Научная статья на тему 'К проблеме нравственно-правового взаимодействия в системе «Администрация обучающийся (студент)» в образовательных чреждениях среднего профессионального образования'

К проблеме нравственно-правового взаимодействия в системе «Администрация обучающийся (студент)» в образовательных чреждениях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / THE BASIC NOTIONS: MORAL-LEGAL INBERACTION / MORAL-LEGAL CULBURE / COMMUNICABIVT CULBURE / PEDAGOGICAL COMMUNICABION / A HUMAN APPROACH / SYSBEM OF RELATIONS / STUDENT / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежко Т. Ю., Мусинов П. А.

В статье рассматривается проблема взаимодействия администрации образовательного учреждения и студенческого контингента на основе принципов и ценностей нравственно-правовой культуры. Раскрывается понятие «нравственно-правовое взаимодействие», обозначены подходы в оптимизации отношений в системе «администрация студент» на примере образовательных учреждений среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE MORAL-LEGAL INTERRACTION IN THE SYSTEM ADMINISTRATION A PERSON, WHO STUDIES (STUDENT) IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The problem of interraction of the educational institutions administration and the students body on the basis of principles and values of the moral-legal culture is shown in the article. The meaning of the «moral-legal interaction»' is explained, the approaches in the optimisation of the relations «administration student» are pointed on the example of the educational institutions of the secondary professional education.

Текст научной работы на тему «К проблеме нравственно-правового взаимодействия в системе «Администрация обучающийся (студент)» в образовательных чреждениях среднего профессионального образования»

носят повсеместного характера. На это есть ряд причин экономического и методического характера. Хотя применение современных информационных технологий, в том числе малых средств информационных технологий позволили бы качественно повысить изучение данных предметов.

В школьный курс ОБЖ и географии прекрасно вписывается навигатор, прибор, который посредством обмена информацией с навигационным спутником показывает на экране местонахождение пользователя, а также позволяет проложить более удобный маршрут, запомнить уже пройденный путь или же зафиксировать в памяти определенную точку на карте, рис. 4.

Рис. 4 Внешний вид навигатора

Портативный навигатор - это практичный карманный GPS приемник, созданный для того, чтобы его можно было использовать в любых погодных условиях - будь то снег или дождь, мороз или жгучее солнце. В навигаторах имеются барометрический альтиметром и магнитный компасом. С помощью барометрического альтиметра можно вымерять атмосферное давление, создавать график изменения давления на протяжении 12 часов и определить высоту пользователя относительно уровня моря с точностью до трех метров. Имеется магнитный компас, для определения магнитного азимута. Погрешность измерений, проведенных не в движении, а на месте составляет всего 2 градуса. Навигаторы поддерживают работу с маршрутизированными картами, морскую картографию, а также подробные карты населенных пунктов и автоматическую прокладку маршрута причем, учитывая большую емкость память, таких карт можно загрузить довольно много. Навигатор способен автоматически прокладывать требуемые маршруты. Также в функциях навигатора есть информацион-

ные таблицы об условиях рыбалки и охоты, положениях Солнца и Луны. Звуковой сигнал может оповестить о приближении к заданной точке, отклонении от курса и дрейфа от места стоянки. Еще фиксируется скорость (текущая, средняя и максимальная), время в пути и время остановок. Питания навигатора осуществляется двумя пальчиковыми элементами, а продолжительность работы с ними довольно велика - до 30 часов [6].

Для изучения таких дисциплин, как русский язык, литература, а так же иностранный язык можно применять электронные словари и переводчики, рис. 5. Электронные переводчики содержат большой словарный запас, имеют встроенное произношение иностранных слов и выражений и будут хорошими помощника при изучении иностранных языков. Современные электронные словари содержат не только словари иностранных слов и фраз, но и толковые и тематические словари русского языка.

Следует особо подчеркнуть, что исключено механическое включение малых средств информационных технологий в учебный процесс, необходимо грамотное методическое сопровождение, наличие учебных и методических пособий. Только после этого применение малых средств информационных технологий позволит расширить и углубить содержание школьных предметов, таким образом повысить эффективность и качество обучения в целом.

рис. 5. Внешний вид электронного словаря

Библиографический список

1. Помелова, М.С. Методика обучения школьников на уроках информатики работе с малыми средствами информационных технологий: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Арзамас, 2009.

2. Stillman, G. Students models, methods, limitations and assumptions for an application task in a CAS calculator environment // Proceedings of the 19th Biennial Conference of the Australian Association of Mathematics Teacher. - Adelaide: AAMT, 2002.

3. Вострокнутов, И.Е. Методические рекомендации к изучению алгебры в 7-9 классах с использованием возможностей применения малых вычислительных средств: пособие для учителя / И. Е. Вострокнутов [и др.]. - М.: «Навигатор», 2006.

4. Смекалин, Д.О. Изучение информатики и малые вычислительные средства. Методическое пособие по использованию инженерных калькуляторов в курсе информатики. - М.: Навигатор, 2005.

5. Вострокнутов, И.Е. Методические рекомендации по применению малых средств информационных технологий (научных и графических калькуляторов) в школьном курсе Информатики и ИКТ (базовый уровень) / И.Е. Вострокнутов, М.С. Помелова. - М.: издательство «Навигатор», 2007.

6. Статьи о GPS-навигаторах. - Copyright «gps-sky.ru» Александр Егоров, 2008. - Р/д: http://www.gps-sky.ru, свободный. - Загл. с экрана.

Статья поступила в редакцию 16.04.10

УДК 37.02; 371

Т.Ю. Снежко, соискатель ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: tatiana [email protected]: П. А. Мусинов, канд.пед.наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Республики Алтай, E- mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «АДМИНИСТРАЦИЯ - ОБУЧАЮЩИЙСЯ (СТУДЕНТ)» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема взаимодействия администрации образовательного учреждения и студенческого контингента на основе принципов и ценностей нравственно-правовой культуры. Раскрывается понятие «нравственно-правовое взаимодействие», обозначены подходы в оптимизации отношений в системе «администрация - студент» на примере образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Ключевые слова: нравственно-правовое взаимодействие, коммуникативная культура, правосознание, нравственно-правовое мышление, гуманистическая парадигма, профессионально-педагогическая культура, нормативно-правовое пространство.

В условиях построения в обществе правовой государственности, усиления демократических принципов в управлении различными сферами жизнедеятельности, актуализации воспитательных систем в аспекте нравственно-правового и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, перед социальными институтами возникает необходимость консолидации потенциала на формирование и развитие в каждой личности нравственно-правовых ценностей и нравственно-правовой культуры, образа культуро- и законосообразного поведения, нравственно-правового опыта взаимодействия с окружающими и субъектами совместной деятельности.

Процесс формирования такой ценностно-мотивационной сферы и опыта поведения личности может длиться на протяжении достаточно длительного времени. Но можно лишь с уверенностью сказать, что «определенно значимую роль в формировании опыта нравственно-правового взаимодействия играет целостный образовательный процесс как культурно обусловленная среда и специально организованная целенаправленная система обучения, воспитания и развития личности» [1, с. 40].

Современная гуманистическая парадигма развития отечественного образования требует переосмысления и переоценки ценностей образовательного процесса, пересмотра приоритетов педагогического и управленческого взаимодействия, реального воплощения в педагогическую практику идей ненасильственной, гуманной педагогики и педагогики сотрудничества, которые пока что, к сожалению, носят преимущественно декларативный характер и не находят своей должной реализации в практике.

Гуманный по сути и личностно ориентированный по своему характеру образовательный процесс, ориентирует его участников на оптимизацию отношений в различных системах отношений и взаимодействия, которое должно основываться, прежде всего, на доминировании следующих успехообразующих и успехогарантирующих началах:

• во-первых, на ценностях нравственности и права, обуславливающих сущность и характер нравственно-правового взаимодействия;

• во-вторых, на принципах нравственно-правовой культуры, как автономной качественной характеристики личности и как структурного компонента общей и профессионально-педагогической культуры.

Определенно важную роль в нравственно-правовом взаимодействии играет уровень развития коммуникативных, перцептивных и иных, педагогически обусловленных способностей участников образовательного процесса. В этой системе приоритетов, в качестве доминирующего призвано выступить нравственно-правовое взаимодействие между администрацией и студенческим коллективом образовательного учреждения.

Почему же все-таки приходится говорить о нравственноправовом взаимодействии, акцентируя внимание на сочетании «нравственно-правовое»?

Нормы межличностных отношений в цивилизованном человеческом обществе основаны на принципах нравственности и права. Причем «правовые нормы, - как отмечает В.В. Маркова - основываются преимущественно на нравственных правилах и во многом совпадают с ними. Знание нравственных норм (что в жизни человека первично по отношению к познанию правовых норм и требований закона) обеспечивает более глубокое познание сущности и социально регулирующей роли правовых норм, их грамотное и умелое использование в различных жизненных ситуациях» [2, с. 40].

Нравственная составляющая нравственно-правового взаимодействия означает не только первичность нравственности по отношению к правовым нормам, но и нравственную сущность последних, оценку законодательно-правовых норм и право обусловленных действий и поступков с позиции нравственных ценностей.

Нравственный компонент нравственно-правового взаимодействия в системе «администрация-студент», предполагает возможность эффективного использования администрацией в конкретных законно обусловленных ситуациях нравственных норм, возможности замены ими формально-официальных, директивных решений, шире использовать социально-психологический подход в управлении.

Такой подход во взаимодействии позволяет активизировать совместную деятельность, усиливает их стремление к сотрудничеству, «способствует повышению интереса и ответственности за порученное дело, формированию современного нравственного и правового сознания и мышления, развитию, в конечном итоге, адекватной духовно-эмоциональной сферы личности руководителя, педагога и обучающегося» [3, с. 77].

Это предположение мы обосновываем следующими тезисами:

• учреждение среднего профессионального образования занимает промежуточное положение между общеобразовательным учреждением и учреждением высшего профессионального образования. Это обуславливает необходимость учета специфики типа данного учреждения, возрастных особенностей контингента студентов, своеобразия в организации образовательного процесса, определения в связи с этим оптимальных подходов к организации педагогического взаимодействия;

• структура, содержание и характер локального нормативно-правового пространства образовательного учреждения данного типа во многом предопределяется администрацией и направлен главным образом на регламентацию отношений со студентами (непосредственно, а также через требования педагогического коллектива и иного персонала образовательного учреждения);

• администрация выступает организующим и направляющим звеном в создании системы оптимальных, педагогически оправданных и целесообразных условий протекания образовательного процесса (создание условий для свободного и разностороннего развития творческой личности, нравственно-правовой и законосообразной атмосферы, благоприятного морально-психологического климата и т.п.), задает импульс для дальнейшего совершенства этих условий и приближения их к потребностям и интересам обучающихся;

• доминирующий стиль руководства, степень развития в учреждении общественно-демократических основ управления, а также субъектно-направленные действия администрации во многом определяют атмосферу педагогического и управленческого взаимодействия, в том числе и со студентами;

• характер и продуктивность отношений студентов к руководящим и педагогическим работникам во многом определяется уровнем профессионально-педагогической и нравственно-правовой культур педагогов и руководителей;

• эффективность воспитательной системы образовательного учреждения, уровень духовно-нравственного и культурного развития студентов в определенной степени являются результатом соответствующих усилий и ответственности администрации.

Отношения в системе «администрация-студент» носит преимущественно опосредованный и во многом скрытый характер. Чаще всего эти отношения проявляются через действие внешних и внутренних локальных актов (приказов, правил, распоряжений, положений и т.д.). Отдельные установки, требования и просьбы администрации доводятся до сведения студенческого контингента, как правило, через педагогический коллектив, вспомогательный и обслуживающий персоналы. Такого рода информация, исходящая от администрации носит преимущественно формальный, директивный характер. Напротив, обратная информация и ответная реакция студентов почти всегда носит обязательно-исполнительский характер. Хотя отметим, что не все требования и действия админи-

страции, к сожалению, законосообразны и оправданны в морально-нравственном отношении, что порождает тенденцию к возникновению адекватных данным требованиям отношений со стороны студентов в формах протеста, спора, осуждения, неисполнения и т.д.

Прямые коммуникативные контакты администрации со студентами в образовательной практике, к сожалению, крайне ограничены. В этом может быть и заключается суть нашего интереса к проблеме нравственно-правового взаимодействия в обозначенной системе отношений: исследовать природу и особенности такого взаимодействия. Попытаемся в данной статье обратиться к сущности некоторых составляющих элементов нравственно-правового взаимодействия в указанной системе отношений.

Изначально понятие «нравственно-правовое взаимодействие» является педагогической и в то же самое время юридической категорией. Его составляющая «нравственно-правовое» отражает сущность гуманистической парадигмы в развитии правовой системы и правоотношений. Хотя процесс гуманизации правоотношений в правовой системе, точнее следовало бы обозначать посредством понятия «право-нравственное», подразумевающее движение от правовых ценностей к принципам и ценностям нравственности, так сказать все более «нравственное обличение» правовых норм.

В педагогической науке понятие «нравственно-правовое взаимодействие» рассматривается как одно из основных организационно-педагогических условий оптимизации межличностных, межгрупповых и коллективных взаимоотношений на основе сообразного использования нравственных норм с правовыми ценностями, понимания сущности правовых норм через уже имеющийся опыт нравственного поведения.

Понятия «нравственно-правовое взаимодействие»,

«нравственно-правовое воспитание», «правовое образование» служат смыслообразующими ориентирами в организации педагогического процесса, целенаправленного на формирование современной личности, способной жить и успешно действовать в условиях правового государства, демократии и открытого гражданского общества, поликультурного и многополярного мира. Полагаем, что эти качества целесообразно воспитывать и формировать не только в общеобразовательной среде, но и в системе профессионального образования, когда студенты становятся полностью дееспособными, обладают практически всей полнотой прав и обязанностей, ответственности за свое поведение и поступки.

В оптимизации нравственно-правового взаимодействия определяющими факторами выступают нравственно-правовое мышление, нравственное и правовое сознание участников отношений, которые во многом предопределяют уровень их нравственно-правовой культуры.

Не менее важным в таком взаимодействии, на наш взгляд, является общение, при котором оно выступает как атрибут совместной деятельности и автономная ценность, одновременно. Общение (в широком смысле) включает в себя коммуникацию как обмен информацией, (общение в узком смысле) означает взаимодействие как обмен действиями и восприятие на этой основе субъектами друг друга. В педагогическом и управленческом взаимодействии общение реализуется:

• через компетентностный подход, предполагающий умение участников взаимодействия эффективно решать возникающие проблемы, способность их к реализации правовых норм при адекватной нравственно-правовой оценке собственных поступков, выполнении различных социальных ролей, при выборе способов разрешения конфликтных ситуаций. Реализация данного подхода в образовательном практике создает определенные условия для становления индивидуальной нравственности личности (как руководителя, так и студента). Овладение базовыми компетенциями, способствующими своевременному нравственно-правовому самоопределению и взаимодействию, закладывает фундамент для внутренней психической мотивации, развития нравственно-правового

потенциала участников управленческо-педагогического взаимодействия;

• посредством деятельностного подхода, акцентирующего внимание на четкое закрепление правового статуса участников нравственно-правового взаимодействия. Приоритетными механизмами овладения нравственными и правовыми знаниями в этом плане становятся: свободный доступ к информационно-правовым ресурсам, самообразование, сотрудничество и взаимодействие и др. Это приводит к качественному изменению характера отношений, результатом которых является взаимопонимание, во многом обеспечивающее эффективность нравственно-правового взаимодействия.

Способность к нравственно-правовому взаимодействию означает универсальную качественную характеристику руководителя, необходимую для эффективного выполнения управленческих функций. От его способности оказывать позитивное влияние на участников совместной деятельности зависит и возможность достигнуть желаемых результатов, комфортность нравственно-правового взаимодействия, который мы рассматриваем как целенаправленный взаимообмен и взаимо-обогащение смыслом и ценностями, опытом, эмоциями, установками и позициями.

Наличие у руководящих работников и студентов высокого уровня коммуникативной компетентности и нравственно-правовой культуры позволяет расширять границы взаимопонимания, способствует нравственно-правовому

взаимодействию между ними. При этом следует помнить о мотивах взаимодействия, системе ценностей партнеров, методах и формах деятельности, позволяющих достичь взаимопонимания и эффективности в нравственно-правовом взаимодействии.

Нравственно-правовое взаимодействие в указанной системе отношений во многом обеспечивается благодаря использованию диалогового подхода в управлении.

Управление диалогического типа направлено на согласование индивидуальных особенностей партнеров и создание на этой основе личностно ориентированной корпоративной культуры. В условиях совместной деятельности происходит выработка системы договоренностей между участниками взаимодействия, позволяющей использовать конструктивные способы решения деловых и межличностных проблем.

Процесс гуманизации образования, под которым мы понимаем создание образовательной системы, адекватной природе человека и согласующейся с логикой его саморазвития, предполагает внедрение форм и методов диалогического взаимодействия с личностью обучающегося. Однако в образовательных учреждениях остается достаточно высокий уровень конфликтности. Сложившийся психологический климат и система отношений между участниками образовательного процесса часто не способствуют их позитивному саморазвитию и полной самореализации.

Это свидетельствует о том, что одной из важнейших задач руководителя должно стать стимулирование коллектива на создание продуктивных отношений, основанных на приоритетах нравственно-правовой культуры и влияющих на профессионально-личностный рост каждого субъекта отношений. В основу таких отношений должен быть положен диалог как норма построения гуманитарной общности. Руководитель, осуществляющий диалогическое управление, стимулирует интерес сторон к такой системе отношений, в которой происходит улучшение понимания между участниками взаимодействия. В своей деятельности он стимулирует коллектив к созданию открытых отношений и согласованию интересов.

Метод диалога в управлении предполагает побуждение и означает: разумное делегирование полномочий; стимулирование роста инициативы снизу; демократизацию управления; создание системы четких договоренностей между участниками взаимодействия; открытость целевых установок и прозрачность результатов; коллегиальное, совместное решение организационных проблем.

Показателями диалогического типа взаимодействия являются: наличие диалогичной образовательной среды; демо-

кратизация взаимодействия, предполагающая уважительное отношение субъектов друг к другу; плюрализм мнений, точек зрения, ценностей и смыслов; высокая степень доверия и открытости участников взаимодействия друг другу; стимулирование саморазвития личности; самооценки и самоконтроля; проявление общественно-коллегиального характера управления.

Для образовательных учреждений с диалогическим типом взаимодействия характерны следующие особенности: идея ценности каждой личности, идея диалога; распоряжения администрации действуют с учетом договоренностей между участниками взаимодействия; поручения и ответственность распределяются с учетом желания, индивидуальных способностей и возможностей отдельной личности.

Нравственно-правовое взаимодействие с позиций гуманитарного подхода основывается на принципах управления, которые можно сформулировать таким образом:

• основной ценностью во взаимодействии является личность, ее индивидуальный процесс становления и включения в совместную деятельность;

• в системе нравственно-правового взаимодействий не может быть однозначных истин: согласование этих истин возможно только в диалоге;

• успешность нравственно-правового взаимодействия во многом зависит от сложившейся системы договоренностей, представляющей собой совокупность индивидуальных коммуникативных культур;

• методом воздействия на личность является побуждение, то есть мотивация.

Принципами функционирования образовательного учреждения как гуманитарной системы, обуславливающей нравственно-правовое взаимодействие, являются:

• принцип диалогичности: взаимодействие с личностью с позиций толерантности, эмпатийности, доверительности; умение выстраивать диалогические отношения;

• принцип уникальности: поддержание в личности уважения к себе и формирование отношения к своей личности как к уникальной, неповторимой;

• принцип самостоятельности: предоставление возможности каждому участнику взаимодействия проявлять самостоятельность в посильной деятельности;

• принцип совместности: предоставление возможности личности полноценно участвовать в совместной деятельности;

• принцип целостности: восприятие субъекта и взаимодействие с ним на основе учета его социальных связей, индивидуальных физических и психических особенностей;

• принцип системности: проектирование взаимодействия в соответствии с необходимым и достаточным количеством элементов и связей между ними; выстраивание планомерных, четко продуманных и согласованных видов деятельности;

• принцип гармонизации: нахождение баланса между индивидуальными и коллективными ценностями и целями;

• принцип равенства: признание личностной равноценности между всеми участниками взаимодействия;

• принцип ненасилия: исключение насильственного вторжения в личностную сферу участника взаимодействия.

Основанная на принципах диалогичности образовательная среда, как образующая нравственно-правовое взаимодействие, на наш взгляд, характеризуется: открытостью целевых установок; высокой степенью доверия всех участников взаимодействия друг к другу; прямыми и обратными связями между партнерами по взаимодействию; конструктивностью решений спорных и конфликтных проблем; признанием приоритетности самоопределения, самореализации, саморазвития и самоконтроля во взаимодействии; высокой степенью согласованности в совместной деятельности; признанием прав, свобод и законных интересов всех участников нравственно-правового взаимодействия; благоприятным эмоционально-психо-

логическим климатом; возможностью коллегиально планировать и обсуждать предмет взаимодействия.

Таковы в общих чертах основные положения диалогического принципа в структурировании нравственно-правового взаимодействия.

Современная социокультурная ситуация, характеризующаяся признанием личности обучающегося высшей ценностью, повышенным интересом к ее развитию, интеллектуальной свободе человека, раскрытию его творческого потенциала, к формированию критичности и самокритичности, активности и инициативности, обуславливает новые организационно-педагогические условия нравственно-правового взаимодействия в системе «администрация-студент». Этот процесс рассматривает студента как активного субъекта изменений, партнера взаимодействия, как творческую созидательную личность, а не как объекта воздействий и приложения педагогических усилий. Для создания ситуаций нравственно-правового взаимодействия в образовательной среде необходимо проектировать организационно-педагогические условия, способствующие: активному включению всех участников образовательного процесса в обсуждение и принятие решений, в выполнение активных действий на различных этапах нравственно-правового взаимодействия; исследовательско-познава-тельной позиции субъектов взаимодействия; объективации поведения, предполагающей получение постоянной обратной связи, основанной на нормативно-правовых принципах; партнёрскому, во многом паритетному общению, означающему признание и принятие ценности каждой личности как данности, учета мнения, прав и законных интересов студентов, особенностей, устремлений и перспектив личностного роста, уважительное отношение друг к другу.

Процесс же усвоения нравственно-правовых знаний в указанном типе образовательных учреждениях в большей мере протекает в системе взаимодействия субъекта с объектом и не раскрывается как процесс нравственно-правового взаимодействия в большинстве своем из-за отсутствия достаточного опыта в применении теоретических знаний в практической деятельности.

Процесс нравственно-правового взаимодействия нередко носит внутренне противоречивый, неоднозначный характер и обусловлен противоречиями между: наличием различных мотивов поведения субъектов взаимодействия и несовпадением их ценностных устремлений; недостаточным умением правильно определять свои действия и регулировать свою деятельность в соответствии с нравственно-правовой деятельностью других субъектов отношений и взаимодействия; недостаточной сформированностью у студента необходимых для нравственно-правового взаимодействия качественных характеристик личности и предъявляемыми к такого рода взаимодействию требованиями.

Одной из основных причин неудач и неэффективности управления, а иногда и разочарования в административной деятельности является неумение строить управленческо целесообразные отношения со студентами. Удовлетворение же отношениями с руководством, наоборот, вызывает подъем настроения студентов, их жизнерадостность, и способствует развитию творческой активности, продуктивности познавательной деятельности. Перевод образовательного процесса на уровень личностного взаимодействия означает превращение его в сотрудничество администрации и студента.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики управления образованием показывает, что именно нравственно-правовой характер педагогического сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию студентов как субъектов деятельности, становлению их активной гражданской и жизненной позиции.

Процесс общения администрации со студентами, на наш взгляд, может складываться в двух вариантах:

• взаимопонимание, слаженность в совместной дея-

тельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;

• разочарование, неспособность понять и прогнози-

ровать поведение сторон, ведущее к возникновению спорных и конфликтных ситуаций.

Достижение положительного результата во взаимодействии администрации со студентами связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, с уровнем развития коммуникативных умений, способности к эмпатии и рефлексии, «сенсорной остроте», умения слушать и понимать друг друга.

Руководство должно воздействовать на студентов и взаимодействовать с ними посредством, прежде всего методов убеждения и личного примера, внушения, эмоционального побуждения и стимулирования, изменять в зависимости от конкретных ситуаций и индивидуальных психологических особенностей студентов стиль, тактику и позиции общения, уметь преодолевать негативные манипуляции и конфликтные ситуации. Важную роль при этом играют нравственно-правовая компетентность и культура руководителя в области пси-

Библиографический список

холого-педагогических закономерностей общения, коммуникации, субъект-субъектного взаимодействия.

В завершении статьи хотелось бы привести слова великого русского философа Е.Ю. Соловьева, который при характеристике кантовского «категорического императива», используя модально-логические подходы и выделенные на их основе три способа правового регулирования (запреты, обя-зывания, дозволения), раскрыл эти формулы следующими содержательными определениями: «запрети себе все то, что склонен запретить другим», «требуй с себя, и, прежде всего с себя, все то, что ты считаешь возможным требовать с других», «разреши другим все то, что ты разрешаешь себе». Эти формулы по сути своей идентичны «золотому правилу» нравственности: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»

Считаем, что эти принципиально важные правила должны доминировать в системе нравственно-правовом взаимодействия «администрация-студент», как в прочем и в любой другой системе отношений.

1. Фокина, Н.С. Необходимость правового компонента образования в системе среднего профессионального образования / Т. И. Березина, П. А. Мусинов // Нравственно-правовая культура и правовое образование как социально-педагогические и правовые категории: материалы 2-й Все-рос. н/п конф. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008.

2. Маркова, В.В. Коммуникативная компетентность преподавателя как условие профессионально-нравственного развития студентов // СПО. -2008. - № 5.

3. Тарасов, П.Б. Сущность и структура правовой культуры личности студентов ССУЗОв // СПО. - 2008. - № 3.

Статья поступила в редакцию 16.04.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК З71. З51.851

П.А. Мусинов, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА

В данной статье уточняется сущность и дается содержательная характеристика важных структурных компонентов профессиональной нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения. Понятия «правовая культура» и «нравственно-правовая культура» руководителя рассматриваются в сравнительном аспекте и актуализируются в контексте современной парадигмы развития отечественного образования.

Ключевые слова: правовая культура, нравственно-правовая культура, современное образовательное учреждение, нравственное сознание, правосознание, законосообразность, юридическая компетентность, компетентностный подход, принцип диалогичност в управлении.

Тенденции и динамика социокультурных преобразований, характерных для нашего общества, кардинальным образом изменяют облик социальных институтов и, прежде всего образования.

Актуализация гуманистической парадигмы развития отечественного образования, его дальнейшая интеграция в мировое культурное и образовательное пространство, обуславливают антропоцентристскую концепцию, в основе которой «лежит идея самоценности человека, понимание и принятие его как цели, а не как средства политических, социально-экономических и культурных аспектов жизнедеятельности» [1, с. 54].

Смыслообразующими и приоритетными в этом плане выступают общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают права, свободы и законные интересы личности, оптимизация нравственно-правового взаимодействия в разных системах отношений: «администрация-педаго-гический коллектив (персонал)», «учитель-обучающийся», «образовательное учреждение-родительская общественность» и др. Образовательные системы оказались перед необходимостью переосмысления и переоценки смысла своих целей, функций и содержания деятельности. В этом контексте особое значение приобретает профессиональная компетентность, социально-психологическая надежность и готовность руководителя к управлению образовательным учреждением в новых культурных и социально-экономических условиях, к созданию в учреждении оптимальной личностно-ориентированной

и личностно-развивающей среды, эффективно функционирующего нормативно-правового пространства, способствующего формированию у обучающихся нравственно-правового сознания, правомышления и правосообразного поведения, организации совместной деятельности на основе принципов культуро- и законосообразности, ценностей гуманной педагогики и нравственно-правовой культуры.

Управленческая деятельность в такой плоскости предполагает поиск новых технологий к структурированию отношений между администрацией, органами коллегиального управления и самоуправления, персоналом и коллективом обучающихся в выборе принципиально новых подходов в оптимизации отношений руководителя со всеми участниками взаимодействия как с субъектами во многом равноправными, естественными и самоценными, а потому в психолого-педагогиче-ском плане сложным явлениям.

Такая тенденциозность, коренным образом меняет представление о руководителе-гуманисте, о сущности его профессиональной деятельности, о культуре управления организацией, педагогической, нормативной и нравственно-правовой культуры. Но, если скажем понятия педагогической и управленческой культуры получили достаточно разноаспектную интерпретацию в научной литературе, широко используются в педагогической практике и в профессиональной лексике, то понятие нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения требует своего на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.