Научная статья на тему 'Правовая и нравственно-правовая культуры руководителя современного образовательного учреждения: проблемы содержательного аспекта'

Правовая и нравственно-правовая культуры руководителя современного образовательного учреждения: проблемы содержательного аспекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЗАКОНОСООБРАЗНОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТ В УПРАВЛЕНИИ / HEGAL CULBURE / MORAL-LEGAL CULBURE / CONTEMPORARY EDUCATIONAL INSTITUTION / A HUMANIZATION OF EDUCATION / A HUMAN PARADIGM / A PROFESSIONAL CULBURE OF THE MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинов П. А.

В данной статье уточняется сущность и дается содержательная характеристика важных структурных компонентов профессиональной нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения. Понятия «правовая культура» и «нравственно-правовая культура» руководителя рассматриваются в сравнительном аспекте и актуализируются в контексте современной парадигмы развития отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL AND MORAL LEGAL KULTURES OF THE MANAFER OF THE MODERN EDUCATIONAL INSTITUTION: PROBLEMS OF SUBSTANTIAL ASPECT

In this article the essence is specifiend and the substantial description of the relevant structural components of the proffesional culture of the modern educational institution manager is given. The notions "legal culture" and "morallegal culture" of the manager are examined in the corporative aspect and actualized in the context of the modern paradigm of the Sovient education development.

Текст научной работы на тему «Правовая и нравственно-правовая культуры руководителя современного образовательного учреждения: проблемы содержательного аспекта»

• разочарование, неспособность понять и прогнози-

ровать поведение сторон, ведущее к возникновению спорных и конфликтных ситуаций.

Достижение положительного результата во взаимодействии администрации со студентами связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, с уровнем развития коммуникативных умений, способности к эмпатии и рефлексии, «сенсорной остроте», умения слушать и понимать друг друга.

Руководство должно воздействовать на студентов и взаимодействовать с ними посредством, прежде всего методов убеждения и личного примера, внушения, эмоционального побуждения и стимулирования, изменять в зависимости от конкретных ситуаций и индивидуальных психологических особенностей студентов стиль, тактику и позиции общения, уметь преодолевать негативные манипуляции и конфликтные ситуации. Важную роль при этом играют нравственно-правовая компетентность и культура руководителя в области пси-

Библиографический список

холого-педагогических закономерностей общения, коммуникации, субъект-субъектного взаимодействия.

В завершении статьи хотелось бы привести слова великого русского философа Е.Ю. Соловьева, который при характеристике кантовского «категорического императива», используя модально-логические подходы и выделенные на их основе три способа правового регулирования (запреты, обя-зывания, дозволения), раскрыл эти формулы следующими содержательными определениями: «запрети себе все то, что склонен запретить другим», «требуй с себя, и, прежде всего с себя, все то, что ты считаешь возможным требовать с других», «разреши другим все то, что ты разрешаешь себе». Эти формулы по сути своей идентичны «золотому правилу» нравственности: относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе»

Считаем, что эти принципиально важные правила должны доминировать в системе нравственно-правовом взаимодействия «администрация-студент», как в прочем и в любой другой системе отношений.

1. Фокина, Н.С. Необходимость правового компонента образования в системе среднего профессионального образования / Т. И. Березина, П. А. Мусинов // Нравственно-правовая культура и правовое образование как социально-педагогические и правовые категории: материалы 2-й Все-рос. н/п конф. -Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008.

2. Маркова, В.В. Коммуникативная компетентность преподавателя как условие профессионально-нравственного развития студентов // СПО. -2008. - № 5.

3. Тарасов, П.Б. Сущность и структура правовой культуры личности студентов ССУЗОв // СПО. - 2008. - № 3.

Статья поступила в редакцию 16.04.10

УДК 371. 351.851

П.А. Мусинов, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]

ПРАВОВАЯ И НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРЫ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА

В данной статье уточняется сущность и дается содержательная характеристика важных структурных компонентов профессиональной нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения. Понятия «правовая культура» и «нравственно-правовая культура» руководителя рассматриваются в сравнительном аспекте и актуализируются в контексте современной парадигмы развития отечественного образования.

Ключевые слова: правовая культура, нравственно-правовая культура, современное образовательное учреждение, нравственное сознание, правосознание, законосообразность, юридическая компетентность, компетентностный подход, принцип диалогичност в управлении.

Тенденции и динамика социокультурных преобразований, характерных для нашего общества, кардинальным образом изменяют облик социальных институтов и, прежде всего образования.

Актуализация гуманистической парадигмы развития отечественного образования, его дальнейшая интеграция в мировое культурное и образовательное пространство, обуславливают антропоцентристскую концепцию, в основе которой «лежит идея самоценности человека, понимание и принятие его как цели, а не как средства политических, социально-экономических и культурных аспектов жизнедеятельности» [1, с. 54].

Смыслообразующими и приоритетными в этом плане выступают общечеловеческие ценности, среди которых особое место занимают права, свободы и законные интересы личности, оптимизация нравственно-правового взаимодействия в разных системах отношений: «администрация-педаго-гический коллектив (персонал)», «учитель-обучающийся», «образовательное учреждение-родительская общественность» и др. Образовательные системы оказались перед необходимостью переосмысления и переоценки смысла своих целей, функций и содержания деятельности. В этом контексте особое значение приобретает профессиональная компетентность, социально-психологическая надежность и готовность руководителя к управлению образовательным учреждением в новых культурных и социально-экономических условиях, к созданию в учреждении оптимальной личностно-ориентированной

и личностно-развивающей среды, эффективно функционирующего нормативно-правового пространства, способствующего формированию у обучающихся нравственно-правового сознания, правомышления и правосообразного поведения, организации совместной деятельности на основе принципов культуро- и законосообразности, ценностей гуманной педагогики и нравственно-правовой культуры.

Управленческая деятельность в такой плоскости предполагает поиск новых технологий к структурированию отношений между администрацией, органами коллегиального управления и самоуправления, персоналом и коллективом обучающихся в выборе принципиально новых подходов в оптимизации отношений руководителя со всеми участниками взаимодействия как с субъектами во многом равноправными, естественными и самоценными, а потому в психолого-педагогиче-ском плане сложным явлениям.

Такая тенденциозность, коренным образом меняет представление о руководителе-гуманисте, о сущности его профессиональной деятельности, о культуре управления организацией, педагогической, нормативной и нравственно-правовой культуры. Но, если скажем понятия педагогической и управленческой культуры получили достаточно разноаспектную интерпретацию в научной литературе, широко используются в педагогической практике и в профессиональной лексике, то понятие нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения требует своего на-

учного осмысления, изучения и практического исследования. И в этом есть, на наш взгляд, свои основания и предпосылки.

Так что же следует понимать под нравственно-правовой культурой руководителя современного образовательного учреждения? Каковы ее структурно-содержательные проблемы? И почему нам все-таки приходится говорить именно о нравственно-правовой культуре, а не допустим, просто о правовой культуре руководителя?

Но прежде чем говорить о нравственно-правовой культуре руководителя современного образовательного учреждения, необходимо, на наш взгляд, дать хотя бы обобщенную характеристику понятия «современное образовательное учреждение», которое, как нам кажется, и явилось в той или иной мере предпосылкой возникновения понятия «нравственноправовая культура руководителя», обозначить некоторые его отличительные особенности.

Современное образовательное учреждение представляет собой сложный интенсивно функционирующий и развивающийся комплекс сложных образовательных, информационнотехнологических, нормативно-правовых, социально-экономических, финансово-хозяйственных, человеческих и иных ресурсов. Обусловленный принципами государственной образовательной политики государственно-общественный характер управления и максимальная автономность учреждений предопределяют высокую степень сложности и объемности управленческой деятельности, больший уровень самостоятельности и ответственности в принятии управленческих решений. Эти обстоятельства предъявляют к личностно-профессиональным качествам руководителя повышенные требования, требуют более компетентностного подхода в управлении.

Управление современным образовательным учреждением предполагает знание и умелое использование новейших технологий, требующих от руководителя высокой компетентности, инновационного, порой нестандартного подхода в решении проблем, нестандартного мышления и постоянного научно-теоретического совершенства, высокой культуры интеллектуального и нормативного труда и т. п.

Деятельность современного учреждения образования определяется и регламентируется множеством законодательных и нормативно-правовых актов, которые часто отменяются, изменяются, дополняются. Структура и номенклатура их сложна и насчитывает сотни наименований, разработка их осуществляется самим учреждением, что требует от руководителя определенной юридической компетентности.

Экономическая автономность современных учреждений образования обуславливают достаточно глубокие знания в области экономики и финансов, бухгалтерского учета, маркетинговой и хозяйственной деятельности.

Актуализация компетентностного подхода в управлении образованием еще более усугубляется в связи с личностно ориентированными, гуманистическими тенденциями, порождающими необходимость поиска новых подходов к структурированию и организации педагогического взаимодействия в разных системах отношений.

Эффективность сложного и масштабного управления современным образовательным учреждением может быть обеспечена лишь при условии, что руководитель является широко эрудированной и разносторонне компетентной личностью, обладает высокой общей, профессиональной и нравственноправовой культурой.

Чтобы понять сущность нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения необходимо, на наш взгляд, на основе философского анализа обратиться к нравственно-правовой культуре как общенаучному феномену.

По мнению Э.В. Кузнецова «нравственно-правовая культура, являясь формой общественного сознания, возникает в ходе социально-правовой деятельности субъектов правоотношений и несет в себе мировоззренческие элементы, отражающие не только социально значимую ценность законодательноправовых норм, но и их нравственную сущность и оценку» [2, с. 42].

Нравственно-правовая культура как социально-правовое понятие в науке и практике стало использоваться сравнительно недавно, примерно 15-20 лет назад. До этого момента «для обозначения достигнутого уровня общественного и субъективного правосознания и правовой грамотности использовалось понятие правовой культуры» [3, с. 118]. Отсутствие в нем нравственного компонента было обусловлено, на наш взгляд, как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, в эпоху авторитарного режима доминировала несколько абсолютизированная мораль, а потому проблема нравственности и нравственного воспитания не была актуальной. Во-вторых, сама правовая система прежней системы прямо отражала суть тоталитарного режима, представлялась идеализированной, и характеризовалась жесткой монолитностью, отсутствием нравственной сущности и направленности. Образование и школа того периода были лишены автономности, рассматривались как инструмент господствующей политической власти, были полностью идеологизированы, точно выполняли указания партии и правительства.

Эти обстоятельства не могли не отразиться на ценностях конкретной личности, специалиста. В этом контексте правовая культура руководителя школы предполагала, главным образом, знание и точное исполнение предписаний законодательно-правовых документов, регламентирующих учебновоспитательный процесс и иные аспекты жизнедеятельности школы. Нравственный аспект правовой культуры отпадал сам по себе, ибо законы и нормативные акты были лишены нравственной сущности, а с воспитанием вообще и нравственным, в частности, в обществе все было как бы в норме.

В результате распада той системы во многом были утрачены нравственные ценности. Общество и государство надолго оказались морально деградированными. В ранг «доминирующих были возведены чуждые нам, не всегда морально оправданные и социально одобряемые «окультуренные» явления: культ силы, криминализация и коррумпированность органов государственной власти и должностных лиц, определяющее влияние криминальных структур на ход социальноэкономического развития государства, власть денег и др.» [4, с. 24].

Законодательная и нормативно-правовая база бывшего государства была упразднена, а новая создавалась в течение длительного времени и с большим трудом. Это способствовало правовому нигилизму, дальнейшему прогрессированию преступности во всех ее проявлениях. Эти тенденции не могли не оказать своего негативного влияния на нравственное и правовое сознание общества и отдельной личности.

На этапе стабилизации политической и социально-культурной ситуации в стране, возникла объективная необходимость в актуализации ценностей нравственности и права, нравственно-правовой культуры общества и личности. В связи с построением в нашей стране основ правовой государственности и гражданского общества, усилился акцент на нравственно-правовом воспитании гражданина, на формировании общественного правосознания и правовой грамотности, нравственно-правовой культуры личности, усилилась нравственно-правовая направленность образовательных систем.

Современная законодательно-правовая база государства создана и создается под эгидой гуманизации правовой системы. По нашему мнению «законы и подзаконные акты обеспечены нравственным началом, а потому правовая грамотность субъекта правоотношений предполагает теперь понимание и использование законодательно-правовых норм не только с сугубо нормативных позиций, но и с точки зрения их нравственной сущности» [5, с. 102]. К тому же правовой институт государства в настоящее время в разных аспектах гуманизирован, а значит, законодатель в ходе разработки и принятия нормативно-правовых актов в обязательном порядке указывает движущие мотивы и цели, шире использует нравственное обоснование и оценку тем направлениям на поддержку, развитие или искоренение которых ориентированы принимаемые документы. Все это делает правовые акты более понятными для восприятия, а цели законов усиливают нравст-

венный аспект сформулированных в них норм. Все это, в конечном итоге, обусловило возникновение нравственно-правовой культуры, более масштабного и значимого понятия, чем просто правовая культура (правовая грамотность), как общественного и личностного, объективно востребованного феномена.

Нравственно-правовая культура относительно руководителя современного образовательного учреждения, как субъекта управления и как «субъекта гражданских правоотношений рассматривается нами как синтез его общей, нравственной и правовой культур» [6, с. 78]. При этом общая культура выступает как основообразующая категория, предопределяет уровень развития духовно-эмоциональной сферы, степень общего кругозора и разносторонней эрудиции.

На наш взгляд, нравственно-правовую культуру руководителя современного образовательного учреждения следует рассматривать через призму нравственно-правовой культуры, как категории межнаучной, находящейся на стыке педагогики и права. И в этом плане нравственно-правовая культура является объединяющей категорией, отражающей сущность процесса гуманизации как образования, так и правовой системы. Причем процесс гуманизации образования происходит в направлении от нравственности к праву, а в юриспруденции, наоборот, - от права к нравственности.

Но, так или иначе, это встречная эскалация в конечном итоге имеет общую область соприкосновения и взаимопроникновения наук и предметных культур. И по мере того, как эта область расширяется и углубляется, ярче проявляется гуманистическая тенденциозность образования и права, ценностное взаимообогащение двух наук. (В последние годы появился ряд новых научных дисциплин: правовая педагогика, юридическая педагогика, педагогическая юриспруденция, педагогика прав человека, правовая педагогика, нормативноправовые основы образования, педагогика права и др.).

Правовая культура ранее рассматривалась преимущественно как профессионально значимая характеристика работников правоохранительных органов, адвокатуры и судов (профессиональная правовая культура). Применимо к простому гражданину (в том числе к работникам неюридических специальностей) «правовая культура во многом ассоциировалась с правовой грамотностью (знание законов и умение их использовать на практике, что, конечно же, само по себе было немаловажным)» [7, с. 132].

Нравственно-правовая же культура - понятие более сложное и многозначное. Она подразумевает наряду с правовой культурой (правовой грамотностью) умение выявлять нравственную сущность законодательно-правовых норм, умело и разумно (а главным образом законосообразно) использовать нравственный компонент при оценке законодательных норм и нормативно-правовых ситуаций в ходе практического применения законодательно-правовых актов. По мнению И.М. Сулима «составляющая «нравственно» в нравственно-правовой культуре означает ее основополагающее, первичное по отношению к праву положение, ибо правовые нормы возникли не сами по себе: они возникли и приняли свое формальное закрепление на базе морально-нравственных норм [8, с. 23].

Сущность нравственно-правовой культуры как более общего феномена экстраполируема в область предметной деятельности специалиста конкретной профессиональной области. В этом смысле мы можем говорить, например, о нравственно-правовой культуре юриста, врача, педагога и другого специалиста.

Нравственно-правовую культуру руководителя современного образовательного учреждения мы рассматриваем как качественную характеристику личности, как самостоятельный

элемент профессиональной культуры, и в то же самое время как компонент управленческой и нормативной культуры.

Структурно-содержательный аспект нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения носит во многом проблематичный и дискуссионный характер. В научном мире в настоящее время пока что не сложилось единого взгляда на эту проблему, что свидетельствует, на наш взгляд, о сложности и неоднозначности данного феномена, о его инновационной сущности в образовании.

Полагаем, что в структуру нравственно-правовой культуры руководителя современного образовательного учреждения должны быть включены мотивационный, аксиологический (ценностный), деятельностный и личностно-творческий компоненты.

Попытаемся ниже более подробно обосновать свои предположения.

Мотивационный компонент представляется устойчивым комплексом внутренних побудительных установок и мотивов, направленных на постоянное профессиональное совершенство в процессе непрерывного образования, на достижение и поддержание адекватного современным требованиям общества и образования уровня нравственно-правового сознания и мышления, а также важной психической характеристикой, именуемой профессиональной нравственно-правовой надежностью руководителя.

Аксиологический (ценностный) компонент предусматривает формирование нравственно-правовой направленности руководителя и развития ценностно-мотивационного отношения его к нравственно-правовой культуре, современного типа нравственно-правового мышления (правосознания), выражающегося в устойчивом восприятии и оценке нравственноправовых явлений, личной потребности во взаимодействии и отношениях с окружающими и участниками образовательного процесса, основанных на общечеловеческих ценностях, соблюдении их прав, свобод и интересов.

Деятельностный компонент предполагает способность руководителя к познавательной нравственно-правовой деятельности, готовность к постоянному пополнению юридических знаний, поддержанию должного морального облика коллектива и личности, формирование умений и опыта нравственно-правового взаимодействия, нравственно обусловленной и законосообразной профессиональной деятельности.

Личностно-творческий компонент предполагает постоянный поиск новых оптимальных путей организации нравственно-правового взаимодействия, «создания в учреждении условий, способствующих становлению свободной и полноценной гражданской личности, форм нравственно-правового совершенства, творческий подход к решению проблем управления персоналом и учреждением» [9, с. 63].

В формировании нравственно-правовой культуры руководителя определенную роль призвана играть система национально-региональных ценностей, традиции и обычаи народов в условиях многонационального государства. Именно в них заложен огромный нравственный потенциал, который служит важным средством коммуникативного взаимопонимания, культурного взаимообогащения субъектов деятельности.

Таким образом, нравственно-правовая культура руководителя современного образовательного учреждения представляет собой сложный феномен, требующий дальнейшего изучения и понимания. В пределах данной статьи автором с субъективной точки зрения предпринята попытка обозначения проблемы структуры и содержания нравственно-правовой культуры руководителя, определения сущности ее отдельных составных компонентов. В дальнейших публикациях предполагается более подробное освещение проблемы нравственноправовой культуры руководителя современного образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Каминская, В.И. Правосознание как элемент правовой культуры / В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания. - М., 1974.

2. Кузнецов, Э.В. Естественное право как фактор духовного возрождения России / Э.В. Кузнецов, В.И. Каминская // Правоведение. - 1993. - № 4.

3. Лазутова, М.И. Права человека: история и современность. - М., 1992.

4. Матвиенко, А.Д. Перестройка и нравственные ценности // Социологические исследования. - 1990. - № 11.

5. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Титаренко. - М., 1994.

6. Мусинов, П.А. К сущности нравственно-правовой культуры и основных подходов к ее изучению / П.А. Мусинов, А.П. Беликова: материалы Всерос. н/п конф. - Г-Алтайск, 2006.

7. Никитин, А.Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993.

8. Олейников, B.C. Нравственно-правовая система воспитания: сб. научн. трудов / под ред. С.Ф. Зыбина. - СПб., 1993. - Вып.1.

9. Сулима, И.М, Философская герменевтика и образование // Педагогика. - 1999. -№4.

10. Фокина, И.С. Формирование основ правовой культуры в рамках системы среднего профессионального образования: материалы Всерос. н/п конф. - Г-Алтайск, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.04.10

УДК 378:78

Е.А. Петелина, доц. ВГПУ, г. Воронеж, E-mail: [email protected] МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТА-ХОРМЕЙСТЕРА

Работа автора посвящена проблеме формирования образовательной среды в условиях подготовки музыканта-хормейстера. В исследовании представлено несколько концептуальных положений, явившихся основой рассмотрения проблемы. Музыкально-образовательная среда рассмотрена как культурная, ценностно-смысловая реальность, которая обеспечивает творческий процесс активности личности, её эмоциональное и интеллектуальное развитие и коммуникативное взаимодействие со всеми субъектами.

Ключевые слова: музыкально-образовательная среда, воспитывающая среда, культурно-образовательная среда, окружение, уровни музыкально-образовательной среды.

Образовательная среда любого учебного заведения должна рассматриваться как системное образование, которое является частью социальной среды и характеризуется как «единство теоретического и практического, объективного, субъектного и субъективного, инвариантного и вариативного, интерактивного, дифференцированного и индивидуального» [1]. Изучение образовательной среды весьма важно для педагогики. Это связано с осознанием опасности разрушения системы наследования культурно-исторического опыта и национальных ценностей, разобщения поколений, нарушением диалога личности и общества и других стихийно проявляющихся явлений.

Обретение нового «образа» российского образования, его модернизация, которая понимается как переход от закрытости к открытости образовательного сообщества, расширения свободы выбора и ответственности субъектов образовательного процесса, информатизация, усложнение личности обучающегося и обучаемого, создает принципиально иную ситуацию создания и функционирования образовательной среды учебного заведения. Изучение среды, отмечает Е.П. Белозерцев, дает возможность понять, как образование реагирует на «изменчивую социальность», с одной стороны, учитывая традиции, и с другой, выявляя бесконечность культурных смыслов, органично предъявляемых истории региона [2]. «Характеристики образовательной среды, бесспорно, имеют большее значение для освоения личностью ученика или учителя своей культурной ниши и продвижения в смежные» [3]. Среда относится к «явлениям, сопрягающим упорядоченность и возможность с приоритетом культурного диалога развивающегося субъекта. При этом каждый субъект (ребенок и родитель, учитель и школьник, преподаватель и студент, профессор и аспирант и др.) имеют право и свой выбор в средо-вой знаковости. ...Актуальность изучения обусловлена динамикой сопряжения культурных смыслов в их раскрытии через упорядоченную систему» [2].

Значимость среды, влияние ее на личность, многогранность, сложность и проблематичность, обуславливают большое количество различных подходов к ее изучению с целью выработки методологических позиций и выдвижения концептуальных положений.

Методологическими основаниями исследования музыкально-образовательной среды выступили принцип единства и диалектического взаимоотношения и взаимодействия теории и практики в познании, идеи модернизации и реформирования российского образования (гуманизация, демократизация, непрерывность, открытость и др.), современные пред-

ставления об образовательной среде как самостоятельной ценностной категории.

В основу проводимого исследования были положены следующие концептуальные положения.

1. Синергетический подход при исследовании музыкально-образовательной среды позволяет проводить анализ на междисциплинарном уровне: педагогике и психологии, философии и культурологии, искусствознания и социологии. Теория «самоорганизации», предложенная И. Пригожиным и Г. Хакеном дает аналитический инструментарий для исследования нелинейных, переходных, неравновесных процессов, а также альтернатив развития [4]. Одна из основных идей синергетического подхода заключается в переносе акцента постепенной эволюции процессов на взрывной характер развития. Модернизация музыкально-образовательной среды, ее развитие — это ответ на вызов дезорганизующих действий, вызванных реформированием системы образования, что, наверное, важно для развития гуманистических, плюралистических, диалогических, ценностных компонентов культуры и образования. А принятие образовательным сообществом новой идеи или концепции никогда не происходит без интерпретации [5], то есть диалога между субъектами (властью и обществом, педагогом и студентом, композитором и исполнителем и т.д.), поэтому анализ музыкально-образовательной среды учебного заведения предполагает также исследование и ее ценностной структурной составляющей [2].

2. Системный подход дает возможность рассмотреть сущность сложных систем, к которым относится музыкальнообразовательная среда. По мнению И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина, системный подход представляет собой общенаучную методологическую форму познания, связанного с рассмотрением, изучением и конструированием объектов как систем [6]. Рассмотрение сущности музыкально-образовательной среды как системы возможно на основе следующих положений:

- свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

- зависимость каждого элемента от его места и функций в системе;

- поведение системы детерминировано как спецификой ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

- исследование механизма взаимодействия элементов внутри системы и ее зависимость от внешних факторов;

- изучение иерархичности данной системы;

- рассмотрение системы как динамичной развивающейся целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.