Bibliography
1. Pidkasisty, P.I. Independent activity of students. - Moscow: Pedagogy, 1972.
2. Leontiev, A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M.: Politizdat, 1975.
3. Volkov, A.M. Activity: structure and regulation. Psychological Analysis / A.M. Volkov, Y.V. Mikadze, G.N. Solntseva. — Moscow: Moscow State University Press, 1987.
4. Kustov, L.M. The research activities of engineer-teacher: fundamentals of educational theory. — Chelyabinsk: BSF IPRO, 1995.
5. Sukhovienko, E.A. Information technology of pedagogical diagnostics in education: theory and practice: monograph / E.A. Sukhovienko. — Chelyabinsk: Publishing house South Ural, 2005.
6. Shchedrovitskii, G.P. System of Educational Research (Methodological Analysis) // Pedagogy and Logic. — M.: Castalia, 1993.
7. Melnichenko, Y.I. Student-centered approach to organizing the independent work of students using Internet resources: Thesis. ... Cand. Ped. Science. — Kazan, 2008.
Статья поступила в редакцию 04.03.11
УДК 378:78
Petelina E.A. THE MUSICAL ABILITIES OF AN INDIVIDUAL AND THEIR MANIFESTATIONS IN MUSICAL ACTIVITY. The author of the research enlarges on the issue of developing musical abilities in regard to specific individual and psychological aspects of personality which manifest themselves in cognitive psychological processes. The study emphasizes the significance of the main components of musical abilities as well as the artistic and creative potential which predetermines the professional musician's formation.
Key words: musical abilities, sensation, perception, attention, conception, ear for music, imagination, memory, mentality.
Е.А. Петелина, доц. ВГПУ, г. Воронеж, E-mail: lemononline@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор исследования раскрывает проблему развития музыкальных способностей, рассматривая их как специфические индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются в форме познавательных психических процессов. В работе подчёркивается значение основных составляющих музыкальных способностей, а также творческо-креативного потенциала без которого невозможно становление музыканта-профессионала.
Ключевые слова: музыкальные способности, ощущение, восприятие, внимание, представление, музыкальный слух, воображение, память, мышление.
Проблема способностей как признают ученые (С.М. Год-ник, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, М. Цыпин, В.Д. Шадриков и др.) является трудной и далеко неоднозначной в психологии и педагогике. Способности В.Д. Шадриков определял как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации какой-либо деятельности [1]. Однако, говоря о способности, необходимо сказать об одаренности, которая представляет собой высокий уровень нескольких способностей, определяющий диапазон деятельности, в которой субъект может достичь успехов. Одаренность, как заметили Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, П. Торренс и др. пересекается с понятием интеллекта и предстает в двух видах: интеллектуальной и творческой. Одаренность является основой развития музыкальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор [2]. В.Д. Шадриков отмечает, что важнейшим вопросом современной психологии представляется «установление взаимосвязи и отношений психической функции одаренности и способности» [1]. С. Л. Рубинштейн рассматривает психологические функции как «продукт продолжительного анализа», выделяющего различные психические процессы, соотнесенные с окружающим миром, т.е. с предметами, их сущностью, свойствами, отношениями, качествами [3]. Одаренность определяет «более синтетические комплексные свойства личности», сложившиеся в результате разделения труда. Другими словами одаренность характеризуется синтетичностью, а способностям присущи аналитичность и конкретность (соотнесенность к условиям конкретной деятельности).
Музыкальные способности и задатки есть свойства: первые - функциональных систем, вторые - компонентов этих систем. Поэтому необходимо говорить только о системном развитии тех компонентов в музыкальной одаренности, которым эти свойства присущи. Отсюда следует, по мере форми-
рования системы, будут меняться ее свойства, которые определяются компонентами системы и их связями.
Указывая на локальный характер отдельных свойств, Б.Л. Яворский связывает способности с личностью музыканта, с его культурой в целом. Структура любой способности сложна и многогранна, не все ее компоненты развиваются одинаково и одновременно, так как имеют разную природу. Следовательно, только «своеобразная иерархия этих структур, наличие богатых компенсаторных механизмов» [4] определяют в каждом отдельном случае содержание способности и пути ее формирования. Рассмотрим содержание музыкальных способностей.
В музыкально-педагогической практике музыкальные способности рассматриваются как специфические индивидуально-психологические свойства личности, которые реализуются в форме познавательных психических процессов (Э.Б. Абдуллин, А.Л. Готсдинер, Г.С. Тарасов, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин, В.Д. Шадриков и др.). К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, музыкальный слух, воображение, память, мышление, чувство ритма, музыкальность и др.
Ощущение - это процесс, в котором происходит отражение отдельных свойств музыкального явления и который связан с практической деятельностью человека. Ощущение звука отражает в сознании его характеристики - высоту, силу, тембр, длительность, а также аффективные эмоциональные переживания («грустно», «приятно», «торжественно» и т.д.).
Восприятие - процесс построения целостного отражения в сознании музыкального явления, на который оказывают влияние прошлый музыкальный опыт субъекта, его мотивы и задачи деятельности, установки, интересы, мировоззрение, эмоциональное состояние. Восприятие не отвечает музыкальным ощущениям одномоментно, а развивается во времени и пространстве. Постижение сущности восприятия музыкального явления связано с двумя типами классификации восприятия.
Первый основан на множестве анализаторов, в соответствии с которыми различают слуховые, осязательные, кинестезические, зрительные восприятия. Другим классификационным признаком является форма существования материи в качестве основы для восприятия — пространство, время, движение.
В музыкальной деятельности выраженность восприятия музыкальной действительности определяется трехуровневой иерархической системой сенсомоторных, перцептивных и интеллектуальных действий. Сенсомоторные действия обеспечивают слуховые, зрительные, осязательные ощущения, а также первичные познавательные процессы при непосредственном воздействии физических раздражителей (звучащей музыки, нотного текста) на рецепторные поверхности органов чувств. Посредством перцептивных действий осуществляется переход от ощущений к восприятию элементов музыкальной предметности (фактурных, ладовых, мелодических, ритмических, тембровых, динамических особенностей музыкального языка произведения). В результате интеллектуального действия в сознании музыканта формируются разномасштабные музыкальные представления, связанные с познанием морфологии, синтаксиса и семантики музыкального языка произведения. Сообразно иерархии соподчиненных масштабновременных уровней музыкальных построений различают и масштабно-временные уровни слуховых представлений — от интонации и мотива, фразы и предложения до формы в целом.
Внимание — процесс настройки обучающегося на восприятие и воспроизведение музыкального явления. Динамическая сторона внимания проявляется в степени направленности на объект музыкальной деятельности с целью обеспечения адекватно необходимого времени для успешного решения поставленной задачи. В этом случае внимание можно рассматривать как систему контроля и самоконтроля музыкальной деятельности и как способность глубоко концентрироваться на какой-либо музыкальной проблеме в течение длительного времени. Различают несколько видов и свойств внимания. Непроизвольное внимание, наиболее прочно и генетически обусловленное, связано с неожиданностью, яркостью, новизной и т.д. В музыкальной деятельности субъект невольно обращает внимание на: фальшивую ноту, неверную интонацию, неожиданное forte, крик вместо пения, неожиданную паузу — остановку и другие отклонения от нормы. Произвольное внимание связано с волевым усилием, совершаемым с целью выполнения определенной задачи. Оно не передается по наследству, а формируется в процессе обучения. Прочтение нотного текста, выявление артикуляционных, аппликатурных особенностей, исполнительский анализ, темп, динамика, стиль и т.д. требуют осознанного, избирательного, сосредоточенного внимания, которое развивается в процессе обучения музыки. Послепро-извольное внимание связано с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на музыкальном явлении. Этот тип внимания не требует волевых усилий, работа идет вдохновенно в силу ценности изучаемого музыкального материала и соответствует внутреннему состоянию человека, а также связи с общей направленностью личности.
Представление — способность создавать слуховой образ музыкального явления, который возникает путем воспроизведения его в памяти или воображении на основе предшествующего музыкально-эстетического опыта (музыкально-слуховых ощущений, восприятий). Для человека представление важно как условие, обеспечивающее анализ многоголосной ткани произведения и выбор опорных сигналов по их значимости. Звучание любого произведения (кроме одноголосных мелодий) обладает всеми тремя измерениями пространства: глубиной (расслоение на функционально разнородные планы), вертикалью (дифференциация линий по высотнорегистровому положению), горизонталью (время, необходимое для развертывания музыкальной формы-процесса) [5].
Музыкальный слух — способность человека воспринимать, представлять и воспроизводить высоту музыкальных слухов [6]. Различают абсолютный слух (способность узнавать и воспроизводить высоту отдельного звука без относительно другого известного звука) и относительный музыкальный
слух (способность узнавать и воспроизводить высоту отдельного звука путем сравнения с другим известным звуком). Музыкально-слуховые представления являются основой гармонического, тембро-динамического, внутреннего слуха.
Внутренний слух понимается как особая способность «к представлению и переживанию музыки вне опоры на внешнее звучание» [7]. В процессе накопления музыкального опыта (музыкальной деятельности) внутренний слух постоянно развивается, «эволюционируется», прогрессирует от первичных представлений (Е. Эфрусии, И.Т. Назаров) через «произвольное» оперирование музыкально-слуховыми представлениями (Б.М. Теплов) до музыкальной деятельности, связанной с музыкальным воображением (С. Л. Рубинштейн). Без музыкального внутреннего слуха и представлений невозможно подобрать по слуху мелодию, аккомпанемент, мысленно без инструмента проиграть нотный текст и т.д.
Гармонический слух - это способность воспринимать качество созвучий и характер их связи, а также создания музыкального образа с помощью одновременных сочетаний нескольких звуков. Он базируется как развитых предшествующим опытом музыкальных представлениях и проявляется в процессе музыкальной деятельности. Гармонический слух различает три стороны музыкальных представлений. К двум сторонам - восприятию «характера звучания вертикали» (Ю.Н. Тюлин) и восприятию ладовой функций аккордов необходимо добавить третью сторону - эмоциональнохудожественную, без которой, как правило, слуховые представления музыкального явления бывают неполными.
Разнообразное, целенаправленное движение гармонии, красочное гармоническое сочетание звуков вертикали, модулирование, смысловая связь меняющихся тональностей еще не дают полного представления музыкального образа, необходимо прочувствовать тембро-динамическую характеристику звучащего музыкального произведения. Проявление музыкально-слуховых представлений в отношении тембра и динамики обычно называют «тембро-динамическим слухом» (Г.М. Цыпин). Музыкальная действительность предстает перед слушателем в огромном тембро-динамическом многообразии музыкальных инструментов, голосов и их сочетаний. Способность слышать тембровые оттенки вокалистов, хора, инструментов, ансамбля, оркестра и т.д. позволяет субъекту интерпретировать звуки в художественно-эстетических целях, создавать желаемый музыкальный образ, воплощать в жизнь замысел и идеи автора и исполнителя. Создание в процессе музыкальной деятельности тембро-динамических коллизий музыкального явления есть проявление художественноэстетической категории искусства.
Воображение - способность создания музыкальных явлений посредством перестройки, переработки предшествующего опыта, трансформации интеллектуальных и музыкально-эстетических представлений. Воображение является базисом творчества, при этом оно детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных, интеллектуальных, музыкальных, педагогических и других процессов, подчеркивая их творческую природу, нередко предвосхищая результаты соответствующей деятельности: «эмоционального предвосхищения» (А.В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (П.И. Зинченко), «двигательной активности» (Н.А. Бернштейн).
Воображение необходимо отличать от мышления, восприятия, памяти. Основным содержанием мышления являются понятия, которые обобщают и опосредуют познание музыкально-художественного мира, а воображение раскрывает мир в конкретно-образных формах в виде ярких представлений. Нельзя забывать и того, что образы, возникающие в воображении, достаточно отдалены от реальности (в восприятии, напротив, проявляется непосредственное воздействие действительности) и возникают независимо от воздействия объекта на органы чувств. Память всегда восстанавливает прошлое, которое уже прочувствовано. Воображение связано и с прошлым, и с настоящим, и с будущим.
Музыкальное воображение синтезирует внутрислуховые представления, использует весь технический и художественный потенциал для воплощения художественного замысла музыкального произведения. Оно всегда забегает вперед, упреждает и, тем самым, направляет исполнителя к созданию музыкального образа.
Память - это одно из необходимых проявлений музыкальных способностей в плодотворной музыкальной деятельности личности. Музыкальная память - это способность приобретать впечатления музыкальной действительности, а также запоминать, узнавать и воспроизводить музыку без нот путем закрепления, сохранения и, главное, обязательного использования человеком своего музыкального опыта. Индивидуальные особенности памяти могут проявляться через способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (моторика, ловкость пальцев, уверенная координация левой и правой руки и т.д.). Двигательная память служит основой для быстрого и уверенного освоения музыкальных инструментов, развития навыков и автоматического непроизвольного запоминания музыкального произведения.
Практически одновременно с двигательной памятью формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых чувственных музыкальных эмоциональных состояний, то есть эмоциональных реакций на познание огромного и содержательного мира человеческих чувств (Б.М. Теплов). Эмоциональная память - это опыт музыкального переживания, сохраненный, узнаваемый и воспроизведенный как в сознании человека, так и в реальном творчестве. Она сигнализирует о том, как удовлетворяются наши музыкальные интересы и потребности во взаимоотношениях с окружающим миром.
В формировании музыкального образа огромную роль играет слуховая память. У музыканта дифференциация слуховой памяти достигает поразительно высокого уровня: она фиксирует звуковысотность ( в том числе абсолютную память звука); тембр голоса, музыкальных инструментов, различных тембровых сочетаний; лад; ритм; метр; жанр; стиль эпохи, композитора; содержание музыкального произведения, музыкального образа, структуры и т.д. Осязательную память можно назвать в известном смысле профессиональным подвидом памяти музыканта, так как без нее невозможна не только исполнительская деятельность, но даже просто обучение игре на музыкальном инструменте.
Зрительная память позволяет распознать живой, созданный звуком образ, который начинается, как отмечает Г.М. Коган, с чтения нот с листа. Та застывшая музыка, которая написана на листе нотной бумаги, не зазвучит без включения зрительной памяти. Она дает возможность представить нотный текст музыкального произведения, клавиатуру, вообразить графическое, пространственное изображение музыкального произведения, цветовое решение создаваемого образа. Однако, зрительная память - это не только знаковое (символическое) изображение музыкального образа, но и тот зрительный ассоциативно-памятный ряд, из которого вырастает слышимая звуковая музыкальная панорама.
Музыкальное мышление - процесс, отражающий в сознании обобщение и переосмысление художественноэстетический впечатлений и взаимодействия человека с явлениями музыкальной действительности. Первоосновой музыкального мышления выступает интонационное восприятия сущности музыки, с помощью которого раскрываются средства музыкальной выразительности, понимается содержание музыкальной композиции, стиля автора, исполнителя, эпохи. Музыкальное мышление позволяет рассмотреть не только внешнюю сторону предмета - чувственное восприятие, но и рассмотреть сущностные внутренние связи и отношения, закономерности развития. Мышление как вид деятельности совершается сознательно регулируемыми интеллектуальными операциями - сравнением, анализом, синтезом, абстракцией, обобщением, конкретизацией и протекает в определенных (единичных, частных, общих) формах - понятиях, суждениях, умозаключениях. Мыслительные действия дают возможность
понять логику организации разнородных звуковых структур, находить сходство и различие, устанавливать взаимосвязи и на основе суждения вырабатывать понятия, что позволяет познать музыкальную действительность более глубоко, чем через чувственный опыт.
В процессе развития мышления преобразование музыкальной действительности в сознании музыканта происходит неравномерно, выявляя разные грани мышления. В этом случае можно выделить: инструментальное, гармоническое, линеарное, полифоническое, креативное, латеральное и др. мышление.
Инструментальное мышление. Музыкальный инструмент (точнее, способ звукообразования) оказывает огромное влияние на становление музыкального мышления и долгое время доминирует в осознании, оказывая влияние на создание музыкального образа. Например, у баянистов и аккордеонистов мышление более абстрагировано и синтезировано (специфика инструмента - кварто-квинтовое построение левой клавиатуры, связанное с функциональностью Т, S, D и готовые аккорды), что позволяет быстрее подбирать по слуху и т.д. У пианистов музыкально-слуховые представления более целостные, красочные. Ладовые функции не сводятся к «трем аккордам», а растекаются во всем многообразии аккордовых последовательностей. У пианистов следует также отметить заметное равновесие гармонического и линеарного мышления.
Гармоническое мышление. Преобладают аккордовофункциональные музыкально-слуховые представления, когда каждый музыкальный звук связан с определенной ладовой функцией. Гармоническое мышление чаще проявляется у баянистов, аккордеонистов, гитаристов.
Линеарное мышление проявляется в четких ощущениях, восприятии и воспроизведении последовательного движения звуков - мелодии, которая господствует над гармонией. Заметно преобладание мелодического, линеарного мышления у вокалистов, скрипачей.
Полифоническое мышление отличается ощущением самостоятельности и равновесия голосов, выстроенных в определенной ладовой системе. Специфика восприятия и отзывчивости заключается в понимании логики полифонического развития музыки. «Эмоциональные реакции на полифоническую музыку зависят от системы развития интеллектуальных качеств, ибо сложность слухового восприятия и воспроизведения полифонической фактуры требует дополнительной понятийной ориентировки в изучаемом музыкальном материале» [8].
Становление музыканта невозможно без развития его творческо-креативного потенциала. Под креативностью понимают творческие возможности человека и его способность проявлять значимую творческую активность. Креативность является сущностным человеческим фактором, проявляющимся в мышлении, чувственности, волнении, и выступает как творческая составляющая во всех сферах человеческой деятельности. Большое влияние на развитие креативности оказывает личностные качества индивида: любознательность, эмоциональность, музыкальность, способность конкретизировать и т.д. Среди выделенных факторов креативного музыкального мышления особое место занимают:
- доминирующая чувствительность к музыкально-эстетическим проблемам (способность выбелить проблему);
- беглость музыкального мышления, идей;
- музыкально-ассоциативная беглость (количество музыкальных, культурологических аналогий, синонимов, метафор и т.д.);
- спонтанная гибкость (способность переноса музыкальной практики и опыта в теорию и наоборот);
- адаптивная гибкость к разным музыкальным стилям (нешаблонное мышление);
- оригинальность (способность менять музыкальнослуховые представления о музыкальном произведении и интерпретировать его по-новому).
В современных условиях содержание творческой деятельности характеризуется качественными показателями: действенностью, интенсивностью, уровнем, устойчивостью, ши-
ротой. Последний показатель «широта» продуцирует новые идеи, ломает стереотипы, разрабатывает старые схемы. Мышление «вширь» — латеральное мышление ( лат. Lateralis — боковой) — не отражает только нужные подходы, отбрасывая другие, а выискивает самые лучшие и многообещающие.
Развитию воображения помогает эвристическое мышление, основанное на реализации различных творческих задач, инициативы, находчивости. Эвристический потенциал содержится в различных гармонических задачах, поисковых и исследовательских действий при аранжировке и переложении музыкальных произведений, в образно-сюжетной и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.
Во многом музыкальная деятельность зависит от интеллектуальной активности личности, то есть способность разумно действовать, рационально мыслить, хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект, как замечал Е.А. Климов, — «относительно устойчиво присущая человеку и развивающаяся в течении жизни система свойств качеств, действий в области его познавательной активности, ориентировки во внутренних (психологических) и внешних обстоятельствах жизни и деятельности, включая обстоятельства общественной среды» [9]. Предметная область деятельности человека, бесспорно, влияет на развитие его познавательных способностей, то есть на интеллект. Педагог-музыкант, как и музыкант-исполнитель должен обладать развитым теоретическим и практическим умом. Ведь без хорошей теоретической музыкальной подготовки невозможна плодотворная практика исполнительской деятельности музыканта.
Чувство ритма (греч. Rhythmos — соразмерность, стройность) — закономерное и точное периодическое чередование состояний движения и покоя, моментов напряжения и ослабления, ускорения и замедления в различных видах искусства (музыка, танец, поэзия и др.) [10]. Клагес (Klages) определяет ритм как возвращение подобного через одинаковые промежутки времени [11]. Музыкальный ритм является основным выразительным и формообразующим средством музыки. Он понимается как временная организация музыкальных элементов и закономерное чередование музыкальных звуков.
Продолжительность и периодичность чередования ритмических единиц обуславливается такими категориями как темп и метр. Метр (греч. Metron — мера, размер) служит мерилом соотношений звуков во времени — пространстве и понимается как урегулирование ритмического развития музыкального сочинения. Темп (лат. Tempus-время) — это скорость (быстрота) движения метрических единиц. Чувство ритма основано на восприятии ритмической организации различной длины звуков как в ближайших (внутри такта, мотива) так и в отдаленных их соотношениях (периоды, крупные разделы музыкальной формы). Оно, как отмечают Э. Жак Далькроз, К. Орф, В.Н. Холопова, Г.М. Цыпин и др., представляет собой основную музыкальную способность, необходимую для полноценной музыкальной деятельности. Исследователи в качестве главных структурных компонентов чувства ритма включают темп, акцент, соотношение длительностей во времени (метр), диалектическое соединение которых и образуют данный феномен.
Библиографический список
Ритмичность музыканта представляет собой внутреннюю структурированную упорядоченность логики развития музыкального сочинения и его внешних проявлений. Она зависит от ощущений пространства, времени, точности и ловкости мышечных усилий и формируется в процессе музыкальноритмического воспитания.
Музыкальность - комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки [12]. Б.М. Теплов научно обосновал и разработал понятие «музыкальность». Автор рассматривает музыкальность с двух сторон - музыкально-слуховой и эмоциональной во взаимозависимом единстве как целостное образование. Он определяет «ядром» музыкальности «эмоциональную отзывчивость на музыку», где главное - «способность переживания музыки как выражения некоторого содержания [13]. Б.М. Теплов выводит музыкальность из индивидуально-психологической характеристики личности и рассматривает ее как следствие определенного сочетания способностей, то есть взаимодействие специфических проявлений психических свойств человека и общих качеств личности (быстрота, сила воображения, инициатива, способность эмоционально погружаться в художественное произведение, сострадание, внимание, память, уровень знаний и умений, жизненный опыт и др.), которые участвуют в любой художественной деятельности. По Б.М. Теплову в основе музыкальности лежат три способности: ладовое чувство, музыкально-ритмическое чувство и способность пользоваться слуховыми представлениями.
А.Л. Готсдинер и В.Н. Мясищев видят в музыкальности глубоко личностные качества, постепенно становящиеся доминирующим состоянием личности и характеризующиеся особой реакцией и субъектным отношением к воздействию музыки - остротой, глубиной и богатством оттенков. Музыкальность «выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее» [14]. К.В. Тарасова включает в структуру музыкальности подструктуры познавательных музыкальных способностей (сенсорных, интеллектуальных и др.) и понимает музыкальность как многоуровневую систему «собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа» [12].
Как видно из анализа, музыкальность постоянно рассматривается как реакция на музыку, хотя можно было наблюдать музыкальный отклик на природу, на определенные психические состояния (любовь, скорбь, восторг и др.), на жизненные явления. В данном случае речь идет не о прямой реакции слуховых рецепторов на музыкальные явления, которые каждый раз должны выстраивать соответствующие комбинации для перевода чувственных восприятий в эмоции и сознание, а от изнутри звучащем, частично организованном личностном музыкальном пласте, который проявляется не только в музыкальной деятельности, но и «омузыкаливает» предметы, явления, образы и т.д. Поэтому музыкальность можно трактовать и как способность личности к «омузыкаленному» видению и восприятию мира, благодаря которой вся окружающая человека действительности имеет тенденцию к интонационному переживанию в форме музыкальных образов.
1. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М., 1996. - 320 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./ Д.Б. Богоявленская. - Ростов -на- Дону: Изд. РГУ, 1983. -
173с.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 705 с.
4. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка./ Б.Л. Яворский. - М., 1964. - Т.1..- С. 285-287
5. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
6. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. - М.: Сов. композитор, 1988. - Кн. 1.
7. Цыпин, Г.Н. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2001.
8. Олейник, М.А. Формирование личностно-ориентированного мышления будущего учителя музыки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 1998.
9. Климов, Е.А. Психология личности. - М.: Просвещение, 1970.
10. Карцев, С. В. Педагогические условия музыкально-ритмического воспитания будущих актеров в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук. -Тамбов, 2009.
11. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА. - М., 2006.
12. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1993.
13. Теплов, Б.М. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1, Т. 2.
14. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. — М.: МИП «МВ Магистр», 1993.
Bibliography
1. Shadrikov, V.D. Psychology of activity and human abilities. — Moscow, 1996.
2. Bogoyavlenskaya, D.B. Intellectual work as an issue of creative activity. — Rostov-on-Don: Publishing house of RSU, 1983.
3. Rubinstein, S.L. Fundamentals of general psychology. — St. Petersburg: Piter Kom, 1998.
4. Yavorsky, B.L. Articles, memoirs, letters. — Moscow, 1964. — Vol. 1.
5. Tsypin, G.M. Teaching to play the guitar. — Moscow: Prosveschenie, 1984.
6. Tsypin, G.M. The musician and his work: issues of creativity psychology. — Moscow: Soviet composer, 1988. - Vol.1.
7. Tsypin, G.M. The art of musical performance: theory and practice. — St. Petersburg: Aleteya, 2001.
8. Oleynik, M.A. Formation of personality-oriented mentality of a future music teacher: abstract of the the doctoral thesis candidate of science in pedagogy. — Volgograd, 1998. — 19 pp.
9. Klimov, E.A. Psychology of personality/ E. A. Klimov. — Moscow: Prosveschenie, 1970.
10. Karstev, S.V. Pedagogic conditions of musical and rhythmic training of future actors at university: abstract of the the doctoral thesis (candidate of
science in pedagogy). — Tambov, 2009.
11. Philosophical encyclopedic dictionary. — Moscow: INFRA, 2006.
12. Tarasova, K.V. Ontogenesis of musical abilities. — Moscow, 1993.
13. Teplov, B.M. Selected works. — Moscow: Pedagogika, 1985. — Vol. 1-2.
14. Gotsdiner, A.L. Music psychology. — Moscow: MIP “MV Magistr”. 1993.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 371.351.851
Osinceva L.M. TNE TNEORETICAL MODEL OF TNE IMPROVEMENT MORAL-LEGAL QUALITIES OF STUDENT’S PERSONALITY, MVD RUSSIAN’S INSTITUTES. In this artical the author has described the theoretical model of the improvement moral-legal qualities of student’s personality MVD Russian’s institutes.
The base of the model is technological algorithm, which includes three main components: The problems moral-legal bringing up students of MVD Russian’s institutes; The acting program of teachers in bringing up students; The model of moral-legal qualities of student’s personality.
Key words: theoretical model, moral-legal qualities of students, educational process of students in MVD Russian’s institutes.
Л.М. Осинцева, асп. каф. управления образованием и прикладной психологии АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: osinal77@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УЛУЧШЕНИЯ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
В этой статье автор описала теоретическую модель улучшения нравственно-правовых качеств личности курсантов вузов МВД России. Базой модели является технологический алгоритм, который включает три главных составляющие:
- проблемы нравственно-правового воспитания курсантов вузов МВД России;
- исполняющую программу педагогов по воспитанию курсантов;
- модель нравственно-правовых качеств личности курсантов.
Ключевые слова: теоретическая модель, морально-нравственные качества курсантов, образовательный процесс курсантов в вузах МВД России.
В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой становится обретение нравственного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у молодых людей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: форми-
руются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы нравственно-правового воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность, так как нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно.
К сожалению, в юридическом вузе курсанты приобретают знания и навыки для воплощения их в сфере правоохрани-