Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гогурчунов Арсланали Пахрутдинович

Целью исследования является изучение процесса формирования правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе. Методы. Анализ научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования, обобщение, сравнение. Результат. Уточнено понятие правовая грамотность в психолого-педагогической литературе, сделан вывод о том, что под правовой грамотностью понимается знакомство личности с правовыми основами государства, совокупность граждански значимых правовых знаний государственных законов, видов и норм права. Вывод. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на этапе обучения в вузе, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями, как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A STUDENT’S LEGAL LITERACY IN THE PROCESS OF STUDYING AT A UNIVERSITY

The aim of the paper is to study the process of forming of a student’s legal literacy in the process of studying at a university. Methods. Analysis of scientific literature and dissertations on the research issue, generalization, comparison. Result. The concept of legal literacy in the psychological and pedagogical literature is clarified, it is concluded that legal literacy is understood as the acquaintance of a person with the legal foundations of the state, the totality of civilly significant legal knowledge of state laws, types and norms of law. Conclusion. Legal literacy should be formed at all stages of education, especially at the stage of studying at a university, since it is qualified teachers, having knowledge both in the field of law and in the field of pedagogy, who can most effectively contribute to the formation of legal literacy among young people.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-46-52

Формирование правовой грамотности студента

в процессе обучения в вузе

© 2022 Гогурчунов А. П.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: Gogurchunov@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение процесса формирования правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе. Методы. Анализ научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования, обобщение, сравнение. Результат. Уточнено понятие правовая грамотность в психолого-педагогической литературе, сделан вывод о том, что под правовой грамотностью понимается знакомство личности с правовыми основами государства, совокупность граждански значимых правовых знаний государственных законов, видов и норм права. Вывод. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на этапе обучения в вузе, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями, как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи.

Ключевые слова: правовая грамотность, правосознание, правовая культура, студент, вуз.

Формат цитирования: Гогурчунов А. П. Формирование правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 46-52. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-46-52

Formation of a Student's Legal Literacy in the Process of Studying at a University

© 2022 Arslanali P. Gogurchunov

Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: Gogurchunov@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to study the process of forming of a student's legal literacy in the process of studying at a university. Methods. Analysis of scientific literature and dissertations on the research issue, generalization, comparison. Result. The concept of legal literacy in the psychological and pedagogical literature is clarified, it is concluded that legal literacy is understood as the acquaintance of a person with the legal foundations of the state, the totality of civilly significant legal knowledge of state laws, types and norms of law. Conclusion. Legal literacy should be formed at all stages of education, especially at the stage of studying at a university, since it is qualified teachers, having knowledge both in the field of law and in the field of pedagogy, who can most effectively contribute to the formation of legal literacy among young people.

Keywords: legal literacy, legal awareness, legal culture, student, university.

For citation: Gogurchunov A. P. Formation of a Student's Legal Literacy in the Process of Studying at a University. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 46-52. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-46-52 (in Russian)

Введение

Уровень правовой грамотности в государстве является показателем развития общества, условием становления правово-

го государства. Именно сегодня создались благоприятные условия для критического переосмысления методологических основ исследования правовой грамотности мо-

лодежи, необходимости коренного реформирования правовой реальности современной России.

Исследование правовой грамотности актуально для большинства государственных институтов, для российского юридического сообщества в целом. Мониторинг правовой грамотности населения интересен исполнительным и законодательным органам власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию различных сфер жизни - Министерству юстиции, МВД, Государственной Думе РФ, Совету Федерации, а также региональным департаментам образования, отвечающим за формирование основ правосознания подрастающего поколения [7].

Юридическое сообщество осуществляет популяризацию права на практике: через консультирование, представление и отстаивание интересов граждан. Значимость права выражается через его знание, понимание и отношение к нему. Правовые знания и возможность их применения в жизни, развитие оценочного отношения к праву, социально-правовых установок на основе имеющихся знаний, входят в правовую грамотность личности.

Целью исследования является изучение процесса формирования правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе.

Методы исследования - анализ научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования, обобщение, сравнение.

Результаты и обсуждение

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовой грамотности, а ее исследование требует обращения к трудам по общей теории права, в которых сделан анализ ее сущности и роли в регулировании общественных отношений.

В то или иное время вопросами правовой грамотности интересовался ряд исследователей: А. П. Семитко, например, рассматривал правовую грамотность как правовую жизнь общества, З. Ч. Чикеева определяла правовую культуру не только как качественное состояние существования, но и как развитие самого человека; Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, В. И. Сергеевич, М. М. Ко-

валевский, С. А. Муромцев выражали взгляды позитивистской школы в определении данной категории. Естественно-правовая школа представлена такими учеными, как: Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Б. Н. Чичерин, наконец, исследователи марксистской школы общетеоретических исследований С. А. Котлярев-ский, И. А. Покровский, В. М. Гессен. Период советской эпохи формирования политико-правовой мысли до 70-х годов представлен работами прежде всего П. И. Стучки, Н. В. Крыленко, Е. Пашуканиса, А. Г. Гойхбарга, М. А. Рейснера, Д. М. Ген-кина, А. И. Денисова, Н. Г. Александрова, О. С. Иоффе, наконец, наследие русских правоведов и философов, находящихся в вынужденной эмиграции П. А. Сорокина, И. Л. Солоневича, И. А.Ильина, чьи труды внесли большой вклад в государственно-правовом самоопределении отечественной правовой традиции.

Учёный правовед И. Л. Честнов считает, что проблематика правовой грамотности и правовой культуры, на первый взгляд, является достаточно теоретической. По мнению А. К. Уледова, культура являет собой конкретное высококачественное состояние сообщества на любой стадии её формирования. Исследователь Л. Б. Кертман, классифицирует их следующим образом:

1. Антропологический (деятельност-ный) подход. Характеризует культуру как синтез ценностей, созданных человеком. В рамках данного подхода правовая культура выступает правовой действительностью, структура которой включает правовые ситуации, нормы, ценности, их реализацию в правопорядке. Группа сторонников данного подхода представлена К. Даусоном А. Кребером, В. П. Казимир-чуком, Л. Бернардом и В. Н. Кудрявцевым, Б. Сапельниковым, А. В. Поляковым и И. Л. Честновым.

2. Философский подход привлекает внимание, прежде всего, своей оригинальностью. Однако согласиться с ним можно не безусловно.

3. Социологический подход, в котором отражена культура как совокупность духовных ценностей. Социологический подход представлен авторами: А. А. Радклифф-Браун, С. С. Алексеев, Т. В. Си-нюкова, Г. И. Балюк, В. С. Нерсесянц, Д. И. Чесноков, учёный А. П. Семитко. Похо-

жей точки зрения придерживаются авторы В. П. Сальников и В. В. Лазарев. Они акцентируют внимание на правовые институты, нормы, правовые поступки, правовые идеи и правовые учреждения.

Исследователи считают, что «... правовая грамотность представляет собой объективированные результаты правовой деятельности общества в целом, государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, а также является отражением правовых явлений в сознании людей» [3, с. 114].

Правовая грамотность, считает В. С. Плетников, это - часть общей культуры общества, правовое положение общества, правовые ценности, созданные людьми за всю историю развития права, качество юридических форм, норм и институтов в их реальном функционировании [5, с. 80].

Правовая грамотность является сложным системным образованием, включает в себя различные элементы, которые образуют ее структуру. Анализ этой структуры становится важным в связи с теми изменениями, которые претерпела современная правовая действительность.

По Г. Р. Шамьенову, «правовая грамотность - это система представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права, отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней и выполняют благодаря этому роль своеобразного регулятора их поведения в юридически значимых ситуациях» [6, с. 95].

По мнению большинства ученых, понимание термина «правовая грамотность» множественно, и в силу своей многогранности эти толкования не всегда несут в себе аргументированную позицию. Эуген Эрлих (Eugen Ehrlich) описывает правовую грамотность лишь через призму понимания права, представляя для обозрения синоним правовой культуре - «действующее право» («living law»), в свою очередь Роско Паунд (Roscoe Pound) ассоциирует правовую грамотность с «действующим законом» («law in action»). Иногда термин правовая грамотность взаимозаменяется терминами «правовая семья» или «правовая традиция» [1, с. 50].

Существуют и иные концепции восприятия правовой культуры, например, Лоуренс М. Фридман и Джеймс К. Уитман (Lawrence M. Friedman, James Q. Whitman) как социологи права понимают правовую

грамотность в качестве набора ценностей, идей и взглядов общества, рассматривая их относительно своего внутреннего (национального) права. Петер Хаберле (Peter Haberle) в своих работах указывает на тот факт, что иногда сама правовая грамотность рассматривается как ценность и противодействие варварству тоталитаризма; здесь правовая грамотность используется как синоним верховенства права [4, с. 247].

Другие понимают правовую грамотность как определенные формы мышления, например, Пьер Легранд (Pierre Legrand) говорит о сравнении с эпистемой или менталитетом; Аннелис Райлс (Annelise Riles) трактует грамотность как юридические знания; Никлас Лухманн (Niklas Luhmann) выдвигает идею о коллективной (общественной или национальной) памяти; для Уильяма Эвальда (William Ewald) правовая грамотность -это «право в умах» кого-то или чего-то; а некоторые из ученых проводят ассоциацию с космологией, как, например, Ребекка Френч и Лоуренс Розен (Rebecca French, Lawrence Rosen).

Кроме того, существует понимание правовой культуры как «практики права», как, например, у Клиффорда Герца (Clifford Geertz). Роджер Коттерелл (Roger Cotterell) в своем понимании правовой культуры убрал границы и смешал понятия правовой культуры с правовой идеологией, а X. Патрик Гленн и Рейнхард Циммерманн (H. Patrick Glenn, Reinhard Zimmermann) объединили грамотность с правовыми традициями. Некоторые определения дают различные аспекты вместе взятые. Марк ван Хоук и Марк Уоррингтон (Mark van Hoecke and Mark Warrington) пошли дальше всех, они истолковывают правовую грамотность, как симбиоз нескольких элементов, таких как: юридическая терминология, правовые источники, правовые методы, аргументация, легитимизация права и общая идеология [2, с. 383].

Итак, большинство авторов рассматривает правовую грамотность, во-первых, как целенаправленную, организационно-идеологическую деятельность. Во-вторых, для всех приведенных определений понятия «правовая грамотность» основным направлением является формирование правового сознания и поведения людей [2, с. 384].

Оптимизировать процесс формирования правовой грамотности обучающихся - значит сделать его максимально эффективным, действенным, то есть усовершенствовать его для повышения уровня знаний о праве и уважения к нему. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы, связанные с уровнем формирования правовой грамотности регулирует вопросы исключительно правового образования и лишь косвенно касаются формирования правовой грамотности. Содержание правовой грамотности определяется условиями формирования представления о социальной реальности как правовой, восприятием феномена права в обществе как такового. На этот процесс оказывают значительное влияние правовые идеи, которые охватывают осознание права, ощущение права, правовой идеал и правовую реальность.

Правовое образование является основой, фундаментом нового общества в РФ. Ведь граждане являются единственным фактором, способным образовывать государство и правопорядок, приводя в действие Конституцию РФ и законодательство. Программы правового образования должны учитывать профессиональные навыки, возраст, социальный статус, психологические особенности и тому подобное. Однако, несмотря на значительное количество программ по формированию правовой грамотности молодежи, в РФ остается недостаточным уровень правовой осведомленности.

Среди проблем особое место занимает низкая правовая образованность граждан, которая выражается в недостаточном знании содержания правовых механизмов реализации своих прав, а также неумении применять свои знания на практике. Например, довольно часто происходит так, что граждане просто не знают, в какой орган обратиться по тому или иному вопросу.

Правовая грамотность влияет на правосознание отдельных индивидов. В этом праворегулятивная функция общественного правосознания осуществляется через формирование индивидуальной правовой культуры, образование, состояние правовой духовности, атмосферы общества. Через правосознание происходит познание окружающей среды, формируется система знаний, понимания и осознания права и его требований, отношение к праву в целом и выработки направления и характера поведения в области права. Правосозна-

ние по своей природе - это именно осознание права, а не чувство, эмоция или инстинкт.

Глубина внутреннего убеждения заключается в необходимости соблюдения требований и норм права, а степень осознания принципов и идей создают содержание аспекта убеждения. Наличие единства, тесной взаимосвязи, существующей между правосознанием и правовой культурой, свидетельствует о невозможности отделения правосознания от правовой культуры. Одним из важных элементов высокого уровня правовой культуры общества является эффективность работы правоприменительных, в частности правоохранительных, органов - суда, прокуратуры, органов внутренних дел и т. д. Научный уровень правового мышления и правосознания обеспечивает не только развитие правовой культуры в целом, но и формирование идеала правовой личности, которая уважает правовой закон, признает его верховенство во всех сферах жизни, своими действиями поддерживает режим законности в России. Среди субъектов социальной профилактики правонарушений особое место принадлежит полиции, которая не только сама осуществляет специальные профилактические мероприятия, но и обеспечивает проведение таких мероприятий другими государственными органами.

Таким образом, можно сделать вывод, что под правовой грамотностью понимается знакомство личности с правовыми основами государства, совокупность граждански значимых правовых знаний государственных законов, видов и норм права. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на этапе обучения в вузе, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями, как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи.

Для формирования правовой грамотности у обучающихся на программах высшего образования можно выделить ряд дисциплин охватывающие правовые нормы. Благодаря такой дисциплине, как «Основы права» обучающиеся получат знания о том, что такое право и как оно появилось, а также базовые понятия в данной области и отличия российского права от иностранного. Например, учеб-

ник для вузов «Основы права» А. М. Волкова и Е. А. Лютягиной позволит усвоить данную дисциплину и получить полные, системные знания.

В ходе изучения дисциплины «Конституционное право» можно использовать учебник для вузов «Конституционное право Российской Федерации» Г. Н. Ком-ковой, Е. В. Колесникова и М. А. Липчан-ской. В курсе рассматриваются основные категории конституционного права, права и свободы человека, федеративное устройство, система органов власти России и ее субъектов. Даются определения конституционных понятий с учетом последних достижений российской правовой мысли. В частности, данная литература подходит для студентов вузов, обучающихся по юридическим направлениям, а также для магистрантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, сотрудников органов государственной и муниципальной власти, практикующих юристов.

Для того, чтобы знать виды субъектов гражданских отношений, общее понятие договора, виды обязательств, как защитить собственность, что такое авторское право и интеллектуальная собственность, какие сроки предъявления претензий и особенности защиты прав потребителей, существует такая дисциплина как «Гражданское право». В учебном пособии Е. Г. Шабловой, О. В. Жевняка «Гражданское право» изложены основные положения данной дисциплины. Раскрываются понятие и источники гражданского права, гражданские взаимоотношения, гражданско-правовые сделки.

Помимо этого, огромную роль в жизни любого человека играет знание своих прав и обязанностей в трудовых отношениях. В ходе изучения дисциплины «Трудовое право» раскрываются основные вопросы российского трудового права: предмет, метод, принципы правового регулирования трудовых правоотношений, их субъекты (участники), стороны социального партнерства.

В ходе изучения дисциплины «Налоговое право» можно обратиться к одноименному учебному пособию Р. Д. Фар-хутдинова, которое поможет обучающимся овладеть комплексом теоретических правовых знаний, практических умений и навыков, необходимых для понимания принципов, форм и методов правового регулирования общественных отношений,

возникающих в процессе функционирования налоговой системы Российской Федерации.

Также особую роль в ходе формирования правовой грамотности у обучающихся играет такая дисциплина как «Административное право». В ходе ее изучения рассматриваются понятия и источники административного права, признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, меры административного наказания, производство по делам об административных правонарушениях и многое другое. Усвоение содержания данной дисциплины является довольно сложным для обучающихся, в связи с этим курс должен являться комплексным и эффективным средством для обучения студентов. К таким курсам можно отнести учебник и практикум для вузов «Административное право России» под редакцией А. И. Стахова и П. И. Кононова.

Одно из важнейших мест в жизни каждого гражданина занимают знания в области уголовного права. Ведь задачей уголовного права является охрана интересов общества от преступных посягательств и предупреждение преступлений. В процессе изучения дисциплины «Уголовное право» проходят понятие и источники уголовного права, уголовный кодекс РФ и его особенности, понятие и состав преступления, категории преступлений, уголовную ответственность, виды и цели уголовного наказания и многое другое.

Изучение дисциплины «Теория государства и права» призвано вооружить будущих специалистов современными достижениями общетеоретической мысли, сформировать политико-правовое мышление, включающее идеи приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, верховенства закона. В процессе познания теории государства и права важнейшим видится вопрос преподавания данной дисциплины. При изучении курса теории государства и права используются различные формы занятий: лекция, семинар, коллоквиум, деловые игры, консультации и т. п. Практические занятия при изучении теории государства и права позволяют глубже уяснить материал и реализовать его в профессиональной деятельности. Блок правоведения формирует комплекс профессиональных компетенций студента и направлен на освоение необходимых вопросов

для дальнейшего получения образования. С уверенностью можно сказать, что на данном этапе происходит становление правового мышления, закладывается фундамент профессионального правосознания.

Теория государства и права является одной из самых объемных по своему содержанию юридических дисциплин и имеет важное методологическое значение. В процессе освоения всей палитры тем рассматриваемой дисциплины происходит формирование личности будущего специалиста, выстраивается структура его мышления, вырабатывается категориальный аппарат и закладывается фундамент профессионального правосознания.

При этом некоторые темы, которые являются наиболее сложными или имеют дальнейшее практико-ориентирующее значение, рекомендуется обязательно прорабатывать на практических занятиях, применяя различные инновационные методы и формы.

На наш взгляд, к наиболее оптимальным для проведения практических занятий можно отнести темы, посвященные современному представлению о государстве, его функциях и форме, построению системы государственных органов в соответствии с принципом разделения властей и функциональным предназначением, а также дискуссионные темы о правовом государстве и гражданском обществе, значении прав человека и гражданина в современном мире; связанных с источниками права, структурой правовой нормы, законодательным процессом, правоотношением и правонарушением, а также толкованием норм права.

Каждая из представленных выше тем имеет свой инновационный потенциал и может преподноситься преподавателем в различных формах в зависимости от возможностей учебной группы, материально-технического оснащения аудитории, а также мировых и государственных событий, происходящих на момент изучения дисциплины.

Так, для освоения и закрепления терминологии по теме, связанной с социо-нормативной системой, допустимо использовать метод блиц-опроса или метод телеграмм. Форму государства лучше всего изучить на примере деловой игры «Островное государство». Для определения роли политических партий допустима организация дебатов и пресс-

конференция. Законодательная деятельность государства раскрывается в процессе применения метода игрового проектирования. Темы, связанные с правоотношением и правонарушением, отрабатываются в формате решения ситуационных задач и работы с нормативными источниками.

Наибольший интерес для практических занятий представляют вопросы, связанные с источниками права, структурой правовой нормы, законодательным процессом, правоотношением и правонарушением, а также толкованием норм права.

Анализируя приоритеты современного общества, угрозы, зарубежный опыт, а также внутреннюю политику государства в правовом просвещении, одним из агентов правового просвещения в условиях формирования гражданского общества являются средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), действительно исполняя функцию четвертой ветви власти. Средства массовой информации сегодня изучаются представителями разных наук: педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, журналистики.

Правовая грамотность влияет на правосознание отдельных индивидов. В этом праворегулятивная функция общественного правосознания осуществляется через формирование индивидуальной правовой культуры, образование, состояние правовой духовности, атмосферы общества. Через правосознание происходит познание окружающей среды, формируется система знаний, понимания и осознания права и его требований, отношение к праву в целом и выработки направления и характера поведения в области права.

Правосознание по своей природе - это именно осознание права, а не чувство, эмоция или инстинкт. Глубина внутреннего убеждения заключается в необходимости соблюдения требований и норм права, а степень осознания принципов и идей создают содержание аспекта убеждения. Наличие единства, тесной взаимосвязи, существующей между правосознанием и правовой культурой, свидетельствует о невозможности отделения правосознания от правовой культуры. Одним из важных элементов высокого уровня правовой культуры общества является эффективность работы правоприменительных, в частности правоохранительных, органов -суда, прокуратуры, органов внутренних дел и т. д.

Вывод

Таким образом, формированию правовой грамотности молодежи необходимо уделять особое внимание, так как от нее зависит будущее страны в целом и, соответственно, ее правовой составляющей в частности. Обучение студентов должно осуществляться непрерывно, исходя из основ права. Зная о правилах поведения

(правовых нормах), установленных государством, о последствиях противоправных действий, молодые люди будут иметь максимальную возможность реализовать свои права, а также смогут правильно оценивать провокационные или конфликтные ситуации, что позволит им избегать совершения правонарушений.

Литература

1. Амелина К. Е. Правоведение. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2019. 190 с.

2. Игумнова Н. П. Библиотечное пространство стран СНГ как самоорганизующаяся система: методология исследования. Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 4. С. 383-390.

3. Матюшенко Д. В. Электоральная грамотность молодежи как фактор политической активности: региональный аспект. Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 3 (13). С. 114-127.

4. Мишова В. В. Библиотечный интернет-портал как площадка для предоставления электронных информационных услуг. Труды ГПНТБ СО РАН. 2018. № 13. Т. 2. С. 247-251.

5. Плетников В. С. Правоведение (для экономистов). Учебник. М.: КноРус. 2019. 288 с.

6. Шамьенова Г. Р. Принципы формирования правовой культуры в рамках реализации воспитательной работы со студентами в современном вузе. Правовая культура. 2020. №. 1 (40). С. 95-106.

7. Характеристики периодов и фаз пандемии и задачи здравоохранения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://expert.ru/ratings/table_77322. (дата обращения: 09.04.2022)

References

1. Amelina K. E. Pravovedenie [Jurisprudence]. Moscow: N. E. Bauman MSTU Publ., 2019. 190 p. (In Russian)

2. Igumnova N. P. Bibliotechnoe prostranstvo stran SNG kak samoorganizuyushchayasya sistema: metodologiya issledovaniya. Bibli-otekovedenie [Library space of the CIS countries as a self-organizing system: research methodology. Library Science]. 2019. Vol. 68. No. 4. Pp. 383-390. (In Russian)

3. Matyushenko D. V. Elektoral'naya gramotnost molodezhi kak faktor politicheskoj aktivnosti: regional'nyj aspekt. Grazhdanin. Vy-bory. Vlast' [Electoral literacy of youth as a factor of political activity: a regional aspect. Citizen. Elections. Power]. 2019. No. 3 (13). Pp. 114127. (In Russian)

4. Mishova V. V. Library Internet portal as a platform for the provision of electronic information services. Trudy GPNTB SO RAN [Proceed-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гогурчунов Арсланали Пахрутдино-вич, преподаватель, базовая кафедра специальных дисциплин колледжа, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: Gogur-chunov@yandex.ru

ings of State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch. Russian Academy of Sciences]. 2018. No. 13. Vol. 2. Pp. 247-251. (In Russian)

5. Pletnikov V. S. Pravovedenie (dlya ekonomistov) [Jurisprudence (for economists) Textbook]. Moscow: KnoRus. 2019. 288 p. (In Russian)

6. Shamyenova G. R. Pravovaya kul'tura [Legal culture]. Principles of the formation of legal culture in the framework of the implementation of educational work with students in a modern university. 2020. No. 1 (40). Pp. 95-106. (In Russian)

7. Harakteristiki periodov i faz pandemii i zadachi zdravoohraneniya [Characteristics of the periods and phases of the pandemic and health care tasks]. Available at:

https://expert.ru/ratings/table_77322. (accessed: 09.04.2022).

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Arslanali P. Gogurchunov, teacher, the basic chair of Special Disciplines of the College, Dagestan State University, Makhachkala, Russia; e-mail: Gogurchunov@yandex.ru

Принята в печать 05.09.2022.

Received 05.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.