кейсов, позволяющего установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Активное законопослушное поведение и готовность к нему зиждутся не только на знании и понимании права, но и на принятии правовых норм, положительном отношении к ним, поэтому формированию положительных правовых чувств в процессе усвоения знаний также уделяется внимание. Это предполагает разработку и применение дидактического инструментария, способствующего возникновению и многократному подтверждению положительных переживаний по поводу соблюдения правовых норм, вследствие чего соответствующие правовые чувства закрепляются в психике подростка, становясь частью его личности.
Третий - самопроектный - этап в качестве цели предполагает формирование у подростков готовности осуществлять самопроектирование законопослушного поведения (в моделируемых ситуациях).
В число задач этапа входят:
- формирование умений осуществлять рефлексию, самодиагностику, самоанализ и самооценку своего поведения в моделируемых правовых ситуациях;
- формирование умений составлять программы развития себя как участника правовых отношений, проектировать свое поведение сообразно правовым нормам.
На данном этапе используются приемы организации индивидуальной, парной и групповой работы. В ходе совместной деятельности подростков по освоению законопослушного поведения и упражнению в нем в рамках разыгрываемых правовых ситуаций складываются предметно-рефлекторные отношения. В этом сложном процессе даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение подростков: сам подросток, каков он есть в действительности; подросток, каким он видит самого себя; подросток, каким он видится другим, и те же самые три позиции, но со стороны другого подростка. При этом у учащихся формируется умение выражать свою точку зрения и понимать точку зрения других, развиваются навыки партнерства, формируется готовность к сотрудничеству.
Реализация данных этапов осуществляется в течение учебного года, на следующий учебный год цикл этапов повторяется. С каждым новым учебным годом расширяется освоение содержания образования (согласно учебным планам) и усложняются методы работы, применяемые педагогами.
Использование богатого потенциала процесса обучения социально-гуманитарным дисциплинам расширяет возможности общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, традиционно являвшейся прерогативой таких школьных работников, как социальные педагоги, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, а также привлекаемых в школу специалистов подразделений по делам несовершеннолетних и т.д.
Мы полагаем, что результатом такого подхода к организации обучения социально-гуманитарным дисциплинам будет высокий уровень правосознания подростков, выражающийся не в знании правовых норм, не в определенных чувствах по поводу тех или иных правовых явлений, а в слившихся воедино знаниях и чувствах, образовавших убеждение и субъективную уверенность в истинности и разумности приобретенных знаний, готовности действовать в соответствии с требованиями правовых предписаний.
Литература
1. Еникеев М. И. Общая, социальная и юридическая психология. -СПб., 2003. - 752 с.
2. Концепция образовательной области «Обществознание» (история, обществоведение, география, экономика) // Настольная книга учителя обществознания : справочно-методическое пособие / Сост. Т. И. Тюляева. - М.: Астрель ; АсТ, 2000. - С.183-196.
3. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 431 с.
5. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. // Методология и методы социальной психологии. - М., 1981. - С.201-214.
6. Соболева О. Б. Использование личного социального опыта старшеклассников при обучении обществознанию : дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 220 с.
7. Элиасберг Н. И. Петербургская модель гражданско-правового образования // Право в школе. - 2004. - №3. - С.10-12.