Раздел 4 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
Ведущие эксперты раздела:
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
НАДЕЖДА ИВАНОВНА КУДЕРМЕКОВА - кандидат педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)
УДК 371.351.851
С.В. Мягкова, ас. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected] ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье обосновывается значимость правовой компетентности руководителя образовательного учреждения. Особое внимание в решении этой проблемы уделяется роли формирования и развития правовой деятельности через систему обучения слушателей факультета повышения квалификации, самообразования, сотрудничество предполагающее тесное взаимодействие, диалог образовательных учреждений с городской (районной) администрацией, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями, что позволит укреплению законности и правопорядка.
Ключевые слова: правовая компетентность, правовая культура, правоохранительные органы, законность, правопорядок.
Переход к демократическим ценностям и приоритетам в функционировании и развитии образовательного учреждения (ОУ) требует повышения внимания к вопросам правовой культуры участников учебно-воспитательного процесса. Изменения в образовательной системе России предполагают, что учреждение образования становится субъектом правоотношений. Согласно действующему законодательству ОУ самостоятельно в решении многих финансово-хозяйственных, кадровых и организационно-педагогических вопросах. Управленческие функции жизнедеятельности школы базируются на основных принципах и ценностях права как универсального регулятора человеческих отношений, и является его продолжением.
Данный подход повышает требования к правовой компетентности руководителя образовательного учреждения, который разрабатывает и утверждает школьные документы на основании Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 - 1, где говорится об автономности образовательного учреждения, что даёт ему право самостоятельно создавать не противоречащую законодательству Российской Федерации нормативно-правовую базу для своей деятельности (п. 6 ст. 2).
Многие принимаемые документы непосредственно связанны с соблюдением прав детей в условиях школы, так как именно в ОУ закладывается в ребёнке правосознание и тем самым формируется правовое поведение. Крайне важно выработать особый тип мышления на определенных правовых знаниях, этических ценностях и философском мировоззрении. Эффективность управления образовательным учреждением, на сегодняшний день, зависит во многом от умелого использования знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного, международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональное управление современным инновационным образовательным учреждением практически невозможно без работы с правовой информацией
(документы, материалы), без её активного использования в процессе управления.
На наш взгляд, проблема правовой компетентности управленца весьма актуальна, решение которой связано с развитием личностного потенциала и формированием профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения в данной области, являющейся как важный фактор повышения качества управления образованием, а, следовательно, и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, эффективность управления образовательным процессом в школе зависит от знаний управленцев: законов и других нормативных актов, регулирующих жизнедеятельность школы; насколько они уважают право как общественный институт. Правовые знания руководителя образовательного учреждения должны базироваться на основе компе-тентностного подхода.
Впервые проблема исследования компетенций получила научное обоснование на конференции «Компетенция: анализ, критика, переоценка» в Государственном университете штата Пенсильвания, США, в мае 1980 года.
Вопросами компетентности занимались и советские ученые, такие как А.А Вербицкий, В.А. Кальней, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, Н.В. Назаров, Л.П. Погребняк, Е.В. Ткаченко, С.Е. Шишов, М.А. Чошаков.
Проблемами формирования правовой культуры занимались такие ученые как К.Д. Кавелин, Р.Ф. Иеринг, С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистя-ковский и др. Проблемами правовой культуры с педагогической направленностью занимались Е.А. Аграновская, Е.А. Зорченко и др. ученые.
В.А. Кальней и С.Е. Шишов выдвигают следующее определение компетентности - «компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению» [1]. По мнению Л.П. Погребняк «компетентность представляет собой
многоплановые и многоструктурные характеристики качества профессиональной готовности руководителей образовательных учреждений» [2].
На сегодняшний день формулировка понятия правовой компетентности связанна с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны многогранностью данного феномена.
Проанализировав имеющиеся в научной литературе различные точки зрения на понятие «правовая компетентность», мы пришли к выводу, что под правовой компетентностью руководителя образовательного учреждения следует понимать соблюдение законности и правопорядка в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающейся в принятии обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом.
Однако роль формирования правовой компетентности руководителя заключается в освоении и применении комплекса современных профессиональных знаний и практических навыков, овладение эффективными методами профессионального поведения и технологиями.
Высокая правовая культура должностных лиц является условием обеспечения реализации субъективных прав и юридических обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности и правопорядка. Согласно применению ст. 285 УК РФ должностными лицами являются индивиды, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях. Они должны осуществлять своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники.
В юридической и психологической литературе все чаще обращается внимание на личные качества должностных лиц, необходимых для работы в государственном аппарате: интеллектуальные, характерологические, коммуникативные качества, принципиальность, самостоятельность и др. [3].
Перечисленные черты должны быть характерны для деятельности руководителей на всех уровнях управления образовательным учреждением, призванных обеспечить осуществление прав и свобод ребенка, его родителей и педагогов.
Важное значение в управленческой деятельности руководителя имеет сотрудничество, предполагающее тесное взаимодействие, постоянный диалог образовательных учреждений с городской (районной) администрацией, правоохранительными органами, общественными объединениями и организациями, что позволит укреплению законности и правопорядка.
Важность такой работы заключается в целенаправленном и систематическом воздействии на духовные потребности ребенка по формированию его высокого уровня культуры, личностных качеств, необходимых для полноценного развития и противостояния вредным воздействиям сверхмощных раздражителей.
Руководитель общеобразовательного учреждения формирует организационную культуру школы, и ее правовую культуру. От того, как он относится к выполнению законов и иных нормативно-правовых актов, в какой степени он уважает права других участников образовательного процесса, зависит общая правовая атмосфера в учебном заведении.
Именно в школе будущий гражданин может убедиться, что правовые нормы не пустой звук, а практический инструмент разумного регулирования отношений человека с человеком, человека с обществом, человека с государством. Правовые нормы точно определяют границы свободы, наличие которых и позволяет направить всё разнообразие интересов и притязаний индивида в позитивное русло. Различный уровень правовой культуры руководителей, педагогов, родителей и самих учащихся ведет к конфликтам. Выход из создавшегося
положения мы видим в повышении уровня правовой культуры всех участников образовательного процесса, и в первую очередь руководителей школ. Процесс управления в современных условиях рассматривается как согласование общих целей, задач, действий между подчиненными и руководителем, как субъект - субъектные отношения. При этом предметом управления являются также и межличностные отношения, а продуктом - не только принятие и реализация решения, но и преобразованные гармоничные отношения участников образовательного процесса.
Придерживаясь точки зрения Т. Мещаниновой, мы также полагаем, что пока ребенок находится в дошкольном или младшем школьном возрасте, у него легче формируются любые привычки [4]. Привычка уважать собственное достоинство, права и свободы других людей, проявлять терпимость и терпеливость к ним дадут ожидаемый результат. Необходимо младших школьников знакомить с основными правами человека на доступном, элементарном уровне поэтапно.
На средней ступени обучения учащихся логично начать изучение правовых документов. Среди них наиболее важными и необходимыми для подростков являются: Международный билль о правах человека; Всеобщая декларация прав человека; Конвенция прав человека и основных свобод; Конвенция о защите прав ребенка.
Старшеклассники знакомятся с деятельностью Совета Европы, бюро Верховного Комиссара ООН по правам человека, Уполномоченного по правам человека в РФ, изучают основные международные стандарты в области прав человека, важнейшие международные и российские документы по правам человека. Знания осваиваются не только на уроке, но и в процессе творческой и исследовательской деятельности-индивидуальной или совместной с учителем.
Занятия, семинары в виде деловых игр должны проводиться не только с детьми в школе, но и с участниками образовательного процесса (руководителями и их заместителями) на курсах повышения квалификации. Ведь деловая игра выступает как одна из форм контекстного обучения, воссоздающая предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида деятельности [5].
Роль формирования правовой компетентности заключается в применении теоретической, образовательной и практической деятельности.
Теоретическая деятельность включает в себя (примерные индикаторы):
• наличие положений об организации комиссий, органов самоуправлений;
• состояние школьного законодательства, совершенство содержания и формы локальных актов;
• четко ли отражена в локальных актах структура формальной организации школы, все ли органы самоуправления имеют юридическое подкрепление в соответствующих документах;
• наличие в школе правовых документов, нормативных положений. Доступность этих документов для учителей, родителей, школьников;
• наличие доски объявлений и приказов. Ее состояние и содержание;
• степень организованности правовой информации;
• содержание издаваемых администрацией школы распоряжений и приказов.
Образовательная деятельность предполагает систематическое повышение квалификации руководителей образовательных учреждений, в том числе и в области правового регулирования деятельности образовательного учреждения.
Практическая деятельность включает в себя правотворчество, правореализацию и правоприменение. Это в свою очередь предполагает:
• знакомят ли поступающих на работу с их правами и обязанностями;
• заключают ли контракт с поступающими на работу;
• знакомит ли администрация школы учителей с нормативными актами;
• как часто используются документы, регулирующие деятельность школы, администрацией. В каких случаях к ним обращаются;
• обращаются ли к нормативным документам учителя и учащиеся;
• стимулирует ли администрация развитие общественных организаций, органов самоуправления в школе;
• частота собраний органов самоуправлений;
• согласовывает ли администрация школы свои действия с решениями органов самоуправления. Осуществляется ли сотрудничество с этими органами. Как распределены полномочия;
• имеются ли факты нарушения прав учителей со стороны администрации школы;
• рассказывают ли учителя детям об их правах и обязанностях в школе и других сферах общественной жизни, проводится ли работа по правовому просвещению школьников, и в каком объеме;
• нарушают ли педагогические работники школы права ребенка на личное достоинство и уважение. Применяют ли в отношение к детям психическое давление, оскорбление, физическое воздействие;
• на каких основаниях строятся нормы и критерии оценки педагогами учебной деятельности учащихся-на формально-правовых или субъективных;
• каким образом поддерживается дисциплина в школе, насколько жестки требования к дисциплине;
• статистика нарушений дисциплины, как со стороны учителей, так и со стороны школьников;
• степень правовой активности субъектов образовательной деятельности (насколько часто обращаются в те или иные органы за консультацией, для реализации или защиты своих прав);
• насколько часто субъекты образовательного процесса прибегают к внеправовым способам разрешения конфликтных или проблемных ситуаций [6].
Таким образом, правовая культура руководителя образовательного учреждения во многом зависит и определяется реальным правовым поведением участников образовательного процесса, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности, соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.
Весьма интересным и справедливым в контексте нашего исследования видится мнение Л.П. Погребняк о том, что «высокий уровень правовой культуры должностных лиц является гарантом создания в учебном заведении правового пространства, где только право выступает как совокупность условий,
при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [7].
Роль развития правовой компетентности в современных условиях заключается в том, чтобы каждый руководитель образовательного учреждения овладел необходимыми знаниями, средствами и приёмами работы над собой, сознательно готовил себя к профессиональной деятельности, создавая при этом максимально устойчивое к внешним воздействиям правовое пространство школы, которое заключается в следующем:
• правовая осведомленность (знания о правовых основах);
• правовая активность (активность правовой деятельности руководителя образовательного учреждения со всеми участниками образовательного процесса и органами управления);
• предпочтение правовых или внеправовых процедур (доверие директора школы к институту права, о статусе права в его системе ценностей);
• признание или непризнание ценности права (готовность использовать правовое разрешение проблемной ситуации).
В развитии правовой компетентности важны следующие параметры:
1. Знание законов и нормативных положений.
2. Выстраивание собственной деятельности согласно нормативным положениям (соблюдение на практике требований нормативных положений).
3. Взаимодействие деятельности органов школьного самоуправления и общественным объединениям.
4. Стремление учитывать интересы различных школьных общественных объединений.
5. Стремление решать конфликты на правовой основе.
6. Заключение контрактов с поступающими людьми на работу.
7. Применение документов, регулирующие деятельность школы, администрацией.
8. Проведение собраний органов самоуправления.
9. Применение мер по усилению контроля управления за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании.
Правовые преобразования в России происходят быстрее, чем развитие и становление личности в конкретном историческом периоде. Вследствие этого существует необходимость подготовки руководителя образовательного учреждения к будущей самореализации и самоопределению в изменяющихся социально - правовых условиях. Именно от того, как директор и его заместители, педагоги и учащиеся понимают свои права и обязанности, насколько хорошо они знают законы и другие нормативные акты, регулирующие жизнедеятельность школы, насколько они уважают право как общественный институт вообще и права друг друга, в частности, зависит эффективность демократических преобразований в школе.
Библиографический список
1. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Погребняк, Л.П. Управление образовательным учреждением: организационно - педагогические и правовые аспекты (новые вопросы и ответы). - М.: Народное образование; Школьные технологии; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.
3. Селюков, Ф.Т. Руководитель и подчиненный в системе управлении.-М.: Экономика, 1971; Чайковская О. Должностное лицо // Лит. газ. 1985, от 26 июня.
4. Мещанинова, Т. Школьный представитель и его помощники // Директор школы, 2005. - №8.
5. Вербицкий, А.А. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации / А. А. Вербицкий, Н.В. Борисова. - М., 1989.
6. Калинская, В.И. Правосознание как элемент правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания / В.И. Калинская, А.Р. Ратинов. - М., 1977.
7. Погребняк, Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. - М., 2003.
Статья поступила в редакцию 12.06.09