Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ПРОГРАММЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедова Рагинат Магомедовна

В статье рассматривается процесс формирования правовой грамотности у обучающихся по программам высшего образования. Правовая грамотность является сложным системным образованием, включает в себя различные элементы, которые образуют ее структуру. Анализ этой структуры становится важным в связи с теми изменениями, которые претерпела современная правовая действительность. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Поэтому, естественно, что теория и практика правового воспитания широко использует достижения педагогики и опирается на ее выводы. В структуре правовой грамотности выделены три главных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на программах высшего образования, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи. Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING LEGAL LITERACY AMONG HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article deals with the process of formation of legal literacy in students of higher education programmes. Legal literacy is a complex system formation, includes various elements that form its structure. The analysis of this structure becomes important in connection with the changes which the modern legal reality has undergone. Formation of legal literacy, as a type of pedagogical activity, is aimed at forming a certain sphere of consciousness - legal consciousness. Therefore, it is natural that the theory and practice of legal education makes extensive use of the achievements of pedagogy and relies on its conclusions. The structure of legal literacy has three main components: cognitive, motivational-valuable, regulatory-behavioral. Legal literacy should be formed at all stages of education, especially in higher education programs, as qualified teachers, having knowledge both in law and in pedagogy, can most qualitatively contribute to the formation of legal literacy in young people. The formation of legal knowledge and a heightened awareness of the law is the most important task of the modern State. Bodies of state power, local government, educational organizations should organize measures on the proper level to promote the development of legal consciousness of citizens, as in the further it all contributes to the formation of the state based on the rule of law.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Ещё одно популярное интерактивное средство обучения - это электронный учебник. Он представляет собой программно-методический комплекс, который соединяет в себе учебник, справочник и задачник.

Электронный учебник можно использовать для обобщения, систематизации и закрепления знаний, контроля успеваемости учеников, а также для самостоятельной работы младших школьников. Такое интерактивное средство дает возможность разнообразить деятельность учащихся на уроке: работа с различными информационными источниками, практические упражнения, опыты и наблюдения, моделирование, конструирование и тому подобное. Все это мотивирует учеников к изучению новой информации, эффективно развивает универсальные учебные действия и соответствует образовательным целям. Педагог может пользоваться электронными учебниками, которые представлены в Яндекс.Учебник.

Интерактивные технологии часто используют в дистанционном обучении, так как они способствуют непрерывному контакту между учениками и учителем.

Интерактивная конференция - это интерактивное средство дистанционного обучения, позволяющее на расстоянии школьникам поддерживать контакт в режиме реального времени. Положительной стороной данной конференции является то, что она помогает организовать учебный процесс школьников, когда они находятся дома (например, когда класс переведен на домашнее обучение из-за карантина и т.п.). Однако сложность проведения интерактивной конференции заключается в том, что она должна состояться в четко определенное время. Часто у школьников возникают трудности во время подключиться. Также, если происходят, сбои программы или не удачно подобран материал, возникают трудности в объяснении новой информации [5, С. 151].

Сейчас очень важно проводить внеклассные мероприятия по расширению кругозора младших школьников, систематизации и углублению их знаний. Новые формы работы создают условия для развития интересов к конкретным областям знаний, реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Особое значение имеют внеаудиторные мероприятия в ходе обучения тому или ином упредмету. В школьных условиях это один из основных факторов, реально помогающих усвоению материала, свободному и активному овладению учащимися культурой речи. Эффективный способ расширить и углубить знания, полученные на уроке. Это так же имеет большое воспитательное значение.

Внеучебноевремястудентовиспользуетсядляразличныхформорганизации, отличных от системы обучения.

Внеклассная деятельность - это деятельность, которая проводится вне класса на основе интереса и самостоятельности учащихся. Видов внеурочной деятельности много, из которых можно выделить экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВН, школьные научные собрания, олимпиады, конкурсы, поисковые и научно-исследовательские и др. [1, С. 144].

При планировании внеаудиторной деятельности младших школьников на занятиях учителя должны придерживаться следующих принципов: добровольность участия учащихся, научный характер; осознанность и активность; видимость; доступность; связь между теорией и практикой, индивидуальный подход к ученикам, различные формы и виды внеурочной деятельностиь [4, С. 29].

Выводы. Интерактивные средства обучения можно использовать на уроке или во внеурочной деятельности школьников, на различных праздниках и мероприятиях, родительских собраниях и при подготовке к занятиям. В соответствии с целью урока или внеурочной деятельности, а также планируемыми результатами учитель должен подбирать и интегрировать в учебный процесс актуальные средства обучения.

Литература:

1. Гаврилина, О.В. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности / О.В. Гаврилина // Наука и школа. - 2019. - № 4. - С. 144-152

2. Евдокимова, А.М. Интерактивные методы обучения на уроках математики в начальной школе / А.М. Евдокимова // Инновационная наука. - 2018. - № 12. - С. 155-157

3. Лингевич, О.В. К вопросу о становлении понятия «Внеурочная деятельность» в России / О.В. Лингевич // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. - № 1 (35). - С. 29-34

4. Роберт, И.В. Развитие информатизации образования в эпоху цифровых информационных технологий / И.В. Роберт // Труды международного симпозиума «Надежность и качество». - 2019. - Т. 2. - С. 151-158

5. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3 (47). - С. 3-16

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / ред. Н.В. Гончарова // М-во образования и науки Российской Федерации. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 45 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин Магомедова Рагинат Магомедовна

Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования правовой грамотности у обучающихся по программам высшего образования. Правовая грамотность является сложным системным образованием, включает в себя различные элементы, которые образуют ее структуру. Анализ этой структуры становится важным в связи с теми изменениями, которые претерпела современная правовая действительность. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Поэтому, естественно, что теория и практика правового воспитания широко использует достижения педагогики и опирается на ее выводы. В структуре правовой грамотности выделены три главных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на программах высшего образования, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи. Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства.

Ключевые слова: формирование, правовая грамотность, обучающиеся, программы, высшее образование.

Annotation. The article deals with the process of formation of legal literacy in students of higher education programmes. Legal literacy is a complex system formation, includes various elements that form its structure. The analysis of this structure becomes important in connection with the changes which the modern legal reality has undergone. Formation of legal literacy, as a type of pedagogical activity, is aimed at forming a certain sphere of consciousness - legal consciousness. Therefore, it is natural that the theory and practice of legal education makes extensive use of the achievements of pedagogy and relies on its conclusions. The structure of legal literacy has three main components: cognitive, motivational-valuable, regulatory-behavioral. Legal literacy should be formed at all stages of education, especially in higher education programs, as qualified teachers, having knowledge both in law and in pedagogy, can most qualitatively contribute to the formation of legal literacy in young people. The formation of legal knowledge and a heightened awareness of the law is the most important task of the modern State. Bodies of state power, local government, educational organizations should organize measures on the proper level to promote the development of legal consciousness of citizens, as in the further it all contributes to the formation of the state based on the rule of law.

Key words: formation, legal literacy, students, programmes, higher education.

Введение. Актуальность проблемы правовой грамотности молодежи заключается в том, что уровень этой грамотности в государстве является показателем развития общества, условием становления правового государства. Именно сегодня создались благоприятные условия для критического переосмысления методологических основ исследования правовой грамотности молодежи, необходимости коренного реформирования правовой реальности современной России.

В России в настоящее время продолжаются процессы формирования институтов гражданского общества и построения правового государства. При этом необходимым условием успешного развития данных процессов призвано стать наличие в стране граждан с высоким уровнем правовой грамотности.

Развитое правовое сознание и правовая активность граждан являются основой правового государства в цивилизационном обществе, основой правового государства. Несмотря на то, что на тему «правовой грамотности» написано множество научных трудов, сам термин вошел в юридическую литературу сравнительно недавно. В первых работах, посвященных правовой культуре, многие авторы рассматривали ее как результат деятельности человека и общества.

Изложение основного материала статьи. Исследование правовой грамотности актуально для большинства государственных институтов, для российского юридического сообщества в целом. Мониторинг правовой грамотности населения интересен исполнительным и законодательным органам власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию различных сфер жизни - Министерству юстиции, МВД, Государственной Думе РФ, Совету Федерации, а также региональным департаментам образования, отвечающим за формирование основ правосознания подрастающего поколения [3].

Юридическое сообщество осуществляет популяризацию права на практике: через консультирование, представление и отстаивание интересов граждан. Значимость права выражается через его знание, понимание и отношение к нему. Правовые знания и возможность их применения в жизни, развитие оценочного отношения к праву, социально-правовых установок на основе имеющихся знаний, входят в правовую грамотность личности.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовой грамотности, а ее исследование требует обращения к трудам по общей теории права, в которых сделан анализ ее сущности и роли в регулировании общественных отношений.

В контексте рассмотрения понятия «правовая грамотность», остановимся на дефиниции понятия «грамотность». В Современной энциклопедии понятие «грамотность» трактуется как «первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка» [3].

По мнению Абросимовой Е.А., «правовая грамотность - это общее знакомство с правовыми основами государства, видами и нормами права, регулирующими отношения людей на основе закона» [1, С. 207].

Шкатулла В.И., Надвикова В.В. в своих научных трудах говорят о том, что «правовая грамотность - это качество личности, основанное на совокупности правовых знаний и оперировании основными правовыми понятиями» [8, С. 40].

Правовая грамотность является сложным системным образованием, включает в себя различные элементы, которые образуют ее структуру. Анализ этой структуры становится важным в связи с теми изменениями, которые претерпела современная правовая действительность. Ломка сложившихся стереотипов в философско-правовой науке, коренное реформирование законодательной базы стали факторами, изменили само представление об элементах правовой грамотности.

Развитие теории и практики правовоспитательной деятельности, а также социальные ожидания, связанные с ней, определяют самостоятельное значение правового воспитания как отрасли научных знаний, требует ее четкого отграничения от близких и смежных областей знаний. Формирование правовой грамотности, как разновидности педагогической деятельности, направленно на формирование определенной сферы сознания - правового сознания. Поэтому, естественно, что теория и практика правового воспитания широко использует достижения педагогики и опирается на ее выводы.

Теория правовой грамотности входит в теорию воспитания как составная часть, подобно теории нравственного, эстетического и других видов воспитания. Сама же теория правовой грамотности составляет специальную отрасль педагогической науки. В этом смысле можно говорить о теории правового воспитания как о педагогической науке. Динамику развития основных положений концепции правовой грамотности в науке можно проследить на примере изменений в определении основного понятия «правовая грамотность».

Демонстрируя особенности и уровень правосознания контингентов, социологи подходят к изучению роли правовой грамотности, ищут способы измерения его эффективности, поскольку без таких знаний невозможна разработка общеметодологических принципов и конкретных методик правовоспитательной деятельности для отдельных категорий воспитанников. Но только самих результатов социально-правовых исследований для выработки соответствующих методик недостаточно.

Проблемы правовой грамотности также являются сферой изучения криминологии. Разрабатывая системы государственных и общественных мер предупреждения преступности, криминологи изучают личность преступников, ценностные ориентации и социально-правовые установки граждан, в структуре личности которых есть криминогенные факторы.

Правовая грамотность - это формирование у молодых людей правосознания и правопослушного поведения, а также надлежащей патриотической закалки. В выполнении задач по формированию правовой грамотности учащейся молодежи должны участвовать общественные институты: образовательная организация, родители и правоохранительная система. И если последняя в большей степени ответственна за наказания определенного противоправного поведения, то семья и образовательная организация обеспечивают профилактику правовых нарушений, обучают молодежь законам и нормам морали, поведения в обществе [3, С. 117].

Методические аспекты правой подготовки также требуют существенного пересмотра. Формирование правового сознания невозможно только за счет репродуктивных методов обучения, заучивания нормативов закона. Гораздо более эффективны так называемые методики активного обучения, которые позволяют не столько запомнить необходимые нормы и правила, сколько сформировать собственную точку зрения обучающихся на правовую ответственность, осмыслить личное и общественное значение соблюдения правового поведения [7, С. 200].

Этому способствуют различные формы правового обучения и воспитания: учебные дискуссии, ролевые игры, ситуационные упражнения, которые позволяют на практике почувствовать и оценить последствия нежелательного правового поведения. Среди показателей правовой грамотности можно назвать такие, как знание обучающимися правового минимума, отсутствие правонарушений.

Переходя к рассмотрению структуры правой грамотности, можно выделить несколько структурных элементов:

1. когнитивный (идеологическая и социальная психология);

2. информационно-оценочный (к ним относятся вопросы о природе права, способности объективно и оперативно оценивать ситуацию и деятельность членов общества с точки зрения интеграции основных правовых категорий, законности, справедливости и целесообразности);

3. эмоционально-личностный (его содержание включает в себя эмоциональное удовлетворение от своих законных действий и стремление к правовому самосовершенствованию);

4. мотивационно-ценностный (ориентирован на соблюдение индивидом правовых норм в своей деятельности и желанием получить дальнейшее юридическое образование);

5. регулятивно-поведенческий (его составляющими являются аналитические умения и навыки решения правовых проблем, работа с юридическими документами, частная и профессиональная деятельность, умение и готовность использовать имеющиеся правовые знания для защиты прав и свобод человека).

Следовательно, в структуре правовой грамотности можно выделить три главных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, регулятивно-поведенческий. Когнитивный компонент заключается в комплексе знаний о системе права, складывающийся у человека. Знание - это итог приобретения системы фактов, понятий, правил, принципов, законов, закономерностей и теорий в конкретной сфере. Одновременно с этим знанию должен быть присущ эмоционально-оценочный характер: знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний.

Оптимизировать процесс формирования правовой грамотности обучающихся - значит сделать его максимально эффективным, действенным, то есть усовершенствовать его для повышения уровня знаний о праве и уважения к нему.

Рассмотрев сущность понятия правовой грамотности и ознакомившись с определениями, можно заметить, что недостаточно только передать правовую информацию, необходимо научиться грамотно ею пользоваться, всегда помнить о развитии личности, о творческом мышлении, умении делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на программах высшего образования, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи.

Можно выделить ряд направлений, охватывающих правовые нормы для формирования правовой грамотности обучающихся по программам высшего образования. В результате учащиеся смогут: Определять права и обязанности в проблемных ситуациях и уметь их выполнять. Негативные последствия конфликта можно минимизировать с помощью закона. Найдите самую свежую информацию о правовых нормах. Знайте, когда и как получить профессиональную юридическую помощь. Знайте, как защитить свои права с помощью судебной системы, и поймите, когда закончатся средства правовой защиты.

Правовое образование является основой, фундаментом нового общества в РФ. Ведь граждане являются единственным фактором, способным образовывать государство и правопорядок, приводя в действие Конституцию РФ и законодательство. Программы правового образования должны учитывать профессиональные навыки, возраст, социальный статус, психологические особенности и тому подобное. Однако, несмотря на значительное количество программ по формированию правовой грамотности молодежи, в РФ остается недостаточным уровень правовой осведомленности.

Среди проблем особое место занимает низкая правовая образованность граждан, которая выражается в недостаточном знании содержания правовых механизмов реализации своих прав, а также неумении применять свои знания на практике. Например, довольно часто происходит так, что граждане просто не знают, в какой орган обратиться, или обращаются в отдел, в компетенцию которого не входит рассмотрение этого вопроса, поэтому не получают желаемого результата [5, С. 257].

Таким образом, благодаря такой дисциплине как «Основы права» обучающиеся получат знания о том, что такое право и как оно появилось, а также базовые понятия в данной области и отличия российского права от иностранного. Например, учебник для ВУЗов «Основы права» Волкова А.М. и Лютягиной Е.А. позволит усвоить данную дисциплину и получить полные, системные знания.

Для того что бы знать виды субъектов гражданских отношений, общее понятие договора, виды обязательств, как защитить собственность, что такое авторское право и интеллектуальная собственность, какие сроки предъявления претензий и особенности защиты прав потребителей, существует такая дисциплина как «Гражданское право». В учебном пособии Шабловой Е.Г., Жевняка О.В. «Гражданское право» изложены основные положения данной дисциплины. Так же используя учебное пособие Николюкина С.В. «Гражданское право. Общая часть (практические и тестовые задания, кроссворды, ребусы)» можно закрепить свои знания благодаря практическим заданиям.

Так же можно прибегнуть к методическим рекомендациям Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности у детей, родителей и педагогических работников.

Основные методы для накопления теоретических знаний - лекции и беседы, используемые в рамках занятий, на внеклассных мероприятиях и в индивидуальной и групповой формах. Так же, приветствуются различные интерактивные формы мероприятий, такие как конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие, что обеспечивают высокий уровень усвоения и запоминания информации. А такие формы мероприятий как практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п., способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях [6, С. 278].

Считаем возможным выделить следующие проблемы и предложить некоторые рекомендации.

Это зачастую приводит к тому, что наибольший упор делается на организацию просветительской деятельности, чем на ее содержание. Следует больше уделять внимание содержательному контенту, разбивке по отраслям, по комплексам публичного и частного права, по сферам законодательства, обратить внимание на методику группировки вопросов по степени сложности - от общего к частному. Методическая составляющая важна и для других форматов право

просветительской деятельности, как для диалоговых лекций, так и для деловых игр, право просветительских онлайн-программ [1, С. 107].

Такая точечная работа дает актуальную информацию об имеющихся недоработках. Примеры подобных акций уже имеются. Важность проведения правового диктанта как способа популяризации правовых знаний среди военнослужащих органов военного управления подчеркивается в научных изысканиях. Проведенный в Вооруженных силах Всеармейский правовой диктант позволил сосредоточить внимание на наиболее острых проблемах в правовой грамотности военнослужащих, что позволит Министерству обороны РФ более точечно проводить работу по правовому просвещению личного состава.

Ныне, во время непрерывной цифровизации и технологизации общества, вопросы просвещения также непосредственно связаны с информационным пространством, и оставаться прежним, каким был десятки лет назад, этот инструментарий уже не может. Одновременно с задачами правового просвещения достигаются и факультативные, но не менее важные задачи по формированию и развитию информационно-коммуникативной культуры граждан, которая сейчас находится на начальном этапе формирования. Новые информационные технологии позволяют поучаствовать в диктанте и других просветительских акциях, не выходя из дома.

Правовая образованность является комплексной характеристикой личности, которая включает: знания гражданина о праве и законодательстве, правовые нормы, необходимые ему в жизни и деятельности в бытовой и профессиональной сферах, осознание им своих прав (возможностей, возможных вариантов поведения) и обязанностей (обязательные нормы поведения), умение реализовать юридические механизмы защиты своих прав и интересов и тому подобное.

Совершенно очевидно, что состояние правовой грамотности молодежи в РФ требует определенных корректив модели воспитания учащихся и студентов в учебных заведениях с учетом их индивидуальных особенностей - возраста, социального опыта, интересов и способностей. Необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее правовую и экономическую защищенность молодых граждан.

Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства [2, С. 29].

В системе правового образования особое значение приобретает не столько вопросы уголовного права, сколько изучение прав личности, ее обязанностей, личной ответственности человека за свое поведение. Однако в основе современного содержания обучения должны быть положены не столько положения и нормы закона, сколько их ценность и значимость для общества в целом и отдельного ребенка в частности [4, С. 273].

Исходя из всего этого, особое внимание уделяется развитию правовой грамотности подрастающего поколения, от которой зависит будущее страны в целом и, соответственно, ее правовой составляющей в частности. Правовая грамотность влияет на правосознание отдельных индивидов. В этом праворегулятивная функция общественного правосознания осуществляется через формирование индивидуальной правовой культуры, образование, состояние правовой духовности, атмосферы общества. Через правосознание происходит познание окружающей среды, формируется система знаний, понимания и осознания права и его требований, отношение к праву в целом и выработки направления и характера поведения в области права.

Выводы. Формирование правовых знаний, развитого правосознания является важнейшей задачей современного государства. Органам государственной власти, местного самоуправления, образовательным организациям необходимо на должном уровне организовывать мероприятия, способствующие развитию правосознания граждан, так как в последующем все это способствует формированию правового государства.

Литература:

1. Абросимова, Е.А. Правоведение. Учебник для бакалавриата и специалитета / Е.А. Абросимова, В.А. Белов. - М.: Юрайт, 2019. - 414 с.

2. Кибакин, М.В. Нормативно-правовые и критериальные аспекты диагностики финансовой грамотности населения Российской Федерации / М.В. Кибакин, Н.И. Киселева // Юридическая наука. - 2019. - № 11. - С. 29-33

3. Поветкина, Н.А. Финансовая грамотность в фокусе права / Н.А. Поветкина, Е.В. Кудряшова // Журнал российского права. - 2019. - № 3 (267). - С. 117-128

4. Усанова, В.А. Направления развития правовой грамотности и правосознания граждан в Российской Федерации: материалы всероссийской конференции с международным участием / В.А. Усанова // Пенза, 2020. - С. 273-278

5. Хачароева, А.Х. Особенности формирования правовой грамотности обучающихся / А.Х. Хачароева, П.Х. Хунарикова, Б.А. Погоров // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 257-260

6. Цомаева, З.Т. Особенности формирования правовой грамотности у студентов педагогических образовательных учреждений / З.Т. Цомаева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 12-1. - С. 278-283

7. Шамьенова, Г.Р. Принципы формирования правовой культуры в рамках реализации воспитательной работы со студентами в современном вузе / Г.Р. Шамьенова // Правовая культура. - 2020. - № 1 (40). - С. 95-106

8. Шкатулла, В.И. Правоведение. Учебник / В.И. Шкатулла, В.В. Надвикова. - М.: Юстиция, 2017. - 486 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Федоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В

ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы цифровизации образования. Автор анализирует сущность цифровизации и появления новых цифровых технологий, представляющих большой педагогический потенциал. В данной статье описывается цифровая образовательная среда. Уточнены понятийные рамки: «цифровая грамотность», «цифровая образовательная среда». Цифровая стратегия образования предусматривает перспективные инновационные технологии. Систематизированы представления о цифровых платформах, обоснованы методы и основные принципы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.