носят повсеместного характера. На это есть ряд причин экономического и методического характера. Хотя применение современных информационных технологий, в том числе малых средств информационных технологий позволили бы качественно повысить изучение данных предметов.
В школьный курс ОБЖ и географии прекрасно вписывается навигатор, прибор, который посредством обмена информацией с навигационным спутником показывает на экране местонахождение пользователя, а также позволяет проложить более удобный маршрут, запомнить уже пройденный путь или же зафиксировать в памяти определенную точку на карте, рис. 4.
Рис. 4 Внешний вид навигатора
Портативный навигатор - это практичный карманный GPS приемник, созданный для того, чтобы его можно было использовать в любых погодных условиях - будь то снег или дождь, мороз или жгучее солнце. В навигаторах имеются барометрический альтиметром и магнитный компасом. С помощью барометрического альтиметра можно вымерять атмосферное давление, создавать график изменения давления на протяжении 12 часов и определить высоту пользователя относительно уровня моря с точностью до трех метров. Имеется магнитный компас, для определения магнитного азимута. Погрешность измерений, проведенных не в движении, а на месте составляет всего 2 градуса. Навигаторы поддерживают работу с маршрутизированными картами, морскую картографию, а также подробные карты населенных пунктов и автоматическую прокладку маршрута причем, учитывая большую емкость память, таких карт можно загрузить довольно много. Навигатор способен автоматически прокладывать требуемые маршруты. Также в функциях навигатора есть информацион-
ные таблицы об условиях рыбалки и охоты, положениях Солнца и Луны. Звуковой сигнал может оповестить о приближении к заданной точке, отклонении от курса и дрейфа от места стоянки. Еще фиксируется скорость (текущая, средняя и максимальная), время в пути и время остановок. Питания навигатора осуществляется двумя пальчиковыми элементами, а продолжительность работы с ними довольно велика - до 30 часов [6].
Для изучения таких дисциплин, как русский язык, литература, а так же иностранный язык можно применять электронные словари и переводчики, рис. 5. Электронные переводчики содержат большой словарный запас, имеют встроенное произношение иностранных слов и выражений и будут хорошими помощника при изучении иностранных языков. Современные электронные словари содержат не только словари иностранных слов и фраз, но и толковые и тематические словари русского языка.
Следует особо подчеркнуть, что исключено механическое включение малых средств информационных технологий в учебный процесс, необходимо грамотное методическое сопровождение, наличие учебных и методических пособий. Только после этого применение малых средств информационных технологий позволит расширить и углубить содержание школьных предметов, таким образом повысить эффективность и качество обучения в целом.
рис. 5. Внешний вид электронного словаря
Библиографический список
1. Помелова, М.С. Методика обучения школьников на уроках информатики работе с малыми средствами информационных технологий: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Арзамас, 2009.
2. Stillman, G. Students models, methods, limitations and assumptions for an application task in a CAS calculator environment // Proceedings of the 19th Biennial Conference of the Australian Association of Mathematics Teacher. - Adelaide: AAMT, 2002.
3. Вострокнутов, И.Е. Методические рекомендации к изучению алгебры в 7-9 классах с использованием возможностей применения малых вычислительных средств: пособие для учителя / И. Е. Вострокнутов [и др.]. - М.: «Навигатор», 2006.
4. Смекалин, Д.О. Изучение информатики и малые вычислительные средства. Методическое пособие по использованию инженерных калькуляторов в курсе информатики. - М.: Навигатор, 2005.
5. Вострокнутов, И.Е. Методические рекомендации по применению малых средств информационных технологий (научных и графических калькуляторов) в школьном курсе Информатики и ИКТ (базовый уровень) / И.Е. Вострокнутов, М.С. Помелова. - М.: издательство «Навигатор», 2007.
6. Статьи о GPS-навигаторах. - Copyright «gps-sky.ru» Александр Егоров, 2008. - Р/д: http://www.gps-sky.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК 37.02; 371
Т.Ю. Снежко, соискатель ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: tatiana [email protected]: П. А. Мусинов, канд.пед.наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Республики Алтай, E- mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «АДМИНИСТРАЦИЯ - ОБУЧАЮЩИЙСЯ (СТУДЕНТ)» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема взаимодействия администрации образовательного учреждения и студенческого контингента на основе принципов и ценностей нравственно-правовой культуры. Раскрывается понятие «нравственно-правовое взаимодействие», обозначены подходы в оптимизации отношений в системе «администрация - студент» на примере образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Ключевые слова: нравственно-правовое взаимодействие, коммуникативная культура, правосознание, нравственно-правовое мышление, гуманистическая парадигма, профессионально-педагогическая культура, нормативно-правовое пространство.
В условиях построения в обществе правовой государственности, усиления демократических принципов в управлении различными сферами жизнедеятельности, актуализации воспитательных систем в аспекте нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, перед социальными институтами возникает необходимость консолидации потенциала на формирование и развитие в каждой личности нравственно-правовых ценностей и нравственно-правовой культуры, образа культуро- и законосообразного поведения, нравственно-правового опыта взаимодействия с окружающими и субъектами совместной деятельности.
Процесс формирования такой ценностно-мотивационной сферы и опыта поведения личности может длиться на протяжении достаточно длительного времени. Но можно лишь с уверенностью сказать, что «определенно значимую роль в формировании опыта нравственно-правового взаимодействия играет целостный образовательный процесс как культурно обусловленная среда и специально организованная целенаправленная система обучения, воспитания и развития личности» [1, с. 40].
Современная гуманистическая парадигма развития отечественного образования требует переосмысления и переоценки ценностей образовательного процесса, пересмотра приоритетов педагогического и управленческого взаимодействия, реального воплощения в педагогическую практику идей ненасильственной, гуманной педагогики и педагогики сотрудничества, которые пока что, к сожалению, носят преимущественно декларативный характер и не находят своей должной реализации в практике.
Гуманный по сути и личностно ориентированный по своему характеру образовательный процесс, ориентирует его участников на оптимизацию отношений в различных системах отношений и взаимодействия, которое должно основываться, прежде всего, на доминировании следующих успехообразующих и успехогарантирующих началах:
• во-первых, на ценностях нравственности и права, обуславливающих сущность и характер нравственно-правового взаимодействия;
• во-вторых, на принципах нравственно-правовой культуры, как автономной качественной характеристики личности и как структурного компонента общей и профессионально-педагогической культуры.
Определенно важную роль в нравственно-правовом взаимодействии играет уровень развития коммуникативных, перцептивных и иных, педагогически обусловленных способностей участников образовательного процесса. В этой системе приоритетов, в качестве доминирующего призвано выступить нравственно-правовое взаимодействие между администрацией и студенческим коллективом образовательного учреждения.
Почему же все-таки приходится говорить о нравственноправовом взаимодействии, акцентируя внимание на сочетании «нравственно-правовое»?
Нормы межличностных отношений в цивилизованном человеческом обществе основаны на принципах нравственности и права. Причем «правовые нормы, - как отмечает В.В. Маркова - основываются преимущественно на нравственных правилах и во многом совпадают с ними. Знание нравственных норм (что в жизни человека первично по отношению к познанию правовых норм и требований закона) обеспечивает более глубокое познание сущности и социально регулирующей роли правовых норм, их грамотное и умелое использование в различных жизненных ситуациях» [2, с. 40].
Нравственная составляющая нравственно-правового взаимодействия означает не только первичность нравственности по отношению к правовым нормам, но и нравственную сущность последних, оценку законодательно-правовых норм и право обусловленных действий и поступков с позиции нравственных ценностей.
Нравственный компонент нравственно-правового взаимодействия в системе «администрация-студент», предполагает возможность эффективного использования администрацией в конкретных законно обусловленных ситуациях нравственных норм, возможности замены ими формально-официальных, директивных решений, шире использовать социально-психологический подход в управлении.
Такой подход во взаимодействии позволяет активизировать совместную деятельность, усиливает их стремление к сотрудничеству, «способствует повышению интереса и ответственности за порученное дело, формированию современного нравственного и правового сознания и мышления, развитию, в конечном итоге, адекватной духовно-эмоциональной сферы личности руководителя, педагога и обучающегося» [3, с. 77].
Это предположение мы обосновываем следующими тезисами:
• учреждение среднего профессионального образования занимает промежуточное положение между общеобразовательным учреждением и учреждением высшего профессионального образования. Это обуславливает необходимость учета специфики типа данного учреждения, возрастных особенностей контингента студентов, своеобразия в организации образовательного процесса, определения в связи с этим оптимальных подходов к организации педагогического взаимодействия;
• структура, содержание и характер локального нормативно-правового пространства образовательного учреждения данного типа во многом предопределяется администрацией и направлен главным образом на регламентацию отношений со студентами (непосредственно, а также через требования педагогического коллектива и иного персонала образовательного учреждения);
• администрация выступает организующим и направляющим звеном в создании системы оптимальных, педагогически оправданных и целесообразных условий протекания образовательного процесса (создание условий для свободного и разностороннего развития творческой личности, нравственно-правовой и законосообразной атмосферы, благоприятного морально-психологического климата и т.п.), задает импульс для дальнейшего совершенства этих условий и приближения их к потребностям и интересам обучающихся;
• доминирующий стиль руководства, степень развития в учреждении общественно-демократических основ управления, а также субъектно-направленные действия администрации во многом определяют атмосферу педагогического и управленческого взаимодействия, в том числе и со студентами;
• характер и продуктивность отношений студентов к руководящим и педагогическим работникам во многом определяется уровнем профессионально-педагогической и нравственно-правовой культур педагогов и руководителей;
• эффективность воспитательной системы образовательного учреждения, уровень духовно-нравственного и культурного развития студентов в определенной степени являются результатом соответствующих усилий и ответственности администрации.
Отношения в системе «администрация-студент» носит преимущественно опосредованный и во многом скрытый характер. Чаще всего эти отношения проявляются через действие внешних и внутренних локальных актов (приказов, правил, распоряжений, положений и т.д.). Отдельные установки, требования и просьбы администрации доводятся до сведения студенческого контингента, как правило, через педагогический коллектив, вспомогательный и обслуживающий персоналы. Такого рода информация, исходящая от администрации носит преимущественно формальный, директивный характер. Напротив, обратная информация и ответная реакция студентов почти всегда носит обязательно-исполнительский характер. Хотя отметим, что не все требования и действия админи-
страции, к сожалению, законосообразны и оправданны в морально-нравственном отношении, что порождает тенденцию к возникновению адекватных данным требованиям отношений со стороны студентов в формах протеста, спора, осуждения, неисполнения и т.д.
Прямые коммуникативные контакты администрации со студентами в образовательной практике, к сожалению, крайне ограничены. В этом может быть и заключается суть нашего интереса к проблеме нравственно-правового взаимодействия в обозначенной системе отношений: исследовать природу и особенности такого взаимодействия. Попытаемся в данной статье обратиться к сущности некоторых составляющих элементов нравственно-правового взаимодействия в указанной системе отношений.
Изначально понятие «нравственно-правовое взаимодействие» является педагогической и в то же самое время юридической категорией. Его составляющая «нравственно-правовое» отражает сущность гуманистической парадигмы в развитии правовой системы и правоотношений. Хотя процесс гуманизации правоотношений в правовой системе, точнее следовало бы обозначать посредством понятия «право-нравственное», подразумевающее движение от правовых ценностей к принципам и ценностям нравственности, так сказать все более «нравственное обличение» правовых норм.
В педагогической науке понятие «нравственно-правовое взаимодействие» рассматривается как одно из основных организационно-педагогических условий оптимизации межличностных, межгрупповых и коллективных взаимоотношений на основе сообразного использования нравственных норм с правовыми ценностями, понимания сущности правовых норм через уже имеющийся опыт нравственного поведения.
Понятия «нравственно-правовое взаимодействие»,
«нравственно-правовое воспитание», «правовое образование» служат смыслообразующими ориентирами в организации педагогического процесса, целенаправленного на формирование современной личности, способной жить и успешно действовать в условиях правового государства, демократии и открытого гражданского общества, поликультурного и многополярного мира. Полагаем, что эти качества целесообразно воспитывать и формировать не только в общеобразовательной среде, но и в системе профессионального образования, когда студенты становятся полностью дееспособными, обладают практически всей полнотой прав и обязанностей, ответственности за свое поведение и поступки.
В оптимизации нравственно-правового взаимодействия определяющими факторами выступают нравственно-правовое мышление, нравственное и правовое сознание участников отношений, которые во многом предопределяют уровень их нравственно-правовой культуры.
Не менее важным в таком взаимодействии, на наш взгляд, является общение, при котором оно выступает как атрибут совместной деятельности и автономная ценность, одновременно. Общение (в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией, (общение в узком смысле) означает взаимодействие как обмен действиями и восприятие на этой основе субъектами друг друга. В педагогическом и управленческом взаимодействии общение реализуется:
• через компетентностный подход, предполагающий умение участников взаимодействия эффективно решать возникающие проблемы, способность их к реализации правовых норм при адекватной нравственно-правовой оценке собственных поступков, выполнении различных социальных ролей, при выборе способов разрешения конфликтных ситуаций. Реализация данного подхода в образовательном практике создает определенные условия для становления индивидуальной нравственности личности (как руководителя, так и студента). Овладение базовыми компетенциями, способствующими своевременному нравственно-правовому самоопределению и взаимодействию, закладывает фундамент для внутренней психической мотивации, развития нравственно-правового
потенциала участников управленческо-педагогического взаимодействия;
• посредством деятельностного подхода, акцентирующего внимание на четкое закрепление правового статуса участников нравственно-правового взаимодействия. Приоритетными механизмами овладения нравственными и правовыми знаниями в этом плане становятся: свободный доступ к информационно-правовым ресурсам, самообразование, сотрудничество и взаимодействие и др. Это приводит к качественному изменению характера отношений, результатом которых является взаимопонимание, во многом обеспечивающее эффективность нравственно-правового взаимодействия.
Способность к нравственно-правовому взаимодействию означает универсальную качественную характеристику руководителя, необходимую для эффективного выполнения управленческих функций. От его способности оказывать позитивное влияние на участников совместной деятельности зависит и возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность нравственно-правового взаимодействия, который мы рассматриваем как целенаправленный взаимообмен и взаимо-обогащение смыслом и ценностями, опытом, эмоциями, установками и позициями.
Наличие у руководящих работников и студентов высокого уровня коммуникативной компетентности и нравственно-правовой культуры позволяет расширять границы взаимопонимания, способствует нравственно-правовому
взаимодействию между ними. При этом следует помнить о мотивах взаимодействия, системе ценностей партнеров, методах и формах деятельности, позволяющих достичь взаимопонимания и эффективности в нравственно-правовом взаимодействии.
Нравственно-правовое взаимодействие в указанной системе отношений во многом обеспечивается благодаря использованию диалогового подхода в управлении.
Управление диалогического типа направлено на согласование индивидуальных особенностей партнеров и создание на этой основе личностно ориентированной корпоративной культуры. В условиях совместной деятельности происходит выработка системы договоренностей между участниками взаимодействия, позволяющей использовать конструктивные способы решения деловых и межличностных проблем.
Процесс гуманизации образования, под которым мы понимаем создание образовательной системы, адекватной природе человека и согласующейся с логикой его саморазвития, предполагает внедрение форм и методов диалогического взаимодействия с личностью обучающегося. Однако в образовательных учреждениях остается достаточно высокий уровень конфликтности. Сложившийся психологический климат и система отношений между участниками образовательного процесса часто не способствуют их позитивному саморазвитию и полной самореализации.
Это свидетельствует о том, что одной из важнейших задач руководителя должно стать стимулирование коллектива на создание продуктивных отношений, основанных на приоритетах нравственно-правовой культуры и влияющих на профессионально-личностный рост каждого субъекта отношений. В основу таких отношений должен быть положен диалог как норма построения гуманитарной общности. Руководитель, осуществляющий диалогическое управление, стимулирует интерес сторон к такой системе отношений, в которой происходит улучшение понимания между участниками взаимодействия. В своей деятельности он стимулирует коллектив к созданию открытых отношений и согласованию интересов.
Метод диалога в управлении предполагает побуждение и означает: разумное делегирование полномочий; стимулирование роста инициативы снизу; демократизацию управления; создание системы четких договоренностей между участниками взаимодействия; открытость целевых установок и прозрачность результатов; коллегиальное, совместное решение организационных проблем.
Показателями диалогического типа взаимодействия являются: наличие диалогичной образовательной среды; демо-
кратизация взаимодействия, предполагающая уважительное отношение субъектов друг к другу; плюрализм мнений, точек зрения, ценностей и смыслов; высокая степень доверия и открытости участников взаимодействия друг другу; стимулирование саморазвития личности; самооценки и самоконтроля; проявление общественно-коллегиального характера управления.
Для образовательных учреждений с диалогическим типом взаимодействия характерны следующие особенности: идея ценности каждой личности, идея диалога; распоряжения администрации действуют с учетом договоренностей между участниками взаимодействия; поручения и ответственность распределяются с учетом желания, индивидуальных способностей и возможностей отдельной личности.
Нравственно-правовое взаимодействие с позиций гуманитарного подхода основывается на принципах управления, которые можно сформулировать таким образом:
• основной ценностью во взаимодействии является личность, ее индивидуальный процесс становления и включения в совместную деятельность;
• в системе нравственно-правового взаимодействий не может быть однозначных истин: согласование этих истин возможно только в диалоге;
• успешность нравственно-правового взаимодействия во многом зависит от сложившейся системы договоренностей, представляющей собой совокупность индивидуальных коммуникативных культур;
• методом воздействия на личность является побуждение, то есть мотивация.
Принципами функционирования образовательного учреждения как гуманитарной системы, обуславливающей нравственно-правовое взаимодействие, являются:
• принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; умение выстраивать диалогические отношения;
• принцип уникальности: поддержание в личности уважения к себе и формирование отношения к своей личности как к уникальной, неповторимой;
• принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому участнику взаимодействия проявлять самостоятельность в посильной деятельности;
• принцип совместности: предоставление возможности личности полноценно участвовать в совместной деятельности;
• принцип целостности: восприятие субъекта и взаимодействие с ним на основе учета его социальных связей, индивидуальных физических и психических особенностей;
• принцип системности: проектирование взаимодействия в соответствии с необходимым и достаточным количеством элементов и связей между ними; выстраивание планомерных, четко продуманных и согласованных видов деятельности;
• принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями;
• принцип равенства: признание личностной равноценности между всеми участниками взаимодействия;
• принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу участника взаимодействия.
Основанная на принципах диалогичности образовательная среда, как образующая нравственно-правовое взаимодействие, на наш взгляд, характеризуется: открытостью целевых установок; высокой степенью доверия всех участников взаимодействия друг к другу; прямыми и обратными связями между партнерами по взаимодействию; конструктивностью решений спорных и конфликтных проблем; признанием приоритетности самоопределения, самореализации, саморазвития и самоконтроля во взаимодействии; высокой степенью согласованности в совместной деятельности; признанием прав, свобод и законных интересов всех участников нравственно-правового взаимодействия; благоприятным эмоционально-психо-
логическим климатом; возможностью коллегиально планировать и обсуждать предмет взаимодействия.
Таковы в общих чертах основные положения диалогического принципа в структурировании нравственно-правового взаимодействия.
Современная социокультурная ситуация, характеризующаяся признанием личности обучающегося высшей ценностью, повышенным интересом к ее развитию, интеллектуальной свободе человека, раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и инициативности, обуславливает новые организационно-педагогические условия нравственно-правового взаимодействия в системе «администрация-студент». Этот процесс рассматривает студента как активного субъекта изменений, партнера взаимодействия, как творческую созидательную личность, а не как объекта воздействий и приложения педагогических усилий. Для создания ситуаций нравственно-правового взаимодействия в образовательной среде необходимо проектировать организационно-педагогические условия, способствующие: активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и принятие решений, в выполнение активных действий на различных этапах нравственно-правового взаимодействия; исследовательско-познава-тельной позиции субъектов взаимодействия; объективации поведения, предполагающей получение постоянной обратной связи, основанной на нормативно-правовых принципах; партнёрскому, во многом паритетному общению, означающему признание и принятие ценности каждой личности как данности, учета мнения, прав и законных интересов студентов, особенностей, устремлений и перспектив личностного роста, уважительное отношение друг к другу.
Процесс же усвоения нравственно-правовых знаний в указанном типе образовательных учреждениях в большей мере протекает в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывается как процесс нравственно-правового взаимодействия в большинстве своем из-за отсутствия достаточного опыта в применении теоретических знаний в практической деятельности.
Процесс нравственно-правового взаимодействия нередко носит внутренне противоречивый, неоднозначный характер и обусловлен противоречиями между: наличием различных мотивов поведения субъектов взаимодействия и несовпадением их ценностных устремлений; недостаточным умением правильно определять свои действия и регулировать свою деятельность в соответствии с нравственно-правовой деятельностью других субъектов отношений и взаимодействия; недостаточной сформированностью у студента необходимых для нравственно-правового взаимодействия качественных характеристик личности и предъявляемыми к такого рода взаимодействию требованиями.
Одной из основных причин неудач и неэффективности управления, а иногда и разочарования в административной деятельности является неумение строить управленческо целесообразные отношения со студентами. Удовлетворение же отношениями с руководством, наоборот, вызывает подъем настроения студентов, их жизнерадостность, и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Перевод образовательного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество администрации и студента.
Анализ психолого-педагогической литературы и практики управления образованием показывает, что именно нравственно-правовой характер педагогического сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию студентов как субъектов деятельности, становлению их активной гражданской и жизненной позиции.
Процесс общения администрации со студентами, на наш взгляд, может складываться в двух вариантах:
• взаимопонимание, слаженность в совместной дея-
тельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;
• разочарование, неспособность понять и прогнози-
ровать поведение сторон, ведущее к возникновению спорных и конфликтных ситуаций.
Достижение положительного результата во взаимодействии администрации со студентами связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, с уровнем развития коммуникативных умений, способности к эмпатии и рефлексии, «сенсорной остроте», умения слушать и понимать друг друга.
Руководство должно воздействовать на студентов и взаимодействовать с ними посредством, прежде всего методов убеждения и личного примера, внушения, эмоционального побуждения и стимулирования, изменять в зависимости от конкретных ситуаций и индивидуальных психологических особенностей студентов стиль, тактику и позиции общения, уметь преодолевать негативные манипуляции и конфликтные ситуации. Важную роль при этом играют нравственно-правовая компетентность и культура руководителя в области пси-
Библиографический список
холого-педагогических закономерностей общения, коммуникации, субъект-субъектного взаимодействия.
В завершении статьи хотелось бы привести слова великого русского философа Е.Ю. Соловьева, который при характеристике кантовского «категорического императива», используя модально-логические подходы и выделенные на их основе три способа правового регулирования (запреты, обя-зывания, дозволения), раскрыл эти формулы следующими содержательными определениями: «запрети себе все то, что склонен запретить другим», «требуй с себя, и, прежде всего с себя, все то, что ты считаешь возможным требовать с других», «разреши другим все то, что ты разрешаешь себе». Эти формулы по сути своей идентичны «золотому правилу» нравственности: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»
Считаем, что эти принципиально важные правила должны доминировать в системе нравственно-правовом взаимодействия «администрация-студент», как в прочем и в любой другой системе отношений.
1. Фокина, Н.С. Необходимость правового компонента образования в системе среднего профессионального образования / Т. И. Березина, П. А. Мусинов // Нравственно-правовая культура и правовое образование как социально-педагогические и правовые категории: материалы 2-й Все-рос. н/п конф. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008.
2. Маркова, В.В. Коммуникативная компетентность преподавателя как условие профессионально-нравственного развития студентов // СПО. -2008. - № 5.
3. Тарасов, П.Б. Сущность и структура правовой культуры личности студентов ССУЗОв // СПО. - 2008. - № 3.
Статья поступила в редакцию 16.04.10
УДК З71. З51.851
П.А. Мусинов, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
ПРАВОВАЯ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА
В данной статье уточняется сущность и дается содержательная характеристика важных структурных компонентов профессиональной нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения. Понятия «правовая культура» и «нравственно-правовая культура» руководителя рассматриваются в сравнительном аспекте и актуализируются в контексте современной парадигмы развития отечественного образования.
Ключевые слова: правовая культура, нравственно-правовая культура, современное образовательное учреждение, нравственное сознание, правосознание, законосообразность, юридическая компетентность, компетентностный подход, принцип диалогичност в управлении.
Тенденции и динамика социокультурных преобразований, характерных для нашего общества, кардинальным образом изменяют облик социальных институтов и, прежде всего образования.
Актуализация гуманистической парадигмы развития отечественного образования, его дальнейшая интеграция в мировое культурное и образовательное пространство, обуславливают антропоцентристскую концепцию, в основе которой «лежит идея самоценности человека, понимание и принятие его как цели, а не как средства политических, социально-экономических и культурных аспектов жизнедеятельности» [1, с. 54].
Смыслообразующими и приоритетными в этом плане выступают общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают права, свободы и законные интересы личности, оптимизация нравственно-правового взаимодействия в разных системах отношений: «администрация-педаго-гический коллектив (персонал)», «учитель-обучающийся», «образовательное учреждение-родительская общественность» и др. Образовательные системы оказались перед необходимостью переосмысления и переоценки смысла своих целей, функций и содержания деятельности. В этом контексте особое значение приобретает профессиональная компетентность, социально-психологическая надежность и готовность руководителя к управлению образовательным учреждением в новых культурных и социально-экономических условиях, к созданию в учреждении оптимальной личностно-ориентированной
и личностно-развивающей среды, эффективно функционирующего нормативно-правового пространства, способствующего формированию у обучающихся нравственно-правового сознания, правомышления и правосообразного поведения, организации совместной деятельности на основе принципов культуро- и законосообразности, ценностей гуманной педагогики и нравственно-правовой культуры.
Управленческая деятельность в такой плоскости предполагает поиск новых технологий к структурированию отношений между администрацией, органами коллегиального управления и самоуправления, персоналом и коллективом обучающихся в выборе принципиально новых подходов в оптимизации отношений руководителя со всеми участниками взаимодействия как с субъектами во многом равноправными, естественными и самоценными, а потому в психолого-педагогиче-ском плане сложным явлениям.
Такая тенденциозность, коренным образом меняет представление о руководителе-гуманисте, о сущности его профессиональной деятельности, о культуре управления организацией, педагогической, нормативной и нравственно-правовой культуры. Но, если скажем понятия педагогической и управленческой культуры получили достаточно разноаспектную интерпретацию в научной литературе, широко используются в педагогической практике и в профессиональной лексике, то понятие нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения требует своего на-